Все полеты на марс. Что нам мешает отправиться на Марс? Сколько свет летит до Марса

Нога человека еще ни разу не ступала на Марс, самую ближайшую к Земле планету Солнечной системы. Минимальное расстояние до нее — 55 млн километров. Но чтобы преодолеть его, землянам придется затратить много времени, усилий и ресурсов. Еще больше потребует колонизация Красной планеты. Несмотря на это, идея покорить ее более полувека не дает покоя многим, даже далеким от космоса, людям.

В последние годы интерес к “марсиаде” еще более обострился. То, о чем раньше писали лишь писатели-фантасты и “желтая пресса”, стало постепенно воплощаться в жизнь. О подготовке марсианских миссий говорят президенты и политики. Ученые с головой ушли в самые смелые эксперименты по астрономии и астробиологии. Инвесторы не боятся вкладывать “кровные” в запуски космолетов. Фондовые рынки чутко реагируют на новости об успехах и неудачах “марсианских” проектов. Полет на Марс и его колонизация стали глобальным трендом.

Учитывая глубину темы, попробуем разобраться с самыми актуальными ее аспектами — проектами, возможностями, угрозами и перспективами инвестирования.

Планы миссий

Проекты полета на Марс появились еще на заре космической эры. Первыми эту тему подняли власти США при подготовке высадки на Луну в начале 1960-х годов. После этого о своих марсианских амбициях неоднократно заявляли лидеры Советского Союза, Китая и других стран. На деле вместо астронавтов к Красной планете отправляли лишь спутники и роботы-марсоходы. Сейчас на марсианской поверхности находятся 2 ровера американского космического агентства NASA.

Сверхтяжелая ракета-носитель Н-1

В СССР, как и в других странах, “марсиада” становилась темой “номер один” раз в десятилетие. В 1960 году, накануне запуска первого космонавта на орбиту Земли, руководство страны даже озвучило дату отправки марсианской миссии — 8 июня 1971-го. Конструкторы сосредоточились на проектах тяжелых аппаратов. Первый предполагал строительство марсианского пилотируемого комплекса весом 1,63 тысячи тонн. Смонтировать махину хотели на околоземной орбите, что и поныне — невыполнимая задача.

Второй проект представила команда Глеба Максимова. Автор первого искусственного спутника Земли предложил послать к Марсу без высадки на нем 3 космонавта. Корабль с солнечными батареями и оранжереей должна была “забросить” на земную орбиту сверхтяжелая ракета-носитель Н-1. При полете к Красной планете траекторию корректировал бы разгонный блок.

Третья разработка, группы Константина Феоктистова, вобрала в себя “плюсы” и “минусы” первой и второй (сборка на низкой орбите и разгон между планетами). Энергию для электрореактивных двигателей 75-тонного корабля должны были генерировать реакторы (мощность 7-15 мегаватт). Экипаж (4-6 человек) предполагалось высадить на Марс через несколько месяцев после старта. Проект закрыли в конце 1960-х из-за “лунной гонки” (соперничества с США в освоении Луны) и ненадолго возродили в 1980-х, на закате СССР.

Атомные и другие эксперименты России


Спуск «Скиапарелли» на Красную планету: первый и последний

Тяжелое советское прошлое предопределило неудачи нынешней марсианской программы России. В 2011 году из-за неполадок сорвалась даже непилотируемая экспедиция на спутник Марса Фобос (Фобос-Грунт). В 2016 году из-за отказа двигателей о поверхность Красной планеты разбился модуль “Скиапарелли”, запущенный в рамках проекта российской корпорации “Роскосмос” и Европейского космического агентства (ЕКА) Exomars (поиск следов марсианской жизни).

В 2007-2011 годах Россия отважилась на важный шаг в подготовке полета — проект “Марс-500”. Цель — тренинг добровольцев на Земле в условиях, близких к марсианским. “Роскосмос” и Российская академия наук при поддержке ЕКА в 3 этапа освоили 15 млн долларов. 6 участников из разных стран жили в специальном комплексе в полной изоляции 14, 105 и 520 суток. За их здоровьем и поведением наблюдали ученые. На последнем этапе “экипаж” провел шахматный турнир с гроссмейстером Анатолием Карповым и трижды вышел на псевдоповерхность Марса. Организаторы отчитались об успехе эксперимента, хотя “космонавты” и упоминали о конфликтах между собой.

В 2010 году Россия объявила о планах создания ядерной энергодвигательной установки, которая сможет доставить космонавтов к Марсу за 1-1,5 месяца. Проект с бюджетом в 17 млрд рублей корпорации “Росатом” и “Роскосмос” обещали воплотить к 2018 году. В 2012-ом российское предприятие “Энергия” анонсировало совместный с Украиной и Казахстаном подобный проект. Речь шла о разработке сверхтяжелой ракеты-носителя “Содружество” для покорения Марса и Луны.

В марте 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия запустит миссию на Марс в 2019 году. Базой для экспансии будет Луна.

«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски - для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса», - уточнил глава государства.

Заявление Путина идет в разрез с категоричными утверждениями руководства “Роскосмоса” о том, что россияне не планируют пилотируемых марсианских миссий ни в 2019-ом, ни в 2025-ом. Нет для этого денег, технических возможностей и средств защиты космонавтов.

“Семимильные шаги” NASA


Многоразовый космический корабль Orion

Следует признать, что NASA сделало едва ли не самый весомый вклад в “марсиаду”. Подготовку к миссии специалисты США ведут серьезно и последовательно еще с 1960-х годов. Инженеры и ученые разработали множество проектов, провели тысячи исследований и испытаний оборудования. К примеру, в рамках программы Constellation (“Созвездие”, 2004-2010) они планировали построить базу на Луне для будущих полетов на Марс. Тяжелая ракета-носитель Ares-1 должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль Orion. Оттуда сверхтяжелая Ares-5 могла бы доставить его на лунную базу и на Красную планету. Планы перечеркнул мировой финансовый кризис и решение президента Барака Обамы закрыть Constellation.

Несмотря на это, с 2010-го, Исследовательский центр имени Эймса, (лаборатория NASA) вместе с управлением министерства обороны США работает над проектом Hundred-Year Starship (“Столетний космический корабль”). Его цель — подготовка межпланетных экспедиций в течение следующих 100 лет. В случае с Марсом отправленные в 2030-ом и после добровольцы не смогут вернуться. Их задача — построить колонию и осваивать Красную планету.

Также в NASA вынашивают и другие замыслы об отправке американских астронавтов на Марс в 2030-х. Для отработки технологии предлагали даже захватить мини-астероид и высадить их на него (миссия Asteroid Redirect Mission). Согласно еще более сложному плану NASA`s Journey to Mars, необходимо вначале построить базу на Луне для производства ракетного топлива и создать запасы последнего на марсианской орбите, а также Фобосе или Деймосе. Правительство и администрация США денег на это не дали, посоветовав космическому ведомству пока исследовать Красную планету марсоходами и спутниками.


Интерактивная 3D-карта AccessMars идеально подходит для виртуальных прогулок по Марсу

В 2017 году специалисты американского аэрокосмического агентства вместе с картографами из Google составили интерактивную 3D-карту Марса Access Mars. Уже в мае 2018 года NASA запустит на Красную планету робота InSight, который впервые зароется в глубины местного грунта. В феврале 2021-го к нему присоединится аппарат Mars 2020, который запишет “голос” Марса и поищет место для колонии.

Впрочем, в декабре 2017-го вектор “марсиады” NASA резко сменила «Директива № 1 о космической политике», которую утвердил президент Дональд Трамп. Теперь в приоритете — освоение Луны, как основы для полета на Марс. На “звездную” программу США только в 2018-ом власти выделили 20,7 млрд долларов.

Столь щедрые “вливания” имеют конкретную цель: создание сверхмощной ракеты-носителя SLS и пилотируемого аппарата Orion для транспортировки межпланетных миссий. Ожидается, что в тестовом режиме они без пилотов отправятся к Луне в 2019-ом.

Маск и начало марсианской гонки


Илон Маск и пилотируемый корабль Dragon

О полетах на Марс американский миллиардер Илон Маск неустанно говорит с 2002-го, когда основал компанию SpaceX. Тогда его замысел удешевить космические путешествия, покорить и колонизировать Марс воспринимали несерьезно. Но эксцентричный топ-менеджер не только грезил о марсианской одиссее, но и упрямо двигался к мечте. Его любимое детище спроектировало многоразовые ракеты-носители семейства Falcon (“Сокол”), грузовой корабль Dragon («Дракон») и пассажирскую версию Dragon V2 для Международной космической станции (по контракту с NASA).

6 февраля 2018 года успешно стартовала сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, которую разработали для миссий на Луну и Марс. Самая крупная в мире на тот момент (грузоподъемность — до 64 тонн) она вывела на гелиоцентрическую орбиту личный электромобиль Маска Tesla Roadster с манекеном в скафандре SpaceX. В июле 2018-го космический беспилотник должен пересечь орбиту Марса.

За запуском в прямом эфире наблюдали миллионы людей во всем мире. После этого Марс стал самой популярной среди планет Солнечной системы по версии компании “Яндекс”.

На запуск Falcon Heavy отреагировали как финансовые рынки, так и ведущие политики, ученые и эксперты. Все понимали: успех Маска в ракетостроении означает старт марсианской гонки, в которую, как и в период лунной, будут втянуты основные “игроки” космической отрасли. Тем более, что сам глава Space X анонсировал первые короткие полеты на Красную планету уже в 2019 году.

«Сейчас мы строим первый межпланетный корабль для полетов на Марс», — заявил Маск в марте 2018-го.


Так будет выглядеть новое детище Маска — Big Falcon Rocket

Ранее миллиардер обещал, что ракета Big Falcon Rocket (BFR) сначала будет доставлять на Красную планету грузы, а затем и добровольцев, которые построят там колонию-убежище для человечества на случай Третьей мировой войны. Топливом для межпланетного космического корабля Big Falcon Spaceship, будут жидкий метан и жидкий кислород, которые возможно добывать на Марсе. Свои сомнения в осуществимости такого плана в сжатые сроки высказал один из российских экспертов.

По-индийски: дешево, медленно, но уверенно


Mars Orbiter Mission — индийская космическая станция на марсианской орбите

С 2004 года в “марсиаду” включилась Индия. Ее президент Абдул Калам Марайкайяр озвучил инициативу до середины XХI века запустить на Марс индийско-американский экипаж.

Позже лидеры Индии неоднократно подтверждали свои марсианские амбиции. Как и американцы, они планируют для начала закрепиться на Луне. Для этого индийские инженеры сейчас разрабатывают проекты космического жилья. Планы экспансии Красной планеты индийцы воплощают медленно, но фантастически уверенно: в 2013-ом орбитальную станцию Mars Orbiter Mission («Мангальян») они отправили на Марс в 10 раз дешевле, чем NASA (за 74 млн долларов). Результатом ее работы явилась публикация “Атласа Марса” (2015).

Эмираты: дорого и не спеша


Проект марсианской колонии ОАЭ

Программу освоения Марса на предстоящие 100 лет Mars 2117 разработали в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Как заявил вице-президент, премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, ее конечная цель — основание колонии на Красной планете, где будут жить 600 тысяч человек. Уже в 2021 году национальное космическое агентство отправит на Марс свой первый орбитальный аппарат Hope («Надежда»).

“Mars 2117 — это проект, реализацией которого займутся будущие поколения, вдохновлённые страстью к науке и стремлением к новым знаниям», — заявил шейх.

Покорение Марса для ОАЭ — не какая-то далекая мечта. Подготовка к миссии идет полным ходом — на “космические” нужды потрачено уже около 5,5 млрд долларов. Во время Дубайской международной выставки достижений правительства (9-11 апреля 2018 года) посетителям впервые показали скафандр и образцы пищи астронавтов ОАЭ, а также макет будущей колонии. В пустыне сейчас возводят Марсианский научный город, который станет крупнейшим в мире симулятором жизни на Красной планете.

Mars One: миссия без возврата

Mars One — один из наиболее обговариваемых и критикуемых проектов полета на Марс. Один из его руководителей, голландец Бас Лансдорп недавно заявил о готовности в 2031 году отправить безвозвратно на Красную планету экипаж из 4 человек. Их еще предстоит отобрать из 100 кандидатов.

Организация Лансдорпа не располагает собственной ракетно-космической техникой. Контракты с ее производителями еще не подписаны. Это порождает сомнения в реалистичности проекта.

Для чего туда лететь?


Колонисты на Марсе: шанс на выживание есть

#1 Ради престижа

Лунную гонку подогревало соперничество между двумя супердержавами — СССР и США. Американцы поддержали престиж своей страны, когда первыми высадились на спутнике Земли. Чего-то подобного следует ожидать и в финале “марсиады”. “Престижную” мотивацию подтверждают заявления нынешних американского и российского лидеров о полетах в пределах Солнечной системы.

#2 Для поиска ресурсов


Рений на Марсе — не редкость

Маск и многие другие предлагают не возить все необходимое с собой на Марс, а сразу по прибытии построить там завод, где производить топливо из местного сырья (углекислого газа).

После этого скучать не придется уже геологам: Красная планета необычайно богата редчайшим стратегическим металлом рением (цена 1 килограмма — 3 тысячи долларов), который используют в реактивных двигателях. Чтобы добыть 1 грамм его на Земле, надо переработать больше полутонны сырья. Загрузить рением корабль на обратном пути к Земле — любая миссия окупится!

#3 На случай войны

Тот же Маск часто говорит, что хочет уберечь человечество от Третьей мировой войны, которая может превратить нашу планету в радиоактивную пустыню. Его альтернатива: переселить на Марс 1 млн человек, чтобы воссоздать цивилизацию.

Шансы на выживание есть у всех колонистов. На грунте, похожем на марсианский, ученые умудрились вырастить даже картофель. Лучшие для земледелия районы Красной планеты успели нанести на карту.

#4 Ради эксперимента

Марс с его микрогравитацией, извечным холодом и разреженной атмосферой — рай для ученых и исследователей. Можно создать там почти земной климат, добыть воду и вырастить на грунте овощи. Сейчас это реально сделать лишь виртуально, в компьютерной игре Surviving Mars.

#5 Чтобы обустроить базу

В самом крайнем случае (если достичь других целей будет нельзя), можно сделать из Марса форпост для будущей экспансии в глубокий космос. На Красной планете удобно заправлять и ремонтировать космические корабли, расположить аппаратуру для дальней связи, разместить спасательные службы.

Факторы риска


Космос таит в себе немало угроз

#1 Космическая радиация

Специалисты NASA фиксируют резкое усиление потока заряженных частиц из глубокого космоса. Из-за этого астронавты рискуют получить предельную дозу облучения во время полета на Марс и обратно. На поверхности Красной планеты уровень космической радиации еще выше. Марсианское магнитное поле слабее земного и сдержать вредное излучение не может.

Длительное пребывание астронавтов под космическими лучами может привести к ухудшению здоровья и даже смерти. Возможные меры: обустройство радиационных убежищ на борту корабля и под поверхностью Марса, создание искусственного магнитного поля.

#2 Пыль и вирусы

Из-за перепадов давления на Марсе часто возникают пылевые бури, которые представляют опасность для астронавтов и техники. Ученые предупреждают: соединения хрома в марсианской пыли могут воздействовать на человеческий организм, как сильные канцерогены. Приборы может вывести из строя электростатический заряд, который накапливается из-за трения о пылевые частицы.

Еще одна угроза, которую таят грунт и недра Красной планеты — патогенные микроорганизмы, которые там могли выжить. Их атака может вызвать смерть покорителей Марса. Об этом предупреждает британский астробиолог Барри Ди Григорио. Возможные меры: использование пылесосов с излучателем микроволн.

#3 Невесомость и микрогравитация

6 месяцев полета — это полгода в невесомости. За такое время у астронавтов слабеют и уменьшаются мышцы, разрушаются и становятся хрупкими кости. Вместо полноценного длительного восстановления на Марсе путешественников ждет еще одно испытание: слабое притяжение (38% земного) и незаметное магнитное поле (в 800 раз меньше, чем на Земле). Может пострадать нервная система и мышцы. Возможные меры: создание искусственной гравитации и физические тренировки.

#4 Стрессы и конфликты

Эксперименты по имитации полетов показали, что изоляция и пребывание в замкнутом пространстве могут сделать миссию невыполнимой и без воздействия радиации. Эффект усталости друг от друга ведет к вспышкам агрессии и конфликтам. В экстремальных условиях такие проявления чреваты расстройствами психики и техногенными катастрофами. Возможные меры: включение в экипаж психолога, набор стрессоустойчивых астронавтов, поддержание привычного микроклимата в коллективе.

Как заработать на миссии?


Добыча полезных ископаемых на Красной планете может оказаться прибыльным бизнесом

#1 Космический туризм

Цена полета в один конец — 200 тысяч долларов. Это при условии, если Маску или его конкурентам удастся снизить затраты на топливо и технику. Сейчас себестоимость доставки астронавта на Марс — 6-10 млрд долларов. При таких расчетах космических туристов выгоднее транспортировать туда-обратно партиями по 50-100. Выгода увеличится, если космотуры станут регулярными, более доступными и безопасными.

#2 Инвестиции в аэрокосмическую промышленность

Акции почти всех производителей космических аппаратов взметнулись вверх, когда началась марсианская гонка. Да и сейчас такая тенденция сохраняется. К примеру, ценные бумаги американской корпорации Lockheed Martin, которая имеет контракты с NASA, 11 апреля к 19.00 по московскому времени на торгах в Нью-Йорке подорожали на 1,4% до 344,2 доллара.

#3 Вложения в энергоресурсы

На Земле сейчас в тренде — электромобили и другие «чистые» авто, а также переход от ископаемых видов топлива на альтернативные (возобновляемые). Из-за этого эксперты прогнозируют постепенное сокращение спроса на нефтепродукты в будущем.

Не умереть с голоду участникам рынка энергоресурсов помогут полеты на Марс. Все просто: космические ракеты-носители пока летают на химическом топливе, которое производят из нефти и ее производных. Всплеск “марсиады” обеспечил стабильный спрос на последние. Значит, сработает ставка тех, кто играет на повышение на рынке нефти.

#4 “Вход” в геологоразведку

Марс может оказаться “золотым” для геологов и всех разработчиков недр. По некоторым данным, кроме упомянутого рения, на Красной планете есть залежи 50 ценных минералов и металлов. Недаром, туда вскоре отправят своего робота-марсохода “старатели” из NASA. Если после этого на Марсе разразится новая “золотая лихорадка”, больше всех заработают те, кто производит буровое оборудование, а также, кто купил их акции.

Резюме . Учитывая все описанное выше, стоит признать: пилотируемый полет на Марс в ближайшие годы возможен. Чисто технически на это способен Маск с его сверхтяжелыми ракетами. Но, судя по всему, он будет оттягивать миссию с астронавтами на борту. Миллиардер прекрасно понимает, что обрекает их на невероятные сложности и даже смерть, если подготовка будет вестись на нынешнем уровне. Его главная надежда — на прорыв в разработках ракетных ускорителей и альтернативных видов топлива.

В NASA будут держать на контроле “марсиаду”, продолжая засылать на Красную планету роботов. Но основные усилия будут сосредоточены на высадке астронавтов на Луне. Остальные участники марсианской гонки будут делать почти то же самое.

Инвесторы, скорее всего, извлекут выгоду из вложений в ракетно-космическую отрасль и геологоразведку. Можно прогнозировать, что некоторые найдут “золотую жилу” в стартапах, которые разрабатывают электронику для дальней связи.

Именно на этих направлениях и стоит сейчас искать “точку входа”. Определяйтесь, время пока терпит. Помните: Марс вас ждет!

Подготовил Станислав Клопот

МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. За тем, как спускаемый модуль InSight совершил посадку на равнине Элизий у экватора Марса, в прямом эфире наблюдали тысячи зрителей телевизионного канала НАСА. Зачем США отправили еще одного робота на четвертый мир Солнечной системы и какие ее тайны он будет изучать — в материале РИА Новости.

Эхо глубин Марса

"Моя главная мечта — услышать марсотрясения. Конечно, есть много намеков на то, что подземные толчки на Марсе происходят каждую неделю, но пока мы не можем уверенно сказать, что это так на самом деле. Поэтому я буду просто плясать от радости, когда мы впервые поймаем подобные колебания", — заявил Брюс Банердт (Bruce Banerdt), руководитель миссии InSight в НАСА.

Спускаемый аппарат InSight предназначен для первых в истории наблюдений за процессами в недрах Красной планеты. Сегодня он стал официальным наследником другого зонда-геолога НАСА, лендера "Феникс", совершившего посадку на Марс в мае 2008 года для поисков следов жизни и воды в почве планеты.

На борту зонда есть сейсмограф, а также геофизический термометр, который установят в пятиметровой скважине для измерений температуры недр Марса. Один из приборов будет с высокой точностью отслеживать колебания вращения планеты, что поможет определить распределение массы в ее недрах и лучше понять внутреннюю структуру.

В НАСА планировали, что InSight отправится к Марсу в марте 2016 года. Но из-за неполадок в сейсмометре SEIS, изготовленном французскими инженерами и учеными по заказу CNES, запуск сдвинули.

Команде InSight удалось решить все проблемы и успешно отправить зонд к Марсу в мае этого года вместе с парой микроспутников MarCO —1. Сегодня они сыграли роль своеобразных телерепортеров, снимавших процесс посадки робота-геолога на камеры и передавших эти кадры и данные с посадочной платформы на Землю.

Космический тотализатор

Для реализации мечты Банердта InSight пришлось сыграть в опасный "космический тотализатор" — попытаться сесть на поверхность одной из самых негостеприимных, "проклятых" планет Солнечной системы.

За весь космический век лишь половина аппаратов, пытавшихся совершить посадку на Красную планету, справилась с этой задачей. Остальные сгорели в атмосфере из-за сбоя в работе систем торможения или же вышли из строя в результате непонятных, а порой курьезных неполадок.

К примеру, у советского "Марса-2" не раскрылся парашют, а "Марс-3" погиб через мгновения после посадки при крайне загадочных обстоятельствах. Американский Mars Climate Orbiter взорвался из-за того, что инженеры забыли учесть различия между метрической и имперской системами мер при подготовке программного обеспечения зонда.

Посадочная платформа "Скиапарелли", последняя жертва Красной планеты, разбилась два года назад из-за глупой программной ошибки и кратковременного сбоя в работе одного из датчиков высоты. Нечто похожее произошло с амбициозной миссией Mars Polar Lander — аппарат рухнул на южный полюс Марса с большой высоты из-за преждевременного отключения двигателя.

Зону посадки InSight выбрали с упором на минимизацию всех возможных рисков, в том числе на последних этапах снижения посадочной платформы. Как отметил Банердт, это стало возможным благодаря специфичности миссии.

"Как правило, когда мы выбираем точку посадки, начинается своеобразная научная "драка", к которой присоединяются все планетологи Земли, у каждого свои любимые точки на Марсе. В данном случае выбор не имел никакого значения, так как мы изучаем самые глубинные слои планеты, а они везде одинаковые", — пояснил ученый.

Это не первая попытка услышать "биение сердца" Марса. Зонды серии "Викинг", успешно достигшие поверхности четвертой планеты Солнечной системы в конце 1970-х, тоже были с сейсмометрами. Им не удалось зафиксировать никаких марсотрясений, однако технологии не стоят на месте — и у InSight, как отметил планетолог, на порядок больше шансов.

Модуль "Скиапарелли", возможно, разбился при приземлении на Марс Европейское космическое агентство сообщает об проблемах при приземлении экспериментальной посадочной платформы "Скиапарелли" на поверхность Марса, что должно было произойти в 17 часов 48 минут по Москве.

Но придется запастись терпением. Хотя InSight уже на Марсе, процесс распаковки и включения его научных инструментов займет еще три месяца.

По словам Тома Хоффмана (Tom Hoffman), главного инженера миссии, посадка InSight напоминала то, как должен был сесть "Скиапарелли". Войдя в атмосферу Марса, зонд раскрыл несколько парашютов, которые помогли сбросить скорость и снизиться до высоты в несколько километров.

После этого включились тормозные двигатели, InSight плавно опустился на поверхность равнины Элизий в расчетной точке. На все ушло шесть минут. За это время удалось выполнить одну из главных задач погибшего Mars Polar Lander: заснять посадку и передать запись на Землю.

Год на Марсе

Работа зонда на поверхности Марса начнется с фотосъемки места посадки. В ближайшие часы зонд высвободит "руку", включит встроенную в нее камеру и сделает селфи. Эти снимки помогут планетологам оценить, насколько хорошо стоит InSight и как следует проводить следующие стадии распаковки.

Затем еще два месяца участники миссии потратят на выбор места, где будет установлена капсула с двумя главными научными инструментами "робогеолога". Такая неторопливость объясняется тем, что InSight может выполнить эту операцию лишь один раз.

Установив коробку с термометром и сейсмометром на поверхности Марса, робот начнет медленно вбивать бур. Остановить его и повторно начать в другой точке — нельзя. Это связано не только с продолжительностью бурения — примерно месяц, — но и с тем, что бур и связанные с ним датчики фактически одноразовые.

"Мы думали над этим и решили, что многоразовость слишком усложнит механизм и сделает зонд чрезмерно дорогим. Бур способен обходить небольшие камни в почве или даже более крупные слои пород, если они наклонены на 45 градусов. Конечно, если мы столкнемся с плоской поверхностью, нам придется остановиться", — уточнил Банердт в беседе с корреспондентом РИА Новости.

Впрочем, геолог считает, что такой проблемы не возникнет. Перед посадкой ученые детально изучили структуру поверхности равнины Элизий, используя инструменты зонда MRO, и не нашли никаких намеков на то, что почва в этой части Марса скрывает много булыжников.

Землетрясения на Марсе могут быть ключом к жизни, заявляют ученые Землетрясения на Марсе должны порождать достаточные количества водорода для того, чтобы в глубинах Красной планеты могла существовать жизнь в виде микробов, способных питаться этим газом.

Когда InSight завершит буровые работы, сейсмометр и датчики температуры закроет от внешнего мира специальный купол, похожий на крышку чугунной кастрюли. Это защитит датчики от ветра, перепадов давления, резкой смены температур и других погодных явлений, способных исказить замеры.

Только после этого аппарат начнет собирать все типы научных данных, в том числе информацию по структуре магнитного поля планеты. К измерениям присоединится также зонд MAVEN, прибывший к Марсу четыре года назад.

Мечта о полете человека на другую планету, а в частности Марс, всегда была в голове у многих, но сейчас мы подошли к возможности осуществить эту мечту. Марс привлекал человека как планета на которой возможна жизнь и планета на которой люди надеялись найти братьев по разуму. Но сегодня мы знаем что разумных существ на Марсе нет и что жизнь там подвергается частым испытаниям потому, что условия жизни на Марсе намного отличаются от давно привычных нам условий жизни на Земле. Так все-таки способны ли люди на благоприятный полет на Марс?

Полетит ли человек на Марс?

Красная планета еще интересна тем, что она самая благоприятная с точки зрения колонизации. Но чтобы колонизировать планету не достаточно просто на ней высадится. Потребуется провести огромный объем работы, чтобы мы могли с точностью сказать что Марс – наш второй дом. Поверхность планеты Марс не похожа на Земную, поэтому освоить Марс будет непростой задачей. Каким же образом нужно заселять Марс? Здесь точки зрения ученых расходятся.

Первые считают, что в современном мире ни к чему рисковать людьми и работу по заселению Марса могут сделать высокотехнологичные роботы. Это целесообразно с научной и с экономической точки зрения. Полет человека на красную планету достаточно долгий и подвергается радиационному воздействию и поэтому посылать человека нет никакого смысла. Они также считают, что нужно высадить группу роботов, которые и начнут делать первые шаги в колонизации Марса. А человек в этой программе нужен будет лишь для того, чтобы “оставить след на планете” и для проведения работ с которыми не справится робот.

Другие ученые имеют абсолютно противоположную точку зрения. Роботы нужны лишь на начальной стадии заселения планеты, для установки необходимых сооружений, которые будут поддерживать жизнь человека, так как на Марсе нет ни воздуха, ни атмосферы, ни воды, ни магнитного поля. После того, как роботы сделают эту работу, необходимо отправить группу астронавтов, которые и начнут колонизацию Марса. Имеется ввиду изучение почвы и выращивание растений на поверхности Марса, для обеспечения себя воздухом, дальше, нужно научиться жить с марсианским давлением и притяжением планеты. Человеку придется пройти целый ряд испытаний, чтобы добиться успеха.

Полет человека на Марс по программе “Mars One”


Кто же полетит на Марс для такой сумасшедшей миссии? Полет на Марс очень важен для нас и уже начинается отбор людей, которые могут попасть в первую группу астронавтов, которые высадятся на планету. Этот проект имеет название “Mars One”. На официальном сайте проекта сообщается о том, что на данный момент на участие в этом проекте заявки подали 165 000 человек. Кстати, скажу вам главное условие этого полета – Человек, полетевший на Марс по программе “Mars One”, больше НИКОГДА не сможет вернуться на Землю. К июлю 2015 года из всех кандидатов на полет будут отобраны 24 человека, которые, в дальнейшем, будут 7 лет готовиться к этому полету в один конец в группах по 4 человека. Полет людей на Марс запланирован на апрель 2024 года и начнется освоение Марса. тоже будут интенсивно изучаться, но спустя какой-то промежуток времени, необходимый для того, чтобы освоиться в этом чужом для нас мире.

Зачем лететь на Марс?

Этот вопрос весьма уместен. Стоит ли затрачивать такие большие средства на это? На Земле и без этого немало проблем, которые требуют значительных средств для их решения. Покорение Марса не даст людям на Земле никаких благ и не поможет ничем. Но в плане развития нашей цивилизации, изучение космического пространства, а в частности, соседних планет, тоже имеет свое место в нашем мире, поэтому полет человека на планету Марс важен. Так какие же задачи стоять перед первыми поселенцами?

Первая и основная задача это изучение нашей соседней планеты, напомню, что очень давно Марс был неотличим от Земли, были реки и водоемы, атмосфера и воздух, но по каким-то непонятным пока причинам Марс потерял это все. И задача этой группы людей состоит в том, чтобы изучить нашу соседнюю планету для прогнозирования развития Земли и, если понадобится, вмешаться в развитие нашей планеты, чтобы не получить такие же плачевные результаты.

Полет человека на Марс имеет и вторую причину – иметь запасной дом. Мы все с вами живем на одной планете и есть такие природные и космические силы, которыми мы не можем управлять и которые несут разрушительный характер. К примеру, падение какого-нибудь большого астероида маловероятно, но все же оно возможно и это будет означать закат нашего вида и конец жизни на планете в целом. Да и сами люди являются опасностью для самих же себя. Но будь у нас колония на Марсе это будет выход из данной ситуации. Конечно, придется начать жизнь “с чистого листа” и этот процесс займет очень много времени, но все же это не будет закатом нашего вида и, со временем, человек сможет восстановить все. Мы не должны относиться к этому скептически, может случится любые глобальные катастрофы, а Марс будет для нас вторым домом, вот еще одна причина для чего необходим этот полет.

Третья причина это престиж. Есть много способов поднять престиж у страны, чтобы эту страну начали уважать. Только вспомните, как поднялся авторитет у США после выполнения ряда программ “Аполлон”, пусть у последние программы “Аполлон” уже не были так интересны и люди уже так массово не наблюдали за ними, все равно эта программа дала немалый прирост авторитета у США. Многие люди мечтали о высадке человека на Луну, а США взяли и сделали это и сразу поднялись в глазах у многих, но речь сейчас не об этом. Вопреки всем разговорам скептиков по этому поводу, полет на Марс будет всегда престижной мечтой и осуществление этой мечты будет престижна многим поколениям.

Россия в полете на Марс

Если речь идет об таком большом проекте, то не стоит списывать нашу страну со счетов. Россия только развивающаяся страна и, конечно, у нас есть немало проблем, но мы всегда стояли на лидирующей позиции в освоении космоса. Именно русский человек первым был отправлен в космос и сейчас Россия может не уступать другим развитым странам в освоении космоса. Сейчас у России есть все для того, чтобы осуществить первый полет на Марс: интеллектуальный потенциал, опыт работ по строению пилотируемых аппаратов, качественные материалы и рабочая сила. Нужно большие инвестиции в эту немалую работу и, возможно, через десять лет именно русский человек первым осуществит мечту полета человека на Марс и оставит там первый след.

Опубликовало интерактивное видео мягкой посадки космического аппарата InSight на поверхность Марса, недра которого впервые подвергнутся детальному изучению американскими учеными. Ранее зонд прислал на Землю первый снимок поверхности планеты. Стартовавшая еще в мае уникальная миссия обещает пролить свет на многие тайны Солнечной системы.

Посадочный модуль автоматической станции Mars InSight передал первый снимок с поверхности Марса. Изображение появилось на экране в центре управления полетом через несколько минут после посадки. Полученные данные позволили оценить характер поверхности, а также состояние аппаратуры. На нем видны мелкие частицы марсианской пыли.

Как сообщили ранее в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), оснащенный сейсмографом космический аппарат совершил посадку на Марсе в районе нагорья Элизий в расчетное время - 14:54 по времени Восточного побережья США (22:54 мск).

Станция Mars InSight была запущена 5 мая с базы ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии при помощи ракеты Atlas V и за прошедшее время преодолела расстояние в 480 млн км. Ученые ждали это событие уже очень давно. Изначально старт миссии был запланирован на май 2016 года, но тогда запуск был отменен из-за небольшой утечки внутри сейсмометра, которую не успели ликвидировать.

Сейсмические исследования Марса начнутся через несколько недель. Набор имеющихся на борту научных инструментов позволит аппарату изучать тепловые потоки, идущие из недр планеты, сейсмическую активность и понять природу ее ядра. В пятиметровой скважине установят геофизический термометр для измерений температуры глубин.

Сейсмометр (SEIS) состоит из трех детекторов, способных фиксировать колебания грунта на высоких и малых частотах.

С его помощью ученые будут фиксировать естественные «марсотрясения», удары от метеоритов, а также особенности гравитационного взаимодействия Марса с его спутником Фобосом.

Этот инструмент был создан в сотрудничестве NASA с Французским космическим агентством . Прибор RISE (Rotation and Interior Structure Experiment) установлен на борту аппарата для изучения вращения Марса. Измеряя мельчайшие отклонения в равномерном вращении планеты, ученые постараются оценить размер, плотность и состояние вещества внутри ядра планеты. Оценка скорости вращения планеты будет проводиться при помощи радиосигналов, отправляемых с Земли, которые позволят определять положение аппарата на поверхности планеты с точностью до 10 сантиметров.

«Моя главная мечта - услышать марсотрясения. Я буду просто плясать от радости, когда мы впервые поймаем подобные колебания», - заявил руководитель научной программы исследований Марса Брюс Банердт.

Одним из первых главу NASA Джима Брайденстайна поздравил с успехом вице-президент США Майк Пенс , следивший за процессом посадки аппарата в режиме онлайн.

«США в восьмой раз высадились на Марсе, и впервые задачей миссии станет изучение глубин планеты. Невероятное достижение», - написал политик в своем «твиттере».

Глава государства Дональд Трамп прокомментировал событие дня в ходе выступления на митинге в поддержку сенатора-республиканца Синди Хайд-Смит в Миссисипи. Американский президент похвалил NASA за успешную посадку зонда стоимостью $850 млн, а также отметил частников, пытающихся запускать собственные ракеты.

«Дерзайте, стройте ракеты, какие хотите - это же здорово, не правда ли? Только удостоверьтесь, что на них нарисован американский флаг», - подчеркнул Трамп.

НПО имени Лавочкина садился на поверхность Красной планеты только в 1971 году.

В 2021 году российская посадочная платформа должна будет обеспечить посадку европейского марсохода Paster в рамках миссии ExoMars-2020.

Унылый пейзаж марсианской пустыни
Не в силах раскрасить холодный восход.
В разряженном воздухе чёткие тени
Легли на далекий теперь вездеход.

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.

Мрачная ситуация в Космонавтике имеет несколько простых объяснений:

Первое - ракеты на химическом топливе достигли своего предела. Их возможностей хватило для достижения ближайших небесных тел, но для полномасштабных исследований Солнечной системы требуется нечто большее. Приобретающие все большую популярность ионные двигатели также не способны решить вопрос с преодолением колоссальных космических расстояний. Тяга ионных супер-двигателей не превышает считанных долей одного Ньютона, а межпланетные перелеты по-прежнему растягиваются на долгие годы.

Заметьте – речь идет только об изучении Космоса! В условиях, когда полезная нагрузка составляет всего 1% от стартовой массы ракетно-космической системы, вести речь о каком-либо промышленном освоении небесных тел вообще не имеет смысла.

Особенно разочаровывала пилотируемая космонавтика – вопреки смелым гипотезам писателей-фантастов середины ХХ века, Космос оказался ледяной враждебной средой, где никто не рад органическим формам жизни. Условия на поверхности Марса – единственном из «приличных» в этом плане небесных тел может вызвать шок: атмосфера, на 95% состоящая из углекислоты, и давление на поверхности, эквивалентное давлению земной атмосферы на высоте 40 километров. Это конец.

Условия на поверхностях других обследованных планет и спутников планет-гигантов еще страшнее – температуры от - 200 до + 500° С, агрессивный состав атмосферы, чудовищные давления, слишком малая или, наоборот, слишком сильная гравитация, мощная тектоника и вулканическая активность…
Межпланетная станция «Галилео», совершив один виток вокруг Юпитера, получила дозу радиации, эквивалентную 25 смертельным дозам для человека. По этой же причине, для пилотируемых полетов практически закрыты околоземные орбиты на высотах более 500 км. Выше начинаются радиационные пояса, где долговременное пребывание опасно для здоровья человека.

Там, где едва ли могут существовать самые прочные из механизмов, хрупкому человеческому телу делать нечего.

Но Космос манит мечтой о далеких мирах, а человек не привык сдаваться перед трудностями – временная задержка на пути к звездам обещает быть недолгой. Впереди титаническая работа по исследованию и освоению ближайших небесных тел – Луна, Марс, где без пилотируемой космонавтики не обойтись.

Исследователи Марса

Вы наверняка спросите – зачем вся эта космическая «возня»? Совершенно очевидно, что никакой практической пользы эти экспедиции не принесут, смелые фантазии о горнорудном производстве на астероидах или добыче Гелия-3 на Луне все еще остаются на уровне смелых предположений. Более того, с точки зрения земной экономики и промышленности, никакой необходимость в этом нет, и появится она, вероятно, не скоро.

Тогда – для чего? Ответ прост – наверное, в этом и есть предназначение человека. Создавать удивительную по красоте и сложности технику, и с её помощью исследовать, осваивать, изменять окружающее пространство.
Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас главная цель – грамотно выбрать приоритеты дальнейшей работы. Нужны новые дерзкие идеи и яркие, амбициозные проекты. Каковы будут наши следующие шаги на пути к звездам?

1 июня 2009 года по инициативе НАСА была организована т.н. «комиссия Огустина» (получила название в честь её главы – бывшего директора компании Lokheed Martin Нормана Огустина) –специальный комитет по вопросам американской пилотируемой космонавтики, в чьи задачи входила выработка дальнейших решений на пути проникновения человека в Космос.

Янки внимательно изучили состояние ракетно-космической отрасли, проанализировали сведения о межпланетных экспедициях с использованием автоматических зондов, учли условия на поверхностях ближайших небесных тел и скрупулезно «рассмотрели на свету» каждый выделенный из бюджета цент.

Осенью 2009 года «комиссия Огустина» представила подробный отчет о проделанной работе и сделала ряд простых, но в то же время совершенно гениальных выводов:

1. Ожидаемый в ближайшем будущем пилотируемый полет на Марс – блеф.
Несмотря на популярность проектов, связанных с высадкой человека на Красную планету, все эти планы не более чем научная фантастика. Полет человека на Марс в современных условиях, подобен попытке бежать «стометровку» с переломанными ногами.

Марс привлекает исследователей адекватными климатическими условиями – по крайней мере, здесь нет испепеляющих температур, а низкое давление атмосферы можно компенсировать «обычным» космическим скафандром. Планета имеет нормальные размеры, гравитацию и удалена от Солнца на разумное расстояние. Здесь обнаружены следы присутствия воды – формально есть все условия для успешной высадки и работы на поверхности Красной планеты.

Однако, в плане посадки космических аппаратов, Марс – пожалуй, наихудший вариант из всех исследованных небесных объектов!

Все дело в коварной газовой оболочке, окружающей планету. Атмосфера Марса слишком разряжена – настолько, что здесь невозможен традиционный спуск на парашютах. В то же время, она достаточно плотна, чтобы сжечь посадочный аппарат, неосторожно «сиганувший» к поверхности с космической скоростью.

Посадка на тормозящих двигателях на поверхность Марса – исключительно сложное и затратное мероприятие. Длительный период времени аппарат «висит» на реактивных двигателях в гравитационном поле Марса – полностью опереться на «воздух» с помощью парашюта невозможно. Все это приводит к чудовищному перерасходу горючего.

Именно по этой причине применяются необычные схемы – например, автоматический межпланетный зонд «Следопыт» садился с помощью двух комплектов тормозных двигателей, лобового тормозящего (теплоизоляционного) экрана, парашюта и надувной «подушки безопасности» - врезавшись в красный песок на скорости 100 км/ч, станция несколько раз отскочила от поверхности, как мяч, до полной остановки. Разумеется, подобная схема совершенно неприменима при высадке пилотируемой экспедиции.

Не менее чудно садился в 2012 году «Кьюриосити».

Марсоход массой 899 кг (вес на Марсе 340 кг) стал самым тяжелым из земных аппаратов, доставленных на поверхность Марса. Казалось бы, всего лишь 899 кг – какие здесь могут возникнуть проблемы? Для сравнения – спускаемый аппарат корабля «Восток» имел массу 2,5 тонны (масса всего корабля, на котором летел Ю. Гагарин – 4,7 тонны).


Cхема посадки Mars Science Laboratory (MSL), более известной, как марсоход "Кьюриосити"


И, тем не менее, проблемы оказались велики - во избежание повреждения конструкции и аппаратуры марсохода «Кьюриосити», пришлось использовать оригинальную схему, известную, как «небесный кран». Вкратце, весь процесс выглядел следующим образом: после интенсивного торможения в атмосфере планеты, платформа с закрепленным на ней марсоходом зависла в 7,5 метрах над поверхностью Марса. С помощью трех тросов «Кьюриосити» мягко опустили на поверхность планеты - получив подтверждение о том, что его колеса коснулись грунта, марсоход перерезал пирозарядами тросы и электрокабели, и нависающая над ним тяговая платформа отлетела в сторону, совершив жесткую посадку в 650 метрах от марсохода.

И это всего лишь 899 килограммов полезной нагрузки! Страшно представить, какие сложности возникнут при посадке на Марс 100-тонного корабля с парой-тройкой космонавтов на борту.

Все вышеперечисленные проблемы конвертируются в лишние сотни тонн «марсианского корабля». По самым скромным подсчетам масса отлетной ступени на околоземной орбите составит как минимум 300 тонн (менее оптимистичные оценки дают результат до 1500 тонн)! Вновь потребуются сверхтяжелые ракеты-носители, чьи размеры многократно превзойдут лунные «Сатрун-V» и Н-1 с полезной нагрузкой 130…140 тонн.

Даже при использовании метода секционной сборки «марсианского корабля» на из более мелких блоков и применении схемы из двух кораблей – основного (пилотируемого) и автоматического транспортного модуля с их последующей стыковкой на марсианской орбите, количество нерешенных технических проблем превышает все разумные пределы.

В сложившейся ситуации отправка человека на Марс подобна попытке решить Великую теорему Ферма не обладая простейшими знаниями алгебры.

Тогда зачем мучить себя несбыточными иллюзиями? Не проще для начала научиться «ходить без костылей» и набраться необходимого опыта, решая чуть более простые, но не менее фееричные задачи?

Британские ученые установили, что астероид Апофис опасности для Земли не представляет.

«Комиссия Огустина» предложила план, под названием «Гибкий путь» (Flexible Path) – сюжет, достойный съемочных павильонов Голливуда. Смысл данной теории прост – научиться совершать длительные межпланетные перелеты, тренируясь на … астрероидах.


Астероид Итокава в сравнении с Международной космической станцией


Блуждающие каменные обломки не обладают сколь-нибудь ощутимой атмосферой, а их малая гравитация делает процесс «причаливания» подобным стыковке «Шаттла» с МКС – тем более, у человечества уже имеется опыт «близких контактов» с малыми небесными телами.

Речь идет отнюдь не о «челябинском метеорите» - в ноябре 2005 года японский зонд «Хаябуса» («Сапсан») произвел две посадки с забором пыли на поверхности 300-метрового астероида (25143) Итокава. Не все прошло гладко: солнечная вспышка повредила панели солнечных батарей, космический холод вывел из строя два из трех гироскопов зонда, при посадке был потерян мини-робот «Минерва», наконец, аппарат столкнулся с астероидом, повредил двигатель и потерял ориентацию. Через пару лет японцам все-таки удалось восстановить контроль над зондом и перезапустить ионный двигатель – в июне 2010 года капсула с частицами астероида была, наконец, доставлена на Землю.

Полеты к астероидам могут дать сразу несколько полезных результатов:

Прояснятся некоторые детали формирования и Солнечной системы, что уже само по себе вызывает немалый интерес.

Во-вторых, это ключ к решению прикладной задачи о предотвращении «метеоритной угрозы» - все подробности в сценарии голливудского блокбастера «Армагеддон». Но в реальности дело может принять еще более интересный оборот:

День первый. К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков
отправилась к нему для установки ядерного заряда.

День второй. К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.

В-третьих – геологоразведка. Астероиды представляют немалый интерес, как источники полезных ископаемых (огромные запасы руды, малая гравитация и низкое значение второй космической скорости – упрощается транспортировка сырья на Землю). Это на перспективу.

Наконец, подобные миссии дадут бесценный опыт пилотируемых межпланетных перелетов.

В качестве наиболее приоритетных целей НАСА предлагает точки Лагранжа в системе Земля-Солнце (области, в которых тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с двумя массивными телами). С точки зрения небесной механики, полет в эти области даже проще, чем полет на Луну, несмотря на значительно большее расстояние от Земли.

Следующими целями называются околоземные астероиды групп атонов, аполлонов и т.д. - между орбитами Земли и Марса. Дальше - наше ближайшее небесное тело – Луна. Потом следуют предложения об отправке беспосадочной экспедиции к Марсу – облет и изучение планеты с орбиты, следом – высадка на марсианском спутнике Фобос. И лишь потом – Марс!

Новые дерзкие экспедиции потребуют создание новых технических средств – уже сейчас янки энергично работают над проектом многоцелевого пилотируемого корабля «Орион».

Первый тестовый запуск запланирован уже на 2014 год, корабль планируется запустить на расстояние 6000 км от Земли – в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. К 2017 году для «Ориона» планируют подготовить сверхтяжелую ракету-носитель SLS, способную выводить на опорную орбиту до 70 тонн груза (в перспективе – до 130 тонн). Ожидается, что ракетно-космическая система «Орион» + SLS достигнет полной готовности к 2021 году – с этого момента станут возможными пилотируемые экспедиции за пределы околоземной орбиты.


"Орион" на орите Луны в представлении художника


Все новое – хорошо забытое старое. Прозвучавшие выводы «комиссии Огустина» были отлично знакомы отечественным специалистам – неслучайно, познакомившись с коварством атмосферы Марса, советская космическая программа быстро переориентировалась на изучение Фобоса (неудачные запуски «Фобос-1 и 2», 1988 год) – ведь совершить посадку на спутник гораздо проще, чем на поверхность Красной планеты. При этом Фобос, в плане геологии, представляет едва ли не больший интерес, чем сам Марс. Одиозный «Фобос-Грунт» и перспективный «Фобос-Грунт-2» - все это звенья одной цепи.

В настоящее время российские ученые также склоняются к мнению о пользе изучения малых небесных тел. О пилотируемых экспедициях речи пока не идет, Роскосмос работает над возможностью отправке автоматических зондов к Луне («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», ближайший планируемый запуск – 2015 год), а также осуществление фантастической экспедиции «Лаплас-П». В последнем случае планируется посадка зонда на поверхность Ганимеда – одного из ледяных спутников Юпитера.

Сообщение о планируемой отправке российского зонда к внешним планетам Солнечной системы вызвало всплеск едких шуток в стиле «Фобос-Грунт», «Юпитер – идеальная цель, еще 5 миллиардов навечно сгинут в глубинах Космоса», кое-кто из интернет-юмористов даже предлагал «пилотируемый» вариант «Лаплас-Поповкин»…

Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность и неоднозначность грядущей миссии, посадка автоматической станции на поверхность Ганимеда окажется едва ли сложнее, чем на поверхность Марса.

Конечно, пилотируемые полеты в точки Лагранжа и автоматические зонды в окрестностях Юпитера – все-таки лучше, чем несбыточные мечты о том, как «на Марсе будут яблони цвести». Главное – не стоит расслабляться на достигнутом. Даже высадившись на поверхности астероида, нам не стоит предаваться сладким грезам о том, как наша всемогущая наука теперь способна сместить с орбиты любое небесное тело и сделать нас властелинами ближнего космоса.