Джинн в коробке. Конспект урока на тему «Кир Булычев «Джинн в коробке. нереальные события выдуманные герои

Был обычный мартовский день, который не предвещал ничего странного. На улице было людно и шумно. Около киоска остановилась сверкающая машина. Из нее вышел молодой человек в шикарном темносинем костюме, осмотрелся по сторонам и подошел к киоску.
- Зажигалки есть?- спросил он, приблизясь к окошку киоска.
- Зажигалки закончились, есть только спички.
- Ну ладно, давайте, - сказал недовольным голосом он.
Было трудно вспомнить,когда в последний раз он пользовался спичками. С ним всегда была его любимая зажигалка ZIPPO, а тут как назло забыл ее дома, а курить хотелось жутко. Он взял спичечный коробок и пошел к машине. Сев в нее, он достал из своего портсигара свои любимые сигареты, которые специально для него привозили из Кубы. Достав спичку,он провел ее по боковой стороне коробка. Но вдруг, вместо пламени появился маленький зеленый человечек величиной со спичечную коробку. Парень опешил, протер глаза и подумал, что больше не будет мешать водку с коньяком.

Парень начал лихорадочно вспоминать, есть ли у него знакомые психологи. Наверное, заработался, он так и думал, что последняя сделка с японцами ему так легко не обойдется.
- Слушаю твое первое желание,- джин все не унимался, да и исчезать как видно не собирался.
- Ты хочешь сказать,что исполняешь желания? - парень все-таки решил выйти на контакт
- Да, мой господин. Исполняю мелкие желания, могу накрыть на стол, убрать дома, решить задачи по математике,но только до 8 класса (если честно, в вышей математике я не силен), ну и еще всякую-всячену по мелочи. Исполняю желания по колличеству спичек в коробке.
- Ну а денег принести можешь?
- Если копейками, то да.
- Путешествие?
- Только если в Сарви.
- Но это же 40 км на юг от города.
- Ну я же говорил небольшие желания.
- Эй малыш, ты мне такой не нужен. По мелочи мне все и мои работники сделать могут, так что в твоих услугах я не нуждаюсь.
Сказав это,он опустил стекло машини и выбросил со злостью коробок на тротуар и нажав на педаль газа, умчался вверх по улице.
Именно в этот момент рядом с машиной прохоидила девочка в лохмотьях. На вид ей было лет 15, стройная с болшими карими глазами и длинными каштановыми волосами, она походила на маленькое чудо,звали ее тоже необычно - Весна. Она испугалась резко двинувшейся машины и отпрянула в сторону,прямо туда, куда приземлился коробок. Увидев его, девочка очень обрадовалась, наконец-то достоинная находка: этот коробок поможет согрется ночью. побродив еще немного по улице и подобрав кое-что по мелочи,она отправилась на окраину города, там где начинался район бедняков. В самом последнем доме, который был заброшен еще десяток лет назад, на чердаке и жила эта девочка. Она быстро взбежала по лестницам,и приоткрыв маленькую чердачную дверцу, взобралась наверх. Как только она оказалась в маленькой чердачной комнатке, к ней бросились двое ребятишек. Это были ее брат и сестра. Сестренке, Аннушке, было 9, а братику Мику только исполнилось 5. Каждый день они ждали возвращение сестры с нетерпением. Весна была старшей в семье, она была их кормилицей. Из различных вещиц, которые для других казались мусором, она могла собрать оригинальные сувениры и куклы, которые она по дешевке продавала одной старушке, продавщице из лавки древностей. Вырученых денег еле хватало на еду. А когда-то все было по-другому, когда-то у них был дом и семья и они никогда не ложились спать на голодный желудок. Но в один день все поменялось, пришел человек и сообщил,что их мама с папой больше не вернуться и что их отведут в детский дом. Там они пробыли не долго, их хотели разлучить и им пришлось бежать. Так они и обустроились на чердаке этого заброшеного дома, и с тех пор она стала кормилицей своей маленькой,но дружной семьи.
Сегоднечная добыча не была слишком богатой: кроме спичечного коробка, она нашла несколько пуговиц, толстую проволку, бутылку с пробкой и маленький желтый камешек. Девочка положила все свои находки на небольшой столик.
- Давайте поужинаем, я сумела выпросить у булочника старый хлеб, сейчас разогрею вчерашнюю похлебку и сядем за стол.
Она подошла к маленькой печке, открыла дверцу и взяла в руки коробок. Как только спичка коснулась поверхности коробка, опять появился маленький зеленый джин.
- Здраствуй о светоч. Приветствует тебя Абраим Ибл Амед Ди Ашар Третий, джин из спичечного коробка. Рад служить тебе и исполнять твои желания.
Сказав это джин сделал глубокий поклон. Девочка от изумления выронила коробок из рук.
- Будь поосторожнее,о госпожа, не повреди дома моего.
- Кто ты?- сказала она, прижавшись к печке.
- Как я уже сказал я Абраим Ибл Амед Ди Ашар Третий, джин из спичечного коробка. Исполняю мелкие желания по колличеству спичек в коробке. Прошу тебя, о свет очей моих, не надо выкидывать меня, хоть я и не исполняю больших желаний,но в маленьких я настоящий спец.
- А еду ты можешь нам достать?- спросила она с недоверием.
- Сколько пожелаешь, юная госпожа.
-Правда?
- Стоит только загадать, - сказал джин, подмигнув малышке.
- Тогда я загадываю, чтобы у нас сегодня было столько еды, чтобы мы смогли наесться.
- Слушаюсь и повинуюсь,- сказав это, джин хлопнул в ладоши и в этот же момент на столе появилось несколько блюд,наполненных едой. Весна начала хлопать в ладоши от радости,наконец они смогут поесть свежей еды не думая ни о чем.Весна позвала Аннушку и Мика к столу и познакомила с джином. Больше всего джин понравился малышу.Тот долго его рассматривал с улыбкой на лице. Поужинав детишки убрали со стола и закутавшись в рваное одеяло начали устраиваться прямо в углу на полу. Увидев это, Абраим изумился.
- Госпожа моя, если захотите, я могу устроить вам удобное место для ночлега.
- Ты и это можешь?
- Да, о первый цветок после засухи.
- Тогда если тебе не сложно, Абраим, сделай так,чтобы нам было удобно спать.
- Слушаюсь и повинуюсь,- в это же мгновение появилась небольшая кровать с новым постельным бельем.Дети очень обрасовались,они быстро перебрались в новую постель и укутались потеплее. Весна посмотрела на Абраима и сказала:
- Спасибо тебе большое. Ты настоящий волшебник.
Абраим очень удивился, его никогда не благодарили за свою работу и тем более не называли настояшим волшебником. Ему было очень приятно.
Так прошло несколько дней. Чердак старого дома наполнился теплом и уютом. С помощью Абраима дети оставались сытыми и довольными. Ну а джину доставалась похвала и нежное обращение. Но как этого и стоило ожидать, пришел день, когда в коробке осталась всего одна спичка.
- Я не знаю,что загадать, - сказала она с печалью в голосе, - Я не хочу, чтобы ты уходил. ты стал для нас родным
Глаза девочки налились слезами.
- Не надо плакать, о биение моего сердца. Вы тоже стали для меня родными. Вы были первыми людьми за сотни лет,которые оценили мои труды и благодарили меня. Но, к сожалению, таков мир, нам надо расставаться.
- Не надо, пожелуйста. Не уходи так же, как наши мама с папой. Мы не хотим потерять и тебя тоже.
У Абраима сердце сжалось от этих слов. Многие хотели,чтобы он остался,но не потому, что он им был дорог, они не хотели лишаться его способностей.
- Дитя мое, не расстраивайся. Когда-нибудь, если на то будет благославление лун,мы снова встретимся. А теперь, если у тебя нет желания,дай возможность мне загадать для тебя что-то особенное. Конечно я джин из спичечного коробка и могу исполнять только мелкие желания,но для вас,мои родные,мне хочется чего-нибудь особенного.
Весна лишь кивнула в ответ, утирая слезы с глаз.
- Тогда смело ложитесь спать,завтра утром вас будет ждать сюрприз.
Дети послушно забрались в свою новую постель и укутавшись,заснули, но спали они неспокойным сном.
На следующее утро открыв глаза, Весна не обнаружила рядом ни сестру,ни брата.Она сама была в каком-то непонятном месте.Это была уютная детская комната,заставленная разнообразными игрушками. Она испугалась,вскочила с кровати и выбежала из комнаты в большой корридор.
-Аннушка,Мики,- позвала она с надеждой.
Вдруг из соседней комнаты выбежали ее брат и сестра с таким же непонимающим взглядом на лице.
- Дети, быстро умываться и к столу. Я приготовила для вас завтрак.
Голос доносился из последней комнаты по корридору. Дети переглянулись и решили посмотреть,кто с ними говорил. Они, взявшись за руки,пошли к комнате,которая оказалась кухней. Там было двое взрослых. Мужчина сидел за столом с газетой в руках, а женщина в переднике стояла у плиты.
- Сони,наконец проснулись,- сказала женщина улюбаясь,- Вы, наверно,голодные. Быстро в ванную,а потом завтракать.Мы с папой вас ждем. После завтрака пойдем в парк есть мороженое.
Весна посмотрела на брата с сестрой. Неужели это и есть подарок Абраима?Неужели он подарил им семью?Но ведь он исполнял мелкие желания?А может для них сделал исключение.
Дети переглянувшись,бросились искать ванную.Им никак не хотелось спугнуть счастье.
Был обычный мартовский день, который не предвещал ничего странного. На улице было людно и шумно. Около входа в парк стояло пятеро,двое взрослых и трое детей,все были с мороженым. Они смотрели друг на друга и улыбались.В воздухе летало счастье.Неподалеку от входа в парк стояла дорогая машина, в которой сидел молодой человек в дорогом темносинем костюме. Он говорил по телефону о новой сделке с китайцами,а про себя думал,как же ему остачертела эта пустая жизнь.

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь); учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь) ; учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости - это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

Что такое фантастика? (Ответы)

Что такое фэнтези?

Что такое сказка?

Как различить эти виды литературных жанров?

К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) - расположение на глобусе.

С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.

2. Назовите главных героев произведения.

Где происходят описанные события?

Почему Алиса осталась без присмотра взрослых?

Что искали подводные археологи?

Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?

IV. Работа над темой урока.

1) Переходим к исследованиям.

Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения.

Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка-все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.

2) Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными, какими фантастическими качествами наделил их автор и для чего.

Анализ литературных героев.

Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Алиса. Кто она? Алиса - девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего - Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

Что реального и фантастического в портрете космонавта?

Космонавт. Описание космонавта.

С какой целью прибыл на землю?

Его отношение к жизни.

Составление синквейнов (по вариантам).

Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.

Продолжаем исследование.

Кто разрушил планы космонавта?

Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?

Почему произведение называется «Джин из коробки»?

Предложите свои варианты названий произведения.

Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?

Как вы думаете, как сложилась судьба космонавта?

1. Добро побеждает зло.

2. Дружба помогает преодолеть любые преграды.

3. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.

Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.

Закончите предложения:

Дружба-это…

Друг-это…

V. Рефлексия.

Какую гипотезу мы сегодня доказывали?

Какие факты привели в качестве доказательств.

(Описание пейзажа, герои произведения, характер героев повести, поступки героев повести, тема произведения, идея произведения)

- Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

VI. Оценки за урок.

Кого из наших научных сотрудников можно поблагодарить за стремление к познанию истины?

VII. Домашнее задание.

Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.

Через два дня Алиса, опасаясь, как бы джинн не умер от голода и не задохнулся, спросила, вытащив пробку:

У тебя все в порядке, Мустафа?

У меня все в порядке, - ответил джинн. - Но скоро я подохну от скуки. Ты должна отвести меня в гости к своим друзьям.

К каким?

К маленьким. Я не люблю больших друзей. Друг должен меня бояться, разве непонятно?

Алисе это было неприятно, но она не стала спорить с джинном.

И когда Алиса совсем уж было пришла в отчаяние, выход нашелся сам собой.

Ей позвонил старый папин приятель Герман Шатров.

Алиса, - сказал он, - вся Москва говорит, что у тебя живет настоящий джинн, куда страшнее любого дракона.

Алиса оглянулась, не подслушивает ли гость. Но гостя не было. Его голос доносился из кухни - Мустафа давал советы домашнему роботу Поле, как жарить курицу.

Живет, - призналась Алиса Герману. - Страшное дело. Весь дом ждет не дождется, когда же он нагостится.

А он что думает по этому поводу?

Ах, Герман, - сказала Алиса, - эти джинны живут так подолгу, что для них наше «долго» все равно что минутка. Не исключено, что он проживет у нас...

Пять лет?

Не пугай, - рассмеялась Алиса. - Я хотела сказать - до осени.

Почему не дольше?

Потому что все эти джинны страшно теплолюбивые. Он боится сквозняков, холода, ветров и даже росы. С минуты на минуту он ждет начала ледникового периода.

Послушай, Алиса, - сказал Герман. - А как ты смотришь на то, чтобы отдать мне твоего джинна недельки на полторы?

Замечательно!

Мы тут снимаем фильм. По старинной детской повести «Старик Хоттабыч». Ты не читала такую?

Этой повести больше ста лет. Написал ее писатель Лагин. Там рассказывается о том, как один мальчик, который жил у нас в первой половине двадцатого века, случайно нашел кувшин, где был спрятан джинн.

Трудно поверить.

Что джиннам у нас делать?

Ну, это фантастическая повесть! Это сказка! Ее очень любили дети двадцатого века.

И что же делал тот джинн? - спросила Алиса.

Они с мальчиком очень подружились, и постепенно джинн настолько привык к нашей стране, что решил никогда ее не покидать. Он даже устроился работать радистом на полярную станцию.

Зачем на полярной станции радист? - спросила Алиса.

Все это происходило очень давно. Тогда даже телевизора не было. Но книжка получилась веселая.

Старик Хоттабыч, так звали джинна, ходил в цирк, на стадион и всюду попадал в смешные истории. Фокуснику он решил показать, как делать настоящие чудеса, а футболистам подкинул на поле много мячей, чтобы им всем хватило. И вот, снимаем исторический фильм для детей о старике Хоттабыче.

А зачем вам нужен мой Мустафа?

Одного джинна мы нашли. Это пенсионер, чемпион мира по длине бороды. Добрейший старичок. Его теперь даже внуки Хоттабычем зовут. Но в фильме у нас должен быть еще один джинн, старший брат Хоттабыча по имени Омар Юсуф. Это отрицательный герой. Настолько отрицательный, что в конце концов от него отделались, запустив в космос. Как ты думаешь, твой джинн не согласится у нас сняться в такой роли?

Мустафа никогда не согласится быть плохим джинном, - сказала Алиса. - Он думает, что все джинны хорошие.

Вот именно! - рявкнул Мустафа, который незаметно вошел в комнату. - Кто решил, что я плохой джинн? Тогда он пускай готовится к смерти. От него останется порошок и мокрое место.

Герман Шатров смотрел на Мустафу, широко открыв глаза.

Это чудо! - воскликнул он. - Второго такого джинна нам никогда не найти. Теперь я понимаю, почему джиннов так боялись дети!

И не только дети, - поправил его Мустафа и почесал когтями волосатую голую грудь. - Меня боялись целые армии. Из-за меня убежал из Индии Александр Македонский. Ты его знаешь?

Читал, - осторожно сказал Герман.

Алиса подмигнула Герману. Мустафа опять выдумывал - он только вчера посмотрел по телевизору исторический фильм об Александре Македонском и страшно завидовал славе древнего полководца.

Чем ты мне заплатишь? - спросил Мустафа.

Боюсь, что рубинов, алмазов и жемчуга у меня нет, - признался Герман.

Этого добра у меня целые сундуки, - расхохотался джинн. - Ты меня соблазни чем-нибудь бесценным, чистым, как весенний цветок.

Я обещаю тебе славу, - сказал Герман.

Какую? Неужели ты дашь мне войско, чтобы победить твоего ничтожного соседа и стать славным полководцем?

Нет. Я обещаю тебе аплодисменты зрителей, цветы поклонниц, наградные вазы и миллион писем от почитателей.

Чепуха, - проворчал джинн, - я не умею читать и не намерен учиться. Пускай учатся слабые!

Тебе даже не надо учиться, - сказал Герман. - Мы дадим тебе секретаря, который будет читать для тебя все вывески и объявления. Конечно, если тебе некогда играть в кино, то скажи - и мы найдем другого артиста.

Только попробуй! - рассердился Мустафа. - Или я играю главную роль, или я разнесу на куски все твое кино.

Просто уж и не знаю, что тебе сказать, - произнес Герман.

Но глаза у него были хитрые и смеялись. Он заманил к себе Мустафу, хоть Мустафа думает, что это он сам решил играть в кино.

Мустафа обернулся к Алисе и спросил:

А что думает по этому поводу моя недостойная сестра?

Я всю жизнь мечтала сняться в кино, - сказала Алиса, - чтобы потом все жители Земли и всей Галактики видели меня на экране или по телевизору и говорили: «Какая красивая девочка! Какая талантливая актриса!»

Мустафа знал, что такое кино и что такое телевизор. По вечерам его было не оттащить от экрана, особенно если показывали мультики. Поэтому слова Алисы ему были понятны. Но все же он продолжал сомневаться.

А вдруг, - сказал он не очень уверенно, - они захотят посмеяться над несчастным доверчивым и добрым джинном!

Если ты заподозришь что-то подобное, - удивилась Алиса, - неужели ты не сотрешь с лица Земли всю съемочную группу, а заодно и всю киностудию?

Сотру, - согласился джинн и обернулся к экрану видеофона. - Я согласен сниматься в вашем ничтожном фильме. Но только попробуйте не заплатить мне аплодисментами и премиями!

Нужно ли говорить, что, когда Алиса привезла Мустафу на съемочную площадку, при виде настоящего дикого и злобного джинна все заверещали, а некоторые смертельно перепугались. Мустафе там понравилось.

Только старика Хоттабыча он не уважал. Он его щипал, дергал исподтишка за бороду и ругал по-арабски.

Так как снимали исторический фильм, то со всей Москвы, из всех театров и даже музеев на площадку свезли множество вещей и инструментов, которыми пользовались древние люди в середине двадцатого века. Когда Алиса пришла в первый зал, где подготавливали декорации, она там увидела вот что: трамвай, примус, галоши, чайник, железный утюг, гладильную доску, этажерку, покрытую кружевной салфеточкой, патефон, модель самолета биплана, кровать с никелированными шариками на спинке, красный галстук, много портретов всяких забытых людей с усами и лысинами, в париках и шляпах, корыто, подкову, колесо от телеги, амбарный замок, эмалированную кастрюлю, шесть сковородок, валенки с заплатами, лапти изношенные и лапти новые, прялку, сани, ящик гвоздей и шурупов, костыли, шелковый веер, керосиновую лампу, связку толстых свечей, сундук, ножную швейную машинку, карету и еще массу вещей, которые Алиса не успела разглядеть.

Среди всего этого богатства стояла костюмерша, а может, реквизиторша Оксана с толстой белой косой и розовыми щеками. От нее пахло земляникой, и она казалась случайно залетевшей на свалку бабочкой.

Что делать? - спросила она у Алисы.

И тут Алиса увидела, что в глубине зала, за грудами вещей, стоят пожилые и даже старые люди. Человек десять.

Девушка-реквизитор заметила удивление Алисы и объяснила:

А это наши консультанты. Мы позвали сюда самых ученых стариков и старушек, чтобы они объяснили нам, какие из этих вещей были в ходу в тысяча девятьсот тридцатом году, а какие еще раньше. Вот они и думают.

Это очень сложно, - сказала Алисе одна бабушка. - Мне вот сто двадцать лет, и я совершенно забыла, в каком году по Пушкинской площади ходил трамвай, а в каком - троллейбус.

А я стараюсь решить, - вмешался в разговор старик с бородой почти такой же длинной, как у джинна, - что было сначала, свечки или керосиновые лампы? А вы как думаете?

Сначала все грелись у костра, - сказала Алиса, - и ложились спать на закате.

Чепуха! - возразил Мустафа, который тоже стоял в зале, где были разложены вещи. - Сначала были светильники. Причем некоторые из них волшебные. У нас в Аравии рассказывают о недостойном отроке Аладдине, который вызывал джинна с помощью светильника. Так вот, я уполномочен заявить, что это - сказка, и только сказка! Ни один уважающий себя джинн не будет связываться со светильниками.

Старики и старушки попрятались среди перин, сундуков, и некоторые даже залезли в трамвай. Девушка-реквизитор покраснела, но решительно заявила:

Я попрошу вас не пугать консультантов. Мы обещали докторам и правнучатам консультантов не волновать их. Пожалуйста, уходите отсюда и не кричите.

Смелая девушка! - вдруг улыбнулся Мустафа. - И очень красивая. Я ее беру.

Куда же ты ее берешь? - спросила Алиса.

Я ее беру к себе в гарем, - сказал джинн. - Она будет моей младшей любимой женой.

А где же твои старшие и нелюбимые жены? - спросила Алиса. Она и не подозревала раньше, что у Мустафы есть семья.

Мои старшие жены, к сожалению, умерли от старости, - ответил Мустафа. - Я же джинн, а они просто женщины. Я должен откровенно сказать, что, когда эта ваша русская красавица умрет от старости, я все еще буду таким же молодым и крепким мужчиной, как сегодня.

Джинн подкрутил усы, вытащил свой золотой гребень и принялся их расчесывать, как кот, который вылизывает свою шерсть.

Нет, - сказала Оксана, - пожалуй, нам лучше обойтись без вас, господин Мустафа. У вас совершенно неподходящий характер.

А у тебя, красавица? - спросил джинн. - Разве у тебя не отвратительный характер!

Мой характер нравится моему жениху, к тому же я не люблю лысых ушастых брюнетов.

Я постригу уши, - ответил джинн. - Затем я растерзаю твоего жениха, а потом украду тебя на ковре-самолете.

Тут в зал вошел Герман Шатров вместе с режиссером картины, невысоким человеком по фамилии Юзовский.

Они так и замерли, увидев Мустафу.

Это то, что мне нужно! - воскликнул Юзовский. - Это самый настоящий Омар Юсуф, джинн-хулиган. Я искал его всю жизнь!

Он протянул джинну руку и сказал:

Рад с вами познакомиться. Мы будем работать вместе. Мы получим самые высокие премии! Я вам гарантирую «Оскара».

Джинн Мустафа не знал, что «Оскар» - это знаменитая премия, которую дают за лучшее кино. Поэтому он ответил:

Никакого Оскара мне не нужно. У меня и без него достаточно рабов. Я буду у вас сниматься, если получу в награду вот эту красавицу!

Пускай не мечтает! - обиделась Оксана-реквизитор. - Дожили! Только посмейте расплачиваться с актерами честными девушками! Профсоюз не даст меня в обиду!

Может быть, вам подойдет дворец? Или катер? Или космический корабль? - спросил режиссер.

Все призы и премию Мира! - крикнул Герман.

Или девица, или ничего!

Подождите, - сказала тогда Алиса. - Я знаю, что делать. Можно я одну минуту поговорю с джинном один на один?

Разумеется, никто не возражал.

Алиса потянула джинна в угол за позолоченную карету и шепотом сказала:

Я полностью на твоей стороне, Мустафа. Я согласна с тем, что тебе нужна новая младшая красивая жена.

Разумеется, - ответил Мустафа. - Представляешь, возвращаюсь я в свою аравийскую пещеру, и тут же открываются все кувшины, в которых сидят мои родственники. Они выглядывают оттуда и спрашивают: что же ты привез из отдаленного холодного будущего, Мустафа? А я откидываю чадру с моей младшей жены, и они умирают от зависти! И я остаюсь последним и единственным джинном на Земле.

Замечательно! - сказала Алиса. - Я представляю, как погибают от зависти Хасан, Максуд, Мухаммед...

Али, - подхватил Мустафа. - Другой Хасан, Саллахаддин, Хуссейн...

Но есть одна маленькая сложность, - прошептала Алиса. - Конечно, тебе она покажется пустяком. И ты даже рассмеешься. Но я, как друг, должна тебя предупредить.

Говори свой пустяк!

Ты не спросил, кто же жених этой девушки с золотой косой и розовыми щеками.

Наверно, какой-нибудь ничтожный студент-математик или, что еще хуже, поэт-песенник!

Ты не угадал, мой драгоценный Мустафа, - сказала Алиса. - Хотя ты даже знаком с ее женихом.

Конечно! Ее жених живет в Космическом зоопарке, в пруду, и его зовут Бронтя. Помнишь бронтозавра, большого, как гора? Это он, ее жених. Он очень любит свою невесту. Но я думаю, что, когда ты скажешь ему, что берешь Оксану в младшие жены, бронтозавр тут же заплачет и согласится с тобой.

Конечно, - важно кивнул Мустафа. - Он заплачет и убежит. И я его презираю за это. Ничтожная ящерица! Как я его презираю!.. И ты говоришь, что он посмел напроситься в женихи к этой девушке?

Но он же не знал, что ты приедешь сюда!

Конечно... - Мустафа задумался. Он думал минуты две и думал так настойчиво, что слышно было, как поскрипывают его мозги, когда мысли пробираются сквозь узкие извилины.

А знаешь что? - вдруг спросил Мустафа. - Я тут подумал... я подумал и решил. Зачем мне такая толстая некрасивая невеста? Обойдусь я без нее! Я найду себе лучше... может быть, подожду, пока ты подрастешь, и возьму тебя, Алиса, в младшие жены. Разве ты хуже этой щекастой девицы?

Кому что нравится, - скромно ответила Алиса.

Пускай они дадут мне все награды, которые этот фильм получил на международных и галактических фестивалях! - сказал джинн. - И еще пускай мне дадут этого самого Оскара. Он будет чистить мне лаковые туфли!

И девушка Оксана нам не нужна?

Какая еще Оксана? - удивился джинн. - Не знаю никакой Оксаны. Где режиссер? Мне не терпится начать сниматься в кино! Я покажу всему человечеству, какие добрые, интеллигентные и сообразительные бывают джинны.

И, подмигнув Алисе, джинн Мустафа зашагал в съемочный зал. Свой медный кувшин он держал под мышкой.

Вслед ему со страхом глядели консультанты и девушка Оксана.