Виды спины в рюкзаке: с каркасом и без него. Особенности станковых рюкзаков, критерии выбора и преимущества Пошаговый крой и пошив походного рюкзака

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: И. Хныкин. Станковый рюкзак. Ветер странствий. Альманах, выпуск 13. «Физкультура и спорт». Москва, 1978 г.

В последние годы за плечами у туристов все чаще можно видеть станковый рюкзак. Несколько моделей появилось в продаже, еще больше самодельных конструкций. Мнения и суждения о достоинствах или недостатках этих рюкзаков по сравнению с традиционными разноречивы. В периодической печати неоднократно помещались материалы о станковых рюкзаках, в основном описательного характера. Однако анализ конструкций, выявление их особенностей, какая-либо аргументированная рекомендация по станковым рюкзакам должного освещения пока не получали.

Публикуя в порядке обсуждения данный материал, редакция считает, что затронутая проблема достаточно злободневна и подробный разбор ее поможет туристам выбрать правильную позицию в оценке станкового рюкзака. Кроме того, обсуждение темы могло бы оказать существенную помощь и предприятиям, выпускающим эту продукцию, и авторам самоделок - в улучшении станкового рюкзака.

В арсенале любого туриста рюкзак – самый необходимый предмет снаряжения. Однако в конструкции рюкзака заключены противоречия между его целью (максимальная вместимость) и средством ее достижения (максимальное удобство при передаче нагрузки на плечи).

Многовековой опыт по переноске тяжестей за спиной подсказал, что наиболее рационально такое положение груза, когда его центр тяжести расположен ближе к спине в районе лопаток. При подобном положении центра тяжести рюкзака будет минимальным плечо опрокидывающего момента, а значит, и величина самого момента, вызываемого рюкзаком, и как следствие – меньше напряжение мышц, удерживающих рюкзак. Меньшим будет и угол вынужденного наклона человека с грузом за спиной – наклона, вызываемого необходимостью ввести суммарную равнодействующую весов человека и рюкзака в пределы площадки опоры (рис. 1).

Существующие инструкции рекомендуют обеспечивать нужное положение центра тяжести путем рационального размещения отдельных предметов внутри рюкзака. Однако эта работа сложная, требующая опыта, времени, «свободы маневра» (последнее в условиях тесной палатки, в непогоду становится проблемой), а результаты ее незначительны. Гораздо эффективнее в целях сохранения объема и вместимости придать рюкзаку определенную форму, уменьшив его толщину при одновременном увеличении высоты. В этом случае центр тяжести рюкзака располагается надлежащим образом (см. рис. 1).

К сожалению, рюкзак традиционной конструкции (мягкий мешок), даже в лучших своих образцах (абалаковский или яровский), плохо поддается «формованию» в нужных направлениях. Высота в большинстве случаев ограничена точкой крепления лямок, попытка нарастить рюкзак требует усиления узла крепления. Остается проблемой и рациональная укладка. Все эти противоречия успешнее разрешаются в станковых рюкзаках.

Одним из первых в нашей стране появился рюкзак с внутренним прутковым каркасом передней стенки (рюкзак системы С. Н. Парфенова). Но такие системы я бы не считал «станковыми»: хотя металлический каркасик, повторяющий форму передней стенки рюкзака, и «ужесточает» ее, она по-прежнему несет в себе недостатки обычного мягкого, ибо сохраняются его форма и размеры, а за счет каркасика увеличивается и вес. Поэтому подобные конструкции вызвали негативную реакцию туристов и надолго определили их отрицательное отношение к станковым рюкзакам вообще.

Условимся, что под «станковым рюкзаком» мы будем понимать такую систему для переноски груза за спиной, которая состоит из двух самостоятельных элементов: жесткого станка с лямками и опорным поясом и мягких емкостей для груза, крепящихся к станку. Эта система позволяет упростить процесс укладки и избежать неудобств от непосредственного давления содержимого рюкзака на спину. Укладка ускоряется и за счет «устойчивости» системы при ее загрузке. Вес рюкзака фиксируется станком и через пояс и лямки рационально распределяется на плечи и поясницу, вызывая минимальное мышечное напряжение.

Станковый рюкзак (рис. 2) позволяет уменьшить толщину емкостей до 200 мм и увеличить их высоту до 800 –1000 мм, что при оптимальной ширине 450 мм сохраняет полезный объем в 75– 90 дм 3 . Плечо опрокидывающего момента сводится к минимуму (100–120 мм). Это, на мой взгляд, главное и реально ощутимое достоинство станкового рюкзака. К сожалению, не во всех моделях это его свойство выявлено достаточно полно. Почти все станковые рюкзаки, и промышленного производства и самоделки, имеют суммарную высоту емкостей порядка 600 мм, зато толщину (в набитом состоянии) до 450 500 мм. Иными словами, основное достоинство системы используется плохо, что дискредитирует и саму идею.


Материал станка . В подавляющем большинстве конструкций станок выполнен из дюралюминиевых трубок. Оптимальным я бы считал диаметр 20–22 мм при толщине стенок 1–2 мм. Подобная трубка обеспечивает достаточную прочность и жесткость станка, удобство крепежа к ней емкостей и других деталей, «ухватистость» в руке. «Поставщиком» материала для самодельного станка может служить каркас старой кровати-раскладушки. Узлы и стыки элементов станка можно выполнить на накладках и трубчатых вставках с крепежом винтами МЗ. Отгибы надо брать готовыми из «колен» той же раскладушки.

Геометрия станка . Опыт многолетнего конструирования и эксплуатации станковых рюкзаков позволяет мне рекомендовать замкнутую систему, состоящую из двух прямых стоек, сходящихся кверху под небольшим углом и объединенных: сверху – общей вертикальной дугой, в средней части – горизонтальной, чуть вытянутой назад распоркой, к которой крепятся верхние концы лямок, и внизу – также общей горизонтальной дугой (возможен треугольный или П-образный элемент); эта часть служит своеобразной подставкой станку и поддерживает емкости снизу. В нижней части стойки стянуты матерчатым поясом шириной 200 – 250 мм, натяжение которого регулируется шнуровкой; поясом станок опирается на поясницу. В нижних отгибах стоек, в сквозных отверстиях, вдеты прямоугольные «колечки» из 1,5–2-миллиметровой стальной проволоки для крепления нижних концов лямок. Всякие добавочные распорки, вертикальные прутки между ними, лишние опорные пояса только усложняют и утяжеляют станок, а торчащие концы каркаса и распорки на уровне головы и шеи служат потенциальными источниками травм. А вот отсутствие верхней дуги на некоторых моделях исключает их подвеску и ограничивает удобство работы с рюкзаком.

В отличие от большинства существующих станков с параллельными стойками, рекомендуемое трапециевидное расположение стоек позволяет иметь на разных уровнях оптимальные расстояния между ними: внизу – 450–500 мм, что «держит» всю ширину емкости и не стесняет движений ног; у лопаток – 330–350 мм, что вместе с распоркой не дает емкостям «привалиться» к спине; на уровне головы – 250–270 мм, что вместе с дугой, располагаемой на 20–30 мм выше головы, исключает травмы при толчках и падениях. При изготовлении станка самим все размеры обязательно уточняются по конкретней фигуре. При промышленном производстве можно предложить освоить станки с изменяемой геометрией (хотя бы регулируемую по высоте среднюю распорку) или станки двух-трёх размеров. Вес станка-самоделки около 700 г. В заводских условиях реален станок (весом 400 – 500 г.

Лямки. Лямки из матерчатых «колбасок» с поролоновой набивкой легки, но при больших нагрузках могут вытягиваться жгутом и резать плечо, а при отрицательных температурах поролон теряет крутость. Войлочные 15 – 20 миллиметровые подкладки предпочтительнее, хотя и тяжелее. И те и другие гигроскопичны. На мой взгляд, лучшим материалом для лямок будет тканый (желательно из синтетики) ремень шириной 40–45 мм (например, от подвесной системы парашюта) с подшивкой тонкого (3–5 мм) войлока чуть большей ширины. Такая лямка хорошо передает нагрузку всей шириной, довольно прочная, в меру мягкая и хорошо шьется.

Оба верхних конца лямок пришивают к одной косынке (синтетика) шириной 150–200 мм и длиной, достаточной чтобы обернуть ею середину распорки станка и скрепить кнопками (турникетными) или шнуровкой. Нижние концы лямок более узкие и выполняются из капроновых лент (20–25 мм); они должны допускать регулировку их по длине (любым способом) и крепиться к колечкам нижних отгибов станка. «Съемность» лямок упрощает их изготовление и ремонт, допускает отдельное использование. Для удобства надевания рюкзака лямка (обычно правая) делается разъемной (колечко в верхней части и защелка-карабин в нижней).


Емкости. Для удобства размещения вещей емкость желательно разделить по высоте на две камеры. В существующих моделях это сделано путем выделения нижней, меньшей, части в самостоятельную камеру. Но при таком решении доступ в нижнюю камеру затруднен, пользоваться горизонтальной щелью, обрамленной зубчиками «молнии», неудобно, а вариант доступа через верхнюю камеру лишает смысла саму идею подобного разделения. Удобнее, по-моему, перенести линию раздела выше. Тогда верхняя (меньшая) камера может быть откидной (лучше всего назад) и служить своеобразным клапаном для нижней; при этом доступ в каждую их них прост и независим.

Каждая камера снабжена самостоятельной горловиной с завязками. Формование емкости обеспечивается, кроме всего, внутренними завязками в вертикальной осевой плоскости емкости, а также притягиванием емкостей к станку стропами. Желательны два боковых кармана (при большой высоте основной емкости карманов может быть и 4, по 2 с каждой стороны). Карманы и камера-клапан служат для предметов первой необходимости, что позволяет дольше не распаковывать основную емкость. Карманы, заходя по ширине за стойки каркаса, служат дополнительным упором от приваливания емкостей к спине. Клапаны карманов и откидная камера-клапан пристегиваются кнопками-турникетами или капроновыми молниями (что надежнее от проникания снега). Деление емкости на три части можно осуществить, приподняв основную двухкамерную емкость уже описанной конструкции выше по станку и поместив третью емкость в виде отдельного тючка в образовавшийся зазор между каркасом и основной емкостью.

Крепление емкостей к станку. Я бы рекомендовал «пришнуровку» основной емкости к станку капроновой лентой (стропой), обматывая ее спирально вокруг трубок.

В этих целях на стенке и дне емкости должны быть пристрочены «пунктирно» ленты, образующие петли. Такой способ допускает быструю замену крепежной ленты при ремонтах и полное отделение станка при необходимости его использования для переноса отдельных крупногабаритных грузов. Кроме того, шнуровка препятствует перемещению верхнего узла крепления лямок по распорке и опорного пояса вверх по трубкам станка.

В станковом рюкзаке, в отличие от мягкого, отпадает надобность в большой прочности ткани, ибо нагрузка рассредоточена по контуру емкости, следовательно, уменьшена по величине. Материалом емкости может служить легкая синтетическая ткань (парашютная, болонья). Для надежности швы емкости можно обшить лентой, образовав «силовой» каркас. Вес такой емкости можно снизить до 300 г, что частично компенсирует вес станка. Распространенное в существующих моделях крепление емкости шпильками через люверсы в отбортовке сложнее, а в кустарных условиях трудновыполнимо. Большая высота станка (до 1000 мм) позволяет при незначительных доработках закреплять снаружи такие «трудные» грузы, как пила, ледоруб, лыжи, ружье, а также крепить дополнительный груз сверх емкостей.

Станковый рюкзак обладает еще одним достоинством. Его конструкция, в отличие от обычных, представляет более широкое поле деятельности для модернизации. Существует возможность отработать новые его модели, в том числе и более узкого, целевого (по видам туризма) назначения, а также вносить в конструкцию другие улучшения, продиктованные вкусом и привычками авторов или другими конкретными задачами.

Станковый рюкзак, изготовленный своими руками с учетом настоящих рекомендаций, может оказаться доступным и предпочтительным для широких масс туристов, чего не скажешь о покупных моделях (не говоря уже об их конструктивных недостатках). Надо только не забывать, что эксплуатация станкового рюкзака имеет свою специфику, которая состоит в приобретении навыков по его использованию, учитывающих более высокое расположение центра тяжести и общую высоту каркаса, а этот процесс требует внимания, терпения и времени. Особенно это важно для лыжных путешествий, где отсутствие необходимых навыков может привести к частым падениям на спусках.

Из всего сказанного с известной уверенностью можно заключить, что станковый рюкзак рациональной конструкции правомерно рекомендовать для пешего, горного и лыжного туризма. Для других видов использовать станковый рюкзак надо с осторожность; по крайней мере, у автора для этого нет необходимой информации.

Немного о перспективах. В промышленном освоении возможная конструкция из полимерных материалов с армированием (литье, штамповка). Такая технология могла бы дать станок принципиально новой формы – в виде сплошной фигурной спинки, легко трансформирующейся в грузовые нарты-саночки (рис. 3). Конечно, это лишь идеи, и говорить о них правомерно лишь в доказательство возможностей, заложенных и до сих пор не раскрытых в этой системе.

Турист , отправляющийся в путешествие пешком , обычно становится в тупик перед вопросом - как приспособить для переноски на спине вещи и провизию , которых набирается так много и которые так необходимы в пути . Рюкзак ? Но рюкзак стоит 8-12 рублей и достать его можно лишь в крупных городах , что, разумеется , не для всех доступно .

В № 10 "Всемирного Туриста " за 1928 год имеется описание "поняги ", употребляемой тунгусами и русскими охотниками Приангарья . Но изготовление поняги довольно сложно (распаривание и сгибание дерева ) и требует порядочно времени , которого всегда бывает так мало у собирающегося в поход туриста . Поэтому я хочу предложить вниманию туристов так называемые "рогульки ", с успехом применяемые нами в течение уже нескольких лет на ближайших и дальних экскурсиях по Уссурийской тайге .

Рогульки , рекомендованные нам путешественником-исследователем В. К. Арсеньевым и применяемые туземцами Дальнего Востока , имеют два варианта .

Первый вариант дает возможность быстрого укрепления тюка на рогульке , чем значительно экономится время при остановке на бивак и при уходе с него .

Для изготовления рогулек в лесу вырезаются две ветки , имеющие вид симметричных развилок , по возможности ровные . Порода дерева безразлична . Лишние сучки и наросты срезываются . Размеры развилки , данные на рисунке , предназначаются для человека ростом 170 см .; при другом росте они должны быть соответственно изменены .

Затем находят кусок ветки с сучком , отходящим под углом , близким к 90°.

Этот кусок ветки прикрепляется посредством проволоки или шпагата к одной из развилок , предварительно слегка надрезанной , чтобы устранить скольжение . Впоследствии , когда рогульки будут готовы , на эту поперечную ветку надевается лямка .

Лямкой служит обыкновенное полотенце из возможно более толстого , широкого и достаточно прочного холста . Этим же полотенцем можно пользоваться в пути при умывании . На каждый конец полотенца привязывают по петле из прочного шпагата с таким расчетом , чтобы эти петли можно было для регулировки длины лямки передвигать вдоль полотенца , но если потянуть за них, то они не должны сползать .

Теперь берется вторая развилка и своими тонкими концами привязывается к веревкам , которые имеют длину , равную толщине тюка , то-есть приблизительно 20-30 см ., и в свою очередь привязываются к тонким концам основной рогульки .

Можно приступить к упаковке вещей . Для этого может служить одеяло , прочная простыня , полотнище палатки или тент . Никаких специальных мешков не требуется , - они явятся мертвым грузом . Одеяло расстилают , на нем компактно раскладывают багаж и тщательно завертывают в разостланную ткань так, чтобы получился плотный и длинный сверток с центром тяжести в середине .

Затем на землю кладется основная рогулька поперечиной кверху . На поперечину , зацепив за перпендикулярный сучок , надевают лямку . Теперь , положив тюк на основную рогульку , его зажимают вспомогательной рогулькой и крепко стягивают между собой свободные (толстые ) концы рогулек прочной веревкой .

В результате получается готовая к переноске котомка . Надев котомку на спину , регулируют длину лямок посредством передвижения веревочных петел на концах полотенца . Полная регулировка достигается после одного-двух дней пути .

Например , поперечина может оказаться привязанной слишком высоко по отношению к рогульке , и тогда котомка сильно оттягивает плечи . Или наоборот , если поперечина привязана слишком низко , тогда груз стремится перекинуться через голову .

Второй вариант несколько проще , но требует каждый раз больше времени для увязывания котомки . Он отличается от первого тем, что ограничиваются лишь одной основной рогулькой , а вместо дополнительной служит веревка .

К обоим тонким концам основной рогульки привязывают веревку толщиной 3-4 мм . и длиной 45-50 см ., а к средине этой веревки привязывают еще такую же , но длиной 2-3 м. Этими веревками тюк плотно привязывается к основной рогульке . Вот и все. У некоторых из читателей , возможно , возникнет опасение , что рогульки будут сильно давить спину , но если ветки выбраны достаточно ровные и гладкие , то они совершенно не ощущаются .

Преимущества рогулек перед рюкзаком следующие :

1. "Мертвый вес" рогулек меньше такового у рюкзака (особенно , когда дерево высохнет ).

2. Об"ем груза не так ограничен , как при рюкзаке .

3. Благодаря рогулькам груз не прилегает к спине плотно всей поверхностью , отчего спина меньше потеет .

4. Вследствие высокого положения центра тяжести и удлиненной формы равномерно распределяется вдоль спины и лямки меньше оттягивают и режут плечи (если только они достаточно толсты и широки ).

5. Котомка с рогульками лежит на спине устойчивее рюкзака и, после некоторого навыка в ее приспосабливании , с тяжелой котомкой можно прыгать через препятствия .

6. Стоимость рогульки равна нулю !

7. В случае поломки рогульку легко возобновить , сделав ее даже по пути .

В заключение рекомендуется туристам обзавестись куском хорошей клеенки размером приблизительно 80X100 см ., пришив к двум соседним углам тесемки . В случае дождя этой клеенкой можно закрыть котомку или закрыться вместе с нею и самому , завязав тесемки у шеи. На биваках клеенка подкладывается под постель , чем устраняется проникновение влаги от сырой земли или травы .

И еще, наконец , каждый турист должен приобрести шкурку для спанья . Шкурка может быть любая : овчина , медвежья , козья , нерпичья , оленья . Размер ее 60 X 90 см . и больше . Такая шкурка очень легка , занимает мало места , но предохраняет от простуды и дает некоторый комфорт .

Практические заметки Б. Роберг. (журнал "Всемирный турист", 1930 г., № 4, из личной библиотеки Рязанского Н.М.)

Он предназначен для ребят старшего возраста, отправляющихся в многодневные пешие путешествия.

Было разработано несколько конструкций станковых рюкзаков. Об одной из них мы и рассказываем сегодня.

Конструкция предлагаемого станкового рюкзака относительно несложна, и для его изготовления нужны элементарные слесарные навыки и умение шить на швейной машине.

При укладке снаряжения в станковый рюкзак можно более рационально размещать груз, так как благодаря станку содержимое рюкзака не касается спины, и поэтому подклады-вать под спину мягкие вещи не обязательно. Распределение груза вдоль спины в виде плоского прямоугольника создает наименьшую нагрузку на мышцы спины и брюшного пресса.

Общий вид станкового рюкзака показан не рисунке 1. Рюкзак собирается из станка (1), матерчатого мешка (2), растянутого на раме П-образного кронштейна (3), поддерживающего верхнюю заднюю кромку матерчатого мешка, двух заплечных ремней (4) и двух поперечных ремней (5), которыми рюкзак ложится на спину.

Конструкция рамы рюкзака хорошо видна на рисунке 2. Она состоит из двух продольных и пяти поперечных труб, а также двух дюралевых прутков, параллельных продольным трубам. Изогнутые элементы конструкции (верхняя и нижняя поперечные трубы) придают раме необходимую жесткость при сдвиге в плоскости рамы. Три нижних поперечных трубы имеют небольшой (40-Т-45 мм) прогиб в направлении, перпендикулярном плоскости рамы (рис. 2, справа), благодаря чему спина туриста не касается труб рамы.

Наиболее подходящими для изготовления рамы яеляются тонкостенные дюралюминиевые трубы Д16-Т и Д1-6 0 18- 22 мм для продольных труб и 0 14-^-16 мм - для поперечных. Перед гибкой трубы необходимо плотно набить песком и заткнуть деревянными пробками. Места гибки нагрейте докрасна и, изогнув, сразу же охладите в веде для сохранения прочности материала.

Сочленения продольных труб с изогнутыми поперечными трубами показаны на рисунках 4а и 4б. В качестве заклепок может быть использована дюралюминиевая проволока 03+4 мм.

На рисунке 4в показан способ крепления мешка к раме рюкзака. Люверс 1, приклепанный к складке материала, образованной передней 2 и боковой 3 стенками мешка, надевается на штырь, выступающий из продольной трубы рамы. Затем через отверстие, имеющееся на конце этого штыря, сверху вниз продевается проволочный штифт 4, который не

дает люверсу 1 спадать вниз и удерживает мешок на раме.

Штыри, н которым крепятся серхнкй и нижний люверсы мешка, представляют собой алюминиевые заклепки 0 6 мм, на концах которых перпендикулярно оси просверлено отверстие диаметром, равным диаметру проволочного штифта 4. Длина заклепок-штырей выбирается в зависимости от толщины люверсов и диаметра продольных труб рамы. В качестве штифтов 4 может быть использована стальная проволока 0 3 мм и длиной 500 мм с загнутым с одной стороны под прямым углом концом.

Крепление средних люверсов мешка к раме и способ соединения поперечных труб рамы с продольными показан не рисунке 4г.

Внутрь поперечной трубы 5 вставлена выточенная из дюралюминия пробка, которая крепится к трубе 5 крепежным штифтом 3. Поперечная труба 5 вставляется в отверстие, просверленное в продольной тр/бе 4. Конец пробки поперечной трубы 5 образует штырь, на который надевается люверс 1, приклепанный к материалу мешка 2. Через отверстие, просверленное на конце штыря-пробки, продевается проволочный штифт 6, удерживающий люверс на раме.

На рисунке 3 дан общий вид матерчатого мешка.

Верхняя передняя кромка мешка крепится к раме двумя пришитыми брезентовыми петлями. Через заднюю верхнюю кромку продевается П-образный проволочный кронштейн, поддерживающий ее в положении, показанном на рисунке 1. Нижние загнутые концы кронштейна вставляются в соответствующие отверстия в раме рюкзака Кронштейн, так же как и продольные прутки рамы, изготавливается из дюралюминиевой проволоки 0 6 мм.

Выкройка мешка (дана без припуска на швы на рис. 5) рассчитана на ширину брезента - 85: 90 см.

Швы, соединяющие переднюю и боковые стенки рюкзака, образуют складку, к которой приклепываются люверсы.

Конструкция самодельного люверса показана на рисунке 6. Он состоит из двух латунных шайб 1 наружным 0 14-15 мм и медной или латунной трубки 2. Между шайбами 1 прокладывают материал 3 и развальцовывают трубку 2 с обеих сторон (рис. 6, 7).

Шить мешок и поперечные ремни (шириной 8-10 см, сложив при этом материал вдвое-втрое) лучше всего из тонкого прочного брезента

В данной конструкции может быть использован также любой имеющийся у вас готовый рюкзак больших размеров. Необходимо только пришить к нему полоску брезента с люверсами для крепления к раме и сшить новый (большой) клапан.

Детальную проработку и подгонку под свой рост конструкции рюкзака каждый юный турист может провести самостоятельно, изменяя длину заплечных ремней и перемещая поперечные ремни веерх и вниз по раме.

А. ЛЕВАНСВ Рис. Б. ЛИСЕНКОВА

Комфорт в рюкзаке

(Окончание. Начало см. на стр. 11.)

Габариты фонарика: высота - 68 глм, диаметр - 25 мм, вес с батарейкой - 38 г, без батарейни - 18 г.

СТУЛ ЬЧ И К-ТЕ Л ЕЖ КА

Стульчик-тележка московского туриста В. Строганова уже четыре сезона испытывался в походах и хорошо себя зарекомендовал.

Эту тележку трудно назвать тележкой. Она напоминает скорее мешок на колесах. И тем не менее для перевозки байдарки она незаменима. Для ее изготовления кадо иметь складной рыболовный стульчик, два колеса (лучше всего надувные от детского велосипеда), отрезок стальной трубки для оси, на которой крепятся шплинтами колеса, и две соединительные муфты, представляющие собой два сплюснутых отрезка дюралюминиевой трубии с отверстиями.

Чтобы транспортировать упанованную байдарку, вы вставляете П-образные трубки от рыболовного стульчика в сквозные брезентовые карманы, пришитые н чехлу байдарки. На трубни надеваете соединительные муфты с осью и

колесами. Зафиксируйте муфты на трубках шплинтами и перевозите байдарку.

При переброске из одного водоема в другой или при обносе порогов, тележка подвязывается под днищем байдарки, и ее спокойно, не разгружая полностью, с вещами можно перевозить. На такой тележке можно перевозить две трехместные байдарки «Салют» и мотор «Салют-2», укрепив его на оси. Для уменьшения опрокидывающего момента надо немного доработать конструкцию, увеличив базу тележки.

РЮНЗАК С ПОЛУЖЕСТКИМ КАРКАСОМ

Отправляясь в путешествие, турист в первую очередь позаботится о рюкзаке. Удобный, хорошо уложенный рюкзак избавит вас от многих неприятностей в пути. Сейчас наша промышленность выпускает несколько типов рюкзаков: охотничьи, детские, экспедиционные и т. д.

Как же быть туристу, впервые отправляющемуся в поход?

Турист из города Рубцовска В. Нужный предлагает модернизировать обычный охотничий рюкзак: сделать полу

жесткий каркас и полог-накидку (чехол) Для спального мешка.

ПОЛУЖЕСТКИЙ КАРКАС - дюралюминиевая трубка 0 22 мм, вшитая в Верхнюю часть задней стенки рюкзака, позволяет рюкзаку сохранять плоскую форму. Сделав прорези в рюкзаке, можно закрепить на каркасе лямки, которые несут основную нагрузку и часто отрываются у обычного рюкзака.

ПОЛОГ-НАКИДКА (ЧЕХОЛ) дает возможность менять объем рюкзака за Счет крепления спального мешка снару-жи. Верхняя часть полога-накидки пристегивается на пуговицах, нижняя закрепляется на ремешках, которые пришиваются к рюкзаку. Полог-накидку надо сшить из плотного, желательно непромокаемого материала.

Для изменения объема рюкзака служат и СТЯЖКИ-ТЕСЕМНИ, которые пришиваются внутри рюкзака: три слева и три справа. Стяжки делят внутреннюю полость рюкзака на три части - это позволяет правильно распределить вещи и продукты.

В боковых отделах рюнзана, полученных от стяжки, удобнее всего укладывать наиболее тяжелые предметы.

В походах выходного дня, когда вещей и продунтов немного и дополнительная емкость не нужна, этот рюкзак унладывается нан обычный охотничий.

diamond_d 08-07-2013 14:17

Уважаемые товарищи. Есть у меня 2 рюкзака, один 55 л с рамой алюминиевой, а другой на 90 л, но без нее. Отверстия под них есть, закрываются липучкой велкро. Только вот ломаю голову из чего самостоятельно можно сделать? Их какого материала, чтоб был прочный и легкий. Посоветуйте где прикупить может чего?

------------------
most people respects badge...«BR»...but everybody respects gun

STEPAN1983 08-07-2013 19:21

STEPAN1983 08-07-2013 23:02

North Wind 08-07-2013 23:34

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.

diamond_d 10-07-2013 23:07

Да мне надо то всего 2 алюминиевые палки, чтоб засунуть их в карманы вдоль спины. Подскажите где взять эти 2 палки одинаковые

diamond_d 11-07-2013 12:50



Может быть не палки, а пластины? На фотке у рюкзака вверху чуть торчат..

вот именно они то мне и нужны родимыеи карманы на моем рюкзаке такие же как на фото, только длиннее. Вот где их достать/купить/спи@#$%&дить?

Хантер07 11-07-2013 18:16

diamond_d 12-07-2013 10:41

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

Сегодня сделаю замеры и вам напишу. я думаю около 80 см, а ширина примерно такая же как на вашем фото.

Bogdan-Omsk 12-07-2013 18:15

quote: Originally posted by North Wind:

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.


где бы взять, недорого??? с пересылом от них наверно много выйдет

Клод 12-07-2013 21:45

Раму от шведского рюкзака тоже хотелось бы найти.

Хантер07 14-07-2013 10:23

diamond_d 14-07-2013 11:35

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

и обо что мне встанет это удовольствие?

Хантер07 14-07-2013 16:13

quote: и обо что мне встанет это удовольствие?

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь....

diamond_d 14-07-2013 16:39

quote: Originally posted by Хантер07:

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь...

а если трубу туда вкрячить? еще жестче будет.

Хантер07 14-07-2013 16:51

Труб у меня нет

Bogdan-Omsk 14-07-2013 19:23

лыжную палку люминиевую распилить и вставить

alexeika 14-07-2013 20:58

да в хозмагах торгующих всякими алюминевыми профилями попадаются и пластины различные...........даже если получается по стандартам http://www.intormetall.ru/prof1/6 четко 35мм нет то даже вручную ножевкой, а тем более дремелью("болгаркой") обрезать не проблема.........или забить и поставить 30мм

Клод 14-07-2013 21:02

Трубка не очень хорошая замена. Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой и форме спины. Трубка слишком жесткая(по сравнению с плоскими латами) и прямая. Будет рвать карманы, давить на спину.Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

diamond_d 14-07-2013 22:52



Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

так у меня такой рюкзак есть на 55 л, о котором я писал в первом топике. В нем как раз трубчатая изогнутая рама П-образной формы

Bogdan-Omsk 15-07-2013 10:10

quote: Originally posted by alexeika:

или забить и поставить 30мм


именно так, ничего страшного не будет, со всеми нагрузками справится, можно еще типа изоленты, лейкопластыря, или термоусадку на нее - чтоб меньше портила рюкзак. ну а широкую по всей длинне пилить
конечно нет смысла.

diamond_d 16-07-2013 20:02

так что трубки вообще не годятся?

Bogdan-Omsk 16-07-2013 20:14

правильно сказали, плоские под спину выгибаются. трубки думаю могут и больно спину давить. тут немного другая конструкция - не рама в прямом смысле.

Хантер07 17-07-2013 22:35

quote: так что трубки вообще не годятся?

Ну так что? Нужны пластины или нет?

Rom1983 18-07-2013 12:34

а я поддержу лыжные палки - у меня они в пике-99 стоят заместо штатных пластин. они гораздо жестче на изгиб и рюк хорошо держит форму с любой нагрузкой, а спиной их ваще не чувствую. всем советую палки) пластины производители, видимо, используют в целях экономии.

korvettenkapitan 18-07-2013 08:22



пластины производители, видимо, используют в целях экономии.


Поспешу не согласиться, хотя, возможно, кое-где сей факт имеет место быть. Но своим Бергеном я доволен. Пластины там работают как надо. Думаю, на армии в Великобритании не экономят.

Rom1983 18-07-2013 17:18

korvettenkapitan 18-07-2013 20:16

quote: Originally posted by Rom1983:

на армии везде экономят как раз. если бы не экономили, то у вас на латах была бы и нижняя перемычка, и латы бы не пружинили, а жестко передавали нагрузку на пояс, а демпфировали бы ток спинные и поясные подушки


Трудно согласиться. Латы находятся в тугих карманах из плотной кордуры. Спина жесткая.

Sam99 18-07-2013 20:50

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб, во внутрь трубы поставил высушенные ветки,для жесткости, дешево и сердито.

Rom1983 18-07-2013 21:28

quote: Originally posted by Клод:

Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой


quote: Originally posted by korvettenkapitan:

Спина жесткая.

ну как бы зависит от исполнения, видимо... но трубка на изгиб точно жестче пластины, и ее так же можно выгнуть по форме спины (предварительно заполнив песком и заткнув концы - чтобы сохранить круглое сечение в месте изгиба, потом, конечно, песок высыпать)))

Клод 18-07-2013 23:19

quote: Originally posted by Sam99:

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб,


Видел раму для рюкзака сваренную из ПП труб. Тоже очень ничего.

Рюкзак – это самая удобная и практичная вещь. Хорошо когда в гардеробе есть сумка, в которой можно носить спортивные вещи в спортзал, еду на природу, или просто школьные принадлежности. Для этого не обязательно тратить много денег на покупку рюкзака, ведь можно сшить его самостоятельно.

Чтобы узнать, как сшить рюкзак своими руками, изучите данную стать.

Материалы для рюкзака

Если вы решили сшить рюкзак самостоятельно, то следует подготовить следующие материалы:

  • ткань (можно купить/использовать старую ненужную вещь);
  • ножницы, сантиметр;
  • иголка и нитки;
  • пуговицы или замок.

Остальные инструменты подбираются в зависимости от сложности выбранной модели изделия.


Как правильно сшить рюкзак?

Для начала необходимо вырезать два одинаковых куска ткани – это и есть основа изделия. При желании дополнительно пришивается подкладка во внутреннюю часть рюкзака.

Во время сшивания двух кусков нужно оставить по бокам разрезы, в которые потом будут вставлены лямки.

Цвет подкладки должен сочетаться с цветовой гаммой всего изделия. В качестве завязки используются шнурки или ремешки. Зависит от предпочтений.

Чтобы продеть шнур, загните верхнюю часть рюкзака, и прошейте. Если шнур тонкий, воспользуйтесь булавкой, она поможет просунуть шнур по отверстию. Остается только пришить лямки и изделие готово.

Выкройка для рюкзака

Если впервые беретесь за пошив, то лучше воспользоваться выкройкой. Она поможет правильно сшить желаемое изделие.

Для построения выкройки рюкзаков своими руками, приобретите специальную миллиметровую бумагу. Разместите на ней все детали рюкзака, оставив место для швов.

Вырезанные детали разложите на ткани и обведите контуры. Закрепите невидимками, чтобы бумага не съезжала и вырежете. А дальше дело остается за иголкой и ниткой.

Модели

Современная мода предлагает широкий выбор моделей рюкзака. Они отличаются по форме, размеру и материалу.

Форма может быть разная: круглая, прямоугольная и т.д. Если шить рюкзак самостоятельно, лучше начать с простых моделей.

Хороши материалом послужит джинс, замша и кожа.

Смотря для каких целей шьете рюкзак, подбирается его размер.

Джинсовый рюкзак

Если дома завалялись старые джинсы, которые вы не носите, то можно превратить их в модный рюкзак. Давно стало популярным шить рюкзак из джинсов своими руками. Это не только экономно, но еще удобно и красиво.

Для этого понадобиться:

  • старые джинсы;
  • шнур, пуговицы;
  • иголки и нитки;
  • металлические кольца;
  • швейная машинка.


Для такого варианта даже не понадобится выкройка. Всего лишь правильно разрезать джинсы и взять необходимые куски ткани. Есть альтернатива, когда рюкзак делают прям из целых штанов. Выглядит очень круто и необычно.

Детские рюкзаки

Дети любят носить яркие и необычные вещи, которые выделяют их среди других детей. Рюкзак является незаменимой вещью для ребенка в школе, на природе и т.д. Он удобный в ношении и очень вместительный. Шить его желательно из прочного материала, который прослужит долгое время.

Если не знаете, как лучше пошить изделие, то посмотрите фото детских рюкзаков сделанных своими руками, и вместе с ребенком выберите понравившуюся модель, и воплотите идею в жизнь.


Важным моментом является пошив ручек. Они должны быть широкими и не иметь жесткие края, чтобы не натирать кожу ребенка.

Декорирование: лучшие идеи

Джинс сам по себе красивый материал, не требующий дополнительного декора. Но при желании создать яркую и уникальную вещь, существует просто море способов декорирования.

Самые популярные идеи для декорирования рюкзаков (не только джинсовых):

  • самостоятельно сделать потертости и дырки (хулиганский стиль);
  • создать аппликацию страз или маленьких зеркал;
  • металлические заклепки;
  • вышивки, яркие пуговицы.

Также модно украшать рюкзак для девочки рисунками кошечек и цветов. Это далеко не весь список идей, гуляющий на просторах интернета.

Подведение итогов

Не обязательно тратить большие сумы на стандартные рюкзаки. Ведь создать уникальную и неповторимую вещь — просто. По качеству, сшитые самостоятельно рюкзаки не уступают покупным. Поэтому смело берите иголку с ниткой в руки и творите.

Фото рюкзаков своими руками