Разговорник абхазии. Абхазия

Бадрак Авидзба, Sputnik.

Сохранение и развитие абхазского языка с учетом опасности его исчезновения - главная задача Госкомитета по государственной языковой политике, сказала эксперт-методист Ада Кварчелия.

Как сохраняют язык

"Международный день родного языка сегодня в полной мере относится к абхазскому языку, потому что абхазский язык, к сожалению, находится в списке исчезающих языков. Комитет по языковой политике целенаправленно выбрал основным направлением развитие и сохранение языка", — сказала специалист.

Основное направление для сохранения и развития языка - информационное поле, заметила она.

"Это телевидение и все технические ресурсы, которые мы можем использовать. Это, конечно, сложно, это дорогостоящие проекты, но тем не менее такие начинания есть, в первую очередь мультфильмы на абхазском языке, которые направлены на изучение языка", — отметила Кварчелия.

© Sputnik / Томас Тхайцук

"Учебная литература готовится по современным методикам, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня", — сообщила Кварчелия.

Специалист отметила, что у желающего изучить абхазский язык есть для этого возможность.

"Существуют различные методические пособия, причем мы их разрабатываем по уровням, есть первый элементарный уровень. То есть человек, который абсолютно не знает языка и хочет выучить, он может это сделать", — подчеркнула Кварчелия.

Эксперт-методист сказала, что приобрести учебные пособия можно практически во всех книжных магазинах республики. При этом она подчеркнула, что по существующей практике, больший успех в изучении абхазского языка достигается при непосредственной работе с преподавателем.

Курсы обучения абхазского языка

Эксперт-методист рассказала, что Госкомитет по государственной языковой политике организовал курсы обучения абхазскому языку.

"Мы всячески делаем доступным изучение абхазского языка, для того чтобы это было удобно. Участниками курса могут стать все желающие изучить абхазский язык, курсы организованы в армянской школе № 9 в Сухуме. Люди могут обратиться к нам, на сайте Госкомитета есть все контакты", — подчеркнула она. Курсы изучения абхазского языка бесплатные, сообщила Ада Кварчелия.

© Sputnik / Томас Тхайцук

"Абхазский язык, конечно, непростой, но тем не менее любой язык можно выучить. При всей сложности китайского языка количество не говорящих на китайском и изучающих его не уменьшается. Их не останавливает, что китайский язык сложный, просто есть вызовы сегодняшнего дня, есть потребность в этом языке, потому его изучают", — сказала Кварчелия.

Специалист также отметила, что роль гаджетов в изучении абхазского языка имеет немаловажное значение.

"Исходя из того, что роль различных гаджетов в жизни людей возрастает, их использование для развития языка — важная задача. Это часть нашей жизни. Безусловно, это для нас приоритетное направление. Абхазский язык также может развиваться в ногу со временем", — сказала она.

Абхазский язык в гаджетах

Учитывая то, что гаджеты, в особенности телефоны, стали неотъемлемой частью современного человека, важность использования современных технологий в развитии языка трудно переоценить.
Изучение любого языка начинается со словаря, для того чтобы современный человек мог начать учить абхазский язык или же закрепить свои знания, в декабре 2017 года вышло приложение "Русско-абхазский словарь" на платформе IOS, спустя месяц подобное приложение вышло и для платформы Android.

Приложение разработано по инициативе движения "Послы доброй воли Абхазии" и Госкомитета по языковой политике. "Русско-абхазский словарь" содержит 72 тысячи слов и словосочетаний. Приложение разработано на основе "Русско-абхазского" словаря, изданного известными учеными Борисом Джонуа и Владимиром Касландзия.

Международный день родного языка (International Mother Language Day) был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Грамматика. Личные местоимения единственного числа.

Работа с лексикой.

Мшыбзи"а! Добрый день!
Мы приступаем к уроку 2.

В абхазском языке нет родов, а есть классы: класс одушевленных (человека) ; и класс неодушевленных . К классу одушевленных относится только человек! Вся остальная живая и неживая природа относится к классу неодушевленных. Класс одушевленных подразделяется на подкласс женщин и подкласс мужчин .
Личные местоимения абхазского языка имеют как полную, так и краткую формы.

Личные местоимения единственного числа класса одушевленных (человека)

Напоминаем, что скобки указывают на необязательность элемента в них находящихся.

Новые слова и выражения (с элементами спряжения).

Посторайтесь запомнить их!

ацара" (неопределенная форма глагола) идти; уходить.

Чтобы легче было запомнить спряжения разберемся со структурой абхазского глагола.

а-ца-ра - а- префикс общей (словарной) формы, ца- корень, -ра - суффикс. При спряжения префикс а- и суффикс -ра отпадают.

Сара сцоит - я иду. Здесь глагол сцо"ит состоят из с(а) - я, ц(а) - корень «идти», -оит - суффикс настоящего времени.

сара" сцо"ит - я иду
бара" бцо"ит - ты (женщина) идешь
уара" уцо"ит - ты (мужчина) идешь
иара" дцо"ит - он идет
лара" дцо"ит - она идет

Обратите внимание на то, как в глаголах отражаются лица:
с ара" с цо"ит, у ара" у цо"ит, б ара" б цо"ит.

Функцию спряжения берут на себя показатели лица.

абара" - видеть, увидеть
с ара" из бо"ит - я вижу
б ара" иб бо"ит - ты (жен) видишь
у ара" иу бо"ит - ты (муж) видишь
и ара" (и)и бо"ит - он видит
л ара" ил бо"ит - она видит

агара" - брать, взять; уводить; уносить
с ара" из го"ит - я беру
б ара" иб го"ит - ты (жен) берешь
у ара" иу го"ит - ты (муж) берешь
и ара" (и)и го"ит - он берет
л ара" ил го"ит - она берет

Личный префикс и III лица единственного числа часто выпадает, поэтому, даже когда его нет, мы будем давать его в скобках, чтобы облегчить Вам перевод.
Перед звонкими согласными показатель первого лица с(а) переходит в звонкое з(а), напр., из гоит (ис гоит «беру»).

Запомните эти слова!

ацара" - идти, уходить, отправляться. Сара" сцо"ит - Я иду.
аара" - прийти; прибыть. Бара" баауе"ит - Ты (жен) приходишь.
абара" - видеть. Лара" илбо"ит - Она видит.
агара" - брать, взять; уводить; уносить. Иара" (и)иго"ит - Он берет.
ара" (абра") - здесь, тут.
ана" - там.
бзи"а абара" - любить. Сара" бзи"а бызбо"ит - Я люблю тебя (жен). Сара" бзи"а узбо"ит - Я люблю тебя (муж). Сара" сан бзи"а дызбо"ит - Я люблю свою мать
анхара" - жить, проживать. Лара" ара" дынхо"ит - Она здесь живет. Иара" ана" дынхо"ит - Он живет там.
ау"сура - работа
амшы"н - море. Сара" амшы"н ахь сцо"ит - Я иду на море.

Упражнение 1
К каждому местоимению в левой колонке нужно подобрать соответсвующий по форме глагол из правой. Попробуйте это сделать!

Образец:

Спряжение глагола: Настоящее и прошедшее время глагола.

Продолжаем изучать абхазский алфавит. Новые буквы и звуки. (ҧ, ҭ)

Работа с лексикой.

Грамматика. Временные формы.

В абхазском языке имеются известные Вам из русского алфавита звуки и буквы п и т . Но наряду с ними есть и их придыхательные варианты ҧ и ҭ .
Произносите их вслед за диктором! У Вас это обязательно получится!

Пҧ; пҧ
ҧа, ҧы, ҧи, ҧе, ҧу
тҭ; тҭ
ҭа, ҭе, ҭи, ҭо, ҭу, ҭы

Новые слова и выражения.

А"иҧшра (е"иҧшра) - быть похожим. Сара" дсе"иҧшуп. - Похож на меня. Наа"ла дле"иҧшуп - Похож на Наалу. Иара диеиҧшуп - Похож на него.
аҧша" а"сра - дуть (о ветре). Ара" аҧша" а"суеит - Здесь дует ветер.
а"ҧсуа - абхаз. Сара" саҧсу"оуп* - Я абхаз.
Аҧсны" - Абхазия. Сара" саҧсу"оуп, Аҧсны сынхо"ит - Я абхаз, живу в Абхазии.
аҧшра" - смотреть. Сара" сыҧшуе"ит - Я смотрю. Иара" дыҧшуе"ит - Он смотрит. Лара" дыҧшуе"ит - Она смотрит. Лара" иара" иахь дыҧшуе"ит - Она смотрит на него (в его сторону).
аҧха" - теплый. Иахьа амш ҧхо"уп - Сегодня теплый день.
а"ҧхьара - читать. Сара" са"ҧхьоит. Иара" да"ҧхьоит. Иара" агазе"ҭ да"ҧхьоит.
уи - он, она, тот, та (указательное местоимение). Уи амшы"н ахь дыҧшу"еит - Он(а) смотрит на море.
а"ҭара - давать. Иу"сҭоит - Я тебе (муж) даю. Ибы"сҭоит - Я тебе (жен) даю. Исы"лҭоит - Она мне дает. Иу"иҭоит - Он тебе дает. Иҭ! - Отдай ему!
аҧа"ра - деньги. Ка"ма, А"хра аҧа"ра иҭ! - Кама, дай деньги Ахре!
аҭахра" - хотеть, желать. Сара" исҭаху"п - Я желаю, хочу. Бара" ибҭаху"ма? - Ты (жен) желаешь? Иара (и)иҭаху"ма - Он хочет, желает?
иҭабу"п - спасибо.
а"ццакра - спешить. Наа"ла дыццакуе"ит - Наа"ла спешит. Уара" уццакуа"ма - Ты (муж) спешишь?
абри" (ари") - этот, это, эта.
аҭы"ҧ - место. Ари" аҭы"ҧ бзи"оуп - Это место хорошее.
а"ҧхьа - впереди, спереди; сначала; в начале. Сара" са"ҧхьа - Передо мной.

* Примечание. В слове саҧсу"оуп мы имеем в действительности форму саҧсы"уоуп, однако, по существующему правилу, ы в соседстве со звуками у , ы не пишется.

Упражнение 1

Было бы полезно выучить все тексты наизусть!
А пока прочитайте и переведите данный текст на русский язык.

Мшыбзи"а Ка"ма!
Бзи"а бба"аит Наа"ла!
Ка"ма А"хра ау"сура дца"ма?
Мап! Дыбба"р бҭаху"ма? Баа"и! А"хра ана" ау"с иу"еит. Уи" бзи"а ибо"ит ара" ау"сура.
Иҭабу"п Ка"ма, А"хра ана" дызбо"ит. А"хра иа"н дле"иҧшуп.
Баа"и Наа"ла!
Мап, Ка"ма, сара" сыццакуе"ит, абри" аҧа"ра А"хра иҭ.
Ибзи"оуп Наа"ла!
Иҭабу"п Ка"ма! Абзи"араз!
Абзи"араз Наа"ла!
(Ответы)

А теперь немного грамматики.

Познакомимся с наиболее употребительными временными формами абхазского языка.

Настоящее время в динамических и статических глаголах образуется по-разному:

Настоящее время (статических глаголов) -уп .

Сгы"лоуп - стою, бгы"лоуп - ты (ж) стоишь, угы"лоуп - ты (м) стоишь и т.д.
Исы"моуп - (я) имею, ибы"моуп - ты (ж) имеешь, иу"моуп - ты (м) имеешь.

Если корень слова заканчивается на гласный звук а , то а+уп=оуп , если же на согласный или на гласный ы то о отсутствует.
ара сгылоуп (сгыла+ауп) - я здесь (нахожусь); сара исҭаху"п (исҭах+уп) - я хочу.

Настоящее время (динамических гл-голов) образуется при помощи суффикса -оит // -уеит .

Изго"ит - беру, ибго"ит - ты (ж) берешь, иуго"ит - ты (м) берешь; Сара аус зуеит - Я работаю.

Данная временная форма может использоваться (как и в русском языке) для передачи значения будущего времени.
Иахьа" изго"ит - сегодня возьму, заберу. Нас изго"ит - потом возьму, заберу.

Как определить какую форму глагола настоящего времени использовать?

Если в значении глагола нет значения процесса или движения, то глагол статичен и мы используем суффикс -уп .
сгы"лоуп - стою; исҭаху"п - я хочу; ибы"моуп - ты (ж) имеешь.

Если же в значении глагола имеется процесс или движение, то мы имеем динами-ческий глагол, и используем суффикс -оит // -уеит .
иугоит - ты (м) берешь; Иара аус иуеит - Он работает.

Прошедшее совершенное время образуется при помощи суффикса -ит . Изгеит - я взял. Исфе"ит - я съел.

Если корень глагола заканчивается на гласную а , то а + суффикс прошедшего совершенного времени -ит дает -еит .
Не спутайте с суффиксом настоящего времени -уеит//-оит!

Сочетания аи и иа в абхазском часто переходят в сочетания еи , ие или в звук е . Например, аи ҧшра - быть похожим, но длеи ҧшуп - похож(а) на нее. Ахреи Наалеи (Ахраи Наалаи ) - Ахра и Наала.

Сочетание ау , уа и ауа часто переходят в сочетания уо , оу или же гласную о . Изго ит < изгауа ит - беру.

Теперь Вы знакомы с тремя формами времени абхазского глагола. Попробуйте применить Ваши знания в данном упражнении.

Упражнение 2
Переведите на русский язык.

Сара сыҧшуе"т амшы"н ахь. Сара амшы"н ахь сыҧши"т. Иахьа" (и)хьҭо"уп, аҧша" а"суеит. Наа"ла иахьа даауеит. Сара иара аҧара исҭеит. Ахра иара иахь дыҧшуеит. Сара агазеҭ саҧхьоит. Сара агазеҭ саҧхьеит. Наала ахьҭа дакит. Ала аҭыҧ ахь ицеит.
(Ответы)

Упражнение 3
Составьте предложения из этих слов в настоящем и прошедшем времени.

1. Сара; ахь; ацара; амшын. 2. Абри; аҭара; Ахра; аҧара. 3. Ала; аҧшра; ахь; сара. 4. Ара; аҧша асра. 5. Сара; аус; бзиа абара. 6. Лара; аццакра. 7. Уи ана анхара. 8. Дамеи; аҧара; аагара.
(Ответы)

Упражнение 4
Переведите на абхазский язык.

Дует ветер. Он читает газету. Наала дает деньги Ахре. Я сцоит. Сегодня холодно. Я работаю. Тали похожа на Ахру.
(Ответы)

Упражнение 5
Восстановите правильную связь. Аналогичные задания Вы уже делали.

(Ответы)

Упражнение 6
Отметьте предложение, которое произносит диктор.

Упражнение 7
Вставьте пропущенные буквы.
Умение правильно поставить показатели личных местоимений в глаголе будет свидетельствовать о том, что Вы усвоили пройденный материал!

Образец: Сара и..згоит - Сара изгоит.
Сара и..ҭахуп \ ..аҧхьоит
Уара и..ҭахуп \ ..аҧхьоит
Бара и..ҭахуп \ ..аҧхьоит
Иара и..ҭахуп \ ..аҧхьоит
Лара и..ҭахуп \ ..аҧхьоит
(Ответы)

Полезные выражения, запомните их!
- Иахьа амш бзиоуп.
- Ааи, иахьа амш бзиоуп, иҧхарроуп.
- Сегодня хорошая погода.
- Да, сегодня хорошая погода, тепло.
- Иахьа (и)хьҭоуп, аҧша асуеит.
- Ааи, ихьҭоуп, сара ахьҭа сакит.
- Сегодня холодно, дует ветер.
- Да, холодно, я озяб(ла).

Абхазский язык - один из древнейших языков мира. Его оформление в самостоятельный началось в недрах праабхазо-адыгского языка, после распада которого абхазский развивается самостоятельно. В доисторическое время древнеабхазский язык дробился на множество диалектов, представлявших язык родственных племен.

В первых веках новой эры устанавливается относительное единство древнеабхазского языка. Это единство обусловлено объединением в княжества, а затем в единое феодальное государство, что, безусловно, способствовало формированию древней абхазской народности, развитию надплеменного языка, устной народной поэзии, возникновению официально-деловой речи, используемой при решении межплеменных, межфеодальных, а затем государственных вопросов и в судопроизводстве.

Древнеабхазский язык из языка родственных племен стал языком абхазской народности, которой была известна письменность. Об этом свидетельствуют древние исконные слова со значением писать, читать, зачеркивать, подписать, книга и др. Древность перечисленных слов подтверждается соответствиями в абазинском языке. Эти соответствия говорят о том, что приведенные слова существовали в древнеабхазском задолго до выделения из него аба-зинского языка.

С формированием общего языка абхазской народности связано возникновение новых территориальных диалектов, обусловленных феодальным членением. В советское время дальнейшее развитие получает абхазский литературный язык, происходит формирование языка нации. За сравнительно короткий период абхазский литературный язык сделал значительный рывок в своем развитии, который коснулся всех его уровней. Так, его лексика обогатилась за счет диалектного пополнения словотворчества, основанного на соответствующих исконных ресурсах, интернациональных заимствований.

Сегодня абхазский литературный язык располагает системой общественно-политических, экономических, языковедческих, литературоведческих, исторических, физико-математических и др. терминов. Абхазский литературный язык в состоянии выразить сложные процессы мышления, социальные, политические и экономические ситуации, и особенно богатую духовную жизнь абхазского народа.

Сфера использования абхазского литературного языка значительно расширилась, что содействовало возникновению и развитию его стилей: официально-делового, научного, научно-популярного, публицистического, информационного и особенно языка художественной литературы.

Абхазский язык - это государственный язык Абхазской республики. В становлении и развитии абхазского литературного языка огромна роль устно-поэтического творчества абхазского народа, а также абхазской творческой интеллигенции, особенно писателей, поэтов и драматургов - Д. И. Гулия, С. Я. Чанба, И. А. Когония, Б. В. Шинкуба, И. Г. Папаскир, А. Н.Гогуа, Н. З. Тарба и др

АБХАЗСКИЙ ЯЗЫК - один из наиболее общественно развитых яз., без письменности: это - живая речь народа, именующего себя «апсā» (в абхазском восприятии первой части за член: à-φsā, ед. ч. à-φswa), но общеизвестного под названием «абхазы», - в грузинском искажении слова «абасх», как звали это черноморское население Кавказа греки в своей древней передаче - «абаски» (’"Αβασκοι), а в течение византийского средневековья - «абасги» (’"Αβασγοι). Все разновидности названия толкуются как «дети неба», т. е. «солнца», не исключая и национального «апсā», основа к-рого до утраты огласовки звучала aφas (вторая часть (φas).

Слово, нарицательно долженствовавшее выражать и «племя», означало не только «небо», но и при полисемантизме - хозяйственно «лошадь», а космически - также «солнце», «воду» или «реку» («море»). Этот народ, ныне в числе не более ста тысяч (колебание в перечнях от 59 167 до 91 450), ютится на Кавказе, на небольшом причерноморском отрезке с главным городом Сухум (груз. Θ̇q̇um, по-абхазски Á-koa), к-рый выступает в сторону моря между этнографически отошедшим от него на север абхазским Гагры и на юге мегрельским Очемчиры, при основном тыле на Кодоре и Ингуре.

В древности народ этот, занимая площадь значительно более обширную, на юге до р. Супсы (в Гурии, Озургетск. у.), был расположен и на р. Рионе, вверх по течению, носившей тогда его племенное название - Фазис (φασ-ις), с древнейшим городом Кута (груз. Кутатис, Кутаис), - что по-абхазски (a-qəθa) означает «селение»; в ту эпоху абхазы углублялись до грузинской ныне области Лечхума, т. е. страны чхумов (в полной форме чхумар), тезок строителей Сухума. А. Яз. - однако еще более чем территориально господствовал социально. В средние века А. знать, имея свое царство, была одновременно основоположницей нового иверского, т. е. грузинского царства, и долго титулатура грузинских царей, не исключая Тамары, начиналась словами «царь абхазов».

А. речь имеет свои отложения в грузинском яз. Языками знати, помимо родного А. Яз., были и грузинский (см.), греческий (см.) и турецкий (см.). Эти сословные стяжания от международного общения с греками, потом с грузинами и турками не оставили больших следов в народной А. речи. Литературным яз. господствующего сословия был то греческий, то грузинский. Абхазский морской термин (à-φra - парус), А. поговорки из морского быта показывают, что в составе А. населения были и мореплаватели.

Мореходству содействовало унаследованное от народа с мировой известностью, эниохов, пиратство и торговля, в частности торговля красивыми отроками и девицами из народной массы, которых князья Абхазии сбывали в чужие страны. На заре общественной жизни края древний мир знал особое разбойничье судно, носившее название «камар», созвучное с разбойничьим именем камаритов из пределов Абхазии.

Оба слова имеют однако свое особое смысловое происхождение; на Кавказе они представлены и в названии «корабля» и в племенных названиях, одновременно означающих «разбойник». Разновидность слова kamar «судно» у грузин значит «корабль» (q̇omal-d); разновидностью племенного названия kamarita, хумер, именовались строители крепости Θχειμηριον, у Кутаиса; с сохранением парного представителя начального согласного чхумар (θqumar) это - упомянутое уже в связи с Сухумом и Лечхумом племенное название.

Сближаясь и отождествляясь через камаритов и сродный им чхумарский слой с шумерами и иберами, или кимерами, неся в своей речи также отложения яз. колхов, или, что то же, сколотов = скифов (национальное название Сухума, название реки Кудры = Кодор «колская река») и ионов-эниохов (название р. Ингур или Энгур «ионская река»), на территории коих и застаем их, абхазы представляют и племенным составом и составом речи чрезвычайно сложный тип, тесно, органически связанный с различными производственно-социальными группировками населения. Впоследствии история знает состав абхазов из знати и дворянства и крестьянского населения, земледельческого и пастушеского. С этой сословной организацией и соответственной речью абхазы дожили вплоть до революции.

При утверждении русской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Шервашидзе, владетельных князей. Родовитые А. дома своими названиями восходят до эпохи культа светил. Архаичность А. речи поддерживалась древним хозяйственным укладом, древним общественным строем в быту и соответственными бытовыми верованиями.

В массовой гуще А. населения родная религия - языческая, с ее некогда богатой речью, располагала понятием также отвлеченным, представлением об едином общем боге, выражающимся словом an в форме мн. числа (an-θoa). Культовая речь родного язычества сохранялась однако не в сословной прослойке, с международными ее интересами и соответственным легким приобщением к чужой речи, а в массах. Этот фонд родной культуры в устах народа служил источником, поддерживавшим общественную роль А. речи, материалом для исключительного развития ораторского искусства, развертывавшегося на народных вечевых судах.

Тот же фонд в среде приверженного старине жреческого слоя из кузнецов-магов содействовал также консервации архаических черт А. речи. Ее строй - синтетический в основе, морфология зачаточная, возмещаемая синтаксисом и элементами связи (местоимения, классовые показатели, они же признаки грамматического рода); основы односложные (моносиллабизм), к нему сведены и усвоенные позднее скрещенные образования, слова многозначимые (полисемантизм), распознаванию к-рых помогает возможность их фонетически модулировать благодаря чрезвычайному богатству согласных и разнообразию ударений, фонемы сами - архаичные, особенно сложные (аффрикатные) согласные, пережитки не вполне членораздельных звуков (называемых диффузными).

Система счета двадцатиричная. Полисемантизм легко прослеживается сродством названий предметов, раньше выражавшихся одним словом, напр. «голова» и «себя», «рука» и «нога» и т. п. К половине XIX в. площадь распространения языка сводилась к трем уездам: самурзаканскому, гумистинскому и гудаутскому. Из них гумистинская часть, оставшаяся свободной по эмиграции, в результате новых русских порядков, была испещрена вкрапленными колониями из Азии (армяне, греки) и Европы (русские, украинцы, эсты) и некоторым стихийным расширением сванов, восточных соседей.

На этой тесной площади, в окружении мегрельского яз. с юга и востока, сванского с северо-востока и остатков ряда яз. абхазо-черкесской группы с севера, в гуще наседающих русских и др. вселенцев А. Яз. представлен тремя наречиями: самурзаканским (с мегрелизмами), абжуйским на юге и бзыбским на севере. В бзыбском больше колебания с особенностями говоров от деревни к деревне в нормах речи, равно в значениях слов от полисемантизма; это в нем одно слово (a-φṫa) означает и «усы» и «бороду», и правильно, т. к. оно оказывается составным словом, означающим лишь «волос лица».

Южные наречия изжили восемь оттенков наиболее сложных абхазских согласных. Фактором, ведущим к единству яз. без диалектических перебоев, была развитая речь феодальной общественности с установившейся терминологией надстроечного мира: «истина», «красота», «право», «долг», «жалость»; классовых представлений: «стыд», «честь», «вежливость»; классового строительства: «дворец», без связи с культовым, ибо «храм» или «церковь» у абхазов заимствованное - или грузинское (из греческого), или мегрельское слово.

«Князь» и «дворянин» - племенные названия. В целом А. Яз. - яз. понтийского ответвления северо-кавказских яз. ныне одного с черкесским круга, по схеме формального фонетического определения является скрещением представителей двух групп яфетических яз.: одной - от спирантной ветви, другой - от сибилянтной ветви, именно свистящей группы, к-рой живой представитель сейчас грузинский яз. Несмотря на этот факт, грузинский яз. кажется стоящим настолько далеко от А., что вопрос об их связи для многих находится под сомнением.

Между тем, если учесть нарастание впоследствии скрещенных образований, А. словарь или тождественен с грузинским, или его диалектическая разновидность, как в А. θa «питать» (a-θa) при грузинском ta-ma «кушать», или joə - «пей» при грузинском su - «пей». Этот общий фонд усилен позднейшими вкладами А. Яз. в грузинский. Они распадаются на две группы: одна - результат общения среди знати Абхазии и Грузии (отсюда и в древнегрузинском яз.), другая - народная, причем тут не от общения с внешним А. миром, а в путях усвоения языковых переживаний первоначального А. населения в пределах западной Грузии.

Расхождения - плод последующих ступеней стадиального развития грузинской речи:
1. в противоположность почти полному отсутствию в А. Яз. формального строя, в грузинском богато развитая морфология;

2. в той бедной морфологии, к-рой располагает А. Яз., у него больше связи с сванским и армянским, чем с грузинским, так - в образовании множественного числа;

3. в процессе закрепления основных значений полисемантичных слов различный выбор элементов, так: для «руки» у А. элемент D - na (la, ср. a-na+pə̀), у грузин элемент A - qel.

4. Использование одного и того же элемента с одним основным значением в производных от него словах различного значения, так: шur «рука», основа грузинского глагола «работать», «трудиться», «делать», - у А. используется для производимого от «руки» же глагола «бросать», притом с усечением плавного r, как в шумерском (шu).

Многое зависит в расхождениях грузинского и А. от разного состава звуков и иных социальных их взаимоотношений. Несмотря на богатство грузинских звуков (согласных), А. Яз. его превосходит вдвое. Особенно же он превосходит сохранением диффузных звуков. У абхазов по яз. намечаются порой тесные связи с яз. восточного Кавказа, притом типологически настолько яркие, что абхазы с ними представляются частями, разлученными клиньями позднее вторгшихся в горные части грузин и осетин.

Являясь национальным своим названием «апсā» тезкой «овсов», т. е. осетин, абхазы вместе с ними имеют особые основания для отождествления с народом, имеющим исключительное значение для русской этногонии и языкотворчества: это «обры», или, что то же по своему составу, «авары». «Апсы» (апсилы или апшилы, обезы), «овсы», «обры» и «авары» - лишь разновидности одного племенного названия, дошедшие до нас ныне как названия различных, предполагается, расовых, племенных образований.

Связи у А. Яз. по отдельным слоям своего состава наблюдаются и с другими яз. как Кавказа, так и за его пределами, натурально и с не-яфетическими. С единственным яфетическим яз. Европы - баскским весьма яркие общие черты в образовании побудительного залога, в местоимениях и в словах первобытной общественности. В особый узел выделяется древность связей абхазов с басками и армянами. Это можно воспринять из того, что

1. слово, обозначавшее «камень», у абхазов «железо», по-баскски еще значит только «камень» (у армян «скала», «каменная плита»);

2. один из первичных семантических пучков «рука + женщина + вода» вскрывает такое распределение этих значений одного и того же слова, что оно налицо у армян самостоятельно со значением «руки» и в значении «воды» в составе «дождя», у басков - в значении «силы» (руки dar в составе indar «сила»), в значении «женщина» (в составе скрещенного an-der-e), у абхазов самостоятельно в значении «воды», а как служебная частица в значении «очень», «сильно» (от руки) и т. п.

В связи с тем же пучком доисторических значимостей al и его разновидность ar означали также «руку»; отсюда в значении «руки» ar сохранилось у абхазов в названиях правой и левой руки, а армяне и баски пользуются по сей день производным от этого имени глаголом «брать» - ar-n-ul (арм.) и ar-tu (баск.).

Выбором ионского тотема в значении отвлеченного понятия «бог» абхазы, изменив Иштари = небу, общему с черкесским θћа «бог», у них же под названием i-θar, означающим лишь божество скотоводства (из богини охоты), выявляют единство возглавляющей социальной группировки с басками, располагающими тем же ионским тотемом в значении «бога», хотя и трудно установить, кем он был внесен в абхазскую речь, древними земляками абхазов эниохами или отпрыском нынешних соседей восточных - шонов (сванов) и южных - чанов (лазов).

Несмотря однако на глубокую древность схождений абхазского, баскского и армянского, эти связи относятся к эпохе по введении в хозяйственный обиход металлов, судя по общности слов для меди и золота (но не железа) и хлебных злаков; так для «ячменя» одно слово у абхазов (qar), армян (gar-i) и басков (garagar, просто gar-i «пшеница»).

Из связей А. Яз. с не-яфетическими яз. существенный интерес представляют по Европе для Средиземноморья - абхазо-греческие и абхазо-египетские встречи, более тесные абхазо-берберские схождения, для Восточной Европы - абхазо-русские отношения, последние по связи с вопросами о хазарах и о Руси на юге и русской Тмутаракани, независимо от архаичных скифо-абхазских и скифо-русских скрещений, и русско-финских и русско-чувашских взаимоотношениях на севере.

ГРАФИКА А. ЯЗ. Абхазский аналитический алфавит на латинской основе, разработанный акад. Н. А. Марром и принятый в научных изданиях текста, включает 77 знаков:

Библиография:

Услар П., бар., А. Яз., Тифлис, 1887 «Этнография Кавказа», в. I); Чарая П., Об отношении А. Яз. к яфетическим, СПБ., 1912 («Мат. по яфет. языкознанию», IV); Марр Н., К вопросу о положении А. Яз. среди яфетических, СПБ., 1912 («Мат. по яфет. языкознанию», V); Его же, А. аналитический алфавит, Л., 1926 («Труды яфет. семинария», I); Его же, А.-русский словарь, Л., 1926; Русско-А. указатель Под редакцией К. Дондуа, Л., 1928. Библиография статей акад. Н. Я. Марра по А. Яз.: Марр Н., Классифициров. перечень печатных работ по яфетидологии, Л., 1926.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

Это ты австралийских мифов в детстве не читал, потом ТАКОЕ снится ,а ацтекские мифы лучше вообще не читать,
там лютая наркомания.

Как было создано солнце

До того как появились люди, на земле жили только птицы и звери, и все они были значительно крупнее, чем теперь. В те времена светили только луна и звезды, а солнца не было.

Однажды Диневан-эму и журавль Бролга ссорились и дрались на обширной равнине около реки Му-румбиджа. Рассерженный Бролга бросился к гнезду Диневана, схватил большое яйцо и изо всех сил бросил его в небо. Там оно разбилось о груду дров, желток разлился, дрова загорелись, и этот огонь, к удивлению всех существ, осветил мир, Все привыкли к полутьме и были ослеплены этим ярким светом.

Живший на небе добрый дух увидел, как ярко и красиво выглядит земля, освещенная этим огнем. Он подумал, что было бы хорошо каждый день зажигать такой огонь, и с тех пор стал это делать. Всю ночь он сам и его помощники-духи собирали и складывали в кучу дрова. Когда куча становилась достаточно большой, они посылали утреннюю звезду предупредить живущих на Земле о том, что скоро будет зажжен огонь.

Но спящие земные существа не замечали утренней звезды. Тогда духи решили возвещать о восходе солнца каким-нибудь звуком и этим будить спящих. Долгое время они не могли придумать, кому это можно поручить.

Однажды вечером они услышали оглашавший воздух смех пересмешника Гу-гур-гаги. Вот звук, который нам нужен, решили они.

Духи сказали Гу-гур-гаге, что каждый день, как только погаснет утренняя звезда, он должен смеяться как можно громче, чтобы перед восходом солнца будить спящих. Если же он не согласится этого делать, то они не будут зажигать солнце-огонь и навсегда оставят землю в сумерках.

Но Гу-гур-гага согласился и спас свет для мира. Он согласился громко смеяться на заре и с тех пор каждый день оглашает воздух громкими звуками: Гу-гур-гага, гу-гур-гага, гу-гур-гага! .

Когда духи разжигают огонь, он не дает много тепла. Но в середине дня, когда вся куча дров охвачена пламенем, жара становится сильной. Затем жара постепенно спадает, и при заходе солнца остаются только красные уголья. Они тоже быстро гаснут, кроме тех, что духи сохраняют, Они прикрывают эти угольки облаком, чтобы разжечь кучу дров, приготовленную на завтра.

Детям не разрешается подражать смеху Гу-гур-гаги, чтобы он, услышав их, не перестал смеяться поутру. Если же дети станут подражать его смеху, то над их глазным зубом вырастет лишний зуб, и эту отметку они будут нести в наказание за свою насмешку. Ведь добрые духи прекрасно знают, что, если когда-нибудь Гу-гур-гага перестанет смеяться, возвещая восход солнца, наступит время, когда на земле не будет больше даенов и снова воцарится темнота.