Сколько служит шуруповерт. Как хранить никель-кадмиевые аккумуляторы для шуруповерта. Communities › Инструмент - Делимся Опытом › Blog › Правда и мифы о шуруповертах Makita

Написано в 01.09.2012, 18:14 ч

Литий-ионные аккумуляторы в настоящий момент представляют собой самый совершенный (и дорогой) тип аккумуляторов для электроинструментов, выпускаемых серийно большими объемами. Конструктивно литий-ионная батарея не отличается от аккумуляторов, рассмотренных выше. Разница - в химическом процессе. Анод батареи выполнен из оксида лития с кобальтом или марганцем, катод выполнен из графита. В качестве электролита используется органический растворитель. В процессе зарядки батареи ионы лития перемещаются и связываются материалом отрицательного углеродного электрода, а во время работы происходит обратный процесс.

Изобретенные еще в 1912 году литий-ионные аккумуляторы долгое время не находили практического применения из-за проблем технологического характера. Одной из главных являлась проблема дендритов - кристаллических образований, похожих на дерево, развивающихся на поверхности положительного электрода. Дендрит рос после каждого цикла «зарядка-разрядка», со временем достигал поверхности отрицательного электрода, после чего незамедлительно следовало короткое замыкание и взрыв аккумулятора. Эта, а также некоторые другие проблемы были устранены в 1991 году корпорацией Sony, снабдившей аккумулятор блоком управляющей электроники, которым снабжают Li-Ion аккумуляторы и по сей день.

По большинству показателей литий-ионные аккумуляторы значительно превосходят никель-кадмиевые и никель-металлогидридные. Так, например, номинальное напряжение одного элемента составляет 3,6 В, энергетическая плотность может достигать 200Вт*ч/кг, саморазряд ниже, чем у остальных типов аккумуляторов (не превышает 5 % в месяц), возможна быстрая (и даже сверхбыстрая) зарядка и совершенно отсутствует эффект памяти.

«Ложкой дегтя» является довольно короткий срок службы литий-ионного аккумулятора (раньше он составлял около трех лет, сейчас - от семи до десяти), причем не важно, работал ли он или нет. Впрочем, тема короткого срока тоже является своего рода мифом - кто-то утверждает, что Li-Ion батареи живут не больше трех лет, практика показывает, что уж пять-семь точно, а компания Mitsubishi говорит про свой электромобиль i-MiEV, что его батареи за десять лет потеряют не более 10% емкости. Так же теоретически, количество возможных циклов «заряд-разряд» меньше, нежели у других типов батарей. К минусам можно добавить также ограничение диапазона рабочих температур и, конечно же, высокую стоимость.

Также стоит заметить упомянутую выше электронику, которая в обязательном порядке встраивается в любой Li-Ion аккумулятор для предотвращения всяческих ЧП (иначе он просто не пройдет сертификацию). По сути это простой чип, контролирующий температуру и вольтаж, однако он постоянно потребляет энергию - как нетрудно догадаться, получает он ее от самого аккумулятора. Хотя это потребление ничтожно мало, оставленный на годик на полке полностью разряженный Li-Ion аккумулятор с большой долей вероятности придет в негодность: чип съест остатки энергии, и зарядное устройство уже не сможет его реанимировать в силу химических особенностей батареи. Так что Li-Ion аккумуляторы лучше не разряжать до конца, а при отправке на хранение - обязательно заряжать.

Аккумуляторный шуруповёрт — это один из тех инструментов, без которого сейчас невозможно представить не только профессионального строителя или отделочника, но и просто любого, как говорится, «мужика с руками».

В этой статье мне хотелось бы обсудить два вопроса. Первый из них — как выбрать шуруповёрт? Ну и второй, ещё более интересный — как максимально продлить срок его эксплуатации?

Сильно зацикливаться на первом вопросе мне особо не хочется. Любой читатель может ввести в поисковике фразу «как (или какой) выбрать шуруповёрт» и он получит тысячи статей на эту тему, причём во всех написано практически одно и то же. То, что шуруповёрты бывают бытовые и профессиональные, какие у них бывают крутящие моменты, скорости вращения, какие аккумуляторы и т.п.

По большому счёту с точки зрения функционала, все современные шуруповёрты (за исключением разве что самых дешёвых китайских) очень похожи друг на друга. Практически у всех имеется реверс, две скорости вращения патрона, муфта регулировки крутящего момента; у многих есть кнопка подсветки и специальные приспособления для удобства ношения шуруповёрта (крючки, кобура).

Самое главное, с чем нужно определиться при выборе шуруповёрта — для чего он Вам нужен? Только исходя из ответа на этот вопрос нужно делать выбор.

Я бы выделил два варианта ответа:

1 вариант) Вы покупаете инструмент просто для того, чтобы он, как говорится, был в доме, чтобы пользоваться им пару раз в месяц, чтобы повесить картину, собрать новую мебель, установить розетку и т.п. Приобретать для этих целей дорогой мощный инструмент смысла никакого нет. Вполне будет достаточно 12-ти вольтового шуруповёрта нашего отечественного производителя.

Более того советую задуматься, а нужно ли Вам два аккумулятора. Сейчас много моделей шуруповёртов продаётся сразу с двумя аккумуляторами. Это существенно сказывается на цене. Так стоимость, например, шуруповёрта с 2-мя аккумуляторами состоит примерно на 1/3 из стоимости самого шуруповёрта и на 2/3 из стоимости 2-х аккумуляторов. Поэтому выбирая модель с одним аккумулятором, Вы экономите до 30%.

Не советую брать дешёвые китайские модели. Они конечно скорее всего имеют более симпатичный внешний вид, иногда копирующий популярные зарубежные марки и оснащены практически всеми функциями профессиональных инструментов, но качество их абсолютно непредсказуемо. Пожалейте свои нервы. К тому же в случае поломки добиться быстрого исполнения гарантийных обязательств от отечественного производителя на много проще.

2 вариант) Вы покупаете инструмент для работы, пользоваться им будете довольно часто и интенсивно. У всех опытных строителей как правило уже есть свои собственные предпочтения. Имена производителей качественных профессиональных шуруповётров им хорошо знакомы. Это такие марки как Makita, Bosch, Hitachi, DeWalt, AEG…

Хочу дать пару рекомендаций начинающим строителям и отделочникам, которые только присматриваются к профессиональному инструменту. Во-первых, прежде чем сделать выбор, узнайте, на сколько доступны для Вас будут новые аккумуляторы к данной модели. Особенно это касается жителей провинции. Об этом я говорю, потому что сам живу в маленьком городе. Аккумулятор — это первое, что выходит из строя у шуруповёрта, если конечно им не забивать гвозди. Раньше мне, чтобы найти замену испорченному аккумулятору, приходилось ехать за 70 км в областной центр, и искать его там по различным радиорынкам и специализированным магазинам. К счастью сейчас здорово выручают интернет-магазины.

Во-вторых, в будущем Вы сможете хорошо сэкономить, если будет возможность купить новый двигатель к выбранной Вами модели. Такие двигатели часто продаются на тех же радиорынках или в сервисных центрах определённого производителя, если таковые имеются у Вас поблизости. Сменить двигатель очень просто собственными руками.

Вот Вам живой пример. У нас в бригаде есть три шуруповёрта фирмы Hitachi. Работаем ими постоянно, практически на износ. Но самое интересное, что эти шуруповёрты у нас уже около 4-х лет. И здесь я не пытаюсь кого-то прорекламировать. Просто мы в любой момент, как только появляется необходимость, можем купить к ним новый аккумулятор или электродвигатель. Аккумуляторы у нас стоят около 1500 рублей, а двигатели всего около 500 рублей. А я точно знаю, что большинство людей при поломке двигателя (когда у него истекает ресурс), выбрасывают шуруповёрт и покупают новый. Чувствуете разницу — новый шуруповёрт за 4500 руб. и новый двигатель за 500 руб., который меняется в течении пяти минут.

Теперь немного о том, как продлить срок эксплуатации шуруповёрта.

Самое основное, что для этого нужно сделать, это перед началом использования прочитать инструкцию. Из неё можно узнать много полезных рекомендаций. Вот некоторые из них:

1) Практически в каждой инструкции написано — «Перезаряжайте батареи до того, как они будут полностью разряжены. Если Вы продолжите использование инструмента до окончания заряда, батарея может быть повреждена, а срок её службы станет значительно короче». Причём это пишут и для никель-кадмиевых (Ni-Cd), и для никель-металл-гидридных (Ni-MH), и для литий-ионных (Li-Ion) аккумуляторов. Данный текст я списал из инструкции к своим Hitachi c Ni-Cd батареей. Практически тоже самое видел и в инструкции к Makita. Другие не читал.

Те кто уже знаком с этой темой скажут — как так? А как же быть с эффектом памяти у Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов, о котором все говорят?

Для тех, кто об этом не слышал, поясню. Эффект памяти — это свойство аккумулятора уменьшать свою ёмкость при каждой зарядке, если до неё он не был разряжен до конца (никель-ионные эффектом памяти не страдают).

Скажу честно, я сам до конца не понимаю этого противоречия. Может быть в комментариях кто-нибудь сможет внести ясность.

За годы работы с различными шуруповёртами, я для себя сделал такой вывод: разряжать Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы конечно нужно до конца, но не до такого конца, когда при нажатии на курок, двигатель вообще не вращается. Если на медленной скорости шуруповёрт уже не закручивает 25-й саморез, то всё, хорош, больше мучить его не надо.

2) Также в любой инструкции указан температурный диапазон, при котором можно производить зарядку. Этот диапазон немного отличается для разных моделей, но в среднем примерно от 0 до 40°С. При слишком низких температурах происходит перезаряд батареи, что приводит к её порче.

Это требование лучше не нарушать. У меня был такой опыт. Несколько лет назад, мы работали на объекте поздней осенью и там не было ни одного тёплого помещения. За несколько дней до начала купили абсолютно новый шуруповёрт фирмы Sparki (тоже не самая дешёвая модель). Заряжать аккумуляторы пришлось и при заморозках до -5°C, может даже ниже. В общем, через пару недель оба аккумулятора сдохли. Обидно конечно было, но читать инструкции русский человек, как известно, не любит.

3) Не ставьте аккумулятор на зарядку сразу после извлечения его из шуруповёрта. Как известно во время работы он нагревается. Дайте ему полежать и остыть в течении 10-15 мин. Даже не смотря на то, что многие современные зарядные устройства просто не включаются, когда аккумулятор перегрет, данная мера всё равно лишней не будет. Кстати об этом некоторые производители тоже пишут.

4) Не заряжайте аккумулятор повторно. Такое иногда случается в работе просто по неосторожности (поставил на зарядку и забыл, что уже заряжал его несколько часов назад).

5) Не ставьте муфту регулировки крутящего момента (трещётку) в положение сверла, когда крутите саморезы. Устанавливайте момент затяжки достаточный для данных саморезов, чтобы при их закручивании срабатывала трещётка. Это также позволит Вам продлить срок службы и батареи и электродвигателя.

6) Очень часто при длительном использовании набивается грязь под кнопку переключения скоростей шуруповёрта. Для интерскола, например, это вообще беда. Грязь не даёт включить нужную скорость до конца. При этом слышен характерный треск шестерёнок. Как только это у Вас произошло, сразу либо несите инструмент в сервисный центр (если он ещё на гарантии), либо откройте его самостоятельно и почистите переключатель. Это занимает от силы 5 минут и спасёт редуктор от поломки.

Пожалуй по этой теме у меня всё. В заключении хочу Вам показать два интересных видео. В одном рассказывается, как можно самостоятельно починить аккумулятор шуруповёрта, а на другом — как переделать аккумуляторный шуруповёрт в проводной.

Ремонт аккумулятора шуруповёрта

Переделка шуруповёрта на сетевой.

Рис / Фото 1: Батареи для шуруповерта

Восстановить вышедшую из строя батарею шуруповерта практически невозможно, покупка же нового аккумулятора обойдется в сумму, равную стоимости самого электроинструмента. Поэтому имеет смысл максимально продлить срок службы аккумулятора шуруповерта с помощью приведенных ниже рекомендаций.

Очень многое зависит от типа батареи. Литиевые, никелевые и магниевые – каждому из этих типов батарей присущи свои особенности, определяющие правила их применения.

Литий-ионный. В аккумуляторе этого типа в качестве электролита применен углерод. В устройстве имеется защитная электроника, которая предупреждает перегрев, а также чрезмерный перезаряд. Глубокий разряд представляет наибольшую опасность в процессе хранения и эксплуатации. Если батарея для шуруповертов не будет применяться в течение длительного времени, рекомендуется оставлять его заряженным хотя бы на половину и хранить при температуре от +2 до +15 градусов.

Процесс старения в виде постепенного разложения электродов существенно сокращает срок службы литий-ионной батареи для шуруповертов. Однако данное неблагоприятное явление можно в значительной степени замедлить, если регулярно применять батарею и подзаряжать ее. Ставьте аккумулятор на зарядку сразу же, как только заряда в батарее остается менее 20% от всей емкости. При этом желательно достичь лишь подзарядки в 95% от всей емкости, нежели 100%, поскольку перезаряд в свою очередь тоже вреден. Полной зарядке и разрядке подвергается только новая батарея для калибровки ее параметров.

Никель-металлогидридный. К преимуществам такого аккумулятора можно отнести возможность длительного хранения в заряженном состоянии. При этом происходит саморазряд, но очень медленный. Поэтому достаточно одной подзарядки в 2-3 месяца для того, чтобы не допустить полной разрядки аккумулятора.

Никель-металлогидридные батареи крайне не рекомендуется применять в работе при температуре ниже -15 и выше +40 градусов. Также на срок их службы влияет процесс зарядки – весьма нежелательны перезаряд и перегрев. Поэтому для обслуживания батареи для шуруповертов целесообразно использовать только фирменные аксессуары. Хранить аккумуляторы данного типа нужно не при комнатной температуре, а в относительно прохладном помещении.

Никель-кадмиевый. Старейший тип батареи для шуруповертов, в котором емкость положительного электрода меньше емкости отрицательного, за счет чего положительный электрод запускает саморазряд батареи. Поэтому батареи данного типа желательно оставлять на длительное хранение в полностью разряженном состоянии. В процессе эксплуатации никель-кадмиевый аккумулятора, старайтесь полностью разряжать его непосредственно перед тем, как поставить на зарядку.

Покупая новый шуруповерт, уясняйте для себя правила эксплуатации его батареи. Применяйте электроинструмент в соответствии с типом аккумулятора. Для зарядки используйте зарядное устройство, входящее в комплект, придерживаясь при этом режима, рекомендованного в инструкции.

В арсенале любого хорошего хозяина наверняка найдётся распространённый сегодня в быту электроинструмент - шуруповёрт. Главным его достоинством является мобильность. Ведь это устройство работает от съёмных аккумуляторов, что делает его использование максимально удобным, поскольку не требуется подключаться к розетке электросети. Но как быть, если аккумуляторная батарея (АКБ) шуруповёрта вышла из строя? Покупать новую будет довольно затратно, потому что её стоимость в некоторых моделях доходит до 50–70% цены самого шуруповёрта. Намного практичнее будет сразу приобрести новый инструмент, в комплект которого входят целых два аккумулятора. Но продлить срок службы старого шуруповёрта всё же можно, отремонтировав вышедшую из строя АКБ.

Что собой представляет аккумулятор шуруповёрта

В любых моделях электрошуруповёртов такой важный элемент, как аккумулятор, выглядит примерно одинаково. Он представляет собой пластиковую коробку, внутри которой размещены до десятка (а иногда и больше) элементов питания. Они соединены между собой в последовательную цепочку и располагаются таким образом, что выводы первой и последней банки в цепи замыкаются на контакты, обеспечивающие питание инструмента и подключение к зарядному устройству.

Аккумулятор шуруповерта представляет собой цепочку заряжаемых элементов питания, соединённых последовательно

АКБ шуруповёрта любого типа имеют довольно простую конструкцию, в которой легко может разобраться любой человек, хоть немного знакомый с основами электротехники. Помимо элементов питания в корпусе аккумуляторного блока может располагаться:


В зависимости от вида применяемых элементов питания аккумуляторы шуруповёрта бывают следующих типов:

  • никель-кадмиевые, обозначаемые символами NiCd и рассчитанные на номинальное напряжение 12 В;
  • никель-металлгидридные (NiMh) с тем же номинальным напряжением, что и элементы первого типа (12 В);
  • литийионные (Li-Ion), напряжение которых в зависимости от количества используемых элементов может составлять от 14,4 до 36 В.

Разные типы аккумуляторов обеспечивают разное номинальное напряжение и мощность шуруповёрта

Аккумуляторные батарейки первого типа (NiCd) наиболее распространены в современных инструментах, прежде всего, благодаря самой низкой их стоимости. Особенно часто аккумуляторы на основе никель-кадмиевого сплава можно встретить в бюджетных моделях шуруповёртов. Они не боятся низких температур и могут храниться в разряженном состоянии, не теряя своих характеристик. Из недостатков таких элементов питания можно отметить:

  • ярко выраженный эффект памяти, когда при неполной выработке заряда батарея словно запоминает, до какой величины использовали её ёмкость, и в дальнейшем уже не заряжается выше этих параметров;
  • небольшая ёмкость и малое число циклов зарядки и разрядки;
  • подверженность саморазряду, когда неиспользуемая заряженная АКБ постепенно теряет заряд;
  • высокая токсичность при вскрытии банки из-за входящего в состав батареи кадмия.

Для того чтобы новый аккумулятор для шуруповёрта не потерял ёмкость, первые несколько раз его нужно подвергнуть зарядке в течение 10–12 часов, даже если появится индикация, что он зарядился намного раньше. В процессе работы аккумулятором лучше пользоваться до полного разряда, после чего сразу же подключить к зарядному устройству до достижения полной зарядки.

Никель-металлгидридные элементы в современных шуруповёртах тоже встречаются часто. Они состоят из экологически чистых элементов, но стоят дороже никель-кадмиевых батареек. У них более низкий саморазряд и эффект памяти и большее число циклов зарядки, чем у элементов типа NiCd. Но они боятся низких температур и в разряженном состоянии также теряют свои характеристики.

Самыми дорогими являются литийионные батареи, которые, по сравнению с первыми двумя типами, обладают заметными преимуществами:


Из недостатков аккумуляторов этого типа следует отметить их небольшой срок службы. Через три года литий начинает разлагаться, батарея теряет свою ёмкость без возможности восстановления.

Характерные неисправности АКБ шуруповёрта

Несмотря на то что шуруповёрты комплектуются разными типами аккумуляторных батарей, все они имеют одинаковую конструкцию и аналогичные неисправности. Наиболее часто встречаются следующие поломки этого устройства:

  • потеря ёмкости одним или несколькими элементами питания;
  • механическое повреждение цепи аккумуляторного блока (отрыв пластин, соединяющих банки между собой или с клеммами);
  • высыхание электролита;
  • разложение лития в элементах типа Li-Ion.

Потеря ёмкости элементов питания - это самый распространённый дефект аккумуляторов шуруповёрта. Суть его состоит в том, что утрата ёмкости заряда хотя бы одного элемента питания не даёт возможности полностью зарядить остальные банки. Получая некачественный заряд, АКБ быстро разряжается.

Такая неисправность может являться следствием эффекта памяти либо высыхания электролита в банках из-за их нагрева при зарядке или под нагрузкой. Этот дефект в аккумуляторах любого типа можно устранить самостоятельно, без обращения в сервисный центр. При этом можно попытаться восстановить неисправные элементы или заменить их. Не получится восстановить только литийионные аккумуляторные элементы питания, которые потеряли ёмкость в результате разложения лития. Такие банки можно лишь заменить новыми, снятыми с неработающего аккумуляторного блока.


Неисправность АКБ шуруповёрта может быть вызвана потерей ёмкости одного или нескольких элементов питания, поэтому её легко устранить, заменив их на новые или заведомо рабочие

Ремонт аккумулятора шуруповёрта своими руками

Большинство дефектов аккумуляторного блока шуруповёрта можно устранить самостоятельно, если знать причину возникновения неисправности и методы борьбы с ней.

Диагностика неисправностей АКБ шуруповёрта

Прежде чем приступать к ремонту аккумулятора, нужно провести его диагностику и выявить причину неисправности. Для этого необходимо:

  1. Полностью зарядить аккумуляторный блок. Предварительно никель-кадмиевую или никель-металлгидридную батарею нужно разрядить до нуля, чтобы избежать проявления эффекта памяти.
  2. Разобрать корпус аккумулятора, сняв его крышку. Она может быть прикручена винтами или посажена на клей, что несколько затруднит разборку. Во втором случае для снятия крышки необходимо острым скальпелем или ножом пройтись по клеевому соединению, а затем, аккуратно поддевая тонкой отвёрткой, отсоединить крышку.

    Крышка аккумуляторного блока может крепиться к его корпусу винтами или клеем

  3. Визуальным осмотром определить наличие механических повреждений, разрывов цепи, а также вздутых или потёкших банок аккумулятора.

    После разборки аккумуляторного блока производят визуальный осмотр содержимого на предмет наличия явных дефектов

  4. Замерить мультиметром напряжение на каждой из батарей. Для элементов питания типа NiCd или NiMh оно должно быть в пределах 1,2–1,4 В, а для литийионных банок - 3,6–3,8 В. На каждой банке измеренное значение лучше написать карандашом, чтобы избежать путаницы.

    Замерив напряжение на каждой банке, можно найти все неисправные элементы

  5. Нагрузить АКБ, присоединив к выходным контактам обычную автомобильную лампочку или сопротивление.

    Подсоединив лампу, даём возможность батареям поработать, чтобы показать просадку напряжения под нагрузкой

  6. Подержав аккумулятор под нагрузкой, снова замерить напряжение на каждой банке и найти элементы питания, на которых произошла максимальная просадка. Это и есть дефектные элементы.

Видео: как полностью разрядить аккумулятор шуруповёрта

Отыскав неисправные элементы питания, необходимо определиться со способом их ремонта. Здесь возможны два варианта действий. Первый - это реанимировать дефектные батарейки, прошив их током с более высоким напряжением или добавить в банки дистиллированной воды в случае пересыхания электролита. Но эти меры являются временными, в дальнейшем неисправность может проявиться снова. Более эффективным является другой способ ремонта, который состоит в замене дефектных элементов питания новыми или бывшими в употреблении, но заведомо исправными.

Видео: поиск дефектных элементов питания в АКБ шуруповёрта

Восстановление аккумуляторных элементов питания

Восстановление утраченной ёмкости элемента питания возможно лишь для аккумуляторов, имеющих эффект памяти. Это никель-кадмиевые и никель-металлгидридные батарейки. Для этого понадобится более мощное зарядное устройство с регулируемыми параметрами напряжения и силы тока. Установив напряжение около 4 В и силу тока 200 мА, воздействуем этим током на элементы питания, в которых обнаружена максимальная просадка напряжения.

Можно попробовать восстановить дефектные батареи путём сжатия или уплотнения. Эта процедура представляет собой разбавление электролита, объём которого в банке АКБ уменьшился. Для этого необходимо:


Процедура, описанная в пункте 5, может в определённых условиях восстановить работоспособность батареи, если причиной её неисправности стал эффект памяти.

Видео: процесс восстановления ёмкости аккумуляторов шуруповёрта

Замена элементов питания

Самым действенным способом ремонта аккумулятора шуруповёрта является замена дефектной банки. Для этого можно использовать новую батарейку, которую сегодня легко можно найти в продаже, или снять исправную банку с неработающего аккумуляторного блока. Работы по замене нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Удалить из цепи АКБ неисправный элемент питания. Учитывая, что все они соединены между собой пластинами, посаженными на точечную сварку, лучше всего для этой цели воспользоваться бокорезами. При этом нужно оставить достаточной длины хвостовик на исправной банке, чтобы иметь возможность припаять его к новому элементу питания.

    На исправных банках нужно оставить хвостовики, чтобы их можно было спаять, на неисправной банке это делать необязательно

  2. Новый аккумулятор припаять на место удалённой дефектной банки, соблюдая необходимую полярность. Плюсовой вывод припаивается к минусовому выводу «соседа», а минусовой - соответственно, к плюсовому. Для этого понадобится паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота. Если не удалось сохранить достаточную длину пластины, можно соединить банки медным проводником.

    Для пайки применяется паяльник мощностью не менее 40 Вт и паяльная кислота

  3. Собрать батарейки в корпус по той же схеме, по которой они были уложены до ремонта.

    После монтажа исправной банки всю цепочку нужно снова уложить в коробку АКБ

  4. Произвести выравнивание заряда на каждой банке путём повторения несколько раз цикла зарядки-разрядки. После чего проверить потенциалы напряжения на каждой банке мультиметром. Они должны быть на одном уровне - 1,3 В.

Важно не перегреть банку при выполнении паяльных работ. Поэтому слишком долго задерживать жало паяльника на батарее нельзя.

Ремонт аккумуляторных блоков с банками литийионного типа производится аналогично. Единственное, что усложняет задачу при ремонте, это отсоединение батарей от управляющей платы. При этом применим лишь один метод ремонта - замена дефектной банки.

Видео: как нужно правильно паять банки АКБ шуруповёрта

Как переделать АКБ шуруповёрта под литийионные элементы питания

Часто владельцы шуруповёртов на никель-кадмиевых аккумуляторах хотят переделать свои АКБ под литийионные батареи. Их привлекают преимущества, которые можно приобрести такой переделкой аккумуляторного блока:

  • облегчить вес шуруповёрта, для работы которого потребуется меньшее количество элементов питания при тех же значениях ёмкости батареи и напряжения;
  • избавиться от эффекта памяти, которого нет в элементах питания литийионного типа;
  • сократить время зарядки батарей.

Кроме того, при определённой схеме сборки можно в два раза увеличить ёмкость заряда, а значит, и время работы шуруповёрта от одной зарядки. Преимущества, конечно, очевидные, но у такого решения есть и свои недостатки, которые тоже нужно знать, чтобы взвесить все за и против. Из отрицательных моментов адаптирования АКБ шуруповёрта под литийионные банки следует отметить:

  • более высокую стоимость элементов питания литийионного типа;
  • необходимость поддерживать уровень заряда элемента строго в пределах от 2,7 до 4,2 В, для чего потребуется дополнительно установить в коробку АКБ плату контроллера заряда-разряда;
  • большие размеры элементов питания типа Li-Ion, которые потребуют проявить смекалку и фантазию, чтобы разместить их в корпусе аккумулятора шуруповёрта;
  • невозможность применять инструмент с такими аккумуляторами в условиях низких температур.

Но если решение о замене никель-кадмиевых батарей всё же принято, то действовать дальше нужно в следующей последовательности:

  1. Определиться с количеством литийионных элементов питания и их электрическими характеристиками. Например, для наиболее распространённого шуруповёрта, работающего от батареи с номинальным напряжением 14,4 В лучше взять 4 литийионных элемента, суммарное максимальное напряжение которых будет равно 4,2х4=16,8 В. Здесь необходимо учитывать что сразу же после начала работы на новых аккумуляторах напряжение на них просядет и будет равно 14,4–14,8 В. Если позволяет ёмкость коробки аккумуляторного блока, можно взять 8 таких банок, образовав из них 4 пары с параллельно соединёнными элементами питания. Это позволит увеличить ёмкость АКБ в 2 раза.
  2. Подобрать плату контроллера на 4 аккумулятора. Её параметры должны соответствовать току разряда и номинальному напряжению выбранных элементов питания. При этом рабочий ток разряда должен быть в 2 раза меньше предельно допустимого значения тока разряда батарей, который обычно равен 25–30 А. Значит, плата должна быть рассчитана на ток 12–15 А.

    Плата контроллера должна быть предназначена для работы с нужным числом элементов питания и рассчитана на их рабочий ток разряда

  3. Разобрать коробку аккумулятора шуруповёрта и вынуть из него все никель-кадмиевые банки. Разрезать всю цепь кусачками или бокорезами, оставив лишь верхний элемент с контактами для подключения к инструменту. Термистор можно тоже удалить, поскольку за перегревом батарей теперь будет следить плата контроллера.

    При соединении платы контроллера управления с цепочкой литийионных батарей нужно соблюдать полярность Литийионные элементы питания лучше размещать в корпусе АКБ шуруповёрта горизонтально

  4. Закрыть АКБ крышкой, установив на уложенные горизонтально батарейки элемент питания с контактами на батарейке старого типа.

Может оказаться, что собранную конструкцию не получится заряжать от старого зарядного устройства. Тогда необходимо установить дополнительно разъём для новой зарядки.

Видео: замена никель-кадмиевых батарей на литийионные

Как правильно хранить аккумуляторы шуруповёрта

Чтобы аккумулятор шуруповёрта прослужил как можно дольше, его нужно правильно хранить, особенно когда он используется не очень часто и с длительными перерывами. При этом нужно соблюдать некоторые правила.

Аккумуляторные блоки на основе кадмия обладают эффектом памяти, уменьшающим ёмкость батарей при неполной выработке заряда. Поэтому АКБ с элементами питания типа NiCd и NiMh следует хранить в разряженном состоянии, а устройства батареями литийионного типа - зарядив их на половину ёмкости банок . Достичь такого уровня можно за время, равное примерно 65–70% от обычного срока полной зарядки.

Если аккумуляторный блок вашего шуруповёрта стал быстро разряжаться и совсем не держит заряд, не спешите выбрасывать его и покупать новый. Срок его службы легко можно продлить, воспользовавшись изложенными выше рекомендациями. Этим вы избавите себя от лишних затрат, ведь АКБ шуруповёрта стоит больше половины стоимости всего инструмента.

Иванов Сергей Александрович 6359

Срок эксплуатации аккумулятора для шуруповерта зависит от типа батареи, которая в нем используется. Это может быть никель-кадмиевая, никель-металлогидридная или литий-ионная батарея. Знание особенностей их устройства позволит правильно эксплуатировать шуруповерт и тогда он прослужит максимально долго.

Первый тип батареи был изобретен в 1899 г. В ней из никеля сделан положительный электрод, а из кадмия – отрицательный. Но вплоть до середины ХХ века использование такой батареи было ограничено, поскольку не получалось создать герметичный аккумулятор. В процессе перезарядки выделялся кислород, что создавало угрозу взрыва. Проблема была решена путем увеличения емкости отрицательного электрода, который работает более стабильно, чем положительный. Последний ускоряет процесс саморазряда батареи. Важно знать, что чем меньше уровень заряда аккумулятора, тем медленнее батарея саморазряжается, а, значит, инструмент прослужит дольше. Поэтому, если шуруповерт долго не используется, хранить его следует с разряженной батареей.

Качество никель-кадмиевых аккумуляторов определяется видом электродов. Предпочтительнее выглядят батареи с прессованными электродами, потому что они имеют более высокую емкость, могут работать при низких температурах, выдерживая большие зарядные и разрядные токи.

Но у таких аккумуляторов есть и недостаток. Если зарядить батарею до того, как она полностью разрядится, ее емкость уменьшится. Вещество, в котором сохранился заряд, станет более плотным и не будет взаимодействовать с электролитами. Поэтому обязательно надо заряжать только батарею, которая полностью разрядилась. Иначе аккумулятор быстро поломается.

Цены в интернет-магазинах:

Калибр Дрель аккумуляторная Li-Ion "Калибр" ДА- 14.4/2+, оранжевый Ашан 3 390 Р
OptTools 3 762 Р

OBI 6 999 Р
Калибр Дрель аккумуляторная "Калибр" ДА-518/2+, темно-бирюзовый Ашан 3 000 Р

compyou.ru 53 475 Р

Electrozon 2 590 Р
Еще предложения

На длительность службы аккумуляторов из никеля и кадмия влияют и другие факторы. При высокой температуре быстрее происходят химические реакции, поэтому надо избегать перегрева прибора. Также важно соблюдать правильный режим заряда, выдерживая определенные интервалы времени.

Никель-металлогидридные аккумуляторы были изобретены во второй половине ХХ века. В них используется металл, который поглощает водород. Такие аккумуляторы имеют меньший размер и вес. Они саморазряжаются медленнее, чем никель-кадмиевые батареи, поэтому их можно хранить заряженными. Достаточно подзаряжать такие аккумуляторы одни раз в 2–3 месяца.

Допускается использование никель-металлогидридных аккумуляторов при температуре от -10°C до +40°C. Нужно избегать перегрева и перезаряда батареи, поскольку это влияет на срок ее эксплуатации.

Кадмиевые и металлогидридные аккумуляторы лучше хранить в прохладных помещениях, в которых нежарко, однако, сохраняется температура не ниже 0°C.

Литий-ионные аккумуляторы относятся к батареям современного типа. Их изобрели в Японии в 1980-х гг., использовав в качестве электролита углерод. Главное достоинство такой батареи – высокие характеристики напряженности и емкости в сочетании с маленькими размером и весом аккумулятора. С целью защиты прибора от перегрева, чрезмерного разряда и заряда он был оснащен электроникой.

Эти три фактора могут повлиять на срок эксплуатации шуруповерта. Наибольшую угрозу представляет глубокий разряд батареи. Чтобы его не допустить, надо оставлять батарею наполовину заряженной и хранить ее при температуре от 0°C до +10°C. Батарею лучше заряжать, когда осталось не меньше 20% заряда и доводить до 95% заряда. Полностью аккумулятор заряжается и разряжается только в начале его использования для калибровки параметров.

Цены в интернет-магазинах:

compyou.ru 9 125 Р
OptTools 10 800 Р