Что означает богатый человек. Зачем быть богатым? Богатые люди, живущие скромно

юФП ЪОБЮЙФ ВЩФШ ВПЗБФЩН?

вПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ДХНБАФ, ЮФП ЪОБАФ ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ. пОЙ ДХНБАФ, ЮФП ВЩФШ ВПЗБФЩН - ЬФП ЙНЕФШ НОПЗП ДЕОЕЗ Й ЧУСЛЙИ ИПТПЫЙИ ЧЕЭЕК. оП вПЦЙК ЧЪЗМСД, ЛБЛ Й Ч ДТХЗЙИ ЦЙЪОЕООЩИ ЧПРТПУБИ, ТБДЙЛБМШОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙК. еЗП НЩУМЙ Й еЗП РХФЙ ОБНОПЗП ЧЩЫЕ Й МХЮЫЕ ОБЫЙИ НЩУМЕК Й РХФЕК:

нПЙ НЩУМЙ - ОЕ ЧБЫЙ НЩУМЙ, ОЙ ЧБЫЙ РХФЙ - РХФЙ нПЙ, ЗПЧПТЙФ зПУРПДШ. оП ЛБЛ ОЕВП ЧЩЫЕ ЪЕНМЙ, ФБЛ РХФЙ нПЙ ЧЩЫЕ РХФЕК ЧБЫЙИ, Й НЩУМЙ нПЙ ЧЩЫЕ НЩУМЕК ЧБЫЙИ. (йУБЙС 55:8,9)

оБН ОЕ ОХЦОП ДХНБФШ, ЮФП вПЗХ РТПУФП ОЕФ ДП ОБУ ДЕМБ, ПУПВЕООП Ч ЧПРТПУЕ ДЕОЕЗ. нПЦЕФ РПЛБЪБФШУС, ЮФП, ФБЛ ЛБЛ пО - дХИ, НБФЕТЙБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ еЗП УПЧУЕН ОЕ ВЕУРПЛПСФ. оП пО СЧМСЕФУС фЧПТГПН Й ДХИПЧОПЗП Й НБФЕТЙБМШОПЗП НЙТБ, Й ЛБЛ мАВСЭЙК пФЕГ, пО ЦЕМБЕФ ДБЧБФШ уЧПЙН ДЕФСН ВМБЗБ. й пО ИПЮЕФ, ЮФПВЩ НЩ ОБХЮЙМЙУШ еЗП НЩУМСН Й еЗП РХФСН, ЮФПВЩ РТЙОЙНБФШ ПФ оЕЗП ЧУЈ, ЮФП пО РТЙЗПФПЧЙМ ДМС ОБУ. вПЗ ИПЮЕФ, ЮФПВЩ НЩ ВЩМЙ ВПЗБФЩ. фБЛ ЗПЧПТЙФУС Ч вЙВМЙЙ:

вПЗ ЦЕ УЙМЕО ПВПЗБФЙФШ ЧБУ ЧУСЛПА ВМБЗПДБФША, ЮФПВЩ ЧЩ, ЧУЕЗДБ Й ЧП ЧУЕН ЙНЕС ЧУСЛПЕ ДПЧПМШУФЧП, ВЩМЙ ВПЗБФЩ ОБ ЧУСЛПЕ ДПВТПЕ ДЕМП . (2-Е лПТЙОЖСОБН 9:8)

оП пО ИПЮЕФ, ЮФПВЩ НЩ ВЩМЙ ВПЗБФЩНЙ У оЙН Й Ч оЈН. йЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП НЩ ОЕРТБЧЙМШОП РПОЙНБЕН, ЮФП ЪОБЮЙФ ВЩФШ ВПЗБФЩНЙ, НЩ ОЕ ПУПВП Л ЬФПНХ УФТЕНЙНУС, Й ОЕ РТЙОЙНБЕН ПФ вПЗБ ВМБЗПДБФШ Ч ЬФПК УЖЕТЕ ОБЫЕК ЦЙЪОЙ.

вЩФШ ВПЗБФЩН, ЪОБЮЙФ ВЩФШ УРПУПВОЩН ПВПЗБЭБФШ ДТХЗЙИ. йМЙ РП-ДТХЗПНХ, ВЩФШ ВМБЗПУМПЧЕОЙЕН ДМС ДТХЗЙИ МАДЕК. ьФП вПЦЙК ЧЪЗМСД ОБ ЬФП РПОСФЙЕ. ч НЙТЕ ЕУФШ НОПЗП ОЙЭЙИ МАДЕК У ДЕОШЗБНЙ. пОЙ УЛХРЩ, ПОЙ УФТЕНСФУС ЙНЕФШ ДЕОШЗЙ ФПМШЛП ДМС УЕВС. й РПЬФПНХ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ УХННЩ ОБ ЙИ УЮЈФЕ Ч ВБОЛЕ, ПОЙ Ч ДХЫЕ ПУФБАФУС ОЙЭЙНЙ. й, ОБПВПТПФ, ЕУФШ МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ОЕ ФБЛ НОПЗП ДЕОЕЗ, ОП Ч вПЦШЙИ ЗМБЪБИ ПОЙ ВПЗБФЩ, Х ОЙИ ЧУЕЗДБ ЕУФШ, ЮФП ДБФШ, ЕУФШ, ЮЕН РПДЕМЙФШУС. бРПУФПМ рБЧЕМ РЙУБМ П УЧПЈН УМХЦЕОЙЙ:

оБУ ПЗПТЮБАФ, Б НЩ ЧУЕЗДБ ТБДХЕНУС; НЩ ОЙЭЙ, ОП НОПЗЙИ ПВПЗБЭБЕН; НЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ЙНЕЕН, ОП ЧУЕН ПВМБДБЕН . (2-Е лПТЙОЖСОБН 6:10)

ьФП ОЕ РТПУФП ЙЗТБ УМПЧ. рБЧЕМ РЙЫЕФ П ДХИПЧОПК ТЕБМШОПУФЙ. пО ВЩМ ВПЗБФЩН, РТПГЧЕФБАЭЙН ЮЕМПЧЕЛПН. оЕ РПФПНХ ЮФП Х ОЕЗП ВЩМП НОПЗП ДЕОЕЗ, Б РПФПНХ ЮФП Х ОЕЗП ЧУЕЗДБ ВЩМП ЮФП ДБФШ.

дБЧБКФЕ РПУНПФТЙН ОБ йЙУХУБ иТЙУФБ, ОБЫЕЗП зПУРПДБ, уРБУЙФЕМС, Й хЮЙФЕМС. вЩМ МЙ пО ВЕДОЩН? оЕЛПФПТЩЕ УЮЙФБАФ, ЮФП ВЩМ. оП ДБЧБКФЕ РПУНПФТЙН ОБ еЗП УМХЦЕОЙЕ. вЩМ МЙ Ч еЗП УМХЦЕОЙЙ ОЕДПУФБФПЛ УТЕДУФЧ? оЕФ. пО ОЕ ФПМШЛП НПЗ ПВЕУРЕЮЙФШ уЕВС, ОП пО ФБЛЦЕ ФТЙ ЗПДБ ПВЕУРЕЮЙЧБМ, ЛБЛ НЙОЙНХН, ЕЭЕ 12 ХЮЕОЙЛПЧ. лПЗДБ ОХЦОЩ ВЩМЙ ЛБЛЙЕ-ФП УТЕДУФЧБ ДМС УМХЦЕОЙС ЙМЙ ДМС ПРМБФЩ ОБМПЗПЧ, Х оЕЗП ПОЙ ВЩМЙ. фПЮОЕЕ ПОЙ ВЩМЙ Х пФГБ, Й йЙУХУ ЙИ РТЙОЙНБМ. пО ВЩМ УБНЩН ВПЗБФЩН ЮЕМПЧЕЛПН Ч НЙТЕ. оЕ РПФПНХ ЮФП пО ПДЕЧБМУС МХЮЫЕ ЧУЕИ ЙМЙ Х оЕЗП ВЩМ ЛБЛПК-ФП ДЧПТЕГ. б РПФПНХ ЮФП Х оЕЗП ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ОЕПЗТБОЙЮЕООЩЕ ТЕУХТУЩ ДМС УМХЦЕОЙС МАДСН.

еУМЙ НЩ ИПФЙН УФБФШ ВПЗБФЩНЙ Ч вПЗЕ, ФП ОБН ОХЦОП ОБЮБФШ НЩУМЙФШ ОЕ РП НЙТУЛЙН РПОСФЙСН, Б РП вПЦШЙН. пО ИПЮЕФ, ЮФПВЩ НЩ ВЩМЙ ВПЗБФЩ ДМС УМХЦЕОЙС Й РПНПЭЙ ДТХЗЙН МАДСН. оЕ ОХЦОП ДХНБФШ, ВХДФП ДМС ОБЫЕК ДХИПЧОПУФЙ Й УЧСФПУФЙ, вПЗ ИПЮЕФ ЪБВТБФШ Х ОБУ РПУМЕДОЕЕ. оЕФ, пО ИПЮЕФ УДЕМБФШ ОБУ ВПЗБФЩНЙ, ЮФПВЩ НЩ НПЗМЙ ТБУРПТСЦБФШУС ЖЙОБОУБНЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У еЗП ЧПМЕК.

нЩ НПЦЕН УФБФШ ВПЗБФЩНЙ, ЕЭЈ ОЕ ЙНЕС ЧЩУПЛЙИ ДПИПДПЧ. оБН РТПУФП ОХЦОП ОБЮБФШ ДХНБФШ ОЕ П ФПН, ЮФП С НПЗХ ЧЪСФШ, РПМХЮЙФШ, ЪБТБВПФБФШ, Б ЮФП С НПЗХ ДБФШ. оЕ ПВСЪБФЕМШОП ЬФП ВХДХФ ДЕОШЗЙ. оП ОБН ОХЦОП ОБЮБФШ НПМЙФШУС Й ДХНБФШ П ФПН, ЮЕН С НПЗХ РПУМХЦЙФШ ЛПНХ-ФП.

вПЗБФЩИ Ч ОБУФПСЭЕН ЧЕЛЕ ХЧЕЭЕЧБК, ЮФПВЩ ПОЙ ОЕ ЧЩУПЛП ДХНБМЙ П УЕВЕ Й ХРПЧБМЙ ОЕ ОБ ВПЗБФУФЧП ОЕЧЕТОПЕ, ОП ОБ вПЗБ ЦЙЧПЗП, ДБАЭЕЗП ОБН ЧУЕ ПВЙМШОП ДМС ОБУМБЦДЕОЙС; ЮФПВЩ ПОЙ ВМБЗПДЕФЕМШУФЧПЧБМЙ, ВПЗБФЕМЙ ДПВТЩНЙ ДЕМБНЙ, ВЩМЙ ЭЕДТЩ Й ПВЭЙФЕМШОЩ, УПВЙТБС УЕВЕ УПЛТПЧЙЭЕ, ДПВТПЕ ПУОПЧБОЙЕ ДМС ВХДХЭЕЗП, ЮФПВЩ ДПУФЙЗОХФШ ЧЕЮОПК ЦЙЪОЙ. (1-Е фЙНПЖЕА 6:17-19)

ьФП УМПЧП ЛБУБЕФУС ОЕ ФПМШЛП ФЕИ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ХЦЕ ЙНЕАФ НОПЗП ДЕОЕЗ. ьФП УМПЧП ПВТБЭЕОП Л ЛБЦДПНХ ЧЕТХАЭЕНХ. ъДЕУШ ЛБЛ ТБЪ Й ЗПЧПТЙФУС П ФПН, ЮФП ЪОБЮЙФ ВЩФШ ВПЗБФЩНЙ Ч вПЗЕ. чПФ Л ЮЕНХ ДПМЦЕО УФТЕНЙФУС ЮЕМПЧЕЛ, ПВМБДБАЭЙК ЙМЙ ЦЕМБАЭЙК ПВМБДБФШ ВПЗБФУФЧПН. вПЗ ВХДЕФ ВМБЗПУМПЧМСФШ ОБУ ЖЙОБОУБНЙ, ЛПЗДБ НЩ ЪБКНЈН РТБЧЙМШОХА РПЪЙГЙА, ФП ЕУФШ ВХДЕН ПУПЪОБЧБФШ ДМС ЮЕЗП вПЗ ДБМ ОБН ЬФЙ ДЕОШЗЙ.

рХУФШ вПЗ ВМБЗПУМПЧЙФ чБУ!

РБУФПТ уЕТЗЕК рПМСЛПЧ

рТЙУЩМБКФЕ УЧПЙ ПФЪЩЧЩ, ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС Й НПМЙФЧЕООЩЕ ОХЦДЩ: [email protected]
оБЫ УБКФ: http://rg123.narod.ru

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, коли...

Богатство - это что такое? Значение слова

От Masterweb

24.06.2018 14:00

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

БОГАТСТВО
(богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.
«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.
Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».
К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».
Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».
Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БОГАТСТВО" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

    БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БОГАТСТВО, а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Думай как миллионер Белов Николай Владимирович

Что значит «быть богатым»?

Что значит «быть богатым»?

Слово «богатство» порождает в сознании людей целый ряд образов, а иногда и противоречивых понятий. В конце концов, каждый из нас смотрит на богатство со своей точки зрения. Для одного человека богатство может означать обладание таким количеством денег, которое позволит ему делать то, что хочется. Для другого человека богатство означает свободу от долгов, от постоянной угрозы долговых обязательств. Для третьего человека богатство может означать возможность роста и «покорения новых вершин».

А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова. В слове «БОГАТСТВО» главная корневая основа - БОГ. Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что индоевропейское bhaga говорит о том же - «благосостояние», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий». В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как «ломоть хлеба», «владыка», «царь».

Стать БОГАТЫМ - значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях. БОГАТСТВО - это реализованные божественные возможности человека. Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте. Если человек имеет много денег, но не имеет здоровья, я никогда не назову его БОГАТЫМ. Это, скорее, финансово состоятельный человек, но до настоящего БОГАТСТВА ему еще далеко.

Мне часто задают такие вопросы: «Как вы объясните тот факт, что многие люди с богатой душой и высокой духовностью финансово совершенно не преуспевают. А богатые дельцы крайне циничны, да и часто необразованны, некультурны. Моральный облик их ужасен - они склонны к предательству, подставам и наживе за счет других людей, к наглой наживе! Духовности там нет и в помине. Однако эти люди преуспевают. Получается, что богатство и духовность - несовместимые понятия? Почему?»

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу предложить вам краткий экскурс в историю психологии наших сограждан. В психологическом плане мы все родом из СССР. В социалистическом обществе, начиная с Октябрьской революции, культивировалось социальное равенство и осуждалось богатство. Состоятельным людям, которые были и в те времена, навязывалось клише безнравственности. И в конце XX века каждый состоятельный человек рассматривался через призму общественной морали. Богатые люди в те времена считались ворами и мошенниками. Честным трудом заработать себе на безбедную жизнь могли единицы, к которым относились, например, ведущие спортсмены. Но и им завидовали и искали «пятна на солнце».

Сменился век, но в мировоззрении и психологии мало что изменилось с прежних времен, а следовательно, и в отношении к богатству. Всем нам были даны равные возможности стать успешными, состоятельными и удачливыми. Каждый ли воспользовался этим? К сожалению, нет. Сомнения, неверие в собственные силы, ложные убеждения советского менталитета сделали свое черное дело. Те, кто рискнул и поставил на карту все - оказался в выигрыше. Не будем разводить длинную дискуссию о цене перестройки и быстром обогащении за счет того, что принадлежало всем. Не об этом сейчас речь, а о том, насколько устойчивой оказалась психология бедных у наших сограждан. В чем же дело?

Многие ищут оправдания собственному безденежью и бездействию, указывая на пагубный «синдром достатка», сопутствующий обогащению. Мне говорят: «Когда мы с друзьями, которые совершенно не бедствуют и состоятельны, вспоминаем, как на наших глазах кто-то из знакомых «поднимался», мы отмечаем, что положительные человеческие качества у людей как-то утрачиваются с приобретением достатка. Это какой-то «синдром достатка»?! Не все могут достойно выдержать приход и присутствие истинного достатка. Не все могут сохранить и мораль, и нравственность, и капитал».

Но я, как психолог, с уверенностью заявляю, что это не «синдром достатка». Это ИСПЫТАНИЕ ДЕНЬГАМИ, такое же, как испытание славой, властью, бедностью, болезнью. Кто-то выходит из этого испытания сильным и духовно закаленным, а кто-то ломается. С этой точки зрения особенно опасно быстрое обогащение, которое часто уничтожает людей.

Наверняка все помнят курьезный случай, описанный несколько лет назад в «Комсомолке» - семья алкоголиков выиграла в лотерею несколько миллионов рублей. Что бы сделали вы в такой ситуации? Представьте себе такое событие. Отложите чтение книги и постарайтесь увидеть эту радужную картину. Наконец-то! Свершилось! И?

Большая часть счастливчиков бросится эти деньги тратить на удовольствия, латать дыры в семейном бюджете, погашать кредиты, меньшая - инвестировать в какой-нибудь объект. А семья алкоголиков эти деньги просто пропила за год. Всего-то нужно было устроить сначала обмывание такого поворота судьбы вместе со всей пьяной братией, а потом просто не могли выйти из этого состояния. Они не вложили деньги в недвижимость, не оплатили учебу своих полуголодных детей. Правда, этот год для семьи «лотерейных счастливчиков» прошел под знаком изобилия вареной колбасы. Вот уж чего они наелись до отвала!

Если бы этот подарок судьба подкинула богатому человеку, то он бы инвестировал деньги во что-то или в кого-то и какую-то часть денег пустил бы на благотворительность. Но самое главное - он бы не нарушил закон капитала - деньги должны приносить деньги.

Давать огульную оценку всем состоятельным людям в том, что они бездуховны, - уподобляться таковым. «Не суди, да не судим будешь». Таких нужно жалеть, как жалеют людей, безнадежно зависимых от чего-то. В данном случае от богатства. Вот потому я и говорю, что избавляться от мифов нищеты, изучать философию богатства и расширять свой внутренний кошелек нужно постепенно, чтобы не произошло головокружение от успехов. Вы впустили в свою жизнь богатство, а что с ним делать - не знаете. Не хватает ума, знаний, внутренней культуры. Из-за этого и начинают всходить ростки чванливости, заносчивости, высокомерия. Такой человек начинает «звездиться», а это уже может привести к психическим отклонениям. Поэтому важно научиться принимать потоки денег в свою жизнь, «не теряя своего лица», соблюдая законы общества и морали.

С этими задачами справляются многие современные состоятельные люди. Хочу сказать, что среди моего окружения бездуховных людей нет. Это чистая правда! При этом все мои знакомые - успешные люди. Только один из десяти человек работает по найму - и то на такой высокой должности, откуда сам не уйдешь. У всех остальных - давно и прочно развито свое дело, которое приносит стабильный доход, и год от года все они богатеют, не забывая о благотворительности. Отдать десятину для них, как учит Библия, - само собой разумеющееся. И детей своих они учат быть деятельными, но при этом толерантными, нравственными. И ни у кого из лиц моего окружения нет детей-наркоманов, алкоголиков или повес, праздно прожигающих свою жизнь. Все они приучены к труду, несмотря на то, что родились в состоятельных семьях. Потому знак равенства между богатыми и безнравственными людьми ставить неправильно. Разве мало безнравственных людей среди нищих? Иисус говорил в своей проповеди: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе: а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 35).

Буддийский проповедник и при этом успешный бизнесмен Геше Майкл Роуч утверждает, что богатство способствует духовному развитию. Он говорит, что сами деньги не есть зло, ведь фактически человек с большими ресурсами может сделать намного больше добра, чем тот, у кого их нет. Вопрос в том, сохраняем ли мы нравственное отношение к деньгам. В своей книге «Алмазный огранщик» он доказывает, что только позитивное отношение к миру, умение видеть позитивное в любом событии - наилучшая стратегия для достижения финансового успеха.

Загляните в потаенные уголки вашей души: разве вы не чувствуете, что ваша жизнь могла быть чем-то большим? Разве вы не верите, что предназначены для чего-то большего? Если бы вы могли только найти причину своих неудач и устранить помеху! Ваш успех спрятан под всеми слоями ложных убеждений о богатстве, которые были заложены с детства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биржа - Игра на деньги автора

ЧАСТЬ V. ОБРАЗЫ МИЛЛЕНИУМА: ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОТИТЕ БЫТЬ

автора Белов Николай Владимирович

Что значит «быть миллионером»? Для многих людей слово «БОГАТСТВО» ассоциируется со словом «МИЛЛИОНЕР». Кстати, отношение к миллионерам в нашей стране тоже негативное. На постсоветском пространстве главным источником информации о миллионерах остаются анекдоты о «новых

Из книги Думай как миллионер автора Белов Николай Владимирович

Быть богатым - просто или сложно? Стать богатым очень простоБезусловно, это так. Проблема только в нас самих. Если мы неустанно думаем о том, чтобы стать богатыми, и ищем те возможности, которые предоставляет для этого нам жизнь - мы на верном пути. Другой вопрос, как мы

Из книги Forex – это просто автора Каверина Ирина

11 «Уж лучше быть богатым и здоровым...», или Грабли, на которые не следует наступать! На первый взгляд для неискушенного человека рынок Форекс представляет собой некое броуновское (хаотичное) движение, в котором новичку достаточно сложно ориентироваться. Поскольку со

Из книги Хочешь быть богатым? Будь БОГатым внутри! автора Альпеншталь Анджелика

Хочешь быть богатым? Будь БОГатым внутри! Столик на двоих. Вместо предисловия Он сидел за столиком на двоих. Официант снова подошел к нему и спросил:- Не желаете что-нибудь заказать? - В конце концов, мужчина сидел здесь уже полчаса, с семи часов.- Нет, спасибо, - улыбнулся

автора Кийосаки Роберт Тору

Во всех четырех квадрантах вы можете быть как богатым, так и бедным Важно отметить, что во всех четырех квадрантах вы можете быть не только богатыми, но и бедными. Есть люди, которые зарабатывают миллионы, а есть такие, которые терпят банкротство в каждом из четырех

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Учитель может быть богатым Я сочувствую учителям, которые говорят, что им недостаточно платят. Ирония заключается в том, что они запрограммированы своей собственной системой. Они смотрят на работу педагога с точки зрения квадранта Р, а не квадранта Б или И.

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория

Что значит быть щедрым? «Вы – щедры, когда отдаете так же легко, как принимаете» (Чжунли Цюань) Две завершающие заповеди Алгоритма Успеха непосредственно посвящены материальному благосостоянию. Почему это именно так? Потому, что, как мы уже разобрались, деньги являются

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Быть спокойным, значит быть правым Рынок больше любого из его участников. Пойдете против него, испытаете боль. Наиболее комфортно себя чувствуют трейдеры, идущие в ногу с рынком. Им не нравится боль. Они любят себя. Им хорошо известна вся бессмысленность борьбы с силами

Из книги Ваш сосед - Миллионер автора Данко Уильям Д.

Насколько богатым должны быть вы? Другой способ определить, можно ли назвать богатым человека, семью или хозяйство, основан на оценке ожидаемого размера капитала. Доход и возраст - ведущие факторы, определяющие размер капитала: чем выше ваш доход, тем выше ожидаемый

Из книги Богатая мама против богатого папы автора Доронина Оксана

Глава 1 Где учат быть богатым Традиционное образование Где ребенок учится обращаться с деньгами? Правильно – в семье. Но все ли родители могут дать ребенку тот необходимый минимальный объем знаний о том, как относиться к деньгам и распоряжаться ими? Для любого

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Что значит быть частью команды В этой части главы мы не станем акцентировать свое внимание на вашей роли в коллективе, а расскажем о командных ролях в целом. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СОВЕТ Чтобы понять, как правильно играть все эти роли, вспомните любую команду, которую знаете, но в

Из книги Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации автора Фокс Джеффри Дж.

LXXIV. Учить – значит, учиться и одновременно быть впереди Никогда не упускайте случая выступить на курсах повышения квалификации или на тренинге для сотрудников своей компании. Чем бы вы ни занимались в компании, вы можете внести свой вклад в ее совершенствование и

Из книги Очнись! Выжить и преуспеть в грядущем экономическом хаосе автора Чалаби Эл

Приложение Б Что значит быть готовым к наихудшему развитию событий Предположим, что возникает высокая вероятность осуществления наихудшего из намеченных нами сценариев развития событий. Рецессия затягивается и переходит в депрессию, крупные корпорации вынуждены

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Планировать – не значит наметить, что делать завтра. Планировать – значит решить, что делать сегодня, чтобы добиться желаемого завтра Научитесь говорить переменам «да».A легче родить, чем сказать «да». Он страдает от синдрома, который хорошо описан в анекдоте.Молодой

Из книги Идеальный слог. Что и как говорить, чтобы вас слушали автора Боумэн Алиса

Быть мастером «идеального слога» - значит, забыть об извинениях Девятый из самых неудачных способов начинать свое выступление - извинение - настолько неудачный, что заслуживает отдельного раздела. Меня удивляет, насколько часто ораторы начинают рассыпаться в

Что значит быть богатым? Легко ли это? Такие вопросы начали приходить в мою голову довольно-таки поздно. Ранние детство и юность прошли в нищете, то есть среди некрашеных полов, голых стен, окон, заваленных зимой толщей льда, осенённого бело-серой бахромой, жёстких дощатых кроватей, лоскутных одеял, домотканых половиков. Если мне приходилось читать в книжках: «придворные были разодеты в пух и прах», то этот «пух и прах» представлялся мне в виде белых и пушистых свитеров, и только. Когда мне приходилось видеть в кино роскошные комнаты, залы, где обитали капиталисты и помещики, я думала о том, кто же там убирает всё: моет полы, окна, двери. Сколько же надо было иметь слуг, чтобы содержать такое помещение в порядке. Как правило, слуг в кино показывали не часто, и то лишь затем, чтобы они говорили своим хозяевам: «Кушать подано».
В нашей жизни всё было не так. Наше жилище – это маленькая комнатка в коммунальной квартире. Кухня, ванная, туалет и коридор в этой квартире обслуживали несколько семей. Но зато какие у нас водились мухи, клопы, вши и тараканы, упитанные, довольные своим существованием, не стремящиеся ни к каким вершинам. Господи! Чего мы только не предпринимали, чтобы избавиться от них. Морили дустом, поливали кипятком, давили руками… Особенно приятно было давить вшей. Бывало, расстелешь газетку на столе и начинаешь над нею вычёсывать голову частым гребешком, а они, проклятые, так тяжело и звучно падают на газету. Тут их и давишь ногтём. Хитин лопается с треском. Красота, да и только! Не приходи в ужас, читатель. В нашей коммуналке жили опрятные люди, а вот в квартире моей школьной подруги, Гальки Филипповой, жильцы принципиально не следили за чистотой. Никто ничего не хотел делать для других. Там мухи тучами носились над головами жильцов. О местах общего пользования я умалчиваю. Скажу лишь только, что, когда меня Галькина мать приглашала отобедать у них, я убегала домой. Помню, в этой квартире проживала в крохотной комнатке одинокая молодая женщина. Не знаю, как она устраивалась, но на кухне я её никогда не видела.
Однако годы шли. И трудности мы преодолевали с честью. Насекомые исчезали из нашей жизни. От вшей я избавилась окончательно в отроческом возрасте, и то благодаря нашей классной руководительнице. Она посоветовала мне купить на базаре стакан клюквы, размять её и вымазать голову клюквенным соком. Я так и сделала: купила, размяла, намазала, завязала голову платком и в таком виде проходила по квартире несколько часов. Соседка увидела меня и спросила: «Ира, ты волосы покрасила?». Я кивнула головой. Она посмотрела на меня так уважительно, будто меня причислили к лику святых.
Последнего таракана я увидела у себя в квартире (у меня уже была отдельная двухкомнатная квартира) значительно позже. Это случилось тогда, когда мой сын сделал в квартире ремонт. Пол заменили, потолки тоже, поменяли окна, батареи, сантехнику. Всё было новое, из пластика. Стены на кухне и ванной покрыли кафелем. От прежнего бытия с извёсткой и масляной краской ничего не осталось. Забрёл к нам после ремонта таракан (очевидно, разведчик), посмотрел, подумал, ушёл и больше не появлялся. А клопы и мухи сами собой куда-то убрались ещё задолго до ремонта. После всего пережитого я пришла к выводу: клопы любят больных, вши – голодных, тараканы и мухи обожают всякие лазейки, трещины, щели. То есть все они – порождение нищеты. Однако, моя соседка по даче, Лиля, утверждает другое. Экология – вот в чём причина. Насекомые исчезли, а вслед за ними уйдём и мы. Жутко, не правда ли?! Стоит ли радоваться процветанию, если за него придётся так дорого платить? А, может быть, не надо думать об этом? Зачем? Ведь этак можно прийти к мысли о том, что войны, репрессии, мракобесие – не такая уж плохая штука. Типун мне на язык! Чур меня, чур! Прости меня, Господи, и все, живущие в этом мире.
И всё-таки, что значит быть богатым? Наша семья всегда, ещё до моего рождения, имела небольшой участок земли. Там росли овощи: картошка, морковь, свёкла и т.д. А иначе никак нельзя было пережить всё то, что выпало на нашу долю. Так было в моём родном Ачинске. В Красноярске, куда нас закинула судьба в 1950-м году, мой старший брат взял участок земли, 6 соток, за городом. О! Если бы вы знали, что это была за земля! Серая, пыльная, твёрдая, как камень. Редкие сорняки с трудом пробивались сквозь её толщу и чувствовали себя глубоко несчастными. И вот мы с мамой взялись выхаживать эту заброшенную неудобь. Рядом с нашим участком проходила проезжая дорога. А за дорогой тянулась древняя балка. По её дну протекал ручей, защищённый от внешнего мира пышными, обильными кустами. На склонах балки росла сочная трава, кое-где виднелись тоненькие берёзки. Там частенько паслись коровы и лошади. Мы с мамой ходили туда с мешками, собирать коровьи лепёхи и конские яблоки. Коровы спокойно взирали на нас, не видя в наших действиях ничего предосудительного, зато лошади недоумевали. Они озадаченно смотрели на нас и, конечно, думали: «О, боже, до чего люди могут дойти!».
Короче, за четыре года, за четыре дачных сезона мы реанимировали наш участок, и он стал выдавать в таком количестве и такого качества, что я загордилась. Я начала хвастаться перед подружками нашими достижениями в области сельского хозяйства. Однажды я услышала в ответ: «О, да вас уже пора раскулачивать!». Я тотчас же прикусила язык. Я поняла: нельзя обнаруживать свою радость, своё благополучие, свою любовь к труду, ко всему живому. Это может иметь плохие последствия.
И всё-таки мы богатели. На свою первую зарплату я купила оранжевую кофточку, чёрную юбку и туфли на высоких каблуках зелёного цвета. Когда я впервые показалась во дворе нашего дома в своих обновках, соседский мальчишка закричал, указывая на меня пальцем: «Стиляга! Стиляга идёт!». Я показала ему кулак, а в душе ликовала. Мне казалось, что я поднялась на высшую ступень своего материального совершенства.
Всё это очень хорошо. Но странно, что я не помню чувства голода, которое я должна бы была испытывать в послевоенные годы. Помню, что жевали мы, ребятишки, всякую дрянь: вар, соль, зеленые калачики. (Я думаю, что это были семенные коробочки молочной спелости какой-то травяной растительности). Что такое – голод, я поняла потом, когда с питанием стало получше. Я, пожалуй, до сих пор не могу привыкнуть к тому, что с питанием стало получше. Помню, однажды наша невестка, жена моего старшего брата, Лида принесла домой пучок зелёного лука, нарезала его, съела, а потом каталась по кровати в приступе жестокой боли. Был, я думаю, 1952 год. Невестка наша – женщина изумительно красивая. Марлен Дитрих – томная красавица с выщипанными бровями – не могла сравниться с нею по красоте. А вот судьба у Лидии Ивановны была другая, совсем другая. Она старалась всеми силами улучшить свою жизнь, украсить её: она училась, работала, хорошо рисовала, но, увы, – ни меховых манто, ни знаменитых друзей, ни славы, ни известности она не имела. Уже пятнадцать лет её нет на свете.
Почему же я всё-таки не помню чувства голода? Может быть, потому, что всё постигается в сравнении: и горе, и радость. Я с рождения была голодна. Я не знала, что значит быть сытой. А раз не знала, то и не страдала от голода. Запихну себе что-нибудь в рот: вар, соль, кусок глины, съедобную травку – и порядок, дело нехитрое. И отделалась я от этого сравнительно легко: всего лишь гастритом, частыми обмороками и плохой успеваемостью в школе. Лишь в хрущовский период, когда магазины наполнились продуктами, я избавилась от этих неприятностей, и, наконец, поняла, что значит быть голодной.
А годы, как вы понимаете, всё шли и шли. Подумать только, только в 36 лет я перебралась из коммуналки в отдельную двухкомнатную квартиру. Получила я её, благодаря счастливому стечению обстоятельств. Обстоятельства, конечно, были несчастливыми, но не для меня. Мне просто тогда очень повезло. Дальше – больше. Мой взрослый сын взял да и купил четырёхкомнатную квартиру в новом доме. Четыре комнаты, огромная кухня, лоджия во всю длину квартиры, коридор – для меня это было слишком. Однако вскоре моя невестка (жена сына) начала сетовать на то, что уборка, мытьё полов отнимают у неё уйму времени. «Раньше в двухкомнатной квартире я мыла пол за полчаса, а теперь мне нужно два часа», – говорила она. Потом появилась машина по имени «Пикап». Дорогущая, зараза! Зато какая мощная! Она может передвигаться в воде на глубине в один метр, карабкаться по крутому склону, как клоп по стене, а уж какая красавица, когда её помоют: ослепительно белая – глаз не отведёшь. И что же? Опять недовольство. Радости от всей этой недвижимости мало. Сперва точно – восторг, как в медовый месяц. А потом в голову лезут другие мысли. А, чтоб ты провалилась! Надо же, дважды в год менять шины, возить её на техосмотр, содержать в порядке, мыть. А сколько она солярки жрёт – не напасёшься. Одним словом, забот хватает. Дачу ещё купили сверх той, что была уже у нас с доперестроечных времён. Места уж больно там красивые – астафьевские. Рядом речка Мана, мужской монастырь, скалистый берег Маны, поросший хвойным лесом (за что он там зацепился, ведь скалы же…), белый крест, нарисованный на обнажившемся кусочке скалы, спокойное течение труженицы Маны, благостная тишина, тихий плеск воды, переливы солнечного света на верхушках сосен, и облака серые с ослепительно белым подбоем, плывущие по голубому небу.
Всё это очень хорошо, но вернусь к даче. Траву косить надо, ухаживать за огородом надо, чего-то ремонтировать надо, чего-то строить… – крутишься целыми днями, крутишься, и некогда подумать о том, счастлива я или нет. Помню, когда уже перестроечный бум пошёл на убыль, и началось отрезвление, мой сын сказал мне с грустью в голосе: «Мама, если бы я родился лет на десять раньше, я сейчас был бы очень богатым человеком». Я ответила ему на это: «Милый мой, тебя бы убили. Неужели ты думаешь, что все эти господа подпустили бы тебя к перестроечному корыту? И не надо, не надо никаких миллионов, которыми морочат головы доверчивым простакам новоявленные пророки. У нас есть то, о чём я и мечтать не смела, и не могла в силу своей неподготовленности: квартиры, дачи, машина. Достаточно. Самое ценное – это земля, и то, что на ней растёт. Мы в любом случае, если будем живы, не пропадём. Дорогой мой сын, хочешь быть богатым – не будь жадным, хочешь быть счастливым – не будь эгоистом. Конечно, есть повод задуматься, есть, от чего загрустить. Мне иной раз кажется, когда я смотрю на окружающий меня мир, что ядерная катастрофа, о которой пишут фантасты, уже совершилась. До чего некоторые люди, казалось бы, умные, образованные, забравшиеся на вершины культуры, науки, власти, вдруг начали глупеть на глазах, деморализовываться. Так и в самом деле беды не избежать. Какие ещё нужны опыты и потрясения, чтобы они угомонились? Сын мой, чти заповеди Бога, не поддавайся соблазнам лукавого, все будет хорошо».