Обязанность ликвидации при прекращении деятельности юридического лица. Гражданское право

Российское законодательство уделяет большое внимание предпринимательской и иной деятельности, осуществляемой организациями.

Гражданский кодекс выделяет несколько возможных организационно-правовых форм создания юридического лица, каждая их которых делает его индивидуальным. Однако некоторые процессы, связанные с организациями и предприятиями, одинаковы для всех, и речь идет о прекращение той или иной деятельности .

Способы прекращения деятельности организаций

Гражданский кодекс говорит бесконечно много о правовом положении организаций, компаний и предприятий. И вопрос прекращения деятельности отражается множеством статей, однако первое, что необходимо отметить, так это правоспособность.

Как и граждане, организации имеют ряд прав и интересов, которые порождают обязанности. Прекращение же какой-либо деятельности влечет исчезновение тех самых предусмотренных свобод. Помимо кодифицированного закона, внимание стоит обратить на ФЗ №129 , который фиксирует моменты о внесении в Госреестр сведений, связанных с созданием организации и, кончено, с ее закрытием.

Если обратить внимание на способы прекращения деятельности юридического лица, то в этом вопросе поможет как Гражданский кодекс, так и различные федеральные законы, а именно ФЗ №127, регламентирующий банкротство, и нормативно-правовой акт указанный выше и регулирующий сферу регистрации всех организаций. На основании норм права можно смело определить три легальных способа прекратить деятельность юридического лица. К ним относятся , и . Каждый из них имеет свои особенности и отличается от двух других специфичностью применения.

Реорганизация

Существует множество причин, по которым учредители и руководители закрывают организацию. Чем сложнее ситуация, тем труднее и кардинальнее выбирается способ. Реорганизация – самый щадящий из них. Гражданский кодекс закрепляет, что она может проводиться , но в вопросе прекращения деятельности юридического лица, интерес вызывает только две: слияние и . Каждая из них подразумевает закрытие организации и имеет определенный порядок применения. Однако прежде чем говорить о процедуре, стоит сказать о двух видах данного способа.

Реорганизация может быть добровольной , то есть по инициативе участников, принятием решения на общем собрании. Кроме того она может быть и принудительной , обычно осуществляется данная процедура по инициативе уполномоченных органов или же по решению суда.

Однако если говорить о слияние и присоединение, влекущих закрытие юридического лица, то чаще всего эта процедура добровольная, способствующая улучшению положения дел в компании.

Итак, две формы: слияние и присоединение. Первая подразумевает, что два и более юридических лица сливаются, переставая существовать, на основании чего образуется новая организация. Вторая же форма имеет немного иной смысл. При присоединении одно юридическое лицо начинает входить в другое, переставая также осуществлять свою деятельность. То есть эта форма в отличие от слияния не создает новое юридическое лицо .

, как способа остановить деятельности, очень прост. Это его главное отличие от других двух. Достаточно принять решение на общем собрании участников, подписать протоколы и направить сведения в налоговый орган . Независимо от формы подается заявление в УФНС, и далее вносятся сведения в государственный реестр о прекращение одного юридического лица и о создании нового в случае со слиянием . Процесс простой и не требующий большого количества операций.

Однако если речь идет о принудительной реорганизации, то если в установленный срок учредители не приступят к данному способу закрытия организации, то будут назначать управляющие и тогда возникает опасть стать ответчиком по гражданскому делу.

Также при применении данного способа прекращения деятельности нужно помнить о . ГК РФ говорит, что реорганизация всегда предполагает переход прав и обязанностей от юридического лица, которое изменяется, к другому. Слияние и присоединение не являются исключениями.

Основанием для такой процедуры будет наличие передаточного акта , который оформляет юридически переход прав и обязанностей, фиксирует все имущество организации. Принимается и подписывается он учредителями и руководителями организации.

Ликвидация

В отличие от реорганизации данный способ намного сложнее и предполагает наличие нескольких последовательных действий, без которых процедура прекращения деятельности будет просто невозможна. Закон выделяет классическую ликвидацию , то есть осуществляемую по общему порядку, а также альтернативную .

Вторая категория довольно необычная, так как она представляет собой скорее формальность, чем слаженную многоступенчатую процедуру. Примером альтернативной ликвидации может быть закрытие юридического лица за счет смены генерального директора или всей группы учредителей . Кроме того к альтернативной группе нередко относят первый способ прекращения деятельности организации, а именно реорганизацию путем слияния или присоединения.

Гражданский кодекс фиксирует в себе в основном нормы, относящиеся к классической ликвидации. Общий порядок закрытия юридического лица включает в себя несколько этапов, которые должны идти строго друг за другом:

  1. Принятие решение. На общем собрании участников идет поиск ответа на вопрос: ликвидировать или нет? Если да, то составляется и подписывается протокол.
  2. . Из участников организации общим решением избирается группа ликвидаторов, которые будут осуществлять все дальнейшие действия, связанные с закрытием юридического лица.
  3. Публикация сведений о принятом решение в официальном источнике, « ». Важно, что дальнейшие действия можно проводить только спустя два месяца.
  4. Уведомление всех кредиторов. Это обязательное условия, потому что в течение нескольких месяцев должны быть выдвинуты все требования о погашение долгов.
  5. . После погашение всех долгов ликвидационная комиссия определяет, сколько осталось имущество, и распределяет его между учредителями и участниками. Важно понимать, что передать имущество участникам до погашения долгов невозможно.
  6. Подготовка документов. Закон устанавливает четкий перечень бумаг, которые в итоге необходимо передать в налоговый орган:
    • решение о закрытие организации, то есть подписанный проток общего собрания;
    • ликвидационный баланс и решение об его утверждение;
    • уведомление о создании ликвидационной комиссии по форме;
    • уведомление кредиторов;
    • заявление о государственной регистрации по форме.

После выполнения всех перечисленных выше действий и подготовке пакета документов, его необходимо направить в налоговый орган, который в течение пяти дней должен исследовать полученные бумаги и на их основании принять решение и внести сведения в Государственный реестр о ликвидации юридического лица. После этого на руки руководителям выдается свидетельство.

И только с наступлением этого момента, а именно получением данного документа, можно считать, что организации больше нет.

Для того чтобы в дальнейшем государственные органы не вспоминали о ранее существующей компании, необходимо также закрыть все расчетные счета в банках и передать, сохранившиеся документы юридического лица, в архив.

Банкротство

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что данный способ закрытия юридического лица применяется только тогда, когда организация больше не может исполнять обязательства в пользу кредиторов .

Можно выделить два основных признака банкротства, без которых о данной процедуре не может идти речи. Первый из них – сумма задолженности должна быть не меньше трехсот тысяч, а второй – юридическое лицо не может исполнить обязательство в течение трех месяцев подряд.

Если данные критерии соблюдены, то можно смело приступать к процедуре банкротства. Важно, что она не всегда ведет к ликвидации, порой, есть возможность санации , то есть оздоровления организации. Однако если все же помочь компании нельзя, то тогда банкротство неразрывно связано с ликвидаций юридического лица.

Согласно закону можно выделить несколько шагов, которые как в случаи с ликвидацией должны соблюдаться в строгой последовательности.

  1. Подача заявления о проведение процедуры банкротства. Его могут предоставлять либо должники, либо уполномоченные органы, либо кредиторы. Помимо заявления необходимо перечень следующих документов:
    • выписка из Государственного реестра;
    • реестр, который будет включать в себя требования кредиторов;
    • все бухгалтерские балансы;
    • документы о создании юридического лица.
  2. После подачи заявления по истечению месяца назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет за делами организации, которая продолжает работать в прежнем режиме. Сроки этого этапа могут дойти до семи месяцев , в зависимости от объема работы. По итогу управляющий направляет отчет в суд, который и принимает решение о дальнейшей судьбе юридического лица. Возможны несколько вариантов:
    • мировое соглашение между должником и кредиторами;
    • , то есть продажа имущества с целью улучшить положение дел;
    • , подразумевающее различные льготы и помощь кредиторов.
  3. Применение одной из возможных процедур. Чаще всего это финансовое оздоровление, которое может длиться не больше двух лет . Если выбор падает на конкурсное производство, то здесь сроки начинают идти от шести месяц и более .

Главным отличием банкротства, как способа прекратить деятельность юридического лица, является его продолжительность. Признание организации несостоятельной может занять несколько лет.

Однако возможен и сокращенный вариант, когда компании соглашается на добровольную реорганизацию. Что же касается стандартной процедуры признания лица несостоятельным, то если после проведения всех мероприятий положение дел в компании не стало лучше, то ее в итоге признают банкротом.

Плюс подобного метода в том, что списываются все долги , нет необходимости выводить ликвидационные балансы и распределять имущество. Юридическое закрепление факта банкротства осуществляется в том же порядке, что и при первых двух способах. Налоговый орган получает все необходимые документы и вносит сведения в Государственный реестр. Далее руководителю компании выдается свидетельство, и юридическое лицо официально перестает существовать на основании признания его несостоятельным, то есть банкротом.

Выводы

Из трех представленных способов прекращения деятельности юридического лица самым распространенным является . Однако каждый из методов имеет свои особенности.

Реорганизация отличается своей быстротой и простотой, требует минимальных усилий. Ликвидация позволяет полностью прекратить любую деятельность и расплатиться с долгами.

Банкротство же не только закрывает юридическое лицо, но и избавляет его руководителя от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами, что и привлекает большинство организаций в тяжелом финансовом положении.

Прекращение деятельности ООО и ИП: консультация на видео

Юрисконсульт Владимир Лыгин рассказывает, в чем разница и каковы особенности ликвидации ООО и ИП.

Признание юридического лица (индивидуального предпринимателя) несостоятельным должником (банкротом) и принятие в отношении него специальных мер, таких как прекращение деятельности фирмы (ликвидация) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Причины невыполнения обязательств могут быть самыми разными – от порочной структуры баланса до превышения обязательств над активами.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным – неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств.

Основания для ликвидации юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ основаниями для прекращения деятельности фирмы, т.е. ликвидации юридического лица являются :

    решение его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    решение суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    другие случаи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим. Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате:

    реорганизации путем преобразования, слияния, присоединения, разделения (при этом происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства);

    ликвидации (при этом не происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства).

Реорганизация

При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, которое охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого предприятия.

В случае ликвидации и реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае реорганизации путем преобразования, слияния, разделения юридическое лицо считается реорганизованным и прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации в форме выделения прекращения существования юридического лица не происходит, но происходит частичный переход прав и обязанностей в порядке правопреемства в отношении вновь возникших юридических лиц. Например, по общему правилу в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольном прекращении деятельности фирмы в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (согласно требованиям пункта 2 статьи 65 Гражданского кодекса РФ).

Принудительная ликвидация

Что касается принудительной ликвидации, то помимо общих правил, содержащихся в пункте 2 статьи 61, Гражданский кодекс РФ устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Так, полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных статьей 81 (если в товариществе остается единственный участник) и пунктом 1 статьи 76 в следующих случаях:

  • а) выход участника из товарищества;
  • б) смерть участника;
  • в) признание участника безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным;
  • г) признание участника несостоятельным (банкротом) или открытие в отношении него реорганизационных процедур по решению суда (всвязи с его неплатежеспособностью);
  • д) прекращение участвующего в товариществе юридического лица вследствие его ликвидации или реорганизации;
  • е) требование личного кредитора участника о выделе части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале товарищества, с целью обращения взыскания на это имущество); товарищества на вере - согласно пункту 1 статьи 86 (при выбытии всех участвующих в товариществе вкладчиков); общества с ограниченной ответственностью - согласно пункту 1 статьи 88 (если число участников общества превысит предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью, при условии, что такое общество не было преобразовано в акционерное в течение года), пунктам 3, 4 статьи 90(в случае нарушения обществом обязанности полностью оплатить свой уставный капитал в течение первого года деятельности общества, если общество в установленном порядке не уменьшило уставный капитал до размера фактически оплаченного, либо если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала); акционерное общество - абзацу 3 пункта 2 статьи 97 (если число участников закрытого акционерного общества превысит предел, установленный законом об акционерных обществах, при условии, что такое общество не было преобразовано в открытое в течение года) и пункту 4 статьи 99 (если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала).

Процесс ликвидации

Начальным этапом процесса ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации и незамедлительное письменное сообщение об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица. В зависимости от основания ликвидации такое решение принимается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом. В едином государственном реестре юридических лиц делается отметка о том, что конкретное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

Следующий этап - назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ). Действия ликвидационной комиссии таковы: она помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. К таким данным относятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Такая выплата осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ и, как уже указывалось выше, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). Затем ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора является одним из этапов процедуры ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается практически в любом случае лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, и действует в соответствии со статьями 63 и 64 Гражданского кодекса РФ. Состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен быть согласован с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию данного юридического лица.

Если решение о ликвидации принимается судом, он вправе возложить ликвидацию на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица (генеральногодиректора и др.), то есть полномочия по управлению его делами. При этом полномочия, закрепленные в связи с ликвидацией за учредителями или участниками юридического лица прямым предписанием закона (например, утверждение ликвидационных балансов), к ликвидационной комиссии (ликвидатору) не переходят.

В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица и, соответственно, в силу статьи 854 Гражданского кодекса РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого в регистрирующий орган следует представить следующий комплект документов:

    оригиналы учредительных документов юридического лица;

    газету с публикацией о ликвидации юридического лица;

    ликвидационный акт (протокол заседания ликвидационной комиссии, в котором предприятие признано ликвидированным);

    ликвидационный баланс, утвержденный уполномоченным органом с отметкой налоговой инспекции;

    заполненную ликвидационную карту;

    информационное письмо налоговой инспекции о снятии юридического лица с учета;

    справки всех внебюджетных фондов о снятии юридического лица с учета;

    справку о сдаче архива;

    справки о закрытии счетов юридического лица;

    печать и угловой штамп юридического лица (если таковой имеется) для уничтожения.

Исключение ликвидированного предприятия из реестра подтверждается свидетельством о ликвидации, выдаваемым регистрирующим органом ликвидационной комиссии (ликвидатору). В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве.

После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия . Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Сроки хранения различных видов документов установлены согласно перечню типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утв. Главным архивным управлением при Совмине СССР 15.08.88 (с изменениями от 27.06.96).

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случаях:

    вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

    предоставления в регистрирующий орган заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В первом случае государственная регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом соответствующего решения, а во втором - со дня получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации заявления о прекращении предпринимательской деятельности. Таким образом в случае добровольного прекращения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус предпринимателя с момента сдачи свидетельства о регистрации в орган, выдавший ему данное свидетельство.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации (прекращении) своей деятельности в течение трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Процедура признания предприятия банкротом в юридической практике неоднозначна, поскольку при этом возникают не соответствующие или вовсе противоречащие друг другу задачи:

    с одной стороны, требуется удовлетворить притязания основного кредитора, а если должник оказался в тяжелом финансовом положении, то возможна реализация всего его имущества; тогда должник фактически прекращает свое существование, и, следовательно, требования других кредиторов удовлетворить будет невозможно;

    с другой стороны, возникает проблема защиты интересов предприятия, прежде всего интересов работающих на нем людей.

Отличие реорганизации от ликвидации

С учетом этих факторов может последовать судебное решение не о ликвидации, а о реорганизации предприятия-должника. Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. Отличие реорганизации от ликвидации заключается в следующем. При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому. При этом к вновь создаваемому юридическому лицу переходят все обязательства реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате соответствующих налогов и сборов). А, например, право на осуществление отдельных видов деятельности, которыми реорганизуемое юридическое лицо занималось на основании специального разрешения (лицензии), к вновь создаваемому юридическому лицу перейти не может. Это связано с тем, что лицензия - документ сугубо индивидуализированый, который выдается на имя конкретного юридического лица. Таким образом, возникающему в процессе реорганизации «новому» юридическому лицу следует получать необходимые лицензии вновь, уже на свое«новое» имя.

Что касается ликвидации, то в этом случае перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства не происходит. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды реорганизации юридических лиц (статья 58):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Слияние юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свое существование.

Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. То есть одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица путем присоединения осуществляется путем регистрации прекращения деятельности юридического лица, присоединяющегося к другому юридическому лицу. Это «другое» юридическое лицо считается правопреемником присоединившегося юридического лица с момента прекращения существования последнего. Присоединенное юридическое лицо считается прекратившим существование с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация прекращения деятельности присоединяющегося юридического лица осуществляется регистрирующим органом путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Одновременно в устав «другого» юридического лица вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к нему от присоединившегося юридического лица в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Соответствующие изменения устава также подлежат государственной регистрации.

Разделение юридического лица

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Иными словами, на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. Реорганизация юридического лица путем разделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента государственной регистрации всех юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Регистрирующим орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о новых юридических лицах, возникающих в результате разделения юридического лица.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица (лиц), которое будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение юридического лица (лиц), не прекращает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника. В устав юридического лица, из которого произошло выделение, вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к выделившемуся юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации.

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника).

Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых(при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами. Лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение об его реорганизации, утверждают передаточный акт или разделительный баланс. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Завершающим этапом процесса реорганизации, в зависимости от ее вида, является либо государственная регистрация вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (при присоединении). Для регистрации представляются учредительные документы вновь возникших или существующих юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс, а также другие документы.

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица - ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование - организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация - это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование - публикация в специализированном издании - «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие - правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации - передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.