Презентация на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Упражнения для развития мелкой моторики -Переливание из одного сосуда в другой; - Прищепки в корзине; - Раскопки; - Выжимание губки; - Перекладывание бус пинцетом; - Складывание мозаики; - Завязывание и развязывание бантиков или шнурков

На первых этапах речевого развития перед ребенком ставятся следующие задачи: Понимание смысла сказанного; Использование того или иного грамматического средства в собственной речи; Самостоятельное образование формы нового слова по аналогии со знакомыми; Оценивание правильности речи, умение определить, можно так говорить или нет.

Дидактические игры по развитию речи "Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений) · Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) · Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... (ещё рано) · Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) · Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) · Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки) "Подбери рифму" (развивает фонематический слух). Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови три слова" (активизация словаря) Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. · Что можно купить? (платье, костюм, брюки) · Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

«Какая кукла» Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.


Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребнка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребнка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.


Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста: Развитие связной речи «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса звуковая культура




Использование примов обучения связной речив педагогическом процессе: это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. это сюжет, развртывающийся во времени и в логической последовательности. это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Описание Повествование Рассуждение


Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы». развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал каждого педагога.


Разминка: 1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: 1.« Печка, печка, спрячь меня!» 2.« Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» 3.« Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!» 4.« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» 5.«Служил я тебе много, Иван-царевич,- сказал серый волк,- сослужу и эту службу…» 6.« Постой, косой, вот как выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!» 7.« Свет мой, зеркальце, скажи…» 8.« Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся»


3. К какому виду творчества это относится? 1.« Без беды друга не узнаешь» 2.«На дворе трава – на траве дрова» 3.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» 4.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» 5.«Жил, был в некотором царстве, в некотором государстве…» 6. «Раз-два-три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять; Вдруг охотник прибегает, Из ружья в него стреляет… Пиф-паф! ой-ой-ой! Умирает зайчик мой!» 7. -«Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня, Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле: Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной..…» 8. -«Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки»


4 Возрастные особенности развития связной речи детей МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.


СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.


СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Формировать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.


Учить различать жанры литературных произведений, эмоционально передавать содержание небольшого и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.


Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку: 1. За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. 2. Снова восемь дней проходят; Люди в страхе дни проводят; Петушок кричит опять; Царь скликает третью рать И ведёт её к востоку, - Сам, не зная, быть ли проку. 3. Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. 4. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Развитие речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МБ ДОУ Тацинский детский сад «Радуга» Коломыцева Р. В.

2 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. Будьте внимательны к своим детям, повсеместно следите за их развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам. Помните: ваша речь – образец для подражания, ведь формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми

3 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей Грамматический строй речи. Фразовая речь. Звукопроизношение. Словарный запас.

4 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 2– 3 лет Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Грамматический строй: Пользуются как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Допускают ошибки: -в роде существительных, - числе и падеже; -не всегда употребляют союзы и предлоги;

5 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Свистящие ([С], [З], [ЗЬ], [Ц]),шипящие ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) и сонорные ([Р], [РЬ], [Л]) он обычно или пропускает или заменяет: [С] → [СЬ], [ФЬ]; [З] → [СЬ], [В]; [Ц] → [ТЬ]; [Ш] → [СЬ], [ТЬ]; [Ж] → [СЬ], [ДЬ]; [Ч] → [ТЬ], [Щ] → [ТЬ], [Р] → [ЛЬ]. Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что у детей 2-х лет уже должна сформироваться фразовая речь. Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. .

6 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 3 – 4 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка составляет 1900- 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два), прилагательные. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3,4). Постепенно фраза увеличивается Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]. Сонорные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Фразовая речь. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»

8 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 4 – 5 лет Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.

9 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение: Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Связная речь. Связно рассказывает о событиях из собственной жизни, описывает животных, игрушки, составляет рассказ по картинке или серии картинок, пересказывает знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

10 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 5– 6 лет Словарный запас. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.(Исключение составляют малознакомые слова). Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

11 слайд

Описание слайда:

Звукопроизношение Дети правильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы. Может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.).

12 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие детей 6– 7 лет Словарный запас. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам.

13 слайд

Описание слайда:

Анна Филатова
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой .

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели».

С. Я. Маршак

Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе , к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников , побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка . Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой .

Для достижения цели поставила следующие задачи :

Сформировать интерес к художественной литературе .

Расширять и активизировать словарный запас детей .

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно -речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей .

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников , определила основные направления деятельности :

Создание предметно-развивающей среды .

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли портреты с изображением отечественных писателей, книги, сказки рассказы.

В театральном уголке обновились разные виды театров : «Пальчиковый театр» , «Деревянный театр» , маски с изображением героев сказок, медальоны с героями сказок, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей .

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Отгадай сказку по картинке","Расскажи сказку»", «Чья это тень» , «Пазлы – сказки» , «Магнитные сказки» совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь , память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой :", "Шиворот - навыворот" «Перепутанные сказки» , "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши ", "Поэты" и др.).

Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное, или составить собственный рассказ, я использую наглядный план - мнемотаблицы. На плане изображаю последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованны условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т. д.) . Такой план помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.

Создала нестандартное оборудование, игры на развитие дыхания «Отгадай героя сказки» , «Волшебный ветерок» , «Мимика и лица» .

Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой . Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой .

В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги из своей группы. Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Знакомя детей с художественной литературой , использую следующие формы :

Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

Придумывание однокоренных слов;

Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей ;

Пересказ сказки по ролям.

Чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой» , «Морозко» , «Лиса и журавль» и др. ;

Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» , «Правильно ли поступил герой» и др. ;

Игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

Игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ;

Игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки» .

Беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии »;

Дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?» , «Вред – польза» и др.

Трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с о специалистом по художественному творчеству «Колобок» ).

Работа с родителями.

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей , с этой целью была организована следующая работа :

Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации : «Что и как читать детям» , «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи » .

В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей . Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители учили с детьми любимые стихотворения,а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе , вызвало интерес к поэзии.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой .

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Развитие образной речи детей через знакомство с русской фразеологией Русский язык - один из самых богатых языков мира. Для того чтобы ребенок.

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Библиотека изображений: