Проект путешествие в мир растений. Путешествие в мир комнатных растений. Кроссворд «Хвойные деревья»

Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Еще первобытный человек интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, он извлекал из него большую пользу для себя. Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие – для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещений или для лечения различных болезней. Хлеб, фрукты, овощи и многое другое, без чего человек не может обойтись, получают из растений. Постепенно человечество накапливало знания о жизни растений, которые послужили основой создания науки о жизни растений – ботаники. Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого натуралиста Теофраста, живущего в годах до н.э. Он был учеником и последователем знаменитого мыслителя Аристотеля. Теофраст впервые выделил ботанику в самостоятельную науку, отделив ее от зоологии. Он первым систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений и результаты практики в единую систему ботанических знаний.


Общая ботаника Анатомия растений (о внутреннем строении) Морфология растений (о внешнем строении) Физиология растений (о процессах, происходящих в растениях) Систематика растений (о естественной классификации организмов) География растений (о распределении растений на земном шаре) Экология (о взаимоотношениях между растениями и окружающей средой) Селекция (об улучшении существующих сортов и выведении новых) Геоботаника (о строении и значении растительных сообществ) Генетика растений (о наследственности и изменчивости организмов) Ученых интересовали не только общие вопросы ботаники, а и отдельные стороны жизни растений. Поэтому общую ботанику стали делить на частные науки. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ученые-ботаники заняты решением многих проблем изучения растительного покрова планеты. Каждый день они приоткрывают дверь в таинственный и увлекательный мир растений, узнают много интересного. Многие из нас и не догадывались, насколько разнообразны бывают растения. Давайте совершим небольшую экскурсию в этот интересный и загадочный мир.


Одним из самых «толстых» деревьев в мире считается африканский баобаб (Adansonia digitata, из семейства бомбаксовых). Диаметр ствола самого крупного из описанных баобабов составлял около 9 м. Однако диаметр у обычного съедобного европейского каштана (Castanea sativa, семейство каштановых), растущего на горе Этна в Сицилии, в 1845 г. имел ствол в 64 м в обхвате, что составляло около 20,4 м в диаметре. Возраст этого великана оценивался в 3600–4000 лет. В Мексике растут гигантские водные кипарисы (Taxodium mucronatum) – голосеменные растения из порядка кипарисовых, с диаметром ствола от 10,9 до 16,5 м. Баобаб Одна африканская легенда гласит: Когда Бог сотворил баобаб, то посадил его во влажную почву вблизи от реки. Однако дерево стало жаловаться на сырость, и Бог пересадил его на вершину горы. К несчастью, и там ему не понравилось. Тогда Господь разгневался, вырвал баобаб из земли и выбросил. Дерево упало на сухую почву саванны и с тех пор растет там корнями вверх. В каждой сказке есть доля правды. Действительно, в саваннах Африки растет необычное дерево - баобаб. Когда в сухой сезон с него опадает листва, вид у баобаба становиться совершенно фантастический, на первый взгляд создается впечатление, что он растет вверх корнями.


В баобабе странно все: цветы на нем появляются тогда, когда нет листьев. На длинных цветоножках с голых ветвей свисают шарики - почки, которые раскрываются вечером или ночью. Появляются большие белые цветки с сильным ароматом. Крупные, будто восковые цветки источают странный аромат, немного напоминающий запах мускуса. Впервые баобаб зацветает на восьмом – десятом году жизни. На старом баобабе за ночь распускается больше ста цветков. Их сладкий нектар привлекает лемуров галаго и летучих собак-крыланов. На запас в предвкушение пиршества слетаются летучие мыши, они и опыляют цветы, вылизывая нектар, переносят пыльцу. Утром цветки увядают. Скоро пожелтеют и опадут листья, а плоды созреют только к разгару засушливого сезона. Овальные черные плоды баобаба длиной 50 см и шириной до 30 см висят на длинных плодоножках. Они покрыты толстой мохнатой кожурой, а изнутри заполнены мякотью с множеством мелких зернышек. Мякоть имеет приятный сладковатый вкус, и из нее туземцы делают напиток, похожий на лимонад. Из серых листьев баобаба готовят салаты, а сушеные используют на приправу. БАОБАБ - дерево семейства бомбаксовых, характерное для саванн Африки. Ствол в окружности до 25 м (иногда до 40 м). Живет до 5 тыс. лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготовляют веревки и грубые ткани. Разводят в тропиках. Баобаб


Самые большие листья с цельной пластинкой имеет амазонская кувшинка – виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним – Victoria regia, из семейства кувшинковых). Их диаметр достигает 2 м, а максимальная «грузоподъемность» при равномерной нагрузке – 80 кг. Они, как громадные сковороды, загнуты по краям, имеют толстые жилки, в углублениях между которыми задерживаются пузырьки воздуха. Огромных размеров лист достигает не за счет увеличения числа клеток, а за счет роста каждой клетки. В цветках многих тропических растений во время цветения возникает высокая температура. Например, в середине цветка травянистого растения арума температура достигает С. Такое явление наблюдается и у цветков известного тропического растения виктории регии. При дыхании в цветках этих растений выделяется много тепла. В сердце цветка очень тепло


В семействе Нимфейные (Nymphaeaceae), роде Виктория (Victoria) всего два вида: Виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним Виктория регия) и Виктория Круца (Victoria cruziana). Оба эти вида распространены в тропической Южной Америке. Виктория амазонская встречается по реке Амазонке и её притокам от 3 до 15 градусов южной широты, в Суринаме, Бразилии, Боливии. А Виктория Круца распространена в бассейне реки Парана в Парагвае, Аргентине, Уругвае. В коллекции Санкт-Петербургского ботанического сада виктория выращивается с 1864 года. Причём самое интересное, что ежегодно в бассейн специально построенной для этого оранжереи высаживаются новые растения, выращенные из семян. Посевная начинается в конце января. Так что растениям, которые вы видите на снимках, примерно пять месяцев "от роду". В разгар цветения садоводы проведут искусственное опыление цветков и к осени созреют новые семена.


Это ещё не распустившийся бутон Случилось это, как сказывают старые ведуны, на заре мира в одном первобытном племени, в середине года, когда двуполое божество Луны было в мужском облике. Дивные грезы о божественном супруге околдовали светлокожую, золотоволосую красавицу Найу, дочь почтенного вождя племени. Мудрецы сказывали, что поцелуи двуполого божества претворяли в свет тела избранных девственниц, бледнел от его прикосновений алый цвет девичьей крови. А божество скрывалось, унося счастливых возлюбленных в сладострастных объятьях, а потом покидало своих невест, уже лишенных смертной оболочки, на брачном ложе высоких облаков. Так рождались звезды. Страстно мечтала Найа избавиться от грубой земной плоти ради вечного божественного бытия на небе. Ночами бежала она за лунным лучом, но все время обманывалась: стоило ей подняться на одну вершину, а ее легконогий возлюбленный уже склонялся над соседней, и с каждым разом он казался ей пленительнее прежнего. В тоске и мучениях увядала Найа. Ведуны даже пробовали излечить девушку, искусно готовили для нее неведомые любовные напитки, заговаривали хворь. Но ничто не помогало. Ничто не могло излечить от любовного недуга. Найа жила одной лишь надеждой на то, что Луна откликнется на ее мольбы, на ее страсть. Все ночи напролет проводила безумная девушка среди холмов, то распростершись на залитых лунным светом склонах, то карабкаясь вверх, то срываясь порой с откоса, и смеясь, и рыдая, а иногда напевая что-то в бреду. Бразильская сказка поможет по-другому взглянуть на эти фотографии.


Однажды, когда безумие совсем затуманило ее рассудок, увидала Найа в безмятежно спокойном зеркале горного озера искрящийся образ своего возлюбленного. Влекомая любовью и безумием, обманутая отражением вечно ускользающего возлюбленного, кинулась она в озеро, простирая в тоске руки, чтобы обнять наконец своего желанного. Много дней потом в сумрачных лесах бесплодно искали пропавшую Найу люди ее племени. Но в те времена боги были добры и милостивы. И потому породившая реки, рыб и водные растения Луна пожелала вознаградить девушку за страшную жертву. Нет, двуполое божество не вознесло ее на небо, а превратило в "звезду вод", претворив лилию ее души в царственный цветок, дивную торжественную песнь красоты и аромата. Тот же бутон, ещё поднимающиеся к поверхности бутоны, молодой лист и уже отцветший, уходящий под воду и закрывшийся навсегда цветок.... Из белоснежного, измученного тела несчастной индианки возникло таинственное растение; безграничная чистота любящей души распустилась огромным благоухающим цветком, а боль, терзавшая бедную девушку, стала шипами, охраняющими его. Щедрый творец увеличил, как только возможно, листья гигантской водяной лилии, чтобы она могла полнее чувствовать ласки лунного света, нежные прикосновения своего возлюбленного.




Среди цветковых растений самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении и даже 90 дней. Нет более удивительных и таинственных растений на земле, чем орхидеи. Орхидеи ведут самый странный образ жизни. Большинство тропических видов растут на деревьях, используя их в качестве опоры и поднимаясь по их стволам над землей в борьбе за свет. Другие поселяются на отвесных скалах, проникая корнями в трещины между камнями, где скапливаются влага и гниющие растительные остатки. Некоторые австралийские орхидеи вообще ведут подземный образ жизни, они никогда не прорастают над поверхностью земли, даже их цветки опыляются подземными насекомыми. Среди всех цветковых растений орхидеи имеют самые мелкие и многочисленные семена, которые в природных условиях прорастают только при помощи микоризных грибов, проникающих в семя в момент прорастания.


«Божественно прекрасные» – примерно так можно перевести на русский язык слово «орхидеи». Пусть этот перевод не точен с точки зрения лингвистики, но он как нельзя лучше подходит этим необычайно красивым цветам. Даже среди яркой растительности тропических лесов они выделяются своей оригинальной формой, экзотическими оттенками, своеобразным ароматом. За все это еще в древние времена аборигены обожествляли орхидеи, поклонялись им, использовали в ритуалах, считая их загадочными и магическими растениями.


Семейство орхидей насчитывает 35 тысяч видов, так что на их долю приходится почти седьмая часть всех цветов на земле. Растут они почти везде - в джунглях и в горах, на ветвях деревьев и на голых скалах, на земле и в воде. Есть даже два вида орхидей, которые всю свою жизнь проводят во тьме - они растут и цветут под слоем земли. Самая замечательная часть этих растений – это, бесспорно, их прекрасные цветки. Если нецвету щ ие орхидеи еще можно принять за ирисы или лилии, то, как только появляются цветки, их уже не спутаешь ни с какими другими растениями. Поразительно разнообразны орхидеи по форме и окраске. Среди красных, оранжевых, желтых, зеленых, лиловых, коричневых, белых и синих соцветий можно найти похожие на пчел и ос, бабочек и мотыльков, лебедей и голубей, лягушек и ящериц. Самое маленькое растение уместится в наперстке, а самое большое, вьющееся, достигает 30 метров. Широкий диапазон окраски цветков – от ослепительно-белого и нежнейшего розового до ярко- зеленого, темно-багрового и почти черного – обогащается еще и различными сочетаниями цветов. Встречаются пятнистые, полосатые и замысловато раскрашенные цветки. В Мексике, например, растет орхидея бычья голова, напоминающая голову животного с темными завитыми рогами. У другой орхидеи – серапиаса язычкового – из цветка наружу высовывается длинный ярко-алый язык. Цветок офриса пауконосного похож на большого темного паука; качающийся в ветвях, он способен испугать и человека. Орхидеи рода офрис вообще большие «затейницы»: они научились ловко имитировать бабочек, шмелей и даже комаров. Есть и такиевиды, цветки которых можно спутать с белоснежными голубями или сверкающими колибри.


Цветки орхидей удивляют нас не только своими красками, но и формой. Они состоят из шести лепестков, расположенных в два круга. Три лепесточка наружного круга почти одинаковы, а у трех внутренних средний очень сильно отличается от других. За такую неправильную форму Гете назвал орхидеи уродливыми лилиями. Конечно, можно не согласиться со столь нелестным эпитетом, но с тем, что лилии – ближайшие родственницы орхидей, не поспоришь. Лилии – строгие красавицы, их шестилепестковый цветок считают образцом гармонии и математической правильности. Он имеет много осей симметрии, тогда как цветки их экстравагантных родственниц имеют всего одну.




Самое маленькое дерево - арктическая ива - в высоту не более нескольких сантиметров, а самая высокая трава в мире - бамбук, который достигает в высоту до нескольких десятков метров. Различают около шестисот видов бамбука. Это уникальное растение за сутки вырастает на 70 см, а иногда и больше. Так, например, вьетнамский бамбук вырастает за 24 часа на 2 метра. Бамбуки растут так быстро, что это можно услышать: рост бамбука сопровождается приглушенным шелестом и потрескиванием. Стебли некоторых видов бамбука вырастают до 46 метров при толщине см, а яванский бамбук достигает высоты до 51 метра. Сотни миллионов людей на побережье Тихого океана не представляют себе жизнь без этого растения, которое служит им пищей, дает одежду и обувь, строительный материал и лекарство, лакомство и пиво. Первые два-три года древесина бамбукового стебля достаточно мягкая, лишь потом она желтеет и становится настолько твердой, что из нее изготовляют мечи, не уступающие по прочности стальным. Когда рубят такой бамбук, из-под топора летят искры. Растения цветут нерегулярно, раз в 7, 14, 20, 30 и 39 лет. Все особи одного вида зацветают в одном и том же году, даже если они растут в разных концах света. Вот такое это необычное растение. Бамбук Самой большой скоростью роста обладает один из родственников бамбука – злак листоколосник съедобный (Phyllostachys edulis), в диком виде встречающийся на юге Китая. Ежесуточный прирост побегов этого растения достигает 40 см, т.е. 1,7 см в час. Всего за несколько месяцев листоколосник вырастает на 30-метровую высоту, достигая 50 см в диаметре.


А знаете ли Вы, что… Самые крупные в мире плоды растут на травянистом растении обыкновенной тыквы (Cucurbita pepo) – они могут иметь вес более 92 кг. Больше всего белка в семенах – 61% – содержит бобовое растение люпин (род Lupinus). Однако наряду с белком семена люпина содержат ядовитые алкалоиды, что не позволяет использовать их в питании. Люпин Оно относится к семейству пасленовых, как наши обычные картофель и помидоры. Его цветки и плоды внешне тоже очень напоминают наши помидоры. Но красные (как помидоры) или фиолетовые (как баклажаны) плоды этого растения сладки на вкус. Так как плоды древесного помидора Есть древесные помидоры (тамарилло - tamarillo) происхождением из Бразилии. Но ни на родине, ни в какой другой стране кроме Новой Зеландии, в культуре это растение не встречается. Это небольшое, высотой 2-3 м, вечнозеленое дерево с плоской зонтичной кроной, живущее 8-10 лет. очень нестойки при хранении и не выдерживают длительных перевозок, то вся продукция употребляется на месте, без экспорта. Кроме сахарной свеклы, много сахара получают из сахарного тростника, в мякоти стеблей которого содержится 18% и больше сахара. Есть еще и сахарный клен, произрастающий в Северной Америке, сахарное сорго, выращиваемое в Китае, сахарная пальма, которая растет в Индокитае и на островах Малайского архипелага. К сахароносным растениям можно отнести арбуз и дыню. Существует «конфетное дерево», или «сладкоежка». Плоды этого дерева сидят на мясистых, утолщенных плодоножках, которые содержат в себе много сахара. Употребляют плоды сырыми после их созревания. В листьях стевии Ребо (Stevia rebaudiana) – растения из семейства сложноцветных, родом из Южной Америки, – содержатся гликозиды стевин и ребодин, которые в 300 раз слаще сахара. Плоды древесного помидора


Самым высоким деревом на Земле в настоящее время считается секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens). Самое крупное из достоверно измеренных в прошлом веке деревьев росло в Национальном парке секвой США, имело высоту 120 м и называлось «Отец лесов». Самая высокая из живущих ныне секвой растет в штате Калифорния. Ее высота в 1964 г. составляла 110 м 33 см. Дерево имеет собственное имя «Говард Либби». Близок по размерам к секвойе вечнозеленой и секвойя дендрон, или мамонтовое дерево (Sequoiadendron giganteum). Самыми высокими цветковыми растениями на Земле являются австралийские эвкалипты (Eucalyptus, семейство миртовых). Самыми высокими эвкалиптами, существующими сейчас, считаются два дерева, относящиеся к виду эвкалипт царственный (Eucalyptus regnans). Один из них имеет высоту 99,4 м, а другой – 98,1 м. Самым « жароустойчивым » сухопутным растением является верблюжья колючка (Alhagi camelorum, из семейства бобовых). Она выносит температуру до +70 о С. Побеги деревьев родов береза (Betula, семейство березовых), тополь (Populus, семейство ивовых) и – из голосеменных – лиственницы (Larix) отличаются большой холодостойкостью. Они способны выдерживать охлаждение до –196 о С. Черенки черной смородины (Ribes nigrum, из семейства крыжовниковых) способны выносить охлаждение до –253 о С, не теряя после оттаивания способности к укоренению. Однако, это потенциальная холодостойкость растений, установленная в условиях лаборатории. На полюсе же холода в северном полушарии березы и лиственницы переносят понижение температуры до –71 о С. Черная смородина


Одна из самых крупных листовых почек (укороченных будущих побегов) – кочан капусты. Вес кочана капусты может достигать более 43 кг. Рекордсменом по площади, занимаемой кроной, считается индийский баньян, или фикус бенгальский (Ficus bengalensis, из семейства тутовых). Этот фикус образует на боковых ветвях большое количество воздушных корней, которые, достигая земли, укореняются и превращаются в ложные стволы. В результате огромная крона дерева держится на корневых подпорках. Самый известный из баньянов растет в ботаническом саду города Калькутты. В 1929 г., когда производились измерения, окружность его кроны превышала 300 м (чуть менее 100 м в поперечнике), а число «стволов» – воздушных корней – достигало 600. Самую плотную древесину, которая в 1,5 раза тяжелее воды, имеет пиратинера (род Piratinera, из семейства тутовых), растущая в Гайяне. Почти такой же плотной древесиной обладает гуайяковое, или бакаутовое, дерево (Guajacium officinale, из семейства парнолистниковых). Плотность ее составляет 1,42 г/см 3. По прочности древесина бакаутового дерева почти не уступает железу. Самым «длинным» деревом на Земле является лиановидная пальма ротанг (род Calamus, семейство пальмовых). Ее общая длина, по разным данным, достигает от 150 до 300 м. Интересно, что диаметр ствола в основании при этом не превышает у ротанга нескольких сантиметров. Стебли ротангов тянутся с дерева на дерево, удерживаясь на растениях-подпорках с помощью крепких шипов, расположенных на средних жилках крупных перистых листьев. Самым старым деревом на Земле считается тоже голосеменное растение – сосна остистая (Pinus longaeva или P.aristata), растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. Одним из самых солеустойчивых наземных растений является солерос (Salicornia europea, из семейства маревых). Он растет на морских побережьях и солончаках при концентрации солей в грунтовых водах до 6%. А его семена всходят даже в 10%-ном соляном растворе.


ПризнакВидМесто произрастанияВозраст, размеры Самое старое дерево Сосна остистая (Pinus aristata) США, Невада, в горах на высоте м лет Самое большое дерево Секвойя дендрон гигантский или мамонтовое дерево (Sequoiadendron giganteum) США, КалифорнияВысота 83 м, окружность 24 м Самое высокое дерево Секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens) США, КалифорнияВысота м Самое толстое дерево Каштан посевной (Castanea sativa) СицилияОкружность пяти сросшихся стволов в 1875 г 64.2 м, возраст лет Самое быстро-растущее растение Эвкалипт (Eucaliptus deglupta) Новая Гвинея10.6 м за 1 год и 3 месяца Самое большое водное растение Виктория амазонская (Victoria amazonica) Южная АмерикаЛист м, цветок см С самыми большими цветами Раффлезия Арнольда (Rafflesia arnoldii) СуматраЦветок 90 см, вес цветка 9 кг С самыми большими соцветиями Пуйя Раймонда (Puya raimondii) Боливия Соцветия 2.4 м, высота соцветия 10.7 м, до 8000 цветков Самое маленькое цветковое растение Вольфия бескорневая (Wolffia arrhiza) Водоемы умеренного пояса и тропиков мм

Конспект занятия "Путешествие в мир растений" для детей среднего дошкольного возраста по формированию у детей целостной картины мира и расширению кругозора. Данный материал могут использовать в своей работе педагоги дошкольных учреждений и экологи детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

государственное образовательное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 48 «Сказка»

Конспект занятия

«Путешествие в царство растений»

Старший возраст

Воспитатель первой квалификационной

детского сада № 48 «Сказка»

г. Нарьян-Мар

2013г.

Тема . Путешествие в мир растений.

Цели . Ввести и обосновать классификацию растений. Подвести к выводу, что растения– это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить различать дикие и культурные растения. Вспомнить, почему цветы красивы и душисты.

Оборудование: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, колоски ржи и пшеницы, дидактическая игра «Живая и неживая природа», цветик-семицветик, увлажнитель воздуха с запахами ромашки, костюм Василисы Премудрой, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.

Конспект.

  1. Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая.

Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки!

Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок)

Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное)

Не огонь, а жжется (крапива - трава)

Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает,

Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное)

  1. О чем мы загадки отгадали?
  2. Как назвать это одним словом?
  3. На какие виды делятся все растения (травы, деревья, цветы, кусты)
  4. Какая это природа?
  5. Что мы еще называем живой природой?
  6. А почему растения это живая природа?
  1. Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)

Вырастает стебелек, появляется листок.

Солнышко сияет, стебелек подрастает.

Вот подрос стебелек, распустился там цветок.

Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.

Вот подул ветерок, закачался стебелек.

Ветер все сильнее, стебелек все слабее.

Ветер тише, стебелек все выше, выше!

  1. Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера.
  2. Познавательная задача «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное)
  1. Почему «кукуруза» - культурное растение?
  2. Какие растения называем дикими?
  1. Дидактическая игра « Найди дикие и культурные растения»
  1. Путешествие в среду обитания растений.
  1. А, где же растут растения? (в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду)

- Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик.

  1. Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим слова (волшебные)

Ты лети,лепесток, через запад на восток, через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели

Отнести нас в царство растений!

  1. Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».
  1. Куда же мы попали?
  2. Какие цветы вы узнали?
  3. Назовите цветок, на который сядет бабочка.
  4. Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы?
  5. Чем они вам нравятся?
  6. А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми?
  1. Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами:

Кто прилетают к цветам?

Что они там делают? (насекомые)

Незаметно к лапкам насекомых прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти.

Так зачем же цветы так красивы? (они хотят, чтобы у них появились детки –семена)

А, кто помогает появиться семенам?

Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян.

  1. Физминутка. Звучит «Вальс цветов». Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы.

10. Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц.

  1. Куда мы попали?
  2. Какие здесь растут растения?
  3. Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички).
  4. Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их.

Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву.

  1. А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям)
  2. У каких растений мы побывали в гостях? Это культурные или дикие растения?

А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад и поможет нам опять лепесток. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад).

Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений.


Наше путешествие в мир растений

Как часто мы гуляем во дворе и не замечаем, что нас окружает вокруг удивительное царство - царство растений.



Рядом с футбольным полем растет этот белоснежный цветок в серединке которого маленькое солнышко.
Ромашка не только радует глаз, она еще и является лекарственным растением. Отвар ромашки используют при воспалениях, когда болит горло. А учёные древности советовал применять ее в качестве противоядия при укусах змей!

А если вдруг я упаду, играя в догонялки, то мне поможет неприметный подорожник. В листьях этого растения содержатся витамин С, каротин и фитонциды.

Еще, я люблю собирать одуванчики, как только потеплеет. Эти яркие цветы можно встретить рядом с домом, а в парке их видимо - невидимо. Девочки из них плетут венки. А когда одуванчики станут белыми и пушистыми, можно дунуть, и белые парашютики разлетятся кто куда, чтобы, в скором времени, опять расцвести и радовать нас. Одуванчик – растение целебное и очень полезное. Он может помочь в лечении заболеваний печени, воспалительных заболеваниях почек, при отравлениях.

Как интересен мир растений! Для того чтобы его изучать, не обязательно отправляться в далекое путешествие. Просто осмотритесь внимательно вокруг, сколько интересного рядом с нами.


Муниципальное бюджетное
государственное образовательное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 48 «Сказка»
Конспект занятия
«Путешествие в царство растений»
Старший возраст
Воспитатель первой квалификационной
категории по познавательному развитию
детского сада № 48 «Сказка»
г. Нарьян-Мар
2013г.
Тема. Путешествие в мир растений.
Цели. Ввести и обосновать классификацию растений. Подвести к выводу, что растения– это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить различать дикие и культурные растения. Вспомнить, почему цветы красивы и душисты.
Оборудование: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, колоски ржи и пшеницы, дидактическая игра «Живая и неживая природа», цветик-семицветик, увлажнитель воздуха с запахами ромашки, костюм Василисы Премудрой, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.
Конспект.
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая.
- Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки!
-Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок)
- Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное)
- Не огонь, а жжется (крапива - трава)
- Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает,
Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное)
О чем мы загадки отгадали?
Как назвать это одним словом?
На какие виды делятся все растения (травы, деревья, цветы, кусты)
Какая это природа?
Что мы еще называем живой природой?
А почему растения это живая природа?
Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)
Вырастает стебелек, появляется листок.
Солнышко сияет, стебелек подрастает.
Вот подрос стебелек, распустился там цветок.
Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.
Вот подул ветерок, закачался стебелек.
Ветер все сильнее, стебелек все слабее.
Ветер тише, стебелек все выше, выше!
Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера.
Познавательная задача «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное)
Почему «кукуруза» - культурное растение?
Какие растения называем дикими?
Дидактическая игра « Найди дикие и культурные растения»
Путешествие в среду обитания растений.
А, где же растут растения? (в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду)

Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик.

Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим слова (волшебные)
- Ты лети,лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели
отнести нас в царство растений!
Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».
Куда же мы попали?
Какие цветы вы узнали?
Назовите цветок, на который сядет бабочка.
Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы?
Чем они вам нравятся?
А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми?
Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами:
- кто прилетают к цветам?
-что они там делают? (насекомые)
Незаметно к лапкам насекомых прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти.
- Так зачем же цветы так красивы? (они хотят, чтобы у них появились детки –семена)
- А, кто помогает появиться семенам?
Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян.
Физминутка. Звучит «Вальс цветов». Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы.

10. Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц.
Куда мы попали?
Какие здесь растут растения?
Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички).
Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их.
Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву.
А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям)
У каких растений мы побывали в гостях? Это культурные или дикие растения?
- А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад и поможет нам опять лепесток. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад).
- Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений.

Внеклассное занятие по биологии

"Путешествие в мир растений".

Цели:

Образовательная: закрепление ирасширение знаний о многообразии растений, их классификации, значении в природе и для человека; углубление знаний о растениях Карелии.

Воспитательная: привитие интереса к изучению мира растений, его разнообразию, значению.

Коррекционно-развивающая: коррекция мышления через сравнение, исключение, обобщение, умозаключение.

Формы работы:

    групповая,

    индивидуальная,

    фронтальная.

Методы:

    словесный (эвристическая беседа),

    наглядно-образные (натуральные объекты, гербарии).

Оборудование:

  • гербарии растений изученных семейств,

    натуральные овощи, фрукты, варенье нескольких видов, замороженные ягоды: клюква, морошка, брусника, черника, ежевика, хлебобулочные изделия, крупы, консервированная морская капуста, мхи, лишайники, плаун булавовидный, ель, сосна и др.

    набор карточек с названием семейств,

Ход занятия.

1.Настрой.

Внимание! Поприветствуем друг друга и гостей улыбками.

Кто в этом зале любит путешествия? Как и на чем можно путешествовать? (Пешком, на велосипеде, на поезде, на самолёте, на корабле и т.д.)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и побудем в роли исследователей, узнаем новое, вспомним известное. Мы будем путешествовать мысленно, вспомним всё о растениях, что изучили за целый год.

Участники разделены на 2 команды: «Знатоки». «Умники».

За активность и дополнительные ответы команды получают жетоны – тыквенные семена, которые должны брать сами капитаны из одной коробочки и класть себе в «копилку».

2.Актуализация знаний.

Работа с ММП.

Слайд 1 . Задание : Отгадайте название нашего занятия. «Путешествие в мир растений».

По очереди открываются слова на слайде, после отгадывания обучающимися, что находится в «Черном ящике», превращаясь в название встречи.

Задания: «Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (Семена подсолнечника) .

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора. (Яблоко).

4. Эта овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Она используется в пищу, причем очень вкусны её видоизмененные подземные побеги - клубни. (Картофель).

Слайд 2 .Что такое растения?

Растения – это биологическое царство , состоящее из многоклеточных организмов . Включает в себя: низшие растения – водоросли; высшие споровые: мхи , плауны , хвощи , папоротники и высшие семенные: голосеменные и цветковые растения .

Задание: На столах – «лесных полянках», куда мы попали, «растут» разные растения (живые экземпляры: ветки ели, сосны, их шишки, ветки черники и брусники, 2 вида мхов, мать и мачеха, одуванчик). Назвать растение и к какой группе оно относится?

Слайд 3. Беседа. Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).

Вывод: без растений невозможна жизнь на Земле.

На доске висит табличка - условия путешествия:

Читают все хором.

Путешествуем мы дружно!

Ссориться совсем не нужно!

Мы друг другу помогаем!

Весело, задорно в конкурсах играем!

3.Разминка.

Настрой. Давайте думать, вспоминать, давать полные ответы.

Отправляемся в путешествие. За правильные ответы и какая команда выиграет в конкурсе, капитаны берут жетоны.

Слайд 4. Многообразие царства растений.

Вопрос: Как называется растение-хищник, растущее на болотах Карелии? (Росянка).

4. Конкурсная часть.

Слайд 5. Определите растение и его жизненную форму. Сосна.

Вопрос по слайду: Сколько лет может расти сосна? Самая старая сосна – 5100 лет.

Поднимают сигналы: Д – дерево, К – кустарник, Т - трава.

Слайд 6. Крапива

Слайд 7. Ель.

Слайд 8. Брусника.

Конкурс. “Карельская ягода”.

Команде предлагаются замороженные ягоды, среди них ежевика, определить, какая ягода растет в Карелии, а какая нет.

Слайд 9. Берёза.

Вопрос: Как мы можем использовать берёзу? Какая команда больше назовет значений березы, не повторяясь.

Слайд 10. Вспомним разнообразие растений.

Слайд 11. Водоросли.

Конкурс «Это вкусно». Какая команда быстрее съест морскую капусту, передавая тарелку по кругу.

Слайд 12. Мхи.

Вопрос: Найти среди мхов кукушкин лен, сфагнум.

Слайд 13. Споровые растения.

Слайд 14. Плауны. Хвощи.

Вопрос: Как называется этот плаун, растущий у нас в лесу? Почему его нужно охранять? (Показ плауна булавовидного).

Слайд 15. Папоротники. Назовите одним словом эти растения? Демонстрация гербария папоротника орляка и щитовника.

Слайд 17. Отгадайте кроссворд.

Слайд 18. Покрытосеменные или Цветковые.

Объясните оба эти названия.

Вопросы: Какие плоды у яблони, вишни, грецкого ореха, огурца, дуба, подсолнечника? (Сухие, сочные).

Что значит семечковые и косточковые плоды? Приведите примеры.

Слайд 19. Определите семейство. Паслёновые.

Слайд 20. Розоцветные.

Слайд 21. Малина.

Конкурс «Определить варенье». Капитаны команд с закрытыми глазами определяют из трех варений малиновое варенье. Кто быстрее.

Вопрос: Где у нас растет малина?

Слайд 22. Бобовые (Мотыльковые).

Вопрос: Почему бобовые ещё называют и мотыльковыми?

Слайд 23. Арахис.

Конкурс «Добудь арахис» За 1 минуту нужно почистить арахис, кто больше.

Пока участники трудятся, проводится викторина с залом.

Викторина для зала.

1. Это дерево – долгожитель, оно живёт до 5 000 лет. У него один из самых «толстых» стволов: в окружности он может достигать до 40 метров. (Баобаб)

2. Великаном среди деревьев считается это дерево, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров. Более того, это самые быстрорастущие растения, известны случаи, когда отдельные экземпляры прибавляли в росте до 5 метров в год. (Эвкалипт)

3. Эти растения могут накапливать в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна. Некоторые виды этих растений могут обходиться без воды до 2 лет. (Кактус)

4. Самая высокая трава в мире. Она растёт со скоростью 1 см в день и достигает 33-метровой высоты. (Бамбук)

5. Самый распространённый на Земле овощ. (Лук)

6. Первые плоды этого растения появились в Африке, в Египте, более чем 4 тысячи лет назад. Об этом свидетельствует древние египетские рисунки, на которых изображён этот сладкий плод. Это самая крупная ягода. (Арбуз).

Слайд 24. Сложноцветные.

Слайд 25. Мать и мачеха.

Вопросы: Почему так назвали растение? Что появляется первыми: листья или цветы?

Слайд 26. Лилейные.

Слайд 27. Лук.

Конкурс «Добудь фитонциды» Кто быстрее почистит из команды лук, разрежет на 4 части и разделят вместе на отдельные листочки.

Слайд 28. Хлебные, зерновые злаки.

Вопросы: Что значит хлебные и зерновые злаки? Что из них получают?

Слайд 29. Минута памяти. Берегите хлеб!

Конкурс «Рассортируйте растения». По команде нужно разложить гербарии бобовых злаковых растений на 2 группы, кто быстрее.

Слайд 30. Растения – вестники весны.

Наступила весна и мир растений, по которому мы путешествуем, оживает, жизнь продолжается.

Вопрос: Объясните, почему эти цветы назвали вестниками весны?

Слайд 31. Зеленая аптека.

Конкурс «Я лечусь». Какая команда назовет больше лекарственных растений и что они лечат.

5.Подведение итогов путешествия.

Подсчет жетонов – тыквенных семечек. Объявление победителя.

Слайд 32. Рефлексия. Предлагается обучающимся выбрать свое начало предложения.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…

Слайд 33.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

«Проблемный вопрос»

1 команда. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

(Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью).

2 команда.

У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните почему?

(Сосна светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).

Блиц-опрос.

1.Цветок для гадания (ромашка)

2.Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)

3.Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)

4.Из цветков, какого растения делают красный чай (каркаде)

5.Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

6.У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)

7.Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)

8.Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)

9.У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

10.Растет ли дерево зимой? (нет)

11.Это дерево называют «плакучим» (ива)

12.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

«Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника) .

2. В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора.

4. Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Он используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги - клубни.

Конкурс «Живая буква»

Капитаны команд вытягивают по очереди буквы алфавита. Назвать на эти буквы растения, кто больше.

Конкурс. “Кто быстрее?”

Перед командами кладутся гербарные листы без названия вида. По сигналу учителя ученики распределяют 2 семейства растений в две группы. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее и правильнее.

Конкурс (капитанов). “Слепой ботаник”.

Капитанам команд завязывают глаза и они с закрытыми глазами должны определить, на вкус растение и его семейство. Конкурс. Кто больше песен назовет о растениях.

Просмотр содержимого презентации
«внек 14год путешествие в м р»

Отгадайте название.

Путешествие

в

мир

растений.


Растения – это биологическое царство, состоящее из многоклеточных организмов. (350 тыс. видов)

Низшие: Высшие споровые:

Водоросли Мхи, плауны, хвощи,

папоротники

(1 тыс. видов) (280 тыс. видов)


Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека?

Выделяют кислород, поглощая углекислый газ.

Поглощают шум, очищают воздух от загрязнения.

Человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички.

Строят дома, делают поделки.

Используют для изготовления лекарственных препаратов.

Эстетическое значение.


Царство растений содержит разные виды, от маленьких водорослей до огромных деревьев, даже хищников.

росянка


Это дерево жгут в печах, используют как телеграфные столбы, как шпалы под железными дорогами, как опоры в угольных и рудных шахтах. Из её древесины изготавливают искусственный шёлк и кожу, пластмассы, целлофан, бумагу, скипидар, канифоль, лаки и лекарства.

Сосна


Самое распространенное ранневесеннее пищевое растение. Обладает кроветворным, кровоостанавливающим, противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим и регулирующим обмен веществ действием.

Крапива


Из древесины этого дерева получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк, шерсть, кожу, спирт, глицерин, пластмассу. Для нас это дерево – преддверие праздника.


Небольшой вечнозелёный кустарничек до 20 см высотой. Плоды – красные, сочные ягоды, созревающие в августе – сентябре. Отвар листьев применяют при ревматизме, воспалении почек, простудных заболеваниях.

Брусника


Из древесины этого дерева получают фанеру, мебель, посуду, метиловый спирт, уксус, ацетон. Препараты, изготовленные из почек и грибов, растущих на этом дереве, используют для лечения различных заболеваний. Сок, содержащий 20% сахара, используется для приготовления лечебных сиропов. Из коры получают дёготь и смазочные материалы. Мастера изготавливают из бересты корзинки, солонки, хлебницы.

Берёза









Кроссворд «Хвойные деревья»



картофель

перец

физалис

томат

баклажан


1. Роза;

2. Шиповник;

3. Яблоня;

4. Груша;

5. Персик;

6. Абрикос;

7. Слива;

8. Вишня;

9. Черешня;

10. Айва;

11. Малина;

12. Ежевика;

13. Земляника;

14. Клубника;

15. Миндаль;

16. Ирга;

17. Рябина;

18. Арония;

19. Черёмуха;

20. Боярышник


У тебя температура

Подскочила невзначай?

Пей не горькую микстуру,

А пей с ней ты сладкий чай.

Не найти лекарств вкуснее,

Уж поверь, на слово мне.

От неё ты пропотеешь,

И опять здоров вполне.


  • Бобы;
  • Горох;
  • Фасоль;
  • Соя;
  • Люпин;
  • Клевер;
  • Мышиный горошек;
  • Чина;
  • Вика;
  • Донник;
  • Люцерна;
  • Арахис

чина

вика

донник

люцерна


Арахис (земляной орех)


  • Подсолнечник;
  • Салат;
  • Астры;
  • Хризантемы;
  • Георгины;
  • Бархатцы;
  • Маргаритки;
  • Ноготки (календула);
  • Ромашка;
  • Тысячелистник;
  • Мать-и-мачеха;
  • Одуванчик;
  • Василёк;
  • Лопух;
  • Бодяк;
  • Цикорий

Если кашель вас замучил,

воспаленье началось,

Эта трава готова

Помочь больным и всем здоровым.


  • Лилия;
  • Лук;
  • Чеснок;
  • Ландыш;
  • Тюльпан;
  • Алоэ;
  • Спаржа;
  • Гиацинт;
  • Вороний глаз;
  • Пролеска

Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы


  • Пшеница;
  • Рожь;
  • Ячмень;
  • Кукуруза;
  • Овёс;
  • Рис;
  • Просо;
  • Тростник;
  • Бамбук;
  • Мятлик;
  • Ковыль;
  • Пырей

пшеница

ячмень

рожь

овёс

просо

ковыль

пырей

мятлик



Гусиный лук

Хохлатка

Медуница

Ветреница дубравная

Пролеска голубая



Рефлексия.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…