Расскажу о своем походе в музей Мела Фишера, что на Ки-Уэсте. Key West - это один из островов архипелага Florida Keys. Находится примерно в 140 км от Кубы, и считается самой южной точкой континентальных Соединенных Штатов. Раньше в сообществе уже писали о нем. Так что писать о самом острове уже не буду. Но музей этот заслуживает отдельного внимания и рассказа.
Основатель музея Мел Фишер (21 августа 1922 - 19 декабря 1998) был американским охотником за сокровищами, более известным, как открыватель места крушения испанских галеонов Нуестра Сеньора де Аточа и Санта Маргарита. В результате многолетних работ экспедиция Фишера подняла с морского дна драгоценностей на сумму 450 млн долларов.
Сегодня артефакты и сокровища с Аточи и Маргариты находятся в музее Мела Фишера. Среди них золотые и серебряные слитки и монеты; золотой ремень и цепь, отделанные драгоценными камнями; золотая чаша, золотая цепь, котора весит 3,5 кг; изумруды, включая один необработанный 77,76 карат, бронзовые пушки, посуда и еще много-много всего интересного.
Один из экспонатов музея - большой золотой крест с колумбийскими изумрудами. Цвет камней, конечно, так хорошо не передался, как хотелось бы. За цвет и чистоту колумбийские изумруды считаются одними из самых дорогих в мире.
Итак, Nuestra Senora de Atocha.
4 сентября 1622 года испанская флотилия из 28-ми судов вышла из Гаваны и направилась в Испанию. Корабли были гружены сокровищами империи. Серебром из Перу и Мексики, золотом и изумрудами из Колумбии, жемчугом из Венесуэлы. На каждом корабле помимо команды были солдаты охраны и пассажиры, а также все необходимые вещи и провизия для успешного путешествия. На следующий день, войдя во Флоридский пролив, флотилия была захвачена ураганом. И уже утром 6-го сентября восемь судов лежали разбитыми на дне океана, разбросанные от островов Marquesas Keys до Dry Tortugas. С ними пошли на дно сокровища обеих Америк, и десятки испанских моряков, солдат, дворян и духовенства.
Тяжело вооруженная "Nuestra Senora de Atocha" шла замыкающей, чтобы охранять флотилию от любой атаки сзади. Судно было построено в Гаване в 1620 г, водоизмещением 550 тонн, длиной 112 футов, шириной 34 фута и осадкой 14 футов. Для плавания 1622 г Аточа была гружена 24 тоннами серебра, 180 000 песо серебряных монет, 582 слитка меди, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов столового серебра и изделий. Прибавить к этому незарегистрированный товар для избежания пошлины, а также персональные вещи и украшения! Все это составляло сокровище, с которым не могло бы конкурировать никакое другое, когда-либо перевозимое.
Аточа затонула, имея на борту 265 человек. И только пятеро - три моряка и два раба - пережили кораблекрушение. Они спаслись, благодаря обломку бизань-мачты, за который и держались все время. Спасатели с подошедших к месту трагедии кораблей пробовали пробраться в трюмы судна, но люки были крепко задраены. Глубина в 55 футов не была очень большой, но ныряльщики так и не смогли открыть решетки и пробраться на Аточу. После бесполезных попыток спасти людей или груз, они отправились на помощь другим затонувшим судам.
Место затопления «Нуэстра Сеньора де Аточа» находилось примерно в 56 километрах к западу от острова Ки-Уэст. И в первые дни после крушения местоположение было легко определить по торчащим из воды мачтам. Однако 5-го октября второй налетевший ураган разрушил остатки кораблекрушения. Шторм разметал обломки мачт и найти точно место было уже невозможно.
На несколько лет Испания попала в крайне тяжелое финансовое положение. Она нуждалась в средствах для ведения Тридцатилетней войны. В последующие 60 лет, испанцы искали галеон, но не смогли найти даже и следа. Выглядело, что Аточа исчезла навсегда.
В 1969г, Мел Фишер и его команда начали неустанные, 16-ти летние поиски сокровищ галеона Аточи. На помощь им пришёл историк Юджин Лайонз, который проделал гигантскую работу в испанских архивах, чтобы выяснить хотя бы примерный район поисков. Используя специальное оборудование и магнетометры, люди потратили долгие годы, следуя по едва уловимому следу кораблекрушения - иногда ничего не находя месяцами, иногда открывая немного сокровищ и артефактов, которые поддразнивали их близостью корабля.
В 1973г, было найдено три серебряных слитка, которые совпали по весу и клеймам с описанными в манифесте Аточи, который хранился в Севилье. Это доказывало, что Фишер близок к основной части кораблекрушения. В 1975г его сын Дирк нашел пять бронзовых пушек, которые идентифицировали как пушки с Аточи. Несколько дней спустя произошла трагедия - Дирк, его жена Энджел и ныряльщик Рик Гэйдж погибли, когда одна из поисковых лодок опрокинулась. Но Фишер и его оважная команда продолжили идти к цели.
К 1980г они нашли значительную часть остатков сокровищ с судна Санта Маргарита - золотых слитков, серебряных монет и ювелирных изделий. А 12 мая 1980г сын Фишера Кэйн нашел целую секцию деревянного корпуса Маргариты, с пушечными ядрами и артефактами Испании 17-го века.
День 20 июля 1985г увенчался потрясающей находкой. Люди описывают это, как целый риф серебряных слитков. Наконец-то местоположение основной части кораблекрушения было найдено. И начались "раскопки столетия".
Со всей страны были привлечены археологи и специалисты по сохранению древностей. Так как сокровища пролежали на дне почти 400 лет, многое было в плохом состоянии. Поднято было 40 тонн серебра и золота; 114 000 испанских серебряных монет, 1000 серебряных слитков, золотых монет, колумбийских изумрудов, золотых и серебряных артефактов. И это примерно половина сокровищ, ушедших на дно с Аточей. Самая богатая часть корабля - кормовые помещения, где хранился наиболее ценный груз, еще не найдены. Не найдены также остальные восемь бронзовых пушек и 300 серебряных слитков, и многое другое, что было в описи галеона.
Приблизительная сумма ещё остающихся под водой сокровищ «Аточи» оценивается не менее чем в 500 млн долларов.
Фото, к сожалению, получились кто в лес кто по дрова:) В таком затемненном музее трудно фотографировать. Но, что есть, то есть...
На входе: огромные якоря с Аточи и Маргариты
Слитки серебра и золота
Серебряная тарелка
Астролябия
Бронзовая пушка, совсем плохо получилась. Но очень хочется показать, пушка очень большая, как и лафет, на котором она установлена.
А эта уже поменьше
Фрагмент золотого пояса
Золотая свадебная цепь, которая весит 3,5 кг.
Слитки серебра
Вблизи
Серебряные реалы, и ящик, в котором они находились
Один такой можно приобрести в музейном магазине. Дороговато - 2 400 долларов - зато настоящий:)
Контрабандное золото, незарегестрированное в описи
Еще золотые цепи
Слиток золота, который можно потрогать, подержать, просунув руку в отверстие. Я тоже подержала - ну и тяжелый же! Кстати, в конце концов его все таки украли, хотя выглядело это совершенно невозможным. И сейчас он в розыске. Стоимость слитка много-много тысяч долларов. Вряд ли найдут...
Дублоны
Тот же крест без вспышки
А это совершенно необычный экспонат! Пролежавший на дне почти 400 лет маленький геккон:) Нашли его в какой-то самой по себе загерметизировавшейся щели. Чудо просто:)
Это само здание музея
Мел Фишер с трофеями
А так могла выглядеть Нуестра Сеньора де Аточа
Подводные раскопки ведутся по сей день. К ним, кстати, можно присоединиться, и самим поискать удачи на дне морском. Мне бы, например, очень хотелось:)
Порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля SS Gairsoppa, затонувшего в 1941 году в 300 морских милях от города Голуэй в Ирландии, написала 19 июля 2012 года ирландская газета Journal.ie.
В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.
В феврале 1941 года судно SS Gairsoppa, перевозившее серебро, было торпедировано немецкой подводной лодкой. Судно затонуло в 300 морских милях от порта Голуэй в Ирландии. На борту корабля находились 85 членов экипажа. Спастись удалось только второму помощнику капитана Ричарду Айерсу (Richard Ayres). С тех пор погибшее судно лежало на глубине порядка 4,7 тысячи метров.
Через много лет британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration контракт на подъем серебра на поверхность.
19 июля 2012 года стало известно, что с корабля было поднято около 48 тонн серебра - 1203 слитков. Как заявили сотрудники Odyssey Marine Exploration, это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада. Поднятое серебро было помещено в надежное хранилище в Лондоне.
Самой большой морской сокровищницей . В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.
В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.
Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарногоиспанского галеона "Аточа" , затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.
Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.
С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайда" , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах "Уайды" ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.
Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам - Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон ", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.
В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна "Sussex", на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.
Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.
В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.
Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .
В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).
Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.
Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.
Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .
В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.
Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).
В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.
Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.
Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.
В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.
В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".
В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.
Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.
Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.
Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.
Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.
Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.
Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.
В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.
Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.
С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.
"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.
Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Гигантский корпус, сколоченный из крепкого, как камень, манильского дуба, три мачты, высокая, как церковная башня, резная корма, сорок тяжелых пушек, четыреста отчаянных головорезов на борту и набитый золотом трюм - такими были испанские галионы. В XVII веке они выходили из Кадиса и через Гавану и Веракрус шли на Филиппины, а оттуда возвращались в Испанию.
На те деньги, что перевозил один корабль, можно было содержать небольшую армию. Но плавучие сейфы отличались неважной маневренностью - галионы гибли один за другим. Все прибрежье Калифорнии усеяно корабельными обломками и золотыми монетами, на дне морском лежат миллионы долларов - ведь один королевский эскудо стоит сейчас около семидесяти тысяч! Но подобраться к ним непросто: якоря и шпангоуты обросли кораллами, ил глубоко засосал золото и алмазы. Для того чтобы поднять на поверхность тысячу долларов, надо потратить десять тысяч: многие кладоискатели утопили в море свои состояния, не одному из них страсть к испанскому золоту стоила жизни.
Полвека тому назад Мэл Фишер был нищ, безвестен и полон надежд: он охотно брался за все, что могло принести деньги, и в каждое новое дело вкладывал всю свою душу.
В начале тридцатых годов штат Индиана был богат энтузиастами. Мэл, скуластый парнишка из маленького захолустного городка, все время что-то изобретал - водолазный шлем, сделанный из старой кастрюли, садового шланга и велосипедного насоса, до сих пор красуется на полке в адмиральской каюте его галиона. Он работал на отцовской ферме и играл на трубе в местном оркестре, затем учился на инженера в университете Алабамы, а во время Второй мировой подразделение Фишера шло вслед за войсками и восстанавливало дороги и мосты. После войны он перебрался в Калифорнию и принялся разводить кур. Тут и родилось увлечение, ставшее делом всей его жизни.
Море было совсем рядом, и Мэл открыл при своей ферме небольшой магазинчик водолазного снаряжения: он и продавал его, и сдавал напрокат. Дочка владельца соседней фермы, рыжеволосая и смешливая Долорес, брала у него уроки подводного плавания - через несколько месяцев дело кончилось свадьбой. Вскоре Фишеры распродали все свое куриное поголовье - подводный мир был куда интереснее и приносил совсем неплохие деньги. Мэл и Долорес давали уроки подводного плавания, снимали фильмы о морских обитателях и понемногу заражались страстью к кладоискательству: несметные сокровища лежали совсем рядом - человек с аквалангом мог дотронуться до них рукой.
В 1612 году буря разбросала и разбила о прибрежные скалы "Серебряный флот" - после этого Испании не на что было содержать армию. В 1715 году пошел на дно конвой, перевозивший золото и изумруды - для того чтобы наполнить его трюмы, золотодобытчики Потоси и загнанные в изумрудные копи Колумбии индейцы трудились около года. Шторм не пощадил никого: адмирал, командовавший галионом "Nuestra Senora de Atocha", собрал своих офицеров, обсудил с ними последний сонет Лопе де Вега, прочел молитву и утонул, не посрамив достоинства кастильского идальго. Точных координат кораблекрушения не сохранилось. Мэлу предстояло отыскать иголку в стоге сена - при этом на деньги, взятые в кредит, да еще все время находясь под бдительным оком властей штата, готовых конфисковать любую ценную находку. У него не было никаких шансов, но он был Мэлом Фишером...
Чтобы привлечь внимание к поискам, его жена установила мировой рекорд по пребыванию женщины под водой: Долорес просидела в батискафе 55 часов, пила сок, ела бананы и читала отсыревшие газеты. И речь уже не шла о деньгах - они оба были готовы расшибиться в лепешку ради своей мечты. Фишеровскому напору поддались даже видавшие виды водолазы. "Серебряный флот" теперь искала команда энтузиастов, а для инвесторов Мэл разработал ряд хитроумных приемов. Он предлагал каждому из них принять участие в поисках - давал акваланг и металлоискатель, а затем отправлял туда, где накануне заботливо прикопал две-три золотые монеты. Счастливчика радостно приветствовали на берегу, вечером у костра за его здоровье пила вся команда, угощая жареными под открытым небом омарами и лангустами... И банкиры, ссужавшие Мэлу деньги (до Фишера этого не удавалось сделать никому), быстро становились его единомышленниками.
Поиски сокровищ продолжались больше 20 лет. Огромный испанский якорь, несколько золотых монет, обрывок золотой цепи, пара оправленных в серебро пистолетов - случайные находки будили воображение, но неоплаченные счета росли как на дрожжах. Долгие годы удача водила Фишера за нос: прежде чем отдать свои сокровища, море потребовало от него жертвы...
Лучшие дня
В 1975 году волна перевернула катер, в котором находились старший сын Мэла Дирк, его жена Анджела и двое водолазов. Погибли все: шторм налетел неожиданно, и кладоискатели не успели надеть спасательные жилеты. Тех, кому удалось удержаться на воде, волны разбили о прибрежные скалы...
После смерти сына Фишер изменился до неузнаваемости. Раньше он был великим оптимистом и каждое новое утро встречал фразой: "Ловите сегодняшний день!" Теперь Мэл стал мрачным и, казалось, упорно искал смерти. Он пересекал вплавь кишевшую акулами лагуну, выходил в бурное море на хрупком боте. Однажды суденышко опрокинулось, и его спас лишь случай: с проходившего мимо сухогруза заметили человека. К тому времени Мэл находился в открытом море уже несколько часов... Он словно бросал вызов стихии, и она, проверяя его на прочность, наконец уступила.
В один прекрасный день Грэг Уорхэм, водолаз из команды Фишера, нашел россыпь серебряных брусков, помеченных знаком испанской короны, - "Nuestra Senora de Atocha" раскрыла Мэлу содержимое своих трюмов. А вскоре водолазы обнаружили большую подводную скалу, перед которой суматошно запищал металлоискатель: под грудой ила лежали несколько тысяч больших серебряных слитков и три тысячи ящиков с золотыми монетами.
Кладоискателям открылась поистине фантастическая картина: на дне среди водорослей и кораллов, под лениво плывущими разноцветными рыбами раскинулся ковер из золотых дублонов, каждый из которых стоил не меньше десяти тысяч. Фишер размывал ил при помощи изобретенного им устройства, напоминавшего гигантский пылесос: вниз опускалась большая труба, всасывающая донные отложения. Когда отключили компрессор, дежуривший на месте работ аквалангист ахнул: на него хлынул дождь из изумрудов и аметистов, переливающиеся в морской воде драгоценные камни медленно кружились и опускались на дно - их было несколько тысяч...
"Nuestra Senora de Atocha" везла драгоценные камни для испанского короля, но большая часть изумрудов в трюмах галиона являлась контрабандой. Гигантские алмазные серьги, вес которых не смогло бы выдержать ни одно женское ухо, сделали специально для того, чтобы укрыть камни от налогообложения.
Каждый день приносил все новые находки, и водолазы фотографировались на небольших подводных рифах, оказавшихся грудами серебра... Двадцать процентов найденного получил штат, двадцать - инвесторы, остальное досталось самому Мэлу Фишеру.
С тех пор удача его не покидала. Он нашел столь же богатый галион "Santa Margarita", затем каравеллу конкистадоров: с нее подняли бомбарды, изъеденные ржавчиной шлемы, бронзовые циркули и наконечники алебард. Фишер стал легендой всего калифорнийского побережья и при жизни вошел в историю подводной археологии - такого количества фантастических находок больше нет ни у кого.
Те, кто пишут о Фишере, считают его счастливчиком Но люди, близко знающие Мэла, предпочитают не говорить на эту тему - вплоть до своей смерти, последовавшей в декабре 1998 года, он так и не смог простить себе того, что не остановил отправившегося в море Дирка и не напомнил ему о штормовом предупреждении...
7 января 2013, 18:29Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами - мечтал заполучить все золото и серебро, которое уже много столетий покоится под толщей воды и песка у берегов Флориды.
После того, как в начале 60-х годов Фишер обнаружил и поднял часть груза испанского каравана, затонувшего в 1715 году к востоку от Флориды, его аппетит разыгрался и он устремился на поиски нового объекта - легендарного галеона «Аточа». Груз «Аточи» состоял из золота и серебра (тонны драгоценного металла были записаны в его грузовом манифесте), а сколько незарегистрированных, сокрытых драгоценностей и произведений искусства могло находиться на его борту!
Экономике Испании был нанесен серьезный урон, когда «Аточа» - в числе других судов каравана 1622 года - был потоплен ураганом вскоре после отплытия из Гаваны в Испанию.
«Аточа» затонул на глубине 15 метров с 250 пассажирами и членами команды на борту. Хотя местоположение галеона было известно, спасательные работы сразу после катастрофы затрудняла плохая погода, а последующий шторм разметал остатки галеона по дну океана на несколько миль.
Знаменитая сага об «Аточе» и остальном караване была надлежащим образом описана, но впоследствии ее забыли, и она канула в Архиве обеих Индий в Севилье, в Испании.
И вот, спустя столетия, появился Мел Фишер, горящий желанием отыскать галеон «Аточа» и его сокровища. После работы в испанских архивах район поисков Фишера и его команды растянулся на участке более 10 километров южнее Флориды и островка Ки-Уэст.
Скептики посмеивались над Фишером, которому удавалось лишь время от времени находить по несколько золотых и серебряных монет, однако он продолжал работу и обнаружил наконец место последнего пристанища «Аточи».
Поиски сокровищ перемежались с судебными тяжбами: администрация штата Флорида отстаивала право собственности на находки. Наконец, было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20 процентов от всего, что найдет Фишер и его команда.
Ключом к успеху Фишера в кладоискательских работах явилось его изобретение, окрещенное «почтовый ящик». Он применял его в экспедиции за сокровищами 1715 года. Это устройство представляет собой огромный агрегат в форме латинской буквы «L», который опускают с кормы поискового судна с тем, чтобы направить потоки воды от винта вертикально вниз. Если глубина небольшая, мощный поток воды очистит морское дно от ила, песка и всего прочего, что может скрывать затонувшие сокровища.
Поисковые суда прочесывают дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и когда фиксируется достаточно четкий сигнал, опущенные на якорных цепях «почтовые ящики» приступают к работе.
Со страшным ревом «ящики» пробивают дыры в океанском дне, куда затем опускаются аквалангисты в надежде увидеть тусклое мерцанье золота или кораллы, усыпанные серебряными монетами...
Удивительное чувство - видеть чистое золото, держать его в руках, зная, что последний, кто к нему прикасался, - нашел свою могилу в море столетия назад. Или примерять на свой палец кольцо с изумрудом. Или выдувать щемящие ноты из золотого боцманского свистка, последний раз звучавшего на палубе «Аточа»...
Мел Фишер обнаружил сокровища 20 июля 1985 года. Главная могила «Аточи» хранила более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый). А также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами.
Захватывающие результаты долгой погони Мела Фишера за морскими кладами можно увидеть в его музее на Ки-Уэсте, где многие из золотых и серебряных ценностей, спасенные от безвременья, сейчас лежат на изящных витринах.
Что же касается Мела Фишера и его команды, го они готовы продолжить поиск (на «Аточе» есть еще чем «поживиться»), если бы не позиция федеральных властей США.
Под эгидой НОАА (Национальная Океанографическая и Атмосферная администрация) находятся мысы Флориды и ближние к ней острова - Драй-Тортугас и Маркесас-Кис (2800 квадратных миль), официально провозглашенные Федеральным заповедником, то есть являющиеся запретной зоной для кладоискателей, особенно оснащенных «почтовыми ящиками».
В ожидании того, когда адвокаты и судьи урегулируют все вопросы, Фишер вернулся к своей первой находке: остаткам сокровищ каравана 1715 года. Ходят слухи, что основной груз каравана еще не найден, и у Мела Фишера есть все шансы стать его первооткрывателем.