Первой реформой александра 2 была. Реформы Александра II – кратко

Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

  1. Введение
  2. Реформа образования 1863 год
  3. Земская реформа
  4. Городская реформа 1864 год
  5. Судебная реформа 1864 год
  6. Военная реформа 1874 год
  7. Итоги реформ Александра II

В статье кратко изложены реформы Александра II - коренные преобразования в России, в значительной мере повлиявшие на ее развитие. Реформы сопровождались ломкой многих устоявшихся понятий. Главным событием, безусловно, является отмена крепостного права в тысяча восемьсот шестьдесят первом году.
Крестьянская реформа первая в нашем списке и ее основное событие это крепостного права год 1861

Крепостничество являлось особой формой рабства, которая справедливо осуждаемой видными общественными деятелями. Крепостной строй задерживал развитие страна, служил опорой ее отсталого положения. Необходимость отмены крепостного права признавалась многими. Трудности возникали при разработке методов осуществления этого проекта.

При Александре II работа над разработкой проекта началась с 1857 г. В результате в 1861 г. произошло, наконец, эпохальное событие - отмена крепостничества. Крестьяне обретали свободу, однако земельные наделы были обязаны выкупать у помещиков, внося в виде первого взноса четверть стоимости. Остальную сумму вносило государство, а крестьяне выплачивали долг на протяжении 49 лет. До окончательного выкупа крестьянин получал статус временнообязанного и продолжал работать на помещика и платить оброк. Личная свобода давала возможность заниматься любыми видами деятельности и менять сословный статус.

Государство, таким образом, создавало определенный компромисс между помещиками и крестьянами и выступало его гарантом. Однако, интересы крестьян были учтены в наименьшей степени. Несмотря на это, реформа стала огромным шагом вперед. Россия могла сбросить с себя прозвище "страны рабов". Огромные массы освобожденного крестьянства послужили источником рабочей силы для развития капиталистического производства.

Финансовые реформы (с 1863 года)

Характер выкупа крестьян, где государственные финансы играли огромную роль, потребовал значительных расходов. Общий темп развития России во время реформ также требовал больших капиталовложений. Между тем, состояние было далеко не благополучным. Существенный ущерб казне наносило пресловутое российское казнокрадство, а также скрытое перемещение финансов и злоупотребление государственными средствами Главным направлением финансовой реформы стало упорядочивание работы финансового аппарат, четкий государственный контроль за его деятельностью. На все государственные учреждения было наложено обязательное требование составления смет по расходам. Информация собиралась в министерстве финансов, а затем публиковалась государственная смета. В государственном казначействе сосредотачивались все доходы, вводился жесткий контроль над их распределением.
Прогрессивные изменения произошли в налоговой системе
Налогообложение было разделено на косвенные и прямые налоги. Вводился особый акциз вместо существующей системы винных откупов. В итоге реформы устанавливалась прозрачность бюджета и четкий контроль над финансами.

Следующая реформа - 1863 год Реформа образования

Общественное развитие России сильно сдерживалось из-за не высокого образования людей. С целью исправления этой ситуации вводится положение о начальных народных училищах, что означало понимание необходимости всеобщего образования. Устав гимназий открывал доступ для получения среднего образования всем сословиям. Классические гимназии занимались подготовкой к поступлению в университеты, реальные - к высшие технические заведения.
Главным в реформе образования являлось принятие нового Университетского устава. Университеты получали широкие права, профессора и студенты самостоятельно занимались решением вопросов внутри заведений. Была отменена предварительная цензура для большого количества периодических изданий и книг. Цензура могла подвергать наказанию только за уже опубликованные материалы. Это было огромным шагом вперед для самодержавного государства.

Земская реформа

Ход данной реформы - "в России создается система местного самоуправления ", которое самостоятельно занималось вопросами промышленности, образованием, здравоохранением и т. п. Были организованы выборные уездные и губернские земства во главе с предводителями дворянства. Земства носили сословный характер, где преимущество отводилось дворянам. В то же время у других сословий появилась возможность принимать участие в общественной жизни. Земства быстро набирали силу и активно занимались самоуправлением.

1864 - год - Городская реформа

Городовое положение предусматривало введение самоуправления в городах посредством учреждения городских Дум. Эти органы власти, так же, как и земства, были всесословными, и также для депутатов существовал ценз, определявшийся владением недвижимостью и уплатой налогов. Таким образом, от участия в выборах были полностью отстранены наемные рабочие и представители умственного труда, не имеющие собственного жилья в городах. Преобладающее значение в Думах заняли дворяне и буржуазия. Из среды депутатов избиралась городская управа во главе с городским головой. Думы непосредственно подчинялись Сенату и самостоятельно решали хозяйственные вопросы городского развития.

1864 год - Судебная реформа

Данная реформа была одна из самых радикальных реформ Александра II, так как была основана на последних достижениях правосудия в ведущих державах. В основе судебной реформы было следующиее: бессословность законодательства, независимость судопроизводства и несменяемость судей. Были введены суд присяжных и институт адвокатов. Судебные работники были обязаны иметь высшее юридическое образование или большую юридическую практику.
Создавалась совершенно новая судебная система. Низшей инстанцией становились мировые суды, рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела. Следующей ступенью был коронный суд, разделявшийся на окружной суд и судебную палату. В судебные округа входило несколько губерний. Окружные суда занимались большей частью уголовных преступлений и проходили с участием присяжных заседателей. Судебные палаты занимались делами, касающимися государственных преступлений.
Последней кассационной инстанцией становился Сенат

1874 год - Военная реформа

Острая необходимость в военной реформе была осознана в русском обществе после Крымской войны. Война продемонстрировала несостоятельность России в военном отношении по сравнению с ведущими державами. Требовалось введение нового порядка управления войсками и их комплектации. Наращивание мирового военного потенциала позволяло делать выводы о неизбежности новых военных конфликтов с обязательным участием России.
Россия была поделена на военные округа во главе с генерал-губернаторами. Была реорганизована структура военного командования. С целью повышения военного образования создавались юнкерские и военные училища. Ввиду явной бесполезности упразднялись военные поселения.
Основным мероприятием стало введение в 1874 году всеобщей воинской повинности с двадцати лет.

Итоги реформ Александра II

Реформы Александра II представляют собой значительный шаг в развитии и модернизации Российской империи. Охватив собой практически все области жизни, реформы радикальным образом повлияли на общество и на престиж России на мировой арене. В преобразованиях был учтен весь накопленный опыт государственного устройства в других странах и, по возможности, использован в российских условиях.

Это и послужило источником недовольства для тех общественно-политических движений, которые стремились к полной реорганизации государства без учета реальности. Россия оставалась самодержавной империей с ведущим положением дворянства. Сохранение дворянских привилегий и стремление максимально обезопасить их от воздействия реформ наложило негативный отпечаток на всю деятельность Александра II.

Он подвергался острой критике как со стороны консерваторов, не терпящих сам факт каких-либо изменений, так и стороны радикалов, заявляющих о половинчатости и недостаточности реформ. На самом деле Александр II проявил себя очень гибким и умелым государственным деятелем, понимая, что преобразования необходимы, но должны быть постепенны и не ломать сразу же всю государственную систему.
Александр II стал одной из самых трагических фигур русской истории. Названный царем-освободителем, он был убит теми, кого он собственно освобождал.

Гимназистка

Реформы, проведённые Александром II, не зря назвали «великими». Они затронули и решили ряд социально-экономических проблем и расширили границы правового государства. К сожалению, не все из них были доведены до конца или были ограничены (судебная и земская).

Университетская реформа

Университетская реформа была проведена в 1862-1863 гг. Университетский устав, принятый 18 июня 1863 г., был самым либеральным из университетских уставов дореволюционной России и состоял из 12 глав.

Каждый университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Только в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Управлял университетом ректор, а факультетом – декан. Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом. В обязанности ректора входило слежение за учебным процессом и порядком.

Профессора в университетах избирались.

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение. Учеба на медицинском факультете длилась 5 лет, а на других факультетах – 4 академических года.

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: кандидат, магистр и доктор. Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы.

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах квалифицированных преподавателей.

Санкт-Петербургский университет

В первые годы царствования Александра II в университетах преобладало оптимистическое, но спокойное настроение, которое соответствовало настроению всего русского общества в эти годы.

Но к началу 60-х годов усилились оппозиционные настроения в стране и, соответственно, в университетах. Издание собственных газет и журналов выходило без всякой цензуры; университеты свободно посещались людьми посторонними, в том числе на лекциях. Молодежь стремилась участвовать в общественной жизни. К профессорам стали предъявлять различные требования.

В новом уставе была восстановлена автономия университетов. Резко был ограничен доступ в университет посторонних слушателей. Система самоуправления совета и факультетов лишала студентов всякой легальной возможности организовать свою собственную общественную и товарищескую жизнь.

В первые годы после введения устава в университетах водворилось некоторое спокойствие, благодаря в значительной мере либеральному отношению самого Министерства народного просвещения, пока во главе его стоял А.В. Головнин.

Чтобы ограничить необходимость поездок студентов в европейские университеты и воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы, предпринимались усилия по созданию и оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах.

Реформа среднего образования (1871)

Реформу среднего образования провёл в 1871 г. министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения в 1866-1880 гг. Автор: unknown russian pre-revolutionary Photograph - Book: Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008. Из Википедии

Реформа имела целью введение в учебные программы больших объёмов математики и древних языков (латинского и греческого) и сокращению литературы. Это, по мнению графа Толстого, должно было «подготовить ум и чувства к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия». Таким образом, был взят курс на классическую систему обучения, которая оберегала бы молодёжь от поверхностных радикальных взглядов, ведущих к популярному среди молодёжи нигилизму и поверхностному умствованию, в особенности развивавшемуся либеральными учителями словесности.

Толстой в своей деятельности опирался на взгляды известных в то время публицистов М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева – редакторов-издателей «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Катков являлся врагом нигилистического направления, которое развилось и в значительной степени продолжало действовать в конце 60-х годов. Под нигилизмом тогда подразумевалось распространение материалистического миросозерцания, которое было связано с последними выводами естествознания.

Гимназист Российской империи

Только воспитанники классических гимназий имели право поступать в университет. Бывшие реальные (технические) гимназии были преобразованы в 1872 г. в реальные училища, в которых в расширенном виде преподавалась математика и черчение, но были сокращены гуманитарные дисциплины. Выпускников реальных училищ готовили к поступлению в высшие технические школы. Классические гимназии и реальные училища должны были давать и законченное среднее образование.

Ход реформы

Реформа шла тяжело, т.к. не было достаточных средств для её проведения, а также не было достаточного количества учителей латинского и особенно греческого языков, которые бы могли сразу взять на себя преподавание в измененных гимназиях. Кроме того, не все понимали и принимали необходимость этой реформы – существовало противодействие, даже в Государственном совете. Поэтому Толстой взялся за дело очень осторожно и постепенно: сначала он образовал новое высшее учебное заведение – Филологический институт, который должен был давать хорошо подготовленных учителей древних языков, а также пригласил в Россию учителей древних языков из-за границы.

Пять лет в министерстве образования работали над Уставом, который был принят в 1871 г.

Таким образом, реформа среднего школьного образования сводилась к введению нового типа классических гимназий, в которых были включены латинский и греческий языки в огромном объеме, сильно увеличен курс математики и исключено естествознание, а количество уроков русского языка, литературы и истории было резко понижено.

Наряду с этим изменилась и воспитательная система в гимназиях, которая была направлена на усиление дисциплины и беспрекословное повиновение.

Женское среднее образование

Н. Ярошенко "Курсистка"

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц, которых было недостаточно. К тому же эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда ещё не стоял вопрос об эмансипации женщин.

В конце 50-х годов начался общественный подъём, и на его волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных губернских городах начался сбор пожертвований на открытие женских училищ. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857)

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Н.А. Вышнеградский

Вышнеградский учредил в 1863 г. «педагогические женские курсы».

Е. Зарудная «Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина» (1889)

При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г. в Петербурге были открыты «высшие женские курсы», которые назывались «бестужевскими». Затем они, по примеру Петербурга, стали возникать и в других университетских городах.

Народное образование

Народное образование при Александре II также активно реформировалось. К уже существовавшим церковно-приходским школам прибавились светские начальные школы, которые были на попечение земств.

Земская школа

К концу царствования Александра II народных школ уже было несколько десятков тысяч.

Российский император Александр II

Вступив на престол в 1855 г., Александр II получил тяжёлое наследие: ему предстояло разрешить сложные внутренние и внешние вопросы (восточный, крестьянский, польский и др.); финансовое положение России было расстроено неудачной Крымской войной, в результате которой Россия оказалась в международной изоляции.

Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую.

Городская реформа

Она была непосредственным продолжением земской реформы.
16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление — городские думы . Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу . Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

Схема городской реформы 1870 года

Право избирать и быть избранным в городскую думу

Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления

Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Значение городской реформы

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

Д. Медведев: "Реформы Александра II продолжаются и сейчас"

Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью – а пыль в глаза мы пускать всегда умели – он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.