Профессиональный стандарт педагога утвержденный. Специалист в сфере закупок. Что говорят учителя

Уже с 1 января текущего года любой преподаватель должен полагаться на новый профстандарт педагога 2017 утвержденный Правительством РФ. Данный основополагающий документ заменит всем педагогам множество «ненужных» и малоэффективных пособий, инструкций и справочников. Именно приказ Минтруда от 18.10.2013 официально ввел в работу преподавателей такое понятие «профессиональный стандарт», которому должен соответствовать каждый, кто осуществляет образовательную деятельность. Что же такое профстандарт? С какой целью он был введен, и как координирует действия педагогов?

Что представляет собой профстандарт

Профессиональный стандарт на 2017 год - это документ,утверждающий перечень всех профкачеств и личностных компетенций, которыми обязан обладать любой учитель, воспитатель, библиотекарь и другой работник сферы образования. Согласно данному нормативному акту весь педагогический коллектив должен проходить профессиональную аттестацию, а по результатам присваивается соответствующий уровень квалификации (категория). Уровень компетенции педагогического работника влияет на рассмотрении анкеты при приеме на работу, создание должностной инструкций, а также при формировании оклада преподавателя.

Российский профстандарт содержит полный список знаний и профкачеств, которые должны быть присущи каждому педагогу, а также регулирует профессиональную деятельность работника сферы образования. Все трудовые действия разделены по блокам, соответствующим каждому из предметов. Профессиональный стандарт Правительство решило вводить постепенно, чтобы не шокировать преподавателей, и дать им возможность подробнее ознакомиться с документом. Его опробация началась несколько лет назад в 45 регионах России, в каждом образовательном учреждений были организованы специальные стажировочные площадки. Минобразования и науки постаралось привлечь как можно больше практикующих работников профессионального образования.

Также министр Минобрнауки ознакомил с целями, которые преследовало Правительство при ведении новых профстандартов.

Цели введения документа

Начиная с 2016 года, власти начали создавать реестр профстандартов для различных сфер деятельности, в указанных нормативных актах детально описывается уровень квалификации, которому должен соответствовать каждый из работников. К лету прошлого года было создано более трех десятков документов, регулирующих соответствующие направления, конечно же, особое внимание было уделено сфере образования. Ведь от учителя зачастую зависит будущее каждого гражданина страны, т.к. именно преподаватель закладывает в человека основы личности.

Главной причиной, по которой были введены профессиональные стандарты является отсутствие четкой структуры определения профессиональных компетенций работников при присвоения уровня квалификации. Ведь предыдущие нормы носили лишь рекомендательных характер и не были обязательными при принятии решения о присвоении соответствующей категории педагогу. А некоторые инструкции в последний раз обновлялись так давно, что просто перестали соответствовать современными реалиям.

Конечно, образовательный профстандарт занял особое место в реестре.

Профстандарты для педагогов в 2017 году позволяют разрешить основные задачи, стоящие при присвоении соответствующей категории работнику образования:

  • как обеспечить должную профподготовку начинающим педагогам;
  • как точно определить уровень квалификации;
  • как уведомить педагогов со всеми требованиями, которые будут к ним применяться;
  • как вместе с преподавателями повысить общий уровень образования в стране.

Именно профстандарты преподавателей 2017 года будут влиять на:

  • получение разрешения осуществлять педагогических деятельность;
  • определение уровня оплаты труда;
  • исчисление преподавательского стажа;
  • начисление пенсии;
  • карьерный рост педагога.

Новые задачи современного образования

Нормативный документ 2017 года должен утвердить для работников образования 5 типов квалификации. В акте перечислены несколько десятков компетенций, которыми обязан обладать педагог. Например, для выполнения воспитательной деятельности учитель должен основываться минимум на 18 умений. Начиная с текущего года каждый преподаватель будет выполнять не только образовательную функцию, но и быть своеобразным «социальным терапевтов», которые призван выявлять психологические проблемы в коллективе. Как правило, сейчас классный руководитель в процессе своей работы должен выявлять одаренных и социально неблагополучных учеников, а директор в обязательной форме уведомлен о наличии «проблемных» детей в ученическом коллективе.

Благодаря новым профессиональным стандартам будут утверждаться основные критерии, по которым оцениваются педагогические работники: готовность работать с детьми, умение общаться на основе взаимного уважения, безупречное владение своим предметом (например, учитель истории и обществознания должен не только описывать то, указано в учебнике, но и знакомить с редкими фактами), умение объяснить обучающимся пользу от саморазвития и образования, а также самостоятельно являться примером для подрастающего поколения.

А как же новое постановление повлияет на формирование оплаты труда? Начиная с 2013 года, Минобрнауки утверждает, что педагогические работники, которые смогут подтвердить соответствие профстандарту будут получать на порядок больше.

Проблемы введения профессиональных стандартов

По мнению некоторых опытных преподавателей, введение новых профстандартов повлечет за собой ряд проблем, по-первых, в российских образовательных учреждениях пока не созданы соответствующие условия для применения указанных нормативных актов. Во-вторых, во большинстве школ, особенно, в малонаселенных районах, просто отсутствуют специалисты узких направлений такие, как дефектологи, психологи и т.д. Пока Российская Федерация полностью не изменит структуру современных школ, введение подобный стандартов будет проблематично. А «приживется» ли профстандарт педагога 2017 года утвержденный Правительством РФ, будет известно совсем скоро.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования ,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ
    функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
    Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
    («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
    квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
    единого квалификационного справочника, утвержденного
    Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
  • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
  • В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
    подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
    способом упорядочения работы дошкольных
    образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
    деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
    работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
    время…

    Посторонняя работа неизменно кажется легче, чем происходит на самом деле. Так и труд учителя, по представлениям большинства людей, сводится к проверке тетрадей и заполнению классного журнала. Мало кто догадывается, что помимо проведения занятий, преподаватели завалены бумажной рутиной. Составление отчетов, планов, выполнение указаний сверху, наподобие «сделай то, не знаю что и обязательно отчитайся». Нелегко.

    А чтобы не столь сетовали на бумажные трудности, Министерство образования вводит профессиональный стандарт педагога с 2017 года.

    Что это такое (мнение власть имущих)

    Текущий ритм жизни требует постоянных нововведений. Сегодняшние ученики ровно не такие, какие были буквально лет 10 назад. К ним требуется сугубый подход педагога.

    Профсандарт 2017 года включает в себя список документов, который содержит требования к личностным и квалификационным навыкам преподавателя. По мнению Министерства образования, этот перечень позволит увеличить интерес педагогического состава к своей работе. И, благодаря этому, современные дети начнут больше любить занятия и уроки.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»

    Профессиональный стандарт педагога- документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

    Федеральный закон от 03.12.2012 №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании» внес изменения, предусматривающие введение в трудовую сферу нового института- профессионального стандарта.

    Глава 31 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее ТК РФ) дополнена статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта»

    Квалификация работника- уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

    Профессиональные стандарты применяются: Работодателями кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    Три сферы практического применения профессиональных стандартов: Регулирование трудовых отношений Разработка профессиональных программ Разработка ФГОС профессионального образования

    Профессиональный стандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года: При формировании кадровой политики и в управлении персоналом; Организации обучения и аттестации работников; Заключении трудовых договоров; Разработке должностных инструкций; Установлении оплаты труда.

    ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого - педагогический университет» Центр образования №109 г. Москвы (директор-Ямбург Евгений Александрович- руководитель рабочей группы по разработке профстандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).

    Вид профессиональной деятельности- совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Обобщенная трудовая функция (ОТФ)- совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном трудовом процессе. Трудовая функция- система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Трудовое действие- процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

    педагог дошкольного образования должен: Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности (предметно- мунипулятивную и игровую), обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольном возраста;

    Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и др. специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми особыми образовательными потребностями; Владеть методами и средствами анализа психолого - педагогического мониторинга позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегрированных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; Владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы.

    Постановление правительства РФ от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций »

    номенклатуры должностей педагогических работников: Руководитель (заведующий) Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог- психолог Логопед Методист Старший воспитатель Воспитатель Тьютор Помощник воспитателя

    Воспитатель (включая старшего) Должностные обязанности. Осуществлять деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях; содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития, нравственного формирования личности; создавать благоприятную микросреду и морально- психологический климат для каждого воспитанника; содействовать получению дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, организуемых в учреждении; соблюдать права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье, безопасность; проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием, в том числе с помощью электронных форм; координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Старший воспитатель координирует деятельность воспитателей, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

    Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя- Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2х лет.

    помощник воспитателя Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу; совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья; проведение мероприятий; обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования; обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников; взаимодействует с родителями.

    Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику; психологию; возрастную физиологию; основы доврачебной медицинской помощи; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений и оборудования; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

    Требования к квалификации. Среде (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

    Младший воспитатель Должностные обязанности. Участвует в планировании организации жизнедеятельности воспитанников, проведении занятий, организуемых воспитателем. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующие санитарно- гигиеническим нормам их содержания. взаимодействует с родителями воспитанников. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Должен знать. законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; возрастной физиологии; гигиены, доврачебной помощи; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями; правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

    Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

    Тьютор. Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных процессов; совместно с воспитанниками распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленной цели; организует взаимодействие с родителями; способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности; контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения).

    Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; тьюторские технологии; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

    К педагогической деятельности не допускаются лица: Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ; Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

    На сегодняшний день дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель) перенесена на 1 сентября 2019г.


    С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

    Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

    Профстандарт педагога: структура

    Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

    1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
    2. Функциональная карта. Функции деятельности.
    3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
    4. Информация об организациях-разработчиках.

    Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

    • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
    • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

    Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

    1. Обучение.
    2. Воспитание.
    3. Развитие.
    4. Реализация образовательных программ.
    5. Блок «Русский язык».

    Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

    Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

    В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

    Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

    Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

    Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

    «Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

    Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

    1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
    2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
    3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
    4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
    5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
    6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
    7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
    8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

    На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

    А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

    Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне