Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет. Когда празднуют Преображение Господне и что это за праздник

Один из двунадесятых праздников -Преображение Господне. Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - это таинственное явление Божественного Величия и Славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

В основу праздника положено событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа. О Преображении повествуют все три синоптических (Матфей, Марк, Лука) евангелия.

В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал подготавливать к ним учеников Своих, чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Он сказал ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть » (Мф. 16:21).

Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, который провозгласит себя царём Израиля, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Ведь, не смотря на то, что апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (особенно после насыщения 5000 человек), но и они жили общееврейской надеждой, что Иисус Христос прежде всего ожидаемый Мессия, который будет земным царем Израилевым. Менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Через 6 дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях, Он с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, в Галилее, что в двух часах ходьбы на юг от Назарета, чтобы помолиться. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1).

В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» – то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.

Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии ». Куща – это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.

Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако: «се, облако светлое осенило их ». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище, в Святая святых, когда туда внесли Ковчег завета: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень » (3 Цар. 8:10-11).

Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте » - те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: «Его слушайте », что должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор. 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Иисусе.

Услышав эти слова, ученики «пали на лица свои и очень испугались», но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь! » Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.
С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых », чтобы люди, слыша о такой Его Славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым.

Почему именно Моисей и Илия, а не кто-то иной? Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки. В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя: сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа, и первый и сильнейший из пророков – Илия.

Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью .

Преображение – событие, которое имеет и еще одну грань. Это и обращение к каждому из нас. Христос пришел к нам, чтобы обожить человека. И тот свет, открывшийся на Фаворе, Он готов даром дать нам.Фавор в переводе означает чистоту, свет . Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи, тот и может принять Божественный нетварный Свет. Сила, преображающая человека, подается через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Почему праздник Преображения Господня празднуется не в феврале

Православная Церковь празднует Преображение Господне 19 августа , несмотря на то, что по евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя . Это было установлено потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. При этом на 40-й день после Преображения празднуетсяВоздвижение Креста Господня , - в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

Преображение принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие произошедшего события. Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды – как символ того, фаворского, небесного сияния. Праздник приходится на Успенский пост.

В этот день освящаются яблоки, виноград нового урожая и другие плоды. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу (см. Минея) и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Три других праздника принадлежат к триодному (см. Триодь), или пасхально-пятидесятничному, циклу и именуются «подвижными» («переходящими»). Это: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, т. е. «пальмовых ветвей», а в русской традиции – Вербное Воскресенье (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (сороковой день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Богослужебные тексты (то есть изменяемые молитвословия и песнопения) неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом); подвижных – в Триоди (под определенным днем конкретной недели до и после Пасхи); а также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.

Литература: Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной Церкви. СПб., 1862; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. 10-е изд. СПб., 1901; Рашковский Е. Б. «С высоты Востока…»: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993. См. также литературу при отдельных статьях о соответствующих праздниках

(греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа), описанное в Евангелии преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (см. Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святою Православною Церковью празднуется 19 августа (н.ст, или 6 августа по ст. стилю). Преображение Господне является одним из Двунадесятых праздников. Своим Преображением Спаситель показал, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), а спустя 6 дней взял 3 ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины.

Пока Спаситель молился, ученики от утомления уснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка - Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Равви! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что сказать.

Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!». Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде (см. в Евангелии от Матфея, гл. 17, 1-13; от Марка, гл. 9, 2-13; от Луки, гл. 9, 28-36). Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Вот что писал о Преображении святой Ефрем Сирин: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне... Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона - Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых».

Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды - как символ того, фаворского, небесного сияния.

Очень часто гора Фавор упоминается в связи с паломничеством в четвертом веке нашей эры римской паломницы Елены, которая приходилась матерью римскому императору Константину. По её распоряжению здесь было выстроено монастырское здание и с того времени это место недалеко от города Назарета упоминается как гора Преображения.

В современном христианстве во время церковных служб в эти дни, а праздник Преображения Господня начинается 19 августа и заканчивается 26 августа (7 дней попразднства), воспевается божественный свет, который снизошел на Христа по воле Бога - Отца, соединив человеческое и божественное его проявление во едино. В эти же дни, ученики Иисуса узнали о скорой его гибели, но дали слово молчать.

Преображение Господа Иисуса Христа состоялось за сорок дней до Пасхи, но так эти дни приходились на самый строгий и долгий Великий пост , то великий праздник Преображения был перенесен на другую дату. Поэтому праздник Преображения Господня отмечается 19 августа.

Трапеза в день Преображения Господня

Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приходится на , начинающийся 14 августа (н. ст, или 1 августа по ст. стилю) и заканчивающийся 27 августа (н. ст, или 14 августа по ст. стилю). Успенский пост завершает праздник Успение Пресвятой Богородицы .

В праздник Преображения Господня (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино, в храмах в этот день происходит освящение яблок и винограда. По византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды - главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Преображение Господне, видео о цикла "Лето Господне"

Храм в честь Преображения Господня в Кашине

В честь праздника Преображения Господня в Кашине в 1775-1778 годах был построен двухэтажный Ильинско-Преображенский храм на месте двух деревянных церквей - Ильинкой и Преображенской. Двойное посвящение храма объясняет и устройство 2 престолов (нижнего и верхнего).

К настоящему времени церковь дошла до нас в несколько измененном виде - в 1938 году была разрушена величественная колокольня, здание передано архиву. В 1983-1986 годах была выполнена реставрация церкви, но без воссоздания звонницы. В 2012 году храм пострадал от прошедшего урагана, когда были порушены главки, погнуты кресты и раскрыты железные листы крыши. Богослужения в храме после его закрытия не совершались.

Пастернак Борис

Август

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически

Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская

И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство».

1953

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу   Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Яко же можаху — насколько они могли видеть (божественную славу Христа); присносущный — всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы — по молитвам Богородицы; Светодавче — Податель света.

Кондак праздника

На горе преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько   им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения.

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9 :1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17 :2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9 :31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9 :5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17 :5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9 :9).

Фавор — Гора Преображения

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Икона Преображения

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Богослужение Преображения Господня

У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Тропарь Преображения Господня

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

«Яблочный Спас» — народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.


Народные приметы и поговорки о Преображении

На Руси с Преображение Господним, или, как его называли, «Яблочным Спасом», было связано немало примет и поговорок. Чаще всего они говорят нам не о христианском смысле праздника, а о погоде, о временах года, о сборе урожая. В этих присловьях находила отражение повседневная жизнь простого народа.

Пришел Спас — всему час.

Пришел второй Спас, бери рукавицы про запас.

На второй Спас бери голицы про запас.

Какой второй Спас, такой и январь.

Встреча осени — Осенины.

На второй Спас освящают яблоки и мед.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».

До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, тем самым напоминая сами себе хронологию Евангельских событий.

Преображение Господне. История праздника

История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи.

Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников - Иоанна, Петра и Иакова - и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях.

Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) - Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем:

  1. Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Первое аналогичное событие произошло в день когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы.
  2. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств - Божественного и человеческого. Споры о двоичности естества Христова многие века не прекращались среди многих христианских богословов. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном.
  3. Кроме того, символично здесь и явление пророков Ветхого Завета - Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотию на небо. В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

Дата празднования Преображения

Святоотеческое богословское учение оставило образец потомкам, как следует воспринимать такое евангельское событие, как Преображение Господне. История праздника ежегодно вспоминается всеми верующими христианами. В православной церкви данное событие отмечается 19 августа по новому стилю, а праздник принадлежит к числу двунадесятых (то есть является одним из 12 великих праздников, которые ежегодно отмечают православные христиане).

Особенности праздника

В народе данный праздник называется Яблочный Спас. Преображение Господне носит такое название потому, что в этот день, по церковному уставу, следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после литургии.

Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с и заканчивается на Преображение.

При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

Праздничный акафист

Акафист Преображению Господню подробно описывает события праздника, трактуя богословские особенности евангельского события. Хвалебные и просительные молитвы, помещенные в акафисте, обращены к Господу Иисусу Христу. Каждый икос заканчивается словами которые он сказал Спасителю на Фаворе в наивысшую минуту сердечного умиления: «Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея». Тем самым мы, уподобляясь первоверховному апостолу, прославляем милосердие Божие, способное возвысить человеческое естество до Божественного величия.

Отдание Преображения совершается 26 августа, через неделю после праздника. Акафист Преображению Господню зачастую совершается в православных храмах вечером, в день праздника. Также он может читаться на протяжении всего периода попразднства.

В акафисте «Преображение Господне» молитва, посвященная праздничному событию, располагается в самом конце. Ее зачастую прочитывают в православных храмах после праздничной литургии.

Народные традиции празднования

Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке.

В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети, они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Также происходит небольшое послабление поста - на трапезе разрешается вкушение рыбы. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

Преображение Господне. Поздравление

Многие православные христиане пишут друг другу праздничные поздравления в стихах, посылая телеграммы или СМС. К примеру, широко распространена практика дарить на Преображение Господне стихи. Кроме письменных поздравлений, среди христиан принято угощать друг другу фруктами, яблочными пирогами и ходить в гости.

Празднование Преображения на Святой Земле

Особым образом празднуется Преображение Господне на Святой Земле. В течение всего года на Фаворе чинно и уединенно. Немногочисленные паломнические группы посещают это место в основном в период с Великого Поста до Пятидесятницы. Но к празднику Преображения на горе Фавор особое настроение, так как множественные паломники и туристы из России наполняют паломнические общежития и гостиничные комнаты. Из окрестных районов - Кафр-Ясифа, Назарета, Акры, Хайфы, Каны Галилейской - также прибывают группы верующих, желающих побывать в праздник непосредственно на месте святого события.

После вечернего богослужения благочестивые христиане ужинают и стараются пораньше лечь спать, чтобы на рассвете присутствовать на праздничном богослужении. На литургии почти все паломники причащаются Святых Таин. Кроме того, у местных верующих существует традиция крещения младенцев в этот праздник.

Христиане-туземцы празднуют святое событие совершенно противоположно. Разместившись в палатках на монастырском дворе, они пьют спиртные напитки, играют на музыкальных инструментах, танцуют, стреляют из ружей, поют веселые народные песни, ведут веселые разговоры, которые нередко переходят в выяснение отношений, заканчиваясь дракой. Шумное празднование заканчивается на рассвете, когда звонит первый колокол, оповещающий о начале заутрени.

После богослужения совершается крестный ход, который верующие туземцы встречают веселыми криками и оружейными выстрелами. Также бесшабашное веселье продолжается и после литургии.

Народные приметы на Преображение Господне

В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест».

Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год.

Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной).

Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения "яблочного поста" с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения.

Согласно учению православной церкви, следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне. Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним, как к неопровержимым догмам.

Преображение в 2014 году

19 августа 2014 Преображение Господне праздновали снова. Предстоятель Православной Русской Церкви совершил Святую Литургию в мужском По обычаю, после богослужения Патриарх Московский произнес проповедь, в которой повествовал об истории и значении Преображения в жизни каждого христианина. Патриарх Кирилл сердечно поздравил с праздником монастырскую братию во главе с отцом архимандритом и поблагодарил за преподнесенные дары. Так проходило на Преображение Господне поздравление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на святой земле Соловецкой. Кроме того, Святейший передал в дар монастырю образ преподобного Серафима Вырицкого.

Господня, в которой служил литургию Святейший Патриарх, располагается на территории Соловецкого мужского монастыря - это величественный древний собор, построенный в 1558 году. В этот день в данном соборе совершается престольный праздник.

Выпало 19 августа 2014 - Преображение Господне - на вторник. Особенности праздничного богослужения таковы, что если 19 августа выпадает на воскресный день, то все особенности воскресной службы отменяются. Песнопения, стихиры, канон будут посвящены только основному празднику, тем более что это Преображение Господне. Богослужение, которое будет совершено в любой другой седмичный день, не отличается от воскресного варианта.

Особенности данной службы:

  • Вся служба посвящается только празднику.
  • На утрене поется величание празднику со стихами из избранного псалма.
  • «Честнейшую» на утрени не поется, заменяется припевами праздника.
  • На литургии поются антифоны Преображения.
  • На великом входе читается входный праздничный стих.
  • Поется Задостойник.
  • По прочтении заамвонной молитвы совершается освящение плодов нового урожая.
  • На вечерне в самый день праздника поется великий прокимен.

Заключение

Очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место - это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название "Фавор" переводится как "свет, чистота", что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни - полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров .

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: - апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла - так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, - но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. - прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, - Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей - Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Дамаскина - в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? - спросит кто-нибудь из вас. А потому, - отвечают толковники Священного Писания, - что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит - через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей - законодатель, Илия - тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, - спросите вы, - именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос - не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними - апостолами, Илией и Моисеем -долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы - давайте вспомним икону Преображения - упав от страха, замерев… - очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто - распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они - Петр, Иоанн и Иаков - сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние - исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать - веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени - три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос - не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили - вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор - помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор - поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.