Все части предложения в русском языке. Какие бывают виды предложений в русском языке: примеры и характеристика. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Части речи и члены предложения

Члены

предложения

Части речи

Чтобы общаться, мы включаем слова в высказывания, строим из них предложения. Слова при этом взаимодействуют друг с другом.

В предложении слова становятся членами предложения.

Части речи – это разряды, или классы, слов, которые различаются по общему значению (предмет, признак, действие, количество и т.д.), по морфологическим признакам (род, число, падеж, наклонение, время, лицо, вид и т.д.), по синтаксическим признакам (роль в предложении).

Самостоятельные части речи

существ.

прилаг.

числит.

Место-

имение

Глагол

Причастие

Деепри-

частие

Наречие

Слова

состояния

предмета

Количество или

порядок при счёте

Указывает на

предм., призн.,

Действие

или состояние

Признак предмета

по действию

Добавочное

действие

действия

или признака

Состояние человека,

животного, природы.

Оценка действий

Кто это?

Что это?

Какой?

Сколько?

Который?

Кто? Что?

Какой? Каков?

Чей? Сколько?

Что делать?

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что сделавший?

Что делая?

Что сделав?

Как?Когда? Почему?

и др.

Как? Где? Куда?

Когда? Почему?

Зачем?

Как? Каково?

ветер, тишина, скорость, человек,красота,

бег, задира, Мария, Урал

добрый, красивый, беглый, глиняный, хлебный,

пятиэтажный, дядин, Мариин

пять, сто два,

третий, семидесятый,

две тысячи первый

Я, он, мой, такой, что, другой, иной, сам

Жить, ждать, спорить, радоваться, сомневаться, победить, устоять

Живущий, живший, ждавший, устоявший, радующийся,

радовавшийся

Живя, ожидая, устояв, победив, радуясь, стремясь

Смело, активно, справа, всегда, назло, нечаянно, в одиночку

Скучно, весело, сыро, грустно, тихо, душно, жарко,

Главные

Подлежащее

Кто? Что?

О чём, о ком говорится?

Обозначает предмет, о котором говорится в предложении

Сонный туман на лугах серебрится. Язык – это история народа

С горы хорошо видны мой дом и школа

И молодые , и старые как бы наперегонки косили. Смелый к победе стремится.

Мокрый дождя не боится.

И опять идут двенадцать … Пять – моя дюбимая цифра.

Я земной шар чуть не весь обошёл… Все собрались. Никто не молчал.

Что это ?.

Курить – здоровью вредить. Охранять природу – охранять Родину.

Жить хорошо!Подойти к брату было страшно

Осаждающие применили новые средства.

Встречающие вышли на перрон.

Светлое завтра в наших руках.

Сказуемое

Что делает? Каков?

Кто такой?

Что такое?

Обозначает действие, свойство предмета речи

Язык – это история народа.

Стремиться вперёд – цель жизни.

Жизнь прекрасна и удивительна. Ночь тёплая, тёмная, тихая.

Пятью пять – двадцать пять .

Я первый , ты второй .

Ты кто такой? Учебник мой!

Ум не замещает знания. Курить – здоровью вредить . Охранять природу – охранять Родину.Лучше всего увидеть его с утра

Вся комната янтарным блеском озарена.

Известно, что слоны в диковинку у нас. Жить хорошо !

Мне грустно потому, что весело тебе.

Второстепенные

Дополнение

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Обозначает предмет, на который направлено действие

С горы хорошо видно мой дом и школу.

Молодым везде у нас дорога…

К сорока прибавить семь получается сорок семь.

Люблю тебя , Петра творенье!

Леса учат человека понимать прекрасное. Я люблю скакать на горячей лошади.

Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и не жившим .

Я думаю о нашем завтра.

Определение

Какой? Чей? Который?

Обозначает признак предмета

Голова Машука дымится как загашенный факел. Встреча с друзьями состоится завтра

Из соснового бора пахнуло смолистым теплом.

Второй урок был в пятом кабинете.

Наша дорога пролегала через лес.

Бесконечна возможность познавать себя.

Сорванный цветок увял. Непрекращающийся дождь помешал прогулке.

Езда шагом меня не утомляла. Я люблю кофе по-турецки.

Приложение

Кто это? Что это?

Какой?

Определение, выраженное существительным.

Даёт предмету другое название

К ним пришёл Егор Лизунов, сосед , школьный завхоз . Космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? Отчего? Как? По какой причине? Каким образом?

В какой степени?Зачем? Для чего? С какой целью? При каком условии? Несмотря на что?

Характеризует действие или признак, а также условия, сопровождающие их.

С горы бежит поток проворный.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Мы остановились на ночлег у знакомых.

Ученье шло часа три-четыре

Я вышел на воздух освежиться

Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).

Волны несутся, гремя и сверкая .

И хорошо мне здесь остановить-ся.

В одиночку старые солдаты песни позабытые поют.

Служебные части речи

Членами предложения не являются

Предлоги

Выражают зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении

Непроизводные

В, на, за, у, через, при, перед, без, до, из, к, с, над, об, от, при, про и др.

Производные

Вследствие (= из-за), ввиду(= из-за), вместо, наподобие, насчёт (=о), в течение, в продолжение,

по причине, в целях, со стороны, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу

Союзы

Связывают однородные члены и простые предложения в сложном

Сочинительные

И, да, ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и, а, но, да (=а), однако, зато, же, или, либо, то – то, не то – не то, или - или

Подчинительные

Когда, пока, едва, лишь только, потому что, если, что, чтобы, раз, хотя, пускай, как, как будто, словно, так что и др.

Частицы

Вносят в предложение

различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Формообразующие

Пусть сильнее грянет буря! Давай поедем! (образует форму повелит. наклонения) Я сделал бы лучше.

Я б детей лечить пошёл (форма условного наклонения), пусть меня научат!(образует форму повелит. наклонения)

Отрицатльые

Чего сам не любишь – того людям не желай.

На небе ни облачка.

Модальые

Ли, разве, неужели

Указание

Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

Только, лишь, исключительно, почти.

восклицание

Что за, как.

Сомнение

Вряд ли, едва ли

Усиление

Даже, ни, и, же,ведь, уж, всё, всё-таки.

Смягчение, требование

Междометие.

Особая часть речи. Выражает, но не называет чувства и побуждения. Не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи

Выражает чувства, настроения

Ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу, ау.

Здравствуйте! Извините! Батюшки! Ужас! Спасибо!

Выражает побуждения

Прочь, вон, цыц, тсс, ну, ну-ну, эй, брысь, шабаш, атас, брось (курить),

Звукоподражательные слова

Передают различные звуки живой и неживой природы

Мяу-мяу! Гав-гав! Динь-динь! Бах! Хлоп! Кап-кап! Дзынь! Хи-хи-хи! Буль-буль!

Синтаксические свойства инфинитива

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции главных и второстепенных членов, что сближает ее с именем существительным, которое тоже имеет способность употребляться в значении любого члена предложения:

Подойти к брату было страшно (М.Горький). Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:

1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра (А.Грибоедов);

2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого (первая часть такого сказуемого всегда выражена фазисньм или модальным глаголом): Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов). Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л.Толстой);

3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем: Ты подкупать меня? (М.Салтыков-Щедрин) – подкупать «подкупаешь». Тут я кричать, а вода в рот льется (М.Шолохов) – кричать «закричал»; Он тебя бить, а ты стой на своем (В.Слепцов) - бить «будет бить».

Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой: Следовать за.мыслями великого человека есть наука самая занимательная (А.Пушкин). Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило, но неуютно (А.Толстой). «Жить – это знать!» - повторила Лиза (М.Горький). Оставаться в Богучарове становилось опасным (Л.Толстой).

В роли обстоятельства цели инфинитив выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок (А.Твардовский).

Инфинитив, нередко употребляющийся в роли несогласованного определения, поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете (М.Лермонтов). Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).

Иногда инфинитив при глаголах является дополнением. Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): В твою комнату я велю переселить Андрея со скрипкой (А.Чехов). Прошу уволить меня от дальнейших вопросов (К.Паустовский). Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А.Толстой).

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать): В этот день мы с утра сговорились пойти на каток (В.Катаев)

Члены предложения - это такие части предложения, которые несут определённую смысловую нагрузку. Члены предложения выполняют разные функции. Один член предложения выражается одним словом или словосочетанием.

Для чего нужно знать о членах предложения

В школьной программе по русскому языку изучается разбор предложения по его членам. Но, не изучив все члены предложения, не научившись определять вид предложения, его распространённость и все его члены, невозможно провести синтаксический разбор.

Изучение начинается с главного

Как в любом деле, всегда есть главное и второстепенное, так и в предложении имеется его основа и члены предложения, её поясняющие. Вот они все:

  1. подлежащее,
  2. сказуемое,
  3. дополнение,
  4. определение
  5. обстоятельство.

Главную функцию в предложении выполняют подлежащее и сказуемое , всё остальное - второстепенная информация. Таким образом, предложение имеет члены главные и второстепенные.

Подлежащее обозначает предмет, лицо или явление, который или которое совершают основные действия.

Сказуемое содержит информацию о том, кто или что такое подлежащее и какое действие оно выполняет.

Наличие и того и другого члена в предложении говорит о полной грамматической основе. Если такая предикативная единица в предложении одна, предложение будет носить название «простого». Если таких основ две и больше, то предложение становится сложным.

Дополнительная информация - второстепенные члены предложения

Три второстепенных члена несут ни в коем случае не немаловажную информационную суть в предложении. Они дополняют содержание предложения, которое несёт в себе грамматическая основа предложения. Они играют важную роль в понимании смысла всего текста. Первый из них - дополнение. Оно указывает на те предметы, с которыми производятся различные манипуляции. Определение называет признаки предметов, о которых идёт речь в предложении. Оно может относиться к подлежащему и дополнению. Кроме того, что необходимо знать, кто совершает действия, какой он, этот кто-то. Хотелось бы узнать, где когда и почему всё происходит. На эти вопросы в предложении отвечает обстоятельство.

Как выполняется разбор предложения

Чтобы разобрать предложение по членам, нужно следовать простому алгоритму. Он заключается в следующем: сначала находят грамматическую основу предложения. Задать вопросы именительного падежа «кто?» и «что?». Это будет подлежащее. Чаще всего оно выражается существительным, местоимением или начальной формой глагола.

Найти сказуемое можно, задав извечный вопрос, о котором задумывался Николай Гаврилович Чернышевский: «Что делать?». Он очень подходит к тому члену предложения, который выражается такой интересной морфологической единицей, как глагол. Подчеркнув подлежащее одной чертой, а сказуемое - двумя, можно производить разбор дальше. Следует быть внимательным при разборе, так как существуют предложения с одним главным членом, подлежащим или сказуемым.

Теперь нужно пояснить главное

Найти все второстепенные члены предложения станет легче, если знать, какой частью речи они обычно выражаются. Дополнение - это существительное или его заменитель местоимение в пяти падежах (исключая именительный). Такие падежи называются косвенными. Определения выражаются прилагательным, причастием, местоимением и отвечают на вопросы: «какой?» и «чей?». Наречие, деепричастие, существительное и неопределенная форма глагола в предложении выполняют функцию обстоятельства, если отвечают на вопросы: как, куда, откуда, где, по какой причине. Подчёркиваем дополнения пунктирной линией, определение - волнистой, обстоятельство - пунктиром с точкой.

Особые случаи

Оригинальными являются предложения с однородными членами предложениями. Однородные потому и носят такое название, что они обозначают одно и тоже, значит, следует отметить, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились .

Определим части речи.

Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на - предлог, небо (что?) - имя сущ., засветились (что сделали?) - глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

Звёздочки засветились .

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения - члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал - основа предложения. Я - подлежащее, повстречал - сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды Повстречал (кого?) жабу , второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную , второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо - основа предложения. Перо - подлежащее, было - сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое , второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове , второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё , второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко .

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде . Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул - это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая

Блеснула (где? над чем?) над лесом , второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами , второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)

Рис. 2. Распространённые предложения

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы , что сделали? - завяли . Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето , что сделало?- миновало . Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень , что сделала? - замела . Это главные члены.

Замела (что?) тропы , тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Прочитай, какие предложения здесь написаны?

По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.

Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу .

В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях .

В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела - глагол, Весна - имя сущ., на - предлог, лебединых - имя прил., крыльях - имя сущ.

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение

по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное , по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс. Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое , второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)

Рис. 3. Разбор предложения

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи - группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения - самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  4. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.

1) Им. сущ.

2) Им. прил.

4) Им. числ.

Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние, равное расстоянию от Земли до Луны.

Из журнала «Юный натуралист».

  • Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.

Веселье, весёлый, повеселился;

прогулка, прогулочный, гулял;

труд, трудовой, потрудился;

смех, смешной, засмеялся.

  • Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.

Снег сено запорошил

Сквозь щели под потолком.

Я сено разворошил

И встретился с мотыльком.

Мотылёк, мотылёк

От смерти себя сберёг,

Забравшись на сеновал,

Выжил, зазимовал.