Основные правила загрузки и разгрузки автомобильных грузов. Правила погрузки, выгрузки, размещения и крепления грузов на транспортном средстве Погрузка и разгрузка автотранспорта автопогрузчиком боковая задняя

Правила погрузки грузов, выгрузки и безопасной перевозки регулируются такими документами, как Автомобильный устав и Постановление Министерства труда и социальной защиты.

Погрузочно-разгрузочные работы

Безопасность работ по погрузке и разгрузке обеспечивается следующим:

Для повышения безопасности и производительности труда важно рационально организовать действия: выбрать механизмы, приспособления для захвата груза, тару, площадку для выполнения работ, расстановку рабочей силы, освещение места работ, ограждение (обозначение), разработка проекта производства и технологических карт.
Применение средств механизации работ должно быть обеспечено на максимальном уровне при погрузке и выгрузке грузов. Если погрузочно-разгрузочные работы имеют небольшой объем, применяются простейшие средства механизации, позволяющие облегчить, ускорить и сделать безопасными отдельные операции.

Нормы погрузочно-разгрузочных действий

Погрузка и разгрузка грузов более 60 кг и их подъем на высоту 3 м и более на автотранспортных и других предприятиях, согласно правилам, должны осуществляться механическим способом.

Перемещать грузы более 20 кг и производить их выгрузку нужно с помощью средств механизации или подъемно-транспортных устройств.

Переносить груз по горизонтальной поверхности на носилках можно на расстояние, не более 50 м, и только в исключительных случаях.

При погрузке, выгрузке и перемещении груза вручную необходимо строго соблюдать установленные законодательством предельные нормы: подростки младше 16 лет не допускаются к тяжелым погрузочно-разгрузочным работам.

Если груз перемещается на ручных тележках, нужно освещать и очищать все проходы, а также соблюдать осторожность во время транспортировки груза в опасных местах:

  • вдоль железнодорожных путей;
  • через ж/д переезды;
  • в местах движения автомобильного и другого транспорта.

При погрузке и выгрузке грузов в закрытых помещениях нужно обеспечить условия, при которых содержание вредных примесей и пыли в воздухе в концентрациях выше предельно допустимых исключено.

Работники предприятия, осуществляющие погрузку и выгрузку пылящих грузов, обязаны использовать средства индивидуальной защиты.
Работники, которых грузоотправитель временно, не по договору, привлек к выполнению работ по погрузке и выгрузке, должны быть по охране труда в полной мере проинструктированы.

Особые правила погрузки и разгрузки

Если происходит погрузка, выгрузка и перевозка опасных грузов, нужно руководствоваться дополнительными особыми требованиями безопасности.
Межотраслевые правила по охране труда предусматривают особые правила для производства погрузочно-разгрузочных работ на транспорте:

  • авиационном;
  • железнодорожном;
  • гужевом;
  • речном.

Также предусмотрены особые меры безопасности для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в следующих случаях:

  • повреждения тары;
  • отсутствие разработанных способов строповки;
  • выявления не предусмотренных правилами обстоятельств.

Работы по погрузке и разгрузке груза выполняются в таких случаях под руководством и наблюдением лица, отвечающего за безопасность погрузочно-разгрузочных работ.

Организация погрузочно-разгрузочных работ

Устав автомобильного транспорта гласит, что грузоотправитель должен производить погрузку на автомобиль груза, закрепление и укрытие, увязку. Грузополучатель – разгрузку из автомобиля груза, снятие покрытий и креплений. Однако эта норма диспозитивна и применяется только в случае, если в договоре перевозки не указано иное.
Если в договоре не разграничены обязанности по погрузке и разгрузке, грузоотправитель и грузополучатель соответственно производят закрытие и открытие автомобильных бортов, люков цистерн, опускание, выемку, привинчивание, отвинчивание шлангов.
Погрузка и выгрузка грузов может быть взята на себя автотранспортной организацией или предприятием по соглашению с грузополучателем или грузоотправителем. Это правило касается следующих грузов:

  • тарных, штучных;
  • катно-бочковый, которые доставляются предприятиям торговли или общественного питания с маленьким оборотом товара;
  • иных грузов, при наличии средств механизации работ по погрузке и разгрузке у автотранспортного предприятия.

Погрузка и выгрузка грузов может предусматривать участие шофера, если это прописано в договоре автотранспортной организации или предприятия с грузополучателем и грузоотправителем. Шофер в таком случае принимает с борта автомобиля груз, а при выгрузке – подает груз на борт автомобиля.
Когда автотранспортное предприятие берет на себя обязательства по погрузочно-разгрузочным работам, за повреждение или порчу груза оно несет ответственность, если это произошло по вине перевозчика.
Грузоотправитель и грузополучатель должны содержать пункты выгрузки и погрузки, а также пути для подъезда автомобилей, осуществляющих перевозку, в любое время года в исправном состоянии. Грузоотправителю и грузополучателю необходимо обеспечивать:

  • автомобилям для перевозки груза – беспрепятственный проезд;
  • наличие необходимых средств механизации для выгрузки и погрузки;
  • нужное количество работников для погрузки и выгрузки из автомобилей грузов;
  • инвентарь;
  • освещение рабочих мест;
  • оборудование мест погрузки или выгрузки.

Автотранспортное предприятие и грузоотправитель обязаны при перевозке грузов произвести загрузку подвижного состава не выше грузоподъемности, однако до полного использования вместимости состава.
Штучные грузы, которые перевозятся без тары и погрузка/выгрузка которых в подвижный состав невозможна без потери времени, грузоотправитель обязан объединять в транспортные пакеты.
Тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществляется без тары, должны быть оборудованы специальными приспособлениями для застройки.
Перед началом погрузки контейнеров в автомобиль грузоотправитель обязан, согласно договору, вовремя проверить их коммерческую пригодность. Если обнаружены неисправности, которые влияют на их сохранность при перевозке, грузоотправитель должен отказаться от погрузки, сделав соответствующую пометку в договоре или путевом листе.
Для успешного осуществления автомобильных перевозок, погрузки и выгрузки грузов важно, чтобы все стороны придерживались прописанных в договоре условий.


  1. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми транспортными средствами (далее – автомобили или автотранспортные средства), грузоотправители и грузополучатели должны располагать погрузочно-разгрузочными площадками с подъездными путями к ним, обеспечивающими беспрепятственный проезд и маневрирование автомобилей, а также возможность работы в темное время суток с надлежащим освещением рабочих мест.

  2. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть оборудованы устройствами для выполнения погрузки и разгрузки грузов; обеспечивать соблюдение противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических нормативов; обеспечивать сохранность груза и безопасность труда персонала, работающего на этих площадках; иметь, при необходимости, весовое и другое оборудование для определения массы и качества перевозимого груза, а также телефонную и другие виды связи.
Количество и оснащенность постов погрузки (разгрузки) устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных операций на площадках должно соответствовать виду и объему перевозимого груза и обеспечивать минимальные простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой.

  1. Погрузку груза на автомобиль, закрепление, увязку и укрытие груза, открытие и закрытие бортов платформы автомобиля, люков автоцистерны, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерны, привинчивание и отвинчивание шлангов в пунктах погрузки производит грузоотправитель; разгрузку грузов, снятие креплений и укрытий груза, а также выполнение отмеченных выше операций с бортами платформы автомобиля, люками и шлангами автоцистерн в пунктах разгрузки осуществляет грузополучатель.
Ответственность за порчу и повреждение груза при погрузке возлагается на грузоотправителя, а при разгрузке – на грузополучателя; ответственность за последствия ненадлежащего крепления и размещения груза в кузове автомобиля (повреждение груза во время перевозки, его смещение, опрокидывание и др.) возлагается на грузоотправителя.

Перевозчик должен контролировать осуществляемые грузоотправителем указанные процессы погрузки, крепления и размещения груза в кузове автотранспортного средства, закрытия бортов (люков) и др. При невыполнении грузоотправителем требований перевозчика о размещении и креплении грузов, а также и других указанных выше операций перевозчик может отказаться от осуществления перевозки грузов с возмещением ему грузоотправителем соответствующих затрат.

В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам надежности установки и крепления груза грузоотправитель должен обеспечить документальное подтверждение безопасности подписью своего компетентного уполномоченного лица, скрепленной оттиском печати.


  1. Перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза в кузове автомобиля во избежание его смещения и падения. Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

  2. Перевозчик по договору перевозки груза с заказчиком (грузоотправителем или грузополучателем) может принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ на условиях, предусмотренных в соответствующем договоре, с учетом осуществления заказчиком предварительной подготовки груза, предоставления мест для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных машин и устройств, служебных помещений для устройства раздевалок и мест для отдыха рабочих и др.
В случае, когда перевозчик по договору с заказчиком принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, размещение и крепление груза в кузове автомобиля и другие операции, ответственность за порчу и повреждение груза во время производства этих работ и за последствия ненадлежащего осуществления соответствующих операций возлагается на перевозчика.

  1. Участие водителя автомобиля в погрузке и разгрузке груза возможно только при его согласии, а также согласии перевозчика, в порядке, не противоречащем Правилам охраны труда и техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. При этом при погрузке водитель принимает груз в кузове автомобиля, а при разгрузке – подает груз из кузова автомобиля.
При использовании автомобилей, оборудованных грузоподъемными устройствами (автомобилей – самопогрузчиков), управление грузоподъемным устройством осуществляется водителем такого автомобиля.

  1. Заказчик должен обеспечить загрузку автотранспортного средства перевозчика в соответствии с согласованными в заявке/заказе видом груза, его весом и количеством, а также временем осуществления работ в реальных условиях перевозки грузов.

  2. При перевозках грузов с небольшой объемной массой перевозчик по согласованию с грузоотправителем может принимать меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности автомобиля.
Для предотвращения потерь сыпучих и навалочных грузов во время перевозки грузоотправитель должен осуществлять их погрузку с таким расчетом, чтобы поверхность грузов не выступала за верхние края открытого кузова автомобиля. При этом перевозчик совместно с грузоотправителем обеспечивает укрытие таких грузов пологами.

  1. Штучные грузы, погрузка и разгрузка которых требует больших затрат времени, до начала погрузки грузоотправителем должны быть уложены в укрупненные грузовые единицы (транспортные пакеты), приспособленные для механизированной погрузки и разгрузки с использованием погрузчиков, кранов и других грузоподъемных машин.
При размещении грузов на плоских и стоечных поддонах укладка должна быть выполнена таким образом, чтобы можно было проверить количество грузовых мест без нарушения их расположения и крепления на поддоне.

Схемы и порядок формирования транспортных пакетов должны соответствовать техническим условиям на изготовление, транспортировку и хранение продукции предприятий изготовителей, а также Правилам перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах.


  1. Погрузка, размещение и крепление груженых и порожних контейнеров на автотранспортных средствах осуществляется в соответствии с настоящим разделом Правил и Правилами перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах (раздел XI Правил).

  2. При осуществлении погрузочных работ грузоотправитель обязан:
а) до начала погрузки обеспечить очистку кузова автомобиля от снега, льда и загрязнений;

Б) равномерно размещать грузы по всей площади пола кузова автомобиля, не допуская эксцентричное распределение нагрузки в кузове и нагрузки по осям с превышением величин, установленных для данного автомобиля;

В) штабелировать однородные штучные грузы в кузове автомобиля с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;

Г) более тяжелые грузы размещать ближе к оси симметрии кузова автомобиля;

Д) обеспечивать установление центра тяжести груза как можно ниже и в середине длины кузова автомобиля;

Е) не допускать укладку грузов с большей объемной массой на грузы с меньшей объемной массой;

Ж) заполнять зазоры между штабелем груза и стенками кузова при помощи различных крепежных средств (прокладок, надувных емкостей и других устройств);

З) при погрузке длинномерных грузов (трубы, стальной прокат, лесоматериалы и другое) разных размеров, разной длины и толщины подбирать их одинаковыми в каждом отдельном ряду, более длинные грузы – размещать в нижних рядах.


  1. Для предотвращения опрокидывания или смещения груза в кузове во время движения автотранспортного средства грузоотправитель обязан надежно закрепить его в кузове автотранспортного средства с использованием собственных средств крепления, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

  2. Выбор средства крепления грузов в кузове автотранспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и другие) осуществляется грузоотправителем с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности перевозимого груза и автотранспортного средства.

  3. Грузы большой массы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата при использовании грузоподъемных машин и устройств.
При перевозках указанных грузов исходя из необходимости обеспечения безопасности движения водитель перед началом движения обязан проверить соответствие габаритов автотранспортного средства, общей массы перевозимого груза и распределение нагрузки по осям Правилам дорожного движения Российской Федерации и Правилам перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, а во время движения – состояние крепления и размещения груза на автотранспортном средстве.

  1. Крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими автотранспортное средство, не допускается.

  1. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать лотки, ремни, проволоку, другие приспособления и вспомогательные материалы, необходимые для погрузки и перевозки, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.
Перевозчик может за дополнительную оплату предоставлять брезент, веревки и другие материалы для укрытия и увязки грузов, если это предусмотрено договором перевозки.

  1. В связи с необходимостью перевозки специальных грузов перевозчик по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем может осуществить переоборудование автотранспортного средства в специализированное, с учетом требований государственных стандартов, правил и нормативов, действующих в Российской Федерации.

  2. Приспособления для обеспечения сохранности грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ, принадлежащие грузоотправителю, передаются перевозчиком грузополучателю в пункте разгрузки вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в пункт погрузки или иное место в соответствии с договором перевозки или указанием в транспортной накладной.

  3. В случае обнаружения перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на автотранспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям обеспечения сохранности груза или автотранспортного средства, перевозчик должен поставить об этом в известность заказчика и отказаться от выполнения перевозки до устранения заказчиком замеченных недостатков.

  4. Время прибытия автотранспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем грузоотправителю путевого листа и документа, удостоверяющего личность, а время прибытия автотранспортного средства под разгрузку – с момента предъявления грузополучателю транспортной накладной в пункте разгрузки.
При перевозках грузов в контейнерах со снятием их с автотранспортных средств, оформляемых в таких случаях сопроводительной ведомостью, время подачи порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости: грузоотправителю – в пункте погрузки, а грузополучателю в пункте разгрузки.

  1. Погрузка груза в автотранспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов автотранспортного средства и на него надлежащим образом оформлена транспортная накладная.
При подаче перевозчиком автотранспортного средства под погрузку ранее согласованного времени считается, что перевозчик приступил к выполнению договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять автотранспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

  1. Разгрузка прибывшего груза считается законченной, если груз полностью выгружен с автотранспортного средства, оформлены транспортная накладная, путевой лист и другие документы на перевозку груза, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

  2. При наличии у грузоотправителя или грузополучателя въездных ворот или контрольно-пропускного пункта время прибытия автотранспортного средства под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или транспортной накладной грузоотправителю (грузополучателю) у въездных ворот или контрольно-пропускном пункте.

  3. Время пробега автотранспортного средства от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой.

  4. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.

  1. На складах транспортно-экспедиционных предприятий (терминалах) погрузочно-разгрузочные операции и другие работы, связанные с отправлением и получением грузов автотранспортом (подготовка грузов, крепление, укрытие и др.) выполняют эти предприятия, если иное не установлено договором перевозки.

  2. После выгрузки груза кузов автотранспортного средства или контейнер должен быть очищен грузополучателем, а после перевозки животных, птицы, скоропортящихся и других грузов, загрязняющих кузов, - промыт и при необходимости - пропарен или продезинфицирован. Указанные операции по очистке и санобработке кузова автотранспортного средства по соглашению сторон могут быть выполнены перевозчиком.

  3. Заказчик несет имущественную ответственность перед перевозчиком за повреждение транспортного средства при погрузке/разгрузке груза, а также в пути из-за неправильного размещения и крепления груза в сумме фактических затрат, понесенных перевозчиком на ремонт транспортного средства.

  4. Заказчик обязан обеспечить погрузку/разгрузку и оформить транспортно-сопроводительные документы в сроки, установленные соглашением сторон и исчисляемые с момента прибытия транспортного средства под погрузку/разгрузку. В случае сверхустановленного простоя транспортного средства под погрузкой/разгрузкой, а также вследствие ненадлежащего оформления транспортно-сопроводительных документов или их отсутствия, Заказчик обязан оплатить перевозчику штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения – в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.

  5. Основные нормы времени простоя автомобилей и автопоездов в пунктах погрузки и разгрузки грузов приведены в Приложении 9 к Правилам.

Большинство погрузочно-разгрузочных операций должны выполнять механизированными способами с применением подъёмно — транспортного оборудования и средств механизации.

Правила погрузки и выгрузки

Отправители груза, его получатели и перевозчики обязаны знать и придерживаться основных правил погрузки и выгрузки. Это помогает уберегать перевозимый товар от любого вида повреждений и порчи. Существуют основные правила, которые неукоснительно должны соблюдать люди, работающие с грузами.

  • Необходимо обращать внимание на характер и объем перевозок, дабы правильно определить нужное количество автомобилей и их тип.
  • На перевозчика накладывается обязанность вовремя обеспечить подачу проверенного транспортного средства, которое будет пригодно для перевозки, проверено на предмет неисправности и отвечающее всем нормам санитарии. Грузоотправитель может и отклонить поданный автомобиль, ежели тот не соответствует условиям, обсуждаемым ранее.
  • Перевозчик или заказчик, зависимо от согласованной схемы транспортировки, берут на себя контроль, включающий своевременное прибытие состава для погрузки, регуляцию расстановки, учетность загрузки, рациональное использование транспорта, который освободился, а также расчет времени прибытия и отправки.
  • Заказчику необходимо проверять на пригодность подвижной состав перед тем, как загружать полуприцепы либо прицепы с кузовом фургонного типа, контейнеров и автоцистерн. Если обнаружены какие-либо повреждения, которые в будущем могут повлиять на целостность или качество товара во время перевозки, у заказчика есть право отказаться от погрузки (имеется в виду этот подвижной состав).

Расстановка транспорта для загрузки и погрузки

Есть несколько видов расстановок автотранспорта, применяющиеся во время погрузки и разгрузки. Одним из них является боковая расстановка (вышеупомянутые методы производятся через боковой борт машин). При торцовой расстановке погрузка и загрузка осуществляются через задний борт автомобиля. Косоугольная расстановка – это помещение и через задний, и через боковой борта транспортного средства.

Стоит помнить, что такие действия, как погрузка, укрытие, увязка товара, а также разгрузка машины, разбор креплений и покрытия обычно выполняются заказчиком. Открывать и закрывать люки автоцистерн, включать либо выключать насосы, проводить манипуляции со шлангом, установленным на грузовой машине, должен только водитель.

Правила для перевозчика и заказчика

Если имеется согласование с заказчиком, то у перевозчика есть право взять на себя (частично или полностью) осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Водитель может быть привлечен только в том случае, если даст согласие. Он по желанию принимает груз с борта транспортного средства либо подает его на борт во время разгрузки.

При принятии обязанностей за выполнение загрузки и разгрузки на перевозчика перекладывается вся ответственность за целость и сохранность товаров. Заказчик же отвечает за содержание в должном состоянии погрузочно-разгрузочных площадок и дополнительных путей, ведущих к ним. Если же требуется дополнительное оборудование грузовых машин (например, чтобы перевезти конкретный товар), заказчику стоит обсуждать это с перевозчиком.

Необходимо применять соответствующие средства механизации во время погрузочно-разгрузочных операций, если вес товаров более 50 килограммов и нужно поднимать их на высоту, превышающую 2 метра.

Если товар грузится навалом, он ни в коем случае не должен быть выше уровня бортов. Можно нарастить основные борта, если есть необходимость. Общая высота подвижного состава вместе с грузом по правилам не должна превышать 4 метров от уровня дороги. В этом случае груз будет признан негабаритным.

Следующее правило — товары нужно размещать и закреплять так, чтобы не было рисков падения, волочения и возможных травм для лиц, включенных в сопровождение.

Поштучные грузы, которые выше, нежели уровень кузова, необходимо связывать при помощи крепкого исправного такелажа (сюда относятся веревки и канаты). Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей металлические тросы и проволоку – это исключают правила погрузки и выгрузки грузов. Различные бочки и ящики стоит класть таким образом, чтобы можно было предотвращать вероятность их смещение (такое бывает из-за резкого торможения, троганья с места либо на крутых поворотах). Не нужно оставлять между товаром даже маленькие промежутки – они заполняются либо деревянными прокладками, или же распорками подходящей длины и прочности.

Пространства, оставляемые между хрупкими грузами (к ним относятся изделия из керамики, стекла, посуда из алюминия или эмалированные предметы быта и т.п.), заполняются соломой, древесной стружкой либо схожими материалами, способными защитить товар от повреждений.

Необходимо учитывать маркировку (ей помечают те же хрупкие товары, к примеру, стекло). С этим грузом обращаются аккуратно, дабы не разбить и не повредить. При погрузке и выгрузке маркировка должна быть четко видна.

Когда товары загружаются в транспортное средство, нужно размещать тяжелый груз снизу, а легкий оставлять вверху. Учитывается и вес перевозимого – он должен быть равномерно распределен между прицепом и машиной.

Особенности работы с нестандартными грузами

При погрузке и разгрузке сыпучих грузов необходимо соблюдать следующие требования:

  • погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;
  • при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;

При погрузке, транспортировке и перемещении, а также разгрузке и размещении опасных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

  • погрузка, транспортировка и перемещение, а также разгрузка и размещение опасных грузов осуществляются согласно требованиям технической документации заводов-изготовителей на эти грузы, подтверждающим классификацию опасных грузов по видам и степени опасности и содержащим указания по соблюдению мер безопасности;
  • не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов при неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и предупредительных надписей (знаков опасности);
  • места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортировки, грузоподъемное оборудование, применяемые механизмы, инструмент и приспособления, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, подвергаются очистке, мойке и обезвреживанию;
  • погрузка опасного груза на транспортное средство и его разгрузка из транспортного средства производятся только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимого с помощью насоса с приводом.

При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и легковоспламеняющихся жидкостей запрещается:

  • курить в кабине и вблизи транспортного средства, а также в местах нахождения опасных грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них;
  • производить погрузку и разгрузку в общественных местах населенных пунктов без особого на то разрешения соответствующих органов надзора и контроля следующих веществ: безводной бромистоводородной кислоты, безводной фтористоводородной кислоты, сероводорода, хлора, двуокиси серы и двуокиси азота, хлорокиси углерода (фосгена).

Транспортировка легковоспламеняющихся жидкостей и баллонов с газами производится специальными транспортными средствами, оборудованными искроуловителями на выхлопных трубах и металлическими цепочками для снятия зарядов статического электричества, укомплектованными средствами пожаротушения и имеющими соответствующие обозначения и надписи.

При транспортировке легковоспламеняющихся жидкостей в отдельных емкостях, устанавливаемых на транспортное средство, каждая емкость оборудуется защитным заземлением.

При погрузке и транспортировке баллонов необходимо соблюдать следующие требования:

  • при погрузке баллонов в кузов транспортного средства более чем в один ряд применяются прокладки, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом. Перевозка баллонов без прокладок запрещается;
  • запрещается совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов как наполненных, так и порожних.

Обязанности водителя и заказчика

В обязанности водителя входит проверка крепления груза на подвижном составе. Это нужно для обеспечения сохранности как груза, так и транспортного средства. Также проверки предотвращают опасные ситуации во время передвижения (к примеру, аварии, влекущие за собой жертвы). Если же какие-то недостатки крепежа и размещения товаров обнаружились, водителю необходимо поставить в известность заказчика. Отправитель груза несет обязательство после требования водителя заняться устранением выявленных недостатков. От водителя требуется и проверка соответствия габаритов товара размерам, указанным в Правилах дорожного движения.

Заказчик выполняет обязанности контроля за соблюдение законодательства насчет охраны труда. Также он проверяет соответствие нормам техники безопасности при выполнении погрузочно-загрузочных работ. Если же они исполняются перевозчиком, то на него автоматически перекладываются обязанности контроля. В случае каких-либо непредвиденных последствий ответственность будет нести именно он.

Установка времени прибытия подвижного состава под последующую загрузку также имеет свои правила. Она происходит ровно с того момента, когда водитель, пребывающий на погрузочном пункте, подает путевой лист. Время прибытия транспортного средства для выгрузки начинается тогда, когда водитель предъявляет товарно-транспортную накладную (ТТН) в соответствующем пункте выгрузки.

При четком соблюдении правил вероятность каких-либо рисков или же неприятных и опасных последствий является минимизированной и сводится к нулю.

4 . Правила погрузки, выгрузки, размещения и крепления грузов на транспортном средстве

4.1. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми транспортными средствами, грузоотправители и грузополучатели должны располагать погрузочно-разгрузочными площадками с подъездными путями к ним, обеспечи-вающими беспрепятственный проезд и маневрирование транспортных средств, а также возможность работы в темное время суток с надлежащим освещением рабочих мест.

4.2. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть оснащены машинами и устройствами для выполнения механизированной погрузки и выгрузки грузов; обеспечивать соблюдение противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических нормативов; обеспечивать сохранность груза и безопасность труда персонала, работающего на этих площадках; иметь, при необходимости, весовое и другое оборудование для определения массы и качества перевозимого груза, а также телефонную и другие средства связи.

Количество и оснащенность постов погрузки (выгрузки) устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на площадках должно соответствовать виду и объему перевозимого груза и обеспечивать минимальные простои транспортных средств под погрузкой и выгрузкой.

4.3. Погрузку груза на транспортное средство, крепление, увязку и укрытие груза, открытие и закрытие бортов платформы, люков цистерны, опускание и выемку шлангов из люков цистерны, привинчивание и отвинчивание шлангов, снятие и установку съемных тентов в пунктах погрузки производит грузоотправитель; выгрузку грузов, снятие креплений и укрытий груза, а также выполнение отмеченных выше операций с бортами платформы, съемными тентами, люками и шлангами цистерн в пунктах выгрузки осуществляет грузополучатель, если иное не предусмотрено соглашением между ними.


При выполнении погрузки грузов грузоотправителем ответственность за порчу и повреждение груза во время погрузки, а также за последствия ненадлежащего крепления и размещения груза в кузове транспортного средства (повреждение груза во время перевозки, его смещение, опрокидывание) возлагается на грузоотправителя.

Перевозчик должен контролировать осуществляемые грузоотправителем процессы погрузки, крепления и размещения груза в кузове транспортного средства, закрытие бортов (люков) и других, указанных в пункте 4.3. операций, кроме тех случаев, когда представитель перевозчика не допущен к месту погрузки груза. При невыполнении грузоотправителем требований перевозчика о размещении и креплении грузов, а также и других указанных в пункте 4.3. операций перевозчик может отказаться от осуществления перевозки грузов с возмещением ему грузоотправителем соответствующих затрат.

В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам надежности установки и крепления груза грузоотправитель должен обеспечить документальное подтверждение безопасности подписью своего компетентного уполномоченного лица в транспортной накладной.

4.4. Перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза в кузове транспортного средства во избежание его смещения и падения. Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

4.5. Перевозчик по договору перевозки груза с заказчиком (грузоотправителем или грузополучателем) может принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ на условиях, предусмотренных в соответствующем договоре, с учетом осуществления заказчиком предварительной подготовки груза, предоставления мест для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных машин и устройств перевозчика, служебных помещений для устройства раздевалок и мест для отдыха рабочих.

В случае, когда перевозчик по договору с заказчиком принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, размещение и крепление груза в кузове транспортного средства и другие операции, ответственность за порчу и повреждение груза во время производства этих работ и за последствия ненадлежащего осуществления соответствующих операций возлагается на перевозчика.

4.6. Участие водителя транспортного средства в погрузке и выгрузке груза возможно только при его согласии, а также согласии перевозчика, в порядке, не противоречащем правилам охраны труда и техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. При этом при погрузке водитель принимает груз в кузове, а при выгрузке – подает груз из кузова транспортного средства.

При использовании транспортных средств, оборудованных грузоподъемными устройствами, управление грузоподъемным устройством осуществляется водителем такого транспортного средства.

4.7. Грузоотправитель должен обеспечить погрузку груза в транспортное средство перевозчика в соответствии с согласованными в заявке/заказе видом груза, его массой и количеством, а также временем осуществления работ.


4.8. При перевозках грузов с небольшой объемной массой перевозчик по согласованию с грузоотправителем может принимать меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности транспорного средства.

Для предотвращения потерь сыпучих и навалочных грузов во время перевозки грузоотправитель должен осуществлять их погрузку с таким расчетом, чтобы поверхность грузов не выступала за верхние края открытого кузова транспортного средства. При этом перевозчик совместно с грузоотправителем обеспечивает укрытие таких грузов брезентом или иными устройствами.

4.9. Штучные грузы, погрузка которых на транспортные средства и выгрузка без применения средств механизации требует больших затрат времени и труда, до начала погрузки грузоотправителем должны быть уложены в транспортные пакеты или контейнеры с учетом обеспечения механизированного способа погрузочно-разгрузочных работ.

Порядок формирования транспортных пакетов и загрузки контейнеров должны соответствовать Правилам перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах (раздел 11 Правил), а также техническим условиям на изготовление, транспортировку и хранение продукции предприятий изготовителей.

4.10. При осуществлении погрузочных работ грузоотправитель обязан:

а) равномерно размещать грузы по всей площади пола кузова транспортного средства или контейнера, не допуская эксцентричное распределение нагрузки в кузове (контейнере) и нагрузки по осям с превышением величин, установленных для транспортного средства в реальных дорожных условиях;

б) штабелировать однородные штучные грузы в кузове транспортного средства (контейнере) с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;

в) более тяжелые грузы размещать ближе к оси симметрии кузова транспортного средства (контейнера);

г) обеспечивать установление центра тяжести груза как можно ниже и в середине длины кузова транспортного средства (контейнера);

д) не допускать укладку грузов с большей объемной массой на грузы с меньшей объемной массой;

е) заполнять зазоры между штабелем груза и стенками кузова (контейнера) при помощи различных крепежных средств (прокладок, надувных емкостей и других устройств);

ж) при погрузке длинномерных грузов (трубы, стальной прокат, лесоматериалы и другое) разных размеров, разной длины и толщины подбирать их одинаковыми в каждом отдельном ряду, более длинные грузы – размещать в нижних рядах.

4.11. Для предотвращения опрокидывания или смещения груза в кузове во время движения транспортного средства грузоотправитель обязан надежно закрепить его в кузове транспортного средства с использованием собственных средств крепления, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

4.12. Выбор средства крепления грузов в кузове транспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и другие) осуществляется грузоотправителем с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности перевозимого груза и транспортного средства.

4.13. Грузы большой массы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата при использовании грузоподъемных машин и устройств.

При перевозках указанных грузов исходя из необходимости обеспечения безопасности движения водитель перед началом движения, а также и во время движения обязан проверить состояние размещения и крепления груза на транспортном средстве.

4.14. Крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими транспортное средство, не допускается.

4.15. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать лотки, ремни, проволоку, другие приспособления и вспомогательные материалы , необходимые для погрузки и перевозки, если иное не предусмотрено в договоре перевозки.

Перевозчик может за дополнительную оплату предоставлять брезент и другие материалы для укрытия и увязки грузов, если это предусмотрено договором перевозки.

4.16. Для перевозки отдельных видов грузов перевозчик по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем может осуществить дооборудование кузова транспортного средства, с учетом требований действующих стандартов, правил и норм.

4.17. Приспособления для обеспечения сохранности грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ, принадлежащие грузоотправителю, передаются перевозчиком грузополучателю в пункте выгрузки вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в пункт погрузки или иное место в соответствии с договором перевозки или указанием в транспортной накладной.

4.18. В случае обнаружения перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на транспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям обеспечения сохранности груза или транспортного средства, перевозчик должен поставить об этом в известность заказчика и отказаться от выполнения перевозки до устранения заказчиком замеченных недостатков.

4.19. Время прибытия транспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем грузоотправителю путевого листа и документа, удостоверяющего личность, а время прибытия транспортного средства под выгрузку – с момента предъявления грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.

При перевозках грузов в контейнерах со снятием их с транспортных средств, оформляемых в таких случаях сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам), время подачи порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости: грузоотправителю – в пункте погрузки, а грузополучателю в пункте выгрузки.

4.20. Погрузка груза в транспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов транспортного средства и на него надлежащим образом оформлена транспортная накладная и в ней и в путевом листе сделаны необходимые отметки.

При подаче перевозчиком транспортного средства под погрузку ранее согласованного времени считается, что перевозчик приступил к выполнению договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять транспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

4.21. Выгрузка прибывшего груза считается законченной, если груз полностью выгружен с транспортного средства, грузополучателем оформлены транспортная накладная, путевой лист и другие документы на перевозку груза, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

4.22. При наличии у грузоотправителя или грузополучателя въездных ворот или контрольно-пропускного пункта время прибытия транспортного средства под погрузку или выгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или транспортной накладной грузоотправителю (грузополучателю) у въездных ворот или контрольно-пропускном пункте.

4.23. Время пробега транспортного средства от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или выгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения транспортного средства под погрузкой или выгрузкой.

4.24. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе и транспортной накладной время подачи транспортного средства в пункты погрузки и пункты выгрузки, и время отправления из них.

4.25. На складах транспортно-экспедиционных предприятий (терминалах) погрузочно-разгрузочные и другие работы, связанные с отправлением и получением грузов (подготовка грузов, крепление, укрытие и другие операции) выполняют эти предприятия, если иное не установлено договором перевозки.

4.26. После выгрузки груза кузов транспортного средства или контейнер должен быть очищен от остатков груза грузополучателем, а после перевозки опасных и скоропортящихся грузов, животных, птиц и других грузов, загрязняющих кузов, промыт и при необходимости пропарен или продезинфицирован. Указанные операции по очистке и санитарной обработке кузова транспортного средства по соглашению сторон могут быть выполнены перевозчиком.

4.27. Грузоотправитель или грузополучатель несут преимущественную ответственность перед перевозчиком за повреждение транспортного средства соответственно при погрузке или выгрузке груза, а также в пути из-за неправильного размещения и крепления груза в сумме фактических затрат, понесенных перевозчиком на ремонт транспортного средства.

4.28. Грузоотправитель (грузополучатель) обязан обеспечить погрузку (выгрузку) и оформить транспортно-сопроводительные документы в сроки, установленные соглашением сторон и исчисляемые с момента прибытия транспортного средства под погрузку или выгрузку. В случае сверхустановленного простоя транспортного средства под погрузкой или выгрузкой, а также вследствие ненадлежащего оформления транспортно-сопроводительных документов или их отсутствия, виновная сторона обязана оплатить перевозчику штраф в размере, установленном соглашением сторон, а при отсутствии указанного соглашения – в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.

4.29. Основные нормы времени простоя автомобилей и автопоездов в пунктах погрузки и выгрузки грузов приведены в Приложении 9 к Правилам.

Правила погрузки грузов запрещают поднимать груз, масса которого вместе с массой грузозахватного приспособления превышает нормативную грузоподъемность используемого оборудования, а также груз неизвестной массы или примёрзший к земле

Образцовый грузоперевозчик — профессионал, действующий по определённой системе и рассчитывающий на столь же профессиональное отношение к себе. Именно поэтому нормативы погрузочных работ, равно как и общие правила погрузки грузов, скрывают от клиента только компании, не способные по этим нормативам работать. Профессиональное же сотрудничество, предполагает детальное знакомство с правилами, нормами и типовыми документами обеих сторон.

Временные нормативы погрузочных работ были выработаны ещё в Советском Союзе (Единый временной норматив грузоперевозок от 87-го года) и с небольшими корректировками благополучно кочуют по всем версиям УАТ и ППГАТ. Эти два основных свода правил (Устав и Правила перевозки автотранспортом) содержат все необходимые документы, а также цифры, определяющие технические условия погрузки грузов. Познакомимся с ними поближе.

Погрузка грузов: секундомер

Наиболее простые и понятные нормативы красуются в приложении №6 ППГАТ, где указано время для всех типов автомобильных транспортных средств, а также время на первую тонну погрузки и последующие. Если между перевозчиком и отправителем заключён стандартный договор, не указывающий на использование других нормативов, эти сроки считаются обязательными к исполнению. Таблица из действующего на 2014-й год ППГАТ выглядит так:

Вид ТС, используемого для перевозки Норматив погрузки в минутах
На первую тонну и на груз до 1 тонны весом На каждую тонну свыше 1-й
Фургон 13 3
Металловоз 13 2
Обычный самосвал 3 1
Карьерный самосвал Нет указания 0.2
Цистерна 4 3
Кузов для строительных материалов и грузов 12 2
Кузов для «длинномера» 15 3
Бетономешалка 4 3
ТС для негабарита и тяжеловеса 21 2
Кузов для животных 21 5
Контейнеровоз 4 1
ТС для перемещения автомобилей 6 3
ТС, предназначенное для перемещения опасных грузов (нормы ДОПОГ) 21 3
Мусоровоз 13 3

На все прочие виды транспортных средств положено расходовать 12 минут для погрузки первой тоны и 2 минуты на каждую последующую, в том числе неполную. При таком подходе правила погрузки груза не учитывают качественных характеристик самого груза. Но подобные нюансы учитывают Единые правила перевозок, подписанные Госкомтрудом СССР в 87-м году. Это документ вводит классификацию грузов по сложности погрузки:

  • 1-й класс или обычный груз — без поправки по времени;
  • 2-й класс — коэффициент времени 1.25 (т.е. прибавка к стандарному времени 25%);
  • 3-й класс — 1.66;
  • 4-й класс сложности — 2.00.

При подготовке груза к транспортировке автомобильным транспортом его закрепляют таким образом, чтобы предотвратить падение груза, его сдвиг, исключить любое давление на двери, возможную потертость или повреждение.

Кроме того, Единые правила классифицируют груз как штучный (требующий укладки и счёта) и груз, допускающий укладку навалом (фиксируется объём или масса).

Таблица временных нормативов погрузки груза при использовании механизации

При проведении немеханизированной погрузки, эти нормативы увеличиваются примерно вдвое для штучного груза, и примерно втрое, для груза погружаемого навалом. Использование Единых правил при перевозке автомобильным транспортом и стандартной погрузке должно быть оговорено в договоре, иначе нормативом будет считаться вышеупомянутое приложение к ППГАТ. Разумеется, каждый груз имеет свои особенности, а соответственно и собственные правила погрузки и технику безопасности.

Технические условия погрузки грузов

Помимо временных норм, существует ряд требований к техническому оснащению места погрузки и самого транспортного средства. Кроме того, важно понимать, с какого момента погрузка начинается вообще. А начинается она с отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (или заказ-наряде, если речь идёт о выполнении внутренних перевозок или фрахте) о прибытии ТС на место погрузки.

Водитель, которому отказывают в подобной отметке или чинят препятствия при подъезде к месту погрузки, может зафиксировать этот факт при помощи свидетелей. Помимо самой погрузки, начинающейся непосредственно после всех бюрократических процедур, производятся следующие действия:

  • Подготовка ТС и места погрузки;
  • Упаковка груза в соответствии с тех. регламентом;
  • Маркировка груза (особенно в том случае, когда груз доставляется в несколько точек);
  • Открытие кузова (бортов, дверей, тентовых накидок) и установка подсобных приспособлений (механизации);
  • Проверка стопорных, крепёжных, защитных приспособлений и укрепление груза.

Штучный груз, транспортируемый без собственной тары (трубы, метал. прутья), погрузить который невозможно без потери времени, должен быть упакован отправителем в транспортные пакеты. Технические требования к пакетированию грузов рассматривает ГОСТ 26663-85.

Техника безопасности при погрузке грузов

На каждом из этих этапов, включая последующее закрытие кузова и отправление, должны соблюдаться требования безопасности. Правила безопасности при погрузке груза определяют сразу несколько ГОСТов разного времени: ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.3.009 и ГОСТ 12.3.002. В частности ГОСТ 12.3.009 (разработанный комитетом СССР по стандартам ещё в 76-м году) указывает на следующие ограничения при ручной погрузке.

  • Запрещено использовать доски, толщина которых менее 5 см. Переноска по доске груза более 50 кг (плюс масса грузчика) запрещена.
  • Колющие и режущие предметы должны переноситься только в специальных пеналах.
  • Лёд и жёсткая тара требуют наличия рукавиц.
  • Стекло должно иметь специальные подставки (например ящики с гнёздами под пустую стеклотару).
  • Неисправная тара недопустима.

Правила погрузки грузов призваны обеспечить безопасность людей, однако правильная строповка и укладка груза, предполагают, что груз будет уложен в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза (и самого ТС) при перевозке.

Основанные на этих ГОСТ Межотраслевые правила по охране трудящихся при разгрузке и погрузке устанавливают ограничения по отношению к сотрудникам (возраст выше 16 лет и прохождение медицинского обследования) и точно определяют требования к проведению погрузки.

  • Нагружаемое в данный момент ТС должно быть жёстко зафиксировано ручным тормозом или другими способами. Включен задний ход или самая низкая передача.
  • Во время любых действий с дверями и бортами кузова груз должен быть зафиксирован.
  • Борт открывается (закрывается) двумя рабочими. При открытии дверей фургона рабочие не ними не стоят.
  • В тёмное время суток фургон освещается изнутри.
  • Груз массой 50-80 кг, должен транспортироваться несколькими рабочими (снятие и подъём) или с применением механизации.

Порядок действий и документы в правилах погрузки грузов

УАТ, а значит и стандартный договор грузоперевозки, указывает на то, что погрузка и фиксация груза осуществляются силами перевозчика. Снятие креплений и сама выгрузка — получателем. Этот порядок применяется в том случае, если в договоре не указано иное, или перевозчик не решил разгрузить ТС самостоятельно по собственному желанию.

Отдельный договор чаще всего строится именно на таких, общих основаниях УАТ и ППГАТ. Однако долгосрочное сотрудничество должно предусматривать все нюансы, способные возникнуть в процессе погрузки. В таком договоре выделятся общая часть (рассматривающая основные условия перевозки) и приложение, определяющие конкретные правила погрузки груза (подготовка места и груза, укладка поддонов, освобождение места для стоянки, ремонт механизмов погрузки и прочее).

Массовая перевозка легковесных грузов (например сельскохозяйственных приспособлений) означает, что перевозчик должен нарастить борта или найти другие способы повышения грузоподъемности ТС. С той же целью наращиваются борта при перевозке сыпучих грузов (поверхность навала не должна выступать над бортами).

Отправитель обязан содержать площадку и механизмы погрузки в надлежащем состоянии, не чинить препятствий транспортному средству, содержать в исправности указатели и обозначения складов, такелаж, постоянные эстакады и т.д. Кроме того, если это не предусмотрено отдельно, отправитель обязан нагружать ТС или состав из нескольких машин до нормы грузоподъёмности, т.е. максимально эффективно использоваться их вместимость.

Отправитель может фиксировать груз собственными силами, использовать собственные приспособления для повышения безопасности перевозки. Однако такая погрузка может производится только после согласования с перевозчиком. В таком случае все подобные приспособления возвращаются отправителю в момент выгрузки или высылаются по товарно-транспортной накладной.

В случае возникновения разногласий представителями отправителя груза и перевозчика составляется специальный акт, однако клиент не обязательно является отправителем и получателем.

Последняя проверка осуществляется водителем, поскольку именно ему предстоит нести ответственность, за нарушение ПДД на дороге. При обнаружении перевеса или неправильной укладки, водитель должен сообщить отправителю об обнаруженной опасности и ждать исправления ситуации. Сам отправитель проверяет состояние кузова или контейнера на предмет соответствия договору, санитарным нормам, технике безопасности и пр. Отказ перевозки в данном ТС фиксируется в путевом листе (подпись и печать организации).

Общая ответственность за соблюдение правил погрузки и техники безопасности берётся на себя одной из сторон, что должно прописываться в договоре. Отсутствие точно определённых границ ответственности на выяснении обстоятельств, связанных с наступлением несчастного случая, сказывается самым печальным образом.

Погрузка грузов: права, обязанности и документы

У перевозчика есть право осуществить проверку достоверности данных в сопроводительной документации, также он может проверить загрузку контейнера по грузовместимости и грузоподъемности, т.е. проверить содержимое контейнера (вскрыть его) или провести выборочное взвешивание с последующим оформлением акта общей формы.

Следует подготовить заранее и маршрутный лист: в нем четко прописывается маршрут транспортировки, которого строго придерживается шофер. Стоит учитывать, что ряд можно перевозить посредством совместной транспортировки.

Если вы организовываете транспортировку опасного груза, позаботьтесь о заблаговременном заказе ТС (2-3 раб. дня до планируемого отправления). Понадобятся особые сопроводительные документы — это ТТН, счета-фактуры, сертификаты, непременно ПВ (паспорт вещества) и особые карточки — аварийные.

Ответственным при погрузке, осуществлении транспортировки и разгрузке опасных грузов является водитель, который может не принять груз ADR к перевозке, если сопроводительные документы оформлены не по правилам, с ошибками или неточностями, а также если обнаружены деформация или повреждение тары.

Правила погрузки грузов это составление грузового плана. В нем указывают класс груза, места расположения партий груза, массу, количество мест, вид тары. Наличие груза с характеристикой «пожароопасный» требует согласования грузового плана в ВОХР, а груза опасного в санитарном отношении — с санэпидемстанцией. Конечно, обо всех согласованиях нужно договориться заблаговременно, чтобы не было потом проблем с доступом к погрузке и с отправкой – тщательная подготовка гарантирует безопасную доставку.