Церковные звания по возрастанию, церковные чины. Епископ - это кто такой в православии

Духовные саны и чины в Православии

Какова иерархия духовных санов в Церкви: от чтеца до Патриарха? Из нашей статьи вы узнаете, кто есть кто в Православии, какие есть духовные чины и как обращаться к священнослужителям

Духовная иерархия в Православии

В Православной Церкви существует много традиций и обрядов. Одним из установлений Церкви является иерархия духовных санов: от чтеца до Патриарха. В структуре Церкви все подчиняется порядку, что сопоставимо с армией. Каждый человек в современном обществе, где Церковь имеет влияние и где православная традиция - одна из исторических, интересуется ее устройством. Из нашей статьи вы узнаете, кто есть кто в Православии, какие в Церкви духовные чины и как обращаться к священнослужителям.



Устройство Церкви

Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.


Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор - встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор - собрание одной Церкви).


Православная Церковь состоит из трех чинов людей:


  • Миряне - обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».

  • Церковнослужители - это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.

  • Священнослужители, или клирики и архиереи.

В начале необходимо рассказать о церковнослужителях. Они играют важную роль в жизни Церкви, однако их не посвящают, не рукополагают через Таинства Церкви. К этому разряду людей принадлежат профессии разного значения:


  • Сторожа, уборщики при храме;

  • Старосты храмов (приходов - это люди наподобие завхоза);

  • Сотрудники канцелярии, бухгалтерии и других отделов Епархиального управления (это аналог городской администрации, здесь могут работать даже неверующие люди);

  • Чтецы, алтарники, свеченосцы, псаломщики, пономари - мужчины (иногда монахини), которые совершают служение в алтаре по благословению священника (когда-то эти должности различались, сейчас смешиваются);

  • Певчие и регенты (дирижеры церковного хора) - для должности регента нужно получить соответствующее образование в духовном училище или семинарии;

  • Катехизаторы, сотрудники пресс-служб епархии, сотрудники молодежных отделов - люди, которые должны обладать определенными глубокими знаниями о Церкви, они обычно оканчивают специальные богословские курсы.

Некоторые церковнослужители могут иметь отличительную одежду - например, в большинстве храмов, кроме бедных приходов, алтарники, чтецы и свеченосцы-мужчины одеты в парчовые стихари или подрясники (черная одежда немного уже, чем ряса); на праздничных богослужениях певчие и регенты больших хоров одеваются в произвольной формы, пошитую на заказ, благочестивую одежду одного цвета.


Отметим также, что существует такая категория людей, как семинаристы и академисты. Это учащиеся Духовных школ - училищ, семинарий и академий - где готовят будущих священников. Такая градация учебных заведений соответствует мирскому училищу или колледжу, институту или университету и аспирантуре или магистратуре. Учащиеся обычно, кроме учебы, совершают послушания в храме при Духовной школе: алтарничают, читают, поют.


Также есть звание иподиакона. Это человек, помогающий в богослужении архиерею (выносящий посох, приносящий таз для омовения рук, надевающий богослужебную одежду). Иподиаконом может быть и диакон, то есть священнослужитель, но чаще всего это молодой человек, не имеющий священного сана и исполняющий только обязанности иподиакона.



Священники в Церкви

По сути, слово «священник» - краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять - храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:


  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;

  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Расскажем вначале о степенях духовных санов. Их три:


  • Диаконы - ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).

  • Священники - так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).

  • Архиереи - епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).


Черное духовенство, монахи

По церковной традиции монах должен жить в монастыре, однако монашествующий священник - иеродиакон или иеромонах - может быть направлен правящим архиереем епархии на приход, как обычный белый священник.


В монастыре человек, желающий стать монахом и священником, проходит следующие стадии:


  • Трудник - человек, который на время пришел в монастырь без твердого намерения остаться в нем.

  • Послушник - человек, поступивший в обитель, выполняющий только послушания (отсюда название), живущий по уставу обители (то есть живя послушником, вы не можете уезжать на ночь к друзьям, ходить нас свидания и так далее), но не давший монашеских обетов.

  • Инок (рясофорный послушник) - человек, имеющий право носить монашеские одежды, но не давший всех монашеских обетов. Он получает лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые символические одежды. В это время человек имеет возможность отказаться от пострига в монахи, это не будет грехом.

  • Монах - человек, принявший мантию (малый ангельский образ), малую схиму схима. Он дает обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания - то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежит монастырю и сам монастырь берет на себя обязанность обеспечивать жизнь человека. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.


Отметим, что уйти в монастырь - значит, избрать непростой путь необычных людей, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это - истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать - так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.



Церковная иерархия духовных санов

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.


Диакон


К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:


  • белое священство – протодиаконов,

  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.


Священник


Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх - миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники - штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе - протоиерей.


Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.


Звание протоиерея - обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.


Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.


  • Архиерей, в переводе с греческого - начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями - большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия - область, митрополия - город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче - викариями.

  • Высший духовный чин в Православной Церкви - Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Обращение к православному священнику, епископу, митрополиту, Патриарху и другим лицам духовного сана


  • К диакону и священнику обращаются - Ваше Преподобие.

  • К протоиерею, игумену, архимандриту - Ваше Высокопреподобие.

  • К епископу - Ваше Преосвященство.

  • К митрополиту, архиепископу - Ваше Высокопреосвященство.

  • К Патриарху - Ваше Святейшество.

В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».


Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!


Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в , третья степень священнического служения, следующая после и .
Епископ – преемник , имеющий благодатную власть совершать все семь , приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

1. История установления чина

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (); называется Он и Архиереем (). Апостольское звание именуется епископством (). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. , живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» () (Из соборного послания к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

2. Схема чина хиротонии во епископа.

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию святого , «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

В период раннего развития христианства епископами назывались главы небольших общин верующих, которые выполняли роль надзирателей в каких-либо городах и провинциях. Такое определение слова имел в виду апостол Павел, говоря в своих посланиях о единых целях деятельности епископов и апостолов, но различая оседлый образ жизни первых и странствующую жизнь последних. Со временем значение слова "епископ" приобрело превосходное значение среди остальных степеней священства, возвышаясь на диаконской и просвитерской степенью.

Значение определения

Епископ - это "надсматривающий" по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей - высшей - степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу - папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ - это архиерей, от греческого "старший священник". В греческом православии общим термином, обозначающим все эти определения, является слово иерарх (священноначальник).

Согласно речам апостола Павла, епископ - это и Иисус Христос, которого он дословно называет архиереем в "Послании к евреям".

Епископская хиротония

Особенности епископской хиротонии как рукоположения в сан заключается в признании христианской православной и католической церквями апостольской преемственности епископства. Обряд рукоположения проводят минимум два епископа (собор), на необходимость выполнения этого условия указывает Первое Апостольское Правило; в русской православной церкви на роль архиерея традиционно выбираются претенденты из монахов малой схимы, а в восточнохристианских церквях - из вдовцов-священников или безбрачников.

Обязательный обычай безбрачия епископов к 7 веку стал восприниматься нормой и был закреплен в 12 и 48 правилах Трулльского Собоа. При этом, если будущий епископ уже имел жену, то по доброй воле пара расходилась, а после рукоположения в сан бывшая супруга направлялась в отдалённый женский монастырь, принимала монашеский постриг - и монастырь перемещался под прямое покровительство нового епископа.

Обязанности епископа

Вместе с обретением нового - высшего - сана, у епископа появлялись многие другие обязанности.

Во-первых, только он имел право осуществлять рукоположение в сан пресвитеров, диаконов, иподиаконов, низших клириков и освещать антиминсы. В епархии абсолютно все священики совершают свои службы с благословения епископа - его имя возносится во всех храмах епархий во время богослужений. По традиции Византии в православной церкви единственным знаком благословения епископа на службу является выданный священнослужителю антимис - четырёхугольный платок из матерчатой ткани со вшитыми в него частицами мощей какого-либо святого.

Второй обязанностью епископа было покровительство и справедливое управление всеми монастырями, находящимися на территории его епархии. Исключение составляют только ставропигии, подчиняющиеся непосредственно патриарху

Епископат в православии

История епископата в русской православной церкви берет свое начало в 3 веке нашей эры, когда скифы-христиане, жившие на территории современной России, во главе с Андреем Первозванным всей общиной создали Скифскую епархию Вселенской церкви с кафедрой в Добрудже.

История России знает немало конфликтных ситуаций, сложившихся между русскими князьями и представителями христианских епархий. Так, известен безрезультатный визит Адальберта - посланника Папы Римского, будущего архиепиского Магденбургского - в Киев, состоявшийся в 961 году.

История также повествует о дальнейшем процессе автокефализации и отделения русского патриархата от константинопольского.

Так, за оказанную политическую поддержку епископа Нифонта и верность византийским традициям в процессе киевского раскола предоставил атономию Новогородской епархии. Таким образом, епископ стал избираться прямо во время проведения народного вече новогородцами. Первым епископом, поставленным в епископат этим способом, стал архиепископ Аркадий Новогородский в 1156 году. С 13 века на почве этой автономии начинаются первые конфликты новогородских епископов и великих московских князей.

Окончательный раскол православной церкви на восточную и западную ветви произошёл в 1448 году после избрания епископа Рязанского Ионы на пост Митрополита Киевского и Всея Руси, что к тому же окончательно обособило северо-восточную русскую церковь (Московский епископат) от константинопольской. Но западнорусские епископы, сохранив автономность от московских, продолжали состоять под юрисдикцией Константинополя.

Интересно узнать, что в православных канонических традициях существует относительно кандидатур на пост епископа, нижняя планка которого не опускалась ниже 35 - край 25 лет - от роду. Исключением здесь является Николай Чудотворец, возведённый в сан архиерея юношей.

В православной традиции принято правило, как обращаться к епископу - используются обращения «Владыка», «Преосвященнейший Владыка» или «Ваше Преосвященство».

Епископат в католицизме

Центральное место в управлении римско-католической церкви принадлежит коллегии епископов, существование и обязанности которой были прописаны в догматической конституции Второго Ватиканского Собора 21 ноября 1964 года. Президентом этой коллегии является Римский Папа, который имеет полную власть над Церковью и выполняет роль наместника Христа на земле. При этом только консолидирование коллегии епископов с Папой Римским делает её деятельность законной и богоугодной. Папа также является единоличным владельцем суверенной территории Ватикана и верховным правителем Святого Престола.

Особое место в системе управления римско-католической церковью принадлежит римскому епископу, чей статус развивался веками в русле тотального контроля церковью всех сфер жизни общества.

Типовой католической епископ, фото которого представлено справа, также имеет исключительное право проведения обряда миропомазания - конфирмации.

Епископ в протестанстве

В связи с отрицанием апостольской преемственности доктриной протестантизма, епископ избирается и воспринимается простестанскими коллективами как исключительно фигура организаторской деятельности, не имеющая отношения к восхвалению своего факта существования и не имеющая никаких материальных привилегий. Это связано с отсутствием разницы в Новом Завете между епископом и пресвитером христианской общины.

Протестантский православный священник, пусть даже и занимающий административно-организационный пост, должен быть максимально близок как к мирянину, так и к высшим силам.

Протестансткий епископ - это председательствующий пастор, рукополагающий в сан дьяков и пресвитеров, председательствующий на конференциях, следящий за порядком в Церкви и посещающий все приходы своей епархии.

В англиканских епископальных протестанстких церквях епископы считаются преемниками апостолов, и поэтому в своих епархиях они имеют всю полноту священной власти.

Епископ Владимир и его заслуги перед обществом

Епископы православной церкви известны своим активным участием в общественной жизни.

Например, и Галицкий, епископ Православной Российской Церкви Владимир (в миру Богоявленский) во время эпидемии холеры в Поволжье безбоязненно посещал бараки с холерными больными, проводил панихиды на холерных кладбищах, на городских площадях служил молебны об избавлении от бедствий. Также активно открывал женские церковные школы.

Житие епископа Лонгина

Епископ Лонгин - в миру Михаил Жар - не только руководил строительством многочисленных монастырей Украины, но и активно занимался строительством и расширением детского приюта. Он запустил это строительство в 1992 году после того, как удочерил девочку, больную СПИДом. Епископ Лонгин обладает большим количеством гражданских наград за заслуги перед Отечеством.

Деятельность епископа Игнатия

Нельзя обойти стороной фигуру Владыки Игнатия (в миру Пунина), председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Епископ Игнатий руководит Православным Духовным центром, в структуре которого имеются воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, на базе прихода храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, обладающие компьютерным классом, библиотекой и спортзалом.

В Православной Церкви три степени священства: диаконы ; пресвитеры (или священники, иереи ); епископы (или архиереи ).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие .

Диакон в переводе с греческого означает служитель . Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Во время службы диакон облачен в стихарь (длинную одежду с широкими рукавами). На левом плече диакона закрепляется длинная широкая лента, называемая орарь . Произнося ектении, диакон держит орарь правой рукой, поднимая его вверх в знак того, что наша молитва должна возноситься ввысь, к Богу. Орарь также символизирует ангельские крылья, ибо, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. На руки диакон надевает поручи — нарукавники, охватывающие запястья.

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения . В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Подризник — длинная рубашка, которая напоминает стихарь. Белый цвет подризника символически указывает на чистоту жизни и духовную радость служения литургии. Епитрахиль является символом благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи . Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь , или ризу . Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест .

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой .

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

Епископ облачается во все облачения священника, только вместо фелони надевает саккос — одежду, напоминающую короткий стихарь. На него надевается главный признак епископской власти — омофор . Он представляет собой широкую ленту, лежащую на плечах, — она символизирует ту заблудшую овцу, которую Пастырь Христос нашел и взял на Свои рамена (плечи).

На голову епископа надевается митра , она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая ). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка », но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон ».

К епископу обращаются: «владыка ». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.