Со скольки лет крестят ребенка. Когда можно крестить новорожденного? Как это происходит

Еще одним возможным ориентиром даты Рождества может стать астрономия. Как известно, рождение Иисуса было ознаменовано появлением особенной звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2,1-2).

Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей. Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла (McIvor R., «Star of Bethlehem, Star of the Messiah»). В китайских и корейских хрониках под 4 годом до н. э. отмечено появление туманной звезды как раз в созвездии Орла.

Приведенных выше данных вполне достаточно, чтобы сформулировать окончательный вывод. Итак, Христос родился в начале 4 года до н. э.

Известно, что Иисус Христос родился в семье простой иудейской женщины, Марии, от непорочного зачатия, после того, как ангел принес благую весть ей о появлении ребенка. Свое детство по разным версиям Иисус провел, как обычный сын плотника, умело мастерив заказы вместе с отцом, взращивание спокойствие и любовь в своем сердце.

Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо.

Понятное дело, что в кругу родственных связей Иисус Христос имел уже какие-то представления о взглядах Иоанна, однако, самостоятельно он пришел к этому только в зрелом возрасте, когда ему исполнилось тридцать лет.

Иоанн Креститель задолго до совершения обряда крещения проповедовал о пришествии мессии.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В 26-ти летнем возрасте Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи.
Очистившись человек был готов к новой жизни, он как бы был готов принять новую веру.
На это Иоанн им отвечал: — Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий.

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТАГлавы из Закона Божия, Серафима Слободского

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса.

Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой. Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» — омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам.

В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области истории христианства на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа. Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать Крещение Господне, о котором и пойдёт речь в статье.

Определение года рождения Иисуса Христа.Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин мученик и Тертуллиан), говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения («Иудейские древности». Кн. 17), но так как 37-й год царствования Ирода соответствовал 750 году, по астрономическому же вычислению лунное затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, а иудейская пасха в том году приходилась на 12 апреля.

«Итак идите, научите все народы, крестя (по-гречески — баптизентес, по-русски — погружая, прим. автора) их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28.16). Такими словами Иисус Христос дал повеление ученикам в числе одиннадцати Апостолов (Матф.28.16). Чтобы выполнить это повеление, необходимо знать: что и как надо делать.

В отношении научения разногласий среди Христиан нет, чего нельзя сказать о крещении, по этому поводу в среде Христиан масса разногласий. В чем крестить? Если в воде, то в какой? В естественном водоеме или в искусственном? Обязательно ли погружать в воду с головой или достаточно только окропить водой? Сколько раз нужно погрузить в воду — трижды: во имя Отца, во имя Сына и во имя Святого Духа или достаточно одного погружения? В каком возрасте крестить, младенцев или только взрослых?

25 декабря и 7 января западный и восточный христианский мир отпраздновал Рождество, праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Мессии (греч. Христос) в Вифлееме. Первые сведения об этом праздновании относятся лишь к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Исторически выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день праздником Солнца, который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием. (англ. Sunday, нем. Sonntag).

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Однако в Израиле, в это время, в декабре идет сезон дождей и пастухи просто не могли спать на полях со своими стадами.

Мой знакомый- протестант-пятидесятник, год назад женился на протестантке из своей церкви. А родители у него православные, сначала был скандал по поводу посещения им пятидесятнической церкви, но потом все успокоилось. Теперь у них новый скандал: у знакомого родилась дочка, его родители требуют чтобы ее окрестили в православной церкви младенцем, а они с женой хотят по-протестантски чтобы дочь приняла водное крещение в зрелом(около 16-19лет) возрасте.И действительно в каком возрасте нужно креститься???
Уважаемые христиане, помогите пожалуйста разобраться. Как правильно???

Протестанты-конгрегационалисты, к числу которых относятся баптисты, пятидесятники, адвентисты, меннониты, квакеры и еще некоторые деноминации, действительно, имеют некоторое особое понимание крещения.

Креще ние Госпо дне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк.3:23) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Перед тем, как вознестись на небеса, Иисус доверил Своим ученикам великое дело:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20).

Эти слова Иисуса, обращенные к Его ученикам, полностью раскрывают смысл и значение библейского крещения. Христос завещал нам соблюдать все Его заповеди и принять крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

1. Для чего Иисус принял крещение?

Иисус не только призывал народы к крещению, но и Сам принял его, явив этим добрый пример.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

После рождения ребенка родители задумываются о проведении крестин. Понятно, что к этому обряду необходимо готовиться заранее, поскольку существует много нюансов. Обо всем можно узнать у знакомых, уже крестивших свое чадо или в церкви у священника. И мы постараемся быть вам полезными и предоставить нужную информацию о том, как правильно крестить ребёнка, когда лучше это делать и что необходимо приготовить для данного ритуала.

Крещение является одним из важных событий в жизни православного человека. Дело в том, что благодаря этому таинству происходит присоединение к вере Христа, устанавливается связь между человеком и Богом. Кроме того, крещение означает очищение от первородного греха. В ходе обряда ребенка нарекают христианским именем одного из святых. Так у крещенного появляется ангел-хранитель, который будет защищать от невидомых темных сил и направлять на истинный путь.

Во сколько крестят ребенка?

«Можно ли крестить ребенка сразу после рождения?» - этот вопрос очень часто волнует молодых родителей. По церковным канонам проводить обряд крещения можно на 8 день от рождения, если ребенок слаб и сильно болеет. Но мать не сможет присутствовать на нем, поскольку она считается «нечистой». По истечении 40 дней от дня рождения матери читается специальная очистительная молитва – Молитва сорокового дня. Только после этого мама может присутствовать на важном обряде. Но если новорожденный слаб или болезнен, крещение проводят и в первые дни после рождения.

В какие дни крестят? Можно ли крестить ребенка во время поста?

Обряд крещения может проводиться в любой день – обычный, постный или праздничный.

Иногда необходимо решить, где крестить ребенка. Ваш выбор может пасть на любую церковь, но если вы являетесь прихожанином определенного храма, крестите малыша в нем. Изредка проходят крестины на дому – если ребенок серьезно болен.

Как выбрать крестных родителей?

Это не должны быть случайные и малознакомые люди, ведь крестные станут духовными наставниками вашего ребенка и будут принимать в его жизни активное участие, поскольку дадут за крестника обещание вести христианский образ жизни. Учтите, что будущие крестные должны быть сами покрещеные, не помолвленные между собой или не состоящие в браке.

Иногда родители не находят достойных «кандидатур» для крестных и интересуются, можно ли крестить без крестных. К сожалению, это невозможно, поскольку у малыша нет собственной веры, и именно крестные являются его восприемником. Достаточно будет одного крестного: крестной матери для девочки и крестного отца для мальчика.

Что приготовить для крестин?

Заранее или в церковной лавке можно приобрести свечи, полотенце. Важно обдумать, в какой одежде будут крестить ребенка крестные родители. Это должны быть новые чепчик и белая рубашка. Ее можно украсить кружевами или вышивкой. Нательный крест, цепочку и иконку традиционно дарят крестные.

Обряд

Вначале обряда крестные троекратно отрекаются за ребенка от сатаны и всех его деяний, затем трижды подтверждают желание сочетаться с Христом. Потом крестными произносится молитва «Символ Веры». После освещения воды в купели, священник помазует младенца елеем (уши, лоб, грудь, кисти рук, стопы ног). Ребенка раздевают и подносят к купели. Священник окунет ребенка в купель три раза или окропит его святой водой. После этого ребенка отдают восприемнику, который принимает его с полотенцем в руках (девочку – крестная, мальчика – крестный). На малыша надевают крестильную рубаху и крест, совершается миропомазание. Затем крещеный ребенок с крестными обходят купель вокруг три раза. Далее священник омывает миро и состригает волос у крещенного ребенка и причащает его. Мальчика заносят в алтарь. Детей обоих полов прикладывают к иконам Спасителя и Божьей матери. Одежда, в которой ребенка крестили, сохраняется, поскольку может служить защитой во время болезни.

Малютка ещё преспокойно живёт себе в мамином животике, а родители уже предаются мечтам о его будущем и задумываются над тем, как помочь ребёнку стать счастливым. И это здорово. В такой ситуации важно не забывать, что у жизни, как у медали, две стороны: материальная и духовная.

Мы и наша вера

Для православных вопрос «крестить или нет» звучит так же нелепо, как если бы спросили, нужно ли человеку сердце. Верующие утверждают: великое таинство должно состояться всенепременно!

Это с одной стороны. С другой - надо честно признать, что такое важное решение иногда принимается на уровне традиций, мол, мы же крещёные… Но ведь этого недостаточно! Почему родители и завтрашние крёстные даже приблизительного понятия не имеют, что нужно знать и исполнять самим, чему необходимо научить ребёнка?

Эпоха воинствующего атеизма прошлась катком по умам и душам: культивировалось безверие. К сожалению, возвращение в лоно Церкви для многих уподобилось блужданию в темноте. В печальной памяти девяностые годы появилось множество книг, буклетов и тоненьких брошюр, в которых освещали те или иные требования религии. Однако среди них не все издания были по-настоящему полезными. Как ни печально, но проявили находчивость предприимчивые люди, которые удачно воспользовались ситуацией, и «наштамповали на потребу» ворох околонаучных опусов.

Как результат - блуждает огромное число ничем не подкреплённых суеверий и несуществующих запретов. Искать ответы на интересующие вопросы неизбежно приходится всем, главное - обратиться к тому, кто даст верный совет.

Когда можно крестить новорождённого?

С такой проблемой неизменно сталкиваются преимущественно молодые родители.

Православные верующие в крещении видят возможность войти в Церковь Христову и жить в Боге. Желая своим чадам благодатного покрова и помощи Божьей, они усматривают в крещении насущную потребность. Да и в духовных текстах упоминается Божья воля, когда Святитель говорит, чтобы взрослые не препятствовали детям приходить к Нему.

Что необходимо учесть, определяясь с датой?

Существуют ли в церковном календаре периоды, когда нельзя совершать великое таинство? На подобный вопрос ответ всегда один: крестить можно в любое число месяца, хоть в пост, хоть в праздник . Иногда обряд стараются приурочить ко дню особо почитаемого в семье и любимого святого, что не воспрещается. Запретов нет. Но всё же скоординировать дату надо не только с названными родителями, важно посоветоваться с церковнослужителем. В праздники у батюшки немало работы, и, возможно, он порекомендует вам передвинуть проведение таинства на другой день.

Кстати, имеет смысл поинтересоваться, сколько семей придёт крестить своих малюток в одно время с вами - может оказаться, что будет несколько ребятишек в сопровождении взрослых. У многих пап и мам совершенно естественным образом возникает желание провести религиозное таинство в более скромном составе участников: священник, младенец, родители и восприемники.

Если вы изначально планируете фотографировать или снять видео, посоветуйтесь и заблаговременно согласуйте это обстоятельство с батюшкой.

Когда необходимо крестить ребёнка после рождения?

Несмотря на прогресс в области медицины и фармакологии, и сегодня могут возникать ситуации, когда жизнь карапуза висит на волоске. Истинно верующие убеждены: после православного крещения больной обретает Божью помощь и поддержку.

Допускается проведение обряда в условиях стационара даже на следующий день после появления крохи на свет. Разумеется, предварительно согласовав с руководством больницы. Позвать священника не так уж сложно, обыкновенно на подобные просьбы откликаются по первому зову.

Только в совершенно исключительном случае , когда нет возможности пригласить батюшку, окрестить тяжелобольного младенца может мать или отец. Уместно попросить об этой услуге медработника (конечно, при условии, что он воцерковлённый).

Для обряда понадобится совсем немного воды (можно даже обычной, не освящённой), «Молитва святых Крещений вкратце, страха ради смертнаго» и ВЕРА.

Крещается раб (а) Божий (ия) (ИМЯ).

Во имя Отца. Аминь. (Первый раз крестим и брызгаем водой).

И Сына. Аминь. (Второй раз).

И Святаго Духа. Аминь. (Третий раз).

Кроха уже крещён, но позже ему ещё будет необходимо пройти миропомазание . Это, можно сказать, другая часть обряда. Для этого нужно в церкви рассказать священнику, что внезапно возникла серьёзная опасность для жизни, и малыша окрестили в реанимации.

Если младенец ослаблен, может элементарно заразиться в людных местах и боится бывать в окружении незнакомцев, допускается проведение таинства дома, по согласованию с батюшкой.

Обряд крещения ребёнка в православии, правила

Выбираем восприемников

Кому можно предложить стать крёстными родителями вашего малютки? Главное, что необходимо понять: их вы должны хорошо знать. Но только того, что они ваши добрые друзья, полезные приятели или родственники, недостаточно. Существует ряд требований, которым обязаны соответствовать избранные. Восприемниками не станут:

  • атеисты, люди иной религии;
  • отец и мать, потому что крёстные должны заменить настоящих родителей в случае их безвременной кончины;
  • семейная чета (названные отец и мать не могут быть мужем и женой, они духовные брат и сестра);
  • монахи;
  • дети - девочки до 13 лет, мальчики до 15;
  • душевнобольные - из-за их неспособности адекватно понимать и отвечать за воспитание ребёнка в истинной вере.

Подготовка к обряду: духовная

Получив согласие от своих будущих восприемников, необходимо с ними прийти в храм. И на этом этапе доведётся подумать и искренне ответить на вопрос: для чего вам православное крещение? Это ваше осмысленное решение жить в Боге и воспитать детей истинными христианами или просто-напросто хотите подражать, чтобы не выделяться, и всё было, как у людей? Или из страха и опасений, для профилактики, чтобы ребёнок не болел/выздоровел?

Священник в беседе с вами должен выяснить, понимают ли взрослые, решившие стать названными родителями малыша, какие обязательства они берут на себя. Ведь это событие изменит их дальнейшую жизнь: мало наделять подарками на день рождения и регулярно приходить в гости.

Крёстные родители отвечают за духовное воспитание своего подопечного , а значит, обязаны быть примером для него, еженедельно посещать церковь, а не только по праздникам, и приобщать к церковной жизни ребёнка.

Кстати, не менее важно напомнить об ответственности папы и мамы перед Богом за своего отпрыска. И те, кто по легкомыслию и непониманию берут на себя обязательство жить в христианской вере и в ней воспитать малыша, а в дальнейшем напрочь забывают о своём долге - совершают грех. Серьёзный.

После так называемого предкрещального наставления священник посоветует за две или три недели перед обрядом читать подготовительные молитвы, исповедаться.

… и материальная

К обряду крещения постарайтесь загодя припасти всё, что необходимо:

Кроме того, крёстный обычно делает пожертвование на храм . Чтобы не возникла неловкая обстановка, лучше заблаговременно условиться, кто что подготовит.

Важно помнить, что собираясь в церковь, взрослые одеваются соответствующим образом: даже если на дворе очень тепло, мужчины должны шорты и футболки заменить на брюки и рубашки. Женщинам необходимо отдать предпочтение нарядам ниже колена с закрытыми плечами и областью декольте. Обязательны косынка, шарф или головной платок, но не шляпки и береты. И у каждого всенепременно должен быть нательный крест.

Как это происходит?

Чтобы не омрачать торжественную атмосферу таинства суетой, лучше приехать ранее назначенного времени. Вы сможете спокойно урегулировать финансовые вопросы, обсудить подготовку документов. Кстати, не забудьте взять с собой свидетельство о рождении вашей крохи.

Крещение проводится в специальной отдельной комнате или в храме . Сначала священнослужитель приглашает восприемников и младенца. За ними уже могут войти гости. Мать до прочтения над ней очистительной молитвы не заходит в церковь. К началу обряда голенького карапуза обёртывают крыжмой.

Названные родители становятся с ребёнком у купели. Желательно, чтобы крёстные выучили «Символ веры», но обычно допускается вариант, когда они будут либо читать с листа, либо повторять слова молитвы за священнослужителем. Важно, чтобы восприемники отчётливо понимали, что в этот самый момент они отрекаются от дьявола, дают обещание исполнять божественные заповеди и воспитывать ребёнка в христианской вере.

После этого батюшка трижды окунает ребёнка в купель с освящённой водой. Если в помещении холодновато, допустимо просто полить на ручки и ножки водой из купели.

Теперь маленькому окрещённому человечку предстоит ещё одно церковное таинство - миропомазание. Маслом мирры священник ставит Божью печать на головке, лбу, затем на груди, ручках и ножках.

Восприемники обряжают малыша в рубашечку и надевают нательный крестик, батюшка в знак христианской покорности с головы ребёнка срезает прядочки волос. Затем окрещённого трижды обносят вокруг купели. Это последний общий для всех детей этап, символизирующий духовное единение с церковью. В завершение обряда священнослужитель приложит девочку к иконе Божьей матери, а мальчика внесёт через Золотые врата в церковный алтарь.

Маме возвращают уже окрещённого ребёнка. После этого все приглашённые отправляются в дом маленького христианина. Обычно гости презентуют подарки, которые помогут крохе расти и развиваться, или деньги. Главное, не запамятовать во время празднования, что это торжество в первую очередь духовное.

Зачастую, в независимости от того, следует ли семья церковным канонам по жизни, обряд таинства крещения рано или поздно все же совершается над каждым ребенком.

Кто-то обращается к священнослужителям в первые недели после появления крохи на свет, кто-то чуть позже, а у кого-то это событие происходит во взрослом, так сказать, осознанном возрасте.

Как бы там ни было, вопрос: когда лучше крестить ребенка волнует всех без исключения, и сегодня мы дадим на него ответ, опираясь на мнение служителей церкви.

Прежде чем рассматривать оптимальные возрастные рамки для проведения обряда крещения, стоит понимать, прежде всего – зачем это нужно.

Причина одна – это необходимо для того, чтобы очистить человека от первородного греха и открыть ему духовный путь.

В момент крещения, на каждого из нас нисходит Божья благодать и отныне и вовеки, человек обретает защиту и покровительство Высших сил, становясь полноценным членом церковного общества. Ему дается право пройти другие священные таинства, такие как Миропомазание, Причастие, Покаяние, церковного Брака, Священства и Елеосвящения.

Если обряд крещения за время земной жизни проведен не был, считается, что мольбы этого человека и мольбы о его спасении не слышны Богу, рассчитывать на защиту Ангела Хранителя и святых он тоже не может.

Остается лишь уповать на себя и милосердие Господа. Кроме того, после кончины некрещеного, его душа застревает между небом и землей и никогда не обретает покоя, вечно скитаясь неприкаянной среди душ самоубийц и людей, умерших в смертном грехе.

Когда лучше крестить ребенка

Как такового конкретного возраста, подходящего для проведения таинства крещения над ребенком, в Библии не указано. Много веков назад младенцев на Руси крестили и на 7, и на 8, и на 40 день отроду, а также по достижению 2-х, 3-х и более лет.

В зависимости от вероисповедания, обращение человека в веру разнится по возрастному критерию:

  • Православные и католики стараются окрестить своих малышей в первые месяцы их жизни;
  • Протестанты проводят обряд крещения только над взрослым человеком;
  • Иудеи присоединяют к Завету своих детей сразу после рождения;
  • Мусульмане как таковой инициации в веру не проводят, но малыши проходят несколько специфических ритуальных обрядов – сразу после рождения, на 7 день и в 10 лет;
  • Зороастристы обращают в религию детей не ранее, чем им исполнится 15 лет.

Православное крещение

Кровотечение у представительниц прекрасного пола, то есть нахождение «в нечистоте», запрещает находиться им в церкви, и уж тем более причащаться и прикладываться к святыням.

Тем мамам, у которых период послеродовых кровотечений не закончился к 40 дню, следует дождаться его окончания либо отказаться от присутствия на крестинах своего малыша.

Кроме 40 дня, малышей можно крестить и раньше, например в месяц. Это обусловлено несколькими причинами:

  • Серьезная болезнь. Кроха, жизни которого угрожает смертельная опасность, может быть крещен хоть на следующий день после рождения;
  • Болезнь родителей. Нестабильное состояние здоровья одного из родителей является поводом для срочного крещения малыша.
  • Отсутствие матери ребенка в храме во время проведения обряда . В таком случае, младенец может быть окрещен в любое время.
  • Перед многодневным Постом . Несмотря на то, что Пост не является запретным периодом для совершения таинства крещения, обряд может быть осуществлен священником по просьбе родителей до его наступления.
  • Скорое очищение матери . Если послеродовые выделения у матери закончились раньше положенных 40 дней, то отказать в проведении обряда священник не вправе.

В целом, учитывая особенности самого таинства крещения, родителям необходимо взвесить все «за» и «против», прежде чем назначать его дату. На ваше решение должно влиять:

  • Физическое состояние крохи. Плохое самочувствие, общее недомогание, нестабильность ночного отдыха – не самое лучшее время для крещения ребенка.
  • Температура воздуха. Храмы и церкви нередко не отапливаются, а неоднократное погружение ребенка в прохладную воду – достаточно серьезный стресс для его неокрепшего организма, чреватый потенциальным риском его здоровью.
  • Режим дня. Чтобы крещение прошло гладко, необходимо провести его в то время, которое малыш проводит сытым и бодрствующим. С учетом того, что первые месяцы жизни детки, как правило, проживают во сне, целесообразно дождаться хотя бы маломальского установления режима дня, в котором можно определить временной зазор, что можно посвятить проведению ритуала.
  • Эмоциональный комфорт. Крещение предполагает контакт ребенка с незнакомыми ему людьми. Крестные родители и священник доверия маленькому человечку не внушают, потому непосредственно перед таинством стоит хоть немного подготовить его к этому событию, хотя бы познакомив со своими восприемниками.

Вывод из всего вышесказанного следующий – крещение ребенка в соответствии с требованиями Священного Писания осуществляется спустя 1,5 месяца (40 дней) после его рождения или не ранее, чем мама очиститься от последствий плотского греха.

Пройти обряд можно и в любое другое время, но опыт священнослужителей показывает, что возраст 1,5 – 3 месяца включительно считается лучшим для крещения ребенка – он легче идет на контакт с чужими людьми, не капризничает и практически не плачет.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Баптистерий V века. Северная Африка

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.


Крещение императора Константина (IV век). Фреска капеллы Сан-Сильвестро (XIII век) в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати.
Миланским эдиктом (313) провозгласив свободу вероисповедания в империи, Константин также принял ряд актов, в результате которых христианство стало обретать статус государственной религии Византии

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. ...Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом... пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ...пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Крещение Николая Чудотворца. Клеймо житийной иконы. XVI век.
Николай Чудотворец и Константин Великий были современниками, однако император крестился перед смертью, а святого Николая крестили во младенчестве — более редкий случай в IV веке, когда шли споры о том, надо ли крестить младенцев или ждать, пока человек придет в сознательный возраст и сам примет решение

Можно ли сегодня использовать огласительную практику Древней Церкви?