Крушение вертолета 12.02 независимые эксперты. Поиски потерпевшего крушение на Алтае вертолета «Робинсон» возобновятся с рассветом. Есть ли шанс выжить

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что крушение произошло из-за ошибки при пилотировании в плохих погодных условиях. «Возможно, что , сидевший за штурвалом, переоценил свои возможности и опыт, решив, что сможет справиться с управлением хрупкого «Робинсона», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ходом расследования. —

Либо на него надавил кто-то из пассажиров, чтобы тот поднимался в воздух».

Он отмечает, что Ракитский изначально шел на риск, когда вылетал с вертолетной площадки в Иогаче (бывшая площадка республиканской «Авиалесоохраны», которая впоследствии стала базовой для «АлтайАвиа»). «В тот день была плохая погода: шел снег и был сильный ветер, — поясняет собеседник. — А Robinson R-66 отличается тем, что в случае перепадов по ветру, когда встречаются нисходящие и восходящие потоки, может терять управляемость».

Из Иогача вертолет направился на базу Самыш. «Оттуда Ракитский забрал вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, гендиректора Heli Club при компании HeliMoscow , бейсджампера Глеба Вореводина и свою жену Елену, — рассказывает источник «Газеты.Ru». — У них был запланирован экскурсионный полет над заповедником. При этом о полете не была предупреждена ни администрация заповедника (без уведомления администрации заповедника полеты запрещены), ни авиационные власти».

Между тем, как следует из отчета о происшествии (МАК), посадка в заповеднике на кордоне Кокши была вынужденной. «Вертолет R-66 приземлился на кордон примерно в 18.30. Причиной посадки стали плохие погодные условия, сильный северный ветер около 10 м/с со снегом, очень плохая видимость», — говорится в документе.

Пилот хотел переждать непогоду. Однако потом было принято решение лететь, несмотря ни на что, назад на базу Самыш.

По словам очевидцев, с кордона вертолет взлетел в 20.15, а через пять минут после вылета он стал резко снижаться и рухнул в озеро, приблизительно в километре от берега.

В отчете МАК особо подчеркивается, что, согласно сертификату, полеты вертолетов этого типа над водной гладью без установленных поплавков на удалении от береговой черты, превышающем дистанцию планирования в режиме авторотации (вращение несущего винта без участия двигателя), запрещены.

«То есть изначально весь полет проходил с нарушениями», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

В свою очередь в Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан - владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) заявили, что Дмитрий Ракитский известен как опытный пилот-инструктор, сооснователь и шеф-пилот компании «Авиамаркет» («Хелипорт Истра») — российского дилера Robinson. Он стал первым в мире летчиком, летавшим на Robinson R-66 в Арктику, участвовал в первом российском кругосветном путешествии на вертолетах.

Между тем в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте СК, который расследует крушение, также отмечают, что экипаж вертолета Robinson R-66, на котором разбились пять человек, не уведомлял органы организации воздушного движения о полете 12 февраля. Об этом говорится в официальном сообщении СК. Сейчас

следствие рассматривает три основные версии крушения: ошибка пилотирования, сложные погодные условия и техническая неисправность вертолета.

«Вместе с тем сотрудники компании, производившей техническое обслуживание вертолета, в ходе допросов показали, что вертолет находился в исправном техническом состоянии», — отмечают в ведомстве.

О том, что вертолет был исправен, говорится и в отчете о происшествии МАК. По данным авиационных экспертов, вертолет сошел с конвейера в июне 2013 года и имел заводской номер 0174. В августе 2015 года выдала на вертолет сертификат летной годности. За время эксплуатации машина ремонтов не имела. Принадлежал вертолет компании ООО «Алтайавиа». При этом арендатор R-66 «Аэроклуб АлтайАвиа», по данным специалистов МАК, сертификата эксплуатанта не имел.

Катастрофа вертолета Robinson R-66 произошла в Турочакском районе Алтая в воскресенье, 12 февраля 2017 года, примерно в 20.20 по местному времени. Сотрудники заповедника позвонили в спасательную службу и рассказали, что возле мыса Кокши над Телецким озером внезапно из вида пропали огни вертолета. Позднее стало понятно, что вертолет потерпел крушение.

На его борту находились пять человек, в том числе и бывший вице-премьер Республики Алтай , который в 2009 году был в числе пассажиров вертолета Ми-171, упавшего во время незаконной охоты на архара.

Тогда в катастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента в . Анатолия Банных позже привлекали к уголовной ответственности за незаконную охоту, но суд оправдал его.

Следственные органы возбудили уголовное дело по факту крушения вертолета Robinson. В связи с крушением вертолета возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), а на месте крушения была развернута поисково-спасательная операция.

13 февраля в прибрежной зоне озера Телецкое обнаружено тело , находившейся на борту вертолета в момент его крушения. Кроме того, в акватории озера в ходе поисковых работ обнаружены предметы, находившиеся на борту вертолета, а именно: откидная крышка переднего правого сидения, а также три чехла. В настоящее время они осмотрены следователем СК и переданы вместе с технической документацией специалистам Межгосударственного авиационного комитета для дальнейшего исследования. Тела остальных погибших до сих пор не найдены.

К полудню 13 февраля в поисках вертолета "Робинсон R66", потерпевшего крушение накануне над Телецким озером в Республике Алтай , задействовано 250 человек и около 40 единиц техники.

На борту находилось пять человек - кроме бизнесмена и бывшего вице-премьера республики Анатолия Банных все москвичи. Это пилот Дмитрий Ракитский , его жена Елена Ракитская , известный российский парашютист Глеб Вореводин и директор аэроклуба Heli Club Мария Козинцева (Досье смотрите ниже. - Прим. авт. )

Сообщается, что вертолет упал в очень труднодоступном месте. Просто так туда не добраться, местность непроходимая, только по воде или вертолетом. Пока что погодные условия не позволяют авиации вылететь к месту крушения - над озером туман и сильный ветер.

Как будут добираться до места крушения спасатели?

В район поиска доставлено судно на воздушной подушке из Новосибирской области. Сейчас его пытаются транспортировать к озеру. Как нам удалось узнать, сделать это удастся не раньше вечера, так как дороги переметены. Далее судно по воде и льду озера направится к месту падения вертолета - это примерно 40 км.

Спасатели с водолазным оборудованием и глубоководной камерой находятся в готовности к вылету с 6 часов утра. Пока нет погоды. По маршруту движения погодные условия благоприятные, а вот на месте проведения работ погоды нет, диспетчерские службы вылет не разрешают, - комментирует ситуацию начальник Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС России Александр Себов .

В готовности к вылету находятся четыре вертолета (МЧС России, Росавиации, частной авиакомпании). На берегу силами МЧС организованы работы по оборудованию вертолетных площадок.

Версии официальные

В настоящее время следствие рассматривает три основных версии крушения вертолета "Robinson R66" в Республике Алтай - это техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия, - рассказывает Яна Стрижова , старший помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ .

Следователи уже возбудили уголовное дело по ч. 3 ст . 263 УК РФ – "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".

Версии неофициальные

В день трагедии в республике дул сильный ветер. Алтайские пилоты предполагают, что это и могло стать основной причиной крушения.

Я полагаю, что причиной катастрофы могли стать погодные условия. Если сравнивать с другими машинами, "Робинсон" - очень маленький вертолет. Даже порыв ветра мог оказать на него какое-то воздействие. Перепады температуры не могли повлиять на техническое состояние вертолета. Я слышал, что пилот этого вертолета Дмитрий Ракитский - очень опытный. Вряд ли он мог допустить фатальную ошибку. Еще одна версия - техническая неисправность. Насколько я знаю, вертолет упал в километре от береговой зоны, - говорит Сергей Акопян , директор алтайской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой.

Катастрофы могло не быть. Просто не нужно было лететь в темное время суток. Вертолеты для этого не предназначены, - считает Николай Байкин , директор барнаульского филиала "Алтайавиалесоохрана ".

Знакомый пилота Дмитрия Ракитского - Сергей Новиков в соцсетях выдвигает свою версию:

Почему в новостях настойчиво тиражируется, что пилотировал разбившийся вертолет именно Дмитрий Ракитский, а не А.Банных, который был владельцем вертолета и даже инициатором этого полета? Сомнительно, что Дима мог довести аппарат до катастрофы.

Есть ли шанс выжить?

Глубина озера на месте падения вертолета составляет более 200 метров, ширина 2 км.

Выжить в такой истории нереально. Сами поиски будут очень сложными, - говорит бывалый летчик Сергей Акопян .

Положение осложняют еще и погодные условия – столбик термометра на Телецком озере в ночные часы опускается до минус 30-40 градусов. Даже если кому то удалось выжить в катастрофе, шансы уцелеть мокрым на морозе очень низкие.

Там крутые берега вокруг озера, тайга, деваться, в общем, некуда. Теперь остается только ждать вестей и надеяться на лучшее. Но если они упали в Телецкое, шансов, что они выживут мало, так как вода слишком холодная, а лед если и есть на озере, то очень тонкий, - говорит ученый-географ Виктор Ревякин .

Кстати, к полудню 13 февраля было найдено тело Елены Ракитской - жены пилота вертолета Дмитрия Ракитского. Ее прибило волнами к берегу неподалеку от места крушения. Поиски тел еще троих пассажиров и пилота продолжаются.

Досье

Пилот и его жена: Дмитрий и Елена Ракитские

За штурвалом разбившегося вертолета находился Дмитрий Ракитский. Его называют одним из лучших летчиков страны. А в числе пассажиров находилась его супруга - Елена Ракитская. Оба они являлись сотрудниками московской компании Heli Club.

Дмитрий был шеф-пилотом. Причем отличным, высшего класса. А Елена ему помогала. Очень отзывчивая, жизнерадостная женщина, всегда веселая, с улыбкой, - рассказал один из сотрудников компании по телефону.

Кстати, Елена сама летала - у нее было пилотское свидетельство. Но как пилот-любитель, а не как профессионал.

Друзья и родственники семейной пары не могу поверить в происходящее. В многочисленных интервью и фильмах, Дмитрий не однократно с усмешкой признавался, что супруга никогда за него не волновалась.

Моя жена, Лена, никогда за меня не боится. Вообще никогда. Она знает, что со мной никогда ничего не случится. Её мало волнует, какая была погода и сложность. Дети рвутся летать. У одного характер летческий, а у другого больше склонность к конструированию, скорее всего, будет конструктором, - говорил когда-то в фильме Дмитрий.

Дмитрий Ракитский был известен в кругах летчиков, как опытный пилот-инструктор и участник первого в России кругосветного путешествия на вертолетах Robinson, которое состоялось в 2013 году. Его называли лучшим летчиком России.

Я не верю, это был ас! Человек был действительно профессионалом. Знал свое дело очень хорошо, постоянно подтверждал это своими перелетами через Атлантику. Он перегонял вертолеты из Америки в Россию. Перелеты вокруг света совершал. Каждый год подтверждал свою квалификацию тяжелыми полетами. Сказать, почему это произошло сложно. Факторов могло быть несколько - это и отказ техники, и погодные условия. Хотя, для него отказ техники точно не мог стать неожиданностью. Он был душой компании. Он постоянно что-то рассказывал, с ним не было скучно. Бывало, что он брал супругу на борт, вот и в этот раз она оказалась с ним, - говорит Владимир Сергеев , друг Дмитрий Ракитского.

Дима и Елена Ракитские очень дружная, легкая на подъем семья, много собирались вместе, ездили. Не хочется даже думать, что это он..., - пишет Заира Костина . – Остальным - соболезнования, но это чужие люди, а Димка.. ..

Известно, что Дмитрий и Елена жили в Подмосковье . У них остались двое детей. Нам удалось поговори со старшей дочерью - Дианой Ракитской:

Мы пока не говорим о родителях в прошедшем времени. Мы пока ждем. В любом случае, я уверена, что всему виной не ошибка пилотирования и не погодные условия, -говорит девушка.

Директор Heli Club: Мария Козинцева

На борту потерпевшего крушение самолета находилась и 31-летняя Мария Козинцева , являющаяся директором аэроклуба Heli Club (занимается полетами и авиационными работами в России на эксплуатируемых воздушных судах. - Прим. авт.). Судя по фото в соцсетях, красивая, и стильная девушка.

Хорошая девушка, активная, шустренькая, доброжелательная и внимательная, - говорит сотрудник компании Heli Club.

В компании говорят, что на Алтай вместе с другими сотрудниками – Еленой и Дмитрием Ракитскими – Мария поехала по рабочим делам.

Дело, естественно, каким-то образом связано с вертолетами. Обсудить рабочие моменты, поговорить, что-то решить. Подробности мы вам сообщить не можем, - сказали в Heli Club. – Вероятно, они были ранее знакомы с ребятами с Алтая, те сюда тоже приезжали. Однозначно, это не была поездка по личным делам.

В компании отметили, что сама Мария никогда за штурвалом не сидела. Она выполняла чисто административную функцию.

Нам удалось выяснить, что девушка переехала несколько лет назад в Москву из Ульяновска , где выросла и окончила Ульяновский госуниверситет. В Москве работала на разных авиапредприятиях. Ее мама Валентина Козинцева живет в Ульяновске. У Марии есть 38-летний родной брат Павел и 4-летний племянник Андрей.

Парашютист Глеб Вореводин

В списке находившихся на борту разбившегося в районе Телецкого озера вертолета "Robinson R66" оказался трижды чемпион России в парашютной дисциплине Free Fly, инструктор по бэйсджампингу Глеб Вореводин . В 2014 году в честь Олимпиады в Сочи он совершил прыжок с трехкилометровой высоты в Ингушетии .

Буквально за несколько часов до трагедии Вореводин выставил на своей страничке в соцсети фото с озера. В комментариях к посту он пообещал сделать видео красот Алтая, снятое с вертолета, как вернется домой.

Бизнесмен и бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных

Многие до сих пор не верят, что вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных погиб при крушении вертолета над Телецким озером. Ведь у него уже такое бывало – падал, но выживал: последний раз в январе 2009 года. Тогда он уцелел в крушении вертолета Ми-8 в Горном Алтае. Напомним, на борту судна находились 11 человек. Погибли семеро, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и сотрудник аппарата Госдумы РФ Сергей Ливишин.

Кстати

Мы решили попросить астролога посмотреть его натальную карту, нумеролог – просчитать по дате рождения, а таролога разложить карты на него. И вот что получилось.

Мария Чупрунова , нумеролог:

Похоже, в этот раз чуда ожидать не стоит, навряд ли Анатолий Банных выжил. Цифры в дате его рождения (10. 04. 1968 – прим. авт.), очень сходны с датой вчерашнего дня – 12.02.2017. Их можно расценивать как переход к новом этапу, к новой жизни. Вы понимаете, что я имею в виду.

Вера Топчеева , астролог:

В натальной карте Анатолий Банных Луна находится в квадрате с Ураном – это говорит о вероятности пострадать от взрыва, аварии или во время эксперимента, опасного опыта. Вероятны несчастные случаи в дороге, в полете, на воде. Иногда такой аспект свидетельствует о преждевременной смерти, но мы не знаем точного времени рождения, чтобы утверждать на сто процентов. Также у него в натальной карте присутствует аспект, указывающий на возможность ошибок, опасности, связанной с жидкостями, т.е. несчастный случай на воде, связанный с водой, алкогольными напитками - причем, при повторных ситуациях.

Наталья Необычная , парапсихолог, таролог:

Я разложила карты ТАРО – вышла неутешительная картин: на книге жизни гроб - это означает смерть. Вряд ли ему удалось выжить.

Анатолию Банных 48 лет. У него остались двое детей – сын и дочь.

Вертолет Robinson-66 вечером 12 февраля потерпел крушение в акватории Телецкого озера Республики Алтай. По предварительным данным, на его борту находились пять человек. Рассказываем все, что известно о ЧП на данный момент.

Что произошло?

Связь с вертолетом Robinson-66, совершавшим экскурсионную поездку, оборвалась около восьми часов вечера 12 февраля. Вскоре в экстренные службы поступила информация от очевидцев, которые сообщили о падении летательного аппарата, предположительно, в акваторию Телецкого озера в Турочакском районе, в урочище Кокши. При этом в экстренных службах не исключают, что воздушное судно могло упасть на территории тайги.

В межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (АОПА) РБК сообщили, что полет не был экскурсионным, а место взлета и маршрут полета не проходили над территорией Алтайского заповедника.

По информации начальника ГУ МЧС по Республике Алтай Игоря Букина , для проведения спасательной операции сформирована группировка сил и средств в составе более 160 человек. Также в поисках будут задействованы три воздушных судна и подводный аппарат Falcon.

Удалось ли кому-то спастись?

На данный момент точное местонахождение вертолета и судьба людей неизвестны. С семи утра в Республике Алтай начались поиски.

Известно, что вертолетом управлял опытный пилот Дмитрий Ракитский, у которого за плечами было 20 лет полетов. Летчик испытывал Robinson R-66 в условиях Северного полюса во время экспедиции. Также Ракитский был первым россиянином, который на Robinson совершил кругосветный облет, преодолев за 43 дня порядка 40 тысяч километров.

Также на борту находилась его супруга Елена. В числе пассажиров был бизнесмен, бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, гендиректор крупнейшего в Европе многофункционального вертолетного комплекса Heli Port Мария Козинцева и известный российский бейсджампер Глеб Вореводин.

Основные версии трагедии

По словам очевидцев, вертолет резко потерял высоту во время взлета.

Следствие называет три возможные причины, из-за которых летательный аппарат мог потерпеть крушение, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах региона. Предположительно, причиной ЧП могла стать техническая неисправность, ошибка пилота или плохая погода.

"Там очень плохая видимость, что осложняет условия работы. Сложные метеоусловия также могли стать сопутствующим фактором аварии", - сообщил источник в экстренных службах "Интерфаксу ".

Следователи Западно-Сибирского СУ на транспорте СК России начали проверку по факту крушения вертолета на Алтае.

Robinson R66 – легкий многоцелевой пятиместный коммерческий вертолет производства компании Robinson Helicopter, США. Вертолет был разработан в 2000-х годах. Крейсерская скорость воздушного судна составляет 222 км/ч, максимальная высота полета – 4270 метров, дальность полета – 602 км, вместимость – пилот и четыре пассажира.

На Телецком озере уже несколько дней идут поиски вертолета Robinson R-66 с бортовым номером RA-06375. К расследованию происшествия подключились следователи и специалисты Межгосударственного авиационного комитета. В официальном сообщении МАК сказано, что 12 февраля 2017 года на удалении 40 км от населенного пункта Артыбаш в районе Телецкого озера произошло авиационное происшествие с вертолетом R-66 RA-06375 ООО «АлтайАвиа ». По имеющейся информации, вертолет упал в Телецкое озеро. Ведутся его поиски.

По данным Главного управления МЧС по Республике Алтай, в поисковой операции участвуют 197 человек и 36 единиц техники. Проведено визуально аэрообследование предполагаемого места падения вертолета, обследована кромка воды. Проведено обследование акватории и береговой линии в районе кордона Кокши при помощи судна на воздушной подушке «Арго », а также обследование дна озера с помощью телеуправляемого глубоководного аппарата «Фалькон », который установлен на теплоходе «Ярославец ».Оперативная группа и аэромобильная группировка в населенном пункте Яйлю развернула базовый лагерь, средства связи и управления. На кордоне Кокши работают спасатели, они доставлены туда вертолетом Ми-8.

Обнаружено несколько обломков вертолета, также найдено тело одной из пассажирок вертолета. Судя по всему, незадолго до падения воздушного суда она избавилась от ремней безопасности, вероятно, пытаясь выпрыгнуть из машины. Ее тело прибило к берегу в нескольких километрах южнее кордона Кокши.

Сергей Усик

О катастрофе сообщил очевидец – сотрудник Алтайского биосферного заповедника Сергей Усик , живущий на кордоне Кокши. Нашему корреспонденту он рассказал, что вечером 12 февраля на кордон прибыл вертолет Robinson R-66. Борт летел со стороны Хакасии (с источника «Горячий ключ »), в нем находились пять человек, он направлялся на базу «Самыш ». Вертолет приземлился в связи с тем, что погода ухудшалась, и пилот хотел оценить обстановку. Некоторое время прибывшие находились на кордоне, пили чай, общались. Погода не улучшалась, однако одна из пассажирок настаивала на продолжении полета. Как рассказывает Усик, Анатолий Банных был категорически против вылета, предлагал переночевать в Кокши, однако гостья продолжала настаивать, и пилот согласился лететь.

Так или иначе, около 20:15 компания погрузилась на борт. Вертолет летел с включенным прожектором. Пролетев на запад примерно 800 метров, «Робинсон » развернулся и полетел обратно, однако затем вновь взял курс на запад, и на расстоянии около 1 тыс. метров от берега начал резко снижаться. «Раздался шлепок об воду, прожектор погас », - рассказывает очевидец. Это произошло около 20:20.

Сергей Усик поставил в известность о случившемся руководство заповедника и правоохранительные органы. Непогода не позволила отправиться к месту крушения на лодке.

Из сообщений прессы известно, что на борту вертолета находились пять человек: пилот Дмитрий Ракитский , его жена Елена Ракитская , бизнесмен Анатолий Банных, гендиректор Heli Club Мария Козинцева , бейсджампер Глеб Вореводин . Москвичи прибыли на Алтай 10 февраля и разместились в отеле Altay Village Teletskoe на берегу Телецкого озера (бывший кордон Самыш). Совладелец гостиницы - Сергей Розбах , брат Анатолия Банных. Отель входит в группу «Барнаульская сетевая компания », к которой относится и ООО «АлтайАвиа », на посадочной площадке которого базировался разбившийся R66.

Находившимся в вертолете присвоен статус «пропавшие без вести». Официально погибшими их назовут только после подъема вертолета со дна озера. Как сообщают местные жители, в месте, куда упал вертолет - многометровый слой ила. Скорее всего, поисковая операция вступит в активную фазу в весенне-летний сезон.

Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц ».

Фото- и видеоматериалы подготовлены при поддержке Главного управления МЧС по Республике Алтай

Последние новости Алтайского края по теме:
Крушение вертолета над Телецким озером: что известно на сегодняшний день

Каменским городским судом по ч. 1 ст. 306 УК РФ осуждён уроженец г. Камень-на-Оби за заведомо ложный донос о совершении преступления.
23.08.2019 Прокуратура Алтайского края

По предварительным данным, накануне ночью в Славгороде местный житель 1997 года рождения от подъезда многоквартирного дома угнал автомобиль ВАЗ 2106.
25.08.2019 ГУ МВД по Алтайскому краю 18-летний уроженец Алтайского края обвинялся по делу о незаконном обороте наркотиков, но сбежал до ареста Уроженец Алтая сбежал в армию до ареста по уголовному делу / Фото:
25.08.2019 ИА Амител Более 100 мужчин собрались около дома цыганской семьи в селе Подгорное Ленинск-Кузнецкого района Кузбасса, требуя расправы над хозяевами после драки с поножовщиной.
25.08.2019 НовостиАлтая.рф Новости Сегодня, 24 августа, в селе Усть-Чарышская Пристань Усть-Пристанского района состоялось торжественное открытие после капитального ремонта культурно-спортивного комплекса.
24.08.2019 Управление культуры Увидеть праздничный салют, получить призы от газеты «Тальменская жизнь», посетить выставки и увлекательные представления, есть возможность у жителей Тальменского района.
25.08.2019 Газета Тальменская жизнь Знаменитому американскому режиссеру исполняется 60 лет Один из самых загадочных и интересных современных голливудских режиссеров Тим Бартон 25 августа отмечает свой 61-й день рождения.
25.08.2019 ИА Амител

На Алтае продолжаются поиски рухнувшего в Телецкое озеро вертолета Robinson R66, на борту которого находилось пять человек. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело.

Экипаж частного вертолета Robinson R66 перестал выходить на связь в воскресенье около восьми часов вечера. В это же время в экстренные службы поступила информация о падении вертолета в водоем в Турочакском районе. По словам свидетелей, перед крушением воздушное судно приземлялось на кордоне Кокши. Очевидцы утверждают, что Robinson R66 взлетел с кордона, набрал высоту и рухнул в озеро в 500 метрах от берега.

Вертолетом управлял опытнейший летчик-испытатель Дмитрий Ракитский. Коллеги говорят о нем, как об одном из лучших российских пилотов. Особенности винтокрылой машины он знал досконально. Ракитский впервые в мире посадил вертолет Robinson R66 в условиях Северного полюса, а также совершил на нем "кругосветку" за 43 дня, преодолев около 40 000 километров.

На борту разбившегося вертолета летели супруга пилота Елена Ракитская, директор компании HeliClub Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин и бывший вице-премьер правительства Республики Алтай, бизнесмен Анатолий Банных. Приехавшие в Горный Алтай на деловую встречу любители малой авиации из Москвы поселились в туристическом комплексе Altay Village. По предварительной информации, они отправились на вертолете на прогулку - полюбоваться открывающимися с высоты великолепными пейзажами. Накануне трагедии пассажиры вертолета публиковали в своих социальных сетях экстремальные селфи над Телецким озером и на кордоне.

Говорят, инициатором поздней прогулки был Анатолий Банных. Кстати, экс-вице-премьер уже попадал в авиакатастрофу: в 2009 году он был в числе пассажиров вертолета, упавшего у горы Черной на Алтае во время незаконной охоты на архара. Тогда из 11 человек выжили только четверо. Семеро, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Раненые более двух суток провели на 30-градусном морозе. Банных тогда отделался сломанным носом. А в 2012 году он вновь оказался в центре скандала, связанного с браконьерством. Правоохранительные органы заподозрили влиятельного экс-чиновника в охоте на лосей с вертолета в Кислухинском заповеднике.

Вполне вероятно, что воздушная прогулка на Robinson R66 тоже была незаконной. Утвержденное Министерством природных ресурсов России Положение о федеральном государственном учреждении "Алтайский государственный природный заповедник" запрещает пролет вертолетов и самолетов ниже 2 тысяч метров над заповедником без согласования с его администрацией или Росприроднадзором. Уже известно, что наземные службы не были уведомлены о данном полете.

В настоящее время следственный комитет на транспорте рассматривает три основные версии крушения.

Среди них техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия, - сообщила "РГ" старший помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Яна Стрижова. - На месте происшествия работает следственно-оперативная группа и криминалисты. У авиакомпании "Алтай Авиа", в которой вертолет Robinson R66 находился на техническом обслуживании, изымается документация. Следователи опрашивают сотрудников авиакомпании. На место трагедии уже выехали специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

Не исключено, что вертолет мог попасть в боковой ветер. В воскресенье вечером Телецкое озеро сильно штормило. Шторм в акватории продолжается до сих пор. Это значительно осложняет поиски. Тело одной из пассажирок было найдено вчера в двух километрах от места крушения - его прибило к берегу. Личность погибшей устанавливается. О судьбе других пассажиров и пилота пока ничего неизвестно.

Воздушная разведка также обнаружила на поверхности воды несколько фрагментов и обломок. Но пока добраться до них не предоставляется возможным. В поисках вертолета задействованы более 250 спасателей. На Телецкое озеро прибыли несколько вертолетов Ми-8 , судно на воздушной подушке из Бердска, барокамера с водолазами, оснащенными специальным оборудованием и снаряжением, в том числе подводным робототехническим комплексом для проведения глубоководных поисковых работ. Из Иркутска в Горный Алтай экстренно доставили телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон". Глубина водоема в месте падения составляет более 200 метров.

"Robinson R66" - легкий многоцелевой пятиместный коммерческий вертолет производства США. Крейсерская скорость - 222 км/ч, дальность полета - 602 км. Фото: robinsonheli.com

Только факты

VIP-катастрофы с вертолетами

2000 год - на собственном вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров.

2002 год - под Абаканом разбился вертолет Ми-8. Погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.

2003 год - в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.

2003 год - на вертолете Ми-8 погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.

2008 год - в Хабаровском крае разбился вертолет "Еврокоптер", за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий "Ратимир" Александр Труш.

2009 год - на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171 авиапредприятия "Газпром авиа". Из 11 находившихся на борту выжили четверо. Среди погибших - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.

2009 год - губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате катастрофы вертолета Bell 407.

Комментарии

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент МКАА "Безопасность полетов":

Увы, ситуация с Robinson R66 лишний раз подтверждает: кто игнорирует уроки безопасности, обречен на их повторение. Да, Анатолию Банных в 2009 году удалось выжить в авиакатастрофе Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа". Кстати, и тогда командиром вертолета был пилот с большим опытом - общий налет 12 934 часа. Но нарушений было выше крыши. Полет должен был выполняться как транспортный, а стал по сути полетом по отстрелу диких животных. Экипаж дезинформировал диспетчера аэропорта Горно-Алтайска о своем местонахождении и самовольно спрямлял маршрут. Да и пассажиров взяли на борт без документального оформления.

Когда экипаж не вышел на связь с центром УВД, была организована спасательная операция: в ней участвовали 283 человека, наземные средства, 13 единиц авиатехники. На поиски ушло ни много-ни мало 22,5 миллиона рублей. И только через двое суток спасатели обнаружили разрушенный вертолет в районе горы Черная. Как потом выяснилось, вертолет снизился до недопустимо малой высоты, чтобы начать отстрел горных баранов...

Несколько человек остались живы, но сильно обморозились. Тогда эксперты подняли вопрос о том, что в подобных трагедиях часто искалеченные пилоты и пассажиры гибнут не только от болевого шока, но и как раз от обморожения. Был поставлен вопрос о том, что в соответствии со стандартом ИКАО, на каждом воздушном судне должен быть аварийный приводной передатчик (emergency locator transmitter). Поразительно: в той катастрофе второй пилот, оставшийся в живых, оказывается, не имел знаний и навыков по ручному использованию аварийной радиостанции.

Не могу не вспомнить и еще трагедию. 10 октября 2014 года не вышел в установленное время на связь Ми-8Т авиакомпании "ТуваАвиа", следовавший из района реки Соруг в Кызыл. Три члена экипажа и 11 человек погибли. Здесь тоже не сработал аварийный радиомаяк. Поиски длились очень долго. И только в августе 2015-го во время разведки лесных пожаров пропавший вертолет был обнаружен.

Эксперты не устают повторять: законы в авиации написаны кровью. Нарушать их - преступление.

Падение вертолета Robinson R66 не единственный трагический случай в акватории Телецкого озера. Фото: РИА Новости

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора:

Как известно, для полетов авиации общего назначения вот уже несколько лет действует принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. То есть разрешения для Robinson R66 в соответствии с новым законодательством было не нужно. Но уведомить о полете командир был обязан. Тут ума много не надо: просто сообщи по радио, во сколько взлетел, куда летишь, на какой скорости, на какой высоте и в какой пункт приземления. Уведомление было или нет? Если нет, то это грубейшее нарушение правил.

Вертолет вылетел практически ночью. Почему? Куда на вертолете лететь в темное время суток на высоте ниже низшего эшелона? К тому же погода, мягко выражаясь, была неважная...

Расследование установит причину авиакатастрофы. Комиссия МАК уже приступила к работе. Но, к сожалению, эта трагедия еще раз наглядно говорит о проблемах, которые существуют в авиации общего назначения. Например, если с 1997 по 2005 годы в гражданской авиации с воздушными судами АОН произошло лишь 2 авиационных происшествия, то с 2006 по 2015 годы - 169! В том числе 98 катастроф, в которых погибло 192 человека. Есть и еще цифры. По итогам 2015 года авиационные происшествия с воздушными судами АОН составили 71% от общего числа происшествий в российской гражданской авиации. В 2014 году аналогичное соотношение было 60%.

Вертолеты, принадлежащие авиации общего назначения, бьются с печальной регулярностью. Только в прошлом году на моей памяти произошло 7 авиакатастроф "вертушек", в которых погибли 17 человек. И вот, пожалуйста: начало года, а уже пять жертв.

Слава Богу, мы уже три года работаем без авиационных происшествий в системе транспортной гражданской авиации. Я не говорю о катастрофах в результате терактов. Но самоуспокаиваться нельзя. И ситуация с авиацией общего назначения - тому подтверждение.

Падение вертолета Robinson R66 не единственный трагический случай в акватории Телецкого озера. По данным МЧС, в озере, которое входит в число самых глубоководных озер России, случались катастрофы водных судов, автомобилей и снегоходов.

14 августа 2006 года здесь потерпел аварию частный гидросамолет типа "Корвет". На его борту находились пилот и два пассажира. Поиски продолжались более десяти дней и были прекращены в виду их бесперспективности. Не помогло даже применение барокамеры и другого оборудования для глубоководных работ. Специалисты полагают, что гидроплан унесло подводным течением.

21 января 2009 года под лед ушел снегоход "Буран", на котором находились два человека. Тело одного обнаружено в 300 метрах от места предполагаемого провала. Второй так и не был найден.

11 июля 2011 года на Телецком озере затонуло маломерное судно на глубине 203 метров. На его борту находились 13 человек. Их них 9 были спасены, четверо погибли. Работы по поиску и подъему судна длились 2 месяца. Оно было обнаружено с помощью аппарата "Фалькон". Тела погибших удалось поднять на поверхность только в середине сентября.

2009 год. На Алтае разбился вертолет Ми-171. Тогда из 11 находившихся на борту выжили четверо, в том числе Анатолий Банных. Фото: Пресс-служба МЧС по Республике Алтай / ТАСС

Ключевой вопрос

Почему так часто падают вертолеты

Сегодня в России резко увеличилось число западных вертолетов. По словам экспертов, одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от технических требований, правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.

В то же время эксперты уверены: нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов. Но если с самолетами ситуация выправилась прилично, то аварийность "вертушек" продолжает расти.

Несколько лет назад специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США - 5,35. Как говорят эксперты, ситуация сегодня если и изменилась, то не на много. Что это значит? В России возникающие отклонения от штатной работы чаще заканчиваются аварией или катастрофой.

Из различных источников известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходят по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты! Плохое обслуживание на земле, закачка некондиционного топлива - все из этой серии. А "указивки" важных персон, которые оказываются на борту?

Например, когда разбился губернатор Александр Лебедь, на ленте "черного ящика" сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду.

Лебедь погиб и не смог сдержать обещание.

Кстати, сахалинский губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута. По одной из неофициальных версий, пассажиры захотели полюбоваться видами местной природы.

Экипаж, конечно, имел полное право отказаться. Но не стал этого делать. Вертолет отклонился от курса. "Летная невменяемость экипажа" - в среде экспертов этот термин, увы, уже не редкость. Это когда угроза безопасности полета отступает на второй план перед риском разочаровать VIP-пассажира.

Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Однако когда полеты без правил раз за разом уносят человеческие жизни, с этим нужно что-то делать. Правильно кто-то сказал: для начала - научиться жить по правилам.

Кстати, после катастрофы на Камчатке вертолета с сахалинским губернатором МАК предложил подумать об усилении ответственности должностных и иных лиц, инициировавших и/или допустивших несанкционированные отступления от порядка и правил полетов.

Но вот последняя трагедия. Вертолетом управлял суперпилот, который наверняка все про все знал. Что, неужели опять наступили на те же грабли?..