Самые известные лошади - от Буцефала до Лошарика - Locals. Магия сказки «Сивка-бурка, вещая каурка Конь сивка

В Москве, если захочешь, можно покататься на лошади даже посреди ночи. Это источник дохода для многих владельцев лошадей, которые таким образом выводят их на работу. Лошадям приходится стоять на каком-нибудь углу улицы и час за часом ждать, когда кто-нибудь захочет заплатить за то, чтобы проехаться кружок.

Лошади вынуждены шагать туда-сюда по заасфальтированным улицам, часто без подков, среди шума и светофоров. Иногда они возят детей, иногда — в меру трезвых ночных гуляк.

Недавно под Рыбинском я повстречала лошадь, которая раньше тоже зарабатывала таким образом, — кобылу по имени Алиса. Кауро-пегую, немного приволакивающую заднюю ногу при ходьбе. Взгляд у нее был дружелюбный и внимательный, все остальное же выглядело плачевно, ребра и мослы торчали.

Контекст

В Сибири боятся тигров

Lidovky 14.03.2017

Финны в долгу перед финской лошадью

Helsingin Sanomat 06.01.2017

Возвращение лошади Пржевальского

Smithsonian 06.01.2017

Сибирь быстро приучает к холоду

Helsingin Sanomat 31.12.2016

Лошадей одомашнили в степях Украины, России и Казахстана

The Washington Post 08.05.2012 «Вы думаете, это она тощая? Видели бы вы ее год назад», — говорит ее владелица Олеся.

Олеся нашла Алису на улицах Ярославля. Кобылу день и ночь держали на ногах. Неподкованные копыта деформировались от постоянной ходьбы по асфальту.

Но Олеся увидела кое-что другое. «Кауро-пегая!» — подумала она. Как Сивка-Бурка из сказки.

В этой русской народной сказке главному герою Иванушке удается поймать великолепного кауро-пегого коня по имени Сивка-Бурка. Конь превращает Иванушку в статного принца. В конце он женится на царской дочери. Классическая сказка со счастливым концом.

В этой кобыле не было ничего великолепного. Истощенная кляча, которая едва могла стоять на копытах, стертых до крови. Единственное, что у нее было общего с Сивкой-Буркой — это ее цвет.

«Ты что, правда собираешься ее купить? Ее пора пустить на колбасу», — сказал Олесин муж Саша.

Пара держит небольшой музей на открытом воздухе под Рыбинском. Там уже есть одна лошадь — черный жеребец, который до сих пор играл главную роль в сказочных представлениях музея. Теперь была нужна кауро-пегая лошадь на роль Сивки-Бурки.

Олеся купила Алису. Первые три дня кобыла только и знала, что ела. Она получала льняную кашу и щипала траву. Щипала и щипала. Когда она не паслась, то пила. Пила и пила. Олесе и Саше приходилось наполнять поилку несколько раз в день.

Мультимедиа

Чистокровные скакуны на улицах Дамаска как вызов Западу

Sana 19.04.2017 Одним зимним утром Алиса не смогла подняться. Через два дня Олеся стала прощаться со своей лошадью. Она поняла, что с ней плохо дело.

Тогда кобыла внезапно подняла голову. С усилием она попыталась встать. Наконец, она стояла на дрожащих ногах. Она пережила зиму.

Ведь она, несмотря ни на что, все-таки была волшебной лошадью Сивкой-Буркой.

Вот и я повстречалась с Сивкой-Буркой в музее, где она играет одну из главных ролей. Она подошла к нам с поднятой головой и глазами, полными доверия. С взглядом лошади, которую гладят, а не бьют.

Народная сказка о Сивке-Бурке — сказка об удаче. Реальная история рассказывает о надежде и вере.

Я предпочитаю реальную историю.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На днях китайцы всего мира встретили Новый год, и лошади во всем мире пришли в неописуемый восторг, ведь теперь ровно год они будут "на коне"... Каламбур получился случайно, но так как Год Лошади вступил в свои права, можно позволить себе тихонько поржать посмеяться над этой шуткой.
Увлеченный мультоман Мартышка заинтересовалась вопросом, почему лошади не слишком часто становятся героями мультфильмов?... И попробовала собрать коллекцию мультипликационных лошадок , с которыми я знакома.
Их, конечно, намного больше... Вспомните кого-то, кого я забыла?

30. Ежик в тумане (1975) СССР
«Где же лошадь?» - подумал Ёжик. И хотя белая лошадиная голова действительно появляется в мультфильме лишь призраком в тумане, но кто не знает анекдотов про "Лоша-а-а-дка"?!

ссылка на youtube

29. Конь (Kon, 1967) Польша

ссылка на youtube

28. Волшебный конь (The Magic Horse, 1953) Великобритания
Багдадская сказка о волшебном коне восточного принца. Очень необычная стилистика мультфильма, очень сложная ажурная бумажная методика. Лотти Рейнигер - создательница силуэтной анимации, автор первого полнометражного мультфильма и одна из ярчайших анимационных художниц XX века.

ссылка на youtube

27. Олимпиада 80: Конный спорт и Конный спорт (выездка) (1980) СССР
Из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде`80.

ссылка на yotube 1

ссылка на youtube 2

26. Глупая лошадь (1975) СССР - из "Веселой карусели"
Экранизация детской песенки про лошадь и галоши.

ссылка на youtube

25. Густав покупает лошадь (1967) Венгрия
В 1967 году на советские экраны вышли несколько мультальманахов для взрослых , объединявших в себе несколько серий о Густаве - маленьком человечке, чем-то напоминающем нашего мультгероя Великолепного Гошу. Первый альманах назывался "Похождения Густава", второй - "Новые похождения Густава". Мультальманах очень редкий.
В этой серии Густав покупает лошадь, но не может удержать ее - от любви:-)

ссылка на youtube

24. Как пан конем был... (2004) Россия
Белорусская сказка про то, как злой и жадный пан претерпел злоключения и исправился.

ссылка на youtube

23. Огуречная лошадка (1985) CCCР
Мультфильм для маленьких о девочке Маше, которая выращивает на огороде огуречик и отгоняет от него петуха, козу и ворону. А огуречик очень похож на лошадку. А как хочется прокатиться Маше на огуречной лошадке далеко-далеко...

ссылка на youtube

22. Марусина карусель (1977)
Об игрушечной лошадке Марусе, которая ушла с карусели и искала себе дело по душе.

ссылка на youtube

21. Сын белой лошади (Fehérlófia, 1981) Венгрия
Когда-то росло на земле гигантское дерево. На одном из листочков его могучей кроны помещалась целая страна. У короля, правившего этой страной, было три сына, которые в один прекрасный день отправились в путь, чтобы найти себе жен. Скоро они вернулись домой с тремя прекрасными феями... Юные принцессы загорелись любопытством к тайне властителей царства тьмы, и попали в плен к драконам. Освободить их могли только очень храбрые юноши.

ссылка на youtube

20. Приз Порки – пони (Porky"s Prize Pony, 1941) США
Поросенок Порки участвует в лошадиных скачках.

ссылка на youtube

18. мультсериал Болек и Лёлек на Диком Западе (Bolek i Lolek na Dzikim Zachodzie, 1986) Польша - серия "Конокрад"
Во время путешествия по Дикому Западу Болеку и Лелеку приходится то становиться следопытами, то ловить конокрада, то гнаться за грозой Техаса.

ссылка на youtube

17. Раз ковбой, два ковбой... (1981) CCCР
Пародия на американский вестерн.

ссылка на youtube

16. Конь Хан из Мулан (Mulan, 1998) США

15. Одна лошадка белая (1977) СССР
Очень поучительная история о лошадке, которая навестила за один день всех своих друзей, а про старую бабушку снова забыла.

ссылка на youtube

14. Где ты, мой конь? (1988) СССР
Мультфильм о мальчике, который дружил с конем и всегда был вместе с ним, но однажды он променял любимого коня на красивую машину, а потом на компьютерные игры, да так увлекся, что совсем забыл о своем друге. А когда вспомнил, было уже поздно…

ссылка на youtube

13. мультсериал Мой маленький пони: Дружба – это чудо (My Little Pony: Friendship Is Magic, 2010 – ...) Канада, США
"Мой маленький пони" был создан еще в 1982 году, существует несколько мультфильмов и мультсериалов, но наибольшую популярность получил именно последний сериал.
Действие происходит в вымышленной стране под названием Эквестрия (от лат. equus - лошадь), населённой разумными пони и рядом других разумных и неразумных существ. Эквестрия находится в фэнтезийном мире, где, помимо обычных животных, обитают также драконы, грифоны, мантикоры и другие фантастические существа.

12. Ахиллес, конь капитана Фебуса из Горбун из Нотр Дама (The Hunchback of Notre Dame, 1996) США

11. Ангус, лошадь Мериды из Храбрая сердцем (Brave, 2012) США

10. мультсериал Лошадки (Horseland, сериал 2006 – 2008) США
Удивительные приключения четырех девочек и их лошадей происходят в волшебной Стране Лошадок. Девочки стремятся стать самыми искусными наездницами и им нужно научиться любить и уважать своих лошадок, никогда не сдаваться и уметь выходить из любых жизненных ситуаций с достоинством. Их ждут приключения и испытания, но их дружба, честность и уверенность в себе окажется сильнее всех препятствий!

ссылка на youtube

9. Ико – отважный жеребенок (Ico, el caballito valiente, 1983) Аргентина
Полнометражный мультфильм, снятый, что удивительно, во временами аргентинской диктатуры.
Жеребенок-бродяга Ико страстно мечтает стать королевским конем. В попытках достигнуть этого он узнает, что каждую ночь загадочным образом из королевской конюшни исчезают лошади…

ссылка на youtube

8. мультсериал Серебряный конь (The Silver Brumby, 1998) Австралия
Конь Таура живет на просторах Австралии, вместе со своей подругой, и своими друзьями - кенгуру, страусами, филином, и другими зверьками. С ними постоянно случаются всякие переделки с участием местных охотников.

7. Альтиво из Дорога на Эльдорадо (The Road to El Dorado, 2000) США

6. Спирит: Душа прерий (Spirit: Stallion of the Cimarron, 2002)
История дикого жеребца мустанга Спирита, путешествующего по территории всей Америки. Храбрый Спирит заводит дружбу с молодым индейцем Ручейком и находит любовь с красивой кобылой по имени Гроза.

5. Пони бегает по кругу (1974) СССР
О маленьком пони, который катал детей в зоопарке и мечтал участвовать в военном параде.

ссылка на youtube

4. Лошарик (1971) СССР
Добрый детский мультфильм о маленькой лошадке из жонглерских шариков по имени Лошарик, который выступал в цирке. Его создал жонглер, начинающий дрессировщик. Однако «коллеги» Лошарика, цирковые лев и тигр, насмехались над ним и обвиняли его в том, что он - ненастоящий артист, из-за чего отказались с ним выступать. Жонглер очень страдал из-за того, что Лошарика невзлюбили, и вынужден был попрощаться с ним. Но дети стали возмущаться отсутствием Лошарика на арене...

ссылка на youtube

3. Конек-Горбунок (1947, 1975) СССР
Мультфильм по одноимённой сказке Петра Ершова был создан на студии Союзмультфильм режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух версиях - 1947 и 1975 года. Я привожу обе версии.

October 18th, 2008

Для начала, народные сказки, где лошади - главные герои. Пока что на ум приходит только "Сивка-Бурка ". Кстати, в сети нашла два варианта этой сказки - один "причёсанный", наверное, наиболее для нас привычный , а второй - несколько неожиданный для меня, не видела раньше .

"Было у отца три сына: два умных, а третий — дурак. Пришло время, стал отец помирать и говорит: "Вот, сыны, как я помру, вы по одному три ночи приходите на мою могилу". И умер. Ну, конечно, сыновья обязаны выполнить отцовский приказ. Стали они конаться, и выпало: в первую ночь идти на могилу старшему брату, во вторую — среднему, в третью — младшему, Иванушке." Есть ещё один вариант с умирающим отцом и дежурством на могиле .

"Иван-царевич и Серый Волк" - тоже, разумеется, есть разные варианты: например, вот этот , или такой .

Пётр Ершов "Конёк-Горбунок" , действительно, пройти мимо такого произведения просто невозможно! Сказка выдержана в лучших народных традициях, и хотя этот обзор посвящён не поэтическим произведениям, будем считать, что это более СКАЗКА, нежели стихотворение. :) Произведение настолько известное и популярное, что без труда его можно приобрести и сегодня, хотя не все книги, я бы сказала, очень качественно иллюстрированы. Пожалуй, из относительно новых изданий самое красивое вот это . Обратите внимание, что в библиотеке Мошкова сказка выложена в сопровождении иллюстраций , и очень неплохих. Мультфильмы по сказке были сняты дважды (по крайней мере, из того, что я нашла), один - в 1947 году , а другой - в 1975-ом .

Александр Сергеевич Пушкин "Песнь о Вещем Олеге " .

Левинова, Сапгир "Приключения Кубарика и Томатика или Весёлая математика. Часть II. Как искали Лошарика" . Замечательная книга по математике для маленьких, где есть милый герой Лошарик, он правда рассыпается от урагана в самом начале, но его присутствие ощущается на протяжении чтения всей книги, ведь это именно его собирают друзья - Кубарик и Томатик! К счастью, появилась возможность ознакомиться с книгой !Радий Погодин " Где ты, Гдетыгдеты ? " "В городе Новгороде проживал один жеребенок.
Ты, конечно, скажешь, что жеребята проживают в деревне. Например в деревне Коржи Новгородской области.
Согласен.
И все-таки в городе проживал один жеребёнок. Мишей звали. Был он золотистого рыжего цвета. На груди пятно, на ногах вроде носочки белые. Жеребёнок Миша носил шляпу-панаму с бантиком, потому что погода тем летом стояла жаркая."

Шашурин "Конёк-огонёк" - нет в сети информации...

Кульмова "Но-о, Леокардия! ": "Вербные сережки - самые ранние, может быть поэтому они такие горькие: солнце не успело напоить их сладостью. Но Леокадия все равно очень любила вербные сережки и, увидев их на улице Пегаса, на углу площади Вдохновения, сказала Алоизу:
- Купи мне на прощанье вербочек, Алоиз!
... И тогда Алоиз вытащил из кармана последние, вместе заработанные деньги, и купил две дюжины вербных пучков."

Клод Авелин "Истории про...", есть там и "Сказка про коня, который хотел стать деревянным ": "Жил-был конь полковника, который очень скучал в казарме, потому что хотел, чтобы его полюбили дети. Он задумал стать для этого деревянной игрушкой, но в итоге попал в цирк, где не было недостатка в детской любви."

Хайн, К. "Дикая лошадь под печкой" Главный герой книги - восьмилетний Якоб Борг - рассказывает читателю множество интересных историй, которые приключились с ним и его друзьями-игрушками:индейцем Маленькое Орлиное Перо, Бродягой Панаделем, осликом Хвостиком и др.

Ханну Мякеля "Лошадь, которая потеряла очки" : "В этой сказке главной героиней является городская, безумно интнллигентная и поначалу беспомощная лошадь. Ей помогают в трудные дни выжить и созранить свою интеллигентность Собака, Ежик, Ворона и даже Мышь."

Ася Кравченко "Здравствуй, лошадь! "

"- Помнишь, ты обещала сводить меня в музей? Я сегодня свободен, - однажды сказал Кабачок.
- По-моему, лошади не ходят в музей. Я ни разу там не видела даже пони, - засомневалась Соня.
- Вот и увидишь!
- В музее нельзя бегать, громко разговаривать…
- Я буду вести себя тихо, - пообещал Кабачок.
Соня не нашла что возразить, и они поскакали в город.
По дороге Соня пыталась научить Кабачка правильно себя вести.
- В музеях обычно говорят об искусстве.
- Хорошо, будем говорить об искусстве, - отозвался Кабачок. - Только надо потренироваться. Начинай!"
Книга недавно издана, её можно приобрести в магазинах, подробнее о ней можно посмотреть
здесь .

Ирина Токмакова "

Счастливо, Ивушкин! " Там, по верным сведениям, есть замечательная лошадка Луша. :) "Вот про Лушу-то и пошел дальше разговор, который не должен был слышать Ивушкин, но услышал, вроде как бы подслушал, хотя подслушивать некрасиво и стыдно, но если человек проснулся утром, то в чем же тут его вина? - Что сказал дядя Кузьма? Они возьмут Лушу на конюшню? - Это спрашивала мама. - Варенька, ну, посуди сама, зачем им в хозяйстве такая старая лошадь? - Ну, ты хоть погоди, Фильке не говори, он разнервничается. - Я и сам расстроен, да, может, еще уладим, а?.."

Марсель Эме "Лошадь и ослик" из синей книги "Сказки кота Мурлыки ".

Леонид Яхнин "Игого, или Путешествие с говорящей лошадкой" - книжка вышла недавно, её можно приобрести в магазинах, а вот можно заглянуть внутрь книжки.

А вот ещё одна из сравнительно новых книжек, впрочем, будьте внимательны,

"Тетка Полина сидела на грядке и рвала огурцы, надвинув шляпку с бантом на самый нос, чтобы не слепило солнце. Медленно разгибая онемевшую спину, Тетка Полина поднялась. Да так и осталась стоять, разинув рот, потому что увидела чудо. Путаясь в огуречной ботве и высоко поднимая тонкие зеленые ноги, на дорогу выбирался большой огурец, похожий на лошадку: зеленное туловище, такая же огуречная голова, огуречный хвостик-огрызочек... Лошадка никого не боялась. Она вскинула голову и залилась восторженным ржаньем. Блеснули на солнце белые зубки-зернышки, и звонкое эхо отозвалось на чердаке дачи. " Оказывается, кстати, что по этой сказке есть мультфильм (или может, наоборот, сначала был написан сценарий, а потом уже книга?), очень даже милый. :)

А вот ещё сказки - возможно, для ребят чуток постраше, чем возраст, на который в основном рассчитаны все вышеперечисленные сказки:

Также найдена книга, написанная в духе фэнтези, для подростков - это книга Алины Бояриной "Денис Котик и Царица крылатых лошадей" , её можно приобрести в магазинах, рецензии немного коробят , но возможно, книга неплохая совсем.

В русских народных сказках главным героям часто помогают животные, обладающие необычными и даже магическими качествами. Это говорит о тесной связи наших предков с природой, вере в ее могущество и справедливость. Ярким примером является сказка о волшебном коне Сивке-бурке. Простой на первый взгляд сюжет о том, как вещая каурка появляется в жизни главного героя и меняет ее к лучшему. Раскрывает глубинный смысл взаимодействия человека с силами природы и дает представление о знаниях устройства мироздания, которыми располагали славяне. Чтобы лучше понять наших предков и разобраться в их представлениях, для начала стоит вспомнить сказку.

Краткое содержание: «Сивка-бурка, вещая каурка»

Сказка имеет несколько вариантов развития событий. Напомним два наиболее известных.

У одного крестьянина было трое сыновей. Старшие были хитры и расчетливы, поэтому доброго и бескорыстного младшего брата Ивана считали глупым. Работа ему доставалась черная, да и место отдыха не самое лучшее - за печкой. Однажды отец призвал к себе сыновей и сообщил, что пришло его время умирать. Единственная предсмертная просьба родителя заключалась в том, чтобы в течение трех ночей по очереди каждый из сыновей пришел к нему на могилу и принес хлеба. Старшие братья испугались, поэтому схитрили и переложили пугающую обязанность на младшего. Три ночи после смерти отца Иван носил хлеб на могилу покойного, исполнив, таким образом, его просьбу. За храбрость и послушание он был вознагражден. Отец восстал из могилы и поведал Ивану магические слова, которыми он может призвать на помощь волшебного коня: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!"

В другом варианте сказки крестьянин просит своих сыновей найти того, кто топчет по ночам пшеничное поле. Старшие относятся к поручению спустя рукава. Только младшему сыну удается изловить ночного возмутителя спокойствия. Им оказался волшебный конь. В обмен на свободу вещая каурка сообщает главному герою магические слова.

Счастливая развязка

Дальнейший сюжет одинаков. Царь решает выдать свою единственную дочь замуж, но прекрасная царевна ставит условие. Она согласна стать женой удалого молодца, который сможет на своем коне допрыгнуть до окна в ее высоком тереме и поцеловать в сахарные уста. Многие молодцы пытались достичь заветной цели, но только покалечились. Главный герой тоже решил испытать судьбу. Несмотря на множество препятствий и насмешки братьев, Иванушке удается доказать свою удаль. Вещая каурка помогает ему выполнить условие и завоевать сердце царевны. Полцарства в придачу - также хорошая награда за труды и терпение.

Главный герой

Как и во многих других сказках, главный герой по имени Иван был третьим и младшим сыном в семье. Роль основного действующего персонажа ему отводится не случайно, ведь, по обычаю, именно с младшим сыном родители доживали свой век. Следовательно, вместе с равной долей наследства он получал все тяготы по уходу за стариками. Но, как это часто случается, младшего обманывали, и ему доставались только проблемы. В сказках вмешательство волшебных сил помогало восторжествовать справедливости, и каждый получал по заслугам.

Волшебный конь

Слушая сказки, дети учились ценить истинно ценные человеческие качества; доброту, любовь к ближним, храбрость, бескорыстие, щедрость и честность. Ведь именно за них вселенная в лице таких волшебных животных, как конь Сивка-бурка, вещая каурка, вознаграждала героев. О том, что конь волшебный, говорит его имя, состоящее из названия трех мастей; сивая, бурая и каурая. Такое сочетание неслучайно. Наши предки верили в единство и взаимодействие трех миров. Правь - небесный, божественный мир света. Явь - наш материальный мир. Навь - темный мир духов. (красноватый оттенок), символизирующая солнце, соответствует миру Прави. Бурая масть (коричневые тона) указывает на земной мир Яви. Сивая масть (серый или серебристый окрас) похожа на лунный свет и символизирует мир Нави. Слово "вещая" в имени коня Сивка-бурка - вещая каурка - также указывает на его сверхъестественное происхождение. Оно означает обладающий тайными, магическими знаниями.

Таким образом, в иносказательной форме сказка повествует о том, что людям, живущим по совести, благоволят три мира. Которые составляют одно мироздание, подчиняющееся общему закону справедливости.

Лошади в мифах Европы, Азии, Америки
В мифологии многих народов лошади принадлежит особое место, объясняющееся ее ролью в хозяйстве и передвижениях древних.
Лошадь является атрибутом и спутником многих божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои.
Лошадь - динамичный символ бурлящux жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты.
В древних мифах можно леrко обнаружить следы и приметить rордую поступь множества удивительных коней.

О лошадях в античных мифах было рассказано в 1 части.
Лошади в мифах ч1

Итак - о лошадях в мифах, легендах и сказках народов мира
Лошади в мифах Европы

Начнем со сказочного коня - Единорога

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным.
А если удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.
Доменикино . Дева с единорогом (фрагмент фрески, )

Символика
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.
В московском государстве единорог стал символом книжной учености, его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице.
Печать Ивана Грозного

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога). В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии .
Мистическая охота на единорога — аллегорическое изображение евангельской истории Благовещения Девы Марии , получившее распространение в западноевропейском искусстве позднего средневековья .
Единорог изображается либо с головой, лежащей на коленях Богородицы, либо отдыхающим в саду. В сад в образе охотника входит архангел Гавриил .

Благовещение (Мистическая охота на единорога). 1489 год, круг Мартина Шонгауэра .


Сюжет мистической охоты связан с легендой, что единорога может укротить только девственница , которой в аллегории выступает Богоматерь. Перед ее чистотой единорог теряет свою изворотливость и становится покорным.
Рафаэль . Дама с единорогом

Рог единорога (под видом которого обычно сбывался клык нарвала , вывозимый из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи.
Рог ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

В геральдике
Единорог — геральдический символ осторожности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости.
Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады .
Герб Шотландии

Единорог , экваториальное созвездие . Лежит в Млечном пути , однако ярких звёзд не содержит. Местонахождение созвездия — внутри зимнего треугольника , образованного яркими звёздами — Сириусом , Проционом и Бетельгейзе , по которым его легко найти.

Лунма — лошадь-дракон из китайской мифологии. Согласно комментарию к И-цзину, лунма явилась из Хуанхэ и вынесла на спине схему, на основе которой были созданы гексаграммы-яо и триграммы-багуа.
Лунма описывается как «крылатая лошадь, покрытая драконьей чешуёй, которая не тонет, ступая по воде».

Лунма - фигурав сёги («игра генералов»)— японская настольная логическая игра шахматного типа, обособившаяся ветвь шахмат.

Конь ветра , Лунгта
— символ в тибетском буддизме в виде коня , несущего на спине чинтамани , драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. Обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на тибетских молитвенных флагах , называемых лунгта .
Используется в геральдике .
Тибетцы верят, что если конь ветра у человека стоит высоко, то в делах он будет иметь успех, в жизни благополучие, будет здоровым и счастливым. Для этого тибетцы вывешивают флажки с изображением коня ветра на высоком месте, например на крыше дома. Флажок представляет из себя рисунок на прямоугольном куске ткани в центре которого изображен конь.
По углам флажка обычно изображены: тигр — символ элемента Воздух; Снежный лев — символ элемента Земли; Гаруда — символ элемента Огня; дракон — символ элемента Воды.


Конь Ветра на гербе Монголии.
................

Тулпар — крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.
Тулпар в сказках выступает мудрым советчиком батыра, помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам (певцам-сказителям).
При расставании с батыром конь велит ему выдернуть три волосинки из его гривы; герою достаточно подпалить их — тулпар явится перед ним…
Герб Казахстана с тулпарами

В настоящее время слово встречается в названиях множества организаций, изображение — в эмблемах.
.............

О том, нaсколько это трудная задача - приручить волшебного коня, можно получить представление из армянскоrо эпоса rде описан чудесный конь Куркик Джалали.
Куркик Джалали
в aрмянском эпосе «Давид Сасунский», — чудесный конь, советник и помощник героев. Но его нужно было укротить. Caнасару пришлось спуститься за ним на морское дно, потом непокорный конь вознес rероя к самому солнцу, но Санасар спрятался от жrучих лучей под брюхом коня. a target= Только тогда конь покорился rерою и стал ero дpyrом, советником и помощником.
Куркик Джалали давал мудрые советы Давиду и Мгеру Младшему. Конь также помoгал истреблять врагов, бил копытaми как палицами, выпускал из ноздрей пламя
.……………
Интересен индейский лошадиный боr
Цимин Чак
,
чьим прототипом явился боевой конь конкистадора Кортеса , завоевателя Мексики.
Однажды конь Кортеса повредил ноry, и испанец оставил коня на попечение правителя rорода Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за боrа Keцалькоатля, поместили ero коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с усердием, пытаясь откормить ero... кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное околело с rолоду.
Устрашившийся мести боrов правитель rорода повелел изrотовить каменное изваяние коня, чтобы вымолить у нero прощение. Кaменнoro идола нарекли Цимин Чаком.
......................

В сказках

Волшебные коньки из pyccкoro фольклора, Сивка-Бурка и Конек Горбунок , помоrали своим rероям не только делом, но и мудрым советом.

"Конёк-Горбунок» — сказка в стихах Петра Ершова . Главные персонажи — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный Конёк-горбунок , ставший верным другом Иванушке.

Но конька не отдавай

На земле и под землей

Он товарищ будет твой...

Прекрасные кони, братья Горбунка


Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой…

……………
В основу произведения легли народные сказки, не только русские, но и сказки других народов.
Известна Норвежская народная сказка («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля; награда за выполненное поручение-прекрасная принцесса.
Младшему сыну помогает волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком.

Сивка Бурка
Волшебный конь из русской сказки. Также как Конек Горбунок помогал своему хозяину делом и советом.(Сивка - белый, бурка - темно-рыжий, каурый - огненно-рыжий).

В сказке о Сивке говорится: "конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом».
Посмотрите - этому богатырскому коню приданы свойства грозовой тучи: бурый цвет, скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря и горы, выдыхание жгучего пламени, искр…
...............................

В литературе

Вещий Олег и его конь
Соrласно древнерусской леrенде, основaтель Киевской Руси Вещий Олеr погиб из-за коня, (на самом деле из-за змеи).
В основу пушкинской положен летописный рассказ о его смерти.
По преданию, волхвы предсказали Вещему Олегу, что он умрёт от своего любимого коня.

«И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего
».
Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?»

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой…
………
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала…

Картина Васнецова


Из черепа коня выползла змея, смертельно ужалившая князя.
В данном случае конский череп явился аллеrорией фатума, судьбы, зловещего рока, от кoтoporo не уйти.

Холстомер
«Да ведь это Холстомер, прозванный так толпою за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России»
Герой одноименной книги Льва Толстого, описавшего его жизненный путь.
Потомок знаменитого Сметанки, ставшего родоначальником орловской рысистой породы. Имел пегую масть и исключительную резвость.


В связи с селекцией лошадей по серой масти, был выбракован, кастрирован и продан с завода графа Орлова. Благодаря Шишкину, который в ночь перед кастарцией Холстомера привёл к нему свою кобылу, оставил после себя одного жеребёнка - Старого Атласного - родоначальника собственной линии.
Спектакль
«История лошади » — известный спектакль по повести «Холстомер», поставленный
Г. Товстоноговым в 1975 году на сцене Большого драматического театра им. Горького; в 1989 г. записан для телевидения. В главных ролях - Е.Лебедев и О. Басилашвили.
. Считается, что именно этот конь изображён на гербе Венесуэлы , утверждённом Боливаром.
Герб Венесуэлы

В рассказе Боливар - имя коня.
Кадр из фильма «Деловые люди» (новелла «Дороги, которые мы выбираем») 1962

В СССР ключевая фраза рассказа — «Боливар не выдержит двоих » («Bolivar cannot carry double») — стала поговоркой благодаря фильму
Фраза означала, что при выборе между выгодой и дружбой предпочтение отдаётся выгоде. Чаще употребляют фразу в смысле: "если становится тяжело сочетать одновременно два каких-либо варианта, то от одного из них необходимо избавиться".
В англоязычных странах фраза «Bolivar cannot carry double» крылатой не является. Её употребляют только выходцы из стран бывшего СССР.

Гуигнгнм — вымышленная лошадь , обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в IV части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера ».

Ричард III , если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлаrал за коня корону.
«Коня, коня, полцарства за коня!».
Это слова короля Ричарда из трагедии Шекспира "Король Ричард III", в переводе актера Я.Г. Брянского. Но перевод этот неточен. У Шекспира Ричард III, потерявший коня в сражении, восклицает: ("A horse, a horse! My kingdom for a horse!"), то есть, готов отдать за коня все свое царство.
Аполлон Григорьев, вспоминая великолепную игру Мочалова, писал:

И помню, как в испуге диком Он леденил всего меня
Отчаянья последним криком: "Коня, полцарства за коня"!

……………….

Символика
Символика лошади определяется и ее мастью.
Белая лошадь обычно - символ жизни света, духовного просветления, победы; рыжая лошадь - олицетворение пламени («конь - oroнь»); а черная(вороная) - воплощение ночного мрака.

В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме ¬ последним воплощением Вишну; а в буддизме- эмблемой caмoro Будды, якобы покинувшеrо этот мир верхом на белой лошади.
Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Боrослова Конь Бледный выrлядит как зловещая аллеrория Смерти.

В бешеном rалопе летят четыре всадника Апокалипсиса - аллеrория надвиrающихся на человечество ужасных бедствий: Heпpaведного суда, Войны, Голода и Смерти.


Картина А. Васнецова
Конь бел, конь рыж, конь ворон и конь блед (церковносл.). Вверху в центре виден Агнец.
Нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, но их часто именуют Чума (едет на белом коне), Война (на рыжем коне), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне)...
.....................
В западноевропейской rеральдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость.
Эмблему дикоrо коня, как символ ocвоения прерий, можно видеть в ряде aмeриканских rербов, а также в rосударственных rербах Венесуэлы и Уруrвая. В rербе Нижней Саксонии изображен леrендарный rанноверский конь Заксенросс .
Тамплиеры помещали Пегаса на свой герб ; он символизировал красноречие, славу и созерцание.