Судьбы детей нацистских лидеров. Зазнобы нацистских преступников: как сложилась их судьба

Когда идут войны, всегда будет актуальна песня Владимира Высоцкого "про того, который не стрелял". Люди охотно верят, что среди потерявших всякий человеческий облик солдафонов и наемников обязательно найдутся те, кому свойственны гуманные поступки. История солдата вермахта Йозефа Шульца в свое время наделала немало шума в Югославии, но была мало известна в самой Германии. Почему?

Уроженец Вупперталя, ефрейтор 714-й пехотной дивизии Йозеф Шульц (Josef-Schulz ), чье имя на разных языках чаще всего пишут, как Josef Schultz , Йозеф Шультц, стал известен благодаря своему человеколюбию. 20 июля 1941 года в сербском городе Смедеревска-Паланка (Smederevska Palanka ) состоялась экзекуция 16 югославских партизан.

Когда военнопленных вывели на расстрел, то от расстрельной команды выделился человек в униформе, который со словами "Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!", бросил на землю свою винтовку. За неповиновение приказу Шульца расстреляли. Тело его захоронили вместе с трупами югославских партизан. В качестве доказательства приводились, найденные в захоронении гвозди от сапога и части застежки пояса, очевидно, принадлежавшие военнослужащему немецкой армии. После войны в Сербии Йозефу Шульцу воздвигли два памятника: один в частном саду поселения Горнии Локва (Gornji Lokva ), другой — в Смедеревска-Паланка, на месте гибели 16 партизан.

Словно возбужденная женщина (I need a hero ) страна нуждалась в герое. Эту пустующую нишу заполнил Йозеф Шульц. Национальному герою Югославии даже посвятили 13-минутный документальный фильм с кадрами немецкой военной кинохроники. В 1973 году эту короткометражную киноленту, снятую режиссером Предрагом Голубовичем (Predrag Golubović ) по заказу армейской киностудии Zastava , и которую первоначально демонстрировали вместо киножурнала перед художественными фильмами, показали на кинофестивале в Оберхаузене, а также в Атланте, Бирмингеме и других городах.

Фигура ефрейтора вермахта оказалась выгодной обеим сторонам. Немецкие дипломаты, ведущие журналисты и даже чиновники из ведомства федерального канцлера в равной степени были заинтересованы в распространении этой истории о благородном немце. Только вдумайтесь, "винтик" отказался подчиняться самому святому для всякого немца — приказу старшего!

В 1961 году супер популярный в ФРГ журнал Neue Illustrierte (спустя пять лет их снова воспроизведет не менее популярное немецкое издание Quick ) опубликовал серию снимков со сценами казни военнопленных в годы войны. На одном из фото видно, как один из трех военнослужащих вермахта (в отличие от своих товарищей, он без оружия, без каски и поясного ремня) стоит несколько ближе к группе людей, подлежащих расстрелу. Из подписей следует, что ефрейтор Шульц отказался выполнять приказ и, бросив свое оружие, направился к приговоренным к смерти, чтобы умереть вместе с ними.

После того как данная статья и фотоснимки оказались в руках у тогдашнего руководителя центра по преследованию нацистских преступников в Людвигсбурге (Ludwigsburg ), тот предпринял беспрецедентные для ФРГ меры по розыску, но не героя Шульца, а начальника расстрельной команды. Того самого, который в соответствии с уставом вермахта, никак не мог уклониться от приказа расстрелять пленных. В противном случае его должны были отдать под трибунал и он непременно был бы расстрелян за отказ выполнить приказ.

В немецкой историографии случай Йозефа Шульца однозначно трактуется как "миф о хорошем немце" (Guter-Deutscher-Mythos ), который призван обелить немецких военнослужащих времен Второй мировой войны. Это так называемая "легенда об обеленном вермахте" (Legende von der sauberen Wehrmacht ), дескать, бывшие солдаты вермахта не были варварами и садистами и на их совести нет кровавых пятен расправ с военнопленными.

Анастасия Спирина 04.05.2016

Врачи Третьего рейха. Часть 2.
Чем занимались генетики в лагерях нацистской Германии и чем это закончилось

По многочисленным просьбам мы выпускаем вторую часть расследования деятельности врачей Третьего рейха. Анастасия Спирина - об увлечении немцев генетикой и евгеникой, и о тех жертвах, которые были принесены ради сомнительных результатов.

« Исходным пунктом является не личность, и мы не разделяем мнение, что следует накормить голодного, напоить жаждущего или одеть нагого. “…” Наши цели совершенно другие: мы должны иметь здоровых людей и превалировать в мире» .

Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии , 1938 год.

В 1921 году в Германии появляется первый учебник по генетике, теории наследственности человека и расовой гигиене , написанный Ойгеном Фишером в соавторстве с Эрвином Бауэром и Фрицем Ленцом. Большой раздел этого фундаментального труда посвящен евгенике. Учебник распродавался стремительно. По мнению авторов, основные физические характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически. Разумеется, они знали о средовых факторах, но большую роль отдавали именно наследственности. Авторы были убеждены, что существовали «низшие» люди с низким уровнем умственного развития, склонные к девиантному поведению и «высшие» люди. Они считали, что быстрое размножение членов «низшей» группы, куда они включали всех чернокожих и часть лиц белой расы, могло привести к исчезновению с лица Земли «высших» представителей человечества. Для недопущения этого предлагалось принятие законодательного урегулирования межрасовых и межнациональных браков по примеру США. Еще одним методом борьбы за «чистоту расы» признавалась стерилизация.

Фишер, Бауэр и Ленц искали поддержку среди политиков, которые могли бы помочь им реализовать свои программы. Единственной партией, которая благосклонно отнеслась к этому предложению, была Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Больше всего партию привлекала выдвинутая Фишером концепция двух рас: белой - «нордической, высшей» и черной - «негроидной, низшей». Нацистам понравилась и теория недопущения смешения рас, хотя они и находили, что в ней недостаточно выражен антисемитизм. Авторы тем временем говорили, что Гитлер - единственный из тогдашних политиков, кто действительно понимал значение генетики и евгеники для будущего Германии.

На выборах в 1930 году НСДАП набрала большинство голосов.

16 марта 1911 года в католической семье в Гюнцбурге родился Йозеф Менгеле, старший из трех сыновей Терезы Вальбург и Карла Менгеле - основателя крупной компании по ремонту и производству сельскохозяйственного оборудования. Отец был членом Немецкой национальной народной партии, что определяло консервативные политические настроения семьи Менгеле.

В 1930 году 19-летний Йозеф покидает свой родной город, не видя своего будущего в семейном бизнесе, в отличие от его братьев Алоиса и Карла. Как старший сын он мог бы легко в будущем встать на место своего отца, но Менгеле хотел большего, хотел поступить в университет и быть известным исследователем. Его имя должно появиться в энциклопедиях. Это стремление было движущей силой, которая в конце концов и привела его в Освенцим.

В этом же году Менгеле поступает в Мюнхенский университет Людвига Максимилиана. Как он впоследствии отмечал в своих дневниках, со своими одногруппниками Йозеф часто наблюдал демонстрации НСНРП, что в дальнейшем определило его политические и научные взгляды. Впечатленный политической пропагандой, в 1932 году Менгеле становится одним из первых энтузиастов Штурмовых отрядов НСНРП.

В 1932 году руководство нацистской партии обратилось к Фишеру, Ленцу и некоторым другим их коллегам с предложением участвовать в работе по «гигиене рас».

Научным центром евгенистической и антисемитской политики были институты Общества Кайзера Вильгельма (ныне Общество Макса Планка). Эти настроения были сосредоточены в основном в четырех из более чем пятидесяти научно-исследовательских институтов - это Институт антропологии, наследственности человека и евгеники, Институт психиатрии, Институт исследований мозга, Институт биохимии, который возглавлял лауреат Нобелевской премии, а позже президент Общества Макса Планка, Адольф Бутенандт.

Евгеники предоставили нацистам то, в чем нацисты больше всего нуждались: доверие и уважение в глазах общества. Ученые и доктора медицины не могут ошибаться, говоря, что действия антисемитов правильны и необходимы с научной точки зрения. Таким образом роль генетики была сведена к пропаганде антисемитизма.

Взамен генетики получили все, чего добивались. В каждом медицинском институте Германии была кафедра генетики человека. Образование всех немецких медиков было построено на основе «научного антисемитизма». Кафедры имели разные названия (например, «кафедра гигиены рас»), но по существу они были кафедрами генетики человека. Был принят закон об обязательной стерилизации умственно отсталых, алкоголиков, шизофреников, больных маниакально-депрессивным психозом, слепых и глухих от рождения, страдающих хореей Хантингтона. Закон вступил в силу 1 января 1934 года. Известно число прошедших стерилизацию: в период с 1934 по 1939 гг. оно составило от 350 до 400 тыс. человек. Международный комитет по евгенике отреагировал на этот закон положительно, что и привело к принятию в 1935 году так называемых Нюрнбергских законов. С этого момента немецкие евгеники потеряли поддержку международного научного сообщества.

В 1935 году Менгеле защищает докторскую диссертацию по антропологии. Его работа называлась «Расовая морфология передней части нижней челюсти и подразделение на четыре расовые группы». Научным руководителем работы был директор антропологического института Теодор Моллисон, предоставлявший антропологический фундамент для обоснования расовой гигиены. Целью работы было исследование 123 экспонатов нижних челюстей из Государственной Мюнхенской коллекции антропологии и палеонтологии для того, чтобы продемонстрировать морфологические различия между «примитивными и прогрессивными» расами. Современный взгляд на эту работу критичен. Медицинские историки сходятся на мнении, что это было «больше безумием, чем наукой».

В 1937 году Менгеле по наставлению Теодора Моллисона становится помощником Отмара Фрайхера фон Фершуэра - ученика Ойгена Фишера и профессора кафедры генетики человека Института антропологии, наследственности человека и евгеники им. Кайзера Вильгельма. Научные интересы самого Фершуэра были ориентированы на законы наследования заболеваний, а также влияние на человека наследственных и средовых факторов. Особенно Фэршуэра интересовали близнецы, так как они были удобным материалом для исследования человеческой наследственности.

Йозеф Менгеле вступает в НСНРП, посчитав этот шаг полезным для своей карьеры. В 1938 году под руководством Фершуэра Менгеле защищает вторую диссертацию уже в области медицины, под названием «Родственные исследования расщелины губы и нёба». Обе докторские степени были сняты в 1960 году из-за совершенных им в Освенциме преступлений.

В 1940 году Менгеле вступает добровольцем в войска СС и идет на фронт в качестве врача, где через 2 года получает тяжелое ранение. В этом же году Фершуэр сменяет своего учителя Ойгена Фишера на посту директора института. Менгеле тем временем возвращается на лечение в Берлин, где в 1943 году ему предлагают поехать в качестве врача СС в концлагерь Освенцим. Он соглашается. Не исключено, что мысль об отправке своего протеже в Освенцим, где были предоставлены условия для проведения научных исследований на людях, принадлежала научному руководителю Менгеле Фершуэру, с целью получения материала “на заказ” для дальнейших исследований института.

Обязанности Менгеле в качестве лагерного врача заключались в мониторинге состояния здоровья прибывших заключенных. Старики, инвалиды, беременные, дети считались непригодными для работы и уничтожались в газовых камерах. Такая же участь ждала и больных заключенных - таким образом ликвидировались вспышки эпидемий сыпного тифа, скарлатины, туберкулеза. Менгеле имел полный доступ к отбору исследовательских объектов, отвечающих его научным интересам: близнецы и люди с аномалиями развития. Выбор Менгеле защищал их от смерти в газовой камере. Менгеле причастен к гибели десятков тысяч людей только лишь через выборы “пригодных” в лагере.

Прибытие венгерских евреев в Освенцим, май 1944 года.

Дети в лагере Освенцим находились в условиях антисанитарии, голода, среди них наблюдались вспышки кори, поэтому нередко развивалась нома - язвенно-некротический гангивит, который имел склонность к распространению на слизистую щек и таким образом приводил к массивным деструктивным процессам мягких тканей, выпадению зубов и к уродующим последствиям. Под руководством Менгеле был организован лазарет для больных детей для изучения заболевания и методов его излечения. Было сделано множество фотографий этого процесса и даже был нанят художник, который зарисовывал этапы выздоровления. Менгеле очень гордился полученными результатами. Проводились попытки разработки прививок посредством инъекций здоровым детям и взрослым выделений со слизистой щек больных детей. Около 3000 человек, в основном детей, умерли от этих “прививок”.

Близнецы были не только наилучшим материалом для исследования наследственности, Менгеле также интересовала склонность в наследовании рождении двойни, так как это могло быстро обеспечить численное доминирование арийской расы в будущем. Для этого он насильственно создавал пары из мужских и женских пар взрослых близнецов.

После того, как дети-близнецы были отняты от своих родителей, они доставлялись в душ, а затем распределялись по казармам. Близнецы клеймились татуировками. Так как они были «детьми Менгеле», к ним относились иначе, чем к другим заключенным. Им позволяли сохранить волосы и свою собственную одежду, они были освобождены от тяжелой работы и наказаний. Для детей до 6 лет был организован “детский садик” с собственной детской площадкой. Каждый день близнецов начинался одинаково: подъем в шесть часов утра, перекличка перед своими казармами под надзором самого Менгеле, после - небольшой завтрак. Присутствие Менгеле не вызывало страха у детей. Он был приятной наружности, всегда опрятно одет и часто появлялся с полными карманами конфет, мог погладить детей по голове, разговаривал с ними, а иногда даже играл. Условия “летнего лагеря” продолжались до тех пор, пока за ними не приезжал грузовик для отправки на медицинские эксперименты. В экспериментах было задействовано 732 пары близнецов.

Выжившие дети при освобождении Освенцима Красной армией, 1945 год.

Все близнецы подвергались подробному антропологическому исследованию и рентгенографии, делались множественные записи и фотографии в течение многих часов. Близнецы исследовались и с использованием эндоскопических методов без сопровождающей анестезии. Каждый день каждый близнец должен был сдавать кровь, приблизительно по 10 см3. У самых маленьких детей, чьи руки и кисти были очень малы, кровь бралась из шеи, это было болезненной и пугающей процедурой. Проводились множественные опыты по переливанию крови от близнеца к близнецу, которые нередко заканчивались летальным исходом. Исследовали, помимо крови, мокроту, сперму, волосы. Были проведены различные хирургические операции без анестезии, включая удаление органов, кастрацию и ампутацию. Прививались болезни, например, тиф и туберкулез, одному из близнецов, а другой оставался здоров, для изучения реакций крови на инфекционные заболевания. Такие же эксперименты по инфекционным болезням проводились среди представителей различных рас для обнаружения расовых различий в восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Исход у всех близнецов был один: независимо от того, над кем из близнецов был проведен опыт и кто умер первым, другой близнец умерщвлялся с помощью инъекций фенола, их тела вскрывались одновременно, для сравнения. Материалы диссекции упаковывались и отправлялись с печатью “Срочно, военная тайна” в Институт антропологии, наследственности человека и евгеники им. Кайзера Вильгельма для дальнейшего патоморфологического изучения.

Интерес к людям с аномалиями развития (в том числе к людям с карликовостью) объяснялся их уродством. Целью ученых было обнаружение генетических нарушений для предотвращения их у арийцев. После многочисленных экспериментов и анализов крови подопытные умерщвлялись, а их скелеты отправлялись в коллекцию института в Берлин.

В 1943 году Фершуэр разрабатывает проект по исследованию «специфических белков», финансировавшийся в том числе из фонда Рокфеллера. Целью проекта была разработка серологического метода определения человеческой расы по анализу крови, тем самым Фершуэр снова пытался доказать различие рас.

В этих исследованиях принимал участие Гюнтер Хиллман, занимавшийся анализом около 200 образцов крови, присылаемых Менгеле из Освенцима. Хиллман работал в Институте биохимии им. Кайзера Вильгельма у коллеги Фершуэра, лауреата Нобелевской премии Арнольда Бутенандта. В дальнейшем Бутенандт говорил, что ничего не знал об этом проекте, а Хиллман после войны стал первым президентом Немецкого общества клинической химии, ни разу не дав понять, что имел к этим анализам хоть какое-нибудь отношение.

Коллекция бабочек

В 1933 году зоолог Альфред Кюн (будущий директор Института биологии им. Кайзера Вильгельма ) начинает работать совместно с Адольфом Бутенандтом над проблемой влияния гормонов на процессы пигментации, особенно в глазах. Эксперименты проводились на дрозофилах.

Ученица Кюна Карин Магнуссен переняла научное направление своего учителя. Осенью 1941 года Магнуссен переводится в Институт а нтропологии, наследственности человека и евгеники им. Кайзера Вильгельма как научный сотрудник. Магнуссен исследовала процессы наследования цвета глаз у кроликов и людей. Особый интерес у нее вызывало такое явление, как гетерохромия (различный цвет радужной оболочки глаз). Магнуссен пыталась привести доказательства того, что цвет глаз является не только генетически обусловленным признаком, но и зависит от гормонального фона и воздействия различных фармакологических веществ.

В 1943 году немецкий исследовательский фонд профинансировал организованный институтом проект «Исследование развития цвета глаз и использование результатов в качестве основы для определения принадлежности к расовой и этнической группе», одним из руководителей которого была сама Магнуссен.

В рамках этого проекта Менгеле в Освенциме начал работать над возможностями изменения цвета глаз и устранению гетерохромии. Перспективным направлением в его исследованиях было создание арийских голубых глаз. Для этого он вводил различные жидкости в глаза, которые нередко приводили к гнойно-воспалительным процессам и слепоте. Препараты для экспериментов он получал от Магнуссен в обмен на поставки глаз испытуемых. Таким образом было переслано около 40 пар глаз.

Одна из врачей заключенных Освенцима рассказывала в интервью: «Я смотрела на стену, усыпанную человеческими глазами. Голубые глаза, карие глаза, зеленые глаза. Эти глаза, они смотрели на меня, как коллекция бабочек, и я упала на пол».

После окончания Второй мировой войны Магнуссен продолжила свои исследования и в 1949 году опубликовала работу под названием “Об отношениях между цветом радужной оболочки и гистологическим распределением пигмента в человеческом глазу”. Она не дала никакой информации о происхождении 31 пары глаз из своего исследования, так что вполне вероятно, что эти глаза пришли из концентрационного лагеря Освенцим.

Ангел смерти

Ассоциирующийся с Менгеле образ садиста и самого злостного врача СС подвергается критике. Многие “коллеги” (в основном это врачи-заключенные) по Освенциму утверждают, что он не был садистом, то есть человеком, получавшим удовольствие от страданий и боли своих жертв. Менгеле относился к заключенным как к материалу своих исследований, не проявляя агрессии по отношению к своим “подопытным мышам”. Он обладал профессиональной хладнокровностью, которой не могли похвастаться другие врачи СС. В его дневниках никогда не было саморефлексии и рассуждений о душевных и физических страданиях жертв. Зато было много сентиментальности по отношению к своей собственной семье (например, в письмах к своему сыну) и черствости по отношению к другим.

Офицеры СС в доме отдыха приблизительно в 30 километрах к югу от Освенцима. Слева направо: Йозеф Менгеле, Рудольф Гесс (бывший комендант Освенцима), Йозеф Крамер (командир Биркенау) и неизвестный, 1944 год.

Мнение коллег о его антисемитских взглядах разное, но большинство сходятся на том, что он не был фанатиком, потому что был слишком циничен, скорее, он был политически приверженным. Сочетание безграничного честолюбия и цинизма является центральной характеристикой нацистского преступника Йозефа Менгеле.

Практически все немецкие генетики, сотрудничавшие с нацистами, избежали ответственности; только Менгеле пришлось бежать.

17 января 1945 года, за десять дней до освобождения Освенцима Красной армией, Менгеле бежал с поспешно упакованным багажом медицинских записей своих преступлений. В последующие годы он находился в бегах под разными именами, с разными паспортами, в различных уголках мира: Германии, Италии, Парагвае, Уругвае, Аргентине. На протяжении всей послевоенной жизни Йозефа Менгеле поддерживала его семья, как эмоционально, так и финансово - их с емейный бизнес долгое время был доминирующим предприятием в Гюнцбурге.

Он умер в Сан-Паулу (Бразилия) в 1979 году от утопления из-за случившегося в море инсульта. Там же Менгеле и был похоронен под именем Вольфганг Герхард.

Проследить этапы побега Менгеле удалось только после обнаружения его дневников бразильской полицией в 1985 году, которые в 2011 году были проданы на аукционе за 245000 долларов, представляюшие собой около 3500 страниц автобиографических записок, философских размышлений и стихов, датируемых от 1960 до 1975 года. В том же 1985 году была найдена и могила Менгеле. После эксгумации и судебно-медицинской экспертизы его личность была установлена, а в 1992 году анализ ДНК развеял последние сомнения.

Выжившие жертвы Менгеле остались глубоко разочарованными тем, что в течение более чем четырех десятилетий усилия международного розыска в конечном итоге были потрачены впустую, что было множество ошибочных сообщений о его аресте властями США и ложных заявлений о его местонахождении. Даже вознаграждение в десять миллионов немецких марок не помогло подвергнуть Менгеле правосудию.

Эксперименты Йозефа Менгеле сделали его не только символом нацистских экспериментов и холокоста, но и символом бегства от правосудия и неспособности властей принять достаточные меры для привлечения к ответственности лиц, совершивших эти страшные преступления.

Карин Магнуссен последние двадцать лет жизни провела в Бремене, где работала учителем; она умерла в 1997 году в возрасте 89 лет.Отмар фон Фершуэр оставался уважаемым ученым в Германии, с 1951 года он работал деканом вновь созданного Института генетики человека в Университете Мюнстера, а также являлся почетным членом многих научных сообществ. Фершуэр неоднократно писал и говорил, что с Менгеле он был просто знаком, что тот никогда не был его ассистентом и он ничего не знал о деятельности Менгеле в Освенциме, тем более о том, что там происходило. Фершуэр погиб в автомобильной катастрофе в 1969 году. На мемориальной доске на здании бывшего Института антропологии, наследственности человека и евгеники им. Кайзера Вильгельма Фершуэр обозначен как преступник.

Вконтакте

Немецкий вермахт оставил о себе недобрую память. Как бы ни открещивались его ветераны от многочисленных военных преступлений, были они не только солдатами, но и карателями. Но имя этого солдата вермахта в Сербии произносится с уважением. О нем был снят фильм, его имя – на страницах сербского учебника истории.

В июле 1941 года в Сербии в районе села Вишевец был разгромлен партизанский отряд. После тяжелого боя была проведена зачистка, в ходе которой были арестованы 16 местных жителей, подозреваемых в поддержке и сочувствии партизанам. Военный суд был скорым, приговор его был предсказуем: все 16 были приговорены к расстрелу. Для приведения приговора в исполнение был выделен взвод из состава 714-й пехотной дивизии. Осужденным завязали глаза и поставили к стогу сена. Солдаты стали против них и взяли винтовки на изготовку. Еще мгновение – и прозвучит команда «Feuer!», после которой 16 человек пополнят бесконечный список жертв Второй мировой войны. Но один из солдат опустил винтовку. Он подошел к офицеру и заявил, что не будет стрелять: он солдат, а не палач. Офицер напомнил солдату о присяге и поставил его перед выбором: или солдат возвращается в строй и вместе с другими выполнит приказ, или он встанет у стога вместе с осужденными. Несколько мгновений, и решение принято. Солдат положил винтовку на землю, направился к приговоренными к смерти сербам и встал рядом с ними. Имя этого солдата – Йозеф Шульц.


Сохранилось фото, сделанное одним из расстрельщиков: Солдат Вермахта идет к сербам

Кто он, Йозеф Шульц?

В биографии ефрейтора Йозефа Шульца нет ничего героического. Его отец погиб в Первую мировую, Йозеф остался старшим в семье и рано начал трудовую деятельность. Ремесленное училище, работа оформителем витрин. По воспоминаниям его брата, Йозеф не был ни вспыльчивым, ни безрассудным, ни агрессивным, а скорее мягким и сентиментальным. Никогда не занимался политикой, не был ни коммунистом, ни социал-демократом.

Готов был служить родине и фюреру. На момент смерти ему было 32 года, человек с уже вполне сформировавшимся мировоззрением. Он прекрасно знал, как наказывается в военное время солдат, отказавшийся выполнить приказ. Почему онпросто не выстрелил в воздух? Ведь никто не узнал бы, что его пуля пролетела мимо. Но тогда в глазах всех других он стал бы убийцей и остался бы им навсегда. В отличие от многих, ни присяга, ни воинский долг, не могли стать для него оправданием. Вполне осознанно он принял решение умереть с чистыми руками и именем.

Такие люди были

В Сербии на месте трагедии стоит памятник погибшим. На монументе закреплена табличка с именами и фамилиями расстрелянных. 17 фамилий: 16 – сербских и 1 – немецкая.

Советский кинорежиссер М. Ромм сказал: «Нужно иметь немалое мужество, чтобы отдать жизнь за свою Родину. Но иногда не меньшее мужество нужно иметь, чтобы сказать «нет», когда все кругом говорят «да», чтобы остаться человеком, когда все кругом перестали быть людьми. Все-таки были в Германии люди, которые говорили фашизму «нет». Да, таких людей было мало. Но они были».

Было или не было?

Долгое время сам факт отказа Йозефа Шульца от участия в расстреле мирных жителей и его последующей казни подвергался сомнению. Утверждалось, что вся эта история – коммунистическая пропаганда. Семья Шульца получила официальное извещение, что ефрейтор Йозеф Шульц отдал свою жизнь за фюрера и рейх в бою с «бандитами» Тито. Но командир 714-й дивизии Фридрих Шталь в своем дневнике подробно описал этот инцидент. Были даже найдены фотографии, сделанные одним из участников расстрельной команды. На одной из них Йозеф Шульц, без оружия и без шлема направляется к стогу сена, чтобы встать среди расстреливаемых. Точку в споре поставила проведенная в 1947 году эксгумация останков погибших. Среди 17-и захороненных один был в форме войск вермахта. Йозеф Шульц все-таки не погиб в бою, а был расстрелян. Командование дивизии решило скрыть позорный факт невыполнение солдатом приказа, и командир роты обер-лейтенант Голлуб направил матери Шульца в Вупперталь извещение о героической гибели ее сына в бою.


Памятник расстрелянным

  • Письмо обер-лейтенанта Голлуба матери Шультца.

    "Простой (скромный) крест украшает его могилу! Он погиб как герой! В ходе ожесточённой перестрелки он получил рикошетом пулю в правое лёгкое. Затем подошедшее подкрепление обратило банду коммунистов в бегство, и Ваш сын был перевязан. Но любая возможная помощь оказалась напрасной. Он умер в течение нескольких минут."

    Кошелёк с содержимым: 12 рейхсмарок, 2 ключа и обручальное кольцо
    Разные пустые конверты
    Медальон, содержащий различные фотографии
    Кусок мыла для умывания, столовый прибор из 4-х предметов
    Кусок мыла для бритья, 4 носовых платка
    Автоматический карандаш (посеребренный), один блокнот
    Очки, письма из дома
    Губная гармошка, письмо домой
    Ножницы, письмо домой
    Ручные часы марки «Экзита»
    Карманное зеркальце и расческа

    По всем вопросам социального обеспечения и оказания помощи Вам надлежит обратиться в соответствующие ведомства вермахта, местоположение которых Вам охотно сообщат в любом военном учреждении. Мы скорбим вместе с Вами об утрате своего сына, поскольку он был, всем нам, ценный и надежный товарищ. Он навсегда останется в нашей памяти.

    Подпись: Голлуб

    Оберлейтенант, командир роты.

    Оригинальный текст (нем.)
    Ein schlichtes Kreuz ziert sein Grab! Er starb als Held! Bei einem Feuergefecht erhielt er nach heftigem Feuerkampf einen Querschläger in die rechte Lunge. Durch inzwischen eingetroffene Verstärkung wurde die Kommunistenbande in die Flucht geschlagen und Ihr Sohn verbunden. Jede menschliche Hilfe war jedoch vergeblich. Der Tod trat nach wenigen Minuten ein.1 Geldbörse mit Inhalt: 12.- RM 2 Schlüssel u. 1 Trauring
    1 „ leer Diverse Briefe
    1 Nähkasten mit Inhalt Diverse Bilder
    1 Stück Waschseife Essbesteck 4teilig
    1 Stück Rasierseife 4 Taschentücher
    1 Drehbleistift (versilbert) 1 Notizbuch
    1 Brille Briefe aus der Heimat
    1 Mundharmonika Brief zur Heimat
    1 Schere 1 Brief zur Heimat
    1 Armbanduhr Marke Exita
    1 Taschenspiegel u. Kamm
    In allen Fürsorge- und Versorgungsfragen wird Ihnen das zuständige Wehrmachtsfürsorge- und Versorgungsamt, dessen Standort bei jeder militärischen Dienststelle zu erfahren ist, bereitwilligst Auskunft erteilen. Wir trauern mit Ihnen um den Verlust Ihres Sohnes, denn er war uns allen ein liebwerter und treuer Kamerad. Er wird uns unvergessen bleiben.
    Unterschrift: Gollub
    Oberleutnant und Kompaniechef

    В 1960-е годы немецкие еженедельники Neue Illustrierte и Quick опубликовали фотографии с места расстрела, причём на одной из них был запечатлён солдат без оружия и без шлема. Немцев опрашивали по поводу того, кем мог быть этот человек . Депутат Бундестага Вильдерих Фрайхерр Остман фон дер Лейе, изучив фотографию, вскоре заявил, что на фотографии действительно был изображён Йозеф Шульц - источником послужил дневник командира дивизии Фридриха Шталя , который был предоставлен его же сыном, работавшим в военном архиве Фрайбурга . Однако сослуживцы Йозефа, расстреливавшие партизан, утверждали обратное: на фотографии был изображён вовсе не погибший солдат. Аналогичные заявления делали и в Людвигсбурге члены комиссии по расследованиям преступлений нацистов . Хотя дата смерти Шульца не подвергалась сомнениям (после сражения с югославами 19 июля 1941 года , о гибели командиру дивизии доложили в 2 часа ночи 20 июля), архивариусы заявляли, что произошедший инцидент в деревне - выдумка югославской пропаганды .

    Тогда кто из немецких солдат похоронен в могиле с деревне?

  • 2. Отрывок из статьи Карла Бетке «Немецкое антигитлеровское сопротивление в (бывшей) Югославии»:

    Самые экстравагантные страницы истории немецко-югославских отношений посвящены делу ефрейтора Йозефа Шульца (Josef Schulz) из Вупперталя, который 20 июля 1941 года якобы отказался участвовать в расстреле 16 партизан в Смедеревской Паланке, вследствие чего был казнен сам. История была подвергнута сомнению (Х. Лихтенштайн, А.Рюкерль, Ф.Шталь), т.к. экспертизы исследовательского центра в Людвигсбурге и Фрайбургского военного архива доказывают, что Шульц погиб днем раньше, уже в два часа ночи 20 июля донесение о его смерти было получено командованием армии, родным была выслана фотография павшего. Поэтому утверждение, что дело Шульца есть показательный пример т.н. Befehlsnotstand (невыполнение преступного приказа), вызывает законные возражения. Тем не менее в Югославии равно как и среди немцев, дорожащих дружбой с Югославией и сербами, миф о Шульце имеет много сторонников – что и способствует его популярности. Поэт Антонье Искаович был свидетелем расстрела в Паланке и описал его в рассказе „Satovi“, однако, он не упоминает немецкого солдата, а лишь 16 расстрелянных партизан. Кроме того он утверждает, что видел фотографии расстрела на выставке, организованной комиссией по расследованию военных преступлений еще в 1945 году в Белграде.
    По свидетельству директора фабрики (тогда служившей казармой), на территории которой был произведен расстрел, Часлава Влаича, после войны при эксгумации, на которой он присутствовал будучи школьником, были найдены немецкие сапожные гвоздики и куски пряжки – очевидно, в могиле был немецкий солдат, опознавательный знак тогда потерялся. Историю солдата, который по этическим соображениям выступил против своих – классический сюжет героического эпоса – решили увековечить на воздвигнутом в 1947 году памятнике, для чего германизировали имя расстрелянного в тот день хорватского рабочего. Марсель Межич стал Марселем Мазелем – из-за чужеродно звучащего имени решили, что он немецкого происхождения. История о расстрелянном немце всплыла снова в 1961 году в югославской прессе, в декабре того же года немецкие журналы (Нойе Иллюстрирте, в 1966 году Квик) опубликовали фотографии из военного архива. На них изображен расстрел заложников, проводимый в сельской местности, на одной можно увидеть размытую фигуру «немецкого солдата, чьи знаки воинского различия неидентифицируемы». Без каски и ремня, возможно, со связанными руками, он, похоже, направляется к жертвам, чтобы встать в один ряд с ними. Журналы обратились к читателям с вопросом: не был ли кто свидетелем этого происшествия. Пленка, по словам работника архива в Паланке, была снята местным фотографом, а после переброса дивизии на восточный фронт осталась в Паланке. Любопытно, что в книге об истории Паланки были опубликованы фотографии, но не сказано ни слова об истории с Шульцем.
    Депутат бундестага от СДПГ Остманн на основании журнала боевых действий 714-й пехотной дивизии «опознал» фото как расстрел у Паланки, а расстрелянного как погибшего в этот день Шульца. Остманн нашел брата Шульца Вальтера и организовал тому в 1972 году поездку в Югославию. Ознакомившись с подробностями, Вальтер Шульц решил, что на фотографии его брат. Однако, боевые товарищи Шульца заверили вуппертальский Тагесцайтунг, что своими глазами видели, как Шульц погиб в бою с партизанами (Хайнц Уфер рассказал, что нашел тяжело раненого Шульца в его грузовике, а капеллан Браун вспомнил о том, что Шульц был погребен с военными почестями). Экспертиза исследовательского центра в Людвигсбурге в 1972 году однозначна опровергла легенду о расстреле. Директор фабрики Влаич, говоривший по-немецки и раздававший интервью многочисленным СМИ, поддерживал тогда деловые контакты с немецкими фирмами, в разговоре с автором он подтвердил, что раскруткой "дела Шульца" помимо прочего хотел привлечь туристов. Сегодня он рассказывает в сербской прессе, что история для него «по-прежнему большая загадка». Чтобы побороть сомнения был явлен еще один свидетель - Звонимир Янкович - он видел, как офицер злобно и «на повышенных тонах» разговаривал с протестующим немцем без знаков различия. На фоне возобновления дипломатических отношений Шульц стал использоваться обеими сторонами как символ «другой Германии». В Югославии история, изложенная во множестве публикаций и даже в школьном учебнике, демпфировала послевоенные антинемецкие выступления, которые никак не вязались со взглядами молодого поколения и развитием экономических связей. Бонн в Шульце из Смедеревской Паланки нашел своего «хорошего немца». Предраг Голубович экранизировал в 1972 году историю Шульца. Короткометражка, снятая по заказу армейской киностудии «Застава» показывалась в качестве журнала в кинотеатрах и демонстрировалась на международных фестивалях в Оберхаузене, Атланте, Бирмингеме и т.д. Любопытно, что режиссер творчески переработал аргумент критиков об отсутствующих на фото знаках различия. В фильме их театрально срывают. Мира Алешкович сочинила стихи о герое, намерение назвать в его честь улицу реализовано не было. В конце семидесятых случился скандал. Когда Мина Ковачевич в 1978 году изваяла фигуру Шульца, местные политики и союз партизан-ветеранов выступили с протестами. Тяжба длилась до 1981 года и закончилась поражением скульптора. Местный совет общины заявил, что скульптура, изображающая иностранного солдата, тем более немца, несмотря на его героизм, не вписывается в официальную парадигму. Однако коллеги в Белграде поддержали Ковачевич, а когда она обратилась за помощью в немецкое посольство, даже Штерн обратил внимание на «твердолобость товарищей из сербской глубинки».
    Посол ФРГ Хорст Граберт летом 1981 г вместе с министром иностранных дел Югославии Врбовецом возложил к старому памятнику венки, после чего доложил Геношеру, что вся Югославия «на стороне Шульца». Исследовательский центр в Людвигсбурге информировал немецкое посольство о противоречиях легенды, но Граберт, апеллируя к свидетелю Янковичу и другим доказательствам, дал понять, что «не хотел бы идти против местных убеждений». В 1997 году Граберт еще раз вернулся к этой истории и назвал Шульца «убежденным католиком». В югославских газетах после 1973 года, когда журналисты посетили брата Шульца Вальтера, тоже постоянно всплывали новые подробности: подчеркивался художественный талант убитого ефрейтора, позже он даже стал членом секретной антигитлеровской организации. В нескольких метрах от старого памятника в начале 80-х был воздвигнут новый, на котором было добавллено имя Шульца (а имя хорвата Межича исправлено). 20 июля 1997 года перед памятником выступил немецкий посол Грубер, кадры выступления показали по телевидению. За последние 40 лет в Югославии напечатаны десятки статей о Шульце, в большей части которых об аргументированных возражениях немецких историков упоминается мельком или не упоминается вовсе. Фигура Шульца плотно вросла в коллективное сознание сербов вне всякой зависимости от правдивости изначальной истории. К примеру, в 1999 во время демонстраций в Войводине лидер тамошних социал-демократов Чанак призывал сербских полицейских последовать примеру Йозефа Шульца и перейти на их сторону.

    По свидетельству директора фабрики (тогда служившей казармой), на территории которой был произведен расстрел, Часлава Влаича, после войны при эксгумации, на которой он присутствовал будучи школьником, были найдены немецкие сапожные гвоздики и куски пряжки – очевидно, в могиле был немецкий солдат, опознавательный знак тогда потерял ся.
    Кто же это был? Партизан носивший немецкий ремень и сапоги?

  • По свидетельству директора фабрики (тогда служившей казармой), на территории которой был произведен расстрел, Часлава Влаича, после войны при эксгумации, на которой он присутствовал будучи школьником, были найдены немецкие сапожные гвоздики и куски пряжки – очевидно, в могиле был немецкий солдат, опознавательный знак тогда потерялся.
    Кто же носил немецкие сапоги и ремень? Один из Партизан?

    ИМХО для того чтоб расстрелять солдата вермахта,не выполнившего приказ,необходимо было составить кучу бумаг и провести кучу различных бюрократических процедур.
    Это Вам не 1944 год в каком нибудь котле,где озлобленность,нервозность и безисходность толкает командиров на крайние меры. 1941 год,Югославия. Отказ солдата выполнить приказ повлек бы за собой военно-полевой суд в обязательном порядке,да и вряд ли в тот период войны его товарищи по оружию стали бы стрелять в него...

  • Так он служил в люфтваффе? путаница какая то..
  • В немецкой историографии случай Йозефа Шульца однозначно трактуется как "миф о хорошем немце" (Guter-Deutscher-Mythos ), который призван обелить немецких военнослужащих времен Второй мировой войны. Это так называемая "легенда об обеленном вермахте" (


    Guter-Deutscher-Mythos ), который призван обелить немецких военнослужащих времен Второй мировой войны. Это так называемая "легенда об обеленном вермахте" (Legende von der sauberen Wehrmacht ), дескать, бывшие солдаты вермахта не были варварами и садистами и на их совести нет кровавых пятен расправ с военнопленными.

    Военно-исторический научно-исследовательский институт во Фрайбурге (das Militärgeschichtliche Forschungsamt in Freiburg ) еще в 1970-е годы опроверг миф о гуманном немецком ефрейторе. Как установили сотрудники этого ведомства, в их архиве имеется свидетельство о смерти Йозефа Шульца, из которого явствует, что тот погиб накануне расстрела и именно от рук югославских партизан. Точнее, это произошло в 2 часа утра того дня, когда произошел расстрел.

    По мнению немецкого историка Карла Бетке (Karl Bethke ), высказанного им в своей работе "Представление о немецком сопротивлении Гитлеру в бывшей Югославии" (Das Bild vom deutschen Widerstand gegen Hitler im ehemaligen Jugoslawien ), "неизвестно ни одного случая, чтобы немецкий солдат был расстрелян, потому что он отказался принимать участие в подобных расстрелах" . Это касается Югославии, но случаи отказа были зафиксированы в Белоруссии, где офицеры вермахта не захотели выступать в роли карателей еврейского населения.

    Игорь Буккер

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Тогда чье имя на обелиске? Югославского партизана с немецкими корнями? Врятли... Селяне-партизаны из глубинки с коренными для сербов фамилиями..
    Я так думаю. И ведь немцы не оспаривают присутствие фамилии Шульца на мемориальной доске...

    Последнее редактирование: 24 фев 2016

  • Аннотация

    История Германии конца 20-х – начала 30-х гг. XX в. оставила много исследовательских вопросов, среди которых феномен прихода к власти нацистов занимает, пожалуй, центральное место, и ключ к пониманию истории Германии конца 20-х – 30-х гг. во многом лежит в избирательных кампаниях 1928–1932 гг. Данная работа является первым специальным и обстоятельным исследованием в отечественной науке статистических данных результатов выборов ...(Подробнее) в Германии в 1928–1932 гг. Автор произвел пересмотр статистических данных электоральной истории Веймарской республики конца 20-х – начала 30-х гг. с точки зрения: 1) процента явки на выборах в рейхстаг 1928–1932 гг., 2) количества действительных и недействительных бюллетеней на этих выборах и 3) уточнения количества и процента голосов избирателей, отданных за основные партии.

    В основу исследования положен анализ шести ключевых вопросов, которые, на взгляд автора, позволяют понять результаты выборов в Германии 1928–1933 гг. и которые не имеют однозначных ответов среди исследователей: 1) был ли исчерпан электоральный рост НСДАП на июльских 1932 г. выборах в рейхстаг; 2) какие классы и социальные группы голосовали за различные партии, в первую очередь НСДАП; 3) какова была роль мобилизации ранее не голосующего электората, а также 4) молодых избирателей; 5) была ли разница в гендерном голосовании и сыграло ли это голосование серьезную роль в политическом подъеме и падении основных партий; 6) почему различные социальные группы голосовали за НСДАП.

    From the Weimar republic to the Third Reich: German electoral history in the 1920th – the beginning of the 1930th

    German history of the end of the 20th – the beginning of the 30th of the XXth century has left many questions for researchers, among which the phenomenon of Nazis’ coming to power takes, perhaps, the central place. A key for understanding of German history in many respects lies in the electoral campaigns of 1928-1932. The author made review of statistical data of the Weimar republic’s electoral history from the point of view of: 1) percent of a voting turnout on Reichstag elections in 1928-1932, 2) the number of the valid and invalid bulletins on these elections and 3) amendments of quantity and percent of votes of the voters given for the main parties. The analysis of six key questions which, in the author"s opinion, allow to understand 1928-1933 electoral results in Germany and which have no definite answers among researchers is the basis for a research: 1) whether electoral growth of NSDAP on elections to a Reichstag in July 1932 was exhausted; 2) what classes and social groups voted for various parties, first of all NSDAP; 3) what was a mobilization role of earlier non-voting electorate, and also 4) young voters; 5) whether there was a difference in gender vote and whether that vote played a serious role in political raising and fall of the main parties; 6) why various social groups voted for NSDAP.

    The first part of the research is devoted to features of the Weimar republic’s political architecture. The basis of the second part of the research – electoral dynamics (the periods of growth and fall in the rating of the main parties) and electoral mapping. Multiple-factor indicators are involved in this research: not just what party has got the maximum number of votes in this or that constituency, and 1) dynamics of these results throughout Reichstag’s elections of 1928-1932; 2) a ratio to an average value about the country; 3) a ratio and dependence of set, falling and stability of votes’ number for the main parties – SPD, KPG and NSDAP – and in pairs. In electoral dynamics were considered not just change of data, and 1) scenarios of each elections for three parties: SPD, NSDAP, KPG; 2) correlation of their results, a ratio to averages about the country and to each other; 3) influence in certain lands of other parties on the partition of voices. The third part of the research is the analysis of social composition of voters of parties, first of all – NSDAP: the research of social composition of NSDAP’s electorate and other main parties of the republic from the point of view of a class association or belonging to big social groups, age and gender strata. Why these or those groups voted for NSDAP, support of certain groups, quantitative index of this support give a part of the answer to a question of the reasons of Nazis’ arrival to the power – that has made the fourth part of the research.

    Weimar Germany, Weimar Republic, 1928 elections in Germany, 1928-32 elections in Germany, elections 1928-33 in Germany, elections 1928-33 in Germany, 1930 elections in Germany, election of 1932 in Germany, elections in Weimar Germany, elections in Germany of 1928, elections in Germany 1928-32, elections in Germany 1928-33, elections in Germany in 1930, elections in Germany 1932, the Reichstag elections in 1928, Reichstag elections 1928-33, the Reichstag elections in 1930, the Reichstag elections in 1932, the Reichstag elections in 1933, Germany 1918-1933, Germany 1928-1933, history of Nazism in Germany, sources on the history of elections in Germany, sources on electoral history of Germany, the crisis of the Weimar Republic, who voted for Hitler, who voted for the Nazi party, national socialism in Germany, the beginning of the Third Reich, November revolution of 1918, November revolution in Germany, from the Weimar Republic to the Nazi dictatorship, the fall of the Weimar Republic, parliamentary elections in Germany, why the Germans voted for Hitler, Hitler"s coming to power, Nazis coming to power, reasons of the Weimar Republic"s fall, reasons of the Nazis victory in Germany, causes of the Nazis’ coming to power, results of the NSDAP on the elections in Germany, birth of the Third Reich, social base of Nazism, Nazi"s social base, sociology of the elections in Germany, sociology of Nazism, sociology of the political history of Germany, statistics of elections in Germany, electoral history of Germany, German electoral statistics

    Содержание Вступление.................................................................................................6 Глава 1. Изучение проблемы (истоки и историография).............17 Глава 2. Политическая архитектура Веймарской республики.......................................................................49 Глава 3. Выборы в Германии, 1928-1932 гг.: анализ электоральной статистики.....................................................87 Глава 4. Социальная база основных партий..................................118 Глава 5. От Веймара к Третьему рейху............................................150 Список литературы.............................................................................181 Приложения Список таблиц и графиков................................................................219 Таблицы..................................................................................................222 Список сокращений............................................................................265 5

    Шульц Эдуард Эдуардович

    Родился в 1972 году. Выпускник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. Автор семи научных монографий и более шестидесяти научных статей. Руководитель Центра политических и социальных технологий (www.ЦПСТ.РФ).

    Йозеф Шульц (Шультц)

    Немецкий солдат, участник Второй мировой войны. Был расстрелян немецкими офицером в сербской деревне за то, что заступился за партизан приговоренных к расстрелу. В бывшей Югославии, а теперь в современной Сербии, считается героем-антифашистом.

    Josef Schulz (Schultz) — нем. (Jozef Šulc — серб.) родился в 1909, Вупперталь, Германия. Расстрелян 19 июля 1941, в деревне Смедеревска-Паланка, Югославия. Он был немецким солдатом, 114-ой егерской (714-ой пехотной) дивизии.

    Сослуживцы считали Йозефа спокойным человеком, который мог поддерживать веселье в любой компании. Он не был вспыльчивым, безрассудным, чаще считался мягким. Увлекался игрой на пианино, а также был хорошим художником - у него прекрасно получались репродукции картин голландских художников.

    В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 мирных жителей, обвинив их в пособничестве партизанам и отправили их в импровизированную тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич. Военно-полевой суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля.

    Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спинами к стогу сена, предварительно партизанам были завязаны глаза. Но перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:

    — Ich schieße nicht! Diese Männer sind unschuldig! (Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!)

    Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался

    выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.

    Йозеф Шульц за несколько минут до своей смерти (обозначен стрелкой)

    Йозеф стоит перед партизанами, оружия в руках уже нет, каски на голове также нет. С двух сторон - его вооружённые сослуживцы. Фотограф справа от расстрельной команды. Идентификация фигуры именно на этой фотографии как Шульца оспаривается рядом историков и биографов….

    Для сокрытия факта мятежа в дивизии, семье Йозефа прислали сфальсифицированную «похоронку», которую инициировало командование.

    В 1972 году брат Йозефа, Вальтер совершил путешествие в Югославию, чтобы ознакомиться с подробностями гибели брата. Изучив ту фотографию, о которой шла речь, Вальтер подтвердил, что на ней действительно изображён Йозеф Шульц.

    Югославский журналист Звонимир Янкович также сумел найти фотографию с места расстрела, на которой были запечатлены спорящий офицер и солдат вермахта; хотя тот солдат был в немецкой униформе, отличительных знаков вермахта на ней не было. По всей видимости, это и был тот самый Йозеф. В 1973 году журналисты югославской газеты «Политика» нанесли визит Вальтеру Шульцу в Германию, который дал интервью и рассказал о своём брате.

    В Югославии немецкого солдата фактически сделали национальным героем и символом антифашистского сопротивления.