Манса Муса: богатейший человек в истории. Как жил манса муса, богатейший человек в истории

Средневековый король Манса Муса I из династии Кейта признан самым богатым человеком в истории, «богаче, чем это возможно описать», - резюмирует Times. В переводе на реалии 2012 года эксперты оценивали его состояние в $400 млрд, что поставило его на первое место в списке самых богатых людей мира. Мы попытались узнать, как же все-таки жил и чем прославился африканец, обскакавший европейцев Ротшильдов и американца Рокфеллера.

Солнечный король.

Муса Кейта I стал правителем западно-африканской империи Мали в 1312 году. При коронации ему дали имя «Манса», что означает «король». В ту эпоху средневековая Европа переживала мрачный период голода, эпидемий и бесчисленных гражданских войн и междоусобных распрей. В африканских же королевствах светило солнце и дела шли хорошо.

Правитель золотых земель.
Владения Мансы Мусы охватывали обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина-Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада. Земли изобиловали драгоценными природными ресурсами, в частности, золотом. Что было на руку любившему красивую жизнь королю.

Незабываемое путешествие.
Остальному миру африканский правитель стал известен после совершенного им в 1324 году паломничества в Мекку. Путешествие длиной в 6500 км было отнюдь не эконом-класса. Паломничество как акт аскетизма? Как бы не так! «Караваны его простираются так далеко, как может видеть глаз», - делился наблюдением современник.

Сопровождали короля, по разным источникам, от 60 до 80 тыс человек свиты. К обеду в самом сердце бесплодной пустыни в шатер паломника вносились корзины со свежими фруктами и подносы с рыбой и морепродуктами на льду.

Золотой дождь
Во время остановки в Каире Манса Муса раздал беднякам так много золота, что это обрушило экономику страны на добрых десять лет: обильный приток золота обесценил его и способствовал невероятному росту цен.

Памятник рукотворный
Манса Муса любил не только золото, но и ислам. По одной из легенд король распорядился возводить новую мечеть каждую пятницу на том месте, где разобьют привал.
Попал в историю(и в географию)
Нашумевшее путешествие поместило африканского правителя не только в анналы истории, но и в географию. В буквальном смысле. Его изображением была украшена одна из самых авторитетных карт Европы средних веков. На рисунке король, конечно же, держит в руках золотую монету. Очень большую золотую монету.

Что осталось
После двадцатипятилетнего правления Манса Муса умер в 1337 году. Место на троне занял его сын Маган I, и все пошло не так. Сыну было далеко до отца не только по части шика, но и как политическому руководителю. После недолгого, хотя и запоминающегося, расцвета, империя Мали двигалась к закату.

Окончательный крах наступил в 15 веке после появления у португальцев треугольного паруса и их прибытия в устье Гамбии. Смекалистые европейцы начали вывозить из Африки золото и рабов, и от былого великолепия континента остались лишь легенды.

Правление Канку Мусы, или мансы Мусы (1312–1337 гᴦ.), и правление двух его преемников знаменует расцвет Мали. Завоевания Сундиаты, упроченные территориальными приобретениями Сакуры, поставили под прямую или косвенную власть Мали большинство стран, лежащих в саванне от устья реки Гамбии на западе до границ хаусанских государств на востоке. Племена туарегов на юге Сахары, народы золотоносных районов, сонинке и сонгаи, торговые города на Нигере – всœе повиновались владыке Ниани.

Манса Муса был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Важнейшей причиной распространения его славы за пределы Черной Африки был хадж, который он совершил в Мекку в 1324 ᴦ. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру и прежде всœего арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна.

Все арабские авторы подробно описывают это путешествие, сильно поразившее воображение современников, особенно каирцев. Малийский правитель вез с собой около 10 или 12 т золота для оплаты путевых расходов. Он вступил в Каир, сопровождаемый множеством богато одетых рабов, каждый сзолотым слитком, в руках. Малийское золото, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Благодаря богатствам мансы Мусы цена на золото в Каире упала и потребовалось 12 лет, чтобы цены в данном важнейшем торговом центре начали стабилизироваться.

Когда Манса Муса вернулся из Мекки в Мали, его сопровождали учителя ислама, ученые, знатоки шариата͵ музыканты и торговцы. Οʜᴎ установили прочные экономические и культурные связи между Египтом и Мали к выгоде обоих государств. Уроженец Гранады ас-Сахели, будучи на службе у мансы Мусы, построил в Томбукту мечети, а также королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – ʼʼсахелъскомуʼʼ, или ʼʼстилю мансы Мусыʼʼ. К этому времени относится и учреждение университета Санкоре в Томбукту. В XV–XVI вв. он готовил образованных людей для всœего Западного Судана. В Томбукту была богатейшая библиотека мусульманской литературы. А город Дженне отличался знаменитыми каналами, не уступавшими по красоте венецианским. Хирурги здесь умели удалять катаракту и производить операции куда лучше, чем их европейские коллеги того времени.

При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежавшей в пустыни Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге – до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территории современных Сенегала, Гамбии, Гвинœеи, Мавритании и Мали. Древнее Мали было в свое время самым могущественным государством Западной Африки.

Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всœего тем, что в стране находилась часть золотых копий Западного Судана. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки. И, наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир.

Отчасти мир зависел от размеров войска Мали: у царя было 100тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. В тоже время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с сосœедями.

Поскольку Мали (как и Гана) не было однонациональной страной, единство государства крайне важно было сохранять с помощью сильной государственной власти. В этом манса Муса преуспел больше, чем его преемники. Невозможно точно определить, какую долю в организацию управления внес Сундиата и какую – Муса Арабские хронисты склонны относить всœе заслуги в данном отношении на долю Мусы. Историки нашего времени – в первую очередь африканские – склонны подчеркивать роль Сундиаты как создателя правительственной системы. Во всяком случае, манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, агородов и деревень – мокрифи.Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь.

Основной ячейкой мандингского общества была большая патриархальная семья, в которую включались рабы и вольноотпущенники. Несколько таких патриархальных семей объединялись в сельскую общину – дугу. В общинах далеко зашел процесс имущественной дифференциации. Господствующее положение занимали старейшины патриархальных семей, затем следовали старейшины отдельных семей. Свободные земледельцы и ремесленники считались рядовыми членами общины.

На низшей ступени общинной иерархии стояли рабы. Οʜᴎ делились на несколько категорий исходя из своего правового положения. Большинство рабов были военнопленные. Рабство не было вечным состоянием. Каждое последующее поколение рабов постепенно приобретало права, приближавшие их к положению свободного общинника. Но даже вольноотпущенники на практике оставались неполноправными членами общины. Это не исключало возможности для вольноотпущенников и даже рабов занимать высокое служебное положение не только в общинœе, но и в государственном аппарате.

Рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники в течение пяти дней в неделю обрабатывали землю патриархальной семьи. Остальные два дня они обрабатывали свои собственные или выделœенные им главой семьи наделы, урожай с которых шел в их пользу. В этих случаях положение раба не отличалось от положения рядового общинника.

Право распределœения земли между членами общины принадлежало главе большой патриархальной семьи. В его пользу отчислялась часть урожая, доходов от охоты, рубки леса и пр.
Размещено на реф.рф
Это были наиболее распространенные повинности. Сосредоточение в руках старейшин права распоряжения землей, судебных и жреческих функций определяло господствующее положение этой группы в социальной жизни Мали.

Экономическое могущество общины и ее положение относительно других общин зависели от качества и размеров занимаемой земли, от количества рабов и, наконец, от ее расположения на караванных торговых путях. Экономическое неравенство между общинами приводило к возвышению одних и к зависимому положению других.

Политическое могущество и личная власть глав родов опирались на военные отряды из рабов и клиентов, составлявших гвардию. Начальники военных подразделœений рабской гвардии назначались также из рабов. Постепенно они приобретали всœе большую власть над старейшинами. Гвардия рабов играла существенную роль в политике государей.

Хозяйство в средневековом Мали носило натуральный характер.
Размещено на реф.рф
Наличие в малийской сельской общинœе ремесленников (кузнецов, плотников, кожевников, ювелиров, ткачей) не вызывало крайне важно сти торгового обмена с другими общинами, так как во всœех этих общинах характер производимых продуктов был однотипным. Местные внутренние рынки существовали, но они ограничивались рамками небольших районов.

Широкое развитие приобрела в Мали внешняя торговля. Это была главным образом транзитная караванная торговля золотом, солью, рабами, а также медью и кожами. Внешняя торговля сосредоточена в руках относительно небольшой группы лиц в нескольких крупных городах. Томбукту и Дженне были важнейшими торговыми центрами государства Мали и пунктами сосредоточения ремесленного производства.

Ремесленники занимались гончарным делом, прядением и ткачеством, выделкой кож и щитов, изготовлением долбленых лодок. Ремесленники составляли особую группу Населœения. В соответствии с их специализацией они объединялись в довольно замкнутые касты со своим особым управлением.

В городах находились колонии-посœелœения североафриканских купцов, проповедников и мусульманских правоведов. Οʜᴎ обычно жили в отдельных кварталах и пользовались самоуправлением.

Африканский верховный правитель Муса Кейта I считается самым богатым человеком всех времен и народов — богаче, чем можно описать.

В 14 веке он правил империей Мали с богатейшими природными ресурсами, среди которых первое место занимало золото.

Муса Кейта I пришел к власти в 1312 году. При коронации ему присвоили титул мансы, то есть верховного правителя. В те далекие времена большая часть Европы голодала и погрязла в пучине гражданских войн, однако многие африканские царства были на вершине своего могущества.

За время правления манса Муса значительно увеличил границы своей империи. Он присоединил город Тимбукту и восстановил власть над Гао. Его владения простирались на более чем 3 тысячи километров.

На этих просторах сейчас полностью или частично находятся Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад.

Остальной мир смог приблизительно оценить размер его огромного состояния в 1324 году, когда он отправился на паломничество в Мекку, проехав около 6 тысяч километров. Хадж был далеко не дешевым мероприятием.

Его караван простирался за горизонт. Летописцы описывают десятки тысяч солдат, гражданских лиц и рабов, а также множество верблюдов и лошадей, перевозящих огромное количество золотых слитков.

Во время остановки в Каире он потратил столько золота и пожертвовал так много денег беднякам, что вызвал огромную инфляцию! Городу потребовались годы, чтобы полностью восстановиться от валютного кризиса.

Благодаря этому экстравагантному путешествию манса Муса оказался на карте.

В 1375 году его изобразили на Каталонском атласе — одной из самых важных мировых карт средневековой Европы.

При этом материальные богатства не были единственной заботой короля. Будучи истинным мусульманином, он проявил особый интерес к городу Тимбукту, урбанизировав его путем строительства школ, мечетей и крупного университета.

Он также построил легендарную Джингереберскую соборную мечеть в Тимбукту, изображенную ниже, которая сохранилась до сих пор.

Манса Муса умер в 1337 году, его царствование продолжалось 25 лет. Богатое наследие мансы сохранялось в течение нескольких поколений. Но и по сей день остались мавзолеи, библиотеки и мечети — безмолвные свидетели золотого века в истории Мали.

03.08.2017, 12:00

Кто был самым богатым человеком в мире за последнюю тысячу лет? Задайте этот вопрос себе, своим знакомым и родственникам. Скорее всего, ответ будет неправильным. Рокфеллер, Ротшильд, Гейтс, Баффетт, Цукерберг, Абрамович - все эти люди, безусловно, чего-то за жизнь заработали. Но сложно назвать их богатыми в сравнении с действительно очень-очень богатым человеком, который жил семь столетий назад в Африке. Почти все золото мира было в определенном смысле его золотом. Звали его Муса I.


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ


Товар первой необходимости


Точно определить размер состояния Мусы I невозможно. В переводе на современные деньги оно, наверное, эквивалентно какому-то количеству триллионов долларов США, только при его жизни не было еще никаких долларов, никаких США, да и вообще европейцы еще не открыли Америку. Цивилизованный мир был по большому счету окрестностями Средиземного моря. И где-то в дальнем углу этого цивилизованного мира сидел на троне темнокожий человек в золотой короне с золотым скипетром в одной руке и золотым самородком в другой. Так изобразили Мусу I авторы «Каталонского атласа» 1375 года, лучшей карты мира XIV века.

Это изображение мансы Мусы, не претендующее на портретное сходство,- единственное, дошедшее до нашего времени.

«Манса» - это царь, султан, правитель. Имя Муса указывает, что человек исповедовал ислам. Правил он империей Мали, территория которой была намного больше, чем у современного государства с тем же названием.

Слагаемые финансового успеха мансы Мусы I просты. Он оказался в нужном месте в нужное время и контролировал товар, в котором остро нуждался весь окружающий его мир. Муса родился в 1280 году, пришел к власти в 1312-м и правил до смерти в 1337-м.

Через его империю пролегали важнейшие торговые маршруты. С севера на юг везли соль, с юга на север - золото. Добыча золота велась и на территории самой империи.

Арабский географ Ибн аль-Факих писал, что золото в этих краях «растет в песке, как морковка, и его собирают на рассвете».

Существовало правило, по которому все крупные золотые самородки являются собственностью султана, его подданным дозволено владеть лишь золотым песком. Кроме того, взимались пошлины с торговцев. С каждого осла с грузом соли при въезде в страну полагалось платить 1 золотой динар, при выезде - 2 динара. За ввоз меди брали 5 динаров с осла, за предметы роскоши - 10 динаров. Соль облагалась пошлиной при вывозе из-за того, что ее вывозили с целью обмена на золото.

Через пустыню Сахара золото попадало в Марокко и Египет, а оттуда - на другую сторону Средиземного моря, в Европу. Время правления мансы Мусы на удивление удачно совпало с одним из самых благополучных периодов в истории средневековой Европы, периодом мощного экономического роста.


Вскоре после появления Мусы на свет европейские купцы получили в свое распоряжение передовую технологию - стрелку компаса. Сильно улучшилось и качество географических карт. Благодаря этому торговые суда из Венеции в Александрию (Египет) стали ходить не с мая по сентябрь, а круглый год. Число рейсов удвоилось, товарооборот между Европой и Африкой, соответственно, тоже.

С конца XIII века в Европе после долгого перерыва начали чеканить золотую монету. Флорентийский флорин и венецианский дукат вскоре стали главными валютами, использовавшимися в крупных торговых операциях.

Вслед за итальянскими республиками золотые монеты стали чеканить другие государства. Крупный бизнес Европы дружно перешел с серебра на золото.

Но для чеканки монет нужен был металл. В Европе золото добывали только в Венгрии, и добытого бурно растущей экономике катастрофически не хватало. Не только на монеты. Золото шло еще на украшения, отделку интерьеров богатых домов, дворцов и церквей. Где его было взять?

Где-где - в Африке, конечно. По разным оценкам, от половины до трех четвертей потребности Европы в золоте удовлетворял в то время африканский континент. Точнее, манса Муса I.

Выезд в люди


Караваны верблюдов, груженных мешками с золотом, совершали тяжелые двухнедельные переходы через Сахару. Моряки, ловко управляясь с высокотехнологичными сверхсовременными компасами, вели корабли с золотом к европейским берегам. С итальянских монетных дворов вывозили запечатанные кожаные мешки, набитые свежеотчеканенными дукатами и флоринами.

А манса Муса I сидел на троне во дворце в столице своей империи городе Ниани, население которой составляло около 100 тыс. человек.

Рядом с султаном повсюду было золото.

Например, рабы из охраны носили удивительное оружие: позолоченные мечи в золотых ножнах, колчаны и копья из золота и серебра, палицы с боевой частью из хрусталя.

Сокровищница султана была переполнена золотом, в том числе в ней хранился уникальный самородок весом около 900 кг.

Жители империи относились к своему правителю как к божеству - думали, что от него зависят жизнь и смерть, здоровье и болезнь. А золотые самородки нужно отдавать мансе потому, что они обладают магическими свойствами, которых нет в золотом песке, и только манса может справиться с этой магией. Перед мансой полагалось падать ниц и посыпать себе голову пылью - это касалось и простолюдинов, и самых высокопоставленных придворных. В присутствии мансы нельзя было чихать. Если чихал сам манса, все вокруг колотили себя по груди руками. Никому, даже женам, не дозволялось видеть, как он ест.

Манса ни к кому не обращался лично, за исключением самого высокопоставленного придворного, дели. В исторической литературе советского времени суть этой должности обозначают словом «переводчик», хотя правильнее было бы назвать дели пресс-секретарем. Так или иначе, манса говорил только с дели, а тот громогласно повторял все слова султана. Кроме того, дели исполнял обязанности придворного поэта.

Но остальной мир ничего не знал ни о величии, ни о богатстве мансы Мусы I. Ситуацию изменило историческое событие. Муса решил исполнить пятую заповедь правоверного мусульманина - совершить хадж. Он отправился в путь в 724 году хиджры (1324 год по христианскому летоисчислению). Путешествие продлилось два года.

Группа сопровождающих насчитывала, по разным оценкам, до 60 тыс. человек, в том числе 12 тыс. юных невольниц, 500 человек личной стражи, а также 500 слуг и служанок главной жены Инаре Кунате. 80 верблюдов везли золотой песок, каждый верблюд - примерно 130 кг, то есть в общей сложности порядка 10 тонн.

На каждой остановке манса Муса кормил весь свой эскорт лучшей едой, раздавал милостыню местным жителям. Главной же остановкой на пути в Мекку стал Египет. Муса I и его сопровождающие встали станом у пирамид и пробыли там три дня. В Каире местные купцы, пользуясь тем, что гости из африканского захолустья не знают цен, продавали им товары впятеро дороже обычного. Но свита Мусы все равно легко тратила деньги, покупая невольниц из Турции и Эфиопии, ткани, одежду. Сам он, проезжая по городу, раздавал золотой песок первым встречным.

Манса и его люди потратили в столице Египта такое количество золота, что обвалили обменный курс золотого динара к серебряному дирхему - по разным источникам, на 10–25%.

Повелитель империи Мали преподнес в подарок мамлюкскому султану Египта аль-Хасану ан-Насиру 50 тыс. динаров, то есть золотые монеты общим весом 212,5 кг. Щедрый дар несли 500 рабов. Но встреча двух султанов оказалась для Мусы самым неприятным переживанием за время хаджа, если не за всю жизнь.

Согласно протоколу, он должен был пасть ниц перед правителем Египта. Для мансы Мусы, привыкшего, что все падают ниц перед ним, это было оскорбительно и неприемлемо. Из неловкой ситуации удалось найти выход, позволивший знатному гостю сохранить достоинство. При встрече с египетским султаном манса Муса I преклонил колени - но как-бы не перед ним, а перед Аллахом.

В знак ответной благодарности правитель Египта уступил мансе Мусе свой дворец. В Каире Муса пробыл три месяца, после чего продолжил паломничество.

О пребывании Мусы I в Мекке и Медине исторических отчетов не осталось. Но известно, что на обратном пути у него уже было мало золота, так что пришлось занимать деньги у каирских купцов под высокие проценты. За каждые 300 динаров, взятые в долг, Муса должен был отдать 700 динаров. По свидетельству аль-Калкашанди, знаменитого египетского математика, по возвращении на родину Муса I расплатился с долгами.

Каирские рыночные торговцы заработали на Мунсе Мусе дважды, безбожно завышая цены и одалживая деньги под большой процент

Фото: Universal Images Group / Universal History Archive / DIOMEDIA

Часть золота, взятого в дорогу, манса Муса потратил на то, чтобы уговорить на переезд в империю Мали ученых, учителей, художников, архитекторов и других талантливых деятелей культуры - из всех стран, по которым пролегал его маршрут.

Доходы и расходы жителей Каира в XIV веке.


Рис.: РКВ

Водонос

Получает полтора золотых динара (30 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Говядину. 1 кг - 5 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.


Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.

Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 450 г - 2 дирхама.

Итого: 30 дирхамов.


Рис.: РКВ

Муэдзин

Получает два золотых динара (40 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Баранину. 5,4 кг - 12 дирхамов.
Говядину 1,4 кг - 7 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 900 г - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Писчую бумагу. 1 лист - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Неквалифицированный рабочий

Получает два с половиной золотых динара (50 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 100 лепешек - 2 дирхама.
Баранину. 9 кг - 20 дирхамов.
Говядину. 2 кг - 10 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Привратник (командует всеми слугами в богатом доме)

Получает три золотых динара (60 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 50 лепешек - 1 дирхам.

Баранину. 6,75 кг - 15 дирхамов.
Говядину. 4 кг - 20 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.


Сладости. 1,8 кг - 8 дирхамов.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Начинающий преподаватель в медресе

Получает 10 золотых динаров (200 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный орех. 5 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Чиновник невысокого ранга на государственной службе

Получает 30 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Служанку - 25 динаров.
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.

Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Судья

Получает 50 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 20 кг - 5 динаров.

Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Итого: 20 динаров.

Остаток: 30 динаров. Откладывая по 30 динаров в месяц, через два месяца судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 60 динаров.


Рис.: РКВ

Врач с хорошей частной практикой

Получает 90 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Книгу - 50 динаров.
Говядину. 40 кг - 10 динаров.
Баранину. 45 кг - 5 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.


Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.

Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Итого: 70 динаров.

Остаток: 20 динаров. Откладывая по 20 динаров в месяц, через 10 месяцев судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 200 динаров.


Рис.: РКВ

Визирь

Получает 400 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лошадь - 100 динаров.
2 книги - 100 динаров.
4 служанки - 100 динаров.
Баранину. 180 кг - 20 динаров.
Говядину. 80 кг - 20 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.
Ячмень. 14,4 кг - 0,4 дирхама.
Фасоль. 12,4 кг - 0,4 дирхама.
Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 0,9 кг - 5 дирхамов.
Черный перец. 100 г - 1 дирхам.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Сладости. 4,5 кг - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Красное сандаловое дерево. 30 кг - 25 динаров.
Белое сандаловое дерево. 90 кг - 25 динаров.
Оплатить строительные работы в доме (двое рабочих) - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Военачальник, командующий войском из 100 человек

Получает около 1000 золотых динаров в месяц, включая обеспечение продовольствием и одеждой за счет казны.

За 1000 динаров можно приобрести скромный постоялый двор. Откладывая по 1000 динаров ежемесячно, через полгода можно приобрести дом внука султана за 6000 динаров, за 10 месяцев можно накопить деньги на дворец на 2 га земли.

*1 золотой динар = 20 серебряных дирхамов.

В мечетях звучало объявление Мусы I: 1000 динаров получит любой потомок пророка Мухаммеда, пожелавший переселиться в Мали с семьей. Нашлось четверо желающих.

В числе тех, кого Муса пригласил к себе в империю, был поэт и архитектор из Андалусии Абу Исхак ас-Сахели, также совершивший хадж. По его проекту в городе Тимбукту была построена мечеть Джингеребер, она сохранилась до нашего времени. Поговаривали, что за возведение этой мечети манса Муса заплатил 40 тыс. динаров. Впрочем, по утверждению историка Ибн Хальдуна, сумма была более скромной - 12 тыс. динаров.

Университет Санкоре в Тимбукту, состоящий из трех медресе, стал одним из главных центров знания исламского мира. Библиотека университета была крупнейшим книжным собранием африканского континента со времен Александрийской библиотеки, в ней хранилось, по разным оценкам, от 400 тыс. до 700 тыс. книг.

Щедрый и справедливый


Знаменитый путешественник Ибн Баттута побывал в Мали в 1352 году, через 15 лет после смерти мансы Мусы. Вот отчет Ибн Баттуты: «Значение слова “манса” - султан, а Сулайман - его имя. Он - скупой царь. Когда я вернулся к себе в дом, в знак гостеприимства мне прислали подарок. Я думал, что это почетные одежды и деньги. И вдруг оказалось, что это три круглые лепешки, кусок говядины, зажаренной на масле гарти, и тыква, в которой было кислое молоко. Когда я увидел все это, я рассмеялся и долго удивлялся скудости их ума и их неумеренному прославлению таких жалких вещей». Позднее, впрочем, скупой манса выделил Ибн Баттуте дом и содержание, а при отъезде из страны подарил 100 золотых динаров.

Прославленный путешественник Ибн Баттута побывал в Мали не при щедром Мансе Мусе I, а в правление его более прижимистого преемника

Еще один отрывок из путевых заметок Ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»: «Суданцы испытывали нелюбовь к мансе Сулайману из-за его скупости. До него был манса Мага, а до мансы Маги - манса Муса. Последний был благородным и великодушным, любил белых и был добр к ним. Именно он был тем, кто подарил Абу Исхаку ас-Сахили в один день четыре тысячи мискалей золота (золотых динаров.-“Ъ” ). Один из достойных доверия людей сообщил мне, что в один день он подарил Мудрику ибн Факкусу три тысячи мискалей золота. Дело в том, что его дед Сарик Джата принял ислам по побуждению этого Мудрика».

Мудрик рассказал путешественнику такую историю из жизни щедрого султана. Еще в детстве Муса получил от некоего Ибн Шайх ал-Лабана подарок ценой семь мискалей с третью. Много лет спустя, узнав своего благодетеля, манса спросил у приближенных, как следовало бы отблагодарить за такую доброту. Приближенные посоветовали ответить суммой в десятикратном размере, то есть подарить 70 мискалей. Султан подарил Ибн Шайх ал-Лабану 700 мискалей, одежду, рабов и рабынь и его сделал своим придворным.

Поучительна история, случившаяся во время легендарного хаджа и также пересказанная Ибн Баттутой. Манса Муса пожаловал одному из своих кади (судей) ал-Дуккали 4000 динаров на расходы. Будучи в городе Мема, кади заявил, что деньги у него украли. Муса пригрозил эмиру Мемы смертной казнью, если тот не найдет вора. Среди жителей города вора не обнаружилось. Эмир допросил слуг ал-Дуккали. Одна из невольниц сообщила, что никто денег у него не крал - ал-Дуккали сам взял их и закопал. Деньги были найдены в указанном рабыней месте. Разгневанный Муса отправил лживого судью в ссылку в местность, населенную людоедами. Кади пробыл там четыре года, но остался жив. У него была светлая кожа, и, с точки зрения чернокожих людоедов, он был недозрелым и непригодным для употребления в пищу. А потом манса Муса простил расхитителя и вернул из ссылки.

Кое-что не забыто


Вскоре после смерти мансы Мусы I закончился и период благоденствия в Европе. В 1337 году началась 100-летняя война. А в 1347-м на Европу обрушилась эпидемия чумы, уничтожившая за три года 40% населения континента. В свою очередь империя Мали ослабла из-за внутренних конфликтов и стала разваливаться. Португальские купцы-мореплаватели нашли водный маршрут доставки африканского золота в Европу, в обход земель, которыми когда-то правил Муса I. А после того, как европейские мореплаватели открыли Америку и в Старый Свет хлынуло золото Нового Света, Африка потеряла роль главного поставщика драгоценного металла в Европу.

Золотой век Мали остался в далеком прошлом. В современной Мали по-прежнему добывают золото, но она входит в группу 30 беднейших стран мира. ВВП на душу населения за год примерно равен российскому показателю за месяц. Ниани, в которой жил самый богатый человек тысячелетия, сейчас просто маленькая деревушка в Гвинее.

Однако золотые монеты, хранящиеся в нумизматических коллекциях по всему миру, могут напомнить, что в свое время благополучие Европы зависело от одной африканской державы, которой правил манса Муса I.

Многие считают, что история хоть сколько-нибудь цивилизованной Африки до прихода европейцев ограничивается древним Египтом и исламским Магрибом. Но это не так. К югу от Сахары тоже существовали высокоразвитые, цивилизованные государства. Одной из таких держав была империя Мали, которая существовала в VIII-XV веках. Ее власть в моменты наибольшего величия распространялась на обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­-Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада.

Пик развития этой державы пришелся на правление манса (западноафриканский титул, равный императору) по имени Муса из династии Кейта, который правил империей Мали с 1307 года по 1332 год. Этот мудрый и справедливый правитель считается богатейшим человеком в истории - его состояние в пересчете на современные деньги оценивается примерно в 400 миллиардов долларов.

Путь на престол

Государственность Мали существовала довольно долго - примерно с VIII века н.э. Об этом периоде известно мало. Мы лишь знаем, что до начала XIII века Мали находилось в положении вассала другой крупной региональной державы - империи Гана. Но в 1076 году берберское государство Альморавидов разрушает Гану. Она распадается на множество маленьких племенных вождеств и княжеств, ни одно из которых не может претендовать на абсолютное лидерство. Но примерно в 1200 году талантливый Сундиата, глава рода жрецов-кузнецов Кейта, объединяет вокруг себя народ мандинке, и создает сильную державу. Мали покоряет окрестные государства и превращается в империю.

Сундиата Кейта создает динамично развивающуюся державу, экономика которой построена на транссахарской торговле золотом и солью, которых в западной Африке было очень много. Соль в те времена была предметом роскоши и продавалась за цены, сравнимые с ценами на драгоценные металлы. Из Мали в исламский и христианский миры поступали две трети всего объема золота и половина всего объема поваренной соли. Так что у империи Мали было целых два дорогостоящих товара, которые с удовольствием покупали арабы и продавали в дальние страны.

После Сундиаты Мали правили 8 царей. Многие из них приходили к власти путем дворцовых переворотов и заговоров. Но страна продолжала развиваться. Девятый правитель Мали Абубакар II отрекся от престола, построил многотысячный флот, и уплыл исследовать Атлантику. Но из плавания так и не вернулся. Некоторые историки полагают, что он приплыл в Америку, но доказательств этому нет. В 1312 на трон взошел его визирь, внук Сундиаты Муса Кейта, при котором Мали достигло пика величия.

Золотое путешествие

Исследователи полагают, манса Муса правил мудро и справедливо, покровительствовал ученым и поэтам. Но он бы не вошел в историю, если бы на 12 году правления не совершил паломничество в Мекку. Многие в исламском мире знали о богатстве Мали, но хадж Мусы раскрыл его подлинные масштабы. Император взял в путешествие более 12 тонн золота, которое щедро раздавал каждому встречному. По разным оценкам его сопровождало от 60 до 80 тысяч слуг, солдат и наложниц.

Логистика путешествия была отлажена так, что даже в самом центре Сахары Муса каждый день обедал океанической рыбой и свежими фруктами, которые ему подавали на льду и. Однажды жена повелителя захотела освежиться - и слуги вырыли ей бассейн прямо в пустыне, наполнили его водой из бурдюков, в которой искупалась императрица и 500 ее служанок.

В каждом городе, где султан был в пятницу, он распоряжался построить мечеть. Каждый день он освобождал одного раба. Арабские источники воспевают не только его богатство и щедрость, но и великодушие и праведность. Но манса Муса принес на Ближний восток и проблемы. Все это золото, которое он раздавал направо и налево, обесценило стоимость драгоценного металла в исламском мире на долгие годы, из-за чего сильно выросли цены.

Мали после хаджа

Путь обратно в Мали обернулся злоключениями. Экспедиция потеряла по крайней мере треть всех людей и верблюдов. Но император благополучно вернулся домой. Во время путешествия манса Муса потратил огромную часть казны государства. Но это не было шагом безумной расточительности, а осмысленным вкладом в престиж. Правители, которые увидели эту роскошную экспедицию, были счастливы заключить с императором Мали торговый договор.

А еще Муса привез с Ближнего Востока множество ценных специалистов: богословов, архитекторов и поэтов. Они составили основу огромного исламского научного комплекса, который был построен в Томбукту. Этот город становится культурным центром всей западной Африки. Самый известный из специалистов, привезенных во время этой экспедиции в западную Африку - это андалусийский архитектор испанского происхождения Ас-Сахили. Он построил несколько великолепных мечетей в Томбукту и заложил основания для уникального западноафриканского архитектурного стиля, который назвали его именем.

Но после смерти манса Муса в 1332 году, в Мали начался период стагнации. Дети Мусы не были так талантливы и умны. При его сыне, Магане I, войско народа моси разграбило и сожгло Томбукту. Постоянные набеги соседних племен, династические дрязги, расточительность и развращенность политической элиты приводят к закату империи.

Уже к концу XIV века прежде восхищенные арабские географы вообще перестают упоминать это государство в своих трудах. От империи отделяются провинции, которые становятся независимыми государствами. Одно из таких новых государств - Сонгай, к XV веку становится новым региональным лидером. Сонгай, туареги, другие враждебные княжества и племена окружают страну со всех сторон. И хотя еще в XVI веке султан Мали еще правит небольшой территорией, жители которой существуют вполне зажиточно, это - лишь тень того великого африканского государства, которое построил манса Муса.