Типы и виды библиотек в рф. Универсальные публичные библиотеки. Универсальные массовые библиотеки(УМБ)

Если спросят то РГБ создана в 1862,РНБ в 1814

Под типологией библиотек понимается метод научного познания в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Типологизация – процесс разделения.Типология – результат.

Проблемой типологии занимался Брюсов. Он создал свою типологию библиотек:

Школьные

Политпросветские библиотеки(ПУБЛИЧНЫЕ)

В 30-е годы(1934) состоялась всесоюзная библиотечная перепись. По результатам этой переписи выдлялись следующие библиотеки:

Массовые

Научные библиотеки

Библиотеки профтехучилищ

Детские библиотеки

Теоретическую разработку проблемы продолжил Потапов. Он предложил разделить библиотеки на специальные и универсальные. Его типология в 30-е годы не была принята,так как в его основу были положены не верные типы.

В 40-е И.М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов:общеобразовательные,научно-исследовательские,производственные, учебные.

В 50-60-е О.С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательскому назначению, выделяя основные типы библиотек: массовые, научные и специальные.

В 70-90-е годы на страницах сборника «Научно-технические библиотеки СССР» проблеме типологии библиотек была посвящяна специальная дискуссия,в ходе которой выдвигались различные концепции. Библиотеки делились на массовые и начуные, общие и специальные, универсальные и специальные,публичные и ведомственные,научные и детские.

Из множества неравноценных по своему значению признаков необходимо выделить признак,способный отразить основную сущность библиотеки как социального института т.е. первичный по отношению к дополнительным, производным признакам. Таким требованиям больше всего отвечает общественное социальное назначение библиотеки .Этот признак определяет необходимость функционального подхода к типизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библиотеки и различать библиотеки прежде всего по функции, т.е. характеру, содержанию, направленности деятельности билиотеки, в свою очередь, определяемыми характером удовлетворенных информационных потребностей.

Типы библиотек

1. Национальные

2. Специальные

3. Универсальные

Типы библиотеки – разделение библиотеки по наиболее важному существенному признаку. Главным признаком библиотек является социальное значение.

Виды библиотек – это разделение библиотек по ряду признаков.

1. Географический или территориальный. В соответствии с этим признаком библиотеки делятся: городские, републиканские, сельские, краевые.

3. Ведомственная принадлежность. Библиотеки академии наук РФ,Библиотеки министерства культуры, промышленные библиотеки минестерств и ведомств.

4. ПО составу фонда. Библиотеки иностранной литературы,бил. Периодической печати.

Типология – это учение и отипах и видах библиотек. В настоящее время выделено три вида билиотек:

1. Национальные библиотеки.

Этот вид библиотек выделен в 90-е годы 20 века Карташовым, так как это самая важная библиотека для страны.

Типологические особенности национальных библиотек:

Сбор и хранение информации

Организация международного сотрудничества

Организация международного книгообмена

Проведение международных симпозиумов и конференций.

2. Универсальные библиотеки.

Отличаются между собой по территориальному признаку. Они делятся на след. Виды:

Универсальные публичные библиотеки(городские, районные, сельские)

Универсальные научные библиотеки(библ. Обслуживающие крупные территориальные республики, край, область)

Типологические особеноости универсальных научных библиотек .

Универсальный состав фонда,обслуживание практически всех категорий читателей, ведение краеведческой работы, универсальный справочно-библиографический аппарат, методическая деятельность к ниже стоящим библиотекам.

3. Специальные библиотеки.

Бибилотеки общественно-политического профиля(инион ран, госуд. Публ. Историческая библиотека,гос. Научн. Педагогическая библ. Им. Ушинского.)

Библиотеки естественно-научного профиля(библиотека по естественным наукам бенран,цнсхб, научная медицин. Библ.)

Научно-технического профиля

К типологическим особенностям специальных библиотек относятся отраслевой или межотраслевой состав фонда, обслуживание специальной информацией, специальной библиотекой руководит специалист в данной области.

В настоящее время проблемы Типологии библи. Продолжают разрабатывать Столяров, Акилина.

Ю.Н. Столяров предложил разделить библиотеки на два типа:

1. Личные(свои бибиотеки)

2. Общественные(государственные)

На данный момент остро стоит вопрос об учебных библиотеках, чтобы выделить их в отдельных тип.

Национальная библиотека – это главная библиотека государства.

Специфику социального назначения НБ, таким образом, составляет государственность, под которой понимается система прзнаков, вкл.

Подчиненность социальным, культурным и политическим интересам государства в целом

Финансовую и административную принадлежность государству

Общегосударственный, т.е. неограниченный географическими, ведомственными или иными рамками, масштаб деятельности.

Каждый из этих признаков в отдельности может быть присущ и другим библиотекам. Но в неразделимой совокупности они свойственны только НБ.

Основные функции НБ.

Все функции НБ можно разделить на:

Типологические

Первой типологической функцией НБ является формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и вечности хранения, создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания.

Дополнительные

Многие НБ комплектуются неопубликованными документами: рукописями, отечественнными диссертациями, материалами по культуре и искусству и др. Но эта функция не является типологической для них, поскольку обеспечение государства такого рода документами является задачей архивных учреждений. Поэтому формирование фонда рукписей должно быть отнесено к числу дополнительных функций.

РГБ отвечает за ретроспективный учет отечественных документов.

Дополнительной функцией является функция центрального отраслевого органа научной информации в области культуры и искусства. Возложена на РГБ.

Эта функция представляет собой продолжение двух главных(типологических) функций – создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания. Реализуется она на основе фондов и справочного аппарата РГБ и обеспечивает интенсификацию использования информационного потенциала РГБ путем:

Организации информативного обеспечения широких кругов ученых, специалистов практиков, работников органов управления в сфере культуры

Использования форм научно-информационной деятельности, свойственной ранее преимущественно органам научной информации(подготовка и распространение обзорноаналитической информации, создание и эксплуатация отраслевой автоматизированной информационно-поисковой системы.)

Следующий комплекс функций НБ связан с обслуживанием читателей, котрое строится на сочетании 2 принципов:

Общедоступности

Приоритетности

Нб главная публичная библиотека страны, она не только предоставляет свои фонды для использования, но и раскрывает их содержание средствами библиографической информации. Для смягчения противоречия статуса НБ как публичной библиотеки и мемориальным характером ее социального назначения она должна в общей системе библиотечного обслуживания общества служить инстанцией, к которой прибегают преимущественно, когда ресурсы других библиотек не могут удовлетворить потребности читателей.

Участие НБ в развитии библиотечного дела страны представлено 4 функциями:

Централизация библиотечных процессов(катологизация, книгообмен, систематизация)

Координация деятельности библиотек, методическая работа(в том числе стандартизация в области библиотечного дела и библиографии)

Повышение квалификации библиотечных работников

Методическая функция заключается в разработке, внедрении и совершенствовании основных методических принципов деятельности библиотек страны, обеспечивающих единство исполнения основных библиотечных процессов, без которых невозможны взаимоиспользование их ресурсов и гарантия высокого качества.

В настоящее время тип НБ находится на стадии развития, которое выражается во первых в укреплении ее основной разновидности – общегосударственных универсальных НБ и во вторых в формировании 2 новых разновидностей НБ: региональных универсальных и общегосударственных специализированных. Сфера ответственности за реализацию социального назначения региональными НБ определяется границами территории отдельных республик федеративного государства, специализированных – отраслями знания.

Отраслевые НБ по общественным наукам и по науке и техникесуществуют в Австралии. Выполняемая этими библиотекамив рамках определенных отраслей науки роль отвечает критерию государственности, присущему социальному назначению НБ: их деятельность подчинена интересам государства в целом, они финансируются государством, их ответственность не ограничивается каким-либо регионом. В РФ к специализированным по такому принципу НБ могут быть отнесены ГПНТБ, государственные центральная научно научно медицинская и сельскохозяйственные библиотеки.

Расчленение типа НБ идет не только по отраслевой специализации, нопо территориальному разделению ответственности. Региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская библиотека, деятельность которой подчинена социальным, культурным и политическим задачам конкретной республики в составе РФ.

Региональные НБ обслуживают и представляют интересы всего многонационального населения, проживающего на территории республики.

НБ- это главная универсальная или специализированная библиотека государства или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности государства или республики в национальных и мировых документах путем реализации охарактеризованных выше функций.

Универсальная библиотека – главная крупнейшая публичная библиотека территории(края, области, района, села) создается как правило по административно-территориальному признаку и обслуживает потребности в информации население и организаций этих регионов.

Социальное назначение УБ- гармонизация всех основных социальных функций. Важнейшая роль этих библиотек состоит в содействии гармоническому всестороннему развитию читателей, формированию у них гражданственности и духовности, помощь читателям в проведении свободного времени, опосредованном общении т.е. досуговая и гедоничнская функция, в том числе образовательная, культурно-просветительная, информационное обслуживание науки и производства.

Краеведческая(региональная) функция УБ-это ее типообразующая, сущностная функция. По отношению к региональным, краеведческим проблемам УБ универсальны. В региональных рамках УБ делают то, что отличает их от других. В остальном, они являются не абстрактно (абсолютно) универсальными, а сознательно специализированными. Именно с кругом выполняемых функций, а не составом фондов связан статус УБ. Это является основой для типологичской характеристики УБ и совершенствования конкретных направлений ее деятельности. Универсальность здесь прежде всего функциональная а не тематическая.

Ее функции тематически специализируются с учеом местных условий и имеющихся в регионе библиотек других типов и видов.

УБ- это публичная библиотека, удовлетворяющая разнообразные читательские потребности и содействующая свободному всестороннему развитию личности, повышению образовательного и профессионального уровня читателей, имеющая универсальный фонд, выступающая культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ делятся на научные и массовые.

В рамках 2 видов УБ дальнейшее деление по админимстративно-территориальному, ведомственному признакам,возрастному составу читателей и статусу библиотеки. По вервому признаку выделяются региональные и местные библиотеки(областные,краевые,городские, сельские,районные)по второму-библиотеки государственные, профсоюзные и другие, по возрастному составу читателей-библиотеки для взрослых,детские и юношеские.В зависимоти от статуса, т.е. значений и функций, выполняемых по отношению к другим библиотекам,УБ могут быть отнесены к центральным, головным(опорным) и филиальным.

Универсальные научные библиотеки(УНБ)

Суть различий между научными и массовыми библиотеками лежит в разном отношении читателей к книге. Деятельность УНБ направлена на удовлетворение информационных потребностей читателей, связанных с научно-иследовательской работой, расширением профессиональных знаний и повышением квалификации лиц с высшим образованием во всех сферах общественной и производственной детельности.

УНБ- библиотеки регионального(областного и краевого) значения, офицальное их наименование – областные(краевые) УНБ. Их формирование началось более 150 лет назад. Они возникли как губернские публичные библиотеки. Общим в их развитии на протяжении 19-20 веков была связь процесса становления и развития библиотек с внутренними потребностями региона.

Отличительная особенность ОБ-наличие максимально полного в соответствии с масштабами своей деятельности и универсального по тематике фонда.

Краеведческая функция- типообразующая сущностная функция,определяющая сферу ответственности ОБ в общегосударственной системе распределения обязанностей по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих местных изданий, а так же информации о них.

Как региональный информационно-библиографический центр ОБ осуществляет следующие функции:

Организация справочно-библиографического обслуживания по универсальной тематике

Создание научно-вспомогательных и научно-популярных библиографических пособий

Организация системы информационно-библиографического обеспечения органов регионального управления

Реализация функции регионального информационного центра по культуре и искусству

Содействие созданию и реализации системы пропаганды библиотечно-библиографических знаний в библиотеках, органах информации, учебных заведениях региона.

Как научно-методический и координационный центр библиотечной системы региона ОБ выполняет научно-ислудовательскую работу в присущих ей отраслях научного знания.

Универсальные массовые библиотеки(УМБ)

Основные типологические черты

Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. В массовой библиотеке(в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробудилось стремление к самостотельному приобретению научных знаний. Поэтому требование универсальности фондов массовых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя.

Массовая библиотека.Наряду с задачми просвещения и информации она решает и задачу стимулирования разных аспектов культурной деятельности населения. Выставки кружки киноклубы,лекции конкурсы и тд. Массовая библиотека стимулирует чтение, превращает нечитающую публику в читающую, развитие такой функции массовой библиотеки, как организация справочнофактографической информации по вопросам повседневной жизни людей.

Типологически массовые библиотеки не являются сетью одинаковых, организованных по одному типу библиотек. Характер обслуживаемого района, его экономический, культурный и иной профиль, состав населения и тд. Определяют категорию читателей, неоднородных по своему уровню знаний, специальности, интересам и запросам.И это в свою очередь, определяет характер работы массовой библиотеки.

На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет.

Наибольшее развитие получили профсоюзные массовые библиотеки. Находясь в структуре предприятий(организаций,учреждений) они выполняют функции обслуживания книгой конкретного трудового коллектива.

К данной группе массовых библиотек относятся также библиотеки в больницах для пациентов, в санаториях, домах отдыха, в тюрьмах, в воинских частях и тд.

Специальные библиотеки

Социальное назначение специальных библиотек – организация профессионального чтения.Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки- это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности читателей, определенные профессиональной сферой их деятельнсоти, на основе отраслевого и мноотраслевого фонда.

Отличительная особенность специальных библиотек – их тесная связь с органами научно- технической информации.

Можно выделит 3 основные группы специальных библиотек:

Общественно-научного(гуманитарного)

Естественно научного

Прикладного профилей.

Дальнейшая детализация – по отраслям науки и промышленности- конкретизирует фондовую ориентацию спец. Библиотек.

Важным признаком дифференциации спец.библиотек род деятельности организации, которой принадлежит библиотека. По этому основанию выделяют научные, учебные, производственные и управленческие библиотеки. Используя другие признаки, можно выделить группы специальных библиотек по их статусу(общероссийские, центральные отраслевые и региональные и тд.) по виду литературы(библиотеки патентов), по категории обслуживаемых абонентов (библ.для слепых)

Специальные библиотеки по общественным и гуманитарным наукам отличаются от других специальных библиотек, прежде всего технических, тем что в них преобладают книги, журналы газеты и большое место занимает старая литература. Научные публикации по многим отраслям гуманитарных наук дольше не теряют своей ценности, чем публикации по естественным и техническим наукам.

Крупнейшим информационно-библиотечным учреждением гуманитарного профиля является Институт научной нформации по общественным наукам(ИНИОН). Он был создан в 1967 году на базе фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР(ФБОН). ИНИОН является уникальным для нашей страны учреждением: здесь сосредоточены все виды информационной и библиотечной работы с документами и все виды информационного и библиотечного обслуживания науки и ученых.

В РФ действуют специальные библиотеки гуманитарного профиля, входящие в систему МК РФ:Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино(ВГБИЛ), Государственная публичная историческая библиотека РФ(ГПИБ), государственная библиотека РФ по искусству.

Библиотеки естественнонаучного профиля-это как правило, библиотеки научных институтов, научных центров, центральные библиотеки Российской академии наук(РАН).

Термин управленческая библиотека образован по аналогии с терминами, обозначающими специальные библиотеки других видов. Это библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности, которые возникают в процессе управленческой деятельности человека. Данный вид специальных библиотек в отчесетвенном библиотековедении никогда не выделялся, он предложен Р.С. Мотульским. Можно отметить следующие группы управленческих библиотек:

Законодательных и исполнительных органов государства

Субъектов федерации(республик в составе рф, краев,областей)

Местного саоуправления

Судебных органов власти и др.

Наиболее крупной управленческой библиотекой является Библиотека Администрации Президента РФ.

Библиотека (от греч., книга, хранилище) - упорядоченное множество док-ов, принадлежащее общ-ву в целом, его части, отд. члену, обеспеченное матер.-технически, формируемое и предоставляемое польз-ям - физич. и юридич. лицам - с целью удовлетворения инф. потребностей.

Б-ка возникла в глубокой древности. Самые древние по своему возрасту б-ки были обнаружены во время археол. раскопок на терр-ии гос-ва Шумер (было найдено множ-во глиняных табличек с анонимными произв-ми). Одним из самых древних явл. Б. царя Хеттского государства Хаттусили III. Самая крупная и известная из б-ек Др. мира – Б. царя Ашшурбанипала - она имела универс. хар-ер, доступ к док. был только у правителя и огранич. круга его приближенных. В Др. Египте по отношению к б-ам пользовались двумя понятиями – «дом книги» и «дом жизни». Первое понятие относилось к храмовым б-кам. Понятие «дом жизни» означало своего рода научное учреждение при храме, кот. хоть и выполняло биб. ф-ции, но книгами пользовались в религ. и образ. целях. Док-ми б-ек пользовались правители или жрецы. Античная Б. явл-ся б-ой, кот. можно рассматривать и как общедоступную (для читателей из определенных слоев общ-ва), и как учр-ние, служащее науке. Самая крупн. Б. античного мира - Александрийская Б. (осн. в н. III века до н. э. царем Птолемеем I Сотером) – это была самая крупнейшая публ. Б. того времени. В средние века в странах Востока, Западной Европы, в Египте активно развивались в основном монастырские и церковные б-ки, хранившие также и светскую лит-ру. В XI в. в Зап. Европе светское образование начало отделяться от церковного. Рез-ом этого процесса стало открытие унив-ов, составной частью кот. становится б-ки. В XVII-XVIII вв. в Европе формир. национальные б-ки (Б. Британского музея в Лондоне, Королевская б-ка в Париже и т.д.). Первые нац. б-ки создавались на основе богатых частных коллекций (чаще всего принадлежавшие монархам). В 1920-1930-е гг. начинают активно развиваться специальные б-ки. В эти же годы появляются все больше б-ек промыш. предприятий. Особую группу стали представлять собой технич. б-ки. К концу 20 в. б-ки имелись во всех гос-вах мира. Биб. системы сложились в основном в развитых странах, в том числе в России, где достигли весьма высокого уровня (первая известная Б. в Др. Руси осн. в 1037 г. князем Ярославом Мудрым в Софийском соборе).

Т.об., исторически сложились различные типы и виды б-ек. Однако по вопросу об их типологии и классификации в мир. теории и практике не сущ-ет единой точки зрения.

Типология библиотек. В библ-ии при решении многих задач часто используются два родственных метода - классификация и типология, различия м/у которыми условны.


Классификация - группировка изучаемых объектов исходя из количеств. признаков (по фонду, категориям польз-ей).

Типология - группировка объектов по качеств. признакам - синтез общего и особенного, сходства и различия. В качестве осн. единиц типологии б-ек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, кот. соотв. группы б-ек, обладающих опред. признаками. При этом б-ки, сгруппированные по ведущему (осн.) типолог. признаку, называют типами , а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды . С учетом типа и вида Б., общих и специфических особенностей деят-ти можно целенаправленно формир. состав и структуру фондов, удовлетворять читат. запросы, обеспечивать построение и функц-ие системы б-ек и их взаим-вия, эффект. управление биб. делом и т.д.

Систематизация – для научн. подхода к типологии необходимо систематизировать признаки б-ек.

Разработкой этого вопроса отеч. библитековеды занимались уже в конце XIX в.

В 1920-е гг. больш-во библ-ов выделяли три типа б-ек: массовые, научные, школьные.

В 1930-е гг. М.А. Потапов делил б-ки на два типа: универс. и спец., беря за основу состав кн. фондов.

В 1940-е гг. И.М. Фрумин возвращается к делению б-ек на массовые и научные. За основу группировки принимает хар-ер читат. запросов.

В 1950-1960-х гг. О.С. Чубарьян дифференцировал б-ки по читательскому назначению, выделив два осн. типа: массовые и научные специальные.

В 1970-1980-х гг. на страницах сборника "Научн. и технич. б-ки СССР" состоялась дискуссия, в ходе кот. библ-ведами выдвигались различные типологические концепции. Оригинальные подходы к типологии б-ек предложены в 1980-1990-х гг. А.В. Соколовым, М.И. Акилиной, Р.С. Мотульским, Е.Т. Селиверстовой, А.В. Гришиным и А.М. Ушаковой.

Свой взгляд высказал Н.С. Карташов о том, что вряд ли возможно осущ-ие "чистой" типологизации б-ек и что к биб. типологии нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда установленному и застывшему. Типы и виды б-ек развиваются и изменяются, они устойчивы лишь относительно и разграничительные линии м/у ними достаточно подвижны.

Но все же больш-во ученых выделяют следующие разновидности б-ек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные.

Все б-ки можновыделитьв специальные и универсальные , ав третий тип выделить национальные ввиду их особой социальной значимости и роли в биб. системе страны.

Национальная б-ка - это гл. универс. или специализир. б-ка гос-ва или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности гос-ва или республики в нац. и мир. док-ах. Возникновение и развитие НБ обусловлены образованием нац. государств, это одна из форм удовлетворения потребности нации в консолидации дости­жений отечественной культуры.

Соц. назначе­ние НБ - их деят-ть подчинена интересам гос-ва в целом, они финансируются гос-ом, их ответ-ть не ограни­чивается каким-либо регионом.

Функции НБ:

Основные (типологические) ф-ции:

1) Формир. фонда отечеств. док-ов – осущ-ся совместными усилиями кр. б-ек и инф. учр. страны – совокупный нац. фонд отеч. док-ов. Также комплектование произв-ий (оригиналов и переводов) отеч. авто­ров и выехавших из страны, чьи работы изданы за рубежом, а также работ иностр. авторов о данной стране – в сотрудничестве с зар. б-ми, органами инф-ии путем участия в межд. книгообмене. Полный б/граф. учет док-ов с общегос. по территории и уни­верс. по тематике, видам и языкам охватом (нац. б/гра­фия, нац. сводный каталог отеч. и ино­стр. док-ов; в РФ текущий гос. б/граф. учет ведет РКП);

2) Создание источников б/­граф. инф-ии и б/граф. обслужива­ния - реализуется на основе фондов и спр.о аппара­та РГБ: орг-ция ин­формативного обеспечения ученых, спец-ов; использ. форм научно-инф. дея­-ти (подготовка и распр-ие обзорно-аналитич. инф-ии, создание и эксплуатация отрасле­вой автоматиз. инф.-поисковой си­стемы).

3) Обслуживание читателей, кот. строится на принципах общедоступности и приоритетности.

4)Участие в развитии биб. дела страны: централизация биб. процессов (каталогизация, систематизация, книгообмен, депо­зитарное хранение, МБА), координация деят-ти б-ек, метод. работа (разработка, внедрение и совер­ш-ие осн. метод. принципов деят-ти б-ек страны; стандартизация в облас­ти биб. дела и б/графии), повышение квалификации кадров биб. работников.

Дополнительные ф-ции: формир. фонда неопубл. док-ов (рукописей, отеч. диссерта­ций, мат-лы по культуре и искусству (депонированные рукописи, отчеты по НИР и др.) и др.

Виды НБ. В РФ функционируют две НБ общегос. значения: РГБ в Москве и РНБ в С.Петербурге.

Российская гос. библиотека (РГБ) – национ. федеральная б-ка, крупнейшая в Европе, вторая в мире после Б-ки Когресса США. Это научн. центр в области библ-ия, б/графоведения и книговедения. По ее инициативе создана и успешно работает Биб. ассамблея Евразии, благодаря кот. осущ-ся обмен инф-ей с др. б-ми стран СНГ. Поддерживает связи с б-ми разных стран и междун. проф. орг-ями: ИФЛА, ЮНЕСКО. Как центр. отрасл. орган Росинформкультуры Б. осущ-ет все виды инф. деят-ти.

Российская национальная б-ка (РНБ) – старейшая гос. универс. Б. страны, одно из крупнейших в мире инф.-б/графич. учреждений, рос. центр науч.-исслед. и науч.-метод. работы в области библ-ия, б/графии и книговедения. Осн. в 1795 Екатериной II как Имп. Публ. б-ка и нац. книго-хранилище. Явл. членом межд. проф. сообщества. Осн. проблемы, кот. решает сегодня Б.: разработка стратегии развития в 21 в.; стратегия отд. направлений деят-ти; развитие проектной деят-ти; обновление политики формир-ия биб. фондов; реализация Нац. программы сохранности биб. фонда; участие в формир. и реализации гос. биб. политики в РФ. Проекты: RUSMARC, Центр Либнет, Арбикон.

В РФ к спе­циализированным НБ м.б. отнесены: Гос. публичная научно-техн. б-ка Рос­сии (ГПНТБ), Гос. центр. научно-медицинская (ГЦНМБ), Научно-сельскохозяйственная б-ка (ЦНСХБ).

По территор. разде­лению ответ-ти региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская б-ка, деят-ть кот. подчинена соц., культ. и полит. задачам конкр. республики в составе РФ. Статус НБ выражается в уси­лении их роли как наиболее полного хранилища нац. печати и лит-ры о республике, активизации работы по созданию б/графии нац. печати, превращении, с учетом местных условий, в центр текущей нац. б/графии, а также в становлении их как метод. цент­ров по работе б-ек с нац. лит-ой и в по­мощь изучению нац. языка.

Универсальная Б. крупнейшая публичная Б. на территории (области, края, города, района), открытая и доступная для всех и каждого. В ее деят-ти сочетаются осн. соц. ф-ции: образоват.. культ-просветит. и инф-я. Роль – содействие свободному всестороннему развитию личности, удовлетворение разнообразн. чит. потреб-ностей, повышению образоват. и проф. уровня населения. Являясь центр. б-ой региона, она явл. культ. цент-ром и центром биб. краеведения и биб. системы.

В зависимости от хар-ра удовлетворяемых инф. потребностей и читат. интересов подразделяются на научные и массовые .

Универс. научные Б. – деят-ть направлена на удовлетворение инф. потребностей, связанных с научной работой, расширением проф. знаний и повышением квалиф спец-ов с высш. образованием.

Универс. массовые Б. – призваны в основном обслуживать читателей, у кот. пробуждается стремление к сам-му приобретению научных знаний. Задача - укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов должно сочетаться с требованием доступности содержания книги для массового читателя.

В отечественном библ-ии наблюдается тенденция смешения и противопоставления понятий "массовая" и "публичная " б-ка. Массовая Б. = Публичная Б.

Публичная Б. – общедоступная, территориальная, муниципальная Б., максимально приближенная к месту жительства, труда и отдыха читателей. Во многих случаях ПБ явл-ся единст. учреждениями, удовлетворяю-щими инф. потребности спец-ов в области образования, сельского хоз-ва, медицины и др. Недостаточное развитие сети спец. библ-ек, особенно в небольших городах и сельских районах, стимулирует использ-ие ПБ спец-ми в проф. целях. ПБ становится центром соц. жизни города, района, своеобразным общедоступным банком данных, из кот. население черпает необходимую инф-ию.

Специальные Б. – б-ки, деят-ть которых направлена на удовлетв. инф. потребностей, связанных с проф. деят-тью, подготовкой кадров разного профиля и уровня (медицинские, сельскохозяйств., педагогические). Такие б-ки создаются в соответ. с принятой структурой произ-ва, науки, культуры, образования. При этом состав фонда м.б. ограничен отраслью знания, видом лит-ры или практическими потребностями читателей. Каждая сеть спец. б-ек имеет присущие только ей специфические задачи, от кот. зависит состав фонда, его использ-ие и методы работы с ним.

Отмечается процесс стирания граней м/у публ. и спец. б-ми, м/у научными, учебными и произв-ми; есть б-ки, кот. не м.б. безоговорочно отнесены к какому-либо типу или виду. Вместе с тем, несмотря на стирание границ м/у типами и видами б-ек, необходимо учитывать, что каждый из них обладает своими существен. особенностями (признаками), кот. позволяют б-ам занимать свое особое место в их типологии. Хар-ер и специфика этих б-ек должны постоянно учитываться при планировании их деят-ти, финансировании и влиянии на удовлетворение инф. потребностей соответствующих групп читателей.

Дальнейшее видовое деление явл. единым для всех типов б-ек . Оно конкретиз. их осн. функц-ое. назна-чение и определяется тремя группами факторов : формальными, содержательными и системными .

Формальные признаки независимо от конкр. условий функц-ия уже при открытии Б. определяют достаточно четкий круг ф-ций, обусловленных ее деят-тью в рамках конкретного ведомства, орг-ции, территории. Б-ки м.б. учреждены органами гос. власти любого уровня, местного самоуправления, обществ. объединениями, юрид. и физич. лицами.

В соответ. с порядком учреждения и формами собственности в Фед. законе о биб. деле выделяются следующ. осн. виды б-ек: государственные (федеральные, региональные, министерств и ведомств); муниципальные (городские, районные, сельские); б-ки научных, образоват. и спец. учебных учреждений;б-ки предприятий, орг-ций, учреждений; б-ки обществ. объединений; частные б-ки.

Содержательные признаки конкретизируют функц-ое назначение Б. по сущ-ву, с учетом местных условий, т. е. уточняют ф-ции каждой Б. по удовлетворению ее фондами инф. потребностей конкретн. направления, опред. читат. группы. На основании этого признака формир. центр. отраслевые и территориальные (разного уровня), депозитарии, опорные, головные б-ки, филиалы, биб. пункты.

Системные признаки дополняют видовую хар-ку Б. для уточнения ее роли и места в системе б-ек.

Федеральные библиотеки РФ. В сеть публичных б-ек России входят 10 б-ек федер. ведения:

РГБ иРНБ – крупнейшие национ. б-ки России, выполняющие, прежде всего, ф-цию формир. фонда отеч. док-ов, осн. принципами кот. явл. исчерпывающая полнота комплектования фонда и вечность его хранения.
- Гос. публичная историческая б-ка России
- Всероссийская гос. б-ка иностранной лит-ры
- Гос. общественно-политическая б-ка
- Рос. гос. б-ка по искусству; - Рос. гос. б-ка для молодежи
- Рос. гос. детская б-ка; - Рос. гос. б-ка для слепых

- Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина.

Центр. б-ки субъектов РФ – играют особую роль в системе б-ек России. В соотв. с Фед. законом о биб. деле органы гос. власти и местного самоуправления могут устанавливать ведущей универс. Б. статус центр. б-ки любого админ.-террит. деления: в республике - национальная или республиканская Б.; в крае, области - краевая, областная, в районе – центр. районная и в городе – центр. городская. Центр. Б. обязана формировать, хранить и предоставлять польз-ям наиболее полное универс. собрание док. на своем уровне, организовывать взаимоиспользование биб. ресурсов территории и оказывать метод. помощь б-ам. Могут создаваться и спец. центр. б-ки для обслуживания опред. категорий польз-ей или по опред. направлению. Центр. б-ки учрежда-ются также минист-ми и ведомствами.

В каждом городе и районе функционирует сеть муниципальных публичных б-ек , в кот. входят:

Муниц. сельская Б. – публичная Б., обслуживающая все слои населения муниц. (администр.) округа.

Муниц. городская Б. – публичная Б., обслуживающая все слои населения микрорайона города.

Муниц. детская Б. (сельская, городская) – публичная Б., обслуживающая население в возрасте до 14 л.

Муниц. юношеская Б.(городская, сельская) – публичн. Б., обслуживающая население в возрасте до 25 л.

Центральная Б. – муниц. публичная Б., учрежденная территор. органом местного самоуправления (муниципа-литетом района или города), головное подразделение объединения муниц. б-ек, выполняющая ф-ии коорди-национного и метод. центра, обслуживающая все население города или района – муниц. образования.

Центральная детская Б. – муниц. Б., структ. подразделение объединения муниц. б-ек, центр орг-ции чтения детского населения территории.

Муниц. публичные б-ки на добровольной основе создают объединение муниц. б-ек (ЦБС) во главе с центр. Б., функционирующее на основе общего единого фонда, управления, бюджета, штата и организационно-технолог. единства, являющееся юрид. лицом.

В.2. Основные этапы развития книжного дела в России

Наиболее важной категорией памятников древнерус. книжности явл. древнейшие славянские рукописные книги, известные с Х-ХI вв. Они написаны двумя видами письма - кириллицей и глаголицей. Кол-во и звуко-вой состав знаков в них примерно одинаков, хотя графически, по начертанию букв, они очень непохожи. Кириллическое, б. простое и явно происходящее от алфавита греческого – междун. языка той поры, стало родоначальником совр. письменности больш-ва славянских и мн. др. народов, их кн. почерков, шрифтов и стилей. Глаголическое, вычурное, как бы нарочито старающееся не походить на греческое, дальнейшего развития не получило. В 863 г. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку. По свидетельству, Кирилл создал алфавит, состоящий из 38 букв, 24 из ко-х были подобны соотв-им буквам греческого алф. Другая азбука - глаголица, во многом совпадающая с кириллицей по алф. составу, отличалась формой букв. Редчайший и драгоценнейший памятник др. книгописания - знаменитое Остромирово евангелие (написана писцом дьяконом-Григорием на пергамене кириллицей). Другой замечательный памятник др. рус. книгопи-сания - «Изборник Святослава» 1073 г. – первая рус. энциклопедия (написана на пергамене кириллицей).

По мере возвышения Московского великого княжества и образования рус. гос-ва появл. и растут книжные собрания в Москве. Здесь создаются первые крупные гос. архивы, обширные б-ки, переписываются и перево-дятся книги. В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков. Хотя книгописное дело все больше распр-сь, но они не могли удовл-ть все возраставшей потребности. С др. стороны, появление книгопечатания в Москве было вызвано необх-тью иметь исправленные книги, т.к. переписчики обыкновенно относились небрежно к исправности текста. Строго запрещалась продажа книг неисправленных, т.е. с ошибками.

Первой печатной книгой на Руси считается «Апостол», отпечатанныйИваном Фёдоровым и Петром Мстис-лавцем в 1564 г. Она была отпечатана в Москве в госуд. типографии, кот. основал Иван Грозный в 1563 г. Типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился Московский печатный двор. Для начала типографской деят-ти Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использо-вав рисунок полуустава. Первые «мастера печатных дел» были в одно и то же время и спец-ми по технике печатания и по гравированию, и редакторами изд-ий. Во вт. пол. 16 в. первопечатникам пришлось были бежать из Москвы, т.к. народ считал их еретиками и сжег печатный двор. При Иоанне IV отпечатаны всего четыре изд-ия. Непрерывно стали печататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589). На протяжении XVII столетия в Москве было напечатано б. 750 книг, больш-во из них - на Моск. печатном дворе, в гл. рус. типографии того времени. Одним из гл. учреждений Печатного двора становится Правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, кот. корректировали и редактировали печатав-шиеся книги, одновременно выполняя и цензурные ф-ции.

В XVII в. на протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики . Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Появление первых светских книг потребовало иного подхода мастеров к изготовлению изданий, выработке новых форм орга-низационного и творч. хар-ра. Создатели книг впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги, её оформления.

Издательское дело в перв. пол. XVIII в. получило широкий размах. Петр I лично руководил книгопечатанием и издат. делом, определял тематику из-ий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание рус. типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и мн. др.. В развитии русской культуры и издат. дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе - реформа печати (замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, рук-ль первой моск. гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом.

Вт. пол. XVIII в . была концом господства рукописн. книги в репертуаре чтения русского читателя. На смену старопечатной книге пришли книги с маркой Ак. наук, Моск. ун-та и «вольных» типографий, разнообр. по содержанию, доступные по цене, широко распр-щиеся в столицах и провинциальных центрах Рос. гос-ва.

Помимо научн. и учебн. лит-ры издавались книги справочные и научно-популярные. Особенно много перево-дилось худ. лит-ры. Большей частью это была увеселительная, развлекательная литература. Постепенно складывается особая читат. среда из мелких гор. ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д. Издат. деят-ть Ак. наук благотворно влияла на развитие кн. дела в стране. Она началась в 1728 г. с выпуска новой газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Это была уже регулярная газета, в кот., помимо хроники событий в России и за рубежом, печатались статьи историч., географ., литерат. содержания, статьи по мат-ке, физике, химии, естествознанию. С 1748 г. гл. редактором ее был М.В. Ломоносов. Исключитель-ную роль в росте кн. продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях (1783), кот. давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого спец. дозволения прав-ва.

Роль Н.И. Новикова в развитии русской книги во вт. пол. XVIII в. За время своей издат. деят-ти он выпус-тил ок. десяти с половиной сотен названий книг. Он популяризовал произ-ия отеч. словесности, печатал уч.-воспит. лит-ру. Под его рук-ом была основана бесплатная б-ка, а в благотвор. целях он открыл больницу и аптеку. Начал свою издат. деят-ть с выпуска сатирич. и познават. журналов («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»). Им был задуман журнал для женщин под названием «Модное ежемесячное изд-ие». Создал изд.-книготорговую фирму. Несмотря на успехи, его деят-ть подверглась преследованиям со стороны властей и он был объявлен гос. преступником.

История рус. издат. дела 19 в. тесно связана с обществ. движениями и становлением капитал. отношений в России. В нач. века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменен запрет на ввоз иностр. лит-ры, разрешено открытие частных типографий. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. Важную роль сыграло усоверш-ие техники печати, нов. изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроиз-ва, увелич. произ-во бумаги, улучшается её кач-во.

В.3. Инф-ная компетентность личности. Компетенция - способность осуществлять какую-либо деят-ть, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Компетентность – углубленное знание предмета или усвоенное умение. Осн. составляющие понятия компетенции. Знания - осваиваются в ходе познават-й деят-ти. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осущ-ия деят-ти, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить. Умение - предполагает целенаправ ленное выполнение действия, задания. Отношение - под ним понимается к объекту и предмету деят-ти, отношения между субъектами деят-ти, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профес-му развитию и карьере. Опытом становится то жизненное и профес-ое содержание, которое осмыс лено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профес-ым и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деят-ти и делает правильные выводы. Предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совок-ть знаний, умений, отношений и опыта, которые эфф-но используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях. Различают3 осн.типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.

Мобильные – соц-е, коммуникативные, метод-е и иные, которые необходимы для эфф-ой трудовой деят-ти в рамках различных профессий. Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся: грамота и счет; использ-е теоретич. знаний в практических целях; умение учиться; умение осуществлять поиск и интерпретацию инф-ии; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; коммуникативные умения; ответственность за качество труда и обучения; инициативность, творчество и т.д. Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профес-ном курсе, но и общеобразовательном. Обучение, основанное на компетенциях - «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деят-ти. Формир-ие и развитие инф-ой компетентности личности осуществляется путем передачи инф-ии, точнее - способов и методов деят-ти по её использованию. Инф-ая компетентность личности и инф-ая компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень инф-ой компетентности зависит от уровня инф-ой компетент ности общества, который в свою очередь, определяется инф-ой компетентностью входящих в него субъектов. В составе компетентности на любом этапе развития можно выделить 4 общих элемента: 1) имеющи еся знания о мире и способах деят-ти; 2) практический опыт осуществления известных способов деят-ти, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой исслед-кой деят-ти, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью; 4) опыт воспитан- ности потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей.

Инф-ая грамотность – это знания и умения, связанные с поиском, хранением, сбором и передачей инф-ии, соотносится с личностью. Инф-ая культура – способность общества, личности, эфф-но использовать средства инф-ых коммуникаций и инф-ые средства. Культура чтения – комплекс навыков работы с кни гой: осознанный выбор тематики чтения; риентировка в источниках, в т.ч. в б/графии и биб.каталогах;

систематичность и последовательность чтения; умение ориентироваться в книге; умение использовать на практике полученную из книг инф-ию; владение технич.приемами (выписка конспекта). Два уровня культуры чтения: 1.Знание осн.характеристик документопотока, в т.ч. профильного. 2.Аксеологический (ценностный) уровень – четкое осознание цели чтения, умение выбрать источники и эфф-но с ними рабо- тать. ЮНЕСКО учредила Программу «Инф-ия для всех» (2002). Ее цель - построение инф-го общества для всех путем сокращения разрыва между инф-но-богатыми и инф-но-бедными. Программа «Инф-ия для всех» устанавливает рамки для междунар.сотрудничества и партнерства. Она поддерживает разработку единых стратегий, методов и инструментария для построения инф-го общества для всех. В частности, целями Программы «Инф-ия для всех» являются:- содействие междунар-му осмыслению и обсуждению этических, правовых и соц.вызовов инф-го общества;- содействие и расширение доступа к инф-ии, являю щейся общественным достоянием, путем упорядочения, оцифровки и сохранения инф-ии; - поддержка обучения, продолжения образования и обучения на протяжении всей жизни в областях коммуникации, инф-ии и информатики; - содействие использованию междунар.стандартов и передового опыта в области коммуникаций, инф-ии и информатики в сфере компетенции ЮНЕСКО;- содействие обмену инф-ей и знаниями на местном, нац-ом, регион-ом и междунар.уровне. 5 областей деят-ти: 1: Разработка между- нар., регион-й и нац-ой инф-ой политики. 2: Развитие человеческих ресурсов и возможностей для инф-ой эпохи. 3: Усиление роли институтов в обеспечении доступа к инф-ии. 4: Разработка ср-в и систем обрабо тки и упр-ния инф-ей. 5: Инф-ые технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Новости и общество

Библиотека - что такое? Какие типы библиотек существуют?

5 января 2016

Библион (греч.) - книга, тека (греч.) - хранилище. Библиотека - что такое? Помещение для хранения книг, рукописей, информации на цифровых носителях для частного или общественного пользования.

История

Древний Восток считается родиной первых библиотек. В вавилонском городском храме Ниппур обнаружена коллекция табличек из глины, датированных 2500 годом до н. э. В гробнице около Фив нашли ящик с папирусами. В эпоху Рамсеса при Новом царстве насчитывалось 20 тыс. папирусов. Таблички ассирийского царя считаются самой известной древневосточной библиотекой в Ниневии.

Центром античного собрания книг и папирусов считается Александрийская библиотека. Это была часть обучающего комплекса, в который входили помещения для сна, комнаты для занятий, чтения, принятия пищи. Создана Птолемеем. В нее входило 200 тыс. экземпляров для чтения и 700 тыс. документов для школы. Уничтожена пожаром в 270 году н. э.

Все античные хранилища книг содержались при храмах. Так же как в Средние века, библиотеки были только при монастырях. Там в специальных сухих подвалах переписывались священные писания и сочинения великих Отцов Церкви. Копировать надлежало также античные рукописи, латинские и греческие тексты, которые попадали в руки монахам. Ценность книг была так высока, что их даже приковывали цепями к стенам и полкам, чтобы избежать кражи.

Книгопечатание получило свое развитие при изобретении печатного станка, и это была новая эпоха в истории библиотек. Доступность информации, приемлемая стоимость научной и художественной литературы повлияли на развитие культуры, образование и самосознание всего человечества.

Виды библиотек

  • Государственные.
  • Муниципальные.
  • Личные.
  • Бюджетные.
  • Частные.
  • Учебные.

Социальные виды:

  • Публичные.
  • Детские.
  • Вузовские.
  • Отраслевые: медицинские, технические, сельскохозяйственные.
  • Для слепых.
  • Юношеские.
  • Академические.

Национальная библиотека что такое? Хранилище всей печати страны. Официальные издательства обязаны предоставить в архив по несколько экземпляров своей продукции. Не только книги, но и памятки, газеты, журналы.

Деятельность

Обслуживание читателя и предоставление литературы для чтения или дополнительного образования. Существуют две формы взаимодействия с клиентами:

  1. Выдача печатного издания на руки (домой) на определенный срок.
  2. Предоставление возможности ознакомиться с книгой в читальном зале.

Более востребованный материал находится в открытом доступе, и посетитель сам может выбирать без помощи библиотекаря. Остальная часть литературы находится в книгохранилище и выдается по запросу. На экземпляры особо редких изданий, поврежденных или содержащих государственные тайны, необходимо получить специальное разрешение.

Передвижная библиотека что такое? Книгохранилище на колесах? В отдаленные пункты, где местный архив скуден или его нет вообще, выезжает автобус с востребованной литературой. Это классика для школьников или современные романы. Имеет функцию принимать заказы от читателей.

«Если в результате глобальной катастрофы на Земле не останется ничего, кроме библиотек, то человек сможет возродиться», - писал Д. Лихачев.

Библиотека. Что такое виды библиотек

Основные отличия библиотек - это объемы фонда (количество книг), назначение, бюджет и национальное значение. Именно от финансирования зависит квалификация персонала, качество хранения и возможность обслуживать население в полной мере. А также инновации в получении информации.

Для того чтобы обслуживание читателей было более эффективным, в работе библиотечной системы используется каталоги. Это карточки, которые являются информационными единицами. Содержатся в алфавитном порядке по авторам с названием книги, кратким содержанием и годом выпуска.

В настоящее время есть два вида картотек: ручного использования и на электронных носителях. Электронная картотека более эффективна, по ней можно быстрее найти нужную информацию, она долговечна и не занимает много места в компьютере. Но не каждая библиотека имеет возможность для приобретения компьютерной техники в связи с малым финансированием.

Детские библиотеки

Что такое детская библиотека? В фонд хранилища входят книги для самых маленьких читателей, а также литература, рекомендуемая для школы и внеклассного чтения. Это классика и современные рассказы и повести о детях, животных, волшебные сказки для развития воображения.

Что такое школьная библиотека и в чем ее отличие от детской? Отличие прежде всего в финансировании. Если детские книгохранилища являются городскими учреждениями и получают деньги на развитие от государства, то фонд школьной библиотеки формируется за счет бюджета школы. Кроме художественных и образовательных книг, они содержат методическую литературу для педагогов.

Электронная библиотека

Что такое электронная библиотека? Это документы (книги, журналы, газеты) в цифровом формате, которые расположены упорядоченной коллекцией. Она снабжена функциями поиска и навигации. Это может быть веб-сайт, на который регулярно добавляются тексты как художественные, так и научные. В фонд могут входить медиафайлы, самодостаточные сами по себе и востребованные пользователями.

Что такое интернет-библиотека (или электронная) и основные преимущества:

  • максимально доступная информация;
  • сохранения национального наследия;
  • высокая эффективность для обучения, самообучения, работы.

Первые проекты электронных библиотек появились в начале 90-х годов. Государственной поддержки и финансирования практически нет. Но удачные и востребованные проекты поддерживаются Российским фондом Фундаментальных исследований и Гуманитарным научным фондом.

Популярность интернет-библиотек растет с каждым днем, на сегодняшний день сайтов, где ведется продажа, обмен или просто предоставление информации, более тысячи.

Современная библиотека

В наш век электронных технологий современному пользователю необходимо эффективное предоставление информации. Российская современная библиотека на сегодняшний день находится на стадии развития. Хотя модель уже разработана, в области внедрения есть свои трудности. В основном это финансирование.

Проект «Модельная библиотека» - что это такое? Это модель современного хранилища информации для публичного пользования. Стандарт утвержден на шестой ежегодной конференции библиотечной ассоциации России в мае 2001 года. Назначение: предоставить пользователю любую запрашиваемую информацию. Первый опыт произведен на сельских библиотеках Псковской области.

Методы обслуживания: печатные издания, видео- и аудиозаписи, чертежи, программы. Передача при личном обращении или онлайн. Задачи: изменить в лучшую сторону качество жизни городских и сельских жителей, развитие новых, современных интеллектуальных потребностей, облегчение адаптации к ускоряющемуся ритму жизни, помощь в поиске работы или дополнительного занятия, борьба с низким уровнем жизни, получение знаний.

Условия создания современных библиотек возможны при:

  • творческих сотрудниках;
  • поддержке местных органов управления;
  • наличия помещения и оборудования;
  • развитой инфраструктуре.

Что такое современная библиотека? Это понятие имеет широкое значение. В первую очередь стремление соответствовать стандарту высокоразвитых стран. Для эффективной работы нужно перестроить всю деятельность. Автоматизировать информационную обработку, предоставлять ресурсы на электронных носителях.

Основные требования к современной библиотеке

К основным требованиям можно отнести максимальную доступность для населения. В радиусе 3 километров (или 20 минут пешей ходьбы) обязательно должна быть библиотека или филиал. Также она должна иметь удобное для пользователей месторасположение, на пересечении пешеходных путей или около остановки общественного транспорта.

Помещение библиотеки должно быть отдельным, в хранилище соблюдаться температурный и климатический (влажность) режимы. Площадь не менее 80-110 кв. м. Полный комплект оборудования: столы, стулья, стеллажи, техническое оснащение. Противопожарная защита - не менее 1 огнетушителя на 40-50 кв. м пола, в каждом помещении. А также пожарная сигнализация.

"...2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки;

библиотеки субъектов Российской Федерации;

библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий,

научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле"

  • - Этот чай в Китае называют черным. Производится он в провинции Юнь-нань, а сырьем для него служит юньнаньский чай, подвергнутый дополнительной ферментации...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - aвтохтонные - виды, возникшие или с древних времен обитающие на данной территории, часто реликтовые. При анализе флоры или фауны объединяются в особую группу геноэлементов...

    Экологический словарь

  • - endangered species - , находящиеся под угрозой.Виды животных и растений, численность которых постоянно уменьшается под действием антропогенных факторов, что ведет безвозвратному обеднению их генофондов...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - см. аборигенные...

    Экологический словарь

  • - пришлые для данного биоценоза, формации, территории...

    Экологический словарь

  • - информационная сеть, объединяющая абонентские системы группы библиотек. предоставляет материалы группы библиотек.По-английски: Library networkСм. также: Специализированные сети Библиотечные системы ...

    Финансовый словарь

  • - "... - база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся документы в фондах библиотек города Москвы.....

    Официальная терминология

  • - "... - информационные ресурсы в электронной форме, являющиеся частью библиотечных фондов..." Источник: ЗАКОН г. Москвы от 23.09...

    Официальная терминология

  • - международный журнал. Издаётся на английском, французском, испанском и русском языках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ви́ды мн. Планы, намерения, расчёты относительно кого-либо или...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - БИБЛИОТЕК БЛЁ * Во Франции народная культура.. могла характеризоваться двумя способами...
  • - БИБЛИОТЕК НАСЬОНАЛЬ * Важно, что пушкинскую выставку организует Bibliothèque nationale, что три европейские Академии участвуют.., что французская Opéra дает оперы на пушкинские сюжеты. С. Лифарь. // Перельмутер 576...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - БИБЛИОТЕК РАНВЕРСЕ * bibliothèque renversée. "Живая бибилиотека", т. е. большой знаток текстов; начетчик...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - БИБЛИОТЕК РОЗ * Возвращаясь домой, я с Потаташкой отстал у букинистов на quai и купил ей книжки "Bibliothèque rose". А. Н. Бенуа Дн. 1905 г. // НН 2001 58 109. Она <бабушка>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ага́мные виды виды низших животных и растений, размножающиеся без оплодотворения, т. е. бесполым путем...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - См. надежда, ожидание,...

    Словарь синонимов

"Виды библиотек" в книгах

Антихрупкость библиотек

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Антихрупкость библиотек Ниро практиковал смешанный (и преходящий) аскетизм: он старался ложиться спать как можно ближе к девяти вечера, а зимой иногда и еще раньше. Он норовил уходить с вечеринок, когда алкоголь развязывал людям языки настолько, что те начинали

20. ВАТИКАН И АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕК.

Из книги Великий Переход. До и после 2012 года автора Кэрролл Ли

20. ВАТИКАН И АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕК. Некоторое время назад до меня дошли слухи, что в прошлой жизни я была одним из хранителей Александрийской библиотеки. В видении тех времен я вижу себя стариком, распростертым на полу и умирающим от горя и вины за то, что ему не

2. У колыбели библиотек

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

2. У колыбели библиотек Было время северной зари, невидимой в залах ожидания словарей. Бенжамен

«Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

8.3.3. Разработка совместимых библиотек

автора Джонсон Майкл К.

8.3.3. Разработка совместимых библиотек При разработке собственных библиотек необходимо знать факторы, делающие библиотеку несовместимой. Существуют три основных причины несовместимости.1. Изменение или удаление интерфейсов экспортированных функций.2. Изменение

8.6.1. Использование деинсталлированных библиотек

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

8.6.1. Использование деинсталлированных библиотек После запуска программы динамический загрузчик обычно ищет необходимые программе библиотеки в кэше (/etc/ld.so.cache, созданном ldconfig) библиотек, которые находятся в каталогах, записанных в /etc/ld.so.conf. Однако если установлена

8.6.2. Предварительная загрузка библиотек

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

8.6.2. Предварительная загрузка библиотек В некоторых случаях вместо замены целой библиотеки совместно использования возникает необходимость замены лишь нескольких функций. Вследствие того, что динамический загрузчик выполняет поиск функций, начиная с первой

Создание библиотек шаблонов

Из книги КОМПАС-3D V10 на 100 % автора Кидрук Максим Иванович

Создание библиотек шаблонов Приложение для создания библиотек шаблонов (по своей сути также прикладная библиотека к КОМПАС-3D, названная Менеджером шаблонов) позволяет создавать особый вид пользовательских прикладных библиотек. Эти библиотеки состоят из базового

2.3. Создание и использование библиотек

автора Митчелл Марк

2.3. Создание и использование библиотек Практически со всеми программами компонуется одна или несколько библиотек. К любой программе, использующей функции языка С (например, printf() или malloc()), подключается библиотека времени выполнения. Если у программы есть графический

2.3.5. Преимущества и недостатки библиотек

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

2.3.5. Преимущества и недостатки библиотек Познакомившись со статическими архивами и совместно используемыми библиотеками. читатели, очевидно, задумались: какие же из них лучше использовать? Есть несколько важных моментов, о которых следует помнить.Большим преимуществом

Механизмы эволюции библиотек

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Механизмы эволюции библиотек Разработка высококачественных библиотек - долгая и трудная задача. Невозможно гарантировать, что построенные библиотеки сразу будут совершенными. Следовательно, важной проблемой является обеспечение разработчиков библиотеки

ВРАГИ БИБЛИОТЕК

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

ВРАГИ БИБЛИОТЕК Кто главные вредители книг, враги библиотек? Крысы? Жучки? Книжная тля? Сырость? Плесень? Пыль?Нет, это книжные воры, а также люди, которые берут книгу почитать и не возвращают ее, но себя ворами почему-то не считают.Еще в средние века в библиотеках

СМОТР БИБЛИОТЕК

автора

СМОТР БИБЛИОТЕК Смотр библиотек - дело очень важное. Без книги, без библиотеки, т. е. общественного пользования книгой, культуры страны не подымешь на ту ступень, которую требует современная техника, социалистический уклад. Массам нужны знания, умение учиться, как птице

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК (ДОКЛАД НА ПЛЕНУМЕ АССОЦИАЦИИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК)

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора Крупская Надежда Константиновна

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК (ДОКЛАД НА ПЛЕНУМЕ АССОЦИАЦИИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК) За десять лет, которые прошли со времени смерти Владимира Ильича, изменилось все лицо нашей страны. Совершенно новый размах всей работы получился, гораздо более-широкий; новые миллионы

НУЖДЫ БИБЛИОТЕК

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора Крупская Надежда Константиновна

НУЖДЫ БИБЛИОТЕК Двадцать лет назад страна наша была отсталой, многомиллионное крестьянское население жило замкнутой жизнью единоличников. Еще тяжелее было положение национальных меньшинств.Изменилось лицо нашей страны - стала она страной социалистической, страной

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.