Икона неопалимая купина значение в чем помогает. Икона «Неопалимая Купина» – что означает и в чем помогает

Название «Неопалимая Купина » указывает на событие Ветхого Завета, когда Господь призвал св. пророка Моисея на служение народу Израиля, обратившись к нему из пламени горящей, но несгораемой купины (т.е. кустарника), которую св. пророк обрел у подножия горы Хорива:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 1-10).

По святоотеческому толкованию, здесь явился прообраз Пресвятой Богородицы, от Которой родился Господь наш Исус Христос, не опаливши Ее огнем Своего Божества: горящая, но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Мож­но при­дать еще и дру­гое объяснение про­об­ра­зу: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной никакому гре­ху, но всегда жила в совершенстве добродетельной и непорочной жизнью.

Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина. Богослужение

Тропарь , гл. 1:

Иже во огне показавый Моисеови, еже во плоти на землю приход Твой, и иже законного священства Аарону прообразивый образом жезла Благодателю Тя Рождьшую. Ея же молитвами Христе Боже наш, умири живот наш яко Человеколюбец.

Кондак , гл. 8:

Предочистимся и мы божественно в Дусе, и на гору Синайскую верою взыдем, да видим тамо купину огненосную, Девыя провозвещающу рожество. И видевше поклонимся вси со страхом вопиюще, радуися Невесто Неневестная.

Помимо специальной службы, составленной в честь явления иконы, образ «Неопалимой Купины», символизирующий непорочное зачатие Богородицы, находим и среди других церковных песнопений, посвященных Богоматери. Так, например, поем в воскресном догматике 2-го гласа:

Прейде сень законная, благодати пришедши. Якоже бо купина не сгораше, распалающися, тако и Девая родила есть, и Девою пребысть. Вместо столпа огненнаго, праведное восия солнце. Вместо Моисея Христос, во спасение душам нашим.

Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, Обрадованная Препетая, Твоего таинства преславное. По рожестве бо пребудеши Чистая присно Дева (канон Благовещению, песнь 4-я).

Одна из паремий на Благовещение рассказывает о том же чудесном видении св. пр. Моисею горящей, но несгораемой купины.

————————

Библиотека Русской веры

Иконы Неопалимая Купина

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и установлена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. По преданию, икона была написана на камне той скалы, где Моисей видел чудесный несгораемый куст. В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина», и с того времени стала одной из самых распространенных в России чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» - одна из самых многогранных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, раскрывающихся далее в сюжетах, которые представлены по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. Позднее, уже в XVI в., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа

Центр композиции - овальный медальон с изображением Богоматери - Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, как с Лествицей, проложившей путь в небеса. Изображение палаты символизирует дом Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают саму купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя вокруг горящей купины.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Орел (Марк), Телец (Лука) и Лев (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Салафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Исуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исаии Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - Лествицы с ангелами.

Храмы во имя иконы Богородицы Неопалимая Купина

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в современном Египте (т.е. на месте библейской горы Хорив) почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить здесь капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем находится часовня «Неопалимой Купины».

По указанию царицы, куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти и дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Согласно древней традиции, паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, некоторые размещенные в ней иконы посвящены событиям праздника.

Об этой часовне и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина ».

Неопалимая купина в природе

«Неопалимую купину» (в современном понятии) называют также диктамнусом и ясенцем. Научное название Dictamnus произошло в результате слияния греческих слов - thamnos - «куст» и названия одной из критских гор - Dicte. Ясенцем этот цветок прозвали за схожесть его листвы с листьями ясеня, а вот «неопалимой купиной» стали называть из-за необычных свойств. Плоды его содержат в большом количестве эфирные масла, выделяющиеся в период созревания семян.

Есть сведения о том, что если в жаркий солнечный безветренный день к ясенцу поднести зажжённую спичку, то над ним вспыхнет пламя, само же растение будет оставаться среди огня невредимым. Отсюда и пошло народное название этих растений - «неопали́мая купина». Однако предположение, что это растение соответствует несгорающему «терновому кусту» из Ветхого Завета (Исх. 3:2), не оправдано, так как ясенец не имеет колючек и потому, по природе своей, не соответствует должным образом Библейскому повествованию.

Неопалимая Купина. Народные традиции праздника

На Руси в праздник Неопалимой Купины по деревенским церквам служили молебны - общие и заказные. Крестьяне верили, что этими молебнами ограждаются не только их хаты и гумна от огня-пожара, но и сами они вместе со всей «скотинкой-животинкой» - от огня-молнии. Помогает, по народному поверью, икона Богородицы Неопалимая Купина и во время самого пожара: если с верою поднимать ее к пылающему зданию, то она отводит огонь от соседних построек.

Во многих местностях в этот день совершались крестные ходы вокруг деревень. «Огню не верь», - говорит седая народная мудрость, - «от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!», «Огню Бог волю дал!», «Не топора бойся, а огня!», «Солома да дерево с огнем не дружатся!», «Не с огнем соваться к пожару!», «Огонь - не вода, пожитки не всплывают!».

Душеполезное слово на праздник явления иконы Неопалимая Купина

Среди умножения стихийных природных бедствий, когда с глубокой скорбью узнаем о широкомасштабных лесных пожарах, о горящих домах в городах и поселках, все больше чувствуем нужду в молитвенном предстательстве Заступницы рода христианского. Но, как известно и из Св. Писания и из святоотеческих поучений, различные невзгоды и бедствия во многом случаются с нами по нашим прегрешениям, являя в себе призывы к покаянию и обращению от грехов. Подобные примеры находим у свт. Иоанна Златоустаго:

Братие, тяготу греховную отрясше от себе, воспрянем яко от сна тяжка, от беззаконий наших и соблазн, в них же погрязше, не можем возникнути, ни воззрети на высоту небесную. Но в беззакониях наших живуще, хощем вся дни своя скончати, в лености греховней пребывающе, и ласкосердием омрачивше сердца своя, не помышляюще казни Божия, яже по вся дни находят на ны за грехи наша. Овогда зноем, иногда же множеством дождя, иногда мразы студеными, овогда гладом и сланою, овогда мором, и многими болезньми, овогда ратьми частыми, и безчисленными напастьми, иногда пожаром, таковыми бо искушении Бог наказуя ны обращает к Себе, и казни на ны посылает временныя, хотя ны избавити вечныя муки.

Тако глаголет Господь, призовете Мя, и Аз не послушаю вас. Взыщут Мене злии, но не обрящут, не восхотеша бо ходити путем Моим, но уклонишася в след лукавых бесов, и сотвориша волю их, еже есть, блуд и прелюбодеяние, зависть, лжа, татьбы, клеветы, братоненавидение, осуждение, гневодержание, злопомнение, грабление насильное, и прочия злые детели. Того бо ради затворяется небо: овогда же зле отверзается, град в дождя место пущая, а овогда сланою плоды узнобляя, овогда же землю сушею томя, наших деля злоб.

Но аще сих предреченных всех злоб отвержемся, то яко чадом Своим, подаст нам вся прошения наша, их же требуем.

(«Златоуст», сл. 88-е).

Предание

Образ Божией Матери «Неопалимая Купина», известный еще с ранних веков христианства, отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход (главы 3, 4): недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Божий Моисей увидел куст купины, горящий и несгорающий, и услышал глас Божий, предсказавший скорое избавление израильтян от египетского плена. Это событие, как и вообще вся ветхозаветная история, позже для христиан приобрело прообразовательное значение. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина» и стал прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии, что хорошо выражено в одном церковном песнопении, посвященном Богоматери: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея Христос, спасение душ наших». По другому толкованию, Богородица, родившись на грешной земле, пребывала чистой, непричастной греху и не познавшей беззакония.

Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай. Сам алтарь собора расположен над корнями библейской неопалимой купины.

Один из древнейших образов Божией Матери «Неопалимая Купина», известный на Руси, пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Он был принесен в Москву в 1390 году палестинскими иноками и написан, по преданию, на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст.

По народным повериям, связанным, прежде всего, с самим названием иконы, образ «Неопалимой Купины» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией.

Иконография

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является одним из наиболее древних изображений, написанных на сюжет ветхозаветного пророчества, то есть на некий библейский текст, смысл которого можно передать только в символико-аллегорической форме.

К середине XVI века в русской иконописи образ «Неопалимой Купины» обрел свою законченную иконографическую форму, весьма сложную для прочтения. Он представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом в архиерейском облачении, которое вписано в фигуру из двух четырехконечных звезд. На груди Богородицы помещены символические изображения лествицы из видения Иаковля, также ветхозаветный прообраз Божией Матери, и монастыря св. Екатерины на Синайской горе.

Зеленый и красный цвета ромбов передают естественные цвета купины и объявшего ее божественного пламени. На некоторых иконах зеленый цвет верхнего ромба заменяется синим, и тогда он символизирует небесный мир, а в соединении с красным цветом означает жертвенную Божественную любовь.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа).

В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Вся композиция в целом символизирует соборное служение сил Небесных и земных Богоматери с Предвечным Младенцем.

Списки с иконы

На Руси множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты. Он хранился в исчезнувшей в 1930 году московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», от которой осталось лишь ее имя, по которому назван Неопалимовский переулок. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.

Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Вести диалог с Господом следует в храме или дома. Также не стоит забывать, что в красном углу должна быть в наличии хотя бы одна икона.

Людям верующим говорят молиться и чем чаще, тем лучше, произнося в основном слова благодарения Господу за подаренную жизнь. В том числе подойдет икона «Неопалимая купина».

Но с данной иконой существует ряд нюансов, которые следует обозреть, начиная с истории и заканчивая местами, где можно встретить Богоматерь.

И от чего оберегает эта икона?

Икона прославлена своей помощью:

  • при возгораниях, различных травмах;
  • в боях и в армии новобранцам;
  • в регрессе степени умственных заболеваний;
  • в безопасности дома от несчастных случаев.

Как же появилась икона?

Возникновение иконы пришлось на 1822 год. Однажды в одном городе начали появляться сильнейшие пожары из-за поджогов, опустошающих все на своем пути. Попытки найти преступника оказались бесплодными. Неожиданно благочестивой пожилой женщине Бельницкой явилось ночью провидение. Оно гласило: «огонь остановиться, если напишут икону Божией Матери «Неопалимая Купина»» и отслужат молебен. Икону написали мгновенно профессионалы.

А спустя какое-то время возник новый пожар. Тут то и поймали нарушителя ̶ сумасшедшую девушку. После чего пожары совсем перестали население тревожить. Люди смастерили златую рамку для иконы с хвалебной речью Святому Лику. Спустя много лет так и осталась традиция молиться иконе для сохранения своего дома от возгораний.

Также известна самая древняя история зарождения иконы, которая еще упоминалась в Библии . Моисей, пастух, около горы Синай пас стало овец и увидал на горизонте огонь. Когда он приблизился к огню. Там горел терновый куст, но физически не тлел. Тут из огня возник Господь, говорящий наставление для Моисея о том, каким образом нужно освободить израильтян от ига. Тогда же произошло великое событие – человечество получило десять заповедей.

В наш век монастырь Святой Екатерины воздвигнут около этого куста и каждому верующему следует его посетить.

Молитва от пожара

Пресвятой Богородице! Тобою Господь снизойдёт и явится людям. Ты ̶ миролюбие. Зачем к Тебе приходим, как нерушимой стене: узри милосердие, всеобъемлющая, на сильную злобу нашу и залечи нас материально и духовно от напастей всех: отведи подальше от врага подальше и люд грубый, избавь нас от отравлений и от истощения, и от смерти случайной; все ненавидящим да станет стыдно и боязно пред пламенем, да поймут все, если не с Тобою Господь, о Владычица, то с Тобою и с нами.

В осеннее время нас одари благодарностью Твоею, во мраке мертвым и павшим посвяти священным лучом с неба, всем нужная и устрашающая: поменяй слезы наши на счастье и от слез нас убереги, грешных рабов Твоих, исполняющих все обещания во благо мира и любви.

О, Пресвятая Богородица! Кланяемся в колени твои и чудесному образу Твоему, да дивны и чудесны дела твои, от костра дьявольского и всепоглощающего, убивавшего посевы и родные места наши, с недугом рабов Господа исцелявшая и всякую благородную просьбу нашу во благо мира и святого духа исполнявшая. Умирая молимся Тебе, могущественная защитница наша.

Приюти и обереги, Владычица, под крылом Твоим церковь, а также полностью страну. Госпожа Всемилостивая, прости нас, низвергающих множество грехов в мир и не имеющих смелости грубить Христу Господу, да прости Его. А когда наступит день грозного прихода Божия в царство смертных, когда все пламенем возгорятся дома наши, яви нам милостивое Твое крыло и Твое дружелюбие. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, да снизойдёт к нам огромное Твое бескорыстие навеки. Аминь.

Хотите увидеть икону воочию?

К настоящему времени множество нарисованных образов Богоматери были безвозвратно утеряны. Зато сохранился самый древний образ, сейчас он ̶ в Оружейной палате в Кремле.

Также Святой лик можно найти и в других храмах, перечисленных ниже:

  • Собор Петра и Павла (на Урале);
  • Неопалимовская церковь (в Ленинградской области);
  • Свято-Богородице-Неопалимовский собор (в Ульяновске).

На пересечении Юрловского проезда и пр. Дежнева в Отрадном построен храм для иконы «Неопалимая Купина». В середине зала в храме располагается икона. По центру образа раскинулся рисунок образа Богоматери рядом с символической атрибуцией. Все изображение заключено в звезду с восемью концами.

Сейчас же любой верующий может вступить в общение с Господом в данном храме и помолиться о благополучии, защите и безопасности своего дома и своих родных.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.


Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины , основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове…

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины . Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем - часовня «Неопалимой Купины ».


Интерьер часовни Неопалимой Купины

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ - это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего .

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил - с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил - букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил - букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил - от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ - образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы


Благовещенский собор Московского Кремля

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля . Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.


Церковь Божией Матери иконы Неопалимая Купины. 1882 год

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках , разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.

Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы . В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Программа из цикла «СВЯТЫНИ» — НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.

Икона Богородицы «Неопалимая Купина» имеет очень необычную историю появления, которая корнями своими уходит на много веков назад, во времена раннего христианства.

Немного истории

По преданию, недалеко от Синая, совсем рядом с горой Хорив, стоял зеленый куст купины. И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Особенным в этом зрелище было то, что растение горело, но не сгорало.

Проходивший мимо заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся от египетского плена.

Вскоре явление, увиденное Моисеем, получило название «Неопалимая Купина» и было запечатлено на первой одноименной иконе.

Кроме этого, в честь описанного выше события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, купины.

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан немаловажно, была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст.

Как этот образ попал в Россию

В 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Описание образа

Этот образ Богородицы имеет разные варианты исполнения, среди которых можно встретить Богоматерь, изображенную в ярком пламени, которое горит, но не опаляет ее. А есть и такой, где Дева Мария изображена на фоне восьмиугольной звезды, образованной из двух четырехугольников с острыми вогнутыми краями. Один из четырехугольников окрашен в зеленый цвет и символизирует куст купины, а другой красного цвета, что обозначает огонь.

На самых старых иконах можно увидеть почти дословное изображение произошедшего: зеленый куст терновника, объятый пламенем, а над ним возвышается Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Рядом с кустом на коленях стоит пророк Моисей.

Чудеса Богоматери

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан по прошествии стольких веков не изменилось, имеет множество преданий о чудесах, с ней связанных.

Одним из таких чудес стал случай, произошедший в 1820-1821 годах. В небольшом городке Славянске стали происходить частые пожары, причиной которых были чьи-то поджоги. Преступника поймать не могли.

Однажды некой старухе-прихожанке приснился сон, в котором пришла к ней Богородица и сказала, что пожары прекратятся, если будет написана в этом городе икона «Неопалимая Купина». Значение ее как образа, сохраняющего от пожаров и разных бедствий, вызванных молнией или огнем, было известно издавна.

Старушка рассказала о своем сне местному протоиерею, и совсем скоро был написан образ. Каково же было удивление народа, когда после того как молитва иконе «Неопалимая Купина» была прочтена, нашелся виновник,а точнее виновница, поджогов! Ею оказалась местная жительница Мавра, которая страдала слабоумием. Она вышла из толпы, во всем призналась, и больше пожаров не случалось.

Данный случай не единственный. Есть в истории и другие чудеса, произошедшие благодаря этому образу.

Кроме спасения от огня, известны некоторые случаи помощи иконы, со стихийными бедствиями и пожарами не связанные. Так, например, после неустанных молитв перед «Неопалимой Купиной» был освобожден несправедливо осужденный Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича.