Страстные евангелия. "Бог ваших куличей не примет": чего лучше не делать в Чистый четверг

Служба 12-ти Евангелий. Епископ Александр(Милеант)

Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Страстные Евангелия:

1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).

2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).

10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).

11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

В промежутках между Евангелиями поются антифоны , которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.» И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец , передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен. Приводим здесь ирмосы этого канона.

Песнь первая:

К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче.

Песнь восьмая :

Столп злобы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша; на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго длинию. Его же вся тварь благословит, славящи во веки.

Песнь девятая :

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

После канона хор поет трогательный эсзапостиларий , в котором вспоминается покаяние разбойника.

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

На Всякое дыхание стихира:

Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе; глава - терние, лице - оплевание, челюсти - заушения, уста - в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса - хуления злочестивая, плещи - биения, и рука - трость, всего телесе протяжение на кресте, членов - гвоздия и ребра - копие.

Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

Великая пятница

В Великую пятницу, в самый день смерти Спасителя, в знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня.

Около трех часов после обеда совершается Вечерня с выносом плащаницы (изображение Спасителя, снятого с креста). В начале вечерни после 103-го псалма поются стихиры на «Господи воззвах:»

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе.

Во время входа с кадилом хор поет:

Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Ему же трепетом предстоит небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада.

После входа читаются три паремии. Первая из них повествует о явлении пророку Моисею славы Божией (Исх. 33:11-23). Моисей, молившийся за согрешивший еврейский народ, служил прообразом всемирного Голгофского Ходатая, Иисуса Христа. Вторая паремия повествует, как Бог благословил Иова за его терпеливое перенесение страданий (Иов 42:12-16). Иов служил прообразом невинного Божественного Страдальца Иисуса Христа, возвратившего людям благословение Отца Небесного. В третьей паремии приводится пророчество Исаии об искупительных страданиях Спасителя (Ис. 53:1-12).

Чтение Апостола говорит о Божественной Премудрости, открывшейся в Кресте Господнем (1 Кор. 1:18-2:2). Евангельское чтение, составленное из нескольких Евангелий, повествует в последовательном порядке о событиях в связи с распятием и смертью Господа Иисуса Христа. После ектений хор поет _стихиры на стиховне. Во время последней стихиры, приведенной ниже, священник трижды кадит плащаницу, лежащую на престоле.

Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и вадев мертва, нага, непогребенна, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе, Его же вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се, ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу; или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое с Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.

После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» священнослужители совершают вынос плащаницы из алтаря, символизируя этим погребение Спасителя. Они поднимают с престола плащаницу и через северные врата выносят ее на середину храма. Прислужники идут впереди со свечами, дьякон - с кадилом, а молящиеся встречают плащаницу с зажженными свечами в руках. Плащаницу возлагают на специальную «гробницу,» стоящую посредине храма и украшенную белыми цветами. В это время хор особым распевом поет погребальный тропарь:

«Благообразный (благородный) Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благоуханиями) во гробе нове, покрыв, положи.»

«Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше (воззвал): мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд» (благовонными мастями мажут умерших, Христос же совершенно недоступен тлению).

После каждения плащаницы все преклоняют колена и целуют изображение язв на теле Спасителя, благодаря Его за бесконечную любовь и долготерпение. В это время священник читает канон «Плач Богородицы.» Святая плащаница оставляется на середине храма в продолжении трех неполных дней, напоминая о трехдневном пребывании во гробе тела Христова. С этого времени прекращается колокольный звон до начала пасхального богослужения ради соблюдения благоговейной тишины, пока Тело Спасителя покоится во гробе. В этот день Церковь предписывает полное воздержание от пищи.

Вечером этого дня служится Утреня Великой субботы с чином погребения Спасителя и крестным ходом вокруг храма. В начале службы во время пения тропаря «Благообразный Иосиф» верующие зажигают свечи, а священнослужители из алтаря идут к плащанице и совершают каждение плащаницы и всего храма. Чин погребения совершается посредине храма. Певчие поют стихи из 118-го псалма, а очередной священник после каждого стиха читает тропарь. Тропари чина погребения раскрывают духовную сущность искупительного подвига Богочеловека, вспоминают скорбь Пречистой Богоматери и исповедуют веру в Спасителя человечества. Чин пения 118-го псалма с погребальными тропарями разделяется на три части, называемыми статьями. Между статьями вставляются малые ектении.

После третьей части, предваряя предстоящее воскресение Спасителя, хор поет «Ангельский собор удивися...» - песнопение, которое поется на всенощных под воскресенье.

Хор поет ирмосы канона «Волною морскою ,» в которых изображается ужас всей твари при виде Творца во гробе. Этот канон составляет одно из самых совершенных созданий церковно-христианской поэзии. В конце брошюры помещен русский перевод этого канона. Девятый ирмос «Не рыдай Мене, Мати» заканчивает надгробную песнь.

В конце Великого славословия плащаница при пении «Святый Боже,» в сопровождении светильников, хоругвей - и с каждением фимиама поднимается с гробницы и благоговейно при редких ударах колокола обносится вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Вместе с тем здесь же изображается также сошествие Иисуса Христа в ад и победа Христа над адом и смертью: Своими Страданиями и Смертью Спаситель снова отверз нам двери рая, и плащаница после внесения ее в храм подносится к Царским вратам. После возгласа священника «премудрость прости» (прости - стойте просто, прямо) певчие поют тропарь «Благообразный Иосиф,» и плащаница полагается опять на гробницу посередине храма. Перед плащаницей читаются паремия, Апостол и Евангелие. Паремия содержит пророческое видение Иезекииля об оживлении сухих костей (Иез. 37:1-14). Апостольское чтение призывает совершать Пасху «не в ветхом квасе злобы и лукавства, а в бесквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5:6-8; 3:13-14). Краткое Евангелие говорит о наложении печатей на гроб Спасителя и приставлении стражи (Мт. 27:62-66).

В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Великий Четверг. "Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас?" Чтение 12 Евангелий

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

19 марта / 1 апреля. Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.

На этом богослужении читаются: 1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2.


А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.


Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: "Слава долготерпению Твоему, Господи!" После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа "смущаясь и дивясь". Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения - сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. "Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился."


"Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную."

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата - его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им - они не знают, что творят...


И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами, чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.


Весь храм начинает сиять светом множества свечей. И весь храм освещается, окна все горят: издалека смотришь – окна пылают. Почему? Слово Божие звучит. Слово Божие, Господь говорит.

И кончается чтение Евангелия, и все задувают свои свечи, и храм снова в полном мраке. В полной темноте. И тут справа и слева, и на двух клиросах, и псаломщики, они рассказывают и поясняют, делятся и обдумывают: о чем же было сказано в Евангелии, как поступили ученики, а как беззаконный Иуда «не восхот е разум е ти?»

И потом снова: «И о сподобитися нам…» – и снова весь храм зажигается


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

Страстные Евангелия:

1) Иоан. 13:31 -18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Иоан. 18:1-28 . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф. 26:57-75 . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В день Великого Четверга, или, как его в народе называют — Чистый Четверг, совершается Вечерня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. В дореволюционной России в сей день красили пасхальные яйца (красят их в современной России и сейчас), а также готовились к вечернему Богослужению и стар и млад. Взрослые и дети мастерили фонарики, в которых, после службы, нужно будет принести зажженную свечу и расписать черными крестиками потолок при входе, а также балки над окнами.

Р усский писатель Василий Никифоров-Волгин написал замечательное воспоминание из детства, посвященное Великому Четвергу.

С трастная неделя. Великий Четверг. До звона к чтению двенадцати Евангелий я мастерил фонарик из красной бумаги, в котором понесу свечу из церкви от страстей Христовых. Этой свечой мы затеплим лампаду и будем поддерживать в ней неугасимый огонь до Вознесения.

– Евангельский огонь, – уверяла мать, – избавляет от скорби и душевной затеми!

Фонарик мой получился до того ладным, что я не стерпел, чтобы не сбегать к Гришке, показать его. Тот зорко осмотрел его и сказал:

– Ничего себе, но у меня лучше!

При этом он показал свой, окованный жестью и с цветными стеклами.

– Такой фонарь, – убеждал Гришка, – в самую злющую ветрюгу не погаснет, а твой не выдержит!

Я закручинился: неужели не донесу до дома святого огонька?

Свои опасения поведал матери. Она успокоила.

– В фонаре-то не хитро донести, а ты попробуй по-нашему, по деревенскому, – в руках донести. Твоя бабушка, бывало, за две версты, в самую ветрень, да полем, несла четверговый огонь и доносила!

Предвечерье Великого Четверга было осыпано золотистой зарей. Земля холодела, и лужицы затягивались хрустящей заледью. И была такая тишина, что я услышал, как галка, захотевшая напиться из лужи, разбила клювом тонкую заморозь.

– Тихо-то как! – заметил матери.

Она призадумалась и вздохнула:

– В такие дни всегда… Это земля состраждет страданиям Царя Небесного!..

Нельзя было не вздрогнуть, когда по тихой земле прокатился круглозвучный удар соборного колокола. К нему присоединился серебряный, как бы грудной звон Знаменской церкви, ему откликнулись журчащим всплеском Успенская церковь, жалостным стоном Владимирская и густой воркующей волной Воскресенская церковь.

От скользящего звона колоколов город словно плыл по голубым сумеркам, как большой корабль, а сумерки колыхались, как завесы во время ветра – то в одну сторону, то в другую.

Начиналось чтение двенадцати Евангелий. Посредине церкви стояло высокое Распятие. Перед ним – аналой. Я встал около креста, и голова Спасителя в терновом венце показалась особенно измученной. По складам читаю славянские письмена у подножия креста: «Той язвен бысть за грехи наши и мучен бысть за беззакония наша».

Я вспомнил, как Он благословлял детей, как спас женщину от избиения камнями, как плакал в саду Гефсиманском, всеми оставленный, – и в глазах моих засумерничало, и так хотелось уйти в монастырь…

После ектении, в которой трогали слова: «О плавающих, путешествующих, недугующих и страждущих Господу помолимся», – на клиросе запели, как бы одним рыданием: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся…»

У всех зажглись свечи, и лица людей стали похожими на иконы при лампадном свете – световидные и милостивые.

Из алтаря, по широким унывным разливам четвергового тропаря, вынесли тяжелое в черном бархате Евангелие и положили на аналой перед Распятием. Все стало затаенным и слушающим. Сумерки за окнами стали синее и задумнее.

С неутолимой скорбью был положен «начал» чтения первого Евангелия: «Слава страстем Твоим, Господи»…

Евангелие длинное-длинное, но слушаешь его без тяготы, глубоко вдыхая в себя дыхание и скорбь Христовых слов. Свеча в руке становится теплой и нежной. В ее огоньке тоже живое и настороженное.

Во время каждения читались слова, как бы от имени Самого Христа: «Людие мои, что сотворих вам или чем вам стужих: слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре восставих. Людие мои, что сотворих вам, и что ми воздасте? За манну – желчь, за воду – оцет, за еже любити мя, ко кресту мя пригвоздиша»…

В этот вечер до содрогания близко видел, как взяли Его воины, как судили, бичевали, распинали, и как Он прощался с Матерью.

«Слава долготерпению Твоему, Господи»…

После восьмого Евангелия три лучших певца в нашем городе встали в нарядных синих кафтанах перед Распятием и запели «светилен»: «Разбойника благоразумного во единем часе раеви сподобил еси Господи; и мене Древом крестным просвети и спаси».

С огоньками свечей вышли из церкви в ночь. Навстречу тоже огни: идут из других церквей. Под ногами хрустит лед, гудит особенный предпасхальный ветер, все церкви трезвонят, с реки доносится ледяной треск, и на черном небе, таком просторном и божественно мощном, много звезд.

  • Утреня с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых:
    *
  • (синодальный перевод)
  • (церковнославянский перевод)
  • свящ. Геннадий Орлов

Служба “Двена́дцати Ева́нгелий ” – великопостное , совершаемое вечером Страстного Четверга.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти , выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании , подобно , сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже .

Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи! » После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] –уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Страстные Евангелия:

1) (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) . (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) . (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) . (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

СЛУЖБА С ЧТЕНИЕМ 12 ЕВАНГЕЛИЙ
(Страстные Евангелия)

Служба «12-ти Евангелий» - великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга с чтением 12-ти Страстных Евангелий, посвященных страданиям Иисуса Христа.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Страстные Евангелия:

1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Ин.18:28-40, Ин.19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф.27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мк.15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Мф.27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лк.23:32-49 (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Ин.19:25-37 (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).

10) Мк.15:43-47 (Снятие тела Господа с Креста).

11) Ин.19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).

12) Мф.27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

***

Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий , как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики под верхней перекладиной каждой двери дома (ср. Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

С. В. Булгаков, Настольная книга для священнослужителей