Японские веера. История японских вееров

Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

У японских мужчин легко найти веер в портфеле рядом с деловыми бумагами или в специальном футляре, по соседству с мобильным телефоном.

При слове "веер" в памяти сразу возникает томная дама на великосветском балу, изящно обмахивающаяся этим предметом. А между тем в Японии веер - это, в первую очередь, мужской атрибут.

Сначала он был знаком императора и символом высшей власти. Потом стал частью боевого снаряжения сёгунов и самураев и предназначался для аристократов. А в дальнейшем веером стали пользоваться все японские мужчины.

А вот женщины в Стране восходящего солнца получили право на веер в самую последнюю очередь. Вот она, дискриминация по половому признаку!

Веер появился в Японии примерно в VII веке. Изначально это была округлая рама с натянутой на ней бумагой или шёлком, по виду напоминавшая ракетку для настольного тенниса. Опахало также могли делать из цельного куска дерева или плетёной осоки. Такой веер назывался утива.

Затем японцы усовершенствовали предмет обихода, сделав его складным, скрепив у основания несколько деревянных пластинок (из кипариса, кедра или сандала). Это веер сэнсу. Потом и бумагу для веера стали складывать в гармошку, изготовив таким образом оги - веер с небольшим количеством рёбер, который просто и легко раскладывался, превращаясь в полукруг и напоминая солнечный диск. Так в результате появилось несколько типов вееров.

Особняком стоит гунсэн - боевой, или "военный", веер. Им отдавали приказания, обозначали ранги военачальников, премировали за боевые заслуги и при необходимости использовали как оружие. Гунсэн мог быть как складным, так и цельным. Боевым веером можно было и обороняться, и атаковать, и отвлекать внимание противника. А для его изготовления использовали металл или твёрдое тяжёлое дерево. Сложенный веер напоминал дубинку или меч, а развернутый защищал от метательного оружия и прикрывал открытые участки тела.


Боевой веер самураев.

Владение им изучали в специализированных школах, а теперь это искусство иногда преподают при обучении каратэ, айкидо и кендо. Занятия с веером помогают обрести ловкость и улучшить координацию движений.

Если веер предназначался для подачи армейских сигналов или служил чем-то вроде знамени, то он был огромных размеров, яркий, украшенный конскими волосами, кистями и т.п. Часто на одной стороне сигнального веера на жёлтом фоне изображался красный круг, символизирующий солнце, а на другой - жёлтый солнечный диск на красном фоне.

Классические веера покрывали лаком и наносили несколько слоев золотой пудры. Сохранилось предание, как император, проходя по мосту, уронил в реку свой веер. Все подданные вслед за ним тоже побросали в воду веера, чтобы показать своё благородство и ничем не отличаться от повелителя. По свидетельству очевидцев, картина создалась удивительная - веера плыли по воде, от чего река казалась золотой и узорчатой.

До сих пор традиционные веера в Японии делают вручную. Технология предполагает, что каркас изготавливается из бамбука, затем на него натягивается особая бумага (3-х, 5-ти или 7-слойная), конструкция скрепляется у основания, украшается росписью, металлическими накладками и инкрустацией из слоновой кости. Работа эта трудоёмкая и длительная, а в семейных мастерских взрослым помогают дети.

В древних сказаниях веер сродни волшебной палочке - им обращали врагов в бегство, укорачивали или удлиняли людские носы, оборонялись от злых сил и призывали богов, даровали счастье и благополучие.

На веерах записывали религиозные и поэтические тексты и рисовали географические карты. С их помощью просеивали рис и пшеницу, возносили молитвы в синтоистских храмах, судили поединки в сумо и сопровождали ритуальные танцы, а знатные дамы прикрывали веерами лица от взглядов посторонних и обжигающих солнечных лучей. Даже в наши дни бракосочетание проводится с веерами - невесте и жениху предписано держать в руках золотой и серебряный веер. Души усопших тоже сопровождаются в мир иной с этим предметом.

Веерами украшают стены и придают интерьеру изящество, оформляют представления театров Кабуки и Но (веера символизируют разнообразные предметы и обозначают персонажей), их коллекционируют и дарят по особо торжественным случаям. Без них нельзя представить японские национальные костюмы, где красивый веер - оригинальный и выразительный аксессуар.

Веер помогает японцам выражать отношение друг к другу без слов. К примеру, движение веера может продемонстрировать почтение, приветствие, благосклонность, указание и т.д. С его помощью, как на подносе, дают милостыню и преподносят подарки. Также посредством веера имитируют дуновение ветерка в жару. Правильно пользоваться веером - большое искусство, постигать которое можно годами.

Сегодня в Японии веера широко используются в рекламных целях, их украшают портретами знаменитостей и пейзажами Страны восходящего солнца. А туристы с удовольствием покупают их в качестве сувениров.

Оги считается наиболее японским, обязательным атрибутом современной жизни, который имеет в своём гардеробе каждая женщина. Да и у мужчин легко найти веер в портфеле рядом с деловыми бумагами или в специальном футляре, по соседству с мобильным телефоном.

Так что японский веер - это сочетание красоты и этикета.


Автор: Мария Морозова superstyle

Одним из самых популярных атрибутов учения фен-шуй является веер. Он выступает не только в качестве оригинального украшения, но и способа защиты от негативного воздействия. Перед тем как повесить его на стену, стоит узнать, о чем говорит конкретное расположение аксессуара и что на нем должно быть изображено.

Веер появился в Китае очень давно. Раньше им обмахивались представители сильного пола. Сегодня он считается сильным оберегом и эротическим символом.

Китайцы и японцы придают ему большое значение и вешают на стены комнат. Если использовать веер по фен-шуй, можно защитить жилище от отрицательной энергии, зависти и ненависти окружающих. Есть у него и другие чудесные свойства:

  • привлекает удачу в любви;
  • способствует развитию бизнеса;
  • укрепляет здоровье;
  • избавляет от усталости и депрессии.

Согласно китайской мифологии, веер принесла на землю богиня Ветра. Она спустилась с неба и подарила его людям для того, чтобы они больше не страдали. Если человеку нужна была помощь, стоило ему взмахнуть опахалом, и богиня приходила на выручку.

Считается, что вместе с воздушными потоками китайский веер несет благоприятную энергетику и дарит своему владельцу прилив сил. Его чудесные свойства активизируются при правильном использовании атрибута.

Зарядить энергией веер очень просто. Необходимо обмахиваться им в течение нескольких минут. После этого можно почувствовать бодрость и хорошее настроение. При каждом взмахе он будет привлекать энергию ци, которая способна оживить все на нашей планете. Ее потоки циркулируют в людях, животных и растениях, проходят через воздух и воду. Без нее не будет роста и существования.

Цвет и изображения на веере

Есть некоторые хитрости, которые позволяют достичь желаемого с помощью конкретных изображений на веере. Следует выбирать цвет предмета в зависимости от цели. Подробнее об этом расскажет таблица:

Рисунок на атрибуте способен внести коррективы в судьбу человека. Чаще всего на нем изображают следующие картины:

  1. Дракона. Притягивает карьерный рост и профессиональный успех.
  2. Сакуру или лотос. Являются и привлекают противоположный пол.
  3. Кедр. Оберегает от болезней и нормализует общее самочувствие, дарит прилив сил и ясность ума.
  4. Рыб. Привлекают финансы и .
  5. Павлина. Способствует рождению здорового ребенка.
  6. Журавлей. Продлевают жизнь и оберегают здоровье.
  7. Корабль. Притягивает удачу в работе.
  8. Любое изображение природы. Избавляет от усталости и хандры, дает хорошее настроение.
  9. Иероглифы. Выбираются в зависимости от потребностей. Это могут быть знаки любви, здоровья, семейного благополучия и т. д.
  10. Апельсины. Являются символом богатства и изобилия.

Популярны веера с изображением цветов, которые также несут символичный смысл:

  • роза говорит о чистоте помыслов, является символом страстной и крепкой любви;
  • тюльпан олицетворяет чистые и искренние чувства;
  • хризантема помогает рассеять сомнения, дарит покой;
  • нарцисс способствует великолепной карьере и профессиональному росту;
  • маки помогают в рождении ребенка;
  • подсолнухи отгоняют злых духов и являются символом жизни и здоровья.

Главное - веер должен нравиться владельцу по цвету и рисунку и вызывать эстетическое наслаждение. Но нельзя забывать о цветовой гамме интерьера. Часто кислотные цвета декора смотрятся нелепо и вызывающе. Лучше выбирать пастельные тона.

Тот, кто не нашел веер с нужным рисунком, может изобразить желаемый объект самостоятельно или приклеить его на опахало. Сила оберега от этого не уменьшится.

Какой веер выбрать?

Чаще всего в интерьере используют большой настенный веер. Однако можно повесить и небольшой атрибут даосской практики. Выбор размера зависит, в первую очередь, от габаритов комнаты. Не стоит вешать слишком большой веер в скромной спальне, иначе его сильные вибрации только ухудшат состояние домочадцев. В просторном помещении мощности опахала не хватит для насыщения положительной энергией.

На прилавках магазинов встречаются атрибуты с односторонним и двухсторонними рисунками. Для дома можно выбрать односторонний вариант. Две стороны с рисунком больше подойдут для опахала, которым пользуются по прямому назначению. Так, в случае упадка сил нужно обмахнуться им несколько раз, чтобы почувствовать облегчение и повысить тонус.

Картина с изображением веера не обладает свойствами отдельного атрибута. Она выполняет лишь декоративную функцию. То же самое касается зеркал в виде опахала.

Мнение эксперта

Мельник Дмитрий

Мастер фен-шуй

Важно обращать внимание на материал предмета. Он должен быть приятным на ощупь, а в самом полотне недопустимы просветы.

Где разместить веер?

Нужно понимать, что веер в доме является связующим звеном энергетических материй. Поэтому важно не навредить себе и близким и продумать его расположение. Лучше всего повесить его там, где ощущается застой энергии. Причем направлять опахало следует в тот угол, который нуждается в подзарядке.

Если это , нужно расположить его рядом с кроватью, но не над ней. Минимальное расстояние от спального места должно составлять один метр. Когда требуется добиться карьерного роста и успеха в делах, нужно разместить атрибут позади рабочего места так, чтобы веер был за спиной.

Хорошо вешать красный веер на юге или севере, а вот на западе жилища лучше его не размещать. Нужно выбирать сектор в зависимости от желаемой цели:

на юге находится сектор славы, там нужно повесить веер с изображением павлина или орла;

в секторе любовь-брак (восток) лучше располагать опахало с парными предметами;

на юго-востоке (богатство) можно повесить атрибут с изображением кедра или апельсина;

на севере (карьера) желательно вешать опахало с изображением птицы.

Повесить веер на стену очень легко. Обычно на нем уже имеются специальные завязки. Необходимо закреплять предмет вверх опахалом под углом 45 градусов. Нельзя направлять его строго вниз или вверх. Если не хочется загромождать стену, можно поставить его на полку или подставку.

Где нельзя размещать веер?

Есть места, где лучше не размещать веер. К ним относятся:

  1. Область над кроватью. Нельзя вешать опахало непосредственно над спальным местом, иначе обеспечены бессонница и кошмары.
  2. Стена перед рабочим столом. Веер в этом месте может стать причиной суматохи.
  3. Место напротив входной двери. Такое размещение предмета спровоцирует выход энергии из дома на улицу. Однако допустимо размещать здесь красный атрибут для привлечения удачи.

Нужно помнить, что веер не просто талисман. В зависимости от рисунка на нем, приносит двойную пользу своему владельцу. Главное - грамотно расположить атрибут фен-шуй и верить в его чудесные силы, а для этого следует обмахнуть им помещение три-четыре раза, чтобы задать динамику приятным изменениям.