Тайна гибели пассажирского лайнера «лузитания. «Лузитания». Жизнь и смерть между двух берегов

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы,поднятой в статье « ».

«Дальность 700, пеленг 90, носовым №… пли!»

Не отрывая глаз от перископа, скомандовал В.Швигер, командир немецкой подводной лодки U-20. Так началась трагедия, которую приравнивали к гибели в 1912 году, после столкновения с айсбергом, английского парохода «Титаник», унесшего на дно Атлантики 1430 человек. Сравнение тем паче оправданно, поскольку речь идет об английском же лайнере «Лузитания».

…Шла первая мировая война. Потеряв надежду добиться господства на море после разгрома английского флота в генеральном сражении, Германия развернула беспощадную борьбу с судоходством противника, рассчитывая вынудить островную империю искать мира на условиях, продиктованных из Берлина. Немецкие подводники топили любые суда, но особенно охотились за крупнотоннажными пассажирскими лайнерами. Дело в том, что каждый из них нетрудно превратить в быстроходный, вместительный войсковой транспорт, а у Великобритании подобных судов было предостаточно. Теперь прервем наш рассказ, чтобы перенестись в конец XIX века.

Тогда английский парламент принял закон, по которому всякое коммерческое судно, рассчитанное на скорость более 17 узлов, следовало проектировать и строить под надзором Адмиралтейства, оставлявшего за собой право использовать его в военное время. В свою очередь, оно обязывалось помогать судоходным компаниям финансами.

В 1907 году «Кьюнард» пополнила свой флот однотипными турбинными пароходами «Лузитания» и «Мавритания», построенными фирмами «Джон Браун» и «Суон Хантер». Адмиралтейство покрыло часть расходов на эти лайнеры с характерным, прямым форштевнем, кормой с большим подзором, длинной низкой надстройкой и четырьмя слегка наклоненными дымовыми трубами, придававшими им изящный, стремительный вид. Требования военных были учтены - скорость полного хода была 24 узла, на верхней палубе имелись фундаменты для 150-мм пушек. Кроме того, «Кьюнард» обязалась не принимать на командные должности иностранцев, а 75% экипажа набирать из британских подданных.

Оба лайнера вошли в историю. «Мавритания» в 1909 году пересекла океан за 4 суток, 10 часов и 51 минуту, завоевав почетную «Голубую ленту Атлантики» и сумев удержать ее в течение 22 лет! А «Лузитания»…

С началом войны Адмиралтейство переменило планы относительно кьюнардовских лайнеров. «Мавритания» сделала несколько рейсов в качестве госпитального судна и встала для лучшей сохранности на прикол. «Лузитания» продолжала трудиться на линии Ливерпуль - Нью-Йорк.

1 мая 1915 года она вышла из американского порта с 1257 пассажирами и 702 моряками. А через несколько дней у юго-западного побережья Ирландии появилась немецкая субмарина, потопившая там два парохода. Вечером 6 мая капитан лайнера У.Тернер узнал из радиограммы, что

«в южных водах Ирландии активизировали свои действия подводные лодки».

Никаких рекомендаций Тернер не получил, хотя дирекции компании и Адмиралтейству было известно, что лайнер направляется в этот район. Тернер приказал опустить шлюпки на уровень прогулочной палубы, чтобы в случае чего пассажиры быстро попали в них.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход . В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания » для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

    Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года . Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года .

    В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики », отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.

    С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году . В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году .

    Война

    Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

    Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания » была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик » компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

    • имя судна было закрашено,
    • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
    • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
    • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
    • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
    • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

    «Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф

    Шаблон:Крупнейшие морские катастрофы

    — не отрывая глаз от перископа, скомандовал В.Швигер, командир немецкой подводной лодки U-20. Так началась трагедия, которую приравнивали к гибели в 1912 году, после столкновения с айсбергом, английского парохода «Титаник», унесшего на дно Атлантики 1430 человек. Сравнение тем паче оправданно, поскольку речь идет об английском же лайнере «Лузитания».

    Шла первая мировая война. Потеряв надежду добиться господства на море после разгрома английского флота в генеральном сражении, Германия развернула беспощадную борьбу с судоходством противника, рассчитывая вынудить островную империю искать мира на условиях, продиктованных из Берлина. Немецкие подводники топили любые суда, но особенно охотились за крупнотоннажными пассажирскими лайнерами. Дело в том, что каждый из них нетрудно превратить в быстроходный, вместительный войсковой транспорт, а у Великобритании подобных судов было предостаточно. Теперь прервем наш рассказ, чтобы перенестись в конец XIX века.

    Тогда английский парламент принял закон, по которому всякое коммерческое судно, рассчитанное на скорость более 17 узлов, следовало проектировать и строить под надзором Адмиралтейства, оставлявшего за собой право использовать его в военное время. В свою очередь, оно обязывалось помогать судоходным компаниям финансами.

    В 1907 году «Кьюнард» пополнила свой флот однотипными турбинными пароходами «Лузитания» и «Мавритания», построенными фирмами «Джон Браун» и «Суон Хантер». Адмиралтейство покрыло часть расходов на эти лайнеры с характерным, прямым форштевнем, кормой с большим подзором, длинной низкой надстройкой и четырьмя слегка наклоненными дымовыми трубами, придававшими им изящный, стремительный вид. Требования военных были учтены — скорость полного хода была 24 узла, на верхней палубе имелись фундаменты для 150-мм пушек. Кроме того, «Кьюнард» обязалась не принимать на командные должности иностранцев, а 75% экипажа набирать из британских подданных.

    Оба лайнера вошли в историю. «Мавритания» в 1909 году пересекла океан за 4 суток, 10 часов и 51 минуту, завоевав почетную «Голубую ленту Атлантики» и сумев удержать ее в течение 22 лет! А «Лузитания»...

    С началом войны Адмиралтейство переменило планы относительно кьюнардовских лайнеров. «Мавритания» сделала несколько рейсов в качестве госпитального судна и встала для лучшей сохранности на прикол. «Лузитания» продолжала трудиться на линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

    1 мая 1915 года она вышла из американского порта с 1257 пассажирами и 702 моряками. А через несколько дней у юго-западного побережья Ирландии появилась немецкая субмарина, потопившая там два парохода. Вечером 6 мая капитан лайнера У.Тернер узнал из радиограммы, что


    «в южных водах Ирландии активизировали свои действия подводные лодки».

    Никаких рекомендаций Тернер не получил, хотя дирекции компании и Адмиралтейству было известно, что лайнер направляется в этот район. Тернер приказал опустить шлюпки на уровень прогулочной палубы, чтобы в случае чего пассажиры быстро попали в них.

    капитан «Лузитании» Уильям Томас Тернер (слева) и капитан-лейтенант (нем. Kapitanleutnant) Вальтер Швигер (справа). Швигер командовал подводной лодкой U-20, потопившей 7 мая 1915 года британский трансатлантический лайнер «Лузитания». Погиб 17 сентября, вместе с подводной лодкой U-88, у побережья Дании. Совершил 17 боевых походов, уничтожив 190000 тонн неприятельского тоннажа, и был признан седьмым по результативности подводником кайзеровского флота

    Утро 7 мая было туманным, и корабли эскорта потеряли «Лузитанию», однако не известили об этом ее капитана. Выйдя из тумана, тот решил идти в одиночку 18-узловым ходом, прижимаясь к берегу,— надеялись, что немцы не появятся на мелководье.

    германская подводная лодка U-20

    U-20 на датском побережье в 1916 году. Торпеды взорвались в носовой части, уничтожив корабль

    В 14 часов 10 минут с лайнера заметили пенный след торпеды, которая через несколько секунд попала в правый борт, напротив первой дымовой трубы. Через некоторое время лайнер содрогнулся от второго, более мощного взрыва в носовой части, остановился, накренился и через 18 минут пошел на дно. Все произошло так быстро, что шлюпки спустить не успели. Погибло 1198 человек, в том числе немало американцев, что вызвало резкую реакцию Вашингтона, обвинившего Германию в намеренном нарушении правил ведения войны на море — атаке без предупреждения на пассажирское безоружное судно.

    Вскоре выдвинули две версии, объяснявшие столь скорое затопление огромного лайнера. Чины британского Адмиралтейства утверждали, что подводная лодка, дождавшись первого взрыва, обошла судно и выпустила вторую торпеду в левый борт, что и вызвало катастрофические разрушения.


    «Торпеда попала в правый борт... Была отмечена сильная детонация, в результате взрыва каскад водяных брызг взлетел выше дымовых труб».


    «Я не мог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».

    По мнению немецких экспертов, второй взрыв был вызван детонацией боеприпасов и взрывчатых веществ, которые незаконно везли на пассажирском судне в воюющую страну.

    В ответ англичане признали, что на «Лузитании» действительно было 5 тыс. ящиков с винтовочными патронами. Но поскольку они не могли детонировать, значит, все-таки была вторая торпеда!

    В общем, обе стороны остались, что называется, при своих интересах.

    Прошло более полувека, и появилась третья версия. Согласно ей старшие чины Адмиралтейства и лично морской министр У.Черчилль намеренно подставили «Лузитанию» под торпеды U-20, чтобы втянуть США в войну на своей стороне. В доказательство приводились весьма серьезные аргументы.

    Начнем с того, что Адмиралтейство ничего не предприняло для спасения лайнера, когда стало ясно, что он проходит район, где действуют немецкие подводные лодки. Непонятно, почему «Лузитании» не обеспечили охрану, после того как эскорт потерял ее в тумане. Наконец, в дневнике представителя президента США в Лондоне полковника Э.Хауза нашли многозначительную запись. Вот она:


    «Король (Георг V.— В.К.) перебирал какие-то бумаги на письменном столе и вдруг спросил меня:

    — Полковник, что, по вашему мнению, предпримет Америка, если немцы потопят «Лузитанию»?»

    И еще — слишком уж мощным и разрушительным для обычной торпеды был второй взрыв, будто лайнер был заминирован. Закрадывается мысль — уж не подстраховалась ли «команда Уинстона» на тот случай, если подводная лодка U-20 не встретится с лайнером? Впрочем, для того, чтобы проверить все три версии, следовало бы осмотреть погибшее судно.

    После первой мировой войны такие попытки предпринимались, но безуспешно — то мешала переменчивая погода, то сказывались большая (почти 100 м) глубина и отсутствие специальной техники. Да и правительство Англии весьма неодобрительно относилось к любым намерениям обследовать «Лузитанию».

    Положение изменилось только в апреле 1981 года, когда британская компания «Оушен», специализирующаяся на технике для подводных исследований, решила испытать и проверить возможности «Скорпио» — глубоководного автономного аппарата, оснащенного фото-и телекамерами,— при осмотре покоящегося на дне лайнера. На полученных снимках носовой части «Лузитании» отчетливо виднелась огромная пробоина у левого борта, образовавшаяся, по мнению экспертов, после сильного внутреннего взрыва. Новость переполошила общественность, когда в августе следующего года они передали изображение его стен со... свежими следами работы трехзубного ковша, которым кто-то старательно очищал трюм от содержимого.

    глубоководный аппарат «Скорпио» у останков «Лузитании»

    По данным станции береговой охраны на мысе Кинсейл, над «Лузитанией» подолгу останавливались спасательный корабль английского военно-морского флота «Риклейм», вступивший в строй в 1948 году, и американское судно аналогичного назначения «Риковери», построенное в период второй мировой войны.

    Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Через несколько дней после того, как стали известны результаты обследования погибшего лайнера, в резиденцию компании «Оушен» поступила телетайпограмма из британского министерства обороны с настоятельной рекомендацией прекратить работы на «Лузитании», поскольку их участникам угрожает серьезная опасность. Однако этот нажим лишь подстегнул неофициальных расследователей.

    Они подняли судовой колокол — доказательство, что работы проводятся именно на «Лузитании», отдельные детали. Возможно, что вскоре станут наконец известны истинные причины трагедии, которая произошла 7 мая 1915 года у юго-западного побережья Ирландии.

    Приложение 1 «Двойной капкан для «Лузитании»»

    Начнем с того, что версия, выдвинутая чинами Адмиралтейства, явно несостоятельна. По мнению моряков-подводников, в частности, Героя Советского Союза, вице-адмирала Г.И.Щедрина, четырех минут, разделявших оба взрыва, было недостаточно, чтобы U-20 пересекла курс «Лузитании», развернулась и произвела прицельный выстрел. Швигеру было бы куда проще послать вторую торпеду вслед за первой — в правый борт... Правда, английские историки Гибсон и Прендергаст, анализируя потопление германскими субмаринами лайнера «Джустишиа» (32,2 тыс.т), в размерах уступавшего злополучной «Лузитании», подчеркивают — он пошел на дно только после попадания шести торпед. Надо полагать, «кьюнардовский» скороход был выстроен отнюдь не хуже и так быстро не «сдал бы свои позиции»...

    Но и это далеко не единственный повод усомниться в безупречности версии Адмиралтейства. В 70-годах выявилось немало новых обстоятельств этой трагедии, в чем большая заслуга английского журналиста К.Симпсона. Они свидетельствуют о неблаговидных делах как государственных служащих, так и частных предпринимателей...

    В начале войны кайзеровский флот не проявлял особой активности и англичане решили обойтись без вспомогательных крейсеров, переделанных из фешенебельных лайнеров. Однако это вовсе не означало, что было забыто соглашение с «Кьюнардом». Напротив, его дополнили конфиденциальные беседы главы компании А.Бута с чипами Адмиралтейства, после чего оно реквизировало «Лузитанию» для экстренной связи между Ливерпулем и Нью-Йорком, причем прокладку курса военные взяли на себя. За судовладельцем сохранилось право использовать все пространство в трюмах, не занятое правительственными грузами.

    Одновременно Бут согласился посредничать при закупке в США взрывчатых веществ и отправился за океан налаживать связи. Там он встретился с британским военно-морским атташе Г.Гаунтом. Официально тот не имел права заключать договоры с производителями вооружения, и эту деликатную миссию взял на себя Бут, устроив так, что оплата взрывчатки, приобретенной у компании «Дюпон де Немур», шла через счета «Кьюнарда».

    Затем возникла проблема вывоза «правительственных грузов» в обход американского нейтралитета. Таможенники США требовали у капитанов манифесты —списки грузов, пассажиров и команды. Эта информация интересовала и разведчиков стран Антанты, и агентов Берлина. Англичане нашли лазейку. Обычно портовые власти давали разрешение на выход из гавани после получения манифеста, но на лайнерах зачастую до последней минуты не знали точного числа пассажиров. Вот англичане и взяли за правило вручать таможенникам предварительный манифест, сопровождая его заявлением, что незаконного груза не будет, а когда пароход был в океане, присылали истинные списки.

    В конце апреля 1915 года «Лузитанию» ждал груз первостепенной важности и... архиконтрабандный с точки зрения американских законников. В предварительном манифесте были официально заявлены 1639 слитков меди, 1248 ящиков с 76-мм снарядами, 76 ящиков с дистанционными трубками и 4927 коробок, содержащих по тысяче патронов с взрывателями на гремучей ртути. Однако, кроме них, в носовой трюм загрузили 3800 небольших, тщательно обшитых 40-фунтовых ящиков, принадлежащих американцу А.Фрезеру. Вот только


    «изучение списков грузов, вывезенных из Нью-Йоркского порта осенью 1914 года и весной 1915 года, указывает Фрезера как одного из крупнейших предпринимателей Северной Америки, когда на самом деле он был несостоятельным банкротом»,

    —писал К.Симпсон, не без оснований считая его подставным лицом Гаунта.

    Утром 1 мая перед отплытием на «Лузитанию» переправили с парохода «Куин Маргарет» еще 70 человек и 200 т груза, в том числе немало боеприпасов. Таможенникам вручили предварительный манифест, занявший всего страницу, а когда «Лузитания» вышла в океан — истинный, уже на 24 листах!

    Странно, но факт: именно в тот день газета «Нью-Йорк геральд» рядом с рекламой «Кьюнарда» поместила следующее платное объявление:


    «Путешественникам, которые намерены пересечь Атлантику, мы напоминаем, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны против Англии и ее союзников, что зона военных действий включает воды, прилегающие к Британским островам, что в соответствии с официальным предупреждением имперского правительства Германии суда, идущие под флагом Англии или любого ее союзника, будут уничтожены в этих водах и таким образом пассажиры этих судов, путешествующие в зоне военных действий, подвергают свою жизнь опасности. Имперское посольство Германии в Вашингтоне, 22 апреля 1915 года».

    декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы (слева) и предупреждение германского посольства (справа)

    И другое: накануне рейса многие высокопоставленные пассажиры получили телеграммы с настоятельным советом отказаться от плавания на «Лузитании». Неудивительно, что когда первый помощник капитана вышел встречать пассажиров, он увидел толпу взбудораженных репортеров, показавших ему номер «Нью-Йорк геральд». Однако представитель «Кьюнарда» поспешил успокоить собравшихся:


    «В скорости с «Лузитанией» не может соперничать ни один немецкий корабль».

    Да и капитана Тернера заверили, что у южного побережья Ирландии, где опасность встречи с немецкими субмаринами особенно велика, лайнер встретит крейсер «Джуно» и доведет до Ливерпуля. Вновь обратимся к Гибсону и Прендергасту. Они описывали, как осенью 1916 года против двух субмарин, замеченных в этих водах, направили 49 эсминцев, 48 миноносцев, 468 вспомогательных судов, однако это не помешало подводникам безнаказанно потопить свыше 30 британских и нейтральных судов. Сравните: 565 кораблей, а тут один-единственный порядком устаревший крейсер!

    Утром 5 мая Черчилль готовился к отъезду в Париж, но побывал в Адмиралтействе. Там он со своим постоянным заместителем Дж. Фишером и начальником морского генерального штаба Оливером изучил свежие данные о немецких подводных лодках. Оказалось, что две видели на траверзе Фастет-рок, и если какая-нибудь из них двинется на запад, то непременно встретит «Лузитанию». Оливер предложил усилить охрану лайнера эсминцами, но на этом месте протокол совещания, занесенный в «Военный дневник Адмиралтейства», почему-то обрывается. Что там говорили — остается гадать, но в полдень 5 мая Адмиралтейство вдруг известило командира «Джуно»: его миссия закончена. Почему Тернера не предупредили о том, что его лайнер остался без защиты?

    первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (слева) и адмирал Джеки Фишер (справа)

    Кстати, всякий раз, когда у Фастнет-рока замечали немецкие субмарины, туда высылали эсминцы. На этот же раз ограничились лишь предупреждением, но Тернер все равно не имел права менять курс без санкции Адмиралтейства.

    На рассвете 7 мая Тернер поднялся на ходовой мостик. Было туманно, видимость не превышала 50 м. Зная, что впереди «Джуно», он снизил ход до 15 узлов и стал сигналить сиреной. К полудню туман рассеялся, крейсера нигде не было видно, и лайнер набрал скорость 18 узлов.

    В 12 часов 15 минут Тернеру принесли радиограмму, переданную станцией Королевского флота. Ее прием зафиксировали радисты «Лузитании», но в Адмиралтействе ее копии не оказалось. Как утверждал Тернер на следствии, ему приказали срочно изменить курс на Куинстаун, а это сделало катастрофу неотвратимой. Характерный штрих — адмирал Фишер встретил известие о гибели лайнера спокойно, но пришел в ярость, узнав, что «Джуно» развернулся и пошел спасать терпящих бедствие. Почему?

    Консул США в Куинстауне У.Форст собрал 96 свидетельств уцелевших пассажиров «Лузитании», подданных США, и передал их в государственный департамент и в британское министерство торговли. Но они никогда не фигурировали в английских и американских документах. Да и само министерство торговли получило 289 показаний моряков «Лузитании». Ныне отыскали лишь 13, причем все словно писаны под копирку.

    А что же Адмиралтейство? Оно поступило просто: наметило Тернера «козлом отпущения» и отдало его под суд. Глава следственной комиссии лорд Мерси получил от высокопоставленного чина Адмиралтейства совет


    «по политическим мотивам высказать капитану «Лузитании» суровое порицание».

    Несмотря на массированное давление, Мерси нашел мужество вынести Тернеру оправдательный приговор, хотя и поддержал версию о том, что лайнер поразили две торпеды. После вынесения приговора Мерси отказался от положенного гонорара, а в кругу семьи назвал процесс


    «чертовски грязной историей».

    А теперь затронем такую деликатную тему, как причастность к этой истории политических и финансовых кругов США. В августе 1914 года их правительство заявило о намерении


    «соблюдать абсолютный нейтралитет»

    в войне, что отнюдь не устраивало промышленников. Не секрет, что они втихомолку продавали оружие и стратегические материалы обеим воюющим сторонам. И когда Германия развернула подводную войну и жертвами ее торпед начали становиться суда под флагом США, то... В марте 1915 года германская субмарина торпедировала английский пароход «Фалаба», при этом погиб пассажир-американец. В США немедленно устроили выступление общественности перед президентом В.Вильсоном с требованием


    «занять относительно Германии более жесткую позицию».

    В те дни в Лондон приехал личный представитель Вильсона полковник Хауз и привез широковещательную доктрину «свободы морям», что как нельзя лучше отвечало чаяниям американских бизнесменов. Британские лидеры быстро разглядели истинную цель его визита, полностью соответствующую их интересам, и сообразили, что тут не помешал бы инцидент, который подстегнул бы США.

    С поразительной последовательностью министр иностранных дел Великобритании Э.Грей приглашает Хауза, чтобы показать ему редких птиц, и между прочим спрашивает:


    «Что предпримет Америка, если немцы пустят ко дну океанский лайнер с американцами?

    — Этого будет достаточно, чтобы вовлечь нас в войну,»

    — ответил президентский посланец.


    «Я почти ожидаю такую вещь. Если британское судно с пассажирами-американцами взлетит на воздух, что сделает дядя Сэм?»

    И через пару дней добавляет:


    «Здесь у всех предчувствие, что наиболее ужасные события вскоре произойдут!»

    Посол не ошибся, но что помешало Вильсону объявить Германии войну сразу после гибели «Лузитании»? Как известно, он ограничился грозными нотами Берлину.

    Во-первых, тогда у США практически не было регулярной армии.

    Во-вторых, что более серьезно:


    «В Соединенных Штатах 30 млн. германо-американцев, 10 млн. австро-американцев и 15 млн. ирлано-американцев, — заявил корреспонденту «Лондон дейли мейл» конгрессмен Г.Фольмер. — На ближайших выборах они составят силу в 50 млн. голосов, более трети всех, имеющих право голоса... Для организации этих выборщиков мой коллега по конгрессу Р.Бартольд пригласил 58 выдающихся американских деятелей собраться 30 января 1915 года в Вашингтоне и образовать новую партию. Ее целью будет добиваться строгого нейтралитета США. Если правительство не пожелает его придерживаться, то мы не задумаемся употребить все усилия на ближайших выборах, чтобы заставить Штаты действовать в направлении, которое выгодно не для Германии, а для них самих. Все германцы в США вполне единодушны в этом отношении. Они так же надежно будут стоять за Германию, как имперские немцы!»

    Однако на «Лузитании» погибло 124 гражданина США, и заокеанская пресса, даже прогерманская, стала невольным союзником Англии в формировании общественного мнения за вступление в войну. Правда, потребовалось еще несколько нападений немецких субмарин на нейтральные и американские суда, чтобы оно окончательно «созрело»...

    использование трагедии «Лузитании» в пропагандистской войне: слева вербовочный плакат армии США, справа - популярная немецкая почтовая открытка, выпущенная в годовщину потопления лайнера (вверху); медаль, отчеканенная в Германии после гибели «Лузитании» на одной стороне надпись "нет запрещенным товарам", на другой Смерть продает билеты и надпись "бизнес превыше всего" (в середине); британская картина, посвященная гибели «Лузитании» (внизу)

    Что же касается


    «хладнокровной жестокости немецких пиратов»,

    то 5 мая, за два дня до трагедии «Лузитании», английская субмарина Е-11 потопила в Мраморном море небольшой турецкий пароход «Стамбул», на котором было более 400 беженцев — женщин, стариков и детей. Спаслись немногие. И что же? Цивилизованный мир ничуть не дрогнул, узнав об этом из короткого сообщения под стандартной рубрикой «С театра военных действий».

    Федор НАДЕЖДИН, историк

    Приложение 2 «Эскалация жестокости»

    После потопления «Лузитании» немцев вновь принялись обвинять в нарушении международных норм ведения войны на море, жестокости по отношению к командам торпедированных судов и пассажирам и даже пиратстве. Между прочим, последнее определение применимо лишь к тем, кто обогащается, занимаясь разбоем на море. Впрочем, оставим эпитеты и напомним о том, что предшествовало трагедии английского лайнера.

    Далеко не сразу после начала первой мировой войны, а 6 августа 1914 года в море вышло 10 немецких подводных лодок, командирам которых следовало только наблюдать за передвижениями британского флота. Дело в том, что отношение к субмаринам у немцев и англичан было в лучшем случае снисходительным. Это отчасти подтвердил итог первой вылазки — U-13 пропала без вести, U-15 была протаранена и потоплена со всем экипажем английским крейсером «Бирмингем».

    Тогда же британское Адмиралтейство выслало боевые корабли в Северное море, чтобы перехватить суда, шедшие в германские порты. Словом, установили неофициальную блокаду неприятельского побережья.

    Спустя месяц подводные лодки впервые громко заявили о себе: 5 сентября U-21 торпедировала и отправила на дно английский легкий крейсер «Патфайндер», а 22 сентября U-9 один за другим потопила три броненосных крейсера общим водоизмещением более 36 тыс. т, вместе с которыми погибло 1135 английских моряков.

    2 октября Великобритания объявила всему миру, что ставит мины в Северном море и у входа в пролив Ла-Манш, закрывая тем самым для судоходства акваторию размером в 1365 кв.миль.

    20 октября пришла очередь торговым судам. В тот день U-17 остановила близ Норвегии английский пароход «Глитра». Командир лодки Фельдкирхнер действовал строго по нормам призового права— проверил судовые документы и груз, высадил экипаж в шлюпки, велел открыть на «Глитре» кингстоны, а потом ускорил потопление несколькими выстрелами из пушки. Дождавшись, когда «Глитра» затонула, любезно отбуксировал шлюпки поближе к берегу. Все это заняло более 4 часов...

    А вот командир U-24, встретив 26 октября у мыса Гри-Нэ французский пароход «Амираль Гангом», не стал тратить времени на формальности, а внезапно выпустил торпеду из подводного положения. На судне, перевозившем беженцев из Бельгии, вспыхнула паника, стоившая жизни 40 пассажирам. Берлин не нашел ничего лучшего, чем отрицать факт атаки торгового судна без положенного предупреждения, но пароход уцелел, и внутри пробоины нашли осколки немецкой торпеды.


    «Это была репрессалия в ответ на постановки мин немцами»,

    — писал позже историк британского флота Х. Вильсон, благоразумно умалчивая об аналогичных действиях своих соотечественников. Естественно, немцы придерживались на этот счет иного мнения.


    «В результате объявления Северного моря районом боевых действий свободное движение нейтральных судов здесь стало невозможным, — объяснял адмирал Р.Шеер. — Все суда поэтому вынуждены были направляться в британские порты, где подвергались британскому контролю».

    И естественно, в первую очередь задерживались продовольственные товары для Германии.

    29 ноября Адмиралтейство предприняло очередной ход, введя в строй первое судно-ловушку «Витториа». Еще не были изобретены глубинная бомба и гидролокатор, вот англичане и принялись высылать навстречу германским субмаринам безобидные с ввду коммерческие суда. Расчет был на то, что подводники, действуя по призовому праву, всплывут и приблизятся к ним для досмотра. Тогда ловушка откроет замаскированные в надстройках пушки, и несколькими выстрелами в упор разделается с джентльменом-противником. А чтобы соблюсти благопристойность (международные законы), она перед первым выстрелом спустит нейтральный и поднимет национальный военный флаг.

    В 1914 году немецкие подводники не причинили особого вреда морской торговле неприятеля, потопив (не считая боевых кораблей) суда общим тоннажем всего 3369 р.т. и потеряв пять субмарин.

    А в начале 1915 года капитан английского лайнера «Лузитания», возвращаясь из трансатлантического рейса, замаскировался нейтральным — американским флагом.

    К этому времени немцы уже знали о судах-ловушках. 30 января та самая U-20 без предупреждения потопила в Ла-Манше три английских парохода, причем один со всей командой. На следующий день Лондон уже официально разрешил своим торговым судам прикрываться нейтральными флагами и начал вооружать их пушками. Увидев их на встреченных судах, подводники уже не думали всплывать для проверки документов и грузов. А 1 февраля произошло то, чего следовало ожидать, — U-20 атаковала английское госпитальное судно «Астуриас». Торпеда прошла мимо, а на протест Лондона немцы заявили, что командир лодки Швигер допустил вполне простительную ошибку, поскольку «Астуриас» не нес положенных госпитальному судну огней.


    «Воды вокруг Англии и Ирландии, включая весь Английский канал (Ла-Манш.— И.А.), объявляются находящимися в военной зоне, — говорилось в опубликованном документе. — С 18 февраля всякое торговое судно, встреченное в военной зоне, будет уничтожено, и при этом не всегда будет можно устранить опасность, которой подвергаются команда и пассажиры. Нейтральные суда будут также подвергаться опасности в военной зоне, так как ввиду злоупотреблений нейтральным флагом, имеющим место в результате предписаний британского правительства от 31 января...»

    Правительство США, подталкиваемое наживающимися на поставках предпринимателями, незамедлительно выразило протест Берлину против


    «ничем не оправдывающегося нарушения прав нейтральных»,

    а заодно и Лондону по поводу бесцеремонного использования звездно-полосатого флага.

    Этот демарш подействовал на одного из противников: 14 февраля Берлин телеграфировал в свой Адмирал-штаб:


    «Высланным в море подводным лодкам отдать по радиотелеграфу приказание не нападать на суда под нейтральным флагом до тех пор, пока точно не установлено, что это — неприятель».

    Через четыре дня эти инструкции уточнили — подводникам разрешили топить все неприятельские суда, чтобы парализовать британскую морскую торговлю (что называется, «око за око»), но стараться щадить нейтралов и госпитальные. Относительно последних следовала оговорка — щадить, если они не перевозят войска, прикрываясь знаками Красного Креста. Одновременно командирам развязали руки:


    «если, несмотря на соблюдение должной осторожности, произойдет ошибка, командир лодки не будет нести ответственности».

    28 марта командир U-28, остановив английский пароход «Фалаба», по оценке британских историков Гибсона и Прендергаста,


    «довел приемы ведения подводной войны до крайних пределов жестокости»

    — дождавшись, когда пассажиры и команда начнут спускаться в шлюпки, он выпустил по ним торпеду. В результате взрыва и паники погибло 104 человека.

    Игорь АЛЕКСЕЕВ, историк

    7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль ЛУЗИТАНИЯ , который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии. Через восемнадцать минут после взрыва ЛУЗИТАНИЯ полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту , погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель ЛУЗИТАНИИ назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны.



    В конце 19-го века в Германии был принят закон Бисмарка, согласно которому судоходные компании, обслуживающие колониальные линии, стали получать большие государственные субсидии.Пользуясь благоприятной ситуацией и имея огромную поддержку со стороны правительства, германские монополисты спустили на воду скоростные лайнеры, которые один за другим становились обладателями Голубой ленты Атлантики: ДОЙЧЛАНД , КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ , КАЙЗЕР ВИЛЬГЕЛЬМ ВТОРОЙ.

    ___

    Голубая лента Атлантики — переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. До 1934 года приз являлся условным, и представлял собой вымпел в виде голубой ленты (откуда - название), который имело право поднимать на мачте судно-рекордсмен. В том же году был создан международный комитет для определения первого места по скорости пересечения Атлантики До этого года материального приза Голубая лента Атлантики не существовало. Со времён Самуэля Кунарда он являлся условным символом превосходства судна в скорости. В год образования международного комитета Голубой ленты англичанин Гарольд Хейз заказал за свой счёт модельщику-ювелиру серебряную фигуру, которая должна была символизировать приз Голубая лента Атлантики .

    Кубок был изготовлен в следующем году.

    Англия не могла оставить без внимания успехи конкурентов. Когда наступление германских трансатлантических компаний стало особенно явным, английское правительство приняло решение о создании новых лайнеров-гигантов, которые бы отобрали у немцев Голубую ленту Атлантики.

    Особые надежды правительством Англии возлагались на то, что новые корабли могли быть военными. Оно брало на себя обязательства оплатить фирме Cunard Line постройку двух судов на следующих условиях:
    -строительная стоимость двух судов, названные впоследствии
    МАВРИТАНИЯ и ЛУЗИТАНИЯ не должна была превышать 2 600 тысяч фунтов стерлингов;

    Суда должны были быть быстроходны (скорость не менее 24,5 узла);
    -на лайнерах, в случае необходимости, должны быть установлено двенадцать 6-дюймовых скорострельных пушек;


    Машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами.
    -ни один из руководящих постов компании Cunard Line не могли занимать иностранные подданные.

    Наиболее значительным новшеством, внедренным на ЛУЗИТАНИИ , была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами.

    Лайнер имел шесть турбин и четыре гребных винта.

    Крайние винты приводились во вращение двумя турбинами высокого давления, средние - двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 тысяч лошадиных сил ЛУЗИТАНИЯ развивала скорость в 25 узлов. Трансатлантический лайнер ЛУЗИТАНИЯ ,получил в 1907 году право называться самым быстрым пароходом в мире. Корабль пересек Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты, получив приз скорости - Голубую ленту Атлантики .


    Хорошо известен следующий случай из истории корабля. В начале Первой мировой войны ЛУЗИТАНИЮ п ытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан ЛУЗИТАНИИ ответил очень простым действием — он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.


    Лузитания могла принять на борт 2600 пассажиров, каждую прихоть которых выполняла команда из 700 человек. Каюты люкс могли похвастать гостиной, столовой, двумя спальнями и ванной комнатой, отделанной ценными породами дерева.

    Салоны кают класса люкс также отличались убранством и дорогой отделкой. Тяжелые вельветовые занавеси обрамляли окна. Стены,колонны , проемы между помещениями и в залах были отделаны деревом, на полах -ковры.



    Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках

    Все это создавало элегантную и близкую к домашней атмосферу.

    С свода обеденного слона 1-го класса украшенном в стиле Людовика 16-го улыбались девять нарисованных муз.

    К услугам пассажиров были детская комната, диетическая кухня для младенцев, лазарет с доктором и нянечками, а также лифты, помещения для собак и других домашних животных, телефоны и электрические сигнальные лампочки, а также помещения для горничных и слуг.


    Салоны для кают классом ниже, как и сами каюты, были выполнены в более скромно..




    Но не теряли от этого в удобстве и комфорте.


    Салоны столовые для кают 3-го класса и персонала



    ЛУЗИТАНИЯ могла похвастать и другими новшествами, например, электрическим управлением рулевого устройства, дистанционным закрытием


    водонепроницаемых дверей, автоматической пожарной сигнализацией и электроприводом шлюпбалок для быстрого спуска спасательных шлюпок.


    ЛУЗИТАНИЯ , имея двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки, считалась непотопляемой... Она была гордостью английской пароходной компании Cunard Line . Спущенная на воду в 1907 году, когда германские трансатлантические компании были особенно активны и вели борьбу за место под солнцем , она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей. Не без основания немецкие трансатлантические компании видели в ЛУЗИТАНИИ мощного соперника. Кроме этого, не раз германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой конрабанды. Здесь ясно видно- экономические и политические интересы германской верхушки совпадали и не удивительно, что на ЛУЗИТАНИЮ была устроена настоящая охота. Об опасности знали многие, но мало кто верил, что цивилизованная страна сможет без предупреждения напастьна пассажиский пароход.

    17 апреля 1915 года ЛУЗИТАНИЯ покинула Ливерпуль и отправилась в свое 201-е транатлантическое путешествие, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля.

    Нельзя утвержать, что те, кто собирался отправиться в обратный путь на ЛУЗИТАНИИ, не знал и не подозревал об опасности, которая подстерегала лайнер у родных берегов. Посольство Германии решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на ЛУЗИТАНИИ. Предупреждение было напечатано в 50 американских газетах, в том числе и Нью-Йоркских. Предостережения не возымели должного действия. Владельцы Cunard Line и капитан Уильям Тернер, один из самых знаменитых капитанов в Северной Атлантике, были спокойны и уверены в своем корабле.

    1 мая 1915 года на пирсе № 54 в Нью-Йорке было оживленно и достаточно многолюдно.

    Изестный меценат и филантроп Альфред Вандербильт прибыл сюда же на своем автомобиле...Он, в числе других пассажиров, готов отправиться в последний рейс ЛУЗИТАНИИ- Нью-Йорк-Ливерпуль...

    В полдень на сигнальных фалах с мостика был поднят лоцманский флаг, а над узким кормовым мостиком-американский флаг. В трюме взревели 4 паровые турбины. В 12-30 ЛУЗИТАНИЯ была отведена от причала.


    Три буксира тянули трансатлантический лайнер, пока не развернули его в нужном направлении. Отплытие ЛУЗИТАНИИ всегда было великолепным зрелищем

    и проходило при большом скоплении народа на причaле. Так началось последнее плавание этого гигантского, длиной 240 метров, лайнера.

    Итак, ЛУЗИТАНИЯ отправилась в рейс 1 мая, а накануне в предрассветный час покинула свой причал в Эмдене немецкая лодка U-20 . Перед тридцатидвухлетним командиром лодки Швигером была поставлена конкретная задача: топить любое транспортное судно неприятеля.

    5 и 6 мая U-20 потопила три судна и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: Подводные лодки активны у южного берега Ирландии .
    Капитер Тернер дважды получил это сообщение и принял меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, "зашторены" все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были насчехлены и "вывалены" за борт, для ускорения эвакуации в случае опасности. 7 мая был скорректирован курс. Ожидалось что подлодки будут в открытом море и не подойдут со стороны берега.

    ЛУЗИТАНИЯ была приблизительно в 30 милях от Ирландии, когда она столкнулась с туманоми уменьшила скорость до 18 узлов. Для командира подводной лодки U-20 это было настоящим подарком. Впередсмотрящий на баке ЛУЗИТАНИЯ матрос Лесли Мортон заметил с правого борта предательскую белую полоску в воде, устремленную к судну. Он крикнул на мостик в мегафон: Торпеды с правого борта! Капитан Тернер успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой, как корабль потряс взрыв. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.


    Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.
    Королева скорости как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества ЛУЗИТАНИИ и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.
    Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но SOS прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.

    Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении ЛУЗИТАНИИ стоял неимоверный грохот: получившая сильные разрушения паровая турбина не была вовремя остановлена. Эти звуки заглушались свистом и шипением вырвавшегося на волю пара (главная паровая магистраль была перебита).

    Никто на ЛУЗИТАНИИ не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй — еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.

    Все шлюпки спустить на воду! Сначала женщины и дети! - раздалась команда. В суматохе при спуске двух шлюпок офицеры допустили непоправимую ошибку. Они не учли, что судно еще продолжает двигаться вперед по инерции, и, как только шлюпки коснулись воды, их развернуло, с силой ударило о стальной борт лайнера и опрокинуло. Большинство людей, находившихся в них, оказалось в воде...Крен быстро увеличивался. Через семь минут после попадания торпеды он достиг 30 градусов. Из-за этого шлюпки левого борта завалились на палубу, и их невозможно было передвинуть и опустить на шлюпбалках на воду. Посадка с нижних палуб в шлюпки с правого борта практически была исключена: шлюпки висели на талях отвесно, а с увеличивающимся креном борт у ватерлинии уходил от них все дальше и дальше...

    Прошло 18 минут. LUSITANIA стала быстро крениться на правый борт. Сотни людей, как горох, посыпались с палуб в воду. Сверху на них одна за другой стали рушиться двадцатиметровые трубы. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой. Гигантское судно вздрогнуло последний раз, перевернулось блестящим черным килем, задрало на 70 метров вверх корму и через несколько секунд скрылось в свинцовых водах Атлантики. На поверхности океана осталось несколько переполненных людьми шлюпок, деревянные обломки и те, кто умел плавать или кому достался спасательный нагрудник... Большинство пассажиров 3-го класса было заживо погребено в своих каютах.

    Из 1959 находившихся на борту ЛУЗИТИНИИ погибли 1198, включая 785 пассажиров. Из 159 американских граждан погибли 124. Из 129 детей погибли 94, в их число входит 35 младенцев, которые почти все (кроме четырех) погибли.

    Погибли известный американский писатель Форман, английский режиссер Фрохман, драматург Клейн, английский океанограф Стэкхауз, американский миллиардер Альфред Вандербильт...


    Консул Фрост, потрясенный произошедшим и увиденным в Квинстауне, докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Суда начали подходить около 8 часов и продолжали прибывать с небольшими интервалами почти до 11 часов ночи. Судно за судном появлялось из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами, число которых было незначительным...»

    Но вскоре восторги официальных кругов Германии сменились неудовольствием. По Англии прокатилась волна недовольства.

    Иногда с виду мирные митинги превращались в настоящие погромы лавок и магазинов, владельцами которых были немцы.


    Бывший президент США Теодор Рузвельт расценил эту атаку как «пиратство, превосходящее по масштабам любое убийство, когда-либо совершавшееся в старые пиратские времена». Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира субмарины.

    Однако германское правительство обвиняло британских чиновников в использовании лайнера в незаконных военных целях - что, тем не менее, им никогда не удалось доказать.Позже некоторые аналитики обвинили в разработке этого плана Уинстона Черчилля....

    Версий, предположений много. История гибели великолепного лайнера, обладателя Голубой Ленты Атлантики, полна загадок и неясностей, многие ее подробности неизвестны и сегодня, и, можно предположить, так и не станут известны никогда...

    Сегодня напоминанием о той трагедии служит только фарфоровый чайник, поднятый с затопленной ЛУЗИТАНИИ одной из нескольких исследовательских экспедиций снаряженных для выявления причин второго взрыва

    Да мемориал всем погибшим в этой трагедии начала 20-го века...

    P.S.

    Странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них, как говорится, «сухой из воды». И каждый раз в Атлантике!

    Составлено по материалам www.infoflotforum.ru и различным статьям из сети

    фотоматериалы утройства ЛУЗИТАНИИ также из сети, a по жертвам и событиям после трагедии - по материалам humus

    «Лузитания» (RMS Lusitania) - британский пассажирский лайнер, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года. Судно затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление «Лузитании» настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.


    Проект «Лузитании» был разработан проектировщиком компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. Пескетт построил большую модель предлагаемых судов в 1902 году, демонстрируя трехтрубный проект. Четвертая труба была добавлена в проект в 1904 году для вывода выхлопов из дополнительных котлов. Перед широким использованием турбинной силовой установки на судах «Кунард Лайн» установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» в 1905 году для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.
    На строительстве "Луизианы"

    Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.

    Она была спущена и окрещена Мэри, Леди Инверклайд, 7 июня 1906 года.
    RMS "Лузитания" перед спуском на воду 7 июня 1906 года.

    Спуск "Лузитании" на воду

    С 27 июля 1907 года начались предварительные и формальные испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести упрочнение корпуса. После этих модификаций судно было передано «Кунард Лайн» через год, 26 августа.
    «Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу.
    "Лузитания" прибывает в Нью-Йорке в свой ​​первый рейс. 1907

    В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 202 рейса через Атлантику по линии Ливерпуль - Нью-Йорк.
    Обеденный Салон "Лузитании"

    В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав ее у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.
    С вводом в экплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила свое самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.
    Ресторан на палубе первого класса

    Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер. Когда началась Первая мировая война, Адмиралтейство рассчитывало реквизировать её как вооруженный вспомогательный крейсер (ВВК), и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в качестве вооруженных вспомогательных крейсеров вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.
    Лузитания, спальня 1 -го класса.

    Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как судна-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море.
    "Лузитания"

    Тем не менее, на «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейство, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:
    имя судна было закрашено,
    на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
    трубы «Лузитании» были выкрашены в черный вместо цветов «Кунард Лайн»,
    между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
    на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
    в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких флагов.
    Дэвид Доу, капитан "Лузитании" .1915

    17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Имперское Германское посольство напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.
    «Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

    5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.
    В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тернер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.
    В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.
    Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна - ныне Коб - в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.
    В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.
    На фотографии реконструкция торпедного пути со слов очевидца.

    Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.
    Женщина, спасенная с "Лузитании", 25 мая 1915

    Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.
    На фотографии г-н Купер, канадский журналист с маленькой Хелен Смит, шестилетней девочкой, потерявшей обоих родителей в результате катастрофы "Луизитании"

    Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок - более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, - но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, - все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.
    Самый младший из спасенных с корабля

    Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошел до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушел в море.
    г-н Лейн и мисс Уильямс, два спасенных американца

    Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа.
    Некоторые спасенные с "Лузитании

    От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже.
    Спасенные пассажирки с "Лузитании".

    Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.
    Спасенные с "Лузитании" в Квинстоне.

    Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле - городе у места гибели «Лузитании».
    Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун

    11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца
    Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон

    Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль/b>

    Спасшиеся офицеры "Лузитании", слева направо: первый офицер Р. Джонс, А. А. Бисти, младший третий офицер, третий офицер и Дж.П. Льюис, 1915 год

    Георг V встречается с выжившим экипажем "Лузитании"

    Двое мужчин достают ящики с телами жертв из спасательного судна.

    Американские жертвы с "Лузитании" 27 мая 1915 года

    Богослужение по жертвам "Лузитании" в Вестминстерском соборе Лондона. Службу проводит кардинал Борн

    Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915 го

    Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

    Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.

    Пропагандистский плакат

    Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила "Лузитанию"

    Исследование обломков "Лузитании" в 1935 году. Джим Джаррет был главный водолаз и совершал погружения на 312 футов.