Сравнение психики человека и животных. Основные отличия психики человека от психики животных Основные отличительные особенности психики животного и человека

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси-хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого оп-ределяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.

альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так-же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво-бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре-ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от-влеченного мышления у человека формируется высший иде-альный духовный мир, содержанием которого являются взгля-ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.

4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-ального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-ального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные мораль-ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-тественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-но поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-вотных обусловлена исключительно природными условиями су-ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-тие, которое является достоянием только человека. Но духов-ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-торое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Еще одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” – говорил Энгельс - … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий.” Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Именно изготовление орудий труда и является показателем появления человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.

Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы - это инстинктивная реакция на опасность.

Исследователи провели такой эксперимент. Поймали цыпленка и насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но не слыша его криков, перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким образом можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод о том, голосовое поведение животных является их инстинктивной деятельностью.

Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного.

Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс говорил: “Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно “строит в своей голове” ”.

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому еще одним, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных. Все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Заключение.

Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по своей природе, трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности. Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.

Список литературы.

1. “Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии” под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович М 1998 г.,

2. “Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского м.,1977 г.

3. “Психология ” В.И. Крутецкий М 1982 г.,

4. “Энциклопедический словарь юного натуралиста” А.Г. Рогожкин М.,1981 г.

5. “Общая психология ” Немов М

“Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С - 91

“Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С - 96

“Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С - 85

Крутецкий “Психология” М 1982 г., С - 38

“Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С - 102

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой различия психики человека и животных: Горбунова М. Ю., Петровский А. В. и др.

Понятие психики

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Определение

Психика животных – это внутренний мир животного, который состоит из комплекса проживаемых состояний и процессов.

Стадии развития психики животных отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие психики животных»

Психика человека представляет собой субъективный образ внешнего мира.

Основные этапы развития психики человека представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. «Психика человека в онтогенезе»

Различия психики человека и животных

Основа различий психики и животных лежит в языке. Подробнее об этом писал Л. С. Выготский в своей культурно-исторической концепции.

В целом, разница в языке определяет разницу и в мышлении.

Так, выделяют несколько различий психики человека и животных.

  1. Способность человека к сознательным поступкам.
  2. Способность человека к созданию орудий труда, а также их сохранению. Животные, однако, тоже могут создавать орудия труда, но они используют его лишь в данной конкретной ситуации, не сохраняя для следующей.
  3. Способность человека к передаче общественного опыта.
  4. Более развитая эмоциональная сфера человека.

Рассмотрим различия в психике по А. В. Петровскому.

  1. Различие в мышлении. Животным свойственно, как правило, только практическое мышления, они не способны к абстрагированию
  2. Способность человека к созданию и сохранению орудий труда.
  3. Способность человека к эмпатии.
  4. Условия развития психики, накопление исторического опыта у человека.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.