Проект по биологии на тему осень. Экологический мини-проект «Осень золотая. Рассматривание сюжетных картин

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный - к стуже, южный - к теплу.

Красный закат солнца - к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод -сухая.

Если листопад пройдёт скоро - надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири.

Большие муравьиные кучи осенью - на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу - на ясную погоду.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.


ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Приметы:
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
4. Вывод.
В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.


Приложенные файлы

ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания

Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы, наглядного материала; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. Организация прогулок и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада). Чтение художественной литературы по теме.
2 этап – реализация проекта
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий; практическая помощь в решении задач. Исследование одного из видов осени (ранняя). Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная ». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень ».

Ведение календаря природы.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов;

Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности;

Выставка «Золотая осень ».

Написание докладов о деревьях нашего края;

сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария;

заучивание стихов об осени, пословиц;

составление рассказов об осени.

3 этап – подведение итогов
Подготовка к презентации Подготовка и проведение развлечения «Что нам осень принесла ». Участие родителей в подготовке и проведении праздника.

Приложение

Конспект когнитивной непосредственно-образовательной деятельности

Тема: Ранняя осень

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знание о других временах года. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Картина с изображением осеннего пейзажа, предложить внимательно рассмотреть и ответить, какое время года на ней изображено. Уточнить, что значит ранняя осень, почему желтеют листья.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие, не простое, волшебное. На ковре – самолете. Я вижу, что вы готовы отправиться в путь, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая погода на улице. Держитесь за руки, чтобы не упасть, мы летим.

Первая остановка «Солнечная »

Какое солнце сейчас?
Какое солнце было летом?
Что стало с солнцем?
Почему оно стало хуже греть?
Почему оно меньше светит?
Какое солнце будет зимой?
Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Вторая остановка «Дождливая »

Какой бывает дождь?
На что похож дождь?
Какой дождь бывает летом, осенью, зимой?


Третья остановка «Лиственная »

Почему листья желтеют?
Почему облетают?
Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
С чем можно сравнить осенние листья?
Как называется явление, когда падают листья?

Четвертая остановка «Осенняя »

Воспитатель. А на этой последней остановке мы с вами постараемся понять, что же происходит с природой, когда приходит осень.

С чего начинается осень?
Как изменяется долгота дня?
Что приходит с холодами?
Что происходит, когда исчезают насекомые?
Что происходит с животными?
Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Воспитатель. Ребята, осень – это хорошо или плохо?

Держитесь крепко за руки, мы летим в детский сад.

Бродит в роще листопад по лесам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно листьям вслед птицы улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.

Прогулка

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность. Воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и охранять.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям – деревьям. Мы возьмем с собой хорошее настроение, шутки, смех и стихи, которые мы выучили.

Посмотрите, изменились ли деревья? Где листья изменили свою окраску раньше – на верхних или на нижних ветках? Почему?

Воспитатель. Давайте, сравним дерево с человеком.

Похожи деревья на людей?
У человека есть туловище, а что вместо туловища у дерева?
У человека есть кожа. А у дерева?
У человека есть руки. А у дерева?
У человека есть ноги. А у дерева?
Для чего человеку туловище? Кожа? Руки? Ноги? А дереву для чего?

Воспитатель. Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растет, стареет. И дерево тоже рождается, растет, стареет. И человек и дерево – живые существа. Скажите, а соседи и друзья есть у дерева? Они изменились или остались такими, какими были летом? Значит, к зиме готовятся все, и деревья, и птицы, и звери и насекомые.

А что такое лес? Лес – это большой дом. Главными в лесу являются деревья. Они кормят всех обитателей, укрывают, защищают. Для зверей, птиц, насекомых лес – родной дом. А для человека – друг.

Много леса – не губи.
Мало леса – береги.
Нет леса – посади.






Правила поведения в природе. Можно НужноНельзя Отдыхать, наслаждаться красотой природы. Заботливо относиться к деревьям и растениям. Ничего ломать и рвать просто так. Собирать плода ягод и деревьев. Брать засохшие ветки и кустарники (если Вы поехали на отдых). Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять. Делать надписей на деревьях. Не рвать цветы для букетов. Изучать природу. Наблюдать за жизнью. Нельзя собирать растения или животных (для коллекции).


Осенние явления. Признаки осеннего времени года. Осенние явления жизни растений. Осенние явления в жизни животных. Опадение листьев. Птицы улетают в теплые края. Листопад.Смена меха у животных. Похолодание.Созревают плоды и семена. Впадение в спячку. Затяжные дожди. Уменьшение дня.




Народные приметы. Если закат красного цвета, то осень не будет дождливой. Ранним утром небо чистое, без облаков – ближайшие дни будут солнечными и сухими. Шерсть зайцев стала белой – подступает очень холодная зима. Очень большой урожай рябины предвещает студеную и раннюю зиму. Если увидите пролетающего лебедя – это к снегу, а пролетающий гусь – к дождю. Пожелтели листья на березе – подступают морозы.






Отрывки из стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (Пушкин А.С.)


Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. (Пушкин А.С.)