Горшков александр георгиевич фигурное катание. Александр Георгиевич Горшков, советский фигурист: биография, личная жизнь, спортивная карьера. Из двух стихий выбрала лёд

Родился 8 октября 1946 года в Москве. Отец - Горшков Георгий Иванович (1910 - 1968). Мать - Горшкова Мария Сергеевна (1912 - 1995). Супруга - Горшкова Ирина Ивановна (1953 г. рожд.). Дочь - Пахомова-Горшкова Юлия Александровна (1977 г. рожд.), учится в Париже. Сын супруги - Беляев Станислав Станиславович (1978 г. рожд.).

Всемирно известная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков - первые в истории Олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Они выиграли олимпийские золотые медали в 1976 году на Играх в австрийском городе Инсбруке.

Спортивная карьера

Когда в 1966 году Людмила и Александр впервые вместе попробовали свои силы на льду, мало кто верил в то, что когда-нибудь именно эта пара сможет стать лучшей из лучших. Пахомова была уже, правда, чемпионкой Советского Союза (с Виктором Рыжкиным), зато Горшкова, воспитанника армейского клуба, не знал никто: он был скромным перворазрядником без, казалось бы, всяких перспектив.

Однако молодая пара верила в свои силы. Как верил в них и молодой тренер Елена Чайковская, с которой вместе они и начали создавать совершенно новый - русский! - стиль спортивных танцев на льду. Именно не стандартный, абсолютно оригинальный подход к ледовой танцевальной теме, основанный на достижениях русской и советской балетной школы, русской классической и народной музыки, позволил Пахомовой и Горшкову всего за три года сделать головокружительный скачок на спортивной иерархической лестнице.

Уже в 1969 году они стали бронзовыми призерами чемпионата Европы, а на первенстве мира уступили только чемпионам мира - англичанам Диане Таулер и Бернарду Форду. Именно тогда на пресс-конференции после окончания соревнований английские спортсмены в качестве преемников назвали русскую пару. И не ошиблись.

В 1970 году Людмила и Александр впервые становятся чемпионами Европы и мира. А в общей сложности они были ими шесть раз - больше, чем кто-нибудь за всю историю спортивных танцев на льду. Только один раз уступили Пахомова и Горшков высшую ступеньку пьедестала почета - на чемпионате Европы 1972 года (германской паре брату и сестре Бук), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.

В первый год своего чемпионства Пахомовой и Горшкову довелось выдержать невероятную по тем временам конкуренцию со стороны лучших фигуристов Великобритании, ФРГ, США. И они не только выстояли, но и ушли далеко вперед в своем творческом поиске. Вместе с Чайковской в эти годы были созданы незабываемые для миллионов зрителей танцы - «Кумпарсита», ставшая эталоном для нескольких поколений, «Вальс» на музыку А. И. Хачатуряна, «Памяти Луи Армстронга», «Частушки» Родиона Щедрина и ещё десятки оригинальных и произвольных программ, получивших у судей высшие оценки.

Лучшие дня

За год до очередных - 1976 года - Олимпийских игр случилось несчастье, едва не перечеркнувшее всю творческую и спортивную биографию Людмилы и Александра. После чемпионата Европы 1975 года, который Пахомова и Горшков выиграли с огромным преимуществом, на пути домой Александр почувствовал боли в спине. Вначале казалось, что это элементарная простуда и через несколько дней можно будет приступить к тренировкам. Но оказалось, что все гораздо серьезней. В итоге, Горшков угодил в больницу, где ему сделали уникальную операцию на легких. Только это плюс колоссальная спортивная закалка спасли ему жизнь. Более того, он вернулся в спорт. И хотя на чемпионате мира выступить звездной паре не удалось, на лед они все же вышли и показали, что олимпийские надежды для них полностью сохранились.

Так и случилось. В Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков вновь не имели себе равных. Их отрыв от ближайших преследователей стал более чем убедительным. Первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду отправилось в Москву.

В канун 1977 года Людмила Пахомова и Александр Горшков покидают лед. Пахомова, чтобы стать тренером, Горшков - чтобы стать спортивным функционером. Конечно, огромный опыт помог им быстро и уверенно стартовать в новой жизни. Тем более, что молодой тренер Л. Пахомова успешно окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа и могла во всеоружии заниматься воспитанием собственных учеников - молодых танцевальных пар. Можно было надеяться, что в скором времени она вырастит новых российских чемпионов, но случилось самое страшное: её подстерегла тяжелая болезнь. Людмила боролась с ней так же, как и всю свою жизнь боролась в спорте. Она продолжала работать до самых последних своих дней и оставила после себя целую плеяду молодых танцоров, ставших впоследствии успешными тренерами.

Общественная деятельность

После завершения спортивной карьеры А. Горшков с 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). В 2001 году А. Горшков был избран членом исполкома ОКР. С 2000 года он является также вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой. В июне 2010 года Александр Горшков был избран президентом российской Федерацции фигурного катания.

Награды и личная жизнь

В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами «Музея Славы Федерации фигурного катания США». Как шестикратные чемпионы мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннесса.

Оригинальный танец «Танго Романтика», подготовленный спортсменами вместе с тренером Е. А. Чайковской в 1973 году, включен и исполняется до сих пор в качестве обязательного танца на соревнованиях по спортивным танцам на льду.

А. Г. Горшков - Заслуженный мастер спорта СССР (1972), Заслуженный тренер СССР (1988), Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), «Знак Почёта» (1972), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Живёт и работает в Москве.

Был открыт центр фигурного катания им. А. Горшкова и Л. Пахомовой в Одинцовском районе Москвы.

Имя заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона мира и обладателя олимпийского золота Александра Георгиевича Горшкова хорошо знакомо любителям фигурного катания старшего поколения. Спортивные достижения этого человека и его супруги и партнерши Людмилы Пахомовой занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Детство и юношеские годы

Будущий чемпион — коренной москвич. Он родился в столице 8 октября 1946 года. На лед маленький Саша впервые встал в шесть лет. Его мама, Мария Сергеевна, из разговора с мамой друга сына узнала, что в Сокольниках в детскую группу фигурного катания набирают малышей.

Надо признать, что первые шаги в спорте у Саши были довольно робкими, а успехи — более чем скромными. После года тяжелых для мальчика тренировок тренер принял решение перевести Сашу в группу для отстающих. Мама ребенка была не согласна с подобным решением, но понимала, что не имеет смысла спорить с профессионалами, поэтому она решилась на небольшую хитрость. Через две недели она привела Сашу на тренировку самой сильной группы и поставила его в ряд с другими юными спортсменами. Вероятно, тренер решил, что ребенок некоторое время болел и не посещал занятий. Он оставил мальчика в перспективной группе.

Спортивная карьера: как все начиналось?

Окончив среднюю школу, Александр Горшков, фото которого мы разместили в этой статье, решил связать свою жизнь со спортом и поступил в институт физической культуры (1964). Однако и в парном катании, которым Саша занимался вначале, и в танцах на льду его результаты были очень скромными. Выступая в дуэте со своей первой партнершей Ириной Нечкиной, он не смог выйти за рамки первого разряда.

Судьбоносная встреча

Возможно, почитатели фигурного катания так и не узнали бы имени этого спортсмена, не случись однажды неожиданная встреча. На льду молодого спортсмена увидела Людмила Пахомова. На тот момент она была уже известной в стране фигуристкой, чемпионкой СССР 1966 года. Людмила закончила выступления с Виктором Рыжкиным и пребывала в поисках нового партнера.

Трудно сказать, что проницательная Людмила увидела в Александре. Но вероятно, ей удалось оценить такие присущие ему качества, как удивительное трудолюбие, терпение, целеустремленность и стальная выдержка. С новым дуэтом начала работать начинающий тренер Елена Анатольевна Чайковская.

С Александром Горшковым занималась не только тренер, но и Людмила. Все, кто был рядом с этим дуэтом в те времена, вспоминают, что, глядя на Пахомову, было совершенно очевидно, какой она мечтает стать спортсменкой, какие высокие цели ставит она перед собой. Никто не сомневался, что все это ей по силам. И Саша стремился ей соответствовать.

Однако в скорый успех пары верили только сами спортсмены и их тренер. Александр Горшков был никому не известным перворазрядником. Но он так упорно и долго тренировался, что поражал коллег своим упорством. С самой первой совместной тренировки Александр и Людмила поставили перед собой сложную задачу — никогда в своем творчестве не повторять, даже в мелочах, выступления других фигуристов. Они создавали свое, не похожее на существующее на тот момент направление в танцах на льду. Это стремление они впервые продемонстрировали на чемпионатах СССР.

Когда они решили поставленную задачу, то подобно вихрю ворвались на мировую арену, изменив в корне подход к танцам на льду. Дуэту удалось разработать свой неподражаемый стиль катания, который они назвали русским. Удивительный способ исполнения танцев на льду сочетал различные сложные элементы. В нем присутствовали народные, русские и советские мотивы. Эта задумка принесла ошеломляющий успех.

Спортивный характер

Многие специалисты, наблюдавшие становление этого дуэта, признавали, что вряд ли кто-то, кроме фигуриста Александра Горшкова, мог бы выдержать выпавшие на его долю испытания. Неравенство партнеров в мастерстве требовало от него, особенно на первых порах, крепости духа, преданности общему делу, целеустремленности и просто колоссального терпения.

В этом трудном испытании спортсмена, вероятно, вдохновлял тот факт, что создавалась пара на принципе равноправия партнеров. Ему предстояло стать на одну ступень мастерства со своей талантливой партнершей. И он делал все от него зависящее, чтобы это произошло как можно раньше.

Первый успех

В 1969 году Людмила и Александр на чемпионате мира заняли третье место и получили бронзовые медали. Их обошли британцы, но в интервью после соревнований они назвали русский дуэт своими преемниками.

На следующий год на чемпионате мира в Любляне они завоевали золото. С этого момента пара шесть раз занимала первые места, благодаря чему спортсмены стали невероятно популярны и любимы во всем мире.

Знаменитые танцы

В начале совместной карьеры Пахомова и Горшков конкурировали с британскими, американскими и немецкими спортсменами. С этим испытанием они справились блестяще и очень скоро стали непревзойденными лидерами в танцах на льду. Их знаменитые «Частушки», «Вальс», «Памяти Луи Армстронга», «Кумпарсита» стали эталоном для спортсменов следующих поколений.

Впервые им удалось перенести движения оригинального танца на лед. Это касается движений рук, ног, головы, всего тела. Зрителям заполнились и испанские сипатеады, и специфический испанский, ни у одних фигуристов ранее не встречавшийся, ход. В танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков впервые использовали диалог партнеров.

Удивительная пара под руководством талантливого тренера отказалась от традиционной на тот момент для танцевальных пар синхронности. К примеру, в «Кумпарсите» дисгармония некоторых движений отражает внутреннюю гармонию всего танца как поразительный диалог влюбленных.

В 1973 году был представлен еще один потрясающий танец «Танго романтика», который вошел в обязательную часть программы.

Проблема со здоровьем

В 1975 году, возвращаясь с чемпионата Европы, Александр почувствовал резкую боль в спине. Вначале было предположение, что это банальная простуда. Но после обследования был поставлен неутешительный диагноз, и спортсмена срочно госпитализировали и провели сложнейшую операцию на легком. Оказалось, что в нем разорвался кровеносный сосуд. Операция продолжалась четыре часа. После нее появились осложнения в виде тромба, который мог сдвинуться в любую секунду, и аллергии. Александру потребовалось очень редкое и дорогое лекарство и продолжительное лечение.

Стойкий характер и спортивная закалка Александра помогли ему справиться и с этим испытанием — уже спустя три дня он встал на ноги, а еще через пять дней пошел самостоятельно. Медики запрещали ему любые физические нагрузки, включая и выступления на льду. Но через двадцать дней после сложнейшей операции спортсмен уже стоял на коньках.

Олимпийский Инсбрук

В 1976 году знаменитый дуэт принял участие в Олимпиаде в Инсбруке и вновь стал лучшим. Александр Георгиевич вспоминает, что и сами спортсмены, и тренер были влюблены в олимпийский танец. В произвольной программе им удалось показать качественно новую работу с новыми шагами и поддержками. Им удалось прочувствовать и перенести на лед ни с чем ни сравнимые самобытные движения «Танца каблучков» и «Фламенко».

После Олимпийских игр звездный дуэт непобежденным покинул большой спорт. Людмила стала заниматься тренерской работой. Ее лучшими учениками стали Генрих Сретенский и Наталья Анненко. Александра пригласили на работу в Спорткомитет России. Кроме того, он осуществлял судейство на многих международных соревнованиях.

Фигурист Александр Горшков: личная жизнь

Во время совместной работы с Милой, как называли близкие Людмилу Пахомову, Александр понял, что он не просто восхищается известной и талантливой фигуристкой. Он почувствовал, что любит эту хрупкую и очень сильную женщину.

Через четыре года (1970) в личной жизни Александра Горшкова произошло знаменательное событие — они с Людмилой поженились. Бракосочетание состоялось в апреле, после победы в Любляне. Правда, изначально пара планировала добиться золотых медалей, и только после этого официально оформить свои отношения.

В 1977 году произошло еще одно радостное событие — в семье родилась девочка, которую назвали Юлей. Родители были серьезно заняты карьерой и не могли много времени уделять ребенку. Воспитанием малышки занималась бабушка, мама Людмилы.

Через два года (1979) у Людмилы была диагностирована опухоль. Борьба со страшной болезнью продолжалась семь лет. Последние шесть месяцев она лежала в больнице, где написала книгу воспоминаний. Болезнь оказалась сильнее, и Людмила умерла, когда ей было всего 39 лет, а дочери Юле — девять. До последней минуты был рядом с женой Александр Горшков.

Спустя годы Александр снова женился. Его избранницей стала Ирина, работавшая переводчиком в посольстве Италии.

Дети Александра Горшкова

Юлия Пахомова-Горшкова - дочь знаменитых спортсменов, носящая их фамилии. После смерти мамы девочка осталась жить с бабушкой, мамой Людмилы — Людмилой Ивановной, которая к Александру Горшкову относилась крайне негативно, не одобряя его второй брак и не позволяя встречаться внучке с отцом.

После ее смерти девочка стала жить с отцом и его второй женой. Юлия к спорту не имеет никакого отношения, она не пошла по стопам родителей, а стала модельером. Она постоянно живет и работает в Париже. Довольно часто видится с отцом. На родину возвращаться пока не планирует.

Во втором браке совместных детей нет, но Александр несколько лет воспитывал сына Ирины от первого брака Станислава, который сейчас живет в Москве с женой и ребенком.

Нынешняя деятельность Александра Георгиевича

К 30-летнему юбилею со дня свадьбы с Людмилой Пахомовой (2000) Александр Горшков возглавил благотворительный фонд «Искусство и спорт», которому присвоено имя его первой жены.

В этом же году он стал вице-президентом Московской федерации фигурного катания. В 2010 году Горшков стал президентом фигурного катания страны. Этот пост он занимает и сегодня.

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Александр Георгиевич Горшков.

Он родился 8 октября 1946 года в Москве. На коньки он встал в 6 лет, но еще в группе начинающих за Сашей закрепился ярлык «неспособного». После года занятий тренер перевел его в группу самых слабых, что давало этим ребятам самое плохое время на открытом катке. И если бы не мама фигуриста, его спортивная карьера на этом, возможно бы и закончилась.

«Мама посчитала (не знаю уж, на основании чего), что я не заслужил такой оценки, что со мной поступили несправедливо. Она испугалась, что меня вообще скоро отчислят, потому что из группы самых слабых дальше дороги не было. И вот она решила перехитрить тренера.

Середина 1950-х гг.

(…) Тренера моя мама перехитрить сумела. Наверное, потому, что, как любая мать, она увидела у моего тогдашнего тренера одну очень плохую черту - равнодушие, невнимательность к детям, хотя технику фигурного катания, помнится, он знал неплохо и мог - если хотел - научить кататься достаточно хорошо. Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех.

И о, чудо! - тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался.

Так я попал в число перспективных. Но сам-то я помнил эту историю, помнил, что обошлись со мной… Да что об этом говорить: обходный маневр мамы принес успех, хотя надо сказать, что впоследствии она в мои «фигурные» дела не вмешивалась. Только болела, слезу роняла, телеграммы присылала и помогала по дому, как могла. За это и поклон ей низкий!» - вспоминал о своих первых шагах в спорте Александр Горшков (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Но при всем при том спортивные результаты Александра и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Однако на льду его заметила Людмила Пахомова, чемпионка СССР 1966 г. Она к тому моменту закончила свои выступления с Виктором Рыжкиным и искала себе нового партнера. Видимо, проницательная Людмила оценила не только внешние данные Александра, но и угадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность. Работать с новым дуэтом стала молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Вот как вспоминала о создании дуэта Пахомова - Горшков Татьяна Анатольевна Тарасова: «Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла себе партнера!» — «Кого?» — спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик! Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» — недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.

Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы, выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь — уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые солнцем и Чайковской, мотались еле-еле.

Занималась с ним не только Чайковская, но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что она ею будет. И «крючок» Саша распрямился» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия», 1985).

За достаточно короткий срок была проделана колоссальная работа по совершенствованию техники ледового танца и поиску своего самобытного стиля: с 10-го места на ЧЕ и 13-го на ЧМ 1967 г., 5-го места на ЧЕ и ЧМ 1968 г. - до пьедестала почета в сезоне 1969 г., когда танцоры стали бронзовыми призерами ЧЕ и серебряными - ЧМ.

А в 1970 г. Пахомова и Горшков становятся чемпионами Европы и мира и вплоть до 1976 г. - безусловными законодателями мод в танцах на льду. Вот что говорила о своих учениках в их первом победном сезоне их тренер Елена Анатольевна Чайковская: «Больше всех привлекает сейчас внимание танцевальная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их прогресс за последние годы непосвященным может показаться просто удивительным. А раз так, то, несомненно, и характеры у них удивительные.

Начну с того, что сам по себе поступок Людмилы, которая в 1966 году решила сменить партнера, с которым трижды завоевала звание чемпионки страны, беспрецедентен. Но решение ее было твердым, бесповоротным, хорошо продуманным. Но следующий шаг Людмилы совсем поверг всех в изумление. Она выбрала в партнеры неудачливого, совершенно бесперспективного перворазрядника Александра Горшкова, на которого все тренеры махнули рукой.

(...) То, что Пахомова обратилась именно ко мне с просьбой тренировать их, тоже было смелым шагом с ее стороны. И тоже показывает ее характер. Начало было трудным. Ох, каким трудным! Но передышек у нас не было. Тренировки сразу начались сверхнапряженные. Пахомова похудела, осунулась. У Горшкова только одни глаза на лице остались. Нам надо было проделать за один год работу, которая у других пар занимала несколько лет. И мы ее выполнили. Пахомова работала за двоих. И выстояла. Тогда-то и начали проявляться лучшие стороны ее дарования, ранее незаметные, а может быть, и просто не нужные для старой пары.

(...) Программы - от первой до последней - были построены на вспышках. Для Пахомовой такая вспышка - быстрый, молниеносный, я бы даже сказала, острый поворот, вращение. И для того, чтобы стремительные, неожиданные повороты и вращения стали реальностью, Пахомова уже имела хорошую технику катания и, если можно так выразиться, технику характера. Все теперь зависело от Горшкова. Партнер должен был сразу стать равноправным исполнителем в паре. Вместе с Пахомовой мы сделали все, чтобы это осуществить. И если бы характер у Людмилы был иным, то, вероятно, и облик пары получился бы не таким, каким его хотелось увидеть.

ЧЕ 1970 года

Любопытно, наверное, каков же характер у партнера Людмилы? Сразу должна сказать, что вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Горшкова, смог бы выдержать те испытания, которые выпали на его долю. Явное неравенство партнеров требовало от него, в особенности на первых порах, необычайной крепости духа, безграничного фанатизма, преданности, целеустремленности, просто терпеливости. Как показало время, все это Саша имел. Вероятно, Горшков поддерживало в этом трудном испытании то, что пара создавалась на принципе равноправия партнеров. Он должен был стать на одну ступень мастерства с Людмилой. И он хотел, чтобы это произошло как можно раньше, он ведь мужчина, и он не может себе позволить, даже при имеющемся гандикапе, отставать от партнерши.

Людмила и Александр с тренером Еленой Чайковской. ЧЕ 1970 года

(...) Теперь я уже отлично знаю, скажем, что перед стартом Горшков сам себя может "съесть". Он замыкается в себе. Все его мысли концентрируются только на предстоящем выступлении. В принципе здесь нет ничего страшного. Даже хорошо, что спортсмен может, отвлекаясь от всего, сосредоточиться на самом главном. Но не следует все-таки терзать себя мыслями о предстоящем старте безмерно. И я всегда стараюсь отвлечь Сашу. Веселый разговор, несколько шуток - как мало иногда надо - и вот удалось снять напряжение. Важно только сделать это вовремя.

А на тренировке Горшков любит, когда тренер его похвалит. В особенности если это похвала не праздная, не ради красного слова, а по делу, если сам Саша знает, что действительно удачно выполнил тот или иной элемент. Тогда он на тренировке может горы свернуть. Улыбается. Радуется. На партнершу гордо посматривает. И все ему удается, все ладится» (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

Довольно скоро после начала совместной работы Александр понял, что его чувство к Людмиле не исчерпывается восхищением ею лишь как фигуристкой, и это чувство не разбилось о стену, оно оказалось разделенным. Любовь помогала им преодолеть многие неизбежные трудности ежедневной рутинной работы. Но они твердо решили, что семью создадут только после того, как достигнут своей главной цели - станут чемпионами мира. После возвращения из традиционного турне после ЧМ 1970 года, в апреле месяце Людмила и Александр сыграли свадьбу.

В день свадьбы. 1970 год

За годы своей блестящей карьеры Людмила Пахомова и Александр Горшков были шестикратными чемпионами Европы (1970-71 и 1973-76 гг.), мира (1970-74 и 1976 гг.) и первыми в истории олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).

Лишь однажды - в 1972 г. - они уступили титул чемпионов Европы брату и сестре Анжелике и Эриху Бук из ФРГ, чья победа, впрочем, была отнюдь не бесспорной. И еще они не смогли защитить свой титул чемпионов мира в 1975 г. из-за серьезной болезни и операции на легком Александра, который поразил всех своим мужеством и преданностью своему виду спорта и людям, с которыми были связаны его успехи.

Произвольный танец на ЧМ 1971 года

Вернувшись в строй в олимпийском сезоне, он вновь доказал, что является самым надежным, самым техничным и при этом самым элегантным партнером, подчеркивающим лучшие качества своей блистательной партнерши.

Кстати, вот что сама Людмила говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко.

Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то.

(...) Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).

ЧМ 1973 года

Творческая палитра Людмилы и Александра была поистине безграничной: им было под силу воплотить на льду любые образы, передать тончайшие нюансы любой мелодической темы. С первых же их совместных шагов в спорте их «визитной карточкой» стало танго «Кумпарсита».

Танго "Кумпарсита". Показательные выступления на ОИ 1976 года

«Впервые в этом танце движения характерного танца были перенесены на лед. Это относится и к движениям рук, и к движениям ног. И испанские сипатеады тоже вошли в него. И испанский - специфический, не встречающийся более нигде, - ход. И также впервые в танцах на льду был использован диалог партнеров. Партнерша делает движение - партнер как бы отвечает на него.

"Кумпарсита". 1969 год

И в танце мы отказались от обычной для танцевальных пар банальной синхронности. В «Кумпарсите» внешняя дисгармония некоторых жестов является отражением внутренней гармонии всего танца, как беспрерывного диалога двух влюбленных», - писала о «Кумпарсите» Елена Анатольевна Чайковская (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

"Кумпарсита". 1969 год

В арсенале показательных танцев Пахомовой и Горшкова, кроме «Кумпарситы», были еще и столь непохожие друг на друга «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Памяти Луи Армстронга», «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», танец под песню Демиса Руссоса «Зимние дожди».

"Вальс" на показательных выступлениях ЧЕ 1975 года

Их произвольные танцы, которые они каждый сезон выносили на суд зрителей и специалистов, зачастую вызывали дискуссии, споры, но неизменно становились новым шагом вперед. Квинтессенцией их совместного с Чайковской творчества явился их олимпийский произвольный танец, принесший им победу на ОИ 1976 года в Инсбруке.

"Вальс". 1975 год

Вот как сам Александр Горшков вспоминает об этом танце: «Мы были влюблены в наш олимпийский танец. Я влюблен в него по сей день. (…) Олимпийская произвольная программа была для нас увлекательной прежде всего потому, что нам удалось сделать качественно новую программу, создав для нее и новые шаги, поддержки. Сумели не только увидеть, но и перенести на лед самобытные, ни с чем не сравнимые движения «Фламенко», «Танца каблучков».

ОИ 1976 года

(…) Новые элементы порождали новые приемы. Новые приемы давали возможность осуществить то, что казалось еше вчера просто немыслимым. Это и испанские шаги, и «дробушки», и кастаньетная дробь «каблучков», и вращения, и поддержки, и новые позы…

ОИ 1976 года

(…) Все лето, осень и начало зимы 1975-1976 годов мы добавляли к тому, что умели делать на льду, одну новинку за другой. Это и было тем главным, что склонило чашу весов в борьбе за первые в истории Игр звания чемпионов в спортивных танцах на льду. Не тот багаж славы, который обычно помогает чемпионам. Не повторение своих же рекордных взлетов. Нет. Успех нам обеспечило практически полное обновление всех постановочных приемов. Новая композиция. Новая техника. И органически связанный со всем этим творческий и духовный рост, который проявил себя скачкообразно на том мощнейшем фундаменте, который был воздвигнут за целое десятилетие.

ОИ 1976 года

(…) Как взять душу «фламенко» и перенести ее в ледовый танец? Считаю, что наш тренер и для себя в тот год установил своеобразный рекорд постановочной работы. Из «Фламенко» она взяла образ танца, его смысл и поставила его на коньки. Поэтому и шло от шага к шагу наращивание темы, и сам финал прозвучал необычайно свежо, победно!

ОИ 1976 года

(…) Для меня в олимпийской программе было несколько своих сложных «узлов». Если Мила в нем сама страсть, сама экспрессия и темперамент, то моя роль партнера, ведущего требовала большей сдержанности, строгости. Я бы сказал, требовала линии. Держать линию в испанском танце очень трудно. А ведь даже просто расправить до конца плечи мне было очень трудно, - тот, кто переносил операции грудной полости, знает, как долго просто интуитивно боишься сделать неловкое движение, чтобы шов не разошелся. Давно уже зарос хирургический разрез, бояться нечего, но шрам саднит, ноет, просто чешется. И ты помнишь о нем, ты боишься, как бы чего не случилось. И это - помимо твоей воли.

ОИ 1976 года

(…) Много месяцев я внимательно следил за всеми своими чувствами, реакциями в этом танце. Хотелось, чтобы была абсолютная не только художественная или техническая, но и чисто физическая надежность. Я проделывал сотни упражнений дыхательной гимнастики. Полностью восстановить объем легких так и не смог, зато приучил их к гораздо более эффективной, интенсивной работе. Научился более разумно регулировать дыхание, понял, где могу незаметно для зрителя, и даже для Милы, делать для себя передышки. За этот подготовительный цикл я сделал так много, чтобы превратить себя в Фигуриста Разумного» ((Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Произвольный танец на ЧМ 1976 года

В конце сезона 1976 г., завоевав в спорте все возможные титулы, Людмила и Александр покинули лед, а в 1977 г. у супругов родилась дочь Юля.

Людмила и Александр с дочерью Юлей. 1978 год

В том же году Горшков стал спортивным функционером и долгие годы (1977-1992) был государственным тренером по ФК Госкомспорта СССР. С 1992 г. он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 1984 г. он стал членом ИСУ по танцам на льду.

Александр Горшков со второй женой Ириной. 2000-е гг.

В 1986 г. Александр пережил тяжелую утрату - неизлечимую болезнь и смерть любимой жены Людмилы. Некоторое время спустя он создал новую семью. Его вторая супруга - Ирина Горшкова - переводчик. Дочь Юлия окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Александр Горшков с дочерью Юлей. Начало 2000-х гг.

В 2010 г. Александр Георгиевич избран президентом ФФКР.

Деятельность Горшкова была высоко оценена правительством страны: он награжден орденами Знак Почета (1972), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), За заслуги перед Отечеством IV степени (2007). Имя дуэта Пахомова-Горшков внесено в Книгу рекордов Гиннеса. В Одинцовском районе Москвы открыт центр фигурного катания имени Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Александр Георгиевич Горшков с Юко Кавагути. 2010 год

В памяти же тех, кому посчастливилось видеть этот дуэт на льду в пору его расцвета, Людмила Пахомова и Александр Горшков остаются непревзойденным эталоном мастерства, красоты и преданности друг другу и своему делу, в которое они вкладывали душу.

    Плющенко подарил жене именное кольцо за 150 тыс. евро, а Навка мужу - дорогущие часы

    Обычно лето не слишком богато на громкие события. А тут такая новость: олимпийская чемпионка Татьяна НАВКА вышла замуж за отца своей второй дочери - пресс-секретаря российского президента Дмитрия ПЕСКОВА. И мы решили вспомнить, как проходили бракосочетания самых известных фигуристов.

    Так было в 2009 году, когда олимпийский чемпион Евгений Плющенко женился на Яне Рудковской. Подробности торжества и его стоимость обсасывались долгие недели. Кольца по 150 тыс. евро, диадема для невесты за 1,5 млн. евро (правда, взятая напрокат), платье от Роберто Кавалли и второе, расшитое полудрагоценными камнями, от арабского дизайнера Зухаира Мурада, банкет в «Barvikha Hotel & SPA» на Рублевке на сотню гостей и продажа эксклюзивных прав на фотосъемку глянцевому журналу. Говорили, общие расходы составили 1 млн. евро.

    Не меньше потратили на гулянку олимпийский чемпион в парном катании Антон Сихарулидзе и дочь олигарха Леонида Лебедева Яна. В 2011 году они тихо расписались в московском загсе, а праздновать поехали в Барселону, пригласив узкий круг родственников и друзей. Свадьба проходила в старинном поместье, кольца были от Cartier, платье невесты от Vera Wang обошлось ее папе в 70 тыс. евро, столы ломились от икры, рекой лилось премиальное шампанское - словом, присутствовали все атрибуты роскошной жизни. Брак, правда, распался через два года. Но погуляли-то хорошо.

    А теперь сравните фотографии тех свадеб с торжеством Навки и Пескова. На мой женский взгляд, в прежних вечеринках куда больше пафоса, чем веселья. А у Татьяны и Дмитрия наоборот. Живые лица, искренние эмоции, невеста, запросто сменившая модные, но узкие туфли на пляжные шлепанцы. И гости в тельняшках и беретах на второй день, совпавший с празднованием Дня ВДВ. К слову, молодожены просили друзей не выкладывать фото в соцсети. Но те, понятное дело, не удержались. А значит, праздник удался и всем понравилось.


    Все как у людей

    Американец Джонни Вейр первым из фигуристов открыто признался в голубизне (среди действующих спортсменов его «соплеменники» есть, но виду они не показывают). А потом и вышел замуж (или женился?). Джонни постоянно признавался в любви к России, нашей культуре и языку. Вот и мужа (жену?) выбрал себе русского происхождения. Бракосочетание с юристом Виктором Вороновым состоялось 31 декабря 2011-го. «Больше не будет жизни во грехе!» - радовался фигурист. Однако в марте прошлого года издания вдруг запестрели сообщениями о разводе. Собирались делить имущество и даже собаку. Вейр обвинял супруга в рукоприкладстве - видимо, русскую культуру не настолько хорошо изучил и про «бьет - значит любит» не знал. А Воронов жаловался на измены, мол, Джонни слал любовные SMS другому мужчине. Но еще через месяц Джонни и Виктор объявили: мы спокойно поговорили и поняли, что действительно любим друг друга. Мы снова вместе!

    Дружба народов

    Наш фигурист-парник Денис Петров, выигравший с Еленой Бечке «серебро» Альбервиля в 1992 году, «серебро» двух чемпионатов Европы и «бронзу» чемпионата мира 1989 года, женат на китайской одиночнице Чень Лю. Их свадьба проходила в русских традициях, а детей зовут Никита и Анастасия. Правда, живет семья в Китае, где Чень Лю Петрова руководит Академией фигурного катания.


    Из загса - на каток

    Людмила Пахомова и Александр Горшков
    - Я нашла себе партнера. Такой красивый мальчик с большими печальными глазами, - поделилась как-то Людмила Пахомова со своей подругой Татьяной Тарасовой. Речь шла, разумеется, о спорте, но позже Александр Горшков стал партнером и в жизни. Свадьбу они сыграли после своего победного сезона 1970 года, когда первыми из советских фигуристов завоевали «золото» чемпионатов Европы и мира в танцах на льду. Ходила байка, что Людмила сама настойчиво намекнула Горшкову, мол, неплохо бы сходить в загс. Они прожили вместе 16 лет несмотря на то, что Александр в какой-то момент полюбил другую женщину. Но был рядом с Милой, которая боролась со страшной болезнью, до самой ее смерти.

    Ирина Роднина и Александр Зайцев
    Что это за толпы? Встречают космонавтов? Нет, это 1975 год, свадьба фигуристов. Ирина Константиновна вспоминала:
    - Бабка со второго этажа упала, нас рассматривая. Свалилась, слава богу, на толпу, поэтому с ней ничего не случилось. У меня сохранилась фотография: Дворец бракосочетания, я около главного входа со своей фатой. Начинаю идти по лестнице и не успеваю поднять платье. На второй ступеньке встаю на собственный подол, на третьей ступеньке - наступаю на него другой ногой и понимаю, что сейчас упаду. Бабах...
    На свадебном торте - украшение в виде олимпийских колец. И ведь не сглазили: супруги Роднина и Зайцев завоевали «золото» Игр в 1976-м и в 1980-м.


    Ирина Моисеева и Андрей Миненков
    Они встали в пару еще подростками - ей 12, ему 13. С тех пор не расставались ни на льду, ни в жизни. Поженились после чемпионата мира в Токио 1977 года, где выиграли свое второе мировое «золото». Свадебное платье Ирина покупала там же, в Японии, сразу после соревнований. Позвала на помощь Татьяну Тарасову, которая тогда была их тренером. Потратили целый день, наряд стоил кучу денег, зато шел невесте невероятно. После регистрации в загсе приехали в «Лужники» на каток. Неудивительно, он ведь их и свел.

    Елена Валова и Олег Васильев
    Их тандем на льду был, пожалуй, более успешным, чем в жизни. Дважды чемпионы Европы, трижды - мира, победители Олимпиады-1984. Впервые в парном катании сделали тройной параллельный прыжок, тодес в обратную сторону, а в честь Елены даже назван элемент - сальто Валовой, официально зарегистрированный ISU. И первыми из наших фигуристов ушли в профессионалы. Поженились после победы на Олимпиаде. Их брак распался через семь лет, в 1992-м.

    Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин
    Глядя на яркую чемпионскую пару Бестемьянова - Букин, страна была уверена: они муж и жена. Но спутником Натальи был фигурист-одиночник Игорь Бобрин.
    - Я помню, только-только мы начинали вместе жить, еще и женаты не были. И если ссорились, Игорь собирал сумку и выходил из дома. Я каждый раз так бесилась! Потому что, знаете, что он брал с собой? Нет, не коньки. Фен, расческу и зубную щетку. Думаю: елки-палки, мы ссоримся, а ты думаешь о том, причешешься утром или нет. А потом сказала: Игорь, чего-то мы ссоримся, может, нам пожениться? Сама предложение сделала. И когда поженились, мы ссориться перестали, - вспоминала Бестемьянова.
    В 1983-м на их свадьбе в ресторане «Прага» гуляли чуть ли не все фигуристы. Костюмы молодоженам шил Вячеслав Зайцев. К слову, главные победы к Бестемьяновой и Букину пришли как раз после этого события.

    Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков
    Катя и Сережа жили в соседних домах, ходили в одну школу и занимались в одной секции. Но узнали друг о друге, только когда ей было 10, ему 14. Поженились, уже уйдя из любительского спорта и выиграв два «золота» чемпионатов Европы, четыре - мира и одно - Олимпийских игр. На свадьбу Сергей чуть не опоздал: делал операцию в США, возникли осложнения и задержка с вылетом. В загс он успел, но уже там выяснилось, что забыл дома паспорт. Штампы в документ поставили позже. У их счастливой сказки оказался печальный конец: в 1995 году сердце Сергея остановилось прямо во время тренировки.

    Оксана Домнина и Роман Костомаров
    На первой свадьбе Романа Оксана была свидетельницей со стороны невесты - Юлии Лаутовой. Молодожены считали, что их отношения прошли проверку на прочность, но брак распался через год. Вероятно, поэтому, сойдясь с Домниной, Костомаров не спешил официально оформлять отношения. Они жили вместе, у них родилась дочь, Оксана делала вид, что ей штамп в паспорте не нужен. Ее громкий роман с актером Владимиром Яглычем, случившийся на «Ледниковом периоде», многие этим и объясняли. Мол, устала женщина ждать. Был это пиар или попытка вызвать ревность со стороны Романа, неизвестно. Только через несколько месяцев после проекта Костомаров и Домнина поженились.

    И эти туда же

    Нынешним летом в мире фигурного катания просто свадебный бум! И добро бы все это было после Олимпиады, когда спортсмены выдохнули и немного расслабились. Так нет, уже пошел новый олимпийский цикл, а им приспичило.

    * Связал себя узами брака с давней подругой олимпийский чемпион Сочи в танцах на льду Чарли Уайт. Его теперь уже жена - Танит Белбин, серебряная медалистка Турина-2006.
    * Итальянская танцорша, чемпионка мира Анна Капеллини вышла замуж за своего земляка - парника Ондрея Хотарека.
    * Романтичная свадьба на Бермудских островах соединила канадку Меган Дюамель с тренером их пары Бруно Маркотте.

    Ждем-с!
    18 августа официально оформят отношения Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Правда, кроме того, что свадьба состоится и пройдет в Москве, ничего больше неизвестно.

    Тридцать лет назад шестикратные чемпионы мира и Европы Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми в мире чемпионами Олимпийских игр в танцах на льду. Исполненный ими за два года до этого события оригинальный танец на музыку танго «Jealousy» (Ревность) вошел в число обязательных под названием «Танго Романтика».

    Судьба Александра Горшкова была щедра на удачу и на суровые испытания. Он не жалеет о том, что почти вся жизнь прошла на льду, благодарен судьбе за предоставленный ему шанс, и уверен, что даром ничего не дается. 8 октября 2006 года прославленному фигуристу Александру Георгиевичу Горшкову исполняется 60 лет - мы поздравляем его с юбилеем!

    Начало

    Приход на каток для маленького Саши совпал с поступлением в первый класс. Буквально через месяц после начала учебы, его мама узнала, что идет набор в школу фигурного катания «Салют» на Шаболовке. Первоклассника Александра Горшкова, как и его будущего закадычного школьного друга Михаила Федорова, привели в спортивную секцию, и всю осень дети занимались в зале ОФП и хореографией. Но с первыми холодами, когда залили лед, оказалось, что всех еще будут просматривать на льду.

    Коньки Саше купили только к первому занятию, поэтому, узнав, что будет новый отбор, он очень разволновался: не хотелось ударить в грязь лицом. В раздевалке услышал разговор двух чужих мам: одна сетовала, что ее дети совсем не умеют кататься, а другая успокаивала: «Тренеры будут смотреть на то, насколько ребенок упорный и трудолюбивый: упал и встал, упал и встал». Когда Саша вышел на лед, он сразу упал, но тут же встал, помня слова об упорстве и трудолюбии. Всю тренировку старался от души: падал и вставал. И в результате его отчислили.

    Мама безумно расстроилась. Неизвестно, кто ей подсказал идею, но спустя две недели она вновь привела сына в ту же группу, и выпустила на лед. Конечно, Саша за это время покатался во дворе по замершим лужам. Тренер, увидев его, только спросила: «Почему ты не ходил? Болел?», чем избавила от необходимости самому объясняться, и говорить неправду.

    Одиночники в начале60-хгодов прошлого века прыгали в основном двойные прыжки. Александру Горшкову они не очень удавались, и в 15 лет он принял решение перейти в парное катание. Два года в парном катании принесли больше успехов, чем в одиночном. Но отношения с партнершей как-то не ладились. После очередных разногласий Саша решил, что кататься с ней больше не будет, и сообщил о своем решении тренеру.

    Мысли уйти из фигурного катания тоже посещали Александра: хотелось гулять в компании друзей, ходить в кино и на танцы, а вместо этого он шел на тренировку. Правда он понимал, столько времени и сил отдала мама, мотаясь с ним маленьким то в «Сокольники», то в «Лужники», и было бы несправедливо, вот так все бросить.
    После подросткового возраста, когда хочется быть как все, наступил юношеский, когда хочется быть особенным. Саша понял, что фигурное катание как раз то, что выделить его из толпы.

    Переход в метро

    На танцы Александр впервые обратил внимание на чемпионате Европы, который в 1965 году состоялся в Москве. «Я был на первом курсе института, у нас в Лобне проходили лыжные сборы, и каждый день я сбегал, чтобы увидеть соревнования. Тогда уже бытовало мнение, что если ты как фигурист совсем ни на что не годишься, то отправляйся в танцы. Я тоже считал, что танцами должны заниматься пенсионеры. Но, посмотрев на чемпионате Европы катание английской пары Диана Таулер - Бернард Форд (прим. ред. - чемпионы мира и Европы в 1966-69 годах)и других, понял, что глубоко ошибался».

    Примерно тогда же друг Горшкова Сергей Широков получил приглашение от Надежды Велле встать с ней в таневальную пару. Однажды Сергей сказал: «Знаешь, у нас нет тренера, может, ты посмотришь, как это все выглядит со стороны». Уверения Горшкова, что он в танцах ничего не смыслит, не действовали, и (дружба есть дружба) пришлось идти смотреть. Саша пришел с коньками, вышел на лед, попробовал повторить за ними элементы - это было даже интересно. А так как он уже принял решение не возвращаться в парное катание, то начал в одиночку учить обязательные танцы. Его уже бывший тренер Ирина Никифорова заметила, что получается у Саши неплохо, и вскоре сказала ему, что в ЦСКА из Ленинграда приехала девочка Ира Нечкина, которой ищут партнера, и он может поучаствовать в отборе.

    День и время были назначены. Александр очень хорошо помнит этот момент. Чтобы с «Лермонтовской», где тогда жил Горшков, доехать до «Аэропорта», надо на «Площади Свердлова» пройти по очень длинному переходу. И в этом самом переходе Саше вдруг стало страшно: «Вот я иду в ЦСКА на смотрины. К кому? К самому Жуку. Там катаются Пахомова и Рыжкин, а тут я…». Пройдя почти до конца перехода, он повернул назад. А потом вдруг подумал: как будет всем - родителям, тренеру - объяснять, почему не доехал? Потерзался и поехал в ЦСКА. А там решили, что Александр подходит, и они с Ирой приступили к тренировкам.
    Шел 1966 год. Тренировки проходили на одном льду с чемпионами страны Людмилой Пахомовой и Виктором Рыжкиным. Они много помогали новичкам: объясняя какие-то элементы, по очереди вставали с ребятами в пару, показывали движения. Вскоре Пахомова с Рыжкиным уехали на чемпионат Европы, потом переехали на чемпионат мира, а вернувшись, приняли решение расстаться, поскольку проблемы внутри пары не находили решения. К тому же Людмила вернулась с натертой ногой, началось воспаление, потребовалась операция, и она целый месяц не каталась.

    В это время Александр Горшков и Ирина Нечкина тренировались в «Лужниках» на «Кристалле». Пахомова, которая сама кататься не могла, да и пары у нее не стало, приходила их тренировать, как это и было раньше. Недели через две таких тренировок она предложила Александру проводить ее до метро. А по дороге к «Спортивной» предложила ему кататься с ней вместе, чем повергла в шок. Правда, Мила сразу предупредила, что назад в ЦСКА дороги нет, тренера у них тоже нет, да и льда в достатке, скорее всего, тоже не будет. Конечно, они могут воспользоваться льдом института физкультуры, но для подготовки к серьезным соревнованиям этого будет не достаточно. «Я тебе ничего не обещаю, но ты подумай», - закончила она. Александр думал до вечера, а потом позвонил, и сказал: «Согласен».

    Спорт пенсионеров

    С этого вечера в жизни Александра Горшкова начался новый и очень тяжелый период. Нога у Милы зажила, и они начали кататься вместе по 8 часов в день. Так как ребята не принадлежали ни к одной спортивной организации, то, приходя утром на «Кристалл», просились ко всем подряд. Катались с утра четыре часа, потом обед, и еще четыре часа. Без тренера, каждый день. Так Мила решила устроить новому партнеру «прорыв» в технической подготовке. Александр приезжал домой совершенно «мертвый», падал от усталости, а утром вставал, не чуя ног, и шел опять на каток.

    В начале совместной работы разница в классе катания была огромная. Пахомова к этому времени уже была чемпионкой страны, тогда как Горшков только начинал разучивать основные элементы танцев. На счет перспектив пары были, конечно, скептики, но им в то время было не до слухов, не до мнений - работали в поте лица. Даже когда технически они сравнялись, все равно бесконечно тянулся шлейф мнения, что Горшков слабее Пахомовой. Но Александр не придавал этому никакого значения: «Если Мила катается лучше чем я, то и, слава Богу!»

    Потом Людмила сказала, что, у неё есть очень хорошая идея насчёт тренера. Это молодой и талантливый тренер, правда с танцорами она ещё не работала, но она закончила ГИТИС, и с ней стоит поговорить - вдруг согласиться. Тренером этим была Елена Чайковская, и она согласилась. Опять начались рабочие будни, теперь уже с тренером. Основной ледовой базой оставался каток «Кристалл», который, по словам Горшкова, стал ему вторым домом: «Пожалуй, я даже место жительство менял чаще, чем место катания».

    Весной 1967 года, примерно через год, как Саша и Мила начали вместе кататься, когда у обоих немного разгрузилась голова от немереной работы и безумной гонки, они заметили друг друга. Проснулись чувства. Когда спустя некоторое время Александр попросил руки Людмилы, она ответила согласием, но добавила: «Только после того, как мы станем чемпионами мира, а до этого нам еще работать, и работать». Все так и произошло. В 1970 году Людмила Пахомова и Александр Горшков получили дипломы о высшем образовании, выиграли чемпионат мира и весной в «Метрополе» сыграли свадьбу.

    Первый чемпионат мира по танцам на льду прошел только в 1952 году, чемпионат Европы - в 1954, но вопрос о включении этого вида фигурного катания в олимпийскую программу в конце60-хтолько обсуждался Международным Олимпийским комитетом. В 1968 году советскую пару Людмила Пахомова - Александр Горшков (к этому времени они выступали вместе всего два года) в числе 10 лучших пар мира пригласили для демонстрации этого вида на Олимпиаду в Гренобль. Презентация прошла успешно, но решение о включении танцев в программу Олимпиад пришлось ждать еще восемь лет. Только в 1975 году в Копенгагене на чемпионате Европы было официально объявлено, что на следующий год на Олимпиаде в Инсбруке танцы будут в программе Игр.

    Для Людмилы и Александра это был уже пятый чемпионат Европы, впереди был пятый чемпионат мира. Вроде бы все уже достигнуто, но до полного комплекта не хватало именно олимпийской медали: стать первыми в истории своего вида - была заветная мечта.

    Испытание на верность

    Воодушевленные олимпийской перспективой, в отличном расположении духа Пахомова и Горшков покидали Копенгаген, строя планы на предстоящий чемпионат мира. Утром, по дороге в аэропорт, Александр почувствовал острую боль в груди слева. Подобная боль беспокоила его и раньше, но на этот раз она была просто невыносима. Вскоре к болевым ощущениям добавилась слабость. Позже, даже лучшие врачи не смогут объяснить, в чем причина болезни. Произошел разрыв плевры легкого, воздух стал проникать в межплевральную полость, и легкое перестало функционировать. Перегрузки в самолете добавили осложнение: верхняя легочная артерия лопнула, и в полость полилась кровь.

    Но обо всем этом Александр узнает гораздо позже, а пока, вернувшись домой, и никому не сказав о своем самочувствии, он еще надеялся, что «все рассосется». Конечно, закрадывалась мысль, что что-то не так, но в 28 лет нет мыслей о смерти, тем более когда впереди чемпионат мира. Все фигуристы прекрасно знают, стоит пропустить один сезон, твое место займут, и надо будет еще доказать, что ты достоин позиций, которые занимал накануне. А ведь в следующем сезоне Олимпийские игры.

    Три дня врачи не могли поставить диагноз, а когда поставили, сказали, что нужно срочно на операционный стол и делать переливание крови. Хотя Александр к этому времени уже потерял 2,5 литра крови, такая перспектива его не устраивала. Приехал Михаил Израилевич Перельман, лучший советский пульманолог, зашел в палату и сказал: «Значит так, молодой человек, вам надо срочно делать операцию». Горшков удивился: «Какая операция? У меня через месяц чемпионат мира в Колорадо-Спрингс». Перельман посмотрел на часы, и сказал: «Знаете что, я очень занят, у меня сегодня еще три операции, поэтому даю вам 15 минут: хотите жить - соглашайтесь, если нет - ваше дело». И ушел. Дверь за ним закрылась, тут же в палату вбежали Мила с Еленой Чайковской, глаза у обеих красные. Глядя на их состояние, Александр впервые начал понимать, что все очень-очень серьезно, и дал согласие на операцию. Через 10 минут он был уже на операционном столе, операция длилась более 5 часов, и закончилась успешно. В тот момент, по сути, ему спасли жизнь. Но тогда он это не понимал.

    После операции тяжелобольной фигурист начал рваться из больницы: вместо положенных трех дней его уже через день «выкинули» из реанимации, где он устроил скандал, а в обычной палате он на вторые сутки начал делать зарядку, чем поверг всех в ужас. Александр, похоже, не совсем понимал, что он собой представляет после операции, пока в одну из бессонных ночей, дежурный врач не сказал ему: «Знаешь, после того, что с тобой произошло, лучше месяца на два в санаторий, а потом, если все будет хорошо, с авоськой за кефиром».
    Едва дождавшись утром Милы, он в ужасе ей все рассказал, а она заверила: «Обещаю, что мы поедем на чемпионат мира». Свое слово она сдержала. Пошла к председателю Госкомспорта СССР Сергею Павловичу Павлову, тот к врачам, врачи - категорически «нет», но все же выписали Александра на две недели раньше срока. Через два дня он пошел на тренировку: на катке собрался весь физдиспансер смотреть, как он будет «умирать». Перед этим пациент спросил у Перельмана: «Там ничего не разойдется? Даже если будет больно?» Хирург ответил: «Нет». Поэтому на лед Александр выходил уверенно.

    Пахомова и Горшков получили разрешение ехать в Колорадо-Спрингс только благодаря поддержке Перельмана, который взял всю ответственность на себя. Правда, на чемпионат мира прибыли слишком поздно, за 2 дня до начала, тогда как для акклиматизации в высокогорье (высота почти 2500 м) спортсмены приезжают за 2 недели. А ведь у Александра объем легких после операции стал вдвое меньше. Чтобы «мировая спортивная общественность» ничего не заподозрила (официально Горшков просто болел гриппом), советская делегация тщательно скрывала правду: если узнают про такую серьезную операцию, в спорте сразу спишут. На первой тренировке попробовали прокатать произвольный танец: когда дошли до середины программы, Саша понял, что до конца ему не доехать.

    В федерации решили, что надо сниматься с чемпионата, тем более второй парой были Моисеева - Миненков, которые могли бороться за золото, и в итоге его завоевали. После чемпионата пара Пахомова - Горшков участвовала в показательных выступлениях, потом поехала в турне по городам США. Это окончательно восстановило Александра, он опять почувствовал себя «в обойме». Когда вернулись в СССР, поехали в турне по Сибири. И тут как раз начали ползти слухи: родителям Горшкова кто-то сообщил, что, когда фигуристы возвращались с чемпионата мира, Александр умер в самолете…

    Новая жизнь

    На следующий год в олимпийском Инсбруке Пахомова и Горшков станут первой в истории танцев на льду парой, выигравшей Олимпиаду. К этой победе они вместе прошли путь длинной в 10 лет. В декабре 1976 года они объявили, что закончили свою спортивную карьеру. На соревнованиях на приз газеты «Московские новости» они прощались с любительским спортом. В 1977 году в семье родилась дочь Юля. Впереди начиналась новая жизнь.

    По окончанию карьеры у всех спортсменов стоит вопрос, чем заниматься дальше. Александр получил приглашение работать в спорткомитете, которое он принял. Мила всегда тяготела к тренерской, постановочной работе, и она стала тренером. Александр помогал ей, приходил на тренировки: «Но при этом, честно говоря, я понимал, что два тренера в одной семье, в одном виде - это тяжело, поэтому я стал спортивным функционером».

    В спорте существует четкое разделение на любителей и профессионалов: спортсмены (не потерявшие статус любителей) и судьи - это любители, а тренеры, преподаватели - это профессионалы. Александр Горшков никого лично не тренировал, и статус любителя со временем позволил ему занять высокий пост в Международном Союзе конькобежцев. На этом пути была многолетняя безупречная работа сначала судьей международных соревнований, затем, судьей и рефери чемпионатов ИСУ. В 1984 году на конгрессе ИСУ в Колорадо-Спрингс Александр Горшков выставил свою кандидатуру в технический комитет ИСУ, и не только был избран, но его кандидатура получила наибольшее число голосов, что автоматически сделало его по сути вторым лицом после председателя техкома. Четырнадцать лет, с 1984 по 1998 год, Александр Горшков был членом техкома, а в 1998 году впервые (как представитель России) был избран председателем технического комитета ИСУ по танцам на льду. В 2002 и 2006 годах на конгрессах Союза конькобежцев его дважды переизбирали на эту должность. Александр Георгиевич считает этот срок последним: работа председателя техкома, несмотря на то, что считается общественной деятельностью, очень ответственная, и практически круглосуточная - без выходных и отпусков.

    «Я не жалею о том, что вся моя жизнь прошла на льду. Конечно, что-то можно было бы избежать каких-то ошибок, но жизнь не повернуть вспять. Может быть, моя философия несколько примитивна, но я считаю, что в жизни все уравновешено. Судьба была щедра на удачу, успех, но испытаний и лишений было тоже более чем достаточно.

    У каждого в жизни, наверняка, случались моменты, когда надо принимать решения. Представьте себе, что тогда в метро я бы повернул обратно, не поехал бы в ЦСКА, придумал бы, что сказать маме. И вся моя жизнь, наверно, сложилась бы иначе. Поэтому, если судьба предоставляет вам шанс, никогда от него не отказывайтесь, как бы не было страшно. Ничего даром не дается, все надо заслужить. Это я знаю точно».

    Досье

    Горшков Александр Георгиевич

    Родился 8 октября 1946 года. Танцы на льду. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. Заслуженный работник физической культуры. Председатель технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев (с 1998). Член Президиума (с 1992), вице-президент Федерации фигурного катания на коньках России (с 2006). Вице-президент Федерации фигурного катания Москвы (с 2000).

    Первый в истории фигурного катания Олимпийский чемпион в танцах на льду (1976), шестикратный чемпион мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976), пятикратный чемпион СССР (1969-1971,1973, 1975) - все результаты достигнуты вместе с Людмилой Пахомовой. Внесены в Книгу рекордов «Гиннесса». Избраны почётными членами «Музея мировой славы фигурного катания на коньках США».