Как шолохов относится к григорию мелехову. Сочинение — анализ Григория Мелехова

Этот богатый образ воплотил в себе лихую бездумную юность казацкую и мудрость прожитой жизни, преисполненной страданиями и бедами страшного времени перемен.

Образ Григория Мелехова

Григория Мелехова у Шолохова можно смело назвать последним свободным человеком. Свободным по любым общечеловеческим меркам.

Шолохов намеренно не сделал из Мелехова большевика, несмотря на то, что роман был написан в ту эпоху, когда кощунственной была сама мысль о безнравственности большевизма.

И, тем не менее, читатель сочувствует Григорию даже в тот момент, когда он удирает на повозке со смертельно раненой Аксиньей от красноармейцев. Читатель желает Григорию спасения, а не победы большевикам.

Григорий - это честный, трудолюбивый, бесстрашный, доверчивый и бескорыстный человек, бунтарь. Его бунтарство проявляется еще в ранней молодости, когда он с мрачной решимостью, ради любви к Аксинье - замужней женщине - идет на разрыв со своей семьей.

Ему хватает решимости не устрашиться ни общественного мнения, ни осуждения хуторян. Он не терпит насмешки и снисходительности от казаков. Перечит матери и отцу. Он уверен в своих чувствах, его поступками руководит лишь любовь, которая кажется Григорию, несмотря ни на что, единственной ценностью в жизни, а значит, и оправдывает его решения.

Необходимо обладать огромной смелостью, чтобы жить вразрез с мнением большинства, жить своей головой и сердцем, не побояться остаться отвергнутым семьей и обществом. На подобное способен лишь настоящий мужчина, лишь настоящий человек-борец. Гнев отца, презрение хуторян - Григорию все нипочём. С той же отвагой он перепрыгивает через плетень, чтобы защитить любимую Аксинью от чугунных мужниных кулаков.

Мелехов и Аксинья

В отношениях с Аксиньей происходит становление Григория Мелехова как мужчины. Из лихого молодого парня, с горячей казацкой кровью, он превращается в верного и любящего мужчину-защитника.

В самом начале романа, когда Григорий лишь добивается Аксиньи, создается впечатление, что на дальнейшую судьбу этой женщины, репутацию которой он погубил своей юношеской страстью, ему совершенно наплевать. Он об этом даже говорит своей любимой. «Сучка не захочет - кобель не вскочит», - говорит Аксинье Григорий и тут же багровеет при мысли, которая ошпарила его, словно кипятком, когда он увидел слезы в глазах женщины: «Лежачего вдарил».

То, что сам Григорий поначалу воспринимал как обыкновенную похоть, оказалось любовью, которую он пронесет через всю жизнь, и эта женщина окажется не его полюбовницей, а станет неофициальной женой. Ради Аксиньи Григорий бросит и отца, и мать, и молодую жену Наталью. Ради Аксиньи он пойдет наниматься на работу вместо того, чтобы богатеть на собственном хозяйстве. Отдаст предпочтение чужому дому вместо родного.

Несомненно, это безумство заслуживает уважения, так как говорит о невероятной честности этого человека. Григорий не способен жить во лжи. Он не может притворяться и жить так, как ему велят другие. Он не лжет и жене своей. Он не лжет, когда ищет истину у «белых» и у «красных». Он живет. Григорий живет свою собственную жизнь, сам плетен нить своей судьбы и по-другому он не умеет.

Мелехов и Наталья

Отношения с женой Натальей у Григория пропитаны трагизмом, как и вся его жизнь. Он женился на той, которую не любил, и не надеялся полюбить. Трагизм их отношений в том, что и своей жене Григорий не мог лгать. С Натальей он холоден, он равнодушен. пишет, что Григорий по обязанности ласкал молодую жену, пытался горячить ее молодой любовной ретивостью, но с ее стороны встречал лишь покорность.

И тогда вспоминались Григорию исступленные потемневшие от любви зрачки Аксиньи, и понимал он, что не жить ему с леденистой Натальей. Не сможет он. Да не люблю я тебя, Наталья! - в сердцах как-то обмолвится Григорий и сам тотчас поймет - нет, и впрямь не любит. Впоследствии Григорий научится жалеть жену. Особенно после ее попытки самоубийства, но полюбить не сможет до конца ее жизни.

Мелехов и гражданская война

Григорий Мелехов - это правдоискатель. Именно поэтому в романе Шолохов изобразил его как человека мечущегося. Он честен, и потому вправе требовать честности от других. Большевики обещали равенство, что не будет более ни бедных, ни богатых. Однако в жизни ничего не изменилось. Взводный, по-прежнему, в хромовых сапогах, а вот «ванёк» и по сей день в обмотках.

Григорий вначале попадает к белым, затем к красным. Но создается впечатление, что индивидуализм чужд и Шолохову, и его герою. Роман был написан в эпоху, когда быть «отщепенцем» и быть на стороне казака-хозяйственника было смертельно опасно. Поэтому Шолохов описывает метания Мелехова во время Гражданской войны как метания человека заблудившегося.

Григорий вызывает не осуждение, а сострадание и симпатию. В романе Григорий обретает подобие душевного равновесия и нравственную устойчивость лишь после недолгого пребывания у «красных». По-другому Шолохов и не мог написать.

Судьба Григория Мелехова

В течение 10 лет, на протяжении которых развивается действие романа, судьба Григория Мелехова исполнена трагедий. Жить во время войн и политических перемен - уже само по себе испытание. А оставаться человеком в эти времена - подчас непосильная задача. Можно сказать, что Григорий, потеряв Аксинью, потеряв жену, брата, родню и друзей - сумел сохранить в себе человечность, остался собой, не изменил присущей ему честности.

Актеры, сыгравшие Мелехова в фильмах «Тихий Дон»

В экранизации романа Сергея Герасимова (1957) на роль Григория был утвержден Петр Глебов. В фильме Сергея Бондарчука (1990-91гг.) роль Григория досталась британскому актеру Руперту Эверетту. В новом сериале, снятом по книге Сергея Урсуляка Григория Мелехова сыграл Евгений Ткачук.

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Григорий Мелехов

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ - герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута некоторой переработке. Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. в Париже была издана с предисловием А.Солженицына книга анонимного автора (псевдоним - D*) «Стремя «Тихого Дона»». В ней автор пытается текстологически обосновать эту точку зрения. В 1978 г. на Международном конгрессе славистов в Загребе были доложены результаты исследовательской работы группы скандинавских славистов во главе с профессором Г.Хотео: проведенные ими текстологические анализы подтвердили авторство М.А.Шолохова (материалы опубликованы в сборнике ««Тихий Дон», уроки романа», 1979).

Прототип Г.М., по словам Шолохова, «горбоносый», как и Г.М., казак с хутора Базки (станица Вешенская) Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой Г.М. Исследователи, отмечая, что «образ Г.М. настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», полагают прототипом Г.М. одного из братьев Дроздовых - Алексея, жителя хутора Плеша-ков. В ранних произведениях Шолохова встречается имя Григорий - «Пастух» (1925), «Коловерть» (1925), «Путь-дороженька» (1925). Эти тезки Г.М. являются носителями идеологии «новой жизни» и гибнут от руки ее врагов.

Г.М. - образ типичнейшего представителя социального слоя донских казаков-крестьян начала XX века. Главное в нем - глубокая привязанность к дому и земледельческому труду. Это сочетается с понятием воинской чести: Г.М. - отважный и умелый воин, заслуживший во время первой мировой войны чин офицера. Он вобрал в себя лучшие черты русского национального характера: открытость, прямодушие, глубокую внутреннюю нравственность, отсутствие сословной спеси и холодного расчета. Это импульсивная, благородная натура с обостренным чувством чести.

После выхода романа одни критики снисходительно причисляли создателя образа Г.М. к бытописателям «узкой казачьей темы», другие требовали от Г.М. «пролетарского сознания», третьи обвиняли автора в защите «кулацкого быта». В.Гоффеншерер в 1939 г. первый высказал мнение, что Г.М. - герой ни положительный, ни отрицательный, что в его образе сконцентрировалась крестьянская проблема с характерными для ее носителя противоречиями между чертами хозяина и человека труда.

Г.М. - центральный герой исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в начале XX»Шв., - первая мировая война, события 1917г., гражданская война и победа советской власти. Поведение Г.М., захваченного потоком этих событий, диктует социально-психологический облик той среды, представителем которой он является. Г.М., коренной донской казак, хлебороб, горячий патриот края, лишенный стремления завоевывать и властвовать, по понятиям времени появления романа в печати является «крестьянином-середняком». Как профессиональный воин он представляет из себя интерес для враждующих сил, но преследует только свои крестьянские сословные цели. Ему чужды понятия любой дисциплины, кроме той, которая существует в его казацком воинском подразделении. Полный Георгиевский кавалер в первую мировую войну, во время гражданской войны он мечется от одной сражающейся стороны к другой, в конце концов приходя к выводу, что «ученые люди» «спутали» трудовой народ. Потеряв все, он не может оставить родную землю и приходит к единственно дорогому для него - отчему дому, обретая надежду на продолжение жизни в сыне.

Г.М. олицетворяет тип благородного героя, сочетающего воинскую доблесть с душевной тонкостью и способностью глубоко чувствовать. Трагизм отношений с любимой женщиной Аксиньей заключается для него в невозможности привести их союз в согласие с принятыми в его среде морально-нравственными установками, что делает его изгоем и отрывает от единственно приемлемого для него образа жизни. Трагизм его любви усугубляется низким социальным положением и происходящими социально-политическими потрясениями. Г.М. - главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии. Образ Г.М., «мужика-хлебороба в мундире» (по выражению А.Серафимовича), образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.

Лит.: Дайреджиев Б.Л. О «Тихом Доне». М., 1962; Калинин А.В. Время «Тихого Дона». М., 1975; Се-манов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. М., 1977; Кузнецова Н.Т., Баштанник B.C. У истоков «Тихого Дона» // «Тихий Дон»: уроки романа. Рос-тов-на-Дону, 1979; Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона». М., 1987.

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».

В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.

Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.

Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.

В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.

Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.

От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.

Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.

Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.

После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.

Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.

Тест по произведению

(1905 - 1984)

1. Личность писателя.

2. «Донские рассказы».

3. Роман-эпопея «Тихий Дон». Образ Г. Мелехова в оценке критики. Проблема авторства «Тихого Дона». Поэтика романа.

4. «Поднятая целина».

5. «Судьба человека».

Имя Михаила Александровича Шолохова оказалось горячей точкой в литературе второй половины ХХ столетия. Высказывались самые противоречивые мнения по поводу созданных им произведений, поднимался вопрос об авторстве, и время от времени он обострялся. О характере полемики вокруг его творчества можно судить по многочисленным статьям и монографиям. Суммируя полемику, следует сказать, что здесь много недоразумений и противоречий. Шолохов – крупнейший писатель XX в., наиболее авторитетный художник слова.

М. А. Шолохов родился в1905 г., по некоторым сведениям в 1900 г. Отец, уроженец Рязанской губернии, разночинец, мать из крестьян. Он начал учиться в Каргинском церковноприходском училище, продолжил обучение в гимназии, в годы гражданской войны оставил ее. С 14 лет воевал на стороне красных, был членом продотряда. Все кровопролитные события на «тихом» Дону были пережиты Шолоховым до восемнадцати лет - он не только все видел, но во многом участвовал, несколько раз был на краю смерти (никакой возраст не даёт опыта такой эмоциональной силы).

В октябре 1922 года Михаил Шолохов уехал в Москву. Путь в литературу был нелегким. Он работал грузчиком, каменщиком, служил счетоводом. Тогда-то, по его словам, и появилась «настоящая тяга к литературной работе». С 1923 года Шолохов начал посещать собрания литературной группы «Молодая гвардия», вёл знакомство с молодыми писателями - Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Юрием Либединским и др., пробовал себя в жанрах фельетона, рассказа. Он упорно занимался литературой. Пребывание в Москве было для Шолохова плодотворным. Однако он был прочно связан со своей малой родиной. В конце 1923 года Михаил Шолохов уехал на Дон, где обвенчался с Марией Петровной Громославской, а в следующем году они приехали в Москву, где он продолжает творческую работу.

2. Творчество М.А. Шолохова начинается «Донскими рассказами» (1926) -8 рассказов («Родинка», «Коловерть», «Бахчевник» и др.). Одновременно выходит сборник рассказов «Лазоревая степь», в который вошли 12 рассказов («Лазоревая степь», «Нахаленок» и др.). Главным в этих сборниках является изображение острых классовых и социальных конфликтов. Случается так, что в этих ранних рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» и др.) брат выступает против брата, сын – против отца, муж казнит жену. Гражданская война, особенно на Дону и на Кубани, протекала очень трагически, унесла много жизней – этот драматизм мы обнаруживаем и в «Тихом Доне». В ранних произведениях Шолохова ощущается сила этих конфликтов, и конфликт социальный прорастал в семейный. Автору «Донских рассказов» ставили в вину «психоз ненависти», нравственную «глухоту», «романтику расстрела», возведение в культ насилия. Но так ли это?



Лучшим произведения М.А. Шолохова присуща не только историческая, но и психологическая правда: правда характеров и поступков. Таких рассказов немного, но они есть, например, «Чужая кровь». Здесь не только изображен острый конфликт времени, а также раскрывается и психология личности, и вместе с тем автор прослеживает смену одного настроения другим (речь идет о настроении старика Гаврилы). Шолохов изобразил гражданскую войну на Дону как войну кровавую, братоубийственную, в которой рушились даже самые близкие, родственные связи. В рассказе «Жеребенок» чувствуются философские раздумья писателя о том, как противоестественна война, кровь, гибель людей по сравнению с красотой и гармонией природы. И жеребенок воспринимается как кусочек природы, неотъемлемая часть мирной жизни.

«Донские рассказы» с точки зрения фактического материала, осмысления основного конфликта времени, художественного мастерства были подступом к теме «Тихого Дона». Своеобразие стиля молодого Шолохова проявилось в сочетании драматизма и лиризма, в изображении пейзажа. Природа у Шолохова-художника очеловечена, она наполнена грустью и тревогой. В рассказе «Родинка» впервые появляется поэтический образ темного солнца, который в «Тихом Доне» станет символом трагедии Григория Мелехова. Образ Дона в рассказах становится символом Родины, а в эпопее будет главным идейным стержнем. Рассказы М. Шолохова были значительным этапом его творчества.

В 1924 году Шолохов возвращается на родину и навсегда поселился в станице Вёшенской, чтобы постоянно видеть Дон, слушать шум его волн, вдыхать степные запахи, жить среди народа.

3. Роман-эпопея «Тихий Дон» создавался с 1926 по 1940 год. Первая книга появилась в 1928 году, последняя – в 1940г. Первая книга «Тихого Дона» (первоначальное название «Донщина») была закончена весной 1927 года, а вторая – осенью. После их публикации в журнале «Октябрь» (1928,№ 1 – 10) стало ясно, что в литературу вошел писатель мирового значения. М. Горький отмечал, что «Шолохов, судя по первому тому, талантлив…», а А.В. Луначарский назвал еще не законченный роман «произведением исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы».

Третью книгу «Тихого Дона» начали печатать в 1929 году (работа над ней шла с 1929 по 1931 год), но публикацию несколько раз приостанавливали – критики РАППа обвиняли писателя в оправдании контрреволюционного Верхне-Донского восстания казаков, о котором шла речь в этой части эпопеи. Ему предлагали идеологическую корректировку событий, на что автор не шел. Шолохов стремился показать трагедию каждой из противостоящих сторон в Гражданской войне. Приходилось М. Шолохову оправдываться и за идейные «шатания» главного героя: «Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется».

По жанру «Тихий Дон» принадлежал к новому типу исторического романса. Центральная проблема – поиска личностью своего местав меняющемся мире. Сюжет исполнен драматизма. В романе переплетается множество сюжетных линий, через развитие которых преломляется основной социально – исторический конфликт произведения. Внесюжетными элементами являются авторские отступления, лирические пейзажи. Масштабное воссоздание эпохальной жизни народа, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб персонажей (более 700) определяют жанровое своеобразие – полифонию голосов, несущих свою правду понимания мира. Экспозиция: завязка любовной интриги и завязка социального конфликта – взаимосвязь и взаимообусловленность сюжетной линии.

Структура эпопеи – четыре книги. Действие в первой книге (части первая, вторая и третья) начинается с 1912 по 1914 годы, в ней описывается быт казачества и на первый план выдвигается семья Мелеховых, представлено формирование характера главного героя; действие второй книги (части четвертая и пятая) начинается в 1916 и заканчивается в мае 1918 года, ее содержание: Первая империалистическая война и революция. В третьей книге (часть шестая) в центре Верхне-Донской мятеж, гражданская война, судьбы Григория, Натальи, Аксиньи; книга четвертая (части седьмая и восьмая) – картина разрушения налаженной веками жизни. Действие заканчивается в 1922 году, когда на Дону отгремела гражданская война.

Одной из характерных особенностей романа-эпопеи является обращение писателя к быту людей, изображению семьи, традиций и т. д. В «Тихом Доне» Шолохов рассказывает о взаимоотношениях в семье, о том, как под одной крышей мирно уживались три семьи. В самостоятельные сцены превращаются картины покоса, ловли рыбы. Шолохов повествует о народных обычаях. Во всех деталях выписана сцена сватовства, женитьба Григория Мелехова. Автор с близкого расстояния повествует об отношениях соседей (Мелеховых и Астаховых), взаимоотношениях в хуторе. В 1-й и 2-й частях романа, где особенно заметен интерес к быту, обнаруживаются черты народного характера.

Изображение быта позволяет М. Шолохову затронуть наиболее глубокие проблемы – проблемы расслоения общества, обнаружить серьезные конфликты. Рассказывая о хуторе Татарском, Шолохов как бы мельком заметит, что семь лет воюют друг с другом соседи. Автор обращает внимание и на то, что хутор неоднозначно отнесся к приходу Штокмана. Одни восстали, враждебно отнеслись к нему, но среди хуторян есть те, кто готовы слушать эти вечерние беседы.

По-особому воспринимаются взаимоотношения между семьями Мелеховых и Коршуновых. Пантелей Прокофьевич Мелехов знает себе цену и пытается сохранить свое лицо в любой ситуации. Но нельзя не обратить внимания на ту робость, которую он испытывает в доме Коршуновых, когда выступает в качестве свата (Мелехов догадывается, что он не ровня богатому хозяину Коршунову). Следует отметить и своеобразный зачин, вставную новеллу об отце Пантелея Прокофьевича, о его трагической судьбе. Этот рассказ является своеобразным прологом к судьбе Григория.

Обращаясь к быту, Шолохов подводит читателя к выводу, что донское общество было не столь уж едино в своих настроениях, что Дон начинали раздирать противоречия. Здесь Шолохов расходится с буржуазной историографией, которая доказывает, что на Дону не было почвы для противоречий, а донское казачество было вольным и зажиточным, не знало крепостничества, и в дальнейшем делался вывод, что революция на Дону – явление не органическое, что не Дон пришел к революции, а революция – на Дон. Поэтому восстание 1919 году объясняется тем, что революция была навязана со стороны, и в 1919 Дон защищал свою свободу. Так главной задумкой Шолохова было создание правдивого образа народа в переломную эпоху.

Народный характер обнаруживает себя в особом трудолюбии Натальи, Григория, Пантелея Прокофьевича. Григорий в самую грустную минуту скажет, что единственное, с чем связана его мысль, это – крестьянские заботы, а все остальное надоело. Рисуя портрет Натальи, Шолохов обращает внимание читателя на «большие, раздавленные работой руки». Образ народа и черты его обнаруживаются в неистовстве Пантелея Прокофьевича, в гордости Аксиньи, в материнской мудрости Ильиничны. Шолохову первостепенно было не только создать образ из отдельных штрихов, зарисовок, а ему важно отношение самого народа к происходящим событиям: империалистической и гражданской войнам, революции, общественно-политическим переменам на Дону. Об империалистической войне речь идет даже тогда, когда хутор прощается с молодыми казаками, идущими в армию. Тут слышится тоскливое горестное «сегодня день кормит, хлеб созрел – надо убирать». О войне спорят офицеры, но Шолохову важно показать восприятие рядовых, тех, кто на передней линии фронта. Народная среда рождает и Михаила Кошевого, который, в отличие от Григория, принял правду большевиков, а потому готов за идею мстить и убивать бывших друзей.

Итак, в конце 1926 года Михаил Шолохов начал свою главную книгу - «Тихий Дон». Поездки по донским хуторам, беседы со старожилами, работа в архивах Ростова – «материал и природа», как говорил писатель, были под руками.

ОбразГригория Мелехова соединяет частный мир семьи, дома и огромный земной мир. Григорий Мелехов привлекает читателя глубокой народностью и самобытностью. С детства в нем воспитывалась любовь к земле, природе, животному миру. Как-то случайно на покосе он порезал косой дикого утенка и страдает от этого. Автор наделяет его такими чертами характера: диковат, у него неуемный темперамент, вместе с тем чуток, наблюдателен. Григорий – это волевая натура (на скачках на джигитовке снял первый приз), был красив и статен. Его уважали за любовь к хозяйству, работе. В начале повествования он девятнадцатилетний юноша. Ради своей цели он идет напролом: полюбил жену соседа Аксинью, с ее «порочной красотой», «охаживал ее с бугаиной настойчивостью…», сломал все преграды на пути к ней. Женили не по своей воле, и Григорий не захотел смириться с этим. Он не может идти против себя. Наталья ему не мила: «Не люблю я тебя, Наташка». Не в силах побороть страсть к Аксинье, вместе с ней Григорий уходит из дома. Невиданное дело - вольный казак идет батраком к пану Лесницкому.

Юным отцом, своенравным, слушающимся не обычаев, а своего сердца,- он уходит на службу, попадает на войну. Всем существом своим Григорий сопротивлялся лжи, насилию, несправедливости. Тяжело переживает он свой первый бой, чудится ему «австриец», которого срубил. «Я зараз утомился душой». Он не просто действует, но задумывается о причинах происходящего. Григорий Мелехов становится свидетелем того, как погибает Силантьев, «видел, как он падал, обнимая голубую даль...». Бессмысленность войны порождает определенные настроения у казачества, негативное отношение к войне. Вместе с тем Григорий сумел и на войне сохранить достоинство человека – с поля боя помогает выбраться мужу Аксиньи - раненному Степану Астахову, пытается защитить служанку Франю от озверевших казаков, обличает Чубатова за бессмысленный расстрел пленного австрийца, но и он ожесточается, перестает понимать границы добра и зла, теряет способность ощущать счастье.

Григорий встречается на своем жизненном пути как с вымышленными автором героями, так и с теми, у кого есть реальные исторические прототипы – Позняковым, Буденным, императорской семьей. Его бесконечные метания приводят к любимой женщине, к родному дому, детям. Личностными чертами Григория являются духовные искания и глубина переживаний.

У Григория не было ровных и гладких дорог. В 1917 году Григорий Мелехов решает, как ему поступить: вернуться домой на Дон или пойти с красными. Он, ориентируясь на настроения казачества, в начале 1918 года воюет на стороне красных и получает звание полковника. Возвративших на хутор, он ощущает душевный разлад. Опять встал вопрос: «К кому же прислониться?». Григорий снова оказывается поневоле в другом лагере. Жестокость становится страшной нормой. Не выдержав, снова возвращается домой, «седой наполовину». И снова вступает в Красную Армию, где он командует эскадроном. Потом выбор пал в пользу «мирной жизни», но в станице его преследуют как «беляка, офицера казачьего». Григорий попадает в банду Фомина, но не выдерживает бессмысленной жестокости, уходит из банды дезертиров, бежит, чтобы начать новую жизнь.

Любовь к Аксинье Астаховой, трудную и грешную, Григорий пронесет через всю жизнь. Их любовь выдержала немало испытаний: страсть, измены и бесконечные разлуки. Когда Григорий и Аксинья уже казалось бы соединились после долгих мучений (бегут вместе из хутора), произошла трагедия – шальная пуля отняла от него самое дорогое ему существо: «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что могло только случиться в его жизни, - уже случилось...». Григорий теряет свою Аксинью уже навсегда, а с ней привязанность к жизни, надежду. Похоронив любимую женщину, он «поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». «Черный диск солнца» - поэтический образ монументальной силы, подчеркивает страшную утрату.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено. Григорий возвращается на стремя Тихого Дона в момент наступающей весны, в «иглистый ледок» бросает оружие и патроны и еще издали замечает сына Мишатку. «Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

– Сынок…сынок…Это было все, что осталось у него в жизни».

Конец романа имеет философское звучание. Финал символизирует не только расставание с прошлым, но и идею продолжения жизни. Михаил Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься.

Одной из особенностей «Тихого Дона» является отношение Шолохова к народной судьбе и личности. Поэтому автор выделил яркого представителя народа – Григория Мелехова. Г.Мелехов представляет собой народ, народное отношение к правде и жестокости, к войне, к жизни. Бесспорно, что образ Мелехова – великое художественное открытие М.Шолохова. Это наиболее сложный образ в литературе.

Образ Г. Мелехова в оценке критики. Начиная с 1940 года, со времени выхода романа, в литературной критике велись достаточно острые споры об образе Григория Мелехова. Наметилось как бы два направления в оценке героя. В первом случае исследователи (Л. Якименко и др.) делали акцент на том, что Григорий постепенно расходится со своим народом и превращается в «отщепенца», что Мелехов на этом пути расхождения постепенно утрачивает те привлекательные качества натуры, которые у него есть вначале. В работах 1940-х – 1950-х годов этот образ трактовался со знаком минус.

Вторая концепция, сформировавшаяся в 1960-е годы, «снимала» вину с Мелехова. В. Ковалев выступил против критиков, считавших, что Шолохов занят главным образом обличением слабых сторон народного характера, был против теории отщепенства. Ф.Бирюков полемизировал с теми, кто видел в романе нарушение исторической правды (Якименко, Гура и другие) - это касалось эпизода самосуда Подтелкова над Черенцовым. По мнению Бирюкова, Шолохов следовал правде истории и разрушал лишь прямолинейные схемы врагов революции. В «Тихом Доне» отражена вся сложность жизни, когда субъективная честность могла обернуться предательством перед народом (Каледин) и когда беспринципность руководителя бросала тень на коммунистов (Подтелков). А.Бритиков призывал не упрощать органическую социальную двойственность главного героя «Тихого Дона».

Трагедия Мелехова всецело объяснялась как историческое заблуждение, и делался вывод о трагической судьбе человека. Авторы, разделяющие эту концепцию, Хватов, Бирюков, Петелин, при определенном отличии между ними, делали акцент на обстоятельстве, толкнувшем героя на этот путь, на путь поступления Григория в банду Фомина и доказывали, что Григорий не одиночка, не отщепенец, и не вина, если крестьянин-труженик не мог разобраться в происходящем. Григорий Мелехов в поисках правды стал на грани двух начал, отрицая оба их, так и не поняв, что третьего не дано.

О противоречивости характера шолоховского героя говорил Щербина, а Метченко назвал Г.Мелехова «художественным типом эпохи». В конечном итоге литературоведами делается вывод о трагичности героя.

В настоящее время наивным было бы анализировать аргументы Л.Якименко и тех, кто пытался доказать, что Григорий разошелся с народом – они неубедительны. Те, кто говорил об отщепенстве, обращали внимание на трагический финал главного героя. В этом, конечно, есть смысл, но и трагедия. Григорий Мелехов свидетельствует о том, что писатель ставит перед своим героем высокие требования, и в то же время говорит об ответственности за совершенное преступление, и все же финал подводит к выводу о доверии автора своему герою. Для того, чтобы понять суть трагедии Мелехова, необходимо уяснить отношение автора к этому образу, и которое нельзя подменять (как делал Якименко) отношением к кому бы то ни было из героев. Отношение Шолохова к Г.Мелехову возникает на пересечении взглядов на Григория других действующих лиц: матери, Натальи, Аксиньи, Кошевого, Штокмана и др.

Конечно, мы берем во внимание представление о Григории большевика Кошевого, но и учитываем отношение к Григорию его матери. Неслучайно Ильинична среди других детей выделяла младшенького. В романе есть великолепная сцена, которая воспринимается глазами Аксиньи: мать перед смертью хочет встретиться именно с Григорием.

Правда проявляется и в сочувствии Григорию, и в его осуждении, мере требовательности и мере доверия. Трагизм образа видится в том, что он – человек определенного жизненного опыта и ему трудно понять во имя чего жертвы, страдания. Он не приемлет этих страданий и поэтому ищет свою правду то у красных, то у белых, но стремится идти своей дорогой. В такой ситуации нельзя объяснить противоречия героя социальным положением.

Метания Григория Мелехова объясняются сложностью его положения, противоречивостью времени и тем, что человек, знавший только крестьянское дело, не в состоянии был разобраться в этих событиях, не мог определиться «куда плыть». Его метания - «не вина, а беда его» (С.И. Шешуков). И вместе с тем, Григорий Мелехов современный человек, и выбор жизненного пути налагает ответственность за совершенные им поступки. Судьба Мелехова показывает, что народ воевал и на стороне красных, и белых» (П.Палиевский). Метания Григория – это не только личные противоречия, но и противоречия бытия.

Следует подчеркнуть, что преемственность в художественной литературе проявилась в том, что в национальных литературах создавались характеры (по типу Григория Мелехова), где диалектически сложно соединились разные оттенки борьбы добра со злом, трагические метания. Например, образ Казгирея Матханова у Алима Кешокова. Роднит героев и единство с народом.

Роман «Тихий Дон» автор не сводит к образу Григория Мелехова. Особый смысл в романе несут женские образы – в них продолжение традиций русской классической литературы. У каждой из них свой неповторимый мир, свои страдания и радости, своя боль души. Шолохов на новом историческом этапе показывает собирательный образ русской женщины. Несправедливо будет выводить характеристику отдельных героинь или противопоставлять одну другой.Образы Шолохова, как женские, так и мужские, имеют всемирно-историческое значение.

Одним из проявлений героического становятся принципы изображения Шолоховым народа, человека из народа. Народ автор раскрывает в типичных чертах и не показывает подвига народа ни в несправедливой империалистической войне, ни в белоказачьем восстании, «бесславной войне против русского народа». В этом писательская концепция подвига, героизма.

Проблема авторства «Тихого Дона». Почему авторство романа Михаила Шолохова подверглось сомнению? Впервые слухи и намеки, что автор воспользовался чужой рукописью, возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь» опубликовал первые две книги «Тихого Дона» - они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность.

Изумление, а за ним подозрение вызвал возраст автора – Михаилу Шолохову к моменту публикации первой книги «Тихого Дона» было всего двадцать два года, а вторую он закончил в двадцать три. Казалось, откуда у совсем молодого человека такая зрелость суждений и такое блестящее владение литературной формой? Принять этот феномен не могли. Возникла версия о некоем белом офицере, который якобы на дорогах Гражданской войны написал и затем потерял рукопись книги, а Шолохов нашел и «присвоил». Была создана специальная комиссия, куда Михаил Шолохов, должен был представить черновики «Тихого Дона». Когда он их представил, подозрения тут же рассеялись.

В 1965 году, после присуждения Михаилу Шолохову Нобелевской премии, старые слухи всплыли. Однако главным аргументом «плагиата» Шолохова выдвигалось отсутствие рукописи «Тихого Дона», которая была утрачена во время Великой Отечественной войны.

Интерес к проблеме позже был подогрет книгой И. Томашевской, «Стремя Тихого Дона», выступившей под псевдонимом Д* (Париж, 1974), с предисловием и послесловием Александра Солженицына, книгой Роя Медведева (1975), журнальными статьями. Прокатилась волна соответствующих публикаций по страницам российской периодики и во времена перестроечных «сенсаций».

Книга «Кто написал «Тихий Дон»? (Проблема авторства «Тихого Дона»).-М., 1989) - перевод издания 1982 г. труда коллектива шведско-норвежской исследовательской группы: Г.Хьесто, С.Густавссон и др., которым был проведен компьютерный анализ исследования художественного текста в зарубежном вычислительном центре (так как Шолохов – лауреат Нобелевской премии). Анализу подвергалась авторская речь Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы») и казацкого писателя Федора Крюкова. Ученые в данной работе привели результаты своего анализа: таблицы, схемы и т. д. и пришли к следующему выводу, что у Шолохова и Крюкова разная структура словаря, частотность словоупотребления, длина предложения, то есть стиль Ф. Крюкова совершенно отличен от М.Шолохова, а Шолохов пишет поразительно похоже на автора «Тихого Дона». Таким образом, конкретно доказывается авторство «Тихого Дона». На данном этапе этот вопрос был приостановлен и больше не вызывал прежних дискуссий.

В 1999 году в Москве была обнаружена в одной из редакций рукопись «Тихого Дона». 4 декабря 1999 года «Российская газета» опубликовала статью директора Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) Феликса Кузнецова «Кто держал Михаила Шолохова в заложниках?». В ней сообщалось, что ИМЛИ удалось разыскать и приобрести считавшиеся утерянными рукописи первой и второй книг «Тихого Дона»: «В рукописи 885 страниц. Из них 605 написаны рукой М.А. Шолохова, 280 страниц переписаны набело рукой жены писателя Марии Петровны Шолоховой и, видимо, ее сестер; многие из этих страниц содержат правку М. А. Шолохова. Страницы, написанные рукой М. А. Шолохова, включают в себя черновики, варианты и беловые страницы, а также наброски и вставки к тем или иным частям текста».