Николай Некрасов — Я не люблю иронии твоей: Стих. «Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» выбивается из перечня основных тем, на которые писал поэт. Это лирика интимного плана, которая рассказывает о взаимоотношениях самого Николая Алексеевича и его на тот момент возлюбленной Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Написан был стих в 1850 году, спустя пять лет после начала близких отношений поэта с Авдотьей. Примерно в этот период в их отношениях появились первые ростки охлаждения, о которых и пишет Некрасов. Для широкой публики стихотворение стало доступно в 1855 году, когда его опубликовали в «Современнике».

Главная мысль и тема

Основная тема стиха Некрасова - это возникновение любви в прошлом, ее постепенное умирание в настоящем и виденье полного охлаждения в не столь далеком будущем. Это история двоих любящих и любимых людей, которые ценят и дорожат тем, что между ними есть, но пришедших к мысли, что отношения перешли в стадию угасания и их можно прекращать.

Вначале произведения автор признается в неприятии иронии со стороны возлюбленной. Подобное отношение любимой к тому, что он делает, герой относит к признакам увядания чувств и просит не вести себя так, ведь ирония - удел тех, кто уже пережил период яркого влечения. Он просит любимую продлить тем самым чувства и страсть, которые все еще имеют место быть в отношениях.

Вторая часть стиха - это наглядная демонстрация поведения возлюбленной героя и его собственных чувств. Она на свиданиях нежна и застенчива, ей еще хочется, чтобы они длились дольше. Он полон ревностных чувств и все еще горит ими. Он просит любимую не приближать конец их отношений.

И, несмотря на просьбы, конец он уже отчетливо видит, о чем идет речь в третьей части произведения. И именно это является кульминацией всего послания. Эмоции в них двоих, по мнению героя, кипят, но иначе, чем вначале отношений. Сейчас необходимость в них они пытаются утолить, словно, жажду, глотая жадно, оставшиеся чувства. Между тем, в сердце уже присутствует нарастающая тоска и холод будущего отчуждения.

Структурный анализ

Лирическое стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» состоит из трех строф, каждая по пять строчек. Используемые автором рифмы нарушают, казалось бы, строго заданный порядок, и, тем самым, еще раз подчеркивают те противоречивые чувства, которые присутствуют и в душе поэта. Усиливают впечатление противопоставляемые друг другу контрасты. Страсти в героях стихотворения кипят, но в сердце имеется тайный холод.

В первой строфе Некрасовым используется кольцевая рифма, во второй - перекрестная, а в третьей он обращается к смешанной. В своих строфах Некрасов пропускает ударения, тем самым передавая испытываемое волнение читателю.

Эмоциональная окраска также весьма контрастна. Ряд переживаемых чувств Николай Алексеевич описывает нежно и романтично: «горячо любившим», «застенчиво и нежно», «жаждой полны». Имеется в строфах и негатив - это «ревнивые тревоги», «развязки неизбежной», «тайный холод».

Вывод

В своем произведении автор стремился донести до читателя мысль, что двое любящих людей, постепенно пришедших к грани расставания, при появлении первых звонков об охлаждении чувств, не должны торопиться с окончательным решением или делать поспешные выводы.

Тема любви является традиционной в русской литературе. Н. А. Некрасов тоже не мог пройти мимо нее и облачил свои переживания в веский и прямолинейный некрасовский слог. Читатель может заметить, насколько реалистична любовь у поэта, например, в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…».

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности . Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски . Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Я не люблю иронии твоей анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . Произведение "Я не люблю иронии твоей" (1850 г.) Н. посвятил своей гражданской жене - А. Панаевой. Вероятно, по причине глубокой интимности стихотворение было опубликовано лишь в 1855 г. (журнал "Современник").

2. Жанр стихотворения - любовная лирика.

3. Основная тема произведения - неизбежное угасание любовного чувства. Некрасов жил вместе с возлюбленной и ее законным мужем - Иваном Панаевым. Этот странный "любовный треугольник" бесконечно удивлял и шокировал петербургское общество. Над поэтом открыто смеялись. Некрасов тяжело переживал свое неопределенное положение. Он понимал, что в таком виде отношения с Панаевой не могут быть прочными.

У поэта часто случались припадки бешеной ревности, приводившие к ссорам и скандалам. Панаева с иронией относилась к мучениям Некрасова, о чем заявлено в самом названии стихотворения. Поэт с мольбой призывает возлюбленную не забывать о былой страсти ("так горячо любившим"). Для него память о счастливом прошлом остается залогом продолжения отношений.

Некрасов чувствует, что еще не все потеряно. Любимая ведет себя "застенчиво и нежно", словно на самом первом свидании. Душу самого поэта переполняют "ревнивые тревоги и мечты". В то же время автор понимает, что очень скоро странной паре все равно придется расстаться. Его единственная просьба к возлюбленной - отсрочить "развязку неизбежную" на максимально долгий срок.

Угасающую любовь лирический герой сравнивает с "последней жаждой". За бурным проявлением чувственной страсти скрываются "тайный холод и тоска" в сердцах. Поэт использует еще более яркий образ - осенней бурной реки с ледяной водой.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - пятистопный ямб со сбитым ритмом. Рифмовка смешанная: кольцевая, перекрестная и смежная.

6. Выразительные средства . Страдания лирического героя подчеркиваются негативными эпитетами: "ревнивые", "неизбежной", "последней". Им противопоставлены эпитеты в виде наречий: "горячо", "застенчиво и нежно". Все произведение в целом построено на противопоставлении: "отжившим и нежившим" - "любившим", "мечты" - "развязка", "бурливее река" - "холодней... волны".

Значительное эмоциональное напряжение содержится в метафорах ("кипят... тревоги и мечты", "последней жаждой") и сравнении любви с бурной рекой. Первые две строфы представляют собой непосредственное обращение лирического героя к любимой женщине ("оставь ее", "желаешь ты").

Глубоко личный характер этого обращения усилен восклицаниями. В последней строфе автор смиряется с будущей "неизбежной развязкой". Мольбы сменяются печальным подведением итогов. Многоточия напоминают вынужденные паузы между рыданиями лирического героя.

7. Главная мысль стихотворения - любовь, к сожалению, не вечна. Даже самая сильная страсть с годами охладеет. Предчувствуя расставание, влюбленные должны пользоваться каждой минутой догорающего постепенно чувства.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и коней, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки, поэтому стихотворение начинается без какой-либо «увертюры»:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной.

Вторая строфа очень эмоциональна. Этому способствует анафора. Повторение в начале двух строк слова «пока» получает значительную эмоциональную нагрузку и усиливает параллелизм строения каждого предложения и его выразительность.

В последней строфе - кульминационной - лирический герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающие «кипение» продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска»…»

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» правдиво и точно передает сложный процесс душевной жизни, отсюда - напряженный драматизм лирической исповеди.

Мы, читатели, больше знаем Некрасова как певца народных страданий, как поэта, посвятившего «лиру» «народу своему». В анализируемом стихотворении он предстает в совершенно другом ракурсе, очень неожиданном, а это еще раз подтверждает, что поэзия Некрасова крепко связано с классической традицией, и по выражению литературоведа В.В. Жданова она «унаследовала пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику».