Что дает человеку общение? Зачем человеку общение Без общения с людьми не развивается

Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале

Ошо

Часто ли вы задумываетесь о том, что было бы, если бы не было окружающих вас людей? Что было бы, если мир вдруг поменялся, а вокруг никого?

Да, человек – социальное существо. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми. Это всем известно, ведь иначе не бывает. Все мы знаем различные примеры, как человек рос без людей, в стаях волков, с собаками и все в этом духе. Что было итогом такой жизни? Ну, этих людей сложно назвать людьми, они были приспособлены к другой жизни. Конечно, это очевидный пример того, что человек не может развиваться без общества. И все мы в обществе так и считаем, что человек не может прожить без человека. Да, нам надо взаимодействовать, общаться, делиться чем-то с другими, чтобы прожить хотя бы один простой день. Человек становится личностью благодаря обществу вокруг него.

Но, действительно, если задуматься, неужели невозможно прожить и дня без общения?

Я не говорю о том, что человек может с рождения жить без общества. Младенец только развивается, он должен осознать, что он человек, но со временем младенец вырастет, сформируется индивидуальность.

Так, неужели это индивидуальность не способна жить одна, без общества?

Не задумывались ли вы о том, что многие не все люди любят находиться в обществе? Да, существуют болезни, такие, как аутизм, которые не позволяют человеку полноценно общаться с окружающими людьми. Но ведь есть и люди, которые сами не хотят быть в обществе людей, которые им кажутся неприятными. Люди, которые предпочтут посидеть лишний раз у себя в квартире, читая книгу, например, нежели пойти в общественное место, где всегда много людей. Таких людей принято называть интровертами. Они не боятся общества, они предпочитают быть без него, общаясь с внутренним «я». Это не значит, что эти люди не способны выжить в мире, если они могут сутками не общаться ни с кем.

Мы живем в постиндустриальном мире, мире технологий, где каждый день появляются новые машины, способные заменить людей, как рабочая сила, но не только. В нашем современном мире трудно найти человека, который не слышал о новых технологиях и интернете. В «мире интернета» можно не только искать ответы на определенные вопросы, покупать вещи, сейчас там возможно найти работу и общаться с людьми, даже не зная их имен. Можно ли назвать это общением с человеком, когда ты не видишь его и не знаешь совершенно? Скорее всего, да. Как – никак, это все же общение. Но есть люди, которые даже в «мире анонимности» не могут общаться, как и не могут общаться в реальном мире. Они избегают встреч с людьми, возможных разговоров.

Сказать, что это им не нравится, будет неправильно. Ведь многие наслаждаются этим миром, созданным вокруг себя, они больше не хотят никого туда впускать. Многие назовут это социофобией, но я так не считаю. Людям иногда стоит отдохнуть от себе подобных. Есть те, кто живет безвылазно в «мире интернета», они не общаются с другими, они просто постоянно что-то ищут, смотрят, слушают. Они не нуждаются в общении с новыми людьми, в прогулках, друзьях, ибо их уже все устраивает. Не выходя из дома, они не чувствуют себя несчастными, так как их устраивает такая жизнь. Я не могу осуждать таких людей, это их мир, который им дорог.

Не думаю, что одиночество – ужасное состояние человека. Нужно быть независимым от других людей человеком. Не факт, что каждый раз, когда вы падаете, кто-то поднимет вас, протянув руку помощи. Действительно, лишь в одиночестве можно почувствовать себя свободным, потому что ты не зависишь ни от кого, что является счастьем.

Все же, все мы прекрасно знаем, что развитие личности, индивидуальности, невозможно без взаимодействия с обществом. Но это не значит, что человек не может жить без общения, жить одиночеством, в своем мире. Каждый сам создает свой мир, и лишь он вправе решать, какой этот мир будет, и кто будет в этом мире.

Без общения немыслима сама жизнь человека. Через общение мы познаем друг друга и себя, продвигаемся в работе и развиваем любовные отношения, находим друзей. Что такое общение с позиции психологии, каковы его этапы, структура, условия и функции? Давайте разберемся.

Что такое общение с позиции психологии? Единой теории нет:

  • Одни ученые утверждают, что это самостоятельная деятельность.
  • Другие исследователи говорят о том, что это средство достижения (организации) какой-либо , например, трудовой.

Так или иначе, общение – это взаимодействие двух или более людей (групп). В широком смысле под общением подразумевается не только личный контакт двух людей, но и взаимодействие по средствам коммуникаций, в том числе массовых.

Роль общения

С помощью общения люди:

  • обмениваются информацией, представлениями, идеями, интересами, настроениями и даже чертами характера;
  • усваивают общественный опыт, что позволяет расширять личный опыт.

Общение создает чувство единства и важно для выполнения общих задач. Для отдельного человека оно полезно тем, что развивает чувство:

  • соперничества,
  • сопереживания,
  • содействия,
  • сочувствия,
  • другого «со-».

Условия общения

К условиям благоприятного общения относится:

  • потребность в обмене информацией;
  • единая стратегия взаимодействия;
  • восприятие и понимание партнера по общению.

Этапы общения

Общение осуществляется в несколько этапов:

Описание

Потребность в общении

Установление контакта

Определение настроения партнера, помощь в настройке к общению.

Ориентация в ситуации

Вовлечение партнера в разговор, определение его самооценки, распределение ролей.

Планирование содержания

Подбор информации.
Выбор средств

Подбор фраз, жестов, поведения.

Обсуждение проблемы

Выслушивание партнера и его убеждений.

Восприятие и оценка ответной реакции

По средствам обратной связи (вербальная и невербальная информация, чувства партнера) осуществляется контроль общения.

Подведение итогов: была ли решена проблема, получили ли партнеры преставление о противоположных точках зрения.

Анализ, корректировка стиля или методов

Если результат не устраивает инициатора общения, то он либо возвращается на другой этап, либо прекращает общение.

Таблица: этапы общения (по Р. В. Козьякову)

Структура общения

В структуру общения входит:

  • само содержание, то есть та информация, которую люди передают (знания, умения, опыт, навыки);
  • цель, то есть потребности, обусловившие начало контакта (познавательные, социальные, культурные, творческие, эстетические, нравственные и другие);
  • средства передачи информации (кодирование, переработка, расшифровка, передача на носителе, речь).

Мы посылаем информацию не только устной и письменной речью (в том числе рисунками, чертежами), но и с помощью тактильных контактов (рукопожатие, поцелуй, объятие), ощущений (наблюдение за движениями или речью человека на расстоянии, в том числе звуками, например, вдохами), технических средств коммуникации.

Функции общения

Общение – важная для социализации, то есть вхождения в общество, деятельность. Она выполняет следующие функции:

Контактная

Поддержание связи, возможность получать и передавать информацию о себе.

Информационная

Обмен актуальными новостями мирового значения.

Побудительная

Направление на выполнение какой-либо деятельности («А давай сходим…»).

Координационная

Проговаривание деталей общего дела, например, времени и даты, обязанностей каждой стороны.

Эмотивная

Стимулирование определенных у партнера.

Функция понимания

Адекватное восприятие смысла общения, состояния и намерений партнера.

Функция влияния

Смена поведения и мыслей партнера по общению (или ваших).

Функция отношения

Определение и подтверждение своего статуса, роли и функций в этом конкретном взаимодействии.

Таким образом, общение может быть информационно-коммуникативным (просвещение), регулятивно-коммуникативным (коррекция) и аффективно-коммуникативным (профилактика, призыв к действиям, чувствам).

Виды общения

Общение можно классифицировать по ряду признаков.

По содержанию

Материальное

Обмен продуктами деятельности (в том числе ритуальные приветствия).

Когнитивное

Обмен знаниями.

Кондиционное

Обмен состояниями, эмоциями, чувствами.

Мотивационное

Обмен интересами, побуждениями и мотивами.

Деятельностное

Обмен умениями и навыками, инструкциями.

По целям

Биологическое

Контакты для поддержания биологического развития организма. Сюда, например, можно отнести секс, еду, медицину.

Социальное

Контакты для поддержания личностного развития. Сюда относится обучение, общение по интересам.

По средствам

Непосредственное

Опосредованное

По средствам одежды, макияжа или другой внешней атрибутики.

По контакту

  1. Прямое, то есть непосредственно с оппонентом.
  2. Косвенное. Через посредников.

По каналу коммуникации

  1. Вербальное, то есть посредством речи.
  2. Невербальное, то есть с помощью мимики и жестов.

По условиям ситуации

Формальное

Не имеют значения личностные характеристики партнера, свои эмоции и чувства скрываются за стандартными фразами и жестами.

Формально-ролевое

Формальное общение, определенное строгими рамками социальной роли.

Примитивистское

Общение устанавливается только с выгодными людьми. Когда выгода получена, то контакт прекращается.

Деловое

Результат деятельности и содержание информации важнее личностных характеристик участников взаимодействия.

Имиджевое

Попытки описать мировоззрение и реакции оппонента исходя из представлений о нем.

Манипуляторское

Достижение своего преимущества за счет грамотного управления ситуацией и качествами партнера.

Светское

Заключается в выражении одобряемых в конкретном обществе чувств и мыслей, а не своих реальных ощущений.

Каждый вид общения требует индивидуального подхода. Собственно, даже общение с одним и тем же человеком, но в разных ситуациях требует наличия разных умений у человека. Общение - проводник, путеводитель в мире перехода человека .

В этой статье я расскажу, как можно извлечь максимальную пользу из человеческих коммуникаций. Я объясню зачем нужно общение и какую огромную пользу содержит в себе этот процесс, если подходить к нему правильно.

Мы привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то из нас общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие из нас не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить. Для многих людей общение проходит практически впустую, хотя они могли бы получать от него намного больше.

Последние несколько лет своей жизни я стараюсь сознательно заводить новые знакомства и реабилитировать старые отношения с людьми, которых уже давно не видел. Я считаю, что в этом есть большой толк. Дальше расскажу почему.

Философ экзистенциалист Жан-Поль Сартр говорил: «Ад — это другие». Я бы не стал использовать этот афоризм в качестве философского манифеста, который смог бы отразить мое мировоззрение. Мне сильнее подходит максима Алистера Кроули: «Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда» или высказывание героя книги Джэка Керука «На дороге»: «Каждый человек — это кайф, старина!»

Я думаю, что в любом человеке можно найти массу интересного, просто мы, бывает, этого не замечаем. Каждый человек является кладезем ценной информации, которую нужно просто находить и правильно ей распоряжаться.

Почему же это так важно, общаться с людьми?

Так уж получается, что опыт каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Ограничен он продолжительностью жизни и нашими возможностями. Мы можем получить только какую-то ничтожную часть информации о мире, которую мир в себе содержит. Поэтому наши суждения о природе, о жизни и о себе несовершенны, так как основываются на неполной информации.

Но наш опыт лимитирован не только временем нашего существования и той информацией, которую мы получаем, а еще и нашими способностями. Невозможно быть лучшим во всем. Посвятив время и силы одному, мы упускаем что-то другое. Мы ограничены своими привычками и характером. Многие из нас наводнены предрассудками и ложными идеями. Несмотря на то, что все люди имеют огромный потенциал для развития, без чужого опыта нам будет очень сложно.

Что мы можем получить от тех, кто нас окружает

Знания и опыт

Мы можем пользоваться опытом и знанием окружающих. Несмотря на то, что развитие интернета культивирует, поощряет одиночество, бывает, что информацию найти там сложно. Вспомните сколько полезных вещей вы узнали из круга своего общения. Сколько полезных возможностей вы для себя открыли. Скольким полезным умениям научились!

Обмен знаниями между разными людьми представляет из себя информационное пространство, в котором опыт каждого отдельно взятого человека дополняет опыт другого человека и сам дополняется им.

Обмениваясь знаниями и опытом мы глубже проникаем в суть вещей, становимся умнее и сознательнее и обустраиваем свою жизнь лучшим образом.

Многие новые идеи и мысли приходят во время коммуникаций.

Точка зрения другого человека всегда может дополнять нашу картину мира, даже если она не соответствует нашим взглядам. Противоположное нашему мнение способно помочь нам рассмотреть те акценты жизни, которые мы не замечали ввиду своего пристрастия и привычек мышления! Правильный диалог и продуктивная дискуссия обогащают нас, а не заставляют злиться и замыкаться в ощущении собственной неоспоримой правоты, как происходит в бессмысленных спорах, в которых каждая сторона стремиться обвинить другую и доказать свою истинность собственного мнения, вместо того, чтобы слушать и постигать чужой опыт.

Взгляд на вещи

Мы можем учиться у окружающих не только знаниям, но и перенимать их восприятие действительности, взгляд на вещи. Ввиду ограниченности нашего опыта и из-за свойств нашего характера мы можем иметь такое восприятие действительности, которое мешает нам жить и ограничивает наши возможности.

Общение с оптимистами, с теми кто воспринимает жизнь как ценный подарок, может научить нас тому, что жизнь не так плоха, как нам кажется. И что все дело в нашем восприятии.

Разговор с успешными молодыми бизнесменами может опрокинуть наш взгляд на то, что работа в офисе и жизнь от выходных до выходных — это единственная форма устройства жизни.

А контакт с теми, кто добился успеха и счастья, несмотря на трудности поможет вам понять, то, что все возможно и зависит только от вас самих.

Другие люди могут заразить вас своим оптимизмом и положительным взглядом на вещи, если они сами являются носителями таких качеств. К сожалению, верно и обратное. Вы можете перенять уныние и пессимизм несчастных людей. Но я не хочу вас призывать полностью исключать общение с такими людьми. Этот совет был бы очень эгоистичным. Опыт общения с ними поможет вам понять, чего нужно избегать, чтобы не быть несчастными как они.

Оптимист может научить вас, что нужно сделать, чтобы также наслаждаться жизнью и видеть в ней хорошее. Брать ответственность на себя, быть активным, развиваться, позитивно смотреть на будущее, ставить цели, добиваться их и не пасовать перед неудачами.

Пессимист покажет вам, чего делать не надо! Не следует жаловаться на жизнь, винить во всем обстоятельства, быть пассивным и ленивым, капитулировать перед проблемами, избегать принятия решений. Такая личность также может научиться чему-то от вас. Поэтому не оставляйте пессимистов без поддержки, в которой они так нуждаются.

Человек — это воплощенный в действительности жизненный урок. Его счастье, успех, взаимоотношения, взгляд на вещи — являются мерилами того, насколько верный жизненный путь он избрал. Все у всех могут чему-то научиться.

Нужно только уметь этот урок для себя извлечь, и тогда другие люди станут для нас отличной жизненной школой!

Достоинства и недостатки

Мы можем перенять сильные стороны людей в процессе общения с ними. Следует уметь это замечать, видеть в чем другой человек превосходит нас, а не упрямо верить в то, что мы во всем лучше других.

Чтобы стать лучше, необходимо понять, благодаря чему у окружающих нас людей появились их недостатки и достоинства, и стремиться избегать их ошибок или, наоборот, перенимать их успех.

Например, мы можем заметить, что кто-то отлично разбирается в технике, потому что, он старается не прибегать к помощи специалистов и всегда делает все сам. Другой человек волевой и организованный, потому что он привык везде поддерживать порядок. Третий хорошо владеет языком, так как имеет привычку каждый день читать литературу. Четвертый человек всегда спокойный и радостный, так как он занимается йогой и .

Но пятый всегда напряженный и нервный, ведь он работает по 12 часов в сутки. Шестой несдержанный и раздражительный, так как . Седьмой несамостоятельный, потому что его родители все делали за него (и мы не будем допускать ошибку не его, а его родителей по отношению к своим детям).

Другие люди являются живым сводом правил о том, как мы можем стать лучше или не стать хуже. Сильные и слабые стороны людей не появляются у них просто так, они также не присутствуют у них с рождения, как многие привыкли думать. Личностные качества являются результатами жизни людей и информация о том, как появились эти качества также содержится в их жизни.

Не всегда эту информацию можно отыскать. Бывает трудно определить, почему какой-то человек стал именно таким, а не другим. Но чужие достоинства могут стать отличным стимулом для того, чтобы развивать в себе хорошие качества, когда мы замечаем эти качества в других.

Перед тем как писать эту статью, я случайно наткнулся на замечательное высказывание Бориса Пастернака:

«Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни».

Это поразительно совпало с моими мыслями, которые побудили меня написать эту статью. Эти мысли помогали мне справиться с обидой и с раздражением, которые я иногда испытывал при разногласиях с людьми.

Я понял, что я обижаюсь на проявление таких качеств у людей, которые на самом деле есть и во мне: раздражение, непонимание. Я злюсь на других людей, когда они бывают несправедливы ко мне, хотя сам бываю несправедлив. Я переживаю из-за того, что кто-то не понимает меня, хотя сам иногда выказываю непонимание вместо того, чтобы ставить себя на место другого человека.

И эти качества есть у всех людей, только представлены они у каждого в разной степени. Другие люди — есть отражение меня самого. Они не являются противоположными мне существами, они такие же как я. Своими поступками они напоминают мне о том, что есть во мне. Когда я смотрю на других людей, я смотрю внутрь себя, а когда я смотрю внутрь себя, я смотрю на других людей.

Более того, сама способность ненавидеть основывается на этом факте. Больше всего мы ненавидим то, что есть в нас самих, что больше всех нам знакомо. Чужое, знакомое нам чувство обнажается для нас до деталей, каждую из которых мы можем возненавидеть.

Информация для самопознания

Мы имеем возможность узнать о себе много нового не только из наблюдения чужих недостатков и достоинств. Когда мы общаемся, запускается целая серия психических реакций, которые не работают, когда мы одни. При откровенном, неформальном общении мы чувствуем много новых эмоций, раскрываются наши страхи и комплексы, обнаруживаются какие-то скрытые модели поведения.

Особенно сильно это проявляется при взаимодействии с одними и теми же людьми в одной и той же обстановке, например,в длительном туристическом походе. Не пользоваться тем знанием, которое мы получаем о себе в процессе общения, это все равно что, купить спортивную машину и ездить на ней со скоростью не более 50 км/ч! Таким образом не раскроются все возможности автомобиля и о ее функциях, о том, как работает двигатель на повышенных оборотах, о том, как действуют тормоза при резком торможении, мы ничего не узнаем!

Если в машине произойдет поломка, то мы можем об этом также не узнать, так как этот дефект не будет проявляться на маленькой скорости. Может двигатель на самом деле не обладает требуемой мощностью, потому что вас обманули при покупке. Есть только один способ это узнать!

Общаться нужно еще для того, чтобы задействовать в себе такие психологические реакции, которые не возникают, когда вы один. Это отличный шанс узнать о себе много нового, чтобы поработать над собой.

Помощь и поддержка

Люди одного круга готовы оказать помощь друг-другу. Именно поэтому человечество объединяется в сообщества по интересам или по симпатии, или по национальному признаку. Один в поле не воин. Поддерживая других и принимая чужую поддержку, человек может достичь намного большего в этом мире, чем в одиночку.

Что мешает продуктивным коммуникациям?

Казалось бы, что общение приносит нам неоценимую пользу. Но почему-то не все учатся у окружающих, перенимают чужие сильные стороны и постигают себя и улучшаются. Что же именно мешает такому общению, при котором каждая из его сторон приобретает новый опыт и обогащается через коммуникации?

Гордыня и страх

Убеждение в том, что мы всегда во всем правы, что наша точка зрения является единственно верной, препятствует получению пользы от общения и обогащению новым опытом. Это убеждение часто является бессознательным. Многие люди считают себя гибкими, способными идти на компромисс и принимать чужую точку зрения, если та оказывается логичной и обоснованной. Но выходит так, что мнение другого человека никогда не становится ни логичным, ни обоснованным, и единственными носителями истины для таких людей, по-прежнему являются они сами.

Их ум инстинктивно загораживается от всего чуждого им, что попирает их взгляды и претит их самолюбию. Они старательно оберегают свою точку зрения и боятся того, что чужое мнение может повредить этой точке зрения, а не дополнить ее.

Они замкнуты на себе, на своих проблемах и своих идеях. Им кажется, что они знают обо всем лучше всех.

В диалоге с другим человеком они или защищают свою точку зрения или нападают на чужую, и не слушают, и не постигают. Спор является для них полем битвы, а не местом, в котором рождается истина. Вместо того, чтобы слушать собеседника, они ждут своей очереди высказаться.

Они не обращают внимания на чужие достоинства, так как считают себя лучше всех остальных.

Вы, должно быть, скажете, что это не про вас. Но гордыня и страх оказаться неправым есть практически в каждом из нас. Просто эти качества присутствуют в разной степени у разных людей. Если не стараться противостоять этим недостаткам, то они только станут сильнее и будут еще больше управлять вами.

Гордыня мешает открываться новому, использовать чужой опыт и учиться на чужих ошибках. Она делает нас зависимыми от самих себя, от своих предрассудков и самомнения. Мы становимся добровольными жертвами информационной блокады, так как не хотим никого слушать.

Из-за этого, мы упускаем много жизненных возможностей, которые могли бы получить, если бы смогли отказаться от своих взглядов и предрассудков. Но нам важнее защитить свое самомнение, чем внять истине, которая может оказаться выгодной, полезной для нас или дополнить наши взгляды о мире. Нам важнее остаться при своем, чем понять другого человека, осознать, какие помыслы им руководят, почему он думает не так как мы. Быть может мы увидим хоть какую-то логику и толк в его взглядах, если перестанем зацикливаться на себе и боятся того, что наши привычные взгляды пострадают…

Гордыня — главный враг полезного для обеих сторон обмена мнениями. Она ведет к духовному обеднению, злобе, обиде и раздражению. Гордыня вовсе не зря причисляется к одному из смертных грехов в христианской традиции. Было бы замечательно, если бы об этом вспоминали некоторые христиане, в тем моменты, когда они с пеной у рта убеждают других в правильности собственных взглядов и положений, не соглашаются ни с чем, что противоречит принятой им на веру концепции мира, обвиняют науку в оскорблении их чувств и выказывают неуважение по отношению к людям иных верований или убеждений.

Комплексы и предрассудки

Низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе, социальные страхи — все это загораживает людей от плодотворного взаимодействия с другими людьми.

Но наличие этих качеств не является поводом для того, чтобы не общаться. Наоборот, если вы неуверенны в себе, то общаться вам нужно, чтобы преодолеть эти страхи. Только так вы сможете с ними справиться.

Я думаю, что столкновение лицом к лицу со своими страхами и проблемами — самое эффективное средство избавления от них. Если вы боитесь летать, то нужно садиться в самолет и работать со своим страхом, вместо того, чтоб капитулировать перед ним и пользоваться поездами. А если вы испытываете проблемы в общении, то следует общаться, чтобы эти проблемы преодолеть!

Это сложный, но зато это самый эффективный метод работы над собой, в этом я убедился на личном опыте. Чаще делайте то, что боитесь делать. И этот совет относится не только к вопросу общения с людьми.

Не каждый вид общения является плодотворным. Пользу от общения можно получить только тогда, когда каждая его сторона открыта навстречу друг-другу, а не прячется за стеной формальных правил, оберегающих интимное пространство личности. Когда каждый человек, задействованный в процессе коммуникации, внимательно слушает и наблюдает, а не только ждет своей очереди высказаться. Когда каждое мнение дополняет другое, а не противостоит ему.

Общайтесь! Не тяготитесь коммуникаций. Они обогатят вашу личность и сделают ваше положение в этом мире более устойчивым и стабильным благодаря чужой поддержке и вниманию. Знакомьтесь с новыми людьми. Будьте открытыми, раскрепощенными и откровенными! Не бойтесь людей.

Возрождайте старые связи. Учитесь у окружающих их знаниям и опыту. Перенимайте их сильные стороны и избегайте чужих ошибок. Будьте открытыми новым мнениям. Старайтесь понять другого человека. Спрашивайте себя: «Почему он так думает? Почему он поступает?» Ставьте себя на место других людей.

Избегайте ненависти, зависти, злорадства. Помните, все люди ваше отражение. И то, за что вы можете кого-то ненавидеть, есть (или было) также и вас самих. Искренне восхищайтесь другими и хвалите их. Замечайте в них хорошее, а не зацикливайтесь только на плохом.

Перестаньте вешать ярлыки на окружающих. Смените неприязнь на интерес и любознательность. Будьте готовы помочь. Будьте снисходительными и терпимыми. Помните, мир крутиться не вокруг вас одних, вы много теряете если пренебрегаете чужим опытом и теми уроками, которые можно извлечь из настоящего, открытого общения!

Каждый человек — это уникальный опыт, порожденный совершенно уникальными условиями, уникальными способностями и уникальным развитием личности! Берите этот опыт и пользуйтесь им!

«Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними» ©Вовенарг Люк де Клапье

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать.
Так зачем чем же нужно общение человеку? Без общения с другими людьми человек не может нормально развиваться как личность. Общение с людьми также играет огромную роль в здоровом формировании психики человека.

Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенимать опыт и делиться своим. В конце концов общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете

Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне. Вот еще один ответ на вопрос: «зачем нужно общение?»

В процессе взаимодействия и общения с людьми человек не только обменивается информацией или эмоциями, но и удовлетворяет свои потребности.

1. Потребность в получении новых впечатлений
2. Потребность в узнавании. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым подтверждается его самоидентификация.
3. Потребность в стимуляции, то есть когда общение с людьми инициирует активность человека в действиях, и само общение поднимает настроение.,
4. Потребность в признании, удовлетворение которой связано с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека и самоуважением и другие индивидуальные потребности.

Полноценность общения определяется качеством и удовлетворением потребностей, а так же зависит от отношения участников общения друг к другу.

Общение может происходить на разных уровнях

Уровни определяются общей культурой людей, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным положением и другими факторами.

Фактический уровень общения. Предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.Стандартное общение, при котором реплики просты и в них нет глубокого смысла. Обычное общение продиктованное правилами этикета и нормами поведения в определенных ситуациях.


Информационный уровень общения , где происходит обмен интересной для собеседников новой информацией Этот уровень преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Данный уровень общения способствует активному включению человека в процессе коммуникации.

Личностный уровень общения — характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому само раскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Личностный уровень является высоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними.

Что нужно для эффективного общения? Взаимопонимание в общении

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. В общении каждый из партнеров уподобляет себя другому: участникам общения приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это не что иное, как уподобление себя другому человеку, что способствует пониманию и взаимопониманию людей в общении. В реальных ситуациях общения люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Что еще нужно для эффективного общения? Способность сопереживать. Эмпатия

Конечно не всякий человек может поставить себя на место другого. Для этого человек должен иметь такое личностное качество как эмпатия или особый способ восприятия другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Эмпатия позволяет человеку в общении не только рационально осмыслить проблемы другого человека, но и эмоционально сопереживать своему собеседнику.


Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к сопереживанию у людей очень индивидуальна. Человек с низким уровнем эмпатии может, общаясь с собеседником, проявлять своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям и намерениям собеседника.

По ходу общения у человека со средним уровнем эмпатии возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека. Но эмпатийных людей отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса общения.

В любом общении обязательно присутствует рефлексия

Рефлексия в общении — это форма познания личностных особенностей себя и других людей. Рефлексия помогает человеку во время общения с другими логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии, ведь происходит осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Рефлексия в общении уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Марк Твен говорил: «Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот, и окончательно развеять сомнения». И наверное был прав.

Однозначно развитие и формирование в себе таких качеств как уравновешенность, умения управлять своим поведением в различных ситуациях, не говоря уже про эмпатию, правил этикета, наличия элементарных коммуникативных навыков и других индивидуальных качеств личности.

Индивидуальные коммуникативные качества способствуют не только эффективному общению, но и возникновению дружбы между людьми, интереса друг другу. К таким качествам общения относятся коммуникабельность, общительность, харизматичность, лидерские качества человека и прочие.

Общительность человека, например, характеризует умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений. А коммуникабельность характеризует способность или склонность к коммуникации, установлению контактов и связей.

Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но расширенное.

Развивайте в себе необходимые качества для того, чтобы быть не просто другом, а настоящим другом и интересным человеком. Ведь общение не только времяпровождение, но и помогает добиваться жизненных успехов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общение - это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми. общение искусство внимание эмпатия

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.

2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.

3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с

********Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение -- связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности -- в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

· передача информации

· восприятие друг друга

· взаимооценка партнерами друг друга

· взаимовлияние партнеров

· взаимодействие партнеров

· управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

· информационная (обмен информацией между людьми)

· когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

· конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

· инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

· синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

· самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

· трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

· экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

· социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

· сигналы непосредственно от другого человека;

· сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

· информация об итогах деятельности;

· информация от внутреннего опыта;

· информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии : избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

· прием “нейтральной фразы ”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

· прием “завлечения ” -- говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

· прием установления зрительного контакта -- пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания -- приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов -- шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов -- вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания -- приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка -- это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель -- это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго -- состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго -- состояний как “ребенок -- ребенок”, “взрослый -- взрослый”, “родитель -- ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго -- состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название -- фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то -- нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности .

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт -- нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия . Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, -- это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык -- это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

· интенциональные -- специально производимые для передачи информации

· неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия -- это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение -- это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение -- это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение -- это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение -- аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание -- при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

· “Контакт масок ” -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

· Примитивное общение -- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает -- отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

· Формально -- ролевое общение -- это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

· Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

· Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Светское общение -- его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения -- манипуляция и актуализация. Манипуляция -- это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация -- это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

· Уровень манипуляции.

· Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

· Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

· Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” -- уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен -- несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы -- это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа -- каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения -- в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой -- для общения в незнакомой компании.

Игры -- это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость -- это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общения и его роль в жизни пожилого человека. Планирование досуга и отдыха у лиц преклонного возраста. Отклонения в формировании мотивации общения одиноких людей. Мероприятия, проводимые для людей старшего поколения в условиях социальных центров.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2016

    Рассмотрение характерных черт стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей: гипертрофированность событий, своеобразное ощущение времени, воспоминания о молодости. Необходимость частого общения с пожилими людьми и способы повышения их самооценки.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Роль общения в профессиональной деятельности социального работника, его коммуникативные компоненты, виды, различные аспекты и специфика. Общение в процессе консультирования.

    реферат , добавлен 02.08.2010

    Особенности межличностного общения. Специфика общения в социальных сетях. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны. Классификация типов общения. Типы отношения к окружающим. Личностные качества по тесту Кеттела.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Философская трактовка повседневной жизни человека как реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость. Анализ динамики процесса обмена эмоциями и реакциями на выражение этих эмоций в ходе межличностного общения.

    эссе , добавлен 30.05.2016

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Влияние социальных сетей на человека. Замещение и вытеснение живого общения. Образовательное и интеллектуальное развитие детей. Процессы самоорганизации социальной системы. Социальные сети как инструмент общения и организации людей в современном мире.

    статья , добавлен 09.04.2015

    Понятие урбанизации, ее роль в жизни общества. Гуманистический подход к трактовке социализации. Уровни, темпы и перспективы урбанизации. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека. Уровневый анализ факторов социализации.

    реферат , добавлен 10.10.2008

    Значение публичных библиотек в жизни современного общества. Социальный статус человека в старости. Роль библиотеки в жизни пожилых граждан. Основные услуги публичных библиотек. Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение.