Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела (07.07.2014). Фотографии со всего мира

26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.

Это крушение - самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода - «Украина».
Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя - «Булгария».

Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений.

Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.

Это еще один ужасающий факт - «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии - крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России.
После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир.

Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.

В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое - затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков.

И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.

Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее.

Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими.

Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла.

Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие - 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода - «Арабелла».

Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось.

Генеральный директор компании - субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима.

Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев - 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов - 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).

Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.- 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.- по 8 лет; Ивашову Я. - 7 лет лишения свободы.

Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм.

Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов.

233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины.

Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии».
Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям.

Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких.

Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду.

Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде - гибели больше ста человек (из которых 28 - дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет.

В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.

При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе - их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло.

Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно - они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись.

Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках.

Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось.

Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя.

Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход “Булгария”. Судно , на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. Трагедия произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.


Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.


По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.


По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».


«Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.


Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.


Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.


Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.


На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», – цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.


«Булгария» – достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.


Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".


В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.


Вид издалека.


Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.


Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.


Без пассажиров


Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

И напоследок – очень показательный коммент – отзыв туриста от 5 июля (и никто этого “не замечал”):

Старая калоша, помпезно именуемая “Булгария”, по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань – Пермь – Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры – люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый “сервис”!

Оригинал записи и комментарии на

Проклятие Мочального острова

Нашумевшая катастрофа «Булгарии» на Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года стала второй на Волге по количеству жертв (122 человека). Печальным же лидером до недавнего времени считалась катастрофа пассажирского теплохода "Александр Суворов", врезавшегося в Ульяновский мост. Тогда погибло не менее 176 человек. Однако недавно этот грустный рекорд был «побит», благодаря найденным в архивах документам. Об аварии, произошедшей на Волге в октябре 1949 года, сведений почти нет — она была сразу же засекречена. До сих пор нет точных данных о числе погибших: одни очевидцы называли цифру 200, другие — 260. «МК» удалось восстановить хронологию событий и выяснить детали страшной трагедии. В ней есть и мистика, и злой рок. А еще в ней оказались участниками люди со всемирно известной фамилией.

Николаю Христачеву в 1949 году было 6 лет, но он до сих пор помнит тот день, когда потерял отца.

Речной «Титаник»

Мы знаем о катастрофах советского времени крайне мало, — причина этого в глухой режимности и закрытости СССР того периода.

Город-сателлит Бор находится напротив Нижнего Новгорода, известен производством автомобильного стекла. В 1949 году здесь, как и везде, жили полуголодно, но пытались строиться и обживаться после войны. Многие устраивались работать в Горький (так назывался тогда Нижний Новгород), возили туда на продажу молоко и овощи, молодежь стремилась учиться (вузов в Горьком уже тогда было много).

…Около 2 часов дня 7 октября 1949 года в пассажирский катер «финляндец» №6 у Горьковской пристани набилась целая толпа народу: рабочие, служащие, молочницы с бидонами, по только что построенной Чкаловской лестнице весело бежали на пароходик студенты.

Катер уже отплывал. А студенты все запрыгивали, минуя контролера. Безбилетников оказалось едва не полсудна. По воспоминаниям очевидцев, перегрузка катера была такой, что от борта до воды оставалось 10-15 см. Но плыть было совсем недалеко — на другую сторону реки, в город Бор.


38-летний Сергей Христачев, бывший фронтовик, погладил набитый яблоками карман: хорошо, начальство отпустило с работы пораньше, да еще гостинцев троим детям везет! Он закутался в кожаный плащ и спустился в теплый трюм, куда набился основной народ. Погода в тот день была отвратительная. Шел снег с дождем. Дул сильный ветер. А еще по реке плыла шуга (каша из кусков льда). Она сыграет в трагедии роковую роль…

На палубе остались немногие. Среди них русоволосая девушка с веселым лицом. И этой девушке, одной из немногих, удастся выжить в событиях, что произойдут дальше. Ее имя — Нина Ивановна Гинзбург, к тому времени она уже была супругой известного физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга.

Ссыльная комсомолка, спортсменка, красавица

С Гинзбургом она познакомилась на радиофакультете Горьковского государственного университета, где российский физик, игравший ключевую роль в разработке советской водородной бомбы, с 1945 по 1961 год заведовал кафедрой. Нина отбывала в городе Бор ссылку по политической, 58-й статье по нелепому обвинению в «попытке из окна стрелять в Сталина» в студенческое время.

— Я была прописана в городе Бор. У меня накануне уехал муж и потребовал, чтобы я появлялась там во избежание претензий органов госбезопасности, — вспоминает Нина Ивановна. — Когда мы поплыли, люди ходили туда-сюда, и какой-то человек, наверное, работник катера, стал ругаться: «Вот ходят без конца!». И закрыл трюм на крючок, — вспоминает Нина Гинзбург (урожденная Ермакова). — Я стояла и думала, что первая сбегу на берег.


Пароход был уже на середине реки, напротив Мочального острова. Плыть до Бора оставалось минут 10. Но в это время наперерез пароходику идет пустой грузовой самоходный теплоход. Скорость у судов примерно одинаковая. Из-за неправильного расчета движения капитаном самоходки, перегрузки «финляндца», а также по закону гидравлики, когда течение и ветер создают дополнительное притяжение, грузовой ударяет «финляндца» в бок. Катер мгновенно опрокидывается. Все пассажиры трюма оказываются погребенными в ледяной воде.


«Надо глотнуть, а не дохнуть…»

Эти драматические картины из своей биографии Нина Ивановна помнит как сейчас. Помнит, как после удара вместе с другими упала в смертельно холодную воду.

— Но я профессионально занималась плаванием! Это меня и спасло… Я знала правило, которому меня учили. Надо глотнуть воды, а не вдохнуть. Меня все хватали за ноги... На мне была шуба и сапоги на толстой подошве. Было абсолютно темно. Я боролась как могла… И вдруг стало светло. В последний рывок я глотнула, конечно, мазута, который всплыл вокруг катера.

Опрокинувшись, «финляндец» ушел под воду не весь. Над водой торчала часть киля. По воспоминаниям Нины Ивановны, на него успели перебраться стоявшие с другой стороны борта несколько упавших в воду, всего около десятка. Нина, вынырнув из ледяной воды, в страхе держалась подальше, ожидая, что катер продолжит затопление.

Грузовая самоходка стала спускать шлюпку. Но шторм, снег и шуга на воде не давали: шлюпку захлестывало. Тогда оттуда стали скидывать спасательные круги. Кто-то еще держался на плаву, но ледяная вода делала свое дело...

Мимо шел пассажирский «Валерий Куйбышев». Он также предпринял попытку снять сидящих на киле. Нина, не выдержав, поплыла к этому кораблю.

— Они спустили веревочную лестницу, но потом решили, что я не поднимусь, что сил уже не хватит… И лестницу подняли! А сидящие на киле решили, что корабль уходит, и стали кричать: «Не бросайте нас! Спасайте нас!» — рассказывает Нина Ивановна.

Нина отплыла назад, к килю затонувшего катера. «Куйбышев» подплыл с другой стороны и спустил деревянный трап.

К этому времени к месту катастрофы подплыли другие мелкие суда и рыбацкие лодки. Они подбирали плавающих в воде, но большинство из них уже были мертвы…

В память Нины Ивановны особо врезались несколько страшных картин.

— Я видела жуткие сцены. Один мужчина пытался вынырнуть. Но на нем висели две женщины и не дали ему выплыть… они его утягивали. Так и утонули все трое… Один парень, который сидел на киле рядом со мной, он все-таки поплыл к берегу. Молодой здоровый студент. Он выплыл на берег и умер от инфаркта, потому что вода была очень холодная.


Макет судна из музея речного флота при ВГАВТ. Фото музея.

А в кармане были яблоки

Сегодня среди жителей городка Бор есть несколько спасшихся. Другие помнят о погибших родителях и родственниках.

— Очень много погибло, очень. Тогда кладбище специально новое открыли на Интернациональной. Несли гробы как на демонстрации! — вспоминает Николай Сергеевич Христачев, сын погибшего в аварии Сергея Васильевича Христачева. — Многие из деревень. Молочницы молоко возили в Нижний. На этих пустых бидонах некоторые смогли выплыть.


75-летний Николай Сергеевич не может сдержать слез, вспоминая давние жуткие события:

— Когда они в воду упали, дядя Боря Жималов говорит, давай на борскую сторону. А отец сказал: меня уже спасли на той стороне — и я на ту сторону поплыву… Он ведь весной еще тонул. Вез на той стороне санки с отрубями, у нас корова была. Видно, сорвался. Отруби вытащил, а шапка в воду. Он за шапкой полез. Тут ребята подбежали, досками из полыньи вытащили его. Потом спиртом растерли… И они впятером поплыли на горьковскую сторону.

Борис Жималов поплыл к Бору, и его подобрала шлюпка. А пятерых других, включая 38-летнего Сергея Христачева, обессиленных, унесло к Печерским пескам.

Как узнал потом Николай Сергеевич, из церкви в это время шли женщины. Увидев лежащих на берегу пятерых мужиков, презрительно бросили: «Куда только пьяных не заносит!».

— Так и умерли все на берегу, без помощи. В сапогах было полно песка. А в кармане плаща у отца были яблоки. Наверное, нам, детям, вез…


Нина, супруга выдающегося физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, была пловчихой - это ее и спасло. Фото из семейного архива.

«Особая папка»

О той катастрофе до сих пор мало что известно. О ней нет информации ни в Интернете, ни в подшивках газет. Как оказалось, все документы были засекречены. И пролить свет на то, сколько же жертв было в той катастрофе, сегодня почти невозможно.

Чтобы понять эту «засекреченность», нужно учесть несколько факторов.


К 1949 году относится новый виток сталинских репрессий. Они были не столь массовыми, как в 1937-1938 годах, но «избирательно-показательными».

Летом 1949-го по «ленинградскому делу» были арестованы бывший до 1946 года первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов, чьим именем названа в Нижнем Новгороде улица, и бывший тоже до 1946 года начальником УМГБ Горьковской области Петр Кубаткин (позже, в 1950-м, они будут расстреляны). Их последователи, работавшие в 1949 году, первый секретарь обкома Сергей Киреев и начальник УМГБ области Александр Северухин, вряд ли хотели портить себе репутацию, а то и жизнь.

Возможно, вторая серьезная причина секретности и страха, вся страна жила ожиданием громадного праздника — 70-летия великого вождя. Об этом постоянно писали газеты, этому посвящали свои трудовые подвиги граждане Страны Советов… И тут, незадолго до великой даты, 18 декабря, предъявить из крупного промышленного города такой «подарок» любимому генсеку ЦК ВКП (б)? Это было немыслимо.

Поэтому и нет полных официальных данных об этой катастрофе и уголовного дела, где виной всему была простая халатность. По некоторым сведениям, вахту несли нетрезвые судоводители (команда самоходки), получившие по 10 лет тюремного срока. Однако получил срок и капитан «финляндца» Приданов. Ему, многодетному отцу, отказали и в получении обещанного жилья. Согласно статье в газете пароходства «Большевистская вахта», начальник Горьковской пассажирской пристани Мошкин за безбилетников и за перегруз катера был отстранен от должности. В газете «Горьковская коммуна» сообщалось, что в навигацию 1949-го было много аварий из-за халатности и самоуверенности судоводителей. Но ни одна газета не писала о самом происшествии. Это было в стиле времени.


В госархиве Нижегородской области два документа упоминают о трагедии: материал с бюро обкома Горьковского ВКП(б) от 7 октября с сообщением начальника Волжского пароходства Карпова об аварии и решением создать комиссию по расследованию и заслушать ее доклад 10 октября. А затем протокол бюро обкома от 10 октября, где согласно анализу, проведенному журналистами с помощью архивистов, «засекреченный» пункт 11 — «вопрос особой папки» — и есть, скорее всего, вопрос об аварии.

Следа не осталось

Но тем не менее в ходе расследования удалось найти если не все, то значительную часть! Как известно, документация на уровне исполкомов советов трудящихся была менее требовательна к идеологическим задачам, чем партийные документы. Тут вели отчетность и считали деньги.

В госархиве города Балахна, куда до 1961 года поступала информация из Борского района, журналисты нашли 44 фамилии погибших! Много молодых, тех самых студентов-безбилетников. Семьям погибших была оказана матпомощь в 1-2 средние зарплаты того времени.


Между тем, если верить воспоминаниям очевидцев, это не все данные. Много было пассажиров из окрестных деревень, из Нижнего Новгорода. Вероятно, восстановлены не все фамилии пропавших без вести. А их, исходя из условий аварии, могло быть много. Со слов участников и с учетом данных, погибших было, предположительно, 200 человек. Нина Гинзбург рассказывает:

— Меня потом вызывали на допрос в органы. Они хотели уменьшить количество погибших, говорили, что было 178 человек. Но я знаю, что этот катер вмещает 260 человек, а он был очень сильно перегружен.


На двух кладбищах города Бор много старых могил с выбитой датой смерти: 1949 год, 7 октября. Целые ряды. Но некоторые могилы среди рядов — безымянны, либо с другой датой смерти, в чем тоже можно подозревать нежелание разглашать тайну. Минимум следа, минимум памяти…

Искали по кольцу Гинзбурга

Спасенных пассажиров в шоковом состоянии привезли в затон, погрузили в машины и повезли в городскую баню отмывать от мазута.

Трупы пассажиров, которые удалось выловить, складывали, как вспоминает Нина Гинзбург, штабелями в клубе водников (ныне ДК завода «Теплоход»). Трупы, как рассказывают очевидцы, таскали всю ночь. Ночью же достали со дна и сам «финляндец», в котором был найден еще один утопленник.

Между тем друзья Виталия и Нины Гинзбург, известные ученые-физики Габриэль Горелик и Александр Андронов, дважды приезжали искать Нину. Искали среди живых и трупов, оттирали лица мертвых от мазута... Профессор и академик искали ее по кольцу, подаренному Виталием Гинзбургом. Но в страшной каше тел потеряли надежду найти даже мертвой.

А Виталий Гинзбург, находившийся в командировке в Бразилии, лишь спустя время узнал обо всем от самой Нины.

13 детей из 8 семей остались в той аварии круглыми сиротами. Некоторых усыновили, кого-то отправили в детдома. На второй день после катастрофы с затонского берега заметили, что у изгиба Мочального острова бьется о берег какая-то тряпка. Подплыли на лодке — младенец в одеяле даже не плакал и, как ни странно, не замерз и не промок. Вместе с другими его отправили в детский дом. Многодетным, потерявшим одного родителя, тоже предложили детдом.

— Нас хотели забрать у мамы: Танюшка, говорят, тебе тяжело будет троих-то. Мама не отдала нас, — рассказал Николай Сергеевич Христачев.

Остров трагедий

Со времени трагедии прошло 65 лет. Но те, кого она коснулась, и поныне поминают ее жертв в церкви.

Катастрофа пассажирского «финляндца» в 1949 году, в которой погибли не менее 200 человек, произошла на середине Волги, между островом Мочальный и Чкаловской лестницей. На том же месте, где в 1918 году ГубЧК расстреляла 15 монахов Оранского монастыря и где, как пишут историки, за годы красного террора (1917-1919 года) большевиками расстреляны тысячи жителей Нижнего Новгорода и окрестных городов и сел. Сейчас на Мочальном острове, напротив места расстрела монахов, установлен каменный крест в память о жертвах красного террора. Креста или памятной таблички в память о многочисленных жертвах 1949 года пока нет. На «проклятом» острове раньше были небольшие садовые участки. Сейчас там лишь дикие заросли.