Путешествие из валдая на мшенские родники. Беглец из лыкошино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-интернат №2»

Учебный проект «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

Исследовательский проект

История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.

Выполнил ученик 5 класса Виноградов Степан

Руководитель учитель истории Васильева Т.Г.

П. Лыкошино

2015г.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

(М. Владимов)

В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одно из них - День Победы. Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но зорче памятью сердца мы всматриваемся в них.

Война…Какое маленькое слово! А сколько крови, боли, слёз связано с этим словом! Не хочется и думать об этом. Но вот уже 70 лет страну нашу озаряет свет ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. Много это или мало? Как считать, что взять за точку отсчёта? Нелёгкой ценой досталась она. С тех времен человечество так и не живет спокойно!

Память….Человеческая память бережет и сохранит чего уже нет.

«Эта память верьте люди, всей земле нужна

Если мы войну забудем, вновь придет война»

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь, коснулись и моих близких.

Страшная весть ворвалась в их дома.

Руководитель: Васильева Татьяна Григорьевна, учитель истории и обществознания.

Название исследовательской работы: «Великая Отечественная война 1941-1945гг. в истории моей семьи».

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа-интернат №2» п. Лыкошино Бологовского района.

Вид работы: Исследовательский проект.

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор Word, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.

Цель проекта: увековечивание памяти моих предков, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Укрепление связи между поколениями.

Задачи:

Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность через проектную деятельность;

Изучить литературу, и выяснить что такое ВОВ;

Побеседовать с семьей ветерана;

Выяснить интересные факты из его жизни;

Рассказать это детям в школе.

Гипотеза: выяснив жизнь ветерана, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны.

Методы исследования: интервьюирование, проектирование.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет.

Глава I. Мы исследуем.

1.Актуальность и важность

Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений.

Нет села, нет семьи на территории Томской области, которых бы не коснулась Великая Отечественная война страшным известием о гибели родных, близких, друзей, товарищей.

Война прошла через судьбы всех народов Советского Союза. Тяжелым временем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей Бологовского района Тверской области.

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые проживут века, померкло, но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. В начале и взять было неоткуда – полстраны разрушено, а потом за гигантскими нашими планами – всё не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор не до них.

На современном историческом этапе заключается в новых взглядах на события Вов, а именно уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов народа. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Они сражались за Родину! Помним и гордимся!

70лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену - погибли более 27 миллионов человек. Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили Вас. Вы шли вперёд навстречу неумолимой опасности. Вы, участники и труженики тыла этой страшной войны - смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Ваш подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом.

Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности, даже самых высоких правительственных наград.

Глава 2. Исследование.

Я хочу рассказать вам о своих предках

Смирнова Евдокия Иосифовна, 1860-1932 гг., мама Зуевой Степаниды Фёдоровны (прапра-прабабушка моя)

1931 г Зуев Фёдор Андриянович, Зуева Степанида Фёдоровна, родители Савичевой Веры Фёдоровны (прапрабабушка и прапрадедушка мои)

1933 г Зуева Вера (прабабушка), Зуев Фёдор Андриянович (прапрадедушка Стёпы), Зуева Мария (сестра прабабушки), Зуева Степанида Федоровна (прапрабабушка Стёпы), сзади Зуев Пётр (брат прабабушки)

1934 г Зуев Пётр Фёдорович (брат моей прабабушки). Служил в армии до начала Великой Отечественной войны. Погиб в самом начале войны. Ничего о нём не знаем.

фотография от 12 декабря 1939 г. Зуев Пётр Фёдорович. Слева брат моей прабабушки.

30 марта 1941 гг. г. Перемышль, граница с Германией. Пётр Фёдорович Зуев (справа брат прабабушки)

Это срочная служба. В 1941 г он должен был демобилизоваться, но начались трагические дни для нашего народа, не мог он оставаться в стороне..


24 ноября 1936 г Андриянов Александр Фёдорович, служба в армии. (Фамилию раньше давали по отчеству отца) (брат моей прабабушки). Пришёл с армии, но от военкомата, по приказу Коммунистической партии Советского Союза его отправили в Белоруссию, там встретил свою любовь и женился. Вернулся в деревню Липское Бологовского района в 1940 г. с женой, родилась дочь Ирина. Когда началась война пришел в военкомат и добровольно ушел на фронт. Был Направлен на Северо-западный фронт. Он погиб в псковских землях. Прабабушка не знает где похоронен. Как дороги строчки, написанные неразборчивым почерком!

Перелистав страницу старого альбома, увидел знакомые глаза. МОЯ ПРАБАБУШКА на старой фотографии! Молодая, красивая, такая любимая!

Фотография 1944года ЗУЕВА ВЕРА ФЁДОРОВНА.

декабрь 1944 г. Город Рига. Сотрудники госпиталя (первый ряд вторая Зуева Вера Фёдоровна)

1944 г город Рига Зуева Вера Фёдоровна (верхний ряд первая)


25 декабря 1944 г. Город Рига. Зуева Вера Фёдоровна

Зуева (Савичева) Вера Фёдоровна родилась 17 августа 1923 г в большой крестьянской семье д. Липское Рютинского сельского совета. В семье было 8 детей. Двое умерли в младенчестве. Два брата, Александр и Петр, погибли в самом начале войны. Далее по старшинству: Анна, Вера, Мария, Полина. В д. Липское в то время была 4-х летняя начальная школа, которую Вера и закончила.

Работала с 1938 по 1941 гг. на трикотажной фабрике (кустарке) в д. Мартыново, филиал Рютинской трикотажной фабрики. Работали, не считали время, фронту нужны были белые мужские носки.

В начале войны в 1941 и 1942 гг. в обязательном порядке ездили на оборонные работы. Сначала строили аэродром за дер. Рютино (на 2-х лошадях с топорами и пилами пилили и вывозили лес, расчищали площадку для аэродрома). Ездили в Бологое рыли окопы, заготавливали лес для паровозов. В январе 1943 г поступила на работу в санаторий Заключье и

была направлена в Прибалтийский прифронтовой госпиталь № 1407,

это санитарный поезд, который приезжал на фронт и забирал раненых.

Моя прабабушка работала кастеляншей. Раненых принимали через пропускник (это типа бани), где также работала Зуева (Букшта) Мария Фёдоровна, сестра Веры Фёдоровны. Затем, тяжело раненых, отправляли в тыл. Оказывали посильную помощь врачам и медсестрам. Одежда всех раненых была очень грязной и проходила через парилку. Строгие были правила. Моя прабабушка получала одежду по списку, отправляла в стирку и сама стирала, заправляла кровати и укладывала раненых. При выздоровлении Вера Фёдоровна выдавала воинам новую одежду, и они снова уходили на фронт освобождать землю от фашистских захватчиков. Часть раненых умерли и похоронены в братском захоронении д. Заключье.

Шли упорные бои. Советская Армия успешно продвигалась вперед, освобождая сожженные деревни, села, разрушенные города.

В августе 1944 г санитарный поезд прибыл в г. Себеж (граница Латвии). А в январе 1945 г., после освобождения г. Рига, санитарный поезд оставался в этом городе до Победы. Какое долгожданное слово! Как ждали все окончания войны. Радостно на улицах целовали незнакомых бойцов, кричали: «УРА!» Но поехали работники санпоезда не по домам, а на Дальний Восток, где началась война с Японией. Поезд тянулся медленно, за окнами лежало красивейшее озеро Байкал, потом город Чита, далее г. Борзя (Бурятия, рядом граница с Китаем). Война для моей прабабушки закончилась в 1946 году. Война войной, а находила моя прабабушка минутки для общения с подругами, сделать фотографию на память.

В январе 1946 г санитарный поезд расформировали и все уехали по домам. Ехали долго уже в товарном вагоне, который назывался пульман.

1945 г город Рига Зуева Вера Фёдоровна (моя прабабушка).

22 января 1945 г город Рига. Зуева Вера Фёдоровна (кастелянша) и Сучкова Анна (медсестра) (двоюродная сестра прабабушки). Сотрудники госпиталя. Вместе не страшно.


Надпись: «Дорогой Верочке от Надежды! Вспоминай счастливый день второй победы над Японией и ожидание встречи с родными. 15 августа 1945 г Талимончик.» Прабабушкина подруга по госпиталю, старшая медсестра Талимончик Надежда Ивановна. К сожалению, связь потерялась, и не знаем, как сложилась её судьба.

18 сентября 1945 г город Рига Зуевы Вера Фёдоровна и Мария Фёдоровна (сёстры)

В феврале 1946 г поступила в Детский дом п. Лыкошино кастеляншей, где и работала до 1954 г. Директором Детского дома был Загорский Иван Михайлович. Многие дети были привезены из блокадного Ленинграда. Моя прабабушка всегда находила для них доброе ласковое слово.

Затем вышла замуж за достойного человека Алексея Савичева (мой прадедушка), родила детей Бориса и Елену, и 10 лет не работала, воспитывала своих детей.

В1964 г поступила в Райпо п. Лыкошино, там проработала до 1985 г. продавцом. Всегда приветливая, вежливая, общительная прабабушка пользовалась авторитетом в поселке. Сейчас тоже многие вспоминают о ней. Раньше приходила в школу на праздники, а теперь ребята встречаются у неё дома. Прабабушка делится воспоминаниями, пьют чай и все дети считают её своей. Я немного ревную, но понимаю, горжусь!

1947 г Лыкошино, Детский дом. Первый ряд: В центре Зуева Вера Фёдоровна (моя прабабушка).

1мая 1947г. п. Лыкошино Детский дом


19 октября 1957 г Семья Савичевых: Алексей Никитович, Вера Фёдоровна (Зуева) и их дети Борис и Елена. (Мои прабабушка и прадедушка, а на руках у прабабушки моя бабушка Елена).

1979 г Ветераны Райпо г. Бологое (нижний ряд третья Савичева Вера Фёдоровн
Моя прабабушка с внуками с Алексеем и Натальей (от сына).

1985 г Савичева Вера Фёдоровна и сын Савичев Борис Алексеевич около родного дома.
1994 г Савичев Борис Алексеевич

(брат моей бабушки Елены) с сыном Алексеем.

1994 г в центре Савичева Любовь Сергеевна (жена Бориса) и дети: Наталья и Алексей.

1982г. Букшта (Зуева) Мария Фёдоровна, Савичева (Зуева) Вера Фёдоровна, Михайлова Валентина Петровна, Курчавина (Зуева) Полина Фёдоровна. (сёстры и племянница)

Листаю альбом, пожелтевшие фотографии приносят новые сведения о моей большой семье. Я никогда не думал об этом!

Савичев Алексей Борисович, сын Бориса, внук Веры Фёдоровны. Потомственный военный. Несколько раз был в командировке в Чеченской республике.

Савичева Анастасия Алексеевна, дочь Алексея, правнучка Веры Фёдоровны.

Савичева (Маликова) Наталья Борисовна, дочь Бориса, внучка Веры Фёдоровны.

Маликов Владислав Дмитриевич, сын Натальи, правнуке Веры Фёдоровны.

2008г. Виноградова (Савичева) Елена Алексеевна(учитель ИЗО Лыкошинской школы-интернат) и Савичев Борис Алексеевич, военный пенсионер.

фото
1979 г Савичев Алексей Никитович (мой прадедушка) с внуками Анатолием (моим папой) и Алексеем.

фото 1990 г Савичева Вера Фёдоровна с внучкой Мариной Виноградовой (сестрой моего папы)

Внуки моей прабабушки:

1991г. Виноградовы Марина и Анатолий (мой папа).

2003 г Вера Фёдоровна с правнуком Владиславом.

2004 г Виноградова (Савичева) Елена Алексеевна с внуками. (слева Маликов Владик 1 год, справа Виноградов Стёпа 1год 6 месяцев)

1 сентября 2009 г Виноградов Анатолий Валерьевич, Виноградов Степан и Виноградова (Голикова) Мария Аркадьевна на празднике в школе. Папа, мама и я.
мои родители.

Виноградова (Голикова) Мария Аркадьевна и Виноградов Анатолий Валерьевич, сын Елены, внук Веры Фёдоровны.

февраль 2013 г. я и мои бабушки Татьяна и Елена.

Поздравление от школы с Днём Победы 2005 г.

ребята в гостях у моей прабабушки 2014г.

Савичева Вера Фёдоровна на фоне любимых маков. 2010 г

Февраль 2006 г Савичева (Зуева) Вера Фёдоровна и Букшта (Зуева) Мария Фёдоровна (младшая сестра)

Любимые песни моей прабабушки Веры: «Священная война», вспоминает она, как пели её в «тихие минуты» войны. Любит слушать современные песни такие как «Малиновка».

Виноградова Марина Валерьевна, дочь Елены, внучка Веры Фёдоровны, с сыном Денисом (правнуком Веры Фёдоровны)

Награды моей прабабушки Веры.

РОДИНА и семья – самое дорогое на свете!

фото
22 сентября 1931 г Савичев Алексей Никитович .

Савичев Алексей Никитович родился 12 марта 1912 года, о чём в книге записей актов гражданского состояния о рождении за 1912 год 12 числа марта месяца произведена соответствующая запись. Родители: Отец Савичев Никита Павлович, Мать Савичева Ирина Никитовна. (О них ничего не знаем). Место рождения ребёнка: Старожиловский район Букрино РСФСР Россия. Место регистрации: Букринский с/с

1929 г город Москва, ст. Сходня, ШКУ 7 класс Савичев Алексей Никитович (верхний ряд, второй справа, прадедушка Стёпы)

24 июля 1936 г 20-ая батарея 4-го дзота 169-го артиллерийского полка. Село Рыбацкое, г. Ленинград. Вид входа в казармы. Савичев Алексей Никитович (нижний ряд в центре на сгибе). Срочная служба в армии (прадедушка) .

До войны Алексей Никитович работал в Боровичском Деревообрабатывающем Комбинате столяром. «Исполнительный, добросовестный» – так отзывались о нём коллеги.

Плохо выдно строчки на старой бумаге, поэтому дальше идёт расшифровка.

Стр.1Исключён с воинского учёта за достижением предельного возраста (подпись) 5 января 1963 г.

Военный билет серия Л № 131895 Савичев Алексей Никитич, год рождения 1912. (подпись)

Выдан Бологовским (Калининской обл.) городским военным комиссариатом 17 февраля 1948 г(подпись, печать)

Военно-учётные сведения: год рождения 1912;

Группа учёта СВ;

Состав: солдат;

№ военно-учётной специальности 1;

Наименование военно-учётной специальности: стрелок автоматические и ручные пулемётчики;

Наименование должностной квалификации: стрелок;

Военное звание: рядовой.

Стр.2 Специальность (гражданская) : Столяр 4 разряда;

Партийность: беспартийный;

Состоит ли в ВЛКСМ: не состоит;

Национальность: русский;

Родной язык: русский;

Знание иностранных языков: не владеет;

Рабочий, служащий, крестьянин: рабочий.

Стр.3.Грамотность и образование: Окончил 7 классов школы кустарного ученичества ст. Сходня Окт. Ж. д. в 1932 г.

Место рождения: Рязанская обл. Старожиловский р-н, Букринский с/с, д. Букрино.

Стр.4 Призван Московским РВК г.Ленинграда октябрь 1934 г

Признан годным к строевой службе

И зачислен в 166 зен. арт. полк

Рост 164; окружн. головы 58; размер противогаза 3; размер обуви 27.

Стр.5 Краткие сведения о прохождении службы в кадрах Красной Армии:

166 зенитно-артилерийский полк – орудийный номер с октября 1934 г.– сентябрь 1936 г. Уволен в запас сентябрь 1936 г. Мобилизован Боровическим ГВК 23 июня 1941 г. 486 стрелковый полк, стрелок. 23 июня 1941 г.– 23 октября 1941 г. С 23 октября 1941 г – 20 сентября 1944 г. Находился в немецком

Стр. 6. плену. Спец. проверку прошёл в г. Ракверг. 487 стрелковый полк – стрелок. С 25 октября 1944 г – 5 ноября 1945 г. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза СССР с 5 ноября 1945 г

Стр.11. Сведения об участии в ВОВ с июля 1941 г – 23 октября 1941 г и с 25 октября 1944 г –

в составе 486 стр. полк – стрелок.

487 стр. полк – стрелок.

Стр. 15. Имеет ли ранения и контузии: Не имеет.

Имеет ли правительственные награды: Медаль За победу над Германией – 24 июля 1946 г.

Мой прадедушка долгое время

работал в санатории «Широкое». Занимался строительными работами, затем в лесничестве. В школе № 16 п. Лыкошино преподавал столярный труд. Немного работал в санатории «Заключье» до его ликвидации, был председателем Лыкошинского сельпо. С 1966 года и до ухода на пенсию в 1976 г работал на станции Бологое-Московское Окт. ж. д. весовщиком-раздатчиком. Умер 17 января 1980 г после продолжительной болезни, старые раны не давали покоя. Похороне на местном кладбище п. Лыкошино. За хорошую работу неоднократно награждался мой прадедушка. Сохранились документы «Ударника Коммунистического труда.


Награды моего прадедушки Алексея.

Их этого следует, что воевал и защищал нашу Родину достойно.


Это я на уроках истории 2014г. По всем предметам у меня оценки «4» и «5». Участие в работе исследовательского проекта дало мне понимание, что о Великой Отечественной войне я знаю мало, необходимо изучать.

У меня есть на кого равняться! Огромное спасибо моим прабабушке Вере и бабушке Елене Алексеевне за то, что поделились информацией, помогли исследовать семейный архив. Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ КОРНЯМИ!

Я закрываю альбом. Сколько всего узнал! Очень хочу, чтобы о моей замечательной семье узнали и другие люди, чтобы никогда не было войны на ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ!

В середине 19-го века сюда, на станцию Валдайка, приехал инженер путей сообщения Валериан Александрович Панаев, который был назначен начальником 6 участка Северной дирекции строящейся железной дороги. Он приехал с братьями Ипполитом и Кронидом.

В те времена леса здесь изобиловали дичью, в реках водилась форель, добывалось много речного жемчуга, поэтому братья решили обосноваться здесь. Валериан построил дом на реке Шегринке, а Кронид купил у дворянина Казина превосходно устроенную усадьбу в соседнем Михайловском.

(Кстати, первый хозяин усадьбы - Казин Дмитрий Нилович - тоже интересный человек. Род. в 1791 г., из дворян. Получил образование во 2-м кадетском корпусе и с 1811 г. служил в Таврическом гренадерском полку. Участвовал в битвах под Бородиным, Красным и под Лейпцигом; в 1816 г. за болезнию уволен в отставку. В 1823 г. причислен к Кабинету Его Величества; 13 января 1829 г. назначен директором гранильной и бумажной фабрик; 10 октября 1848 г. назначен членом Кабинета; 7 июня 1849 г. - директором канцелярии капитула орденов, тайный советник. Умер после 1852 г. У Панаева Валериана Александровича он упоминается в его воспоминаниях.)

Но ещё до покупки усадьбы "Михайловское", в сороковые годы 19-го века, двоюродный брат здешних Панаевых - Иван Иванович Панаев - пригласил в эти края на охоту поэта Н. А. Некрасова, с которым он совместно издавал журнал "Современник". Охота была знатной и Некрасов приезжал сюда не раз. "Я охотился по железной дороге - эта дорога как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому " - писал он И. С. Тургеневу в 1852 году. "В три мои поездки туда убил я поболее сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев… "

Авдотья Яковлевна Панаева (урождённая Брянская), с 1845 по 1863 годы была гражданской женой Некрасова и соавтором некоторых глав его романа "Три страны света" (1848), часть материала для которого собиралась здесь, на Валдайке. Есть предположения (достоверно не подтверждены), что здесь, в Михайловском, в 1855 году у Панаевой и Некрасова родился сын Иван, но вскоре умер. Отношения между Некрасовым и Панаевой были сложными, а их совместная жизнь нелёгкой. Они то сходились, то расходились, а в 1863 году произошёл окончательный разрыв.

Во время приездов сюда Некрасову довелось ему быть свидетелем строительства Николаевской дороги. Личные впечатления дополнились рассказами Панаевых об ужасных условиях, в которых жили и работали строители "чугунки". И в 1864 году появляется стихотворение "Железная дорога".

Институт усовершенствования учителей.

Региональные педагогические краеведческие чтения.

Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению.

«Родиноведческое содержание образования»

Выполнила: ,

учитель географии

почётный работник общего образования

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

Лыкошинская школа – интернат среднего

(полного) образования №2

171066 Тверская область

Бологовский район, п. Лыкошино,

ул. Пушкина, д. 50 , телефон 91-218

Лыкошино

Пограничье Тверской земли. Северо–запад Бологовского района.

Петляя вдоль холмов Валдайской гряды, перекатываясь через пороги, где-то разливаясь довольно широко и вольготно, а в иных местах – суживаясь до предела, несёт свои воды через Бологовские земли речка Валдайка, берущая начало на Новгородской земле в Валдайском озере и впадающая в озеро Пирос, что на границе Тверских и Новгородских земель раскинулось. А вдоль беспокойной вертлявой речушки, почти параллельно, а в ряде мест перепрыгивая через неё по построенным заботливыми руками мостам, проходит старинный тракт Новгород – Валдай – Боровичи.

Пожалуй, это самый живописный край по красотам природы. И один из самых важных по своей роли объединения земель Новгорода с Центральной Россией. Река Валдайка, вытекая из Валдайского озера, несёт свои воды в Пирос, а там реки Березайка, Мста и далее плыви, куда хочешь, хоть в Персию, хоть в Индию, повторив путь знаменитого земляка.

На берегу Валдайки расположился посёлок Лыкошино, носивший до XX века название Валдайка. Село древнее, упоминающееся в писцовой книге Деревской пятины 1495 года.

Наш посёлок и окрестные деревни были издавна любимым местом отдыха многих столичных знаменитостей. И в школьном музее есть разделы, посвященные пребыванию в наших краях семьи Ульяновых, Г. Успенского, М. Чехова, и других. Лыкошино – родина известного художника – графика, керамиста, миниатюриста, художественного руководителя Ломоносовского фарфорового завода. Наши края также и родина для талантливейшего театрального деятеля, величайшего путешественника, гуманиста – Маклая. В окрестностях Лыкошино было множество усадеб, судьбу которых нам предстоит ещё раскрыть. В селе сохранился храм Иверской иконы Божией матери, возведённый в конце XIX века по проекту известного архитектора.

В школе действует старейший в Бологовском районе школьный краеведческий музей. В 2007 году исполнилось 40 лет со дня его создания. За более чем 40-летнюю историю в музее накоплен огромный фактический материал по истории посёлка, школы, детского дома, купечества, местных предприятий и прочее. В музее хранятся более сотни альбомов, оформленных учащимися школы, содержащих уникальный краеведческий материал. Экспонатами музея являются предметы старины, письма, фотографии, документы, старинные книги. Есть отдел нумизматики . Школьный музей награждён множеством дипломов, грамот. Не раз был победителем конкурса школьных музеев.

Работает Совет музея. Есть поисковая группа.

Школьный музей имеет и филиалы: Зал Боевой Славы и кабинет – музей «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»).

В Зале Боевой Славы хранятся материалы о жителях Лыкошино, окрестных деревень, Бологое – участников Великой Отечественной войны. Воспоминания, письма, награды, фотографии, переписка с родственниками бойцов, похороненных на территории Валдайского поселения в братских захоронениях п. Лыкошино, д. Широкое, д. Заключье. Среди писем есть послания знаменитого лётчика, героя Великой Отечественной войны лыкошинским школьникам. Учащиеся нашей школы ухаживают за воинскими могилами и памятником лыкошинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ведут переписку с родственниками бойцов, захороненных на территории Валдайского поселения.

В школе с 1999 года работает эстетико –краеведческое творческое объединение «Русь», в которое входят, преподаватели начальных классов , истории, литературы, ИЗО, технологии, руководители кружков, студий, фольклорных коллективов , заведующие детских садов, художественный руководитель ДК, библиотекарь поселковой библиотеки, учащиеся школы. У объединения много задач: это и активная перестройка воспитательной системы школы, когда воспитание ведётся на основе знания исторических, нравственных, эстетических корней, идеалов своей Родины, воспитание учащихся на русских традициях; это и поисковая работа учащихся. Членами объединения поддерживаются тесные связи с краеведческими музеями близлежащих городов: Бологого, Окуловки, Валдая, Боровичей.

Составляется фото - и видеолетопись школы.

Поисковая деятельность, изучение истории, природы, хозяйства, культуры своего народа невозможны без походов и экскурсий. В практике объединения походы, поездки по Тверскому и Псковскому краям, Новгородчине, по святым местам. Встречи с прошлым пробуждают в нас разнообразные чувства, мысли, умудряют нас опытом человеческой культуры, возвышают нас. И чем больше мы будем знать о прошлом, среди которого мы живём (ибо прошлое среди нас), тем значительнее, богаче, многоцветнее предстанет перед нами окружающее, тем больше мы будем любить свою страну – Россию.

В 2000 году членами объединения был открыт кабинет–музей для занятий с учащимися по русской культуре «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»). Экспонатами этого музея являются подлинные предметы старины: прялки, самовары, сундуки, люлька, серпы и деревянная посуда. В красном углу размещаются иконы и лампада. В печном – искусно сделанная на кружке «Мастерица» печь с чугунами и ухватами. В сундуках и комоде хранятся изделия местных мастериц: подзоры, рушники, салфетки, покрывала и скатерти.

В «Светёлке» проходят встречи школьников с интересными людьми нашего края. Так, последние встречи состоялись с петербургской поэтессой Ирэной Сергеевой, с жительницей посёлка Офицеровой Руфиной Михайловной. живёт и работает в Санкт - Петербурге, но корни у неё лыкошинские, так как происходит из старинного купеческого рода Капустиных, очень любит родину своих предков и воспевает её в своих стихах. Во время этой встречи состоялась презентация её нового сборника стихов «Пресветлый рай» (так когда-то называлось место, где сейчас располагается Лыкошино). А Руфина Михайловна в детстве в Лыкошино познакомилась с детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки, отдыхавшем в наших краях в 1946 году. Мы часто приглашаем на традиционные Бианковские чтения, которые ежегодно проходят в нашей школе в феврале. В апреле 2010 года прошла встреча ребят с местной мастерицей, знающей секреты крестецких мастеров. На этой встрече произошло знакомство школьников с подлинно народным и очень красивым искусством – крестецкая строчка. Недавно у ребят в гостях был коллекционер колокольчиков. Эта тема очень близка нам, так как в городе Валдае и на нашей маленькой станции Валдайка было развито колокололитейное производство. И именно от нас звонкоголосый товар разлетался по всей необъятной России.

Краеведение является неотъемлемой частью жизни нашего дружного школьного коллектива. Краеведческая направленность присуща учебно–воспитательной программе «Истоки», по которой работала последние десять лет Лыкошинская школа.

В качестве основных целей программы выдвигаются: забота о здоровье физическом и нравственном, личностное развитие через учение, обучение и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, социализацией.

Программа ориентирована на общечеловеческую (мировую и русскую) культуру.

Почему «Истоки»? Потому, что эта программа направлена на возрождение социальной сферы села, на возрождение народных традиций, культуры. И мы очень рассчитываем на то, что знания, умения выпускников пробьются ключиками, родниками в уклад жизни района, села, каждой семьи.

Программа «Истоки» основывается на концепции развития ребёнка от 6 до 17 лет в процессе активной деятельности, учения и обучения.

Проблема номер один в нашем обществе – это отчуждение, в том числе и в образовательном процессе. Родители не знают, чем заняты их дети в школе, в учреждениях дополнительного образования . Воспитатели и учителя мало знают о жизни семей своих воспитанников. Школа, детский сад, учреждения дополнительного образования отделены друг от друга и проблема преемственности в их работе пока не получила должного освещения. Мы же объединили воспитательные и образовательные системы школы и детских садов, откуда к нам приходят дети в первый класс, и в 2004 году разработали совместную учебно-воспитательную программу «Здравствуй, мир!». Воспитанники детских садов частые гости в школе, ученики – в детских садах. Школьные учителя проводят с детишками игровые уроки по русской культуре, кружковые занятия. Воспитанники садиков «Пчёлка» и «Чебурашка» с удовольствием посещают наши музеи, участвуют в фольклорных праздниках, Вечерах Хорошего Вкуса, Праздниках Русской Культуры.

Есть у нас совместная программа с местным Домом Культуры, художественный руководитель которого входит в школьное эстетико – краеведческое творческое объединение «Русь». При творческом объединении и Доме Культуры несколько лет назад образовался клуб любителей народной песни «Дружба», который с удовольствием посещают ветераны , жители нашего посёлка. В течение учебного года проходит много совместных мероприятий школы, детских садов, Дома Культуры и клуба «Дружба». С удовольствием участвуют во всех проводимых мероприятиях родители.

Образовательный процесс в нашей школе имеет дело с душой и чувствами ребёнка, который уже в основном сложился. И в этом становлении огромную роль сыграли наследственность и условия семейного воспитания. Однако мы вправе ожидать плодотворных результатов образовательного процесса в стенах школы-интерната, так как рассматриваем воспитание и обучение как никогда не прекращающийся процесс постоянного самосовершенствования личности и обогащения её жизни социальным опытом, который ей же порождается.

В качестве отправной точки зрения на воспитание и обучение человека взяты педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей в русском социуме и работы доктора педагогических наук, профессора Санкт- Петербургского университета.

Иван Фёдорович является ярким приверженцем идеи национальной школы. С его проектом «Русская школа» наш коллектив познакомился более десяти лет назад. Тогда и родилась идея адаптировать проект к условиям сельской школы-интерната.

На первом этапе (2000 – 2002 г. г.) была составлена программа развития школы, разрабатывались образовательные и воспитательные проекты, проходила защита проектов, апробация и их внедрение. Понимая, что этнопедагогизация учебного процесса в сельской школе – не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема, учителя-предметники внесли в учебные программы изменения с учётом организации обучения и воспитания как целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся. Использование методов интеграции в учебном процессе придало образованию более целостный характер, а контакты между педагогами на этом этапе способствовали более тесному сотрудничеству в деле реализации идеи воспитания русского человека, человека, влюблённого в свой край, патриота. Именно на этом этапе сформировалось эстетико-краеведческое творческое объединение «Русь».

Второй этап (г. г.) был посвящён процессу корректирования проектов, созданию модели нравственного воспитания сельских школьников, привлечению имеющихся в педагогике и этнографии научных знаний.

Третий этап (г. г.) был самый важный, практический, когда знания переходят во внутренний план: становятся убеждениями, внутренней нравственной позицией человека. Основой построения учебно-воспитательного процесса в нашей школе стала русская традиционная народная культура, гуманная в своей основе, несущая в себе высокую духовность, сконцентрировавшая народные представления о человеческом идеале, отражающая сущность и специфику психологического склада, характера и поведения русского человека. В своей работе мы стали широко использовать нравственные уроки православия. Ведь Русская православная церковь – это кладезь неисчислимых духовных сокровищ.

Четвёртый этап (г. г.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития, распространение опыта.

Структура учебно-воспитательной программы «Истоки».

https://pandia.ru/text/78/137/images/image005_39.gif" width="648" height="360">

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для её решения, с этого учебного года мы перешли на новый качественный этап развития учебно-воспитательной системы школы и разработали на ближайшие пять лет учебно-воспитательную программу развития школы «Школа-интернат – территория здоровья», которая органично связана с программой «Истоки», так как в программу входила подпрограмма «Здоровье».

Главными целями программы являются формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек, что немаловажно в наше время, особенно в среде воспитанников интерната, которые обучаются в нашей школе и практически все относятся к категории трудных подростков. Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Подавляющее большинство воспитанников интерната с трудом осваивают учебную программу. И в тоже время в одном с ними классном коллективе учатся дети из благополучных семей, с высокой степенью активности, способные логически мыслить, овладевать знаниями, умениями и навыками. Поэтому перед педагогами стоит задача активизации познавательного интереса учащихся.

И основной путь к этому – организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, так как собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания. Максимально благоприятные условия для проведения поисковой и исследовательской работы со школьниками содержит в себе краеведение.

Краеведение – первый шаг на пути научных исследований. Оно учит проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека, участвовать в охране природных богатств. Краеведение обостряет наблюдательность. Общение с природой делает человека духовно богаче.

Встречи с интересными, увлечёнными людьми, мастерами своего дела, патриотами родного края способствует воспитанию чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, к своим землякам.

Дети учатся применять свои знания на практике. Это приносит пользу родному краю.

Сложившаяся система работы школы позволила перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса: помимо традиционных программ в учебный план вошли курсы «Народоведение», «Уроки Добротолюбия», «Светлый мир народной культуры». Созданы фольклорные коллективы, театральная студия «Иван-да-Марья», кружки «Русская вышивка», «Мастерица», «Деревянные узоры», «Русское поле» и другие. Результатом стало обновление содержания образовательного процесса с помощью народных традиций и обычаев. Создана система школьного образования, основанная на глубоком осмыслении богатейшего культурного наследия России. В организации образовательного процесса максимально используется местный, региональный материал.

Но проблем остаётся ещё очень много: это и нежелание многих родителей участвовать в жизни школы, падение интереса к знаниям у детей, проблемы со здоровьем у школьников, массовый антипатриотизм и многое другое. И это проблемы не только нашей школы, а подавляющего большинства школ нашей страны. Что же делать? Ответ один: России нужна добротная школа для всех детей – школа радости узнавания, умственного наслаждения, школа гуманного, духовно-делового человека. Как делать нашу школу такой? Прислушаемся к голосу мыслителей, наших национальных светочей. «Задача школы выпестовать самобытные личности, т. е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых. Способных стремиться к доброумному бытию , обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, её историю и её язык» (профессор). «Необходимо сделать русские школы русскими» ().

Теоретическая база

Список литературы:

1. Неогуманистические идеи в педагогике. Педагогика. 1993. №6.

2. «Школьные технологии» №1 1998 г.

3. Публикации в научно – методических журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьника».

4. Публикации в психолого – педагогическом журнале «Кафедра».ТОИУУ.

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат Лыкошинская

школа – интернат среднего (полного) общего образования № 2

Разработчики проекта:

Социальный педагог - Вакшина Т.А.

Заместитель директора по ВР - Бойкова И.А.

Наименование проекта

Спешите делать добро!

Основной заказчик проекта

Цель проекта:

Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Задачи проекта:

  1. Развитие личности обладающей качествами гражданина патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
  2. Расширение знаний о родном крае, городе, стране, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.

Сроки реализации:

С 01.09.2011 года по 1.07.2012 года.

Ожидаемые результаты.

Осуществление настоящего проекта позволит:

*Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе.

* Отвлечь учащихся от противоправной деятельности.

* Заполнить свободное время подростков социально значимыми, интересными делами.

* Закрепить знания о Великой Отечественной войне.

Исполнители проекта

Лыкошинская школа – интернат № 2

Участники проекта

Педагогический коллектив, учащиеся школы – интерната № 2, жители поселка Лыкошино, администрация Валдайского сельского поселения, Лыкошинский ДК.

План

работы патриотического кружка «Поиск»

на 2011 / 2012 учебный год

№ п./п

Тема Занятий
Месяц

Дата проведения

Утверждение плана работы

Зала Боевой Славы.

Сентябрь

04.09.11г.

Распределение обязанностей и

Экскурсий.

11.09.11г.

Сбор и изучение материала о партизанском движении в Калининской области.

18.09.11г.

по 25.09.11г.

Ознакомительная, обзорная экскурсия для 1 – го класса.

Октябрь

02.10.11г.

Оформление альбома

«Партизанский край»

16.10.11г.

Тематическая экскурсия –

«Они учились в нашей школе»

для 7 – 8 классов

23.10.11г.

Ознакомление и изучение материалом о госпитале №2888 в поселке Лыкошино.

Оформление альбома о Верзакове П.А.

30.10.11г.

Реставрация старых документов

Ноябрь

13.11.11г.

20.11.11г.

Экскурсия для 3 – 4 классов

«Лыкошино в годы войны».

27.11.11г.

Сбор материала о деревнях –

Михайловское и Поречье в годы войны. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла.

Декабрь

04.12.11г.

по 18.12.22г.

Тематическая экскурсия для 5 – 6 классов – «Партизан Володя Павлов».

25.12.11г.

Тематическая экскурсия для

9 – 11 классов – «Дети блокадного Ленинграда»

Январь

15.01.12г.

Изучение и оформление материала о Бологовском ж. д. узле. №Октябрьская фронтовая»

22.01.12г. по

29.01.12г.

Обзорная экскурсия по Залу Боевой Славы для воспитанников интерната.

Февраль

05.02.12г.

Афганистан. Тематическая экскурсия для 9 – 11 классов.

12.02.12г.

Возложение «Гирлянды памяти» к Братской могиле и памятнику Лыкошинцам, погибшим во время войны.

19.02.12г.

Работа с материалами

Зала Боевой Славы.

26.02.12г.

Город Воинской Славы – Ржев. Изучение материала, подготовка обзорной экскурсии по книге Светланы Герасимовой «Ржев – 42. позиционная война».

Апрель

12.03.12г. по

09.04.12г.

Оформление альбома «Ржев – город Воинской Славы».

16.04.12г.

Тематическая экскурсия «Страницы народного подвига». О партизанке – разведчицы 2 – ой Калининской партизанской бригады - Константиновой Инне. Для 8 – 9 классов.

23.04.12г.

Тематическая экскурсия о партизанке – разведчице 4 – ой партизанской бригады, жительнице п.Лыкошино, Евграфовой Т.С.

Май

05.05.12г.

Конкурс чтецов «Этот день Победы».

Встреча в Зале Боевой Славы

«Чтобы помнили» с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны. Для 10 – 11 классов.

06.05.12г.

Акция «Цветы к обелиску» с участием Корыхновской школы и школы №15 п.Березайка.

07.05.12г.

Факельное шествие. Возложение Гирлянды памяти к памятнику Лыкошинцам, погибшим в годы войны.

08.05.12г.

Поздравление ветеранов с Днем Победы. Акция «Подарок ветерану».

08.05.12г.

Участие в митинге у братской могилы и праздничном концерте, посвященному Дню Победы.

Акция «Память».

09.05.12г.

Составление и утверждение маршрута палаточного лагеря «Родничок».

14.05.12г.

Работа по реставрации старых документов.

21.05.12г.

Подведение итогов работы

За 2011 /2012 учебный год.

28.05.12г.

№ п./п.

Фамилия, имя

Класс

Малькова Светлана

Тревогина Татьяна

Лошаткова Анастасия

Суйск Анастасия

Михайлова Анастасия

Лобачев Андрей

Беликова Дарья

Смирнов Николай

Царев Олег

Старовойтова Валерия

Герасимов Сергей

Наумов Михаил

Шуркин Сергей

В образовательном процессе трудно переоценить роль патриотического воспитания учащихся. Эта проблема особенно актуальна в современный период развития общества.

Отсутствие четких нравственных ориентиров может привести к страшным для России последствиям, когда молодое поколение сформируется в условиях растущего негативного отношения к своей Родине, народу, неприятия его культуры, которое подспудно культивируется в российской повседневности.

Главная забота школы – не допустить этого. Поэтому, патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, школе, городу, краю, а через эту любовь – формирование гордости за свою страну, любви к ней, готовности разделить с ней горести и радости, готовности и желания защитить ее, активно включиться в работу по созданию Новой России, было и есть одним из главных направлений воспитательной работы школы.

Без знания прошлого своей страны, нельзя ни понять, не оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому. Хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

В русском народе живет убеждение, сто истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное. И всегда самым тяжким преступлением было предать свою Отчизну. Измена ей никогда и ничем не искупается.

В толковом словаре Ожегова дано такое определение патриотизму:

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Патриот – человек проникнутый патриотизмом.

По Далю – Любитель Отечества, ревнитель, о благе его, отчизнолюб.

Давно отгремела война, сравнялись с землей фронтовые окопы, поднялись на месте развалин новые города. Но в человеческой памяти раны не заживают.

С 1967 года в школе открыт Зал Боевой Славы. У истоков его создания стояла Туркина Мария Павловна.

Из истории создания Зала Боевой Славы.

(Из воспоминаний Туркиной М.П.)

«Зал Славы существует с 1967 – го года. Это результат большой и кропотливой работы ученического и педагогического коллектива.

Возглавлял работу ученического и педагогического коллектива совет Зала Славы, в который входили учащиеся разных классов. Совет состоял из нескольких отделов: поисковая работа, краеведческая, экскурсионная, отдел переписки. В оформительской работе принимал активное участие старший воспитатель Павлов Владимир Сергеевич, учащийся 10 - го класса Новожилов Николай, художник Туркин Александр Михайлович. Благодаря этим людям были оформлены экспозиции «Узники Бухенвальда», «Никто не забыт, ничто не забыто», витрины для собранных подлинных документов, расписаны стены.

Каждый год, в начале сентября, отряды получали задания по поисковой работе. В канун Дня Победы подводились итоги проделанной работе, собранный материал передавался в Зал Славы. Учителя и воспитатели, вместе со своими воспитанниками, участвовали в сборе материала о войне. Встречались с ветеранами, оформляли альбомы. Тургруппа школы под руководством Иванова Юрия Викторовича и Полякова Геннадия Серафимовича ни только собрала и оформила материал в альбомы, но и совершила походы по местам боев в Калининской и Новгородской областях. Встречались с очевидцами тех страшных лет».

Зал Славы – это не просто склад реликвий, это живой организм в нашей школе. Как и в те годы, работает совет Зала Славы, члены которого входят в патриотический кружок «Поиск». Работа ведется по направлениям:

  1. Поисковая работа;
  2. Реставрационная;
  3. Оформительская;
  4. Экскурсионная;
  5. Тематические встречи под рубрикой «Чтобы помнили»;

Акции:

  1. «Цветы к обелиску»;
  2. «Я, гражданин России»;
  3. «Солдатский платок»;
  4. «Вам ветераны».

На протяжении многих лет проводятся и стали традиционными:

  1. Факельное шествие;
  2. Общешкольный конкурс чтецов;
  3. Конкурс рисунков;
  4. Митинг у братской могилы;
  5. Концерт, посвященный Дню Победы;
  6. Поздравление ветеранов с праздником;
  7. Возложение Гирлянды памяти к братскому захоронению и памятнику Лыкошинцам, погибшим на фронтах в годы войны.

Работа по сбору материала о Великой Отечественной войне продолжается и по настоящее время. За два года работы руководителем кружка «Поиск», совместно с педагогическим коллективом проведена большая поисковая работа. Был найден, изучен и оформлен в альбом материал о партизанском движении в Калининской области. При сборе этого материала были найдены газеты со страниц, которых выяснилось, что в 4 – ой партизанской бригаде воевала наша землячка, уроженка деревни Поречье, Евграфова Татьяна Семеновна.

До г.Бологое немцы не дошли, несмотря на то, что линия фронта проходила совсем рядом. Изучая материал о партизанском движении в Калининской области, нас заинтересовал о партизанах - Бологовцах. Да, был в Бологовском районе создан партизанский отряд, но сведений о нем никаких не было. В Бологовском краеведческом музее мы нашли книгу К.Е.Школьникова, «В квадрате 28 – 31» с описание создания и боевых действиях отряда «Истребители». История этого отряда вошла в новый альбом «Бологое в годы войны». Сюда же вошли сведения и о Бологовцах Героях Советского Союза.

По крупицам, из воспоминаний местных жителей, собран и продолжается работа по сбору материала о Лыкошинском сельском округе в годы войны. Создан альбом «Лыкошино в годы войны», в который вошла история госпиталей в п.Лыкошино и деревнях Заключье и Широкое. На территории бывших госпиталей есть три братских захоронения.

На проселках России,

У деревни любой

Есть могилы простые

Под фанерной звездой.

Тут от вражеской пули

Пал безвестный солдат,

И с тех пор в карауле

Тут березки стоят.

Тихо стоят березки у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти.

Каждый год ученики приходят к братскому захоронению вместе с учителями, в День Знаний, чтобы положить осенние цветы на, усыпанную желтыми березовыми листочками могилу, 23 февраля, в День Защитника Отечества, возложить Гирлянду памяти, 9 мая на митинг. Но не только в эти праздничные дни мы посещаем это святое место. Вот уже 40 – ок лет в нашей школе существует традиция, вечером 8 мая, учащиеся школы в торжественном строгом молчании с первыми весенними цветами и с зажженными факелами шествуют к братской могиле. И здесь, при свете факелов, читаются стихи в память «о тех, кто уже не придет никогда». Жители села и близ лежащих деревень с нетерпением ждут «Факельное шествие». 8 мая 2008 года прошло изменение. Траурный митинг проходил у памятника Лыкошинцам, погибшим в годы войны.

Акция «Цветы к обелиску» стала еще одной доброй традицией, которая проходит 7 – го мая.

Когда- то, много лет назад, следопыты нашей школы, под руководством педагогов, решили разыскать родственников солдат, захороненных в братских могилах п.Лыкошино, д. Заключье и д. Широкое.

И в адрес школы стали поступать письма с разных уголков России.

«Дорогие ребята! Мы безмерно рады, что вы помогли отыскать могилу нашего отца Шубина Дмитрия Арсентьевича. Огромное спасибо»…

благодарственные письма пришли от родных Верзакова Петра Александровича, который умер от полученных ран в Лыкошинском госпитале. 9 мая 2008 года, дочь Петра Александровича, Елена Петровна вместе со своим сыном приезжала на могилу отца. Об этой встрече оформлен альбом.

Более 20 – ти лет ведется переписка с Афанасьевой А.А. из Челябинска, чей отец похоронен 18.07.1943 года в братской могиле п.Лыкошино. Александра Александровна с мужем Анатолием Григорьевичем дважды побывала на могиле отца.

С тех пор, как в наше село приехал священник, ежегодно на братской могиле, служится панихида по усопшим. Настоятель храма Иверской Божией Матери, Отец Василий, всегда с особым волнением называет имена, захороненных в братской могиле солдат.

Куда б не шел, не ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М.Исаковский.

Тема войны бесконечна, но чем больше мы будем о ней узнавать, тем больше будем знать. В новом альбоме «Этапы боевых действий на фронтах Второй Мировой войны» можно узнать о событиях, начиная с 1939 года по 1945 год.

Но лучше всего запоминается и ценится материал, записанный из рассказов очевидцев. В Тверской книге памяти, в разделе Бологовский район, есть сведения о 285 Лыкошинцах, ушедших на фронт и не вернувшихся домой, из них 190 считаются пропавшими без вести.

В мае 2008 года, члены отряда «Поиск» встретились с Михайловой Тамарой Захаровной, брат которой с сентября 1942 года считался пропавшим без вести.

Есть люди, которым не безразлична судьба безымянных могил. Они объединяются в поисковые отряды, на свои средства ведут поисковую работу. В 2005 году, отряд из Смоленска, нашел безымянную могилу, в которой покоился прах 300 – от солдат. И лишь могилу одного, по сохранившейся медали удалось опознать. Это был брат Тамары Захаровны, Михайлов Николай Захарович. Еще одна фамилия из списка, пропавших без вести, вычеркнута. Встреча с Тамарой Захаровной вошла в альбом «Лыкошино в годы войны».

Много в Зале Славы документов, которые нуждаются в реставрации. Отреставрирован материал, связанный с А.Маресьевым. проводя работу по реставрации документов, мы продолжили поисковую работу, связанную с этим человеком. Была найдена газета «Новая жизнь» от 15 августа 1968 года, в которой был опубликован очерк Б.Полевого «Дружинницы». Выяснилось, что в 1941 году он приезжал в Бологое. А в 1942 году в Выползово, где находился штаб Воздушной армии, приезжал из Москвы Сергей Михалков.

Самое страшное слово – война. Война – это голод, холод и разруха. Война – это искалеченные души и судьбы людей. Война – это смерть. Она не смотрит на возраст.

Страшно когда страдают и умирают дети. Взрослеют, «перешагнув через детство». Дети блокадного Ленинграда, сколько им пришлось пережить.

Еще одна страница п.Лыкошино – детский дом № 1 Окт.ж. д., открытый в 1943 году, для детей блокадного Ленинграда. Собранный материал о детском доме, оформлен в альбом «Детство, опаленное войной».

Разве могли подумать бойцы, погибая за свободу и независимость своей Родины, что после страшной и жестокой Отечественной войны, будет еще много больших и малых воин. Как много жизней они унесут.

Война в Афганистане, не наша война, продолжавшаяся с декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года, унесшая 13310 военнослужащих, 35478 раненых, 300 пропавших без вести. Выполняли свой интернациональный долг и выпускники нашей школы: братья Борисовы Юрий и Александр. Они оба вернулись домой. Юрий со сквозным ранением в области груди, Александр с контузией. Мы продолжаем сбор материала об этой войне.

Через два года после Афганистана, началась война в Чечне. И опять гибли и получали увечья наши мальчишки. 6 выпускников нашей школы были участниками боевых действий в Чечне .

  1. Деняев Рудольф.
  2. Мальков Михаил – закончил Высшее Военное училище в звании лейтенанта. Дважды принимал участие в боевых действиях. С искалеченной судьбой и сердцем, уволился с Вооруженных сил. Не найдя понимания и работы, был вынужден вернуться в армию. И опять Чечня, опять смерть друзей. Не выдержало сердце таких нагрузок. Умер солдат России от сердечного приступа, оставив сиротой малолетнюю дочь.
  3. Фоченков Андрей – был снайпером. На протяжении 9 – ти месяцев убивал чеченских боевиков. После демобилизации проходил реабилитацию в военном госпитале. Часто ему снилась война, просыпаясь в холодном поту, не мог поверить, что все позади, что он остался жив. Но до сих пор, снятся Андрею боевые товарищи, с кем он бок о бок защищал независимость Чечни. Те, кто остался в живых и те, кто погиб.
  4. Федоров Александр не любит говорить об этой войне, предпочитает молчать. И это понятно. Он хочет забыть и вычеркнуть из своей памяти эти страшные дни, но не может забыть друзей, чья жизнь прервалась так рано.
  5. Егоров Александр горел в БТРе, подорванном боевиками. Об этой войне старается ничего не говорить. Мы надеемся, что пройдут года и разговорится бывший солдат, изольет свою душу.
  6. Трофимов Юрий – погиб 16 апреля 1996 году. Вернулся домой «Грузом – 200». В Зале Славы создана новая экспозиция о, погибшем на современной Чеченской войне, Трофимове Юрии.

Поисковая работа продолжается. Основное направление поисковой работы: «Дети войны».


Семёнов сидел в учреждении ОН-55/3 в Лыкошино, что неподалёку от Бологого.

В принципе, местечко неплохое - старая графская усадьба, прудик графский же, тихая до пронзительности русская природа. Лыкошино.

Правда, ничего этого Семёнов не видел, а видел лишь серенькие стены, синие одеяла на двухэтажных шконках, серый же деревянный забор и колючую проволоку, что отделяла дорожку, по которой время от времени прогуливался ДПНК, от собственно зоны.

ДПНК по этой дорожке прогуливаться было, собственно, нечего - достаточно дежурных караульных. Дежурному помощнику начальника колонии положено было сидеть в штабе и управлять сменой. Но хозяин - начальник зоны - был законник и передовик, а потому заставлял своих офицеров самолично обходить периметр, дабы... Дальше шли всякие правильные слова, вполне себе справедливые - только с одним недостатком: они были совершенно неважны. Обязал Хозяин ДПНК обходить периметр - и точка.

Впрочем, и этого Семёнов не знал, ибо не положено ему было знать тонкости внутриполитической ситуации в учреждении УС-6833, которое охраняло учреждение ОН-55/3. Но сиделось ему и без этих знаний вполне себе ничего. Работа была не пыльной: рукавицы рабочие и военные тачать - это тебе не кайлом в шахте орудовать.

А Семёнов знал, как это - кайлом в шахте. Сидел он не первый год, и даже не второй, и на прежней зоне потрудился славно на благо родной страны и города Краматорска, в частности.

Впрочем, это тоже пошло на пользу - кайло и шахта. Ибо благодаря им он заработал туберкулёз и был переведён сюда, фактически в санаторий. Где тебе и лечёба, и работа нетяжёлая, и воздух хороший, и питание... В общем, бывалые зэка и в Краматорске питание нахваливали, не находя никакого сравнения с магнитогорским или тем более с карагандинским, - но здесь кормили ещё лучше.

А главное - власти тут по уму распорядились: всех с открытой формой переводили в Красный Бор, километрах в пяти от этой зоны, где они благополучно и досиживали до свободы... или до номера на табличке, прибитой к колышку. Тоже здесь, на полпути от посёлка. Из Красного Бора, впрочем, чаще попадали под колышек: там располагался ещё и "особняк" для "тубиков", которых открытая форма не позволяла держать на обычных зонах особого режима. Говорили, правда, что в прежние времена, при Сталине, до таких глупостей не опускались, но раз при Хрущеве вошёл в моду социалистический гуманизм, то оно и к лучшему. Во всякому случае, Семёнову, "мужику", от этого точно лучше было: после перевода пары-тройки особо борзых воров в Красный Бор остальное "отрицалово" заметно присмирело. Потому как доказывай потом прокурору, что перевели тебя не на особый режим лечения, как значилось в бумагах, а на особый режим отсидки, как это оказывалось фактически. Пусть там для "особых" и отдельный барак был, за отдельным периметром, - но раз он был, то и всех остальных конвой хуже волков грыз.

И сидеть бы Семёнову себе тихо-спокойно, в уютном месте, но беда была - уж больно долго сидеть оставалось! 12 лет всего, 8 - ещё, и на УДО, в лучшем случае, - не раньше, чем через четыре... А жалко, лет-то! Там и украли-то всего ничего! Да и не украли - так, как все, жили. Просто, в отличие от других, не сунули кому надо, вот и запалились...

Нет, о побеге Семёнов не думал. Вернее, думал, и думал постоянно, но... не очень конкретно. В электрике он неплохо шарил, видел, что на периметре - не просто КСП и вышки с автоматчиками. На контрольно-следовой полосе какие-то дуры стоят - явно на прерывание излучения срабатывают. По забору кабель толстый идёт - это, точно, на противоудар работает. По забору, сверху, МЗП растянута. А там, за ним, ещё несколько рядов колючки, да под током...

На работы тут не выводят - значит, по ту сторону не окажешься. Один шанс - на машине как-то удрать. Но как? Собачки ведь там все нюхают! Солдатики осматривают. Да и хорошо осматривают - им ведь, солдатикам, тоже домой хочется, а не на твоё место. А домой солдатик съездит, если побег пресечёт. А ещё лучше - если зэка при этом пристрелит. Ему тогда и медальку дадут.

Так что не надо лучше с ними связываться, с солдатиками. Вон, в Краматорке трое дёрнули - через два дня их трупы на выходе в промзону выложили. В воспитательных, так сказать, целях...

Ты, Калюжный, мне тут не ори! - Семёнов тоже поднял голос. - Тут вопрос политический! Ты же коммунист! Орденоносец! К Герою тебя представили! Партия тебя выдвигает в депутаты аж Верховного Совета! А ты кобенишься! Да за это, знаешь, что бывает! Вызовем на парткомиссию, не посмотрим, что директор передового совхоза!

Да не могу я, Петрович! Не могу, пойми! - молил Калюжный. - У меня тут работа, дел, сам знаешь, полно! Семья, дети. Ну, начну я в эту Москву ездить. Сам же знаешь, как это у нас: пошёл в депутаты, начались встречи-собрания, пионэры всякие, совещания-заседания - и все, пошло прахом дело! Оно тебе-то нужно? Секретарю райкома? Ты ж тоже, смотри, на "Ленинском пути" нашем как вырос! Давно ль мы с тобой вместе под трактором на морозе лежали? А теперь - ты уважаемый человек, я уважаемый человек, район в передовых ходит. Тебе ж на завотдела в обком - прямая дорога! На хрена тебе этот риск?

Семёнов подошёл к маленькому столику, налил себе воды из графина. Глянул на портрет над столом.

И с размаху шарахнул по полированной поверхности кулаком с зажатым в нем стаканом. Вода, словно даже замедлившись, дугой проплыла путь над бумагами.

А ты мне старым знакомством в глаза не тычь! - рявкнул секретарь. - Мне наложить, что мы там с тобой делали! Тут с тобой не я - тут с тобой Партия говорит! Тебе что, доверие партии - хвост собачий? Повертел, решил, что не нужно и бросил?! А партбилет на стол - не хочешь положить?! Да ты знаешь, на каком уровне такие решения принимаются! Это же обком! Да не простой - целинный! У них в ЦК дорога натоптанная! Наверняка уже там в отделе согласовали. А ты мне тут будешь финты крутить? Да мы на твоём отказе знаешь, как запалимся?..

Замолчал, тяжело дыша.

Калюжный тоже молчал, глядя в окно, за которым облака весело мяли друг друга в лучащемся покое неба.

Ладно, дай закурить, - поговорил он наконец. - Твоих, обкомовских...

Помолчали ещё.

Я ж тебя тоже не как чужого выдвинул, - пробормотал осевший вдруг Семёнов. - Мы с тобой в паре помнишь, чего творили. В паре и дальше пойдём. Вплоть до Москвы...

Калюжный вздохнул. Поднял правое плечо, словно бы пожал им. Упёрся руками о колени, как будто собирался вставать. Но не встал, а лишь свесил голову.

По жёлтому паркету ползла муха. Сапоги грязные. На правой брючине след солидола. То ли масла машинного... Убить Сеньку, когда, гад, "козла" хотя бы перед дорогой в район чистить научится! Самого заставлю брюки стирать!

Улетела муха.

Как бы нам с тобой...

Помолчал. Встал, подошёл к графину с водой, налил в оставшийся стакан.

Выпил медленно.

Ладно, хер с ним, - сказал.

Муха забилась об стекло.

Майор Близнюк смахнул с фуражки изумрудные капли. Повесил мокрый плащ. Надо же, как льёт - пятьдесят метров от машины пробежал, а вон как замочило!

Да садись, садись, - махнул он рукой.

Майор Волынов, его заместитель, улыбаясь, опустился за свой стол.

Ну что, утвердили? - осведомился он.

А ты как думал! - победно взглянул на него начальник. - У нас все чики-чики! Приказ на днях будет.

Волынов подскочил, вытянулся во фрунт.

Разрешите поздравить, товарищ подполковник? У нас все готово!

Он открыл сейф, достал золотящуюся бутылку.

Лично до Ленинграда отскакивал, самого лучшего достал! Кол-ломиец! Бегом сюда! Тащи лимон и конфеты!

Близнюк поморщился. Было приятно.

Отставить, Волынов! Ты схренел? Кто ж за звание заранее пьёт?

А мы не за звание, - растянуто-солидно произнёс зам. - Мы, товарищ подполковник, мы - за встречу!

Захорошело уже после второй. Коньяк действительно был отличным - в их глуши они все больше водочкой пробавлялись. Да и ту в Бологое завозили дрянную, калужскую. Если не ещё хуже - смоленскую.

И Близнюк сказал, выпуская наружу то, что распирало его всю дорогу из главка.

Слышь, Антоныч... Помнишь, к нам сюда запросы приходили? На беглеца. Семёнов, десять лет назад отсюда ноги сделал?

Ну, - отозвался Волынов. - Так нашли же его. С того и запросы...

Близнюк засмеялся довольно.

А знаешь, как нашли?

Вовремя найти-то надо было. А теперь в главке головы ломают, не знают, что и делать.

А что? - налил ещё по одной Волынов.

А тогдашнего хозяина не знают теперь, куда деть. То ли со службы вообще уволить, то ли, наоборот, повысить. За правильную воспитательную работу...

Волынов поперхнулся:

Это как? Ты чего тут крутишь, Михалыч?

Начальник колонии расхохотался сыто, с удовольствием.

Когда этот Семёнов побег сделал, его во всесоюзный объявили. А хозяина тогдашнего, за необеспечение и так далее, перевели куда-то там под Читу. Он там сейчас и служит.

Так вот... Знаешь, кто Семёнова этого вычислил? Ща охренеешь - "девятка" кагэбэшная!

Это эти, охрана гослиц? - уточнил Волынов.

Ну! Они самые. Ладно, слушай, только больше никому...

И вот представляешь, Надюш, обнаружили побег только утром. Куда, что? - нет следов и точка! Собака до дороги довела. А дождь же был! И то чудо, что хоть так унюхала.

Короче, ориентировки ничего не дают. На дому не появлялся, у родственников нет. На всякий случай по воровским каналам прощупали - нету! Ну и... Вроде, забыли о нем.

А тут, значит, выдвигают депутатов в Верховный Совет. И среди всех там один передовик с целины. Председатель колхоза какого-то передового, орден "Знак почёта" у него, медали за трудовую доблесть. А начинал трактористом. Да! В партию вступил! Близнюк говорит: к Герою представляли!

И как они там его проверяли только, в Казахстане этом! Не, точно там советской власти нет!

Ну вот, а тут, значит, дела-то уже большие, высокие... Москва, Кремль, начальство. Дела все - в КГБ. Те смотрят: а что это у товарища Калюжного - а он себе на эту фамилию документы справил - с образованием перепутки какие-то? И по годам что-то, несоответствие есть...

В общем, Близнюк, конечно, сам подробностей не знает, но, говорит, начали в биографии товарища Калюжного, орденоносца, копаться - и выудили: а не имели ли вы, товарищ Калюжный, небольшой отсидочки по статеечке такой-то в учреждении ОН-55/3? И с чистой ли совестью вы на свободу вышли?

Тот и раскололся.

Близнюк говорит, в Москве и плач, и смех стоял. Не знали, что делать! Вроде, и зэк беглый - и герой труда настоящий! У него, если как у Калюжного, всё действительно чисто! Работал, как вол, не пил, нормы перевыполнял... Награды заслуженные! И куда его - досиживать обратно? К нам? - так он от туберкулёза там на степном воздухе сам излечился.

В общем, говорят, до ЦК дошло. И там порешили: делу этому огласку не придавать, мужика уж в зону не возвращать, считать, что честным трудом вину свою искупил...

Но уж и Героя соцтруда ему не дали. И в Верховный Совет, конечно, ни-ни!

Во люди дают!

А знаешь, Надюш, кто его в депутаты двинул, с чего все и открылось? Секретарь райкома по фамилии... догадаешься какой? Семёнов!

Сначала даже думали, что родственники. Но потом выяснили - нет, просто совпадение.

Только ты, Надюш, это никому, слышь! ЦК, вишь, дело это требует не разглашать. Чтобы ни-ни, только между нами...

Последнее замечание, впрочем, было напрасным. Когда в Лыкошино, ещё лет через десять, тянули новые линии связи, меня, солдата, откомандировали туда.

Места там и в самом деле замечательные. И от воздуха захватывает дух.

И "особняк" в Красном бору все так же стоит. И в самом Лыкошино по-прежнему рукавицы шьют. И с удовольствием рассказывают историю кандидата в члены Верховного Совета СССР, зэка-орденоносца Семёнова...