Формы и методы борьбы с терроризмом. Россия в борьбе с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей – преимущественно через использование насилия.

Главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство , законодательная, исполнительная и судебная власти. В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.Стержнем предотвращения терроризма должна стать национальная идея – идея национального единства.

25 июля 1998 г. Президентом РФ (Ельцин ) подписан Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Цель закона – определение порядка взаимодействия и координации действий спецслужб, а также гарантии граждан, которым причиняется вред в связи с участием в проведении контртеррористических действий.

Меры борьбы делятся на внутренние и международные . На внутригосударственном уровне можно выделить несколько направлений деятельности по противодействию терроризму:

· Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей.

· Расширение профессиональной подготовки антитеррористических кадров.

· Усиление контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ.

· Улучшение технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.

· Пресечение финансирования террористической деятельности.

Усиление международного сотрудничества РФ по противодействию терроризму должно проходить по следующим направлениям:

· Обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты, согласно соответствующим положениям национального права.

· Принимать активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих различные аспекты борьбы с терроризмом.

· Оказание взаимной юридической помощи.

Методы борьбы :

1) Террористы не могут действовать изолированно, они поддерживают контакты с единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Пример : германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к террористам.

2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Пример : арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перуанской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана .

3) «Разделяй и властвуй». Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Прмер : в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий в 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». При планировании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подобные разногласия.

4) Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся : искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и продовольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

5) Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющихся разногласий между ними. Пример : уничтожение лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После совершения им теракта в иорданском городе Амман, иорданские спецслужбы установили его местонахождение и передали информацию американцам, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен.

6) Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Пример : военное давление на Афганистан, Ливию и Ирак вынудило их прекратить поддержку террористических структур.

Введение.................................................................................................... 3

Глава 1. Виды и цели терроризма............................................................ 5

Глава 2. Терроризм в России.................................................................... 9

Глава 3. Методы борьбы с терроризмом............................................... 14

Заключение............................................................................................... 19

Список использованной литературы...................................................... 21

Введение

Тема, которую я разработала в этой работе, сегодня очень актуальна. В XX веке терроризм начал активно развиваться и выходить на международную арену. Конечно, раньше были отдельные проявления терроризма, но в ограниченном количестве. Сейчас же терроризм переживает бурный расцвет, особенно у нас в стране. Одной из особенностей современного политического терроризма является его активное воздействие на внешнюю политику государств. Известно, что и в прошлом экстремистские и террористические акции нередко использовались в качестве поводов и предлогов для провоцирования международных конфликтов.

Террористические организации обычно используют уголовные приемы и расходуют награбленные средства на личные цели и нужды того или иного главаря. Сначала террористы действуют не ради самих денег, а для финансирования своей деятельности, однако существует тенденция постепенного привыкания к деньгам и очень часто терроризм превращается из средства для добывания денег для организации и заявления о ней, в средство для личного обогащения.

Сейчас терроризм является неотъемлемой частью политики любого государства земного шара. Политика и политики без терроризма обходиться не могут. Ведь что такое терроризм? К нему можно отнести и шантаж (любого вида, начиная от личного и кончая ядерным), к которому очень часто прибегают в таких демократических странах, как Америка или Великобритания. К терроризму нужно отнести и заказные убийства видных политических деятелей. Разве их не было? Можно вспомнить хотя бы убийство американского президента Джона Кеннеди..

Как я уже сказала, терроризм широко используется в политике любого государства. Но есть более или менее «безобидные» его проявления. Сейчас главная задача общественных организаций, Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы наиболее опасные виды терроризма прекратили своё существование.

Цель работы – изучение терроризма, и его проявлений.

Задачи:- рассмотреть виды и цели терроризма;

Методы борьбы с терроризмом.

Объектом исследования является терроризм

Предметом исследования - основные признаки и элементы терроризма

Структура:

Контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы

Глава 1. Виды и цели терроризма

Как я уже говорила, терроризм многообразен и может принимать различные формы. Это могут быть:

· убийства государственных и общественных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с осуществлением ими своих функций;

· захват заложников, некоторые формы бандитизма;

· преступные акты, ведущие к бессмысленной гибели людей, нарушающие дипломатическую деятельность государств, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами;

· государственный терроризм, который во многих случаях перерастает в акты агрессии;

· засылка вооруженных групп (в том числе наемников), которые применяют вооруженную силу против другого государства.

Все террористические акции производятся с целью получить максимально возможный международный отклик, широко освещаемый средствами массовой информации или с целью получения крупных денежных сумм. Это могут быть: угоны самолетов с международных линий, похищение иностранных дипломатов и военных, захват посольств, покушения на лиц, имеющих всемирную известность, взрывы самолетов и т.д.

Рассмотрим первый пункт - убийство государственных и общественных деятелей и представителей власти. Такие убийства могут делаться с различными целями. Например, политик, стоящий у власти, перед выборами может заказать убийство другого политика, находящегося в оппозиции, но популярного в народных массах. Или, если вспомнить недавнее убийство Владислава Листьева, можно сделать вывод, что кому-то понадобилось дестабилизировать общественную ситуацию в стране и, к примеру, доказать некомпетентность расследующих органов. Хотя эти выводы относительны. Кто знает, может эти самые правоохранительные органы Листьева и убили. Убивать политических лидеров могут и мафиозные структуры. За примерами тоже не надо далеко ходить. В Москве и Санкт-Петербурге, очень часто убивают депутатов. Часто из-за того, что они не хотят добиваться (или давать) каких-либо льгот этим самым мафиозным группам.

Убийства государственных должностных лиц также часто производятся с целью помешать двум сторонам договориться о прекращении войны и начать урегулирование конфликта. Примером такого убийства может служить случившееся покушение на командующего Объединенной группировкой российских войск в Чечне генерала А. Романова. В результате этого террористического акта, все надежды на мир в Чеченской республики развеялись. Можно сказать, что все договоренности и переговоры «вылетели в трубу».

На захвате заложников мне хотелось бы остановится особо. Захватывать заложником могут как отдельные лица, так и представители каких-либо оппозиционных движений. Как я уже упоминала, цели тоже могут быть разные: начиная от вымогательства крупных денежных сумм, и, заканчивая политическим шантажом, что наглядно продемонстрировано событиями в Буденновске.

Одним из наиболее распространенных видов захвата заложников является захват с целью получения денег в обмен на жизни захваченных людей. Эти деньги преступники могут требовать у родственников захваченных (если те достаточно богаты) или, в противном случае, у государства. Кроме денег, бандиты, как правило, требуют какое-либо средство передвижения для того, чтобы скрыться на нем; автомобиль, вертолет и тому подобное, в зависимости от местных физико-географических характеристик. За примерами далеко ходить не стоит. Захват заложников три раза подряд осуществлялся в аэропорту «Минеральные Воды», причем в двух случаях, части преступников удалось скрыться, увезя с собой деньги.

Не менее распространен захват заложников с политическими целями, когда группировка, которая произвела этот захват, выдвигает политические требования стране, где был произведен захват. Здесь в качестве примера можно вспомнить сравнительно недавние события в Буденновске.

Кроме захвата заложников, также широко распространен подрыв взрывных устройств и бомб в местах, где можно причинить наибольший материальный человеческий ущерб. Бомбы чаще всего взрывают по политическим соображением. Большинство террористических организаций используют подрыв бомб, как один из способов добиться своих, зачастую непомерных политических требований. Для примера можно взять Северную Ирландию, Ольстер, где целых 25 лет гремели взрывы, уносящие человеческие жизни. Эти террористические акции совершают представители экстремистского левого крыла «Ирландской республиканской армии» (ИРА). Они выдвигают различные политические требования, в том числе требуют отсоединения Северной Ирландии от Великобритании.

Под государственным терроризмом понимаются акты агрессии, направленные на свержение существующего политического строя в той или иной стране с помощью военной силы. В 1974 году ООН определила, что «засылка вооруженных банд, групп, иррегулярных сил наемников, которые применяют вооруженную силу против государства», считается актом агрессии. Специальный комитет ООН по разработке международной конвенции, запрещающей вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, подготовил для 36-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН доклад, в котором был сделан вывод о том, что наёмничество представляет собой угрозу международному миру, как опасное проявление терроризма.

Государственным терроризмом также, на мой взгляд, можно назвать шантаж с помощью ядерного, бактериологического или иного вида оружия массового поражения, которым не обладает сторона, которой угрожают, а также вторжение на территорию другого государства. В качестве примера государственного терроризма можно привести агрессию Ирака, направленную на небольшую сравнительно страну - Кувейт. Но акт этой агрессия был пресечен крупными державами, такими как США, Франция и другие по вполне понятным причинам: маленький Кувейт был крупным поставщиком нефти, как в Европу, так и за океан.

Я перечислила наиболее, на мой взгляд, важные виды терроризма. Ниже я рассмотрю их в подробностях, с приведением наглядных примеров и фактов.

Глава 2. Терроризм в России

На сегодняшний день проблема терроризма в нашей стране очень актуальна. В большинстве стран мира терроризм развивался постепенно. В нашей же стране произошла некоторая аномалия. В период советской власти существовал только государственный терроризм - агрессии СССР, запугивание населения и другое. После начала перестройки произошел всплеск частного терроризма, который был раньше «заперт» железной рукой соответствующих органов. Начиная с 1985 года очень бурно начал развиваться рэкет - вымогательство, и теперь это является обыденным явлением. Раньше в стране богатыми людьми были только члены правящего класса - номенклатуры. После перестройки появились миллионеры, не являющиеся членами номенклатуры, но имеющие деньги и власть. Многие из них раньше входили в правящий класс Советского Союза, но потом открыли частные предприятия и, используя свои старые связи, начали частную предпринимательскую деятельность.

Итак, в стране появилось много богатых людей, частных фирм. Следовательно, возникла конкуренция. А если конкуренция происходит между большими фирмами, владеющими большими капиталами, то неизбежно появляется терроризм.

December 5th, 2017 , 10:16 am

США вводят запрет на въезд граждан шести государств: Ирана, Ливии, Сирии, Йемена, Сомали и Чада (России в списке пока нет, но, похоже, день тот близок). Делается это для защиты Соединённых Штатов от терроризма.
Немного удивляет и сам перечень, и метод борьбы с терроризмом (всё-таки, хочется верить, что решение принималось умными патриотами своей страны). Если бы данный список составлялся десять лет назад, то в нём точно не было бы Ливии и Сирии, т.к. данные державы управлялись достаточно строгими руководителями, а потому их население вело себя спокойно, довольствуясь обычными, для таких случаев, радостями жизни. Единственное, чего не хватало несмышлёным гражданам этих стран - это демократия, которой, как теперь известно, должен принадлежать весь мир. Последовала череда цветных революций с хорошими задумками, но итог оказался противоположным - регион превратился в поставщика террористов. Сирию ещё и сейчас можно вырвать из этой группы. Достаточно прекратить поддерживать исламистские группировки, именуемые "свободными армиями". Которые, в конечном итоге, ещё заявят о своих правах. И не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
Если следовать этой логике, то в данном списке первым номером должна быть Саудовская Аравия, т.к. именно её граждане организовали теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. И именно с её территории (и других нефтедобывающих арабских стран) идёт подпитка радикальных течений ислама. Но эти государства являются стратегическими партнёрами США, а потому к ним отношение иное. Получается, что главный поставщик терроризма в мире известен. Но подзатыльники даются другим. Ошибка?... Нет, просто Америка нынче уже не та. Она стала слабее. И экономически, и духовно. Разве так она отвечала японцам на Перл-Харбор?... Вот и приходится не бороться с терроризмом, а имитировать борьбу.
Можно ли сегодня достичь победы над этим злом, воюя в отдельно взятом регионе? Конечно, нет. Потому что сами идеи исламского радикализма уже пришли во все уголки земного шара. И теперь просачиваются в головы пользователей Интернета, время от времени реализуясь в местах скопления людей. Пока ещё никто не предложил чего-либо реального для решения данной проблемы. Дело в том, что сейчас о религии, а об исламе особенно, можно говорить только положительно. Поэтому все разговоры ведутся вокруг да около чего-то существенного, но внутрь проблемы участники дискуссий заглядывать боятся.
И похоже, что демократия, с её стремлением ко вседозволенности, абсолютной свободе и т. д. проигрывает в борьбе идей. Но она не сдаётся. А потому имитирует и старается сохранить лицо...

Теракт на борту российского самолета () привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства - кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить

После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты - чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли "окольцевать" все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить - во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

"Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента" - об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам , по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон "О противодействии терроризму" появился после одного из крупнейших российских терактов - захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным "борцом" на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму" разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму , а в 2012 году в свет вышел указ "О порядке установления уровней террористической опасности…", вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" . Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году - после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие "террористический акт". Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15-20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный "Закон о блогерах" . Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: "В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика "уничтожения" подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово", - говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" .

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд - проводимый по ускоренной схеме - признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала

Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в "сговоре с террористическими целями" при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года - закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм - французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие "преступного сообщества, связанного с терроризмом", а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года "О борьбе с терроризмом". Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

Великобритания и Германия: превентивные меры

Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное - даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США - после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом". Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали "ужасом для прав человека", тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме - от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

Израиль: богатый опыт

Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля. В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ "О предотвращении терроризма". В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно - в составе полиции, второе - в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье - в составе спецназа ВМС страны. В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме. Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком. Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

США: нулевая толерантность

Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете - в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года - но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП

В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок - более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, - например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах - действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, - на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств. В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии. В целом стоит ожидать ужесточения законодательства по образцу США и приближения к тоталитарному варианту действий спецслужб, что многим видится логичным при нынешнем уровне террористической опасности.

Главная

Как бороться с терроризмом 25.05.2015

Как бороться с терроризмом.

Международный терроризм - это враг №1 мирового сообщества. Он коварен и жесток, силён и опасен. Никто не будет чувствовать себя в безопасности, пока терроризм не будет побеждён. Не зря его называют чумой двадцать первого века. Ведь он сравнялся в разрушительной силе с этой болезнью. По данным статистики, теракты происходят на нашей планете, один раз в два дня. В результате этого появляется огромное количество жертв, гибнут невинные люди. С каждым годом неуклонно увеличивается жестокость, число жертв, организованность и подготовленность террористов.

Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

Как победить терроризм?

Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

Как бороться с терроризмом?

Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

1. Силовые меры.

Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

2. Правовые меры.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

3. Внутренние меры.

Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

4.Внешние меры.

Включают в себя принятие специальных антитеррористических законов, при взаимодействии государств, борющихся с терроризмом. Оказывают экономическое давление на страны, оказывающие поддержку терроризму. К таким относят Иорданию, Сирию, Ливию, Ирак, Кубу, Ливан, Афганистан и Судан.

Наиболее эффективным в борьбе с террором является синтез силовых и правовых мер. Террористические группировки нужно уничтожать физически. Но нельзя забывать о регулировании правового законодательства. Параллельно с этими мерами, нужно устранять причины возникновения терроризма.