Викарий: кто это в православии? Викарий – это заместитель епископа или священника. Какими бывают викарии в христианстве Что значит викарный епископ

Викарий - это епископ. Епископ - это архиерей. Стало быть, это одно и то же, и архиерей - это викарий? Нет, не всегда. Запутались? Тема, действительно, сложная, на первый взгляд.

Но всё же в православной Церкви есть чёткие различия между этим понятиями. Если их один раз понять, то станет ясно, кто может носить титул епископа, кто викария, кто архиерея. Тема статьи - викарный епископ (он же викарный архиерей).

Викарий - это епископ, заместитель и помощник епархиального архиерея

Викарий - это должность в христианской церкви. В православии викариями называют помощников епархиальных архиереев (епископов, управляющих епархией).

Количество викариев при этом не одинаково в разных епархиях и зависит от потребности в них конкретной епархии.

Слово «викарий», как и многие другие церковные понятия, возникло в античности и первоначально имело другое значение. Викарий - это должность управляющего диоцезом, а диоцез - это территориальная единица, часть префектуры. Примечательно, что викарий по сей день сохранил то же двойственное положение:

  • с одной стороны он управляющий частью территории;
  • с другой - лишь заместитель и представитель того, кому помогает, настоящего начальника на этой территории - префекта.

Так и сейчас викарий - лишь помогающий в управлении, лицо подчинённое епархиальному архиерею, который и является главой всей епархии.

Формально и архиерей, и викарий - это епископы, преемники учеников Христа. Но викария часто называют викарным епископом, чтобы подчеркнуть его административную подчинённость вышестоящему архиерею.

В средневековье функцию викариев исполняли хорепископы, у них было больше полномочий

Викарии в средневековье именовались иначе. Их называли хорепископами. Это не совсем то же самое, но очень близкая по функциям должность. Её задача - помогать епископам.

Вместо епархий были епископии, и во многих из них имелись хорепископы. Обычно их назначали по количеству городов и мелких поселений. Это были предстоятели. Их задачи можно определить так:

  • управлять вверенной церковью;
  • ставить на место местное клир;
  • следить за порядком;
  • распоряжаться приходским хозяйством и имуществом.

И всё же между хорепископами и викариями нельзя поставить знак равенства. В чём викарный епископ ближе к древнеримскому административному викарию - это в своей несамостоятельности. Хорепископ - лицо подчинённое, но с большими полномочиями. Современный викарий таких привилегий не имеет.

Хорепископ обладал большими полномочиями, чем викарий сегодня.

Но хорепископы постепенно исчезли. Произошло это в IV веке. Такое решение приняли на Лаодикийском Соборе. Идея заключалась в том, чтобы сделать власть более централизованной - чтобы решения принимал сам епископ.

Поэтому руководство Церкви распорядилось так:

  • новых хорепископов не назначать;
  • старым дать спокойно дослужить положенное время, но ничего не предпринимать без разрешения вышестоящего начальства.

Титулярные епископы - прообраз викариев

Но долго епископы без помощников не смогли. Поэтому на смену хорепископам пришли титулярные епископы. Они очень похожи на викариев. Подчас понятия сливаются. Однако можно сформулировать различия, как они проведены в современном православии.

  1. Викарный епископ имеет титул города внутри епархии, по месту его пребывания. Он должен служить на этой территории.
  2. Титулярный епископ тоже имеет титул, но того города, в котором осуществить служение не может. Причины бывают разными. Например, если применено старое название города (скажем, екатеринадарский епископ вместо краснодарский - это, конечно, образно). Либо город может находиться на территории, где не исповедуют православие.

Однако далеко не все ориентируются в различиях этих должностей. В источниках можно встретить разные примеры употребления. Главное, что титулярный епископ приблизил появление викариев, стал их прообразом.

На Руси функцию викария сперва выполняли наместники-миряне и пресвитеры, но потом стали назначать епископов

На Руси проблему с местным церковным управлением решали по-разному. Распространение получили два варианта:

в этом году был утвержден институт викариев

  • назначали наместника в сане пресвитера;
  • избирали наместника из знати, то есть мирянина.

Прообразами викариев можно назвать епископов, которые помогали митрополитам. Например, таковым был святитель Алексий. Он не имел своей епархии, но участвовал в управлении областью, где руководил митрополит Феогност.

Решающим шагом к утверждению института викариев в 1698 году стало решение святейшего патриарха Адриана и Петра I назначить помощника киевскому митрополиту Варлааму - епископа Захарию Корниловича. Ни Пётр I, ни патриарх Адриан не возражали. Однако помощник назывался не викарий, а коадъютор.

1-го викария Руси назначали с разрешения Петра I, называлась должность «коадъютор».

Сделали это из-за проблем со здоровьем тогдашнего митрополита.

В 1708 году впервые учреждена должность викария при митрополите Новгородском и Великолукском Иове. Им стал Архимандрит Иоиль Вязьмитянин. Принадлежал этот викарий, соответственно, к Новгородской епархии. Постепенно назначать викариев позволили в любой епархии, которая финансово могла это себе позволить. Однако шли на этот шаг лишь крупнейшие из них.

Повсеместное распространение викарии получили во второй половине XIX века.

После революции викарии обрели нынешний статус, сегодня они могут участвовать в Поместных и Архиерейских Соборах

После революции викарии ещё не имели должностных инструкций. Задачи и функции таких священников определялись на местах. Другими словами, они выполняли то, что требовал правящий архиерей.

Поэтому в разных местах викарии занимались не похожими друг на друга поручениями. Кто-то контролировал работу церковноприходских школ, кто-то следил за работой свечного завода.

Викариям определили в ведение часть епархии.

Именно в этот период Поместный Собор воплотил в жизнь идею, которая ждала своего часа целое десятилетие, - определил в ведение викариев части епархий.

Если прежде викария рассматривали исключительно как исполнителя, а управление чем-либо - его возможной задачей, то теперь ему для работы обязательно определяли часть епархии.

Этот ход позволял расширять влияние русской православной Церкви. Каждое викариантство потенциально могло преобразоваться в полноценную епархию. Но идею не удалось осуществить из-за гонений на Церковь.

В итоге викарии так не приобрели самостоятельный статус и до сих пор осуществляют «полусамостоятельное» управление, а также выполняют поручения правящих архиереев.


Сегодня в русской православной Церкви викарии входят в состав Поместного Собора и Архиерейского собора. Викарный епископ имеет право голоса на Архиерейском Соборе, если он соответствует какому-либо из требований:

  • глава синодального учреждения;
  • глава духовной академии;
  • имеет каноническую юрисдикцию над какими-либо приходами (управляющие приходами в США, Канаде или Китае).

Викарий имеет много обязанностей: от ведения переписки до помощи архиерею в управлении епархией

Сегодня православный викарий выполняет следующие обязанности:

  • отчитывается в епархию о финансовой жизни вверенной ему части епархии;
  • решет конфликты и рассматривает жалобы;
  • составляет графики отпусков клира и передаёт их в епархию;
  • отстраняет от должности клириков за проступки;
  • обращается в епархию с предложениями об открытии новых монастырей или приходов;
  • выдвигает кандидатуры для рукоположения, но сам не может посвящать;
  • даёт рекомендации для поступления в духовную семинарию или духовную академию;
  • может направить клириков на срок до месяца на временное служение в храм;
  • несёт ответственность за уровень образования всех работников храма, обязуется направлять их на обучение, если это необходимо;
  • сообщает в епархию, если считает, что какого-то приходского священника или иных служителей прохода нужно наградить;
  • контролирует исполнение распоряжений епархиального архиерея;
  • ведёт корреспонденцию от лица вверенного ему приходу, отвечает на письменные и иные виды запросов;
  • по мере необходимости участвует в богослужениях;
  • посещает монастыри и приходы на вверенной ему территории. Периодически совершает в них службы;
  • согласует с епархией вопросы назначения кандидатов на различные должности в приходе;
  • несёт уголовную, административную и церковную ответственность за свои действия, либо невыполнение должностных обязательств;
  • иными способами помогает в управлении епархиальному епископу.

Викарный епископ не может сам принять решение о рукоположении.

Необходимо благословение того архиерея, которому викарий помогает в управлении его епархией.

Викарии могут участвовать в Соборах, куда допускают клириков и мирян. Но в ряде православных церквей (Сербской, Американской и т.д.) им запрещено посещать архиерейские Соборы.

Викарием может быть не только епископ, но и архиепископ, и даже митрополит

В русской православной Церкви есть традиция давать викарному епископу титул одного города. А вот епархиальные архиереи могут иметь в титуле названия нескольких областей и населённых пунктов.

Даже митрополит может быть викарием.

При этом викарий - не всегда просто епископ. Его сан никак не влияет на должность. Среди викариев вполне могут встречаться следующие представители высшего духовенства:

  • епископы;
  • архиепископы;
  • митрополиты.

Перечислять все кафедры викарных епископов в России бессмысленно. Эта информация быстро устаревает, поскольку каждый день могут назначить нового викария или упразднить старую должность.

Викарии есть и в других православных Церквях

Викарии есть не только в русской православной Церкви. Они встречаются и в других православных конфессиях: в Грузинской, в Сербской, в Американской, в Болгарской и т.д. Не всегда их называют викарными епископами. Например, в Александрийской православной Церкви функцию викария выполняет титулярный епископ.

Но в разных странах в отношении викариев могут действовать особые правила, чуть отличающиеся от того, что описано в этой статье.

В протестантской церкви викарий - помощник священника.

У католиков викарий - это и помощник священника или епископ без епархии, помогающий епархиальному епископу.

Также слово викарий употребляется в других значениях. Например, викарий - титул Римского папы, который по каноническому праву - заместитель Христа.

[лат. vicarius букв.-заместитель], церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора; в РПЦ и нек-рых др. правосл. Церквах - должность помощника правящего епархиального архиерея, к-рая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией.

Первоначально слово vicarius как адм. термин стало употребляться в сфере гос. управления Римской империи. При имп. св. равноап. Константине I Великом империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом имперские столицы Рим и Нов. Рим - К-поль не входили в префектуры. В свою очередь префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал неск. провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория (praefectus praetorio), а правитель диоцеза назывался В., по-гречески - экзархом (ἔξαρχος). В., как и вышестоящий префект, назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, В. терял какую бы то ни было власть в нем. Тем самым полномочия В. приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с др.- всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица, префекта, исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До известной степени аналогичный характер имеют и полномочия В. в Церкви, в т. ч. и викарного епископа.

Отдаленными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι). Неокесарийский Собор именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов» (прав. 14). В IV в. хорепископы, зависящие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в селах). Антиохийский Собор права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ» (прав. 10). Древние хорепископы, как видно, в отличие от викарных епископов нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чем, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов; как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; ср. Васил. 89).

Уже в сер. IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни Церкви. Лаодикийский Собор запретил ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града» (прав. 57). Периодевтами становились только пресвитеры. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в нек-рых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий - титулярные епископы , к-рые послужили ближайшим прообразом викарных епископов.

Институт викарных епископов неизвестен Др. Руси, хотя древнерус. архиереи часто имели наместников, к-рые обладали адм. и судебной властью в значительных городах епархии, где они представляли правящего епископа. Первоначально наместники обыкновенно были в пресвитерском сане, а начиная с XIV в., когда при епископах состояли в значительном числе служилые бояре и боярские дети, наместники часто назначались из этой среды, т. е. миряне. В известной степени подобные наместники напоминают институт В., сложившийся уже к этому времени в католич. Церкви.

Кроме того, при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Так, свт. Алексий при жизни св. митр. Феогноста, именуясь еп. Владимирским, не имел своей епархии, но был помощником первоиерарха.

С 1454 г. епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и неофициально называвшиеся Крутицкими, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей областью . Но прямыми предшественниками викарных епископов они считаться не могут, поскольку за ними оставалась их Сарская и Подонская епархия с ее немногочисленными приходами в Диком поле и иных местах, где посреди мусульм. большинства сохранялось еще правосл. население. По учреждении Московского Патриаршества они стали носить титул митрополитов Крутицких.

В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1).

В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.

В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях.

Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

Викарные епископы в правосл. Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой.

Прот. Владислав Цыпин

Термин «викарий» получил широкое распространение в католич. Церкви еще в эпоху средневековья. С т. зр. правосл. экклезиологии не имеет никаких оснований тот факт, что среди титулов главы Римско-католической Церкви, папы, есть «викарий Христа» (vicarius Jesu Christi - СIС 331), часто переводимый как «наместник Христа», а по тому смыслу, к-рый вкладывается в этот титул католич. богословием и каноническим правом,- «заместитель Христа». Эта должность принадлежит ему как преемнику апостола Петра, «князя апостолов» на языке традиц. католич. экклезиологии.

Термин «викарий» употреблялся на Западе уже в древней Церкви как наименование должности заместителя, или представителя, папы, епископа Рима. «Апостолические викарии» (vicarii apostolici) именуются также «прирожденными легатами» (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата. Такие В. назначались папами со 2-й пол. IV в. (Naz R . Vicaire apostolique. Col. 1481). Они наделялись высшими правительственными полномочиями в области своей юрисдикции, в частности по созыву Соборов, по судебному рассмотрению тяжб между епископами, по принятию апелляций. Папскими В. и одновременно прирожденными легатами были архиепископы Арелатский в Галлии, Севильский в Испании, Фессалоникийский в Иллирике (до VIII в., когда Иллирик с Фессалоникой был передан в иконоборческую эпоху из юрисдикции Римских пап в юрисдикцию К-польских Патриархов). Институт апостолических В. в определенной мере аналогичен институту экзархов в Вост. Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию .

В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem).

Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (СIС 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств.

В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви.

Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в.

Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение.

В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

Викарные епископы в католич. Церкви назначаются папой либо по его собственному усмотрению, когда в этом возникает необходимость, либо по просьбе диоцезального епископа. Чаще всего викарные епископы назначаются в общирные еп-ства, в отдельных случаях также ввиду преклонных лет или болезни правящего епископа.

В позднее средневековье и в Новое время, когда ряд епископов, особенно в Германии, обладали гос. суверенитетом, причем на территориях, необязательно совпадающих с областью их церковной юрисдикции, таковыми епископами обыкновенно поставлялись выходцы из феодальной аристократии, и, как правило, они не получали епископской хиротонии, иными словами, обладая церковно-правительственной властью (potestas jurisdictionis) в своем еп-стве, не обладали властью совершать священнодействия (jura ordinis). В таком случае в еп-ство не получившего хиротонии епископа-князя назначался викарный епископ, к-рый и совершал богослужения, рукополагал пресвитеров. Отсюда характерное наименование викарных епископов в Германии в ту эпоху - Weihbischof (посвященный епископ, т. е. епископ, имеющий хиротонию). Исчезновение института не имевших хиротонии епископов относится уже к новейшему периоду и может быть поставлено в связь с упразднением церковных гос-в в Зап. Европе, за исключением Папской обл. , при Наполеоне.

Викарные епископы именуются либо епископами-помощниками (episcopus auxiliaris), либо епископами-коадъюторами (episcopus coadiutor) (CIC 403. 2). Различие в их статусе заключается в том, что коадъютор обыкновенно поставляется в случае преклонных лет или болезни правящего епископа и в отличие от епископа-помощника он обычно имеет право на преемство правящему диоцезальному епископу (cum jure successionis). При освобождении кафедры правящего епископа коадъютор автоматически становится правящим епископом, а епископ-помощник в аналогичном случае сохраняет только ту власть, к-рой он пользовался, когда кафедра была занята (CIC 409. 1). «Епископ-коадъютор и епископ-помощник,- согласно действующему Кодексу канонического права католич. Церкви,- помогают диоцезальному епископу во всем управлении диоцезом и замещают его в его отсутствие или при наличии для него препятствий» (CIC 405. 2).

Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1).

Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович . С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру.

Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов.

Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

«В силу самoй должности генеральный викарий во всем диоцезе располагает исполнительной властью (potestas executiva), по праву принадлежащей диоцезному Епископу, а именно властью издавать все административные акты - за исключением тех, что Епископ сохранил за самим собой, а также тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа» (CIC 479. 1). Генеральные и епископские В. рассматриваются юридически как одна инстанция с диоцезальным епископом, поэтому апелляции на их действия подаются не диоцезальному епископу, а в вышестоящую инстанцию - архиепископу, по отношению к к-рому диоцезальный епископ является суффраганом (CIC 1438. 1).

В католич. Церкви термин «викарий» употребляется также применительно к главе т. н. деканата, т. е. округа, состоящего из неск. приходов, подобного благочинническим округам Русской Православной Церкви. Декан, или vicarius foraneus, именуется также архипресвитером. Он назначается правящим епископом с учетом мнения духовенства деканата на определенный срок. В своем деканате vicarius foraneus поддерживает и координирует совместную пастырскую деятельность, следит за тем, чтобы клирики вели жизнь, подобающую их сану, заботится о совершении богослужения в соответствии с литургическими предписаниями, наблюдает за правильным ведением приходской документации и целесообразным распоряжением церковным имуществом.

Помощников или заместителей могут иметь и настоятели приходов. Институт приходского В. появился в XII в. (Р. Штригл) в силу целого ряда обстоятельств. Нередко настоятелями приходов становились, в качестве юридических лиц, аббатства и капитулы (это явление, получившее название «инкорпорации» приходов, возникло еще в X в. и все больше распространялось вплоть до конца средневековья). Вместе с тем на должность приходского настоятеля порой назначались лица, освобожденные от обязанности постоянно проживать в своих приходах (т. о. за счет приходских доходов обеспечивалось, в частности, содержание клирикам, занятым на адм. должностях в папской курии или королевской канцелярии). Наконец, несмотря на неоднократные запрещения, сохранялась практика соединения в руках одного настоятеля неск. приходов. Во всех подобных случаях появлялась необходимость найти В., к-рый на деле исполнял бы пастырские обязанности. Викариатские должности бывали как пожизненные (vicarius perpetuus), так и временные, или смещаемые (vicarius temporalis, amovabilis). Права и обязанности В., как и размер полагающегося ему содержания, определялись договором, к-рый он заключал с номинальным настоятелем прихода. Общее право Церкви на протяжении средневековья оставляло их отношения почти без всякого внимания.

В ср. века в обширных приходах, особенно в городах, для помощи приходскому настоятелю могли назначаться др. священники. Эта должность называлась в разных местах по-разному: socii sacerdotes, adjutores, suffraganei и проч.- к В. они не причислялись.

Кодекс канонического права 1917 г. (Can. 471-478) объединял под понятием приходского В. (vicarius paroecialis) лицо, замещающее настоятеля прихода в его отсутствие или, если он не мог исполнять свои обязанности (vicarius substitutus, adiutor и др.), и помощника настоятеля (vicarius cooperator). В ныне действующем Кодексе название «приходский викарий» сохранено только за последней должностью (CIC 545-552). В. может осуществлять пастырское служение как в пределах всего прихода, так и в определенной его части или же в отношении особой группы прихожан. Назначение на должность производится епархиальным епископом. Права и обязанности приходского В. определяются помимо общецерковного права уставом еп-ства и мандатом настоятеля прихода. В приходе может быть один или неск. приходских В.

Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций . Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров.

Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000.

Лит.: Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н . С . Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R . A . R . A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E . L"origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R . Pfarrvikar // LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R . Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr. // DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И ., пресв . Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

Прот. Владислав Цыпин, А. В. Бусыгин

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ().

I. Общие положения

I.1. Викариатство епархии Русской Православной Церкви (далее — «викариатство») является каноническим подразделением епархии Русской Православной Церкви (далее — «епархия»), объединяющим одно либо несколько благочиний епархии.

I.2. Викариатство не имеет прав юридического лица.

I.3. Викариатство осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), уставом епархии, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, решениями Священного Синода, указами и распоряжениями епархиального архиерея и настоящим Положением.

I.4. Викариатство соблюдает законодательство страны пребывания.

II. Управление викариатством

II.1. Епархиальному архиерею принадлежит высшая власть по управлению викариатством.

Викарный архиерей управляет викариатством по делегированию полномочий от епархиального архиерея.

III. Викарный архиерей (викарий)

III.1. Викарный архиерей назначается на должность (освобождается от должности) по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода.

Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются настоящим Положением, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея.

Также в помощь епархиальному архиерею могут назначаться викарные архиереи, не управляющие викариатствами. Полномочия таковых определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея.

III.2. Титул викарного архиерея устанавливается определением Священного Синода. Викарный архиерей епархии города Москвы именуется: «имя, сан, титул , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»; викарный архиерей иной епархии именуется: «имя, сан, титул , викарий именование епархии».

III.3. Викарный архиерей по должности является членом епархиального совета и епархиального собрания епархии с правом решающего голоса.

III.4. Имя викарного архиерея возносится на богослужениях в главном храме города, по которому он титулуется, после имени епархиального архиерея по формуле «и господина Преосвященного сан, (титул,) имярек ».

III.5. Викарный архиерей имеет собственный бланк и личную печать, образцы которых утверждаются епархиальным архиереем.

III.6. Викарный архиерей, управляющий викариатством:

а) осуществляет контроль за исполнением указов и распоряжений епархиального архиерея;

б) составляет отзывы на обращения руководителей канонических подразделений викариатства на имя епархиального архиерея по вопросам, которые, согласно уставам канонических подразделений, требуют согласования (благословения) или утверждения епархиального архиерея;

в) посещает приходы, епархиальные монастыри и другие канонические подразделения викариатства и совершает в них богослужения;

г) осуществляет контроль за деятельностью благочиний, приходов, епархиальных монастырей и иных канонических подразделений викариатства;

д) представляет епархиальному архиерею предложения, касающиеся назначения и перемещения клириков, назначения или отстранения от должности председателей приходских советов приходов викариатства;

е) направляет со своим отзывом епархиальному архиерею представляемые Советом викариатства кандидатуры к рукоположению в священный сан, а также к поступлению в духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви;

ж) направляет со своим отзывом епархиальному архиерею рапорты наместников, игуменов и игумений монастырей, входящих в состав викариатства, о монашеских постригах и о принятии в число насельников (насельниц) монастыря;

з) представляет на рассмотрение епархиального архиерея предложения по учреждению приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства, а также по вопросам изменения состава приходских собраний и приходских советов приходов викариатства;

и) своим распоряжением командирует в случае необходимости клириков викариатства для временного служения в другом приходе на срок не более месяца;

к) для временного служения в другом приходе на более длительный срок командирует клириков на основании указаний епархиального архиерея;

л) несет ответственность за повышение образовательного уровня духовенства и церковных работников викариатства, в том числе проводит пастырские семинары;

м) представляет на рассмотрение епархиального архиерея должным образом мотивированные предложения о награждении церковными наградами клириков и мирян приходов, епархиальных монастырей и других канонических подразделений викариатства;

н) утверждает график отпусков клириков канонических подразделений викариатства и представляет его в епархиальное управление не позднее 1 января текущего года;

примечание : график отпусков должен быть согласован с календарем общеепархиальных мероприятий и дежурств благочиний на общеепархиальных послушаниях, предоставляемым епархиальным управлением викарному архиерею не позднее 1 декабря предшествующего календарного года;

о) визирует прошения об отпусках, представляемые клириками викариатства на основании утвержденного графика;

п) благословляет краткосрочные отпуска по исключительным обстоятельствам, а также паломнические поездки клириков канонических подразделений викариатства продолжительностью не более 10 дней, при условии нахождения таковым клирикам полноценной замены, в случае их вызова на общеепархиальные мероприятия или послушания;

р) рассматривает жалобы на должностных лиц канонических подразделений викариатства и разрешает возникающие недоразумения, если они не требуют формального церковного судопроизводства;

с) налагает наказания на клириков без запрещения их в священнослужении, или с запрещением в служении сроком не более недели, в случае совершении ими единичных не злонамеренных (или по небрежности) проступков против церковного благочиния; о подобных случаях информирует епархиального архиерея;

т) в случае необходимости формального церковного судопроизводства по поступающим жалобам или возникающим недоразумениям, а также в тех случаях, когда, по его мнению, требуется наложение канонического прещения на клирика, докладывает о том епархиальному архиерею;

у) в случае вопиющего нарушения церковной дисциплины клириком или должностным лицом канонического подразделения викариатства временно отстраняет от служения или от исполнения должностных обязанностей данное лицо и в недельный срок (а в случае отсутствия епархиального архиерея из епархии — с учетом времени его отсутствия) докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им окончательного решения;

ф) при необходимости участвует в приходских собраниях, либо направляет своего представителя для участия в них;

х) представляет со своим отзывом на утверждение епархиальному архиерею протоколы приходских собраний приходов викариатства;

ц) контролирует соблюдение в пределах викариатства финансовой дисциплины и принимает меры по исправлению выявленных нарушений, а в случае грубых нарушений — докладывает о том епархиальному архиерею;

ч) представляет годовой отчет о деятельности приходов викариатства епархиальному архиерею.

III.7. Для осуществления своей деятельности викарный архиерей:

а) созывает собрание священнослужителей викариатства;

б) создает совет и службу делопроизводства викариатства.

Собрание священнослужителей викариатства и совет викариатства являются совещательными органами при викарном архиерее.

Без согласия викарного архиерея, а в вопросах, подлежащих компетенции епархиального архиерея — без его согласия, ни одно решение собрания викариатства или совета викариатства не может быть проведено в жизнь.

IV. Собрание священнослужителей викариатства

IV.1. Собрание священнослужителей викариатства состоит из священнослужителей всех канонических подразделений викариатства, не запрещенных в священнослужении и не привлеченных к ответственности церковным судом.

IV.2. Собрание священнослужителей викариатства:

а) избирает духовника викариатства;

б) избирает по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в викариатство, в состав совета викариатства;

в) рассматривает и обсуждает годовой отчет о деятельности приходов викариатства;

г) определяет основные направления деятельности викариатства;

д) принимает штатное расписание секретариата викариатства;

е) определяет каноническое подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) будут включены сотрудники секретариата викариатства и заботится о материальном обеспечении деятельности структур викариатства;

ж) во взаимодействии с профильными епархиальными подразделениями рассматривает вопросы богослужебной деятельности приходов викариатства;

з) рассматривает иные вопросы, переданные на изучение общего собрания священнослужителей викариатства епархиальным или викарным архиереем.

IV.3. Заседания собрания священнослужителей викариатства проводятся под председательством викарного архиерея по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Заседания собрания священнослужителей викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея.

Кворум заседания составляет не менее 2/3 священнослужителей, входящих в состав собрания.

Решения собрания священнослужителей викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании священнослужителей, входящих в состав собрания. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Решения собрания священнослужителей викариатства фиксируются в протоколах собрания, которые подписываются председательствующим и секретарем. Секретарь собрания священнослужителей викариатства избирается собранием по представлению председательствующего.

Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем.

V. Совет викариатства

V.1. В совет викариатства входят:

а) викарный архиерей;

б) благочинные благочиний, входящих в состав викариатства;

в) духовник викариатства;

г) по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в состав викариатства по избранию собрания священнослужителей викариатства;

д) по усмотрению викарного архиерея — до трех клириков, компетенция которых делает необходимым их участие в совете.

Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея.

Состав совета викариатства утверждается епархиальным архиереем.

V.2. Совет викариатства:

а) рассматривает вопросы пастырской, богослужебной, духовно-просветительской, образовательной, социальной, молодежной, миссионерской, дисциплинарной, административной, финансово-хозяйственной деятельности канонических подразделений викариатства;

в) представляет на рассмотрение епархиального архиерея кандидатов к рукоположению в священный сан или к хиротесии во чтеца;

примечание: ставленнические дела, рассмотренные советом викариатства и снабженные отзывом викария (пункт (е) статьи III.7 настоящего Положения), представляются непосредственно епархиальному архиерею, без дополнительного рассмотрения епархиальным советом или иными органами епархиального управления, за исключением тех случаев, когда епархиальный архиерей сочтет необходимым запросить отзыв таковых органов;

г) во взаимодействии с епархиальной попечительской комиссией имеет попечение о нуждающихся священнослужителях (в том числе заштатных), работниках канонических подразделений викариатства, а также состоящих на покое священнослужителях викариатства;

д) во взаимодействии с епархиальной ревизионной комиссией наблюдает за деятельностью приходских советов;

е) во взаимодействии с епархиальным судом и епархиальной дисциплинарной комиссией рассматривает вопросы церковной дисциплины клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства;

ж) представляет епархиальному архиерею предложения по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением имуществом канонических подразделений викариатства;

з) в пределах викариатства обсуждает планы строительства, капитального ремонта и реставрации храмов с последующим направлением заключений епархиальному архиерею;

и) организует обучение сотрудников приходов викариатства и наблюдает за деятельностью этих сотрудников;

к) осуществляет практическую помощь викарному архиерею в осуществлении решений органов иерархического управления Русской Православной Церкви.

V.3. Заседания совета викариатства проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год, под председательством викарного архиерея.

Заседания совета викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея. Кворум заседания составляет не менее 2/3 членов совета викариатства.

Решения совета викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета викариатства. При равенстве голосов, голос председательствующего является решающим.

Решения совета викариатства фиксируются в протоколах совета викариатства, которые подписываются председательствующим и секретарем совета викариатства.

Решения совета викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем.

V.4. Члены совета викариатства осуществляют свою деятельность в совете викариатства на безвозмездной основе.

VI. Секретариат викариатства

VI.1. Руководитель секретариата викариатства подчиняется викарному архиерею и назначается им на должность.

VI.2. В состав секретариата викариатства могут входить:

а) делопроизводитель;

б) сотрудник викариатства по правовым вопросам;

в) бухгалтер;

г) сотрудник по делам строительства и реставрации;

д) сотрудник по религиозному образованию и катехизации;

е) сотрудник по миссионерской деятельности на приходах;

ж) сотрудник по работе с молодежью;

з) сотрудник по благотворительности и социальному служению;

и) иные сотрудники, необходимые для осуществления поставленных перед викариатством задач.

VI.3. Каноническое подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) включаются сотрудники аппарата викариатства, определяется (определяются) распоряжением викарного архиерея на основании решения собрания священнослужителей викариатства, утвержденного епархиальным архиереем.

VI.4. Документооборот канонических подразделений викариатства с епархиальным управлением осуществляется через секретариат викариатства.

Рапорты и прошения клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства, поступившие в секретариат викариатства, но требующие решения епархиального архиерея, направляются в епархиальное управления через секретариат викариатства, при необходимости — с отзывом викарного архиерея.

Копии указов и распоряжений епархиального архиерея, касающихся

    открытия или закрытия приходов викариатства;

    назначения и перемещения клириков викариатства, а также их награждения или наложения на них прещений;

    назначения или отстранения от должности председателей приходских советов приходов викариатства;

    утверждения графика отпусков клириков викариатства

— сообщаются епархиальной канцелярией викарному архиерею, а также секретарю епархии.

Копии распоряжений викарного архиерея

    о предоставлении клирику викариатства краткосрочного отпуска по исключительным обстоятельствам;

    о наложении на клирика викариатства прещений или краткосрочного запрещения в служении

— направляются секретариатом викариатства епархиальному архиерею.

VI.5. Профильные сотрудники викариатства координируют деятельность соответствующих сотрудников канонических подразделений викариатства.

довольно много служителей, имеющих особые чины, простому человеку, без разъяснения непонятные. Одна из таких церковных должностей - викарий, упоминаемый чаще в католичестве, нежели в православии.

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора - архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности - у викария не может быть своей епархии.

Викарий — должность в православной церкви, приравниваемая к заместителю священнослужителя

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой , в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Читайте о служителях церкви:

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности - замещение основного служителя.

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Обязанности

Как один из важных духовных чинов, викарий имеет довольно много обязанностей, связанных с его служением в том или ином приходе. К ним относят:

  • Помощь архиерею в управлении епархией.
  • Контроль исполнения указов и распоряжений архиерея.
  • Составление отзывов (либо других письменных документов), служащих ответом руководителям других приходов епархии, адресованных главным образом архиерею и согласованных по окончании составления с ним же.

В обязанности викария входит помощь священнику во время проведения богослужений и других священнодействий

  • Посещение приходов, монастырей своей епархии и совершение в них богослужений.
  • Контроль деятельности монастырей, церковных приходов.
  • Предоставление епархии и архиерею предложений, касающихся назначения или, наоборот, отстранения от должности клириков и председателей советов прихода.
  • Выдвигает кандидатуры к рукоположению в сан.
  • Рекомендует к поступлению в образовательные учреждения Русской православной церкви.
  • Выдвигает предложения об организации церковных приходов, монастырей.
  • Направляет клириков для временного служения в храм сроком не более чем на месяц.
  • Отвечает за образовательный уровень всех духовников, в том числе и работников церкви, направляет их на обучение и проводит обучающие семинары сам.
  • Предлагает к рассмотрению епархии предложение о награде служителей приходов и монастырей.
  • Отвечает за составления графика отпусков служителей и представляет его в епархиальное ведомство ежегодно.
  • Принимает на рассмотрение жалобы на духовных служителей и разрешает возникающие конфликты.
  • Отвечает за финансовые моменты прихода, представляя отчеты в епархию.

Значение

Исходя из обязанностей викария, можно сделать вывод о том, что без его участия не решаются какие бы то ни было вопросы, касающиеся приходского духовенства епархии.