Деление на слоги с удвоенными согласными. Правила деления слов на слоги. Переходим от простого к сложному

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила деления на слоги.

Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса .

Правила деления слов на слоги в русском языке

1 . В русском языке есть разные по слышимости звуки: звуки являются более звучными по сравнению с звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

    В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных) : ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

2. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

    3. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

    два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

    два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный .

    Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный ): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Рассмотрите согласные звуки, окружающие каждый гласный. Закрытые слоги могут находиться в конце слова: ди-ван, ко-зел, пла-ток . Закрытый слог может быть и в середине слова. Так все слова, содержащие звук "й", после которого стоит еще один согласный, содержат закрытый слог: лай-ка, бой-ни-ца, кай-ман . Если в середине слова стоят звонкие непарные (сонорные) согласные звуки "м", "р", "н", "л", то надо определить, идет ли за ними глухой согласный. В этом случае также образуется закрытый слог: лам-па, бор-то-вой.

В остальных случаях слог в середине слова считается открытым и заканчивается гласным. Идущие за ним согласные относятся к началу следующего слога: ши-шка, чу-рбан, ба-рдак.

  • 4. Двойные согласные звуки в середине слова произносятся как один, но более продолжительно, поэтому оба относятся к следующему слогу: ку-хо-нный, со-нник

Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. желательно не разбивать приставку переносом ;

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы , то переносить часть слова, начинающуюся с ы , не разрешается.

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

5. По правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са;

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

6 .

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить , а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение .

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные , как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104 .

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

многие слова можно переносить различны

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)

Деление слов на слоги

Умение делить слова на слоги — очень важный навык, который желательно приобрести еще до поступления в первый класс. У детей, которые учились читать по слогам, соответственно, проблем возникает меньше. Но все равно бывают.

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.

Перечислим правила деления слов на слоги, которые есть в учебниках и обучающей литературе. Определение слога в русском языке, виды слогов и общие подходы к выделению слогов в словах описаны на главной странице сайта.

Сперва отметим три важных момента.

  1. Правила деления различаются в школе (традиционная программа) и в институте (программа углублённого изучения).
  2. Правила могут различаться в разных школьных программах.
  3. Фонетический слог следует отличать от слога для переноса.

На нашем сайте делается ориентир на Московскую фонологическую школу, в частности используются правила краткого теоретического курса для школьников Литневской Е.И. Кроме этого даются материалы школы с углублённым изучением русского языка, в том числе филологических факультетов.

Традиционная школа

В традиционной школе всё просто. Сколько гласных, столько и слогов, а как ребёнок разделит, не важно (лишь бы красиво звучало и ребёнку было понятно). Как бы школьника не научили делить на слоги, это нигде не отразится: ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ (там таких заданий нет). Перечислим три простых правила школьной программы.

  1. Слог образует гласный звук:
    сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно) .
  2. Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
    мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно) .
  3. Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
    лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно) .

В традиционной школе допускается вариативность : со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.

Школа углублённого изучения

Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.

  1. Глухие согласные отходят к следующему слогу:
    то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка) .
  2. Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
    кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка) .
  3. Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
    у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся) .
  4. Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
    кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис) .

Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.

Программа института

Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 - гласные, 3 - сонорные, 2 - шумные звонкие, 1 - шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).

Для сонорных есть правила.

  1. Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
  2. Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
  3. Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).

Эти правила изучают в высших учебных заведениях, однако в последнее время наблюдается заимствование институтской программы школами, особенно в классах с гуманитарным уклоном.