Византийские племена. Византия: история возникновения и падения

Византия (Византийская империя) - средневековое государство от названия города Византий, на месте которого император Римской империи Константин I Великий (306–337) основал Константинополь и в 330 г. перенес сюда из Рима столицу (см. Древний Рим). В 395 г. империя была разделена на Западную и Восточную; в 476 г. Западная империя пала; Восточная устояла. Её продолжением и была Византия. Сами подданные называли её Романией (Римской державой), а себя - ромеями (римлянами), независимо от своего этнического происхождения.

Византийская империя в VI–XI вв.

Византия существовала до середины 15 в.; до 2‑й половины 12 в. это было могущественное, богатейшее государство, игравшее огромную роль в политической жизни Европы и стран Ближнего Востока. Наиболее значительных внешнеполитических успехов Византия достигла вбив конце 10 в. - начале 11 в.; она временно отвоевала западноримские земли, затем остановила наступление арабов, на Балканах завоевала Болгарию, подчинила сербов и хорватов и стала в сущности почти на два века греко-славянским государством. Её императоры пытались выступить в роли верховных сюзеренов всего христианского мира. В Константинополь съезжались послы со всех концов света. Государи многих стран Европы и Азии мечтали о родстве с императором Византии. Посетила Константинополь около середины 10 в. и русская княгиня Ольга. Её прием во дворце описал сам император Константин VII Багрянородный. Он первым назвал Русь «Росией» и рассказал о пути «из варяг в греки».

Еще более значительным было влияние своеобразной и яркой культуры Византии. Вплоть до конца 12 в. она оставалась самой культурной страной Европы. Киевская Русь и Византия поддерживали с 9 в. регулярные торговые, политические и культурные связи. Изобретенная около 860 г. византийскими культурными деятелями - «солунскими братьями» Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием славянская грамота во 2‑й половине 10 в. - начале 11 в. проникла на Русь главным образом через Болгарию и быстро получила здесь широкое распространение (см. Письменность). От Византии в 988 г. Русь приняла и христианство (см. Религия). Одновременно с крещением киевский князь Владимир женился на сестре императора (внучке Константина VI) Анне. В последующие два столетия династические браки между правящими домами Византии и Руси заключались многократно. Постепенно в 9–11 вв. на основе идеологической (тогда прежде всего религиозной) общности сложилась обширная культурная зона («мир ортодоксии» - православия), центром которой была Византия и в которой активно воспринимались, развивались и перерабатывались достижения византийской цивилизации . В православную зону (ей противостояла католическая) входили кроме Руси Грузия, Болгария и большая часть Сербии.

Одним из факторов, сдерживавших общественное и государственное развитие Византии, были непрерывные войны, которые она вела в течение всего своего существования. В Европе она сдерживала натиск болгар и кочевых племен - печенегов, узов, половцев; вела войны с сербами, венграми, норманнами (они в 1071 г. лишили империю её последних владений в Италии), наконец, с крестоносцами. На Востоке Византия веками служила в качестве преграды (подобно Киевской Руси) для азиатских народов: арабов, турок‑сельджуков, а с 13 в. - и турок‑османов.

В истории Византии несколько периодов. Время с 4 в. до середины 7 в. - это эпоха крушения рабовладельческого строя, перехода от античности к средневековью. Рабство изжило себя, терпел крушение античный полис (город) - оплот старого строя. Кризис переживала экономика, государственная система, идеология. На империю обрушились волны «варварских» нашествий. Опираясь на огромный, унаследованный от Римской империи бюрократический аппарат власти, государство рекрутировало часть крестьян в армию, принуждало других исполнять казенные повинности (возить грузы, строить крепости), облагало население тяжкими налогами, прикрепляло его к земле. Юстиниан I (527–565) предпринял попытку восстановить Римскую империю в её прежних границах. Его полководцы Велизарий и Нарсес временно отвоевали Северную Африку у вандалов, Италию у остготов, часть Юго-Восточной Испании у вестготов. Грандиозные войны Юстиниана были ярко описаны одним из крупнейших историков-современников - Прокопием Кесарийским. Но подъем был кратким. К середине 7 в. территория Византии сократилась почти втрое: были утрачены владения в Испании, более половины земель в Италии, большая часть Балканского полуострова, Сирия, Палестина, Египет.

Культура Византии в эту эпоху отличалась ярким своеобразием. Хотя латынь была почти до середины 7 в. официальным языком, существовала также литература на греческом, сирийском, коптском, армянском, грузинском языках. Огромное воздействие на развитие культуры оказало христианство, ставшее государственной религией в 4 в. Церковь контролировала все жанры литературы и области искусства. Были разорены или уничтожены библиотеки и театры, закрыты школы, где преподавались «языческие» (античные) науки. Но Византия нуждалась в образованных людях, в сохранении элементов светской учености и естественнонаучных знаний, как и в прикладных искусствах, мастерстве живописцев и архитекторов. Значительный фонд античного наследия в византийской культуре - одна из её характерных особенностей. Христианская церковь не могла существовать без грамотного духовенства. Она оказывалась бессильной перед лицом критики со стороны язычников, еретиков, приверженцев зороастризма и ислама, не опираясь на античную философию и диалектику. На фундаменте античной науки и искусства возникли непреходящие по своей художественной ценности многоцветные мозаики 5–6 вв., среди которых особенно выделяются (например, с изображением императора в церкви Сан Витале) мозаики церквей в Равенне. Был составлен «Свод гражданского права Юстиниана», который впоследствии лег в основу буржуазного права, так как базировался на принципе частной собственности (см. Римское право). Выдающимся произведением византийской архитектуры стал великолепный храм св. Софии, построенный в Константинополе в 532–537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Это чудо строительной техники - своеобразный символ политического и идейного единства империи.

В 1‑й трети 7 в. Византия находилась в состоянии тяжелого кризиса. Запустели и обезлюдели огромные площади ранее культивировавшихся земель, многие города лежали в развалинах, казна опустела. Весь север Балкан заняли славяне, часть их проникла далеко на юг. Выход из создавшегося положения государство видело в возрождении мелкого свободного крестьянского землевладения. Укрепляя власть над крестьянами, оно делало их своей главной опорой: из налогов с них составлялась казна, из обязанных служить в ополчении создавалась армия. Укрепить власть в провинциях и возвратить потерянные земли помогло в 7–10 вв. новое административное устройство, так называемый фемный строй: наместник провинции (фемы) - стратиг получал от императора всю полноту военной и гражданской власти. Первые фемы возникли в близких к столице районах, каждая новая фема служила основой для создания следующей, соседней. Подданными империи становились и поселившиеся в ней варвары: как налогоплательщики и воины они использовались для её возрождения.

С потерей земель на востоке и западе большинство её населения составляли греки, император стал называться по‑гречески - «василевсом».

В 8–10 вв. Византия стала феодальной монархией. Сильная центральная власть сдерживала развитие феодальных отношений. Часть крестьян сохраняла свободу, оставаясь налогоплательщиками казны. Вассально-ленная система в Византии не сложилась (см. Феодализм). Большинство феодалов проживало в крупных городах. Особенно окрепла власть василевса в эпоху иконоборчества (726–843): под флагом борьбы с суевериями и идолопоклонством (почитание икон, мощей) императоры подчинили духовенство, спорившее с ними в борьбе за власть, а в провинциях поддерживавшее сепаратистские тенденции, конфисковали богатства церкви и монастырей. Отныне выбор патриарха, а часто и епископов стал зависеть от воли императора, как и благосостояние церкви. Решив эти задачи, правительство восстановило иконопочитание в 843 г.

В 9–10 вв. государство всецело подчинило себе не только деревню, но и город. Золотая византийская монета - номисма обрела роль международной валюты. Константинополь стал снова «мастерской великолепия», поражавшей иноземцев; как «золотой мост», он сводил в узел торговые пути из Азии и Европы. Сюда стремилось купечество всего цивилизованного мира и всех «варварских» стран. Но ремесленники и торговцы крупных центров Византии подвергались строгому контролю и регламентации со стороны государства, платили высокие налоги и пошлины, не могли участвовать в политической жизни. С конца 11 в. их изделия уже не выдерживали конкуренции итальянских товаров. Восстания горожан в 11–12 вв. жестоко подавлялись. Города, в том числе столица, приходили в упадок. На их рынках господствовали иноземцы, оптом скупавшие продукцию у крупных феодалов, церквей, монастырей.

Развитие государственной власти в Византии в 8–11 вв. - это путь постепенного возрождения в новом обличье централизованного бюрократического аппарата. Многочисленные ведомства, судебные инстанции и органы явной и тайной полиции управляли огромной машиной власти, призванной контролировать все сферы жизни подданных, обеспечивать уплату ими налогов, выполнение повинностей, беспрекословное подчинение. В центре её стоял император - верховный судья, законодатель, военачальник, раздававший титулы, награды и должности. Каждый его шаг был обставлен торжественными церемониями, в особенности приемы послов. Он председательствовал на совете высшей знати (синклите). Но его власть не была наследственной юридически. За престол шла кровавая борьба, иногда синклит решал дело. Вмешивались в судьбы трона и патриарх, и дворцовая охрана, и всесильные временщики, и столичный плебс. В 11 в. соперничали две главные группировки знати - гражданская бюрократия (она стояла за централизацию и усиление налогового гнета) и военная (она стремилась к большей независимости и расширению имений за счет свободных налогоплательщиков). Василевсы Македонской династии (867–1056), основанной Василием I (867–886), при которых Византия достигла вершины могущества, представляли гражданскую знать. Мятежные полководцы-узурпаторы вели с ней беспрерывную борьбу и в 1081 г. сумели посадить на трон своего ставленника Алексея I Комнина (1081–1118), основателя новой династии (1081–1185). Но Комнины добились временных успехов, они лишь отсрочили падение империи. В провинциях разбогатевшие магнаты отказались от упрочения центральной власти; не признавали власти василевсов болгары и сербы в Европе, армяне в Азии. Переживавшая кризис Византия пала в 1204 г., при нашествии крестоносцев во время 4‑го крестового похода (см. Крестовые походы).

В культурной жизни Византии в 7–12 вв. сменились три этапа. До 2‑й трети 9 в. её культура отмечена печатью упадка. Стала редкостью элементарная грамотность, светские науки были почти изгнаны (кроме тех, которые имели отношение к военному делу; так, в 7 в. был изобретен «греческий огонь», жидкая горючая смесь, приносившая не раз победы императорскому флоту). В литературе господствовал жанр жизнеописания святых - примитивных повествований, восхвалявших терпение и насаждавших веру в чудеса. Византийская живопись этого периода известна плохо - иконы и фрески погибли в эпоху иконоборчества.

Период с середины 9 в. и почти до конца 11 в. называют по имени правящей династии, временем «македонского возрождения» культуры. Еще в 8 в. она стала по преимуществу грекоязычной. «Возрождение» было своеобразным: оно основывалось на официальном, строго систематизированном богословии. Столичная школа выступала в качестве законодателя и в сфере идей, и в формах их воплощения. Канон, образец, трафарет, верность традиции, неизменная норма торжествовали во всем. Все виды изобразительных искусств были пронизаны спиритуализмом, идеей смирения и торжества духа над телом. Живопись (иконопись, фрески) регламентировалась обязательными сюжетами, образами, порядком расположения фигур, определенным сочетанием красок и светотеней. Это были не образы реальных людей с их индивидуальными чертами, а символы нравственных идеалов, лики как носители тех или иных добродетелей. Но и в таких условиях художники создавали подлинные шедевры. Пример тому - прекрасные миниатюры Псалтыри начала 10 в. (хранятся в Париже). Византийские иконы, фрески, книжные миниатюры занимают почетное место в мировом изобразительном искусстве (см. Искусство).

Философия, эстетика, литература отмечены консерватизмом, склонностью к компиляции, боязнью новизны. Культуру этого периода отличают внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, парадность (при богослужении, дворцовых приемах, в организации праздников и спортивных состязаний, при триумфах в честь военных побед), а также сознание превосходства над культурой народов остального мира.

Однако и это время отмечено и борьбой идей, и демократическими и рационалистическими тенденциями. Крупные успехи были достигнуты в естественных науках. Славился своей ученостью в 1‑й половине 9 в. Лев Математик. Активно осмыслялось античное наследие. К нему часто обращался патриарх Фотий (середина 9 в.), заботившийся о качестве преподавания в высшей Мангаврской школе Константинополя, где тогда учились славянские просветители Кирилл и Мефодий. На античное знание опирались при создании энциклопедий по медицине, агротехнике, военному делу, дипломатии. В 11 в. было восстановлено преподавание юриспруденции и философии. Увеличилось число школ, где обучали грамоте и счету (см. Образование). Увлечение античностью обусловило появление рационалистических попыток обосновать превосходство разума над верой. В «низких» литературных жанрах участились призывы к сочувствию бедным и униженным. Героический эпос (поэма «Дигенис Акрит») пронизан идеей патриотизма, сознанием человеческого достоинства, независимости. Вместо кратких мировых хроник появляются обширные исторические описания недавнего прошлого и современных автору событий, где нередко звучала уничтожающая критика василевсов. Такова, например, высокохудожественная «Хронография» Михаила Пселла (2‑я половина 11 в.).

В живописи резко возросло число сюжетов, усложнилась техника, усилилось внимание к индивидуальности образов, хотя канон не исчез. В архитектуре на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым декором. Вершиной историографического жанра стала «История» Никиты Хониата, обширное историческое повествование, доведенное до 1206 г. (включая рассказ о трагедии империи в 1204 г.), полное острых нравственных оценок и попыток уяснения причинно-следственных связей между событиями.

На развалинах Византии в 1204 г. возникла Латинская империя, состоявшая из нескольких связанных вассальными узами государств западных рыцарей. Одновременно сложились три государственных объединения местного населения - Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя, враждебные латинянам (так византийцы называли всех католиков, у которых языком церкви была латынь) и друг другу. В многолетней борьбе за «византийское наследство» постепенно победила Никейская империя. В 1261 г. она изгнала латинян из Константинополя, но восстановленная Византия не обрела прежнего величия. Далеко не все земли были возвращены, а развитие феодализма привело в 14 в. к феодальной раздробленности. В Константинополе и других крупных городах хозяйничали итальянские купцы, получившие от императоров неслыханные льготы. К войнам с Болгарией и Сербией добавились гражданские. В 1342–1349 гг. демократические элементы городов (прежде всего Фессалоника) подняли восстание против крупных феодалов, но потерпели поражение.

Развитие культуры Византии в 1204–1261 гг. утратило единство: оно протекало в рамках трех упомянутых выше государств и в латинских княжествах, отражая и византийские традиции, и особенности этих новых политических образований. С 1261 г. культуру поздней Византии характеризуют как «палеологовское возрождение». Это был новый яркий расцвет византийской культуры, отмеченный, однако, особенно резкими противоречиями. В литературе по‑прежнему преобладали сочинения на церковные темы - плачи, панегирики, жития, богословские трактаты и т. д. Однако все настойчивее начинают звучать светские мотивы. Развивался стихотворный жанр, появились романы в стихах на античные сюжеты. Создавались произведения, в которых велись споры о значении античной философии и риторики. Смелее стали использоваться фольклорные мотивы, в частности народные песни. В баснях высмеивались пороки общественной системы. Возникла литература на народном языке. Философ-гуманист 15 в. Георгий Гемист Плифон разоблачал своекорыстие феодалов, предлагал ликвидировать частную собственность, заменить изжившее себя христианство новой религиозной системой. В живописи преобладала яркая цветовая гамма, динамичность поз, индивидуальность портретных и психологических характеристик. Было создано немало оригинальных памятников культовой и светской (дворцовой) архитектуры.

Начиная с 1352 г. турки‑османы, захватив почти все владения Византии в Малой Азии, стали завоевывать её земли на Балканах. Попытки привлечь к союзу славянские страны на Балканах потерпели неудачу. Запад же обещал Византии помощь только на условии подчинения церкви империи папству. Ферраро-Флорентийская уния 1439 г. была отвергнута народом, который бурно протестовал, ненавидя латинян за их засилие в экономике городов, за грабежи и гнет крестоносцев. В начале апреля 1453 г. почти одинокий в борьбе Константинополь был окружен огромной турецкой армией и 29 мая взят штурмом. Последний император Константин XI Палеолог погиб с оружием в руках на стенах Константинополя. Город подвергся разгрому; затем он стал Стамбулом - столицей Османской империи . В 1460 г. турки завоевали византийскую Морею на Пелопоннесе, а в 1461 г. Трапезунд, последний осколок былой империи. Падение Византии, просуществовавшей тысячу лет, было событием всемирно-исторического значения. Острым сочувствием оно отозвалось на Руси, на Украине, у народов Кавказа и Балканского полуострова, уже испытавших к 1453 г. тяжесть османского ига.

Византия погибла, однако её яркая, многогранная культура оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. Традиции византийской культуры бережно сохранялись и развивались в Русском государстве, которое переживало подъем и вскоре после падения Константинополя, на рубеже 15–16 вв., превратилось в могущественную централизованную державу. Её государь Иван III (1462–1505), при котором было завершено объединение русских земель, был женат на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора.

Название столицы Византийской империи - предмет бесконечных споров нескольких поколений историков. Один из самых великолепных и больших городов мира носил несколько имен. Иногда они употреблялись вместе, иногда - отдельно. Древнее название столицы не имеет ничего общего с современным именем этого города. Как трансформировалось название одного из самых больших европейских городов на протяжении столетий? Попробуем разобраться.

Первые жители

Первыми известными истории жителями Византии были мегары. В 658 году до н. э. они основали поселок в самом узком месте Босфора и назвали его Халкедон. Почти одновременно на другом берегу пролива вырос городок Бизантий. Через несколько сот лет оба поселка объединились и дали название новому городу.

Шаги к процветанию

Уникальное географическое расположение города позволяло контролировать провоз грузов в Черное море - к берегам Кавказа, в Тавриду и Анатолию. Благодаря этому город быстро разбогател и стал одним из самых больших торговых центров Старого Света. Город сменил несколько хозяев - в нем правили персы, афиняне, македонцы, спартанцы. В 74 году до н. э. власть в Византиуме захватил Рим. Для города это означало наступление времени покоя и благоденствия - под защитой римских легионеров город стал развиваться ускоренными темпами.

Византиум и Рим

В начале нового тысячелетия Византиум столкнулся с реальною опасностью. Вечное соперничество римских аристократов за право именоваться императором привело к фатальной ошибке. Византийцы приняли сторону Писцения Нигера, который императором так и не стал. В Риме увенчали багряной мантией Септимуса Севера - сурового воина, отличного военачальника и потомственного аристократа. Разгневанный роптанием византийцев, новый владыка взял Византий в длительную осадку. После долгого противостояния осажденные византийцы сдались. Длительные военные действия принесли городу бедствия и разрушения. Возможно, город и не возродился бы из пепла, если бы не император Константин.

Новое имя

Новый амбициозный император начал свою карьеру с нескольких военных походов, которые завершились победой римского войска. Став владыкой необозримых территорий Римской империи, Константин столкнулся с тем, что восточные земли управляются римскими наместниками в полуавтономном режиме. Нужно было сократить расстояние между центром и отдаленными областями. И Константин решился заложить в восточных землях второй по значимости город Рима. Он остановился на полуразрушенном Византиуме и направил свои усилия на превращение этого захолустного поселка в блестящую столицу Восточной римской империи.

Преображение началось в 324 году. собственным копьем очертил границы вокруг города. Позднее по этой линии были установлены городские стены нового мегаполиса. Огромные деньги и личное участие императора сделали чудо возможным - буквально за шесть лет город стал достойным звания столицы. Торжественное открытие состоялось 11 мая 330 года. В этот день город получил новый толчок к развитию. Возрожденный, он активно заселялся переселенцами из других областей империи, приобрел пышность и блеск, подобающий новой столице. Так город получил свое новое название - Константинополь, и стал достойным воплощением всего, что представляла Византийская империя. Столица этого государства не зря называлась вторым Римом - восточная сестра по величию и пышности ничем не уступала своему западному брату.

Константинополь и христианство

После раскола великой Римской империи Константинополь стал центром нового государства - Восточной Римской империи. Вскоре страна стала называться по первому имени собственной столицы, и в учебниках истории она получила соответствкющее имя - Византийская империя. Столица этого государства играла огромную роль в становлении православного христианства.

Византийская церковь исповедовала ортодоксальное христианство. Представителей других течений византийские христиане считали еретиками. Император был олицетворением и светской, и религиозной жизни страны, но не было власти Бога, как это часто бывало у восточных тиранов. Религиозная традиция была довольно сильно разбавлена светскими церемониями и ритуалами. Император был наделен божественной властью, но тем не менее его избирали среди простых смертных. Не было института преемничества - ни кровное родство, ни личные связи не гарантировали византийский престол. В этой стране каждый мог стать императором… и почти богом. И властелин, и город были полны могущества и величия как светского, так и религиозного.

Отсюда некая двойственность в определении Константинополя как города, в котором была сосредоточена вся Византийская империя. Столица великой страны была местом паломничества для многих поколений христиан - великолепные соборы и храмы просто поражали воображение.

Русь и Византия

В середине первого тысячелетия государственные образования восточных славян стали насколько значительными, что начали привлекать внимание своих более богатых соседей. Русичи регулярно ходили в походы, привозя на родину богатые дары далеких земель. Походы на Константинополь насколько поражали воображение наших предков, что вскоре распространилось новое, русское название столицы византийской империи. Наши предки называли город Царьградом, тем самым подчеркивая его богатство и власть.

Крах империи

Все в мире имеет свой конец. Не избежала этой участи и Византийская империя. Столица некогда могучего государства была захвачена и разграблена воинами османской империи. После установления турецкого владычества город потерял и свое имя. Новые хозяева предпочитали называть его Станбулом (Истанбулом). Языковеды утверждают, что это название является перекрученной калькой древнегреческого названия полис - город. Именно под этим именем город известен и в настоящее время.

Как видно, на вопрос, какая столица Византийской империи, и как она называется, нет единственного ответа. Нужно обязательно указывать интересующий исторический период времени.

Византийская империя, кратко говоря - это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу - Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница - более тысячи, с 4 по 15 века.
Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески - ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией».

Это название произошло от слова Византий - так сначала назывался Константинополь, столица империи.
Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию - почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах - в Европе, Африке и Азии.
Столица государства - город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи. Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем - Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.



Византийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V - VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира.

29 мая 1453 года столица Византийской империи пала под ударами турков. Вторник 29 мая является одной из важнейших дат мировой . В этот день прекратила своё существование Византийская империя, созданная ещё в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. С её гибелью завершился огромный период человеческой истории. В жизни многих народов Европы, Азии и Северной Африки наступил коренной перелом, обусловленный установлением турецкого владычества и созданием Османской империи.

Понятно, что падение Константинополя не является чёткой гранью между двумя эпохами. Турки ещё за столетие до падения великой столицы утвердились в Европе. Да и Византийская империя к моменту падения уже была обломком былого величия – власть императора распространялась только на Константинополь с предместьями и часть территории Греции с островами. Византию 13-15 веков назвать империей можно лишь условно. В то же время Константинополь был символом древней империи, считался «Вторым Римом».

Предыстория падения

В XIII веке одно из тюркских племён - кайы - во главе с Эртогрул-беем, выдавленное с кочевий в туркменских степях, откочевало в западном направлении и остановилось в Малой Азии. Племя оказало содействие султану крупнейшего из турецких государств (было основано турками-сельджуками) - Румского (Конийского) султаната - Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византийской империей. За это султан отдал Эртогрулу в ленное владение земли в области Вифиния. Сын вождя Эртогрула - Осман I (1281-1326) несмотря постоянно на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. Только в 1299 году он принял титул султан и вскоре подчинил себе всю западную часть Малой Азии, одержав ряд побед над византийцами. По имени султана Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами (оттоманами). Кроме войн с византийцами, османы вели борьбу за подчинение других мусульманских владений - к 1487 году турки-османы утвердили свою власть над всеми мусульманскими владениями Малоазиатского полуострова.

Большую роль в укреплении власти Османа и его преемников сыграло мусульманское духовенство, в том числе местными орденами дервишей. Духовные лица не только сыграли значительную роль в создании новой великой державы, но обосновывали политику экспансии, как «борьбу за веру». В 1326 году турками-османами был захвачен крупнейший торговый город Бурсу, важнейший пункт транзитной караванной торговли между Западом и Востоком. Затем пали Никея и Никомидия. Захваченные у византийцев земли султаны раздавали знати и отличившимся воинам в качестве тимаров – условных владений, получаемых за несение службы (поместий). Постепенно система тимаров стала основой социально-экономического и военно-административного устройства державы османов. При султане Орхане I (правил с 1326 по 1359 годы) и его сыне Мураде I (правил с 1359 по 1389 годы) были проведены важные военные реформы: иррегулярная конница была реорганизована - созданы созываемое из турков-земледельцев конное и пехотное войска. Воины конного и пехотного войск в мирное время были земледельцами, получая льготы, во время войны были обязаны прийти в армию. Кроме того, армию дополнили ополчением из крестьян христианской веры и корпусом янычар. В янычары первоначально брали пленных юношей-христиан, которых принуждали принять ислам, а с первой половины 15 столетия – из сыновей христианских подданных османского султана (в виде специального налога). Сипахи (своего рода дворяне османской державы, получавшие доход от тимаров) и янычары стали ядром армии османских султанов. Кроме того, в армии были созданы подразделения пушкарей, оружейников и др. частей. В результате на границах Византии возникла мощная держава, которая претендовала на господство в регионе.

Надо сказать, что Византийская империя и балканские государства сами ускорили своё падение. В этот период между Византией, Генуей, Венецией и балканскими государствами шла острая борьба. Часто борющиеся стороны стремились заручиться военной поддержкой османов. Естественно это резко облегчило экспансию османской державы. Османы получали информацию о путях, возможных переправах, укреплениях, сильных и слабых сторонах войск врага, внутренней ситуации и т. д. Христиане сами помогли переправиться через проливы в Европу.

Больших успехов турки-османы достигли при султане Мураде II (правил в 1421-1444 и 1446-1451 годах). При нём турки оправились после тяжёлого поражения, нанесённого Тамерланом в Ангорской битве 1402 года. Во многом именно это поражение и отсрочило гибель Константинополя на полстолетия. Султан подавил все восстания мусульманских владык. В июне 1422 года Мурад осадил Константинополь, но взять не смог. Сказалось отсутствие флота и мощной артиллерии. В 1430 году был захвачен крупный город Фессалоники в северной Греции, он принадлежал венецианцам. Мурад II одержал ряд важных побед на Балканском полуострове, заметно расширив владения своей державы. Так в октябре 1448 года состоялась сражение на Косовом поле. В этой битве османское войско противостояло объединёнными силами Венгрии и Валахии под командованием венгерского генерала Яноша Хуньяди. Ожесточённая трёхдневная битва завершилась полной победой османов, и решило судьбу балканских народов - на несколько веков они оказались под владычеством турок. После этого сражения крестоносцы потерпели окончательное поражение и больше не предпринимали серьёзных попыток отбить Балканский полуостров у Османской империи. Судьба Константинополя была решена, турки получили возможность решить задачу захвата древнего города. Сама Византия уже не представляла большой угрозы для турков, но коалиция христианских стран, опираясь на Константинополь, могла принести значительный вред. Город находился практически в середине османских владений, между Европой и Азией. Задачу по захвату Константинополя решил султан Мехмед II.

Византия. Византийская держава к 15 столетию утратила большую часть своих владений. Весь XIV век был периодом политических неудач. Несколько десятилетий казалось, что Сербия сможет захватить Константинополь. Различные внутренние раздоры были постоянным источником гражданских войн. Так византийский император Иоанн V Палеолог (правивший с 1341 - 1391 годы) свергался с престола трижды: своим свекром, сыном и затем внуком. В 1347 году прокатилась эпидемия «чёрной смерти», которая унесла жизни не менее трети населения Византии. Турки переправились в Европу, и пользуясь неурядицами Византии и балканских стран, к концу столетия вышли к Дунаю. В результате Константинополь оказался окружён почти со всех сторон. В 1357 году турки овладевают Галлиполи, в 1361 году - Адрианополем, который стал центром турецких владений на Балканском полуострове. В 1368 году султану Мураду I подчинилась Нисса (загородное местопребывание византийских императоров), и османы оказались уже под стенами Константинополя.

Кроме того, существовала проблема борьбы сторонников и противников унии с католической церковью. Для многих византийских политиков было очевидно, что без помощи Запада, империи не выжить. Ещё в 1274 году на Лионском соборе византийский император Михаил VIII пообещал папе добиваться примирения церквей из политико-экономических соображений. Правда, его сын император Андроник II созвал собор восточной церкви, который отверг решения Лионского собора. Затем Иоанн Палеолог поехал в Рим, где торжественно принял веру по латинскому обряду, но помощи от Запада не получил. Сторонниками унии с Римом были в основном политики, либо принадлежали интеллектуальной элите. Открытыми врагами унии было низшее духовенство. Иоанн VIII Палеолог (византийский император в 1425-1448 годах) считал, что Константинополь можно спасти только с помощью Запада, поэтому постарался как можно быстрее заключить унию с римской церковью. В 1437 году вместе с патриархом и делегацией православных архиереев византийский император отправляется в Италию и провел там более двух лет безвыездно, сначала в Ферраре, а затем на Вселенском соборе во Флоренции. На этих заседаниях часто обе стороны заходили в тупик и готовы были остановить переговоры. Но, Иоанн запретил своим епископам покидать собор до принятия компромиссного решения. В конце концов, православная делегация была вынуждена уступить католикам почти по всем основным вопросам. 6 июля 1439 года была принята Флорентийская уния, и восточные церкви воссоединились с Латинской. Правда, уния оказалась непрочной, уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе православные иерархи стали открыто отрицать своё согласие с унией или говорить о том, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны католиков. В результате, уния была отвергнута большинством восточных церквей. Большинство духовенства и народа не приняло эту унию. В 1444 году римский папа смог организовать крестовый поход против турок (основной силой были венгры), но под Варной крестоносцы потерпели сокрушительное поражение.

Споры об унии происходили на фоне экономического упадка страны. Константинополь конца 14 столетия был печальным городом, городом упадка и разрушения. Потеря Анатолии лишила столицу империи почти всех сельскохозяйственных земель. Население Константинополя, которое в XII веке насчитывало до 1 млн. человек (вместе с предместьями), упало до 100 тыс. и продолжало сокращаться - к моменту падения в городе было примерно 50 тыс. человек. Предместье на азиатском берегу Босфора было захвачено турками. Предместье Пера (Галата) на другом берегу Золотого рога, была колонией Генуи. Сам город окружённый стеной в 14 миль, потерял ряд кварталов. Фактически город превратился в несколько отдельных поселений, разделённых огородами, садами, брошенными парками, руинами зданий. Многие имели свои стены, заборы. Наиболее многолюдные селения располагались по берегам Золотого Рога. Наиболее богатый квартал, примыкавший к заливу, принадлежал венецианцам. Рядом располагались улицы, где жили выходцы с Запада – флорентийцы, анконцы, рагузяне, каталонцы и евреи. Но, причалы и базары были ещё полны торговцами из итальянских городов, славянских и мусульманских земель. Ежегодно в город прибывали паломники, в основном из Руси.

Последние годы до падения Константинополя, подготовка к войне

Последним императором Византии стал Константин XI Палеолог (правивший в 1449-1453 годах). До того как стать императором он деспотом Мореи – греческой провинции Византии. Константин обладал здравым умом, был хорошим воином и администратором. Обладал даром вызывать любовь и уважение своих подданных, его встретили в столице с большой радостью. Недолгие годы своего правления он занимался тем, что готовил Константинополь к осаде, искал помощи и союза на Западе и пытался успокоить смуту, вызванную унией с Римской церковью. Своим первым министром и главнокомандующим флотом он назначил Луку Нотараса.

Султан Мехмед II получил трон в 1451 году. Это был целеустремлённый, энергичный, умный человек. Хотя первоначально считалось, что это не блещущий талантами молодой человек - такое впечатление сложилось по первой попытке правления в 1444-1446 гг., когда его отцу Мураду II (он передал трон сыну, чтобы отдалиться от государственных дел) пришлось вернуться на трон для решения появившихся проблем. Это успокоило европейских правителей, у всех своих проблем хватало. Уже зимой 1451-1452 гг. султан Мехмед повелел начать строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийцы были в замешательстве – это был первый шаг к осаде. Было отправлено посольство с напоминанием о клятве султана, который обещал сохранить территориальную целостность Византии. Посольство оставили без ответа. Константин направил посланцев с подарками и попросил не трогать греческих деревень, расположенных на Босфоре. Султан проигнорировал и эту миссию. В июне было направлено третье посольство – на этот раз греков арестовали, а затем обезглавили. Фактически это было объявление войны.

К концу августа 1452 года крепость Богаз-Кесен («перерезающая пролив», или «перерезающая горло») была построена. В крепости установили мощные орудия и объявили о запрете проходить Босфор без досмотра. Два венецианских корабля были отогнаны и третий утоплен. Экипаж обезглавили, а капитана посадили на кол – это развеяло все иллюзии на счёт намерений Мехмеда. Действия османов вызвали беспокойство не только в Константинополе. Венецианцам в византийской столице принадлежал целый квартал, они имели значительные привилегии и выгоды от торговли. Было ясно, что после падения Константинополя турки не остановятся, под ударом оказывались владения Венеции в Греции и Эгейском море. Проблема была в том, что венецианцы увязли в дорогостоящей войне в Ломбардии. С Генуей союз был невозможен, с Римом отношения были натянутые. Да и с турками отношения портить не хотелось – венецианцы вели выгодную торговлю и в османских портах. Венеция позволила Константину вербовать солдат и матросов на Крите. В целом Венеция сохранила нейтралитет о время этой войны.

Генуя оказалась в примерно такой же ситуации. Обеспокоенность вызвала судьба Перы и черноморских колоний. Генуэзцы, как и венецианцы, проявили гибкость. Правительство обратилось с призывом к христианскому миру направить помощь Константинополю, но сами такую поддержку не оказали. Частные граждане получили право действовать по своему усмотрению. Администрации Перы и острова Хиос получили указание придерживаться в отношении турок такой политики, какую они сочтут наиболее подходящей в сложившейся ситуации.

Рагузане – жители города Рагуз (Дубровник), также как и венецианцы, недавно получили от византийского императора подтверждение своих привилегий в Константинополе. Но и Дубровницкая республика не хотела подвергать риску свою торговлю в османских портах. Кроме того, у города-государства флот был небольшим и рисковать им не хотели, если нет широкой коалиции христианских государств.

Римский папа Николай V (глава католической церкви с 1447 по 1455 год), получив письмо Константина с согласием принять унию, тщетно обращался за помощью к различным государям. Должного отклика на эти призывы не было. Только в октябре 1452 года папский легат к императору Исидор привёл с собой 200 нанятых в Неаполе лучников. Проблема унии с Римом опять вызвала в Константинополе споры и волнения. 12 декабря 1452 года в храме св. Софии отслужили торжественную литургию в присутствии императора и всего двора. В ней были упомянуты имена папы римского, патриарха и официально провозглашены положения Флорентийской унии. Большинство горожан приняло это известие с угрюмой пассивностью. Многие надеялись, что если город устоит, можно будет отвергнуть унию. Но уплатив эту цену за помощь, византийская элита просчиталась – суда с солдатами западных государств не прибыли на помощь гибнущей империи.

В конце января 1453 года вопрос о войне был окончательно решён. Турецкие войска в Европе получили приказ атаковать византийские города во Фракии. Города на Чёрном море сдались без боя и избежали погрома. Некоторые города на побережье Мраморного моря пытались защищаться, и были разрушены. Часть армии вторглась на Пелопоннес и напала на братьев императора Константина, чтобы они не смогли прийти на помощь столице. Султан учёл тот факт, что ряд предыдущих попыток взять Константинополь (его предшественниками) провалился из-за отсутствия флота. Византийцы имели возможность морем подвозить подкрепления и припасы. В марте в Галлиполи стягивают все имеющиеся в распоряжении турок суда. Часть судов были новыми, построенными в течение нескольких последних месяцев. В турецком флоте было 6 трирем (двухмачтовые парусно-гребные судна, одно весло держали три гребца), 10 бирем (одномачтовое судно, где на одном весле было два гребца), 15 галер, около 75 фуст (легкие, быстроходные суда), 20 парандарий (тяжёлые транспортные баржи) и масса мелких парусных лодок, шлюпок. Во главе турецкого флота был Сулейман Балтоглу. Гребцами и матросами были пленные, преступники, рабы и частью добровольцы. В конце марта турецкий флот прошёл через Дарданеллы в Мраморное море, вызвав ужас у греков и итальянцев. Это был ещё один удар по византийской элите, там не ожидали, что турки подготовят столь значительные морские силы и смогут блокировать город с моря.

Одновременно во Фракии готовили армию. Всю зиму оружейники не покладая рук делали различного рода , инженеры создавали стенобитные и камнемётные машины. Был собран мощный ударный кулак из примерно 100 тыс. человек. Из них 80 тыс. были регулярным войском – кавалерией и пехотой, янычарами (12 тыс.). Примерно 20-25 тыс. насчитывали иррегулярные войска – ополченцы, башибузуки (иррегулярная кавалерия, «безбашенные» не получали жалованья и «награждали» себя мародёрством), тыловые подразделения. Большое внимание султан уделил и артиллерии – венгерский мастер Урбан отлил несколько мощных пушек, способных топить корабли (с помощью одной из них потопили венецианское судно) и разрушать мощные укрепления. Самое большое из них тащили 60 быков, и к ней была приставлена команда в несколько сотен человек. Орудие стреляло ядрами весом примерно 1200 фунтов (около 500 кг). В течение марта огромная армия султана стал постепенно двигаться к Босфору. 5 апреля под стены Константинополя прибыл и сам Мехмед II. Моральный дух у армии был высокий, все верили в успех и надеялись на богатую добычу.

Люди в Константинополе были подавлены. Огромный турецкий флот в Мраморном море и сильная вражеская артиллерия, только усиливали беспокойство. Люди вспоминали предсказания о падении империи и пришествии антихриста. Но нельзя сказать, что угроза лишила всех людей воли к сопротивлению. Всю зиму мужчины и женщины, поощряемые императором, трудились, расчищая рвы и укрепляя стены. Был создан фонд для непредвиденных расходов – в него сделали вложения император, церкви, монастыри и частные лица. Надо отметить, что проблемой было не наличие денег, а отсутствие нужного количества людей, оружия (особенного огнестрельного), проблема продовольствия. Всё оружие собрали в одном месте, чтобы при необходимости распределить по наиболее угрожаемым участкам.

Надежды на внешнюю помощь не было. Поддержку Византии оказали только некоторые частные лица. Так, венецианская колония в Константинополе предложила свою помощь императору. Два капитана венецианских судов возвращавшихся из Чёрного моря – Габриэле Тревизано и Альвизо Диедо, дали клятву участвовать в борьбе. Всего флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей: 10 из них принадлежали собственно византийцам, 5 - венецианцам, 5 - генуэзцам, 3 - критянам, 1 прибыл из Каталонии, 1 из Анконы и 1 из Прованса. Несколько знатных генуэзцев прибыло сражаться за христианскую веру. К примеру, доброволец из Генуи Джованни Джустиниани Лонго привёл с собой 700 солдат. Джустиниани был известен, как опытный военный, поэтому был назначен императором командующим обороной сухопутных стен. В целом у византийского императора, не включая союзников, было около 5-7 тысяч воинов. Надо отметить, что часть населения города покинула Константинополь до начала осады. Часть генуэзцев – колония Пера и венецианцев сохранили нейтралитет. В ночь на 26 февраля семь кораблей – 1 из Венеции и 6 с Крита ушли из Золотого Рога, увозя 700 итальянцев.

Продолжение следует…

«Гибель империи. Византийский урок» - публицистический фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Премьера состоялась на государственном канале «Россия» 30 января 2008 года. Ведущий - архимандрит Тихон (Шевкунов) - от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

Второй Рим

История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

Юстиниан и Феодора

Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры - женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

История неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

Средневековые нравы

Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть - прекрасный саван».

В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

«Македонское возрождение»

В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после 1054 года стала православием.

Культурная столица европейского мира

Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

Чрезвычайно обязана империи история на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

Репетиция конца

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

Падение Константинополя

К началу от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой не имели успеха. 29 мая Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

Византия, Константинополь и Новый Рим

Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя - римлянами (ромеями).

Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.