Какое давление масла на компрессор кт 6. Маневровые локомотивы. Подача смазки осуществляется масляным насосом лопастного типа

Компрессоры КТ-6 широко применяется на тепловозах и электровозах. Компрессор приводят­ся в действие от коленчатого вала дизеля. Компрессоры КТ-6Эл приводятся в действие от электродвигателя.
Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой с W-образным расположением цилиндров.
Компрессор КТ-6 состоит из:

Корпуса (картера)

2 цилиндра низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°

Одного цилиндра высокого давления (ЦВД)

Холодильника радиаторного типа с предохранительным клапаном

Узел шатунов и поршней

Работа компрессора КТ-6:

При вращении коленчатого вала через узел шатунов происходит возвратно-поступательное движение 2-х поршней низкого и одного высокого давления в цилиндрах. При обратном ходе поршней через всасывающие фильтры, сборник и клапанные коробки воздух из атмосферы поступает в надпоршневое пространство, а при прямом ходе сжимается до давления 0,4 МПа и подается в холодильник для остывания. Последний состоит из ряда трубок с навитой на них латунной спиралью для увеличения охлаждающей поверхности. Этому же способствует вентилятор. На холодильнике установлен манометр масляного насоса и предохранительный клапан для защиты от избыточного давления при нарушении регулировки клапанных коробок.

Аналогично описанному происходит процесс сжатия воздуха из холодильника второй ступенью компрессора до давления ГР. В нижней части корпуса компрессора расположен картер с маслом и масляным фильтром. Смазка трущихся деталей комбинированная: разбрызгиванием и от масляного насоса

давление воздуха после первой ступени сжатия обычно составляет 0,2-0,4 МПа, и он направляется в холодильник для промежуточного охлаждения. Вторая ступень сжатия компрессоров обеспечивает повышение давления до конечного 0,75-0,9 МПа, необходимого для ГР локомотивов по условиям работы автотормозов.

Производительность компрессоров поверяется по времени наполнения главных резервуаров на электровозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 9 + 0,2 кгс/см2;
на тепловозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 8,5 + 0,2 кгс/см2

Смазочные материалы. Понятие о трении, коэффициент трения.

Правильный выбор и своевременное применение смазок оказывают значительное влияние на надежную эксплуатацию локомотивов и тяговых агрегатов, предотвращая интенсивный износ и нагрев трущихся поверхностей, а также защищая поверхности от воздействия коррозии. Для обслуживания локомотивов применяют жидкие консистентные и твердые смазки.

В качестве жидких смазок используют масла минерального происхождения: дизельные, авиационное, индустриальные, компрессорные, осевое и др.

Консистентные смазки являются пластичными смазочными материалами, которые изготовляют путем загущения минеральных масел мылами и другими загущающими веществами. Применяются следующие универсальные смазки: низкоплавкая УН (вазелин технический), среднеплавкая УС (солидолы), тугоплавкая ЖРО.

Твердые смазки. Сухую графитовую смазку СГС-0 наносят на полоз токоприемника в горячем состоянии при температуре 180°С.

ТРЕНИЕ (фрикционное взаимодействие) – процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ- количественная характеристика силы, необходимой для скольжения илидвижения одного материала по поверхности другого

Устройство кабины электровоза. Система вентиляция электровоза.

7.1 Устройство кабины электровоза

В кабине машиниста обычно располагается следующее оборудование:

Пульт управления машиниста, контроллер машиниста.

Пульт управления помощника машиниста.

Приборы управления тормозами: кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, блокировочное устройство.

Клапаны управления тифоном, свистком, песочницей.

Привод ручного тормоза.

Регулятор давления.

Прожектор.

Приборы безопасности: АЛСН, скоростемер, электропневматический клапан автостопа, дополнительные устройства безопасности.

Пульт управления радиостанцией.

Сиденье машиниста, сиденье помощника машиниста.

Печи отопления, калорифер обдува лобовых окон, вентиляционные устройства, кондиционер.

Потолочные светильники, лампы подсветки документов и подсветки измерительных приборов.

Стеклоочистители, теневые щитки или шторки.

На панели пульта машиниста находятся кнопочные выключатели, сигнальные лампы и измерительные приборы:

Вольтметр напряжения в контактной сети (на электровозах), вольтметр напряжения на тяговых электродвигателях, амперметры тока тяговых электродвигателей (отдельно на каждую секцию), амперметр тока возбуждения тяговых электродвигателей.

Манометры: главного резервуара, уравнительного резервуара, тормозной магистрали, тормозных цилиндров.

На пульте помощника машиниста находятся кнопочные выключатели, вольтметр напряжения на аккумуляторной батарее и в цепях управления, манометр давления сжатого воздуха в цепях электрических аппаратов.

7.2 Система вентиляция электровоза

На электровозах применяют принудительную вентиляцию для обеспечения нормальных условий работы тяговых двигателей, двигателей компрессоров, пусковых резисторов, резисторов ослабления возбуждения, индуктивных шунтов, выпрямителей, теплообменников трансформаторов, реакторов сглаживающих, блоков тормозных резисторов и другого оборудования, для обеспечения требуемого избыточного давления в кузове с

целью предотвращения проникновения в него пыли и снега во время движения электровоза, а также для охлаждения помещения кузова в летнее время. Воздух вентиляторами, приводимыми во вращение электродвигателями, засасывается через воздухозаборные устройства, состоящие из специальных камер с жалюзями и фильтрами Потоки воздуха, пройдя через воздухозаборные устройства, очищаются от влаги, снега и пыли и направляются в воздуховоды для охлаждения электрического оборудования.

УСТРОЙСТВО КОМПРЕССОРА КТ- 6

Компрессор КТ6 трехцилиндровый, вертикальный, двухступенчатый с промежуточным воздушным охлаждением, относится к группе W-образных компрессоров . Данные компрессоры применяются на тепловозах серий ТЭЗ, ТЭ7, ТЭП60, маневровых тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2. Модификацией компрессора КТ6 является компрессор КТ7 с обратным направлением вращения коленчатого вала и применяемый на тепловозах серии ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10.
Устройство компрессора. Основными узлами компрессора (смотри рис.1) являются чугунный литой корпус 13, два цилиндра 4 низкого давления (ц.н.д.), один цилиндр 12 высокого давления (ц.в.д.), холодильник 9 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, вентилятор 3 с приводом и кожухом, масляный насос. Корпус 13 имеет три привалочных фланца с окнами прямоугольного сечения для крепления цилиндров шестью шпильками и двумя фиксирующими контрольными штифтами. Одно окно фланца служит для монтажа и демонтажа узла шатунов 2. По бокам в корпусе 13 имеются два люка для доступа к деталям, расположенным внутри корпуса. Оси всех цилиндров находятся в одной вертикальной плоскости. Цилиндры низкого давления, имеющие диаметр 198 мм, расположены под углом 120°, а высокого давления с диаметром 155 мм - вертикально между двумя ц. н. д. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой установлен один из подшипников коленчатого вала 1.

Рисунок 1. Общий вид компрессора КТ-6

Шейка вала уплотнена кожаным разжимным сальником в металлической обойме. Внизу корпуса расположен сетчатый масляный фильтр 14, укрепленный резьбовым штуцером. Для лучшей теплоотдачи цилиндры имеют ребра, которые у ц.н.д. расположены вдоль оси для придания большей жесткости. Все цилиндры закрыты крышками с клапанными коробками 7 и 8. К коробке ц.н.д. со стороны всасывающей полости прикреплен воздушный всасывающий фильтр 6 со сборником 5, а со стороны нагнетательной полости - холодильник 9.
Холодильник состоит из коллектора и радиаторных секций, выполненных из цилиндрических трубок, оребренных пластинами. Каждая секция при помощи патрубков соединена с соответствующими цилиндрами. Для лучшего охлаждения воздуха в холодильнике применен вентилятор 3. Чтобы предупредить произвольное повышение давления при неисправностях, в камере холодильника установлен предохранительный клапан 10, отрегулированный на давление 4,5 кГ/см2. При этом предохранительные клапаны главных резервуаров должны быть отрегулированы на давление 10,7 кГ/см2.
Поршни, снабженные двумя уплотнительными и двумя маслосъемными чугунными кольцами, соединены с шатунами 3 и 5 (рис.2) при помощи пальцев. С другой стороны шатуны соединены с головкой 1, насаженной на шатунную шейку коленчатого вала 10. Головка с шатунами образует узел шатунов. Шатун 3 с головкой 1 связан жестко, а два прицепных шатуна 5 - подвижно.

Рисунок 2. Узел шатунов

Внутренняя полость клапанной коробки (рис. 3) разделена перегородкой на две камеры: всасывающую В, в которой расположен всасывающий клапан 15 с разгрузочным устройством и нагнетательную Н, в которой расположен нагнетательный клапан 2. Нагнетательный клапан 2 прижат к корпусу коробки винтом 4 через упор. Механизм разгрузочного устройства состоит из упора 11 с тремя пальцами 16, крышки, диафрагмы 6 и стержня с диском 9. Направляющей для упора служит втулка, запрессованная в крышку.

Рисунок 3. Клапанная коробка

Механизм разгрузочного устройства работает следующим образом. Если давление воздуха в главных резервуарах превышает установленное регулятором давления, то воздух поступает от регулятора давления сверху к диафрагмам всасывающих клапанов. Под действием давления воздуха на диафрагму происходит отжатие всасывающих клапанов, в результате чего компрессор начинает работать вхолостую. Когда давление воздуха в главных резервуарах упадет ниже минимального установленного регулятором, полость над диафрагмой сообщится с атмосферой, под действием пружины возврата упора, и упор переместится вверх, отжатие всасывающих клапанов прекратится, и компрессор вновь будет работать под нагрузкой.
К трущимся поверхностям деталей компрессора смазка подается масляным насосом (рис.4) с разгрузочным клапаном 9, регулирующим подачу масла в зависимости от скорости вращения коленчатого вала.

Рисунок 4. Масляный насос

Насос, установленный в картере на цапфах, может перемещаться. В корпусе насоса расположен плунжер с хомутом, насаженным на эксцентрик вала компрессора. Внутри плунжера имеется шариковый клапан. В картере компрессора находится фильтр с обратным клапаном (сапун), выпускающий воздух при повышении давления в картере в случае пропуска воздуха поршневыми кольцами.
Масляный насос состоит из фланца 3, который через прокладку прикреплен к картеру компрессора, корпуса 2, крышки 1 и приводного валика 4. Квадратный конец валика сцепляется со втулкой, вставленной в коленчатый вал. Сферическая часть хвостовика валика служит шарниром и одновременно уплотнением валика во втулке коленчатого вала. Валик 4 имеет диск 6 диаметром 48 мм, в пазах которого расположены две лопасти, прижимаемые пружиной к эксцентриковой выточке диаметром 52 мм в корпусе.
При вращении коленчатого вала, а следовательно, и приводного валика по часовой стрелке (если смотреть со стороны квадрата валика), каждая лопасть создает разрежение в полости, изображенной красным цветом. Вследствие этого масло из фильтра картера компрессора через подводящую трубку («вход масла») засасывается в эту (красную) полость и нагнетается в полость зеленую, откуда по каналу через штуцер масло поступает к манометру, а через отверстие в приводном валике - в смазочные каналы коленчатого вала («выход масла») и подшипники. Подвод масла к манометру, поступающего из насоса с целью устранения колебания стрелки манометра, выполнен в виде штуцера, в который ввернут ниппель с калиброванным отверстием 0,5 мм и поставлен резервуар объемом 0,25 л.

Принцип действия компрессора показан на рисунке. Цилиндры низкого давления расположены так, что в то время когда в левом цилиндре происходит всасывание воздуха, в правом происходит его нагнетание в холодильник, и наоборот. Из холодильника воздух всасывается в цилиндр высокого давления, где происходит его дальнейшее сжатие.

Рис. 5.2 Устройство компрессора.

Компрессор КТ-6 рис.5.2 состоит из корпуса (картера) 13, двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, узла шатунов 7 и поршней 2, 5. Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4. Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов.

Рис. 5.3 Узел шатунов.

Узел шатунов рис.5.3 состоит из главного 1 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных пальцами 14, застопоренными винтами 13.

1 - главный шатун, 2, 14 - пальцы, 3, 10 - штифты, 4 - головка, 5 - прицепные шатуны, 6 - бронзовая втулка, 7 - шпилька, 8 - замковая шайба, 9 - каналы для подачи смазки, 11, 12 -вкладыши, 13 - стопорный винт, 15 - съемная крышка, 16 - прокладка

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4, жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6. Съемная крышка 15 прикреплена к головке 4 четырьмя шпильками 7, гайки который стопорятся замковой шайбой 8. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 16. Каналы 9 служат для подачи смазки к верхним головкам шатунов и к поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатунов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки. Поршни 2 и 5 (рис.5.2.) - литые чугунные. Они присоединяются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 30 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД - стальные, пустотелые, поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра. Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н). (Рис.5.3).


Рис. 5.3. Клапанная коробка компрессора КТ-6.

1 - контрогайка, 2 - винт, 3, 15 - крышки, 4 - нагнетательный клапан, 5, 9 - упоры, 6 - корпус, 7, 18 - прокладки, 8 - всасывающий клапан, 10, 12 - пружины, 11 - стержень, 13 - поршень, 14 - резиновая диафрагма, 16 - стакан, 17 - асбестовый шнур Б - всасывающая полость, Н - нагнетательная полость

В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 9 (рис.5.2.), а со стороны нагнетательной полости - холодильник 8. Корпус 6 клапанной коробки (рис.5.2.) снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 4, который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1. Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 8. Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 18 и 7, а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17.

Рис. 5.4. Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны.

Всасывающие и нагнетательные клапаны (Рис.5.4) состоят из седла 1, обоймы (упора) 5, большой клапанной пластины 2, малой клапанной пластины 3, конических ленточных пружин 4, шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 1,5 - 2,7 мм. Компрессор КТ-6 Эл при достижении в ГР определенного давления отключается регулятором давления. В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжатия охлаждается в холодильнике радиаторного типа (Рис.5.5.).

Рис.5.5. Холодильник радиаторного типа.

Холодильник состоит из верхнего 9 и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций 1 и 3. Верхний коллектор перегородками 11 и 14 разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок 8, развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах 6 и 10. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоотдачи. Для ограничения величины давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 13, отрегулированный на давление 4,5 кгс/см2.

Фланцами патрубков 7 и 15 холодильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжатия, а фланцем 12 - к клапанной коробке второй ступени. Нижние коллекторы снабжены спускными краниками 16 для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скапливающихся в них масла и влага. Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД, поступает через нагнетательные клапаны в патрубки 7 и 15 холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора 9. Воздух из крайних отсеков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в нижние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетекает в средний отсек верхнего коллектора, из которого через всасывающий клапан проходит в ЦВД.

Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху. В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчивается процесс нагнетания воздуха в ГР. Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 14 (рис. 3.2.), который установлен на кронштейне 12 и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 13.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 3 (рис. 5.2.), который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Рис. 5.6. Сапун.

Сапун (Рис. 5.6) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2, между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решеткой помещена фетровая прокладка 4 с шайбами 5, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пружины 9. При повышении давления в картере компрессора, например, за счет пропуска воздуха компрессионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 4 с шайбами 5 и 6 и втулкой 7. Пружина 9 при этом картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 4, не допуская попадания в картер воздуха из атмосферу .

Смазка компрессора - комбинированная. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20 (рис. 5.2), смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнительными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла служит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 27, а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 26. Уровень масла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25.

рис. 5.7. Масляный насос.

Масляный насос (Рис.5.7.) приводится в действие от коленчатого вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, которые соединены между собой четырьмя шпильками 12 и центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти 6 прижимаются к стенкам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер «А» и поступает в корте насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит за счет уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу «С» нагнетается к подшипникам компрессора. К штуцеру «В» присоединена трубка от манометра. Имеется разобщительный кран для отключения манометра. Редукционный клапан (рис. 5.7), ввернутый в крышку 1, служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картере.

Редукционный клапан состоит из корпуса 7, в котором размещены собственно клапан 8 шарового типа, пружина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохранительным колпачком. По мере повышения частоты вращения коленчатого вала растет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действием центробежных сил и, следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла. При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2.

  • Причина: малый подъем пластин нагнетательных клапанов
    Действия машиниста: заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5–2,7 мм;
  • Причина: Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение ремня вентилятора, повышенные утечки воздуха из ТМ, низкая подача компрессора;
    Действия машиниста: Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора под нагрузкой к времени работы на холостом ходу у компрессора тепловоза составляет 1:3, непрерывная работа компрессора в рабочем режиме не должна превышать 15 минут.
  • Причина: Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла;
    Действия машиниста: при низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен.
  • Причина: Включены оба регулятора давления 3РД;
    Действия машиниста: включить только один из регуляторов давления.

Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или через сапун в атмосферу

  • Причина: износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД;
    Действия машиниста: чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие, при сильном выбросе масла отключить компрессор.

Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД

  • Причина: повреждение или не закрепление клапанов ЦНД, излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД;
    Действия машиниста: следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить.

Снижение подачи компрессора

  • Причина: пропуск воздуха поршневыми кольцами; загрязнение воздушных фильтров; утечки воздуха в соединениях труб или через разгрузочный клапан компрессора КТ–6эл; излом пружин или пластин клапанов, нагар на пластинах клапанов, малый их подъем;
    Действия машиниста: следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо. Устранить утечки воздуха через разгрузочный клапан (нажать на грибок электрического вентиля или завернуть регулировочный винт до упора).

Компрессоры не включаются или не отключаются

  • Причина: выход из строя регулятора 3РД (излом пружины, загар клапанов, обрыв штуцера);
    Действия машиниста: слегка постучать по корпусу регулятора, если это не даст результата, на двухсекционном локомотиве переключиться на исправный регулятордавления. На односекционном тепловозе регулятор отключить разобщительным краном и следовать далее, несмотря на периодическое срабатывание предохранительных клапанов, снизив регулировку одного из них до давления 8,0–8,5 кгс/см2 (при меньшем давлении компрессор перегревается). Для включения компрессора в работу под нагрузкой ослабить одну из накидных гаек трубки разгрузочного устройства.

Регулятор давления не обеспечивает включение и отключение компрессора при заданных давлениях

  • Причина: неправильная регулировка регулятора 3РД;
    Действия машиниста: для увеличения давлений включения и выключения затянуть пружины включающей и выключающей головки, вращая регулировочные винты по часовой стрелке. Для уменьшения давлений включения и выключения отпустить пружины включающей и выключающей головки, вращая винты против часовой стрелки.

Регулятор давления 3РД не срабатывает на включение, компрессор работает в режиме холостого хода

  • Причина: пропуск воздуха через выключающий клапан (клапан не садится на седло); Признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие в корпусе регулятора.
    Действия машиниста: перейти на работу от исправного регулятора давления или очистить выключающий клапан.

Компрессоры КТ–6 эл не отключаются

  • Причина: выход из строя диафрагмы регулятора АК–11Б;
    Действия машиниста: сменить диафрагму или перейти на ручное управление компрессорами.

Срабатывание предохранительного клапана на холодильнике компрессора

  • Причина: неисправны клапаны ЦВД компрессора (малый подъем пластин, заедание пластин, не плотность пластин, излом пластин и пружин). Компрессор работает под нагрузкой.
    Действия машиниста: на двухсекционном тепловозе при сильном нагреве компрессора заглушить дизель и следовать до основного или оборотного депо на одном компрессоре. Если масса поезда не позволяет этого сделать, перевести неисправный компрессор на холостой ход, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6–8 мм. При наличии крана на холодильнике компрессора приоткрыть его.
  • Причина: неисправность разгрузочного устройства ЦВД компрессора, работающего на холостом ходу; излом или обрыв трубки к разгрузочному устройству всасывающего клапана одного из ЦНД.
    Действия машиниста: при разрыве диафрагмы разгрузочного устройства сменить ее на остановке, заглушив дизель и перекрыв кранами воздухопровод от регулятора давления 3РД. Если запасной диафрагмы нет или произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой ход.

Срабатывание предохранительного клапана на нагнетательном трубопроводе

  • Причина: неисправно разгрузочное устройство ЦВД;
    Действия машиниста: устранить неисправность. Можно использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится.
  • Причина: неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления 3РД;
    Действия машиниста: перейти на работу от другого регулятора или отрегулировать его.
  • Причина: замерзла напорная магистраль между секциями при включении регулятора давления на ведущей секции (давление повышается только на ведомой секции);
    Действия машиниста: устранить замерзание. Если поезд небольшой длины, следовать с питанием тормозной магистрали от компрессора одной секции, 3РД включить на каждой секции.
  • Причина: обрыв блокировочного рукавчика между секциями (будет срыв клапанов на обеих секциях), его замерзание, перекрыт один из кранов на магистрали блокировки компрессоров (произойдет срыв предохранительного клапана в той секции, где 3РД отключен).
    Действия машиниста: устранить причину срабатывания. При включении регулятора 3РД каждой секции, учитывать, что в рабочем режиме будет в основном работать только компрессор ведущей секции.
  • Причина: неисправность предохранительного клапана (ослабление пружины или его разрегулировка);
    Действия машиниста: отрегулировать клапан, заглушить штуцер крепления клапана. Не допускается закрытие сразу двух штуцеров предохранительных клапанов одного компрессора.

Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый. поршневой с W- образным расположением цилиндров.
Компрессор КТ-6 состоит из корпуса (картера)13, двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, узла шатунов 7 и поршней 2, 5.

Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса. Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4.
Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов, показанных на рис. 3.2. пунктиром.

Узел шатунов состоит из главного 1 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных пальцами 14, застопоренными винтами 13. 1- главный ш атун, 2, 14 -пальцы, 3, 10 - штифты, 4- головка, 5- прицепные шатуны, 6- бронзовая втулка, 7- шпилька, 8- замковая шайба, 9- каналы для подачи смазки, 11, 12-вкладыши, 13- стопорный винт, 15- съемная крышка, 16- прокладка

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4, жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6. Съемная крышка 15 прикреплена к головке 4 четырьмя шпильками 7, гайки который стопорятся замковой шайбой 8. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 16. Каналы 9 служат для подачи смазки к верхним головкам шатенов и к поршневым пальцам.
Основным преимуществом данной системы шатенов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки.
Поршни 2 и 5 - литые чугунные. Они присоединяются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 30 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД - стальные, пустотелые, поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Клапанная коробка компрессора КТ-6.

Контргайка, 2- винт, 3, 15- крышки, 4- нагнетательный клапан, 5, 9 -упоры, 6- корпус, 7, 18 -прокладки, 8- всасывающий клапан, 10, 12- пружины, 11- стержень, 13- поршень, 14- резиновая диафрагма, 16- стакан, 17- асбестовый шнур Б- всасывающая полость, Н- нагнетательная полость

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н).В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 9 а со стороны нагнетательной полости - холодильник 8. Корпус 6 клапанной коробки снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 4, который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1.
Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 8 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 9 с тремя пальцами, стержень 11, поршень 13 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 10 и 12.
Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 18 и 7, а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17.