Интегрированное логопедическое занятие «Перелётные птицы. Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа). Тема: «Звуки Р-Р, Буква «Р». Перелётные птицы

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы по числу детей, фотографии для проведения артикуляционной гимнастики, персонаж Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица «Перелетные птицы», цифры 1-3, игра «Колумбово яйцо» по числу детей.

Ход занятия:

I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.

Логопед: Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад

На дорожках ворохи пёстрые лежат

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети:Осенью!

Логопед: Да, осенью. Мы с вами отправимся на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу. Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глазки, и мы уже оказались в лесу. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц», появляется воспитатель, переодетый в костюм вороны) .

Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу?

Дети: Ворону.

Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу, - повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Ворона: Что птицы делают осенью?

Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.

Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.

Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы. До свидания!

(Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Напомнить об осанке.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.

Упражнения:

1. «Иголочка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Качели»

4. «Чашечка»

2. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

3. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

5. Игра «Назови ласково».

Логопед: сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.

Голова- головка хвост-хвостик

Лапы-лапки клюв-клювик

Крыло-крылышко перо-перышко

6. Физкультминутка «Осень». (координация слова с движением)

Дети выходят на ковер.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

7. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 1, 2, 3)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».

Дети: «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач».

8. Пальчиковая гимнастика.

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

9. Игра «Колумбово яйцо».

Логопед: Ребята, ворона когда улетала, оставила для вас задание.

Из геометрических фигур по образцу дети выкладывают силуэт птицы.

Самостоятельная работа детей.

III. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

(Дети вместе с логопедом подходят к Речецветику)

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?


подготовила учитель - логопед Солдатенко И.В.

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза. Развитие лексико-грамматических представлений, совершенствование мелкой моторики и дыхательной гимнастики.

Речевые задачи:

  • — расширять и активизировать словарь существительных.
  • -закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.п. и Р.п.

Познавательные задачи:

  • — закреплять знания детей по теме «Осень».
  • — расширять представления детей по теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

  • — воспитывать интерес к поведению птиц, бережное отношение к ним.

Ход занятия

Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям рассказать, что происходит с природой осенью.

— Опадают листья.

— Ветер качает ветви деревьев.

— Люди убирают урожай на полях.

— Птицы улетают на юг.

Воспитатель:

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (Ответы). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые покидают нас, отправляясь в тёплые страны. Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (ответы детей)?

Давайте вспомним, чем питаются птицы. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червей, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозд — саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

А чем питаются птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы. Почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать, это снегири, клёсты

Клесты и снегири не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Для того чтобы яйцам и птенцам было тепло зимой, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

  1. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят..

Видно тоже в Африку хотят.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один - много»:

Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей – соловьи – много соловьёв

Зяблик – зяблики – много зябликов

Скворец – скворцы – много скворцов

Грач – грачи – много грачей

Журавль – журавли – много журавлей.

  1. Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

  1. Игра “У кого кто”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля — журавленок, журавлята.

У скворца — скворчонок, скворчата.

У лебедя — лебеденок, лебедята.

У грача — грачонок, грачата.

У утки — утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

6.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

Послушайте внимательно и отгадайте:

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

(Скворец).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Кто эта птица?

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет

Тема: «Перелетные птицы. Весна.»

Место проведения: Группа «Сказка»

Дата: май 2012 года

Учитель – логопед: Афанасьева

Ольга Владимировна

Г. Чебоксары

2012 год

Конспект логопедического занятия

в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР

МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

С использованием ИКТ Обучающей презентации.

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.

Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru

http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/

http://allsoundsaround.com/

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.

2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

Упражнение статистическое «Цапля».

Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.

51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

3. Физкультминутка.

Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

5. Игра «Перелетная или зимующая»

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

6. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

8. Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

9. Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.


В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает . Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Проведение НОД:

1. Мотивация.

Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

2. Сообщение темы:

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Опустилось на землю тихое: ″Ау!″
На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″
Застучало по стволам: ″Тук-тук!″
Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″

Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

3. Работа по теме:

Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).

Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

1. Организационный момент.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

3. игра «Назови что это»

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

4 . Физкультминутка.

«Ласточки летели» Координация речи с движением.

5. Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

6. ИГРА «У кого – кто?»

Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

Которую я назову.

У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

У скворца – ..., у журавля - ...,

У стрижа – ..., у лебедей – ...,

У уток – ..., у гусей - ...,

У грача – ...

7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

Ласточки, за ласточками – журавли.

***, возьми грача.

***, возьми скворца.

***, возьми ласточку.

***, возьми журавля.

***, повтори, кто за кем прилетел.

***, повтори