Конспект урока "мы-многонациональный народ". Россия - страна многонациональная Наше многонациональное государство орксэ

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Разработала учитель начальных классов: Гнездилова Лариса Ивановна

МОДУЛЬ: Основы мировых религиозных культур.

КЛАСС: 4 (урок 1.)

ТЕМА: Россия - наша Родина.

    Воспитание гражданственности и патриотизма.

    Формирование духовной культуры личности.

    Популяризация государственных символов Российской Федерации.

    Воспитание чувства национального единства.

    Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Курганской области (региональный компонент).

    Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.

    Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

    Родина, патриотизм, гражданин, гимн, герб, флаг, символика, Российская Федерация, конституция, многонациональное государство, столица, президент, традиции.

ВИД УРОКА: урок- рассказ.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: информационно- рецептивный.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

учащихся с элементами игры.

ПЛАН УРОКА:

    Организационный момент.

    Организация деятельности учащихся.

    Объяснение нового материала с использованием ИКТ.

    Работа с эпиграфом К.Д. Бальмонт « Да здравствует Россия»;

    Россия- как многонациональное государство;

    Столица России;

    Конституция;

    Президент;

    Символика Курганской области;

    Религии на территории Российской Федерации.

    Актуализация опорных знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.

Тема нашего урока: « РОССИЯ - НАША РОДИНА». (слайд № 1)

А начнем мы наш урок со стихов поэта Константина Дмитриевича Бальмонта « Да здравствует Россия»; (слайд №2)

Свободная стихия великой суждена!

Могучая держава, безбрежный океан!

Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия, великой суждена!

Леса, поля и нивы, и степи, и моря,

Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы обучающимся:

Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?

Какова основная идея данного стихотворения? (ответы учеников)

Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете.

У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока. С помощью которой мы совершим путешествие в мир нового, интересного. Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом. Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.

И так ребята. мы начинаем наше путешествие! (слайд №3)

Первая остановка «Россия - многонациональная страна». Это означает, что в нашей стране проживает очень много различных народов.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

А теперь давайте запишем что значит многонациональная страна? (запись учеников)

Продолжим наше путешествие! А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?! (слайд №4).

У каждого государства есть своя символика - это флаг, герб и гимн. (слайд №5)

Флаг- один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость. По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

(слайд №6) Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный (описание цветов)

(слайд №7) ГЕРБ- на гербе РФ изображен двуглавый орел - символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой. В правой лапе - скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.

ГИМН - (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:

    При вступлении президента в должность;

    Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:

    Во время проведения воинских ритуалов;

    На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.

ФИЗМИНУТКА

Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.

В понедельник - я купался,

А во вторник - рисовался,

В среду - долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я долго прыгал,

бегал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал.

КОНСТИТУЦИЯ.- (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство.

    декабря мы отмечаем день Конституции.

(слайд №10)

Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?

В нашей Курганской области, тоже есть своя символика. Это флаг и герб. (слайд №11)

ФЛАГ - представляет три полосы зеленого и белого цвета, на белой полосе изображено два холма. Холмы по-другому называли курганами- отсюда берет свое название город Курган.

Герб Курганской области- это зеленый щит в центре которого два серебряных кургана (холма). На фоне серебряной стены изображена куница. Украшает герб по краям золотой венок из дубовых ветвей.

В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:

    Православие (слайд №12)

    Ислам (слайд № 13)

    Иудаизм (слайд №14)

    Буддизм (слайд №15)

Мы ребята, на данном курсе будем изучать Буддизм

Ребята наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА -ГРАЖДАНИН -ПАТРИОТ. - ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?

(ответы учеников).

Что мы Родиной зовём?

И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём,

Рядом с мамой мы идём

Ч то мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

У каждого из нас есть своя малая Родина - это то место где мы с вами живем. Но все эти местечки объединяются в одну Родину. Для нас эта Родина -РОССИЯ.

Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность - учиться! Во благо нашей страны -РОССИИ.

Люди которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины - таких людей называют - Патриоты.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

А теперь ребята давайте посмотрим что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

    В какой стране вы живете?

    Что значит многонациональное государство?

    Назовите столицу нашего государства?

    Какие символы РФ вы знаете?

    Кто является главой нашего государства?

    Как называется самый главный документ нашей страны?

    Почему наш областной центр назван Курганом?

    Какие религии исповедуются на территории нашего государства?

5.РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.

(оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)

Работа со смайликами.

Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:

    Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?

    Каких книги о нашей Родине - России они посоветовали бы тебе прочитать?

    Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины? Кто это? В чем их заслуги?

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме:

"Наше многонациональное государство"

Выполнила:

Земленухина Ольга Викторовна,

учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №1 г.

Ессентуки Ставропольского края

2019 г.

Цели урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование понятий: Россия, многонациональное государство, национальность, культурные традиции, традиции, обычаи, духовный мир человека на основе систематизации знаний учащихся, полученные ранее.

Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

Организация совместной деятельности через работу в парах, группах.

Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.

Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Воспитание толерантного отношения к представителям различных народов и культур.

Знакомство с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развитие интереса и уважения к культуре других народов.

Развитие речевых и социально-коммуникативных умений и навыков.

Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу.

Основные понятия

Россия. Родина. Отечество. Многонациональность. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Словарь, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, парная.

(парты в классе поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)

Ход урока:

1. Организация урока.

Вступительное слово учителя:

Ах, ты, Русь моя, многоликая!

Над тобою свет яркий солнечный!

И в реках твоих воды чистые,

И в горах твоих снега белые!

И живут же здесь люди вольные,

Люди честные, богатырские,

Дружбой верною озарённые

И святой любовью согретые!

И земля твоя плодородная

Колыбелью нам дана - матерью!

Мы отцов своих песни звонкие

Широко поём - распеваемся!

Так стоять тебе, Русь великая,

Много лет ещё и столетия!

И народы разные под крылом твоим

Берегут тебя - миром славятся!

Во время чтения стихотворения показаны фото с изображением нашей Родины.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель:

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы учащимся :

Ребята, а какие слова прозвучали громче?

Какая главная мысль стихотворения?

Чем же славится наша Россия?

Ответы учащихся.

У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист нашего урока. Посмотрите внимательно, в нем написаны задания, которые вы должны выполнить в ходе знакомства с новым материалом.

Учитель:

Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ.

(страна, в которой человек родился;

страна, гражданином которой является человек;

место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

место, которое человеку дорого.)

Вопросы для обсуждения: Для тех, кто считает, что это страна выполните следующее задание:

На трех из семи приведенных ниже картинок изображены государственные символы России. Выпишите нужные номера и укажите, какой символ России изображен под этим номером.

Для тех, кто считает, что это место:

Подберите однокоренные слова слову «родина». Вы можете использовать «кластер».

Проверка выполненных заданий.

Учитель:

Россия - это не только крупнейшая страна мира, но и великое государство. На ее землях живут люди разных национальностей, народностей, этнических групп.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель:

Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое многонациональное государство.

А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?

Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.

Во-вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой.

В-третьих, характером, внешностью.

Появляются ученики, одетые в одежду с элементами национальных костюмов.

1 ученик

Здравствуйте, друзья!

2 ученик

Мы будем называть вас всех друзьями!

3 ученик

Мы собрались сегодня не случайно. Нам предстоит серьезный разговор.

4 ученик -

Многокультурный город наш.

И класс наш многонациональный.

5 ученик

Есть в классе и казахи, и татары,

И русские, конечно, тоже есть.

6 ученик

Все мы дружны. Секретом дружбы

1 ученик -

Мы наш секрет откроем вам не сразу,

Вы только слушайте с открытою душой.

2 ученик -

Мы верим, скоро все поймете сами,

И навсегда возьмете наш секрет с собой!

3. Открытие новых знаний.

Учитель:

В состав нашего государства входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. Это более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится.

Прочитайте текст. Попробуйте найти главную мысль текста.

А как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?

4. Физкультминутка . Движения по песню «Я, ты, он, она - вместе целая страна…»

5. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.

Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.

Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.

Свет не без добрых людей - говорят русские

Добро и собака не забывает - говорят осетины.

Чувство патриотизма, любви к Родине-матери и народу — те незыблемые ценности, которые должен чтить каждый гражданин своей страны.

Давайте сейчас мы выполним следующее задание: соберем из двух частей целую пословицу.

Учитель:

У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках.

Что помогает людям разных национальностей понимать друг друга?

Учащиеся.

Русский язык помогает людям разных национальностей на территории

РФ общаться друг с другом.

Учитель:

Народы России можно разделить таким образом:

Народы Крайнего Севера,

Народы, говорящие на финно-угорских языках,

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,

Народы Сибири и Дальнего Востока,

Народы Северного Кавказа.

Мы с вами живем (показывает на карте) в самой многочисленной по национальностям территории. Здесь проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

6. Применение и закрепление новых знаний

Вашим домашним заданием было подготовиться к Хороводу дружбы.

Хоровод дружбы

1 группа. Традиционная одежда народов Кавказа.

2 группа. Народное творчество народов, проживающих на территории Северного Кавказа. (притчи, сказки, загадки, песни).

3 группа. Презентация национальных блюд.

7. Подведение итогов урока.

Так какой секрет вы сегодня узнали?

Ответы учащихся.

- Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов.

На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие.

Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России.

Очень важно крепить дружбу народов России.

Уважать национальные чувства каждого из них.

Учитель:

Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.

Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И. Москва: Астрель, 2012

Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.

Клюшник Л.В. Наша Родина - Россия / Л.В.Клюшник - Москва: РОСМЭН, 2015


На территории России проживает 160 народов. Аварцы Адыгеи Азербайджанцы Алтайцы Армяне Балкарцы Башкиры Белорусы Буряты Даргинцы Евреи Ингуши Кабардинцы Казахи Калмыки Карачаевцы Карелы Киргизы Коми Коми-пермяки Кумыки Лезгины Марийцы Мордва Немцы Осетины Русские Татары Удмурты Украинцы Черкесы Чеченцы Чуваши Чукчи Якуты


Аварцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Населяют большую часть горной части Дагестана 1,04 млн. человек. Язык аварский относится к нахско- дагестанско й группе северокавк азской семьи, имеет диалекты Подавляющее большинство верующих аварцев мусульмане- сунниты шафиитского толка. Аварцы занимаются животноводством, садоводством и виноградарством; развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву.


Адыгеи Адыгский (Черкесский) флаг Адыгский (Черкесский) флаг Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 713 тыс. человекЯзыки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане- сунниты. Устное народное творчество. Адыгский нартский эпос - выдающийся памятник духовной культуры народа. Мифология адыгов. Развитие языка и письменности у адыгов в XVII – XIX вв. История становления адыгейского языка. Развитие письменности.


Азербайджанцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 335,9 тысяч человек Язык азербайджа-нский или азери относится к юго- западной (огузской) ветви тюркских языков Верующие- мусульмане Азербайджанцы заняты в промышленности (особенно в нефтяной, газовой, приборостроительной и др.) и в сельском хозяйстве. Традиционные занятия сельского населения земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота.


Алтайцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи живут в Республик е Алтай человек Алтайский язык Верующие исповедуют христианство, шаманизм. В горностепных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы.


Армяне Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 532 тыс. человекЯзык армянски й индоевро пейской семьи языков. христианеАрмяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении, направив сельское хозяйство на путь преимущественного развития виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства


Балкарцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Кубань, Зеленчук, Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков 108 тысяч человек Язык карачаево- балкарский тюркской группы Ислам суннитско го толка Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая Холамская надпись 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом.


Башкиры Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях и Пермском крае человекБашкирский, татарский, русский Верующие мусульмане- сунниты Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки




Буряты Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Буряты - коренное население Республики Бурятия, Усть- Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской области 445 тыс. человекбурятскийбуддизм, шаманизм Основу быта бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у вост. племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство.


Даргинцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Республика Дагестан 425,5 тыс. человекЯзык даргинский нахско- дагестанской группы северокавказской семьи мусульмане-суннитыТрадиционная пища - мучная и мясомолочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды. Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений


Евреи Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Наиболее крупные общины в Москве (и Санкт-Петербурге (106, На Дальнем Востоке существует Еврейская автономная область с центром в г. Биробиджан 230 тыс. человек Древнееврейский язык (иврит), иудаизмБогат песенный и танцевальный фольклор. Сохранились хасидские песни, драматические инсценировки и карнавалы.








Калмыки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 178 тыс.калмыцкийКалмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм). Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.




Карелы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи проживают в основном в Республике Карелия, Тверской области 130,9 тыс. человек карельскийправославные христиане Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 в. появились рифмованные песни, короткие песни типа рус. частушек.


[править] Названиеправить Киргизы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Киргизскиймусульманами- суннитами


Коми Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Республика Коми (коми: Коми Республика) субъект Российской Федерации, входит в состав Северо- Западного федерального округа. Столица город Сыктывкар Говорят на коми языке Верующие коми - православные, есть старообрядцы. В настоящее время сохраняются традиционные охота и рыболовство


Коми-пермяки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Проживают на северо- западе Пермского края 125 тысяч человек.Коми- пермяцкий язык относится к пермской группе финно- угорской ветви уральской семьи. Верующие коми- пермяки исповедуют православие, есть старообрядцы В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве. В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты.


Кумыки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Дагестане - в Чечне,в Северной Осетии. 422 тыс.Кумыки говорят на кумыкском языке Верующие Кумыки - мусульмане- сунниты. Традиционные занятия: пашенное земледелие скотоводство, также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота. Домашние промыслы и ремесла: сукноделие, хлопчатобумажное ткачество, ковроделы, обработка кожи, металла, дерева, камня


Лезгины Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи юго-восток республики Дагестана 500 тыс.лезгинский язык Верующие - мусульмане -сунниты, есть шииты Основу хозяйства современных лезгинов составляют земледелие, садоводство и животноводство. Часть лезгин занята в промышленности. В XX в. выросла национальная интеллигенция, развиваются национальная художественная литература, театральное искусство.


Марийцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Марий-Эл, Башкортостан, Татарстан, Кировская область около 600 тысячРусский, марийский, горномарийский ПравославиеДомашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан, Чувашия и Башкортостан, в Сибири, и на Дальнем Востоке. 1,111,492 человека.Языки - эрзянский и мокшанский уральской семьи, но основной язык общения - русский. Исповедуют православие. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Мордва


Ненцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра ненецкий, русскийПравославие, шаманизм, атеизм Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.


Осетины Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 402,000 чел.практически все осетины двуязычны (двуязычие осетинско- русское, реже осетинско- грузинское или осетинско- турецкое). Большинство верующих осетин исповедуют православие Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня.


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи (перепись 2002) Русский языкПреимущественно Православие, значительно меньше старообрядчество, протестантизми католицизм. Значительно распространён атеизм. Русские


Татары Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Башкортостане Удмуртии, Мордовии, Республике Марий Эл,Чувашии 5554,6 тыс. человек татарский, русскийИслам, атеизм у татар- кряшен православие Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно- войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.


Удмурты Где живутчисленностьязыкрелигия Культура и обычаи в Башкортостане, Татарстане, Республике Марий-Эл, в Перми, Свердловской и Кировской областях, в Сибири По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. Говорят на русском языке и удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи Православи е пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу и других животных, рыболовство, пчеловодство, промыслы, связанные с лесом – заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, такие ремесла как прядение и ткачество, кожевенное, кузнечное дело


Украинцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Украинский язык, русский язык Преимущественно Православие, также Греко-католицизм и незначительно Протестантизм. Есть люди, которые придерживаются Родноверия.


Черкесы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Карачаево-Черкесии 50,8 тыс. человекЧеркесы говорят на черкесском диалекте кабардино-черкесского языка (общего с кабардинцами) абхазо- адыгской ветви северокавказской семь. мусульмане-сунниты.В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен. Распространены песни- плачи, трудовые и шуточные песни




Чуваши Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Проживают в Среднем Поволжье Русский, Чувашский ПравославиеЖивотноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей. Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Чукотский автономный округ человек чукотский, русский Православие, шаманизм отрасли хозяйствования: оленеводство, рыболовство, охота на пушного и морского зверя, горнодобывающая (цветные металлы, уголь, золото) и рыбная промышленности. чукчи



Урок-фестиваль

« Наше многонациональное государство»

Курс « Основы религиозных культур народов России и светской этики.»

Подготовила:

Шерстнева Е.Ю.

учитель нач.кл.

ГБОУ СОШ №9

г.о. Чапаевск

Цель урока: формирование представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

    познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

    содействовать развитию интеллектуально - творческих способностей обучающихся, самостоятельной поисковой деятельности

    прививать уважение к культуре и традициям разных народов, а так же к ценностям дружбы

    способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу;

    содействовать воспитанию в обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Ход мероприятия:

Клип о России (исп Зыкиной)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,-

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

« А чем дорога Вам страна?»

Да тем, что для нас всех Россия,

Как мама родная,-одна!

Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа, населяющего Землю, необычайно широка и многогранна.

Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, который также именовался пляской. Известны женские хороводы, мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки или гармони.

Существует несколько видов праздников: семейные, религиозные, календарные, государственные.

Семейными праздниками являются: дни рождения, свадьбы, новоселья. В такие дни вся семья собирается вместе.

Календарные или государственные праздники – это Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день весны и труда, День Победы, День защиты детей, День независимости России и другие.

Религиозные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, масленица и другие.

На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов. Русские народные промыслы - гжель, хохлома, жостовская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись по дереву, изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек (русские игрушки).

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие.

ПЕСНЯ « Хохлома» На экране -клип

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Звучит татарская мелодия.

Ученик:

Татары-тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Афганистане, на Дальнем Востоке.

Выход детей под песню « Я татарин» и исполнение песни.




Жить бы да жить без печалей и забот
Но не всегда так бывает
Белый костюмчик носить круглый год
Каждый об этом мечтает

Мне, как татарину, всё по плечу,

Мне - что с горы, что под гору:

Я с пацанами всё время кручусь,

И между нами нет споров!..

Я –татарин, я – татарин, человек простой
внешне я солидный парень с русскою душой
Остальное все неважно, честно вам скажу
И своим происхожденьем очень дорожу

Звучит марийская мелодия.

Марийцы-талантливый народ. Они бережно относятся к старому и тянутся к новому. На марийской земле родилось много известных поэтов и композиторов, художников и музыкантов. Марийские песни и танцы украшают любой праздник.

Ученик:

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Дружба народов - бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песнь чабана молодого,

Сад, виноград возле дома родного.

Ведущий 2

А вы про кого сейчас…?

Ведущий 1

Про таджиков

Ученик:

Таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура этого народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность.

До сих пор таджики (особенно в селах) ходят в национальной одежде: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, на голове обязательно платок, а многие девушки по-прежнему заплетают по 40 косичек.

Ученик:

Дружба народов- не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов – счастливые дети,

Дружба народов на всем белом свете.

Русские, татары, адыгейцы и армяне,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.

В России - на земле родной,

Живем мы все большой и дружной семьей.

Ученик:

Русские и украинцы, цыгане, кабардинцы.!

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Ученик:

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Звучит цыганская мелодия.

Ведущий

Одна цыганская легенда гласит, что бог полюбил так цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы.

В России живут в основном русские цыгане и украинские цыгане.

Среди цыган в основном все православные христиане, но могут встретиться и мусульмане и католики.

Свое жилье они украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду.

Еды всегда готовят много- мало ли кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит человека из дома, не напоив его чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в него дольки лимона и яблока.

Звучит цыганская мелодия-дети исполняют танец

Ученик:

Каждый народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет каждый народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Звучит узбекская мелодия.

Выходят два ученика.

1 ученик:

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру.

2 ученик

Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как у многих азиатских народов большинство праздничных узбекских обычаев связано с главным семейными торжествами: рождение ребенка и свадьба. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости-каждому отведена своя роль. В основе узбекских традиций-гостеприимство, почитание старших, соблюдение норм Корана

Исполнение песни о маме на узбекском языке.

Звучит «Лезгинка». Дети исполняют танец.

На фоне азербайджанской мелодии ребенок рассказывает о народе Азербайджана.

Национальная культура Азербайджана уходит корнями в глубь веков. Она вобрала в себя лучшие традиции Востока и Запада.

Национальные традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз- праздник весны, наступления нового года. В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. Они умеют принять гостя с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление.

Под азербайджанскую мелодию угощаем гостей пахлавой.

Ведущая:

За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ

Ученик:

Коли будем вместе,

Коли в доме лад,

Будет наша Родина

Настоящий клад.

Клад любви, согласья,

Мыслей и идей.

И не будет краше

Родины моей!

Ученик:

Родины любимой,

Той, что лучше нет,

В дружбе наша сила,

Вот вам наш совет!

Ведущий:

Мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Мы все граждане одной страны – России. Давайте соединим ее части на нашем макете, и пусть наша дружба будет такой же крепкой и неделимой.

Собирание пазла «Россия» на стене ватман с изображением РФ. Дети собирают воедино 6 округов, « расселяют» народы России

Ведущая:

Перед нами Российская Федерация – это единство и многообразие народов страны.

Мы с вами – одна дружная семья, вне зависимости от национальности. Мы дружим не зависимо от конфессиональной принадлежности. Давайте напишем на символах дружбы наши пожелания другим детям, чтобы они, так же, как и мы, дружили, любили, были терпимы и уважительны по отношению друг к другу. И символически пошлем их детям всей планеты.

Написание пожеланий (на заранее приготовленных эмблемках с изображением цветов, бабочек, голубей) детям Земли и размещение их на карте Дружбы.

Ведущий:

Посмотрите, как расцвела наша планета, от ваших теплых дружеских пожеланий. Какая она стала красивая! Берегите ее! А нас бережет Всевышний!

Песня « У моей России длинные косички» На экране-клип.

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

«Уроки по светской этике» - У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение.. Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Ожидаемые результаты: 5. Актуализация нравственного потенциала личности. Отличительный аспект содержания курса светской этики. Светская этика. 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.

«Курс этики» - Учение о моральных нормах общества. Презентационные материалы по курсу «Этика». Основы гуманистической этики. Структура. Задания для самопроверки. Предмет. Этика политической деятельности. Учебный материал. История морали. Ключевые понятия. Этика. Требования к знаниям. Гуманистическая этика. Политическая этика.

«Этическая мораль» - Этическая культура. Тема 2 Этика товароведной деятельности. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Цель этики. Высшие нравственные ценности. Особенности морали. Задача этики. Этическая культура сервиса. Нормы морали. Понятие морали. Понятие этики.

«Этика» - Организации (миссия). Социо-культурные факторы. Различие между ценностями и реальностью в индивидуальной и организационной этиках. Практическое выполнение. Каким я должен быть. Каков я как работник. Деятельность Поведение Поступок. Ожидания от профессии. Этика конечной цели (телеологическая). Какой я работник?

«Светская этика» - Как сделать жизнь людей лучше? В) Правила поведения в школе. Как наградить человека, сделавшего добро? Запись в тетрадь терминов и понятий. Кто был основателем науки «Этика»? Как не делать зла? В Древней Греции все науки назывались философией. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

«Основы светской этики» - Мультимедийная установка. Задание «Подчеркни национальности Томской области». Предварительная подготовка. План-конспект урока. Правила для выступающего. Прогнозируемые результаты. Отчетливо произноси текст. Представляй наглядность, оформленную эстетически. Закрепить связь понятий «Родина», «род», «родители».

Всего в теме 15 презентаций