Плохие приметы у разных народов мира. Суеверия и приметы разных народов

«Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», - предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. В этих словах содержится немалая доля истины. Ибо болота всегда считались гибельным местом, находящимся в ведении потусторонних сил…

Многие народы сумели обжить леса и степи, могли ощущать себя их хозяевами, но болота с их трясинами, бездонными омутами и непроходимыми завалами с давних времен оставались для человека неизведанными. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от врага, с которым можно было бы бороться, а от самого места. Отсюда и возник страх перед болотом, а вслед за ним и мифы, предостерегающие человека на болоте от опасности в виде злобных нечистых духов.

КИКИМОРЫ БОЛОТНЫЕ. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности - кикиморы. Кикиморами становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов - кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие - за леших. Они и становятся болотными.
Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего - лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

БОЛОТНЫЕ ОГНИ. Болотные огни называют «свечами покойника». Голубоватые мерцающие огоньки часто сбивают путников с дороги - те принимают их за свет жилищ. Согласно одному из поверий, болотные огни - это свечи в руках мертвецов, и кто их увидит, тот скоро должен умереть. Жители Германии верили, что это призраки людей, укравших у своих соседей землю - в наказание их души после смерти вынуждены скитаться по болоту в безуспешных поисках твердой земли. Финны же называли блуждающие огни «льек-кьо» и считали, что это души детей, которых по каким-то причинам похоронили в лесу. Во многих странах Северной Европы также бытовало поверье, что огни на болоте - это духи древних воинов, охраняющих зарытые там клады.

Страшный миф гласит также, что люди, утонувшие в трясине, могут возвращаться с того света, чтобы забирать с собой живых. Вспомним эпизод из некрасовского «Мертвого озера», когда к мужику явилась утопленная им в болоте жена. Это литературный вымысел, но быль порой оказывается страшнее и ярче любой писательской выдумки.

БОЛОТНИКИ и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами), - в славянской мифологии - спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.
Одно из описаний болотного – человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину.


БОЛОТНИЦА - дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России - русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У нее - тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстает перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами - прячет русальница от людей лягушачьи лапки.

Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведет она протяжную песню, услышав которую грибник или охотник помимо своей воли идет на чарующие звуки, пока не увидит на зеленой, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами. Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее - заблудившуюся - из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике - облике страшного существа с широким, как у лягушки, ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота.

БУНКУШКА. У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды - так называли аборигенов первые русские переселенцы - самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу - одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуей. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «черный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной - едва только сойдет лед, она просыпается от долгой зимней спячки и, подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.

КОЕЧУХ - хозяин таежных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска - знаменит тем, что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в свое логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей.

МЕРЕЧЬ. У камчадалов болотный дух - меречь - часто предстает в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестает ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.

ЗАЩИТА. Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал средств защиты от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.

Во всех странах мира есть свои приметы. Некоторые из них вполне имеют разумное объяснение, другие кажутся необоснованными, нелепыми и порой даже смешными, так как причины появления тех или иных поверий со временем забылись. Однако все они составляют культурное наследие нации, страны, народа. Они придают народу самобытность.

Чехия занимает первое в мире место по количеству употребляемого пива. Именно с этим пенным напитком здесь связана примета, несоблюдение которой сулит неприятности. В Чехии, согласно примете, нельзя смешивать разные сорта пива в одном бокале.

Во многих странах мира пятница 13 считается несчастливым днем. А вот в Греции несчастливым днем считают вторник. Особенно греки опасаются вторника 13. Возможно причиной такого отношения именно ко второму дню недели стали события, произошедшие в стране во вторник 13 апреля 1204 года, в день, когда крестоносцы захватили Константинополь. Также во вторник 29 мая 1453 года Константинополь пал под осадой турок-османов. В своих заметках один из путешественников 19 века написал, что во вторник греки даже не бреются.

Однако Греция не единственная страна, где относятся ко вторнику с предубеждением. В ряде стран Латинской Америки свадьбы не играют во вторник, так как считается, что жениться в этот день к несчастью, причем даже известный фильм Пятница 13 в переводе для этих стран звучит как Вторник 13. Местная поговорка помимо женитьбы не советует также в этот день отправляться в путь и вообще не выходить из дома.

Детям в Южной Корее не разрешают болтать ногами, так как этим, согласно примете, можно стряхнуть удачу.

Некоторые китайцы, живущие в рыболовных областях Китая , верят, что, перевернув приготовленную рыбу можно накликать кораблекрушение.

Еще одна примета, касающаяся моря и моряков есть в Европе . Так, считается, что прикуренная от свечи сигарета может стать причиной возникновения неприятностей у тех, кто выходит в море. Одним из вариантов появления такой приметы может быть то, что моряки зарабатывали также торговлей спичек, а если прикуривать от свечи, то спички не нужны. Соответственно, отсутствие необходимости покупать спички может привести к отсутствию дохода и денег у моряка.

В традиционных общинах Руанды считается, что, если женщина съест козье мясо, то у нее вырастет борода.

Во всех странах к хлебу относятся с почитанием. В Италии нельзя класть хлеб вверх ногами. Самым распространенным объяснением этому является то, что хлеб считается телом Христа и относиться к нему нужно уважительно.

В Швеции считается, что ключи на столе могут стать причиной неприятностей. Вероятно, эта примета пошла с тех времен, когда таким способом женщины легкого поведения привлекали клиентов. Благопристойные граждане старались так не делать.

Одна из американских примет прошлого века гласит, что, переезжая в новый дом нужно сжечь все тряпки для кухни и для уборки. Поступая так, хозяин оставляет все неприятности в старом доме.

В Аргентине нельзя есть арбуз, запивая его вином, так как это может даже стать причиной смерти.

Азербайджанцы верят, что избежать ссор и неприятностей, просыпав соль или перец, можно, если сверху на них насыпать немного сахара, а затем убрать их вместе.

Пенсильванские немцы верят, что если в первый день нового года в дом первой придет женщина, то весь год будет неудачным. Если же первым гостем будет мужчина, то в доме будут благополучие и достаток весь год. Также, считается, что в период между Рождеством и Новым Годом нельзя менять одежду и мыться, так как это приведет к появлению на теле прыщей.

На портале министерства культуры Турции можно найти приметы, среди которых и то, что нельзя пить воду, в которой отражалась луна, так как это может стать причиной неприятностей. При этом купаться в свете луны не только не запрещается, но даже рекомендуется.

В книге, изданной в Новой Англии в 19 веке, говорится, что того, кто споткнулся о какой-либо предмет, ждут неприятности. Однако этого можно избежать, если вернуться и переступить через предмет снова.

Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.

Кто вербу посадит - сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Большой урожай рябины - к тяжкому году, к оспе (к морозу).

Большой иней во всю зиму - тяжелое лето для здоровья.

Увидать домового - к беде, к смерти.

Плач или вздохи домового - к смерти хозяина.

Стук в доме, от неизвестной причины, ко чьей-либо смерти.

Если при соборовании свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет.

Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет.

Если сонный отпыхивает, то умрет.

Крошки изо рту валятся - к смерти.

Если хворый на бок к стене ложится - умрет.

Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть.

Сорока скачет на дому больного - к выздоровлению.

Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям).

Если ожидают к умирающему священника с дарами, то кладут нож на стол, для острастки смерти (Астраханская губерния).

Уголек из кадила выпал при каждении около покойника, скоро другой будет.

В покое, где лежит покойник, не метут до выноса его.

Сор при покойнике вымести - всех из дому выносить.

Солому, на которой лежит покойник, сожигают за воротами.

Если гроб не в меру велик - быть еще покойнику в доме.

Мерку с покойника кладут с ним в могилу (ниж. арз.).

Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора.

Стружки от гроба не жгут, а пускают на воду (Тверская губерния).

Если у покойника талое (не окреплое) тело, то другой скоро будет из того же дома.

Покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами).

Покойник глядит одним глазом - высматривает другого.

При кончине человека ставят воду на окно, чтоб душа обмылась.

После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа шесть недель витает на земле, до поминок, купается и утирается).

Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается.

Гул в трубе - душа покойника пришла (западн.).

Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели).

Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться.

Покойнику в руки дают косыню (полотенце. Тверская губерния).

Кто умрет на пасху - яичко в руку (твер.).

Покойник один из дому вон (говорят, вынося его и запирая за собою в доме, на время, жильцов).

Родным не нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его.

Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).

Свеча на икону, деньги на церковь, а мук а просвирне (обычай при похоронах. Нижегородская губерния).

При отвозе покойника лошадь на кладбище перепрягается сызнова.

Носилок с погоста в день похорон не возвращают (Ттверская губерния).

С похорон домой, так руки к печи. С проводов покойника надо руки погреть (чтоб не занести домой смерти).

После похорон закладывают в печь, чтоб не бояться.

На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь? (Плач по покойнике.)

Али мы тебя не любили, али чем прогневали? (То же).

Чтоб не слишком тосковать по покойнике, натираться против сердца землей из могилы.

Ком могильной земли к сердцу - скорбь отляжет.

Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги.

Бросают горсть земли в могилу, чтоб не бояться покойника.

После покойника сорок дней хмельного не берут в рот.

В красную горку (вторник на фоминой - поминки) родители из могилы теплом дохнут.

Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет.

Глаз не чист, не хорош, черен.

Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).

На него наслано, по ветру наслали, изурочен, испорчен, изглажен, сглажен.

Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

На чужой след наступил (ломота в ногах).

Человек не скотина - недолго испортить.

Порчу отхаживают назад пятами (идучи задом).

Уроки, призоры, прочь отойдите.

Петров крест, адамова голова (травы) от всех скорбей.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи.

Хмель в сапоге спасает от порчи.

Коса в пороге охраняет от злых людей (вологодский обычай вделывать в порог старую косу).

Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).

Класть гребень в головы (для гадания). Лить воск, олово.

Строить колодцы из лучин. Втыкать солому в потолок.

Зажигать куделю. Подслушивать на перекрестке.

Подслушивать у замк а житницы. Смотреть на месяц.

Доставать каменья из проруби (ворожить и гадать о святках).

Бросать каменья в воду: коли забурчит, то муж будет воркотун.

Кому вынется, тому сбудется, хорошему не минуется (с припева подблюдной песни).

Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый (гадают девки о святках, стуча ложкою в ворота).

Кукушки, голубушки, кумитеся, любитеся, даритеся (приговаривают девки, когда кстят кукушку и кумятся).

Если девка навивает початок туго и ровно, то хорошо будет жить с мужем.

Если у девки часто подол мокрый либо в грязи, то муж будет пьяница.

Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.

Не покидать ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.

Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри - к долговечности, ямка сверху - к смерти и пр.

Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках).

Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать).

Кинь, тетка, бобами, не будет ли за нами?

Как в воду глядишь, так и кажется.

Нечего и костьми метать, коли нечего искать.

Знахари-то говорят (заговаривают), как город городят.

Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.

И в одной бане, да не одни приметы.

Кто ворожит, себе вол ожит (т. е. маслит).

Ворожбиту грош, а больному тож (т. е. не легче).

Встречи да приметы до добра не доведут.

В чох, да в жох, да в чет не больно верь.

Разбирать встречи да приметы - с печи не слезать.

Калика паленица (странник паломник) порчи не боится.

Баба ворожила - головой наложила (т. е. дело головы стоит, по заклятию).

Кто ворожит, на того головою наложить.

Ворожба не молотьба: не красна ей изба.

Вольно бабе ворожить. Не ворожит, а шепчет.

Когда ты, бабушка, ворожить стала? - Да когда хлеба не стало.

Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.

Давно ль ты стала ворожить? - А как нечего стало в рот положить.

Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.

Ведьма в ступе высидела. Ведьма тот же оборотень.

Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится).

Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Калужской губернии, при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы).

Русалки его защекотали, утопили. Лоб аста (лоп аста) утопила.

Кащей сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) с семь сажен.

Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя.

Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина.

Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает.

На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок).

Клад просушивается (т. е. выходит иногда наружу огоньком).

Если разрыва-травы в кузницу бросить, то кузнец не может работать.

Разрыв-трава цветет в полночь на Иванов день (24 июня) и держит цвет не долее, сколько нужно, чтоб прочитать “Отче наш”, “Богородицу” и “Верую”.

На которой траве коса переломится в Иванову ночь, та и разрыв-трава.

Если корова вымнеет с задних вымен - принесет бычка, с передних - телку.

Не играй ножом - ссора будет.

Не клади пряслицы на стол - сорок грехов наживешь.

До утренней зари не гляди в окно.

Двоим одним рукотерником утираться, на том свете разодраться.

Двужильную лошадь зарывай на дворе, не то выпадет за нею еще двенадцать лошадей.

Подколенки чешутся - дорогу слышать.

Если собака, стоя на ногах, качается, то хозяину выпадет дорога.

Хлеб в печи раздвоился - к отлучке одного из семьян.

Чесать локоть - спать на новом месте.

Лошади фыркают в дороге - к радостной встрече.

Правая нога в дороге озябнет прежде левой - к добру.

Ус чешется - перед гостинцем (гостинцы есть).

Правая ладонь чешется к прибыли, левая - к убытку.

Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги.

Локоть чешется - к горю.

Муха в питье или в еду - к подарку.

Ногти цветут - к обнове, гостинцу, к перемене жизни.

Сам себя оплюешь - обнова будет.

Сам себя оплевал - либо пьяну, либо биту быть.

Кошка на человека тянется - к обнове.

Шея чешется к пирушке либо к побоям.

Завить (затылок) чешется - к печали.

В носу свербит - к радостной вести.

Переносье чешется - к покойнику, ноздря - к крестинам, сбоку - к вестям, кончик носа - к вину.

Ноздря чешется - к родинам.

Нос чешется - в рюмку глядеть. Нос чешется - к старости.

Уши свербят - по новорожденном у знакомых людей.

Лоб свербит - челом бить; с правой стороны - мужчине, с левой - женщине.

Бровь чешется - к поклону, к свиданию, к слезам.

Правая бровь чешется - к свиданию с другом, левая - с лицемером.

Правая бровь чешется - кланяться мужчине, левая - женщине.

Левый глаз к слезам свербит, правый - на любого глядеть.

Щеки чешутся или горят - к слезам.

Добром, так вспомни, а злом, так полно (говорят икнувши).

Чихнешь в понедельник натощак - к подарку, во вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверг - к похвале, в пятницу - к свиданию, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям.

Мураши в доме - к счастью. Кони ржут - к добру.

Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.

Родинка на таком месте, что самому видно - к худу, а не видно - к добру.

Обознаться в человеке - к свадьбе или к покойнику.

Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

Кирпич выпал из печи - к худу.

Каша из горшка вылезет из печи - к худу, в печь - к добру.

Коли белый хлеб печется с головою - к безголовью (т. е. коли сбоку вылезет ком).

Передний угол, или матица, трещит - к худу (несдобровать хозяину).

Смола вытопилась из избы на улицу - к худу.

Дупло в срубе - не к добру.

Сад поздно зацветает - к смерти хозяина.

Петух головой трясет - к беде в доме.

Петухи во всю ночь поют - не к добру.

Если ночью куры с насести слетают, то быть беде.

Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, к худу.

Если петухи в селении не вовремя распоются - к покойнику.

Дятел мох долбит в избе - к покойнику.

Нетопырь залетает в дом - к беде.

Ласточка в окно влетит - к покойнику.

Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

Ворон каркает - к покойнику.

Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.

Ворон каркает на церкви - к покойнику на селе; каркает на избе - к покойнику во дворе.

Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.

Сыч хозяина выживает (если кричит на дому).

Сова не принесет добра. Совушка вдовушка бедокурная.

Сова близ дома кричит - к новорожденному.

Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал).

Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу, если успеют поймать ее и сорвать голову).

Собачий вой - на вечный покой. Ночной собачий вой - к покойнику.

Коли собака ночью воет, то перевернуть под головами подушку, сказав: “На свою голову!” - и она замолкнет.

Собака жмется к хозяину - к несчастию.

Собака воет книзу (к земле) - к покойнику; кверху - к пожару.

Коли собака крох не ест подле больного, то он скоро умрет.

Конь воина обнюхивает - убитым быть.

Если щука плеснет плеском (хвостом) перед рыбаком, то ему недолго жить.

Волки воют под жильем - к морозу или к войне.

Если мышь попадет за пазуху, то быть большой беде.

Мыши изгрызут одежду (платье) - к смерти.

Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их.

Мухи зимою в избе - к покойнику.

Сверчок по избе летает - к смерти либо к пожару.

Аршина на кровать не класть - покойник будет.

Соломина к хвосту курицы пристала - покойник будет.

Икона упадет - к покойнику.

Тринадцатый за стол не садится.

Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Первый блин за упокой (на маслено).

Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие).

Остригая ногти, складывать и хранить при себе обрезки, чтоб было чем взлезть в царство небесное (на Сионскую гору).

Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед.

При смертности от повальных и заразительных болезней покойника выносят вперед головою (Нижегородская губерния).

При язвах (чуме, море) пересекать мертвецу путь (перед шествием рубят косарем поперек дороги).

Во время мора девка ночью бьет сполох (набат), чтоб напугать ведьму (Нижегородская губерния).

От мора и болезней хозяин опахивает двор сохою на жене, а бабы на себе опахивают деревни, раздевшись донага.

Первый блин в сочельник овцам (от мора).

Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.

Гроза - милость божья (в прямом и переносном смысле).

На небе стукнет - на земле слышно.

Загорелось от милости божьей (от грозы).

Умер от воли божьей (от грозы).

Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой).

Кто плесневой хлеб ест, хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.

Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.

До грозы лягушка не квакнет (т. е. до первой грозы).

Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.

От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.

Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.

Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.

Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.

Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.

Голубь и ласточка любимые богом птицы.

Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.

Держать в исправности пожарные снаряды - искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).

Огонь не вода - пожитки не всплывают.

Вода свое возьмет. У воды нос остер.

Огонь не вода - охватит, не выплывешь.

Огонь да вода - нужда да беда.

Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить.

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.

Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.

Вор ворует - стены покидает, а огонь все пожирает.

Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

Воры побудут (обшарят), стены оставят, а огонь все приберет.

От вора остатки бывают, а от огня - одно пепелище.

Тараканы (или: мыши) из дому ползут - перед пожаром.

Заяц по селению бегает - к пожару.

Кукушка летает по деревне - к пожару.

Крик филина поблизости селения - к большой беде, к пожару.

У кого дом горит, того в жилой дом не пускать (Тверская губерния).

Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегородская губерния).

Коли убитого ужа (или: змею) повесить на осине, то очнется и ужалит своего убийцу.

Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени).

Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.

Нет пророка без порока.

Старые пророки померли, а новые правды не сказывают.

В своей земле (избе) никому пророком не быть.

Своим пророкам не верим, а чужие к нам не жалуют.

Не ходи ворожиться, ходи богу молиться.

Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.

Пророк не пророк, а что скажет, то и сбудется (то и будет).

Родится Тит широкий ум (предсказание о рождении Ивана Грозного).

Родится Пахом с большим костылем (предсказание юродивого о рождении Петра I).

На пустой лес, на большую (полую) воду (заклинание от порчи).

Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет.

Заговорил на свою алую, горячую кровь, на свой чистый, подложечный пот, на спину тощую.

Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда).

Ни на новце, ни на ветх у, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).

Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни водовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый, ни ведун, ни ведунья, ни колдун с колдуньей, ни киевская ведьма.

В добрый час молвить, в худой помолчать.

На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось).

Будь не к ночи помянуто (о злом, страшном).

Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы.

Черт ударил кремень о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы.

На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют.

Ногами под лавкой качать - черта тешить.

Не покидай ножа на ночь на столе - лукавый зарежет.

Через порог не здороваться, не беседовать.

Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком).

Луканька хвостом накрыл (вещь, пропавшая под руками).

Ауканька, поиграй, поиграй, да опять отдай!

Свят дух по земле, диавол сквозь земли (говорят при крике петуха).

Когда петух к ночи поет не по времени, то видит н екошного и гонит его.

Домовой (Суседко) не полюбит (т. е. скотину), не что возьмешь.

Домовой стучит, возится. Его домовой душит.

Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).

Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я; я принес тебе красно яичко (заклинание для вызова домового, в полночь, и он является).

Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.

Леший бы тебя задавил! Его леший обошел.

Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен).

Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет (т. е. утопит человека).

Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.

Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.

Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.

Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.

Домовой (постен, постень) душит по ночам, садясь на грудь.

Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу - к добру; голою и холодною - к худу.

Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу? Замест ответа станет легко либо тяжело.

Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина.

Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.

Всякая нежить бессловесна (домовой, леший, водяной и пр.).

У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах.

Полевой пуще на межах проказит.

Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.

Леший живет остроголовый, мохнатый.

Горыня копком горы копает (ногою, пинком).

Если труднобольной чихнет, будет жив.

В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым.

Уши чешутся к вестям, к дождю.

Петухи не в пору поют - новые указы будут.

Петухи распелись не вовремя - к вестям.

Усы чешутся - к свиданью, к целованью, к гостинцам, к лакомству.

Губы зудят - к поцелуям.

Спотыкнуться - кто-то бранью помянул.

Ногу прицепить (задеть за что) - кто-то торопится.

Подошвы чешутся - к дороге. Подошвы зачесались - быть сапогам за плечами (болтаться сапогам на п осохе).

Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят - к ненастью.

Поперхнулось за обедом - гость спешит.

Ложка, забытая на столе, - к гостю.

Уголья, искры, головня из печи - к гостям.

Нечаянно свечу погасить - к гостям.

Полено из беремени выпадет - к гостям.

Полено из напыльника падает - к гостям.

Кошка моется - гостей замывает (зазывает).

Куры дерутся - к гостям.

Если, выходя из дому, зацепишься, - скоро опять там быть.

В чужом доме поперхнешься - через год опять там будешь.

У кого ухо горит, про того говорят: правое - правду, левое - ложь.

В правом ухе звенит - добрый помин; в левом - худой.

Правая бровь свербит - хвалят, левая - бранят.

Голова чешется - брань на себя слышать.

Язык укусить - кто-то бранит.

Куры кричат на насести - к домашней ссоре.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).

Ключи на столе - к ссоре.

Кто, идучи домой, споткнется, у того дома ссора готова.

Если кого обманут именем уезжего, то он приедет сердитый.

И богат мужик, да без хлеба - не крестьянин.

Хлеб - батюшка, кормилец; кроху н аземь уронить грешно.

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.

Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.

За ужином хлеба не починать, не спор будет.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.

Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: “Подымайся выше!”

Спорина (Спорынья) в квашню! (Привет бабе, которая месит хлебы).

Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько повыдался).

Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память.

Если мыши поедят неубранные остатки ужина, будут у хозяина болеть зубы.

Не пей из чужого колодца - своя не потечет (вода).

По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.

В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.

Из половинного приплода хорошо давать, да нехорошо брать (т. е. за припуск животных, или брать взаймы семена).

Кто носит в кошеле орех-двойчатку - богат будет.

Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) - ворам неудача.

От вора вокруг двора обносят человеческий череп.

Воры сонного рукою мертвеца (мертвою рукою) обводят, на мертвый сон.

На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться.

Ложиться спать в чулочке.

Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.

Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.

Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.

Не шагай через коромысло - корча потянет.

Вавило, не руби мотовила: хозяйка помрет (из побаски, где хозяйка, от лени, застращала мужа, чтоб не делал мотовила).

Если ступить на то место, где ведро недавно стояло, то по телу пойдут лишаи.

Скатертью руки утирать - заусеницы будут.

Гнездо ласточки разорять грех.

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.

Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.

Земля из-под первой весенней сохи, тайно положенная в избу, изгоняет клопов.

Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу.

Злую муху осенью закопать в землю - прочие не будут кусать.

Благая муха укусила (когда губа или щека вспухнет во время сна).

Грешно обувать левую ногу наперед правой.

Обувать прежде правую ногу - зубы будут болеть (нижегор.).

Подол загнулся - к корысти.

Одежа наизнанку - либо пьян, либо бит будешь.

На себе платье зашивать, пуговку пришивать - пришьешь память.

Булавку на себя концом не подымай.

Если найденная булавка лежит к тебе головой, вспомнил приятель; если острием к тебе, замышляет враг.

Девка палец иглой уколет - похвалу слышать.

Всякую посуду покрывать, хоть лучинкой, чтоб бес не вселился.

Если брагу шубой прикроешь, шум в доме будет.

Не плюй направо - там ангел-хранитель, плюй налево - там диавол.

Плевать на воду - все равно что матери в глаза.

Пальцы меж пальцев накрест не складывать.

Если мышь съест что-либо в церкви, то обратится в нетопыря.

Пускай Кострому в Волгу (т. е. идола; стар.).

Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит.

Через помело шагать - тяжело детей родить.

Если хозяйка опрятно держит шесток, то ее дети не будут возгрявы.

Сын на мать походит, дочь на отца - к счастью, и наоборот.

Кто родится в новолуние - живуч, долговечен.

Если младенец не крещеный умрет, то раздать бедным сорок тельных крестов.

Кум дарит крест, кума ризки (или: на крестик, на ризки).

Ребенку не показывать зеркала, чтоб не был пуглив.

Младенцам не давать целоваться: долго немы будут.

Ребенку д о году рубахи из нового холста не шить.

В поле не в дуброве: за сук не зацепишь.

Такой лес, что в небо дыра.

Барабанной палки негде вырезать; парня нечем высечь (безлесье).

В новолуние дерева не валяют (не рубят).

Дрова, лес, хворост рубить в полнолуние - сгниет, червь поточит.

В полнолуние солени не солить, ничего впрок не готовить.

Строевой лес руби в новолуние: вырубленный на ущербе сгнивает.

Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть - для тепла, ладан - для святости.

С плотниками, которые избу рубят, надо честно обращаться, чтобы не заговорили избы на голову хозяина.

Печь класть на новолуние - теплее будет.

В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна н ежить.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Где по зарям первый пар (туман) ложится, там копай колодезь.

Зелена трава - недалече (не глубоко) вода.

Коли звездисто и Стожар (созвездие Плеяд) горит - иди смело на медведей.

Если ружье на праздник заряжено, то испортится.

Ствол ружья обмывать в крови убитого зверя (пермск.).

Если кровью в орона вымазать дуло ружья, не будет промаха.

Заяц дорогу перебежал - неудача стрелку.

Поп, да девка, да порожние ведра - дурная встреча.

Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет.

Коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут, - воротись.

Девка с полными ведрами, жид, волк, медведь - добрая встреча; пустые ведра, поп, монах, лиса, заяц, белка - к худу.

На молодом месяце рыба клюет.

Много раков - к хорошему улову рыбы.

Ерш в первом залове - к неудачному промыслу.

На невод не ступать и не плевать: рыба не будет ловиться.

Лист на дубу развивается - улов щук (пенз.).

Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей (пенз.).

Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.

Убив змею, надо повесить ее на осине.

Если накануне вешнего Егорья не ступить босиком на пол, то летом ни одной змеи не будет.

Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).

Стенька по деньге с души просил от комаров заговорить, да не дали.

На протяжении всей своей истории люди замечали некоторые странные закономерности, после исполнения которых случалось что-то плохое или хорошее. В последствии эти закономерности назвали приметы и суеверия. Несмотря на то, что их подавляющее большинство скорее является простым совпадением, нежели знаком, очень много людей продолжают в них слепо верить. Предлагаем вам узнать о некоторых странных приметах и суевериях из разных стран мира далее.

Аргентина

Считается очень плохой приметой произносить вслух имя бывшего президента Аргентины Карлоса Менема

Бразилия

Упал на пол кошелек - к потере денег

Китай

В Китае число 4 считается числом смерти, так как по произношению слова смерть и цифра четыре, звучат созвучно. Поэтому они всячески пытаются избегать использования цифры 4, из-за чего у незнающих людей могут возникнуть серьезные проблемы с навигацией

Дания

В Дании принято хранить битую посуду целый год, чтобы в новогоднюю ночь дарить её осколки родным и близким. Считается, что чем больше у хозяина битого фарфора, тем удачливей он будет в следующем году.

Египет

В Египте считается очень плохой приметой открывать и закрывать ножницы, без разрезания предмета, хуже этого может быть только если оставить ножницы открытыми. Однако египтяне верят, что если положить ножницы перед сном под подушку, можно избавить человека от кошмаров

Франция

Наступить левой ногой в собачьи экскременты - к счастью, наступить правой - к неудаче

Греция

Когда два человека говорят одни и те же слова в одно и то же время, они должны вместе сказать в слух "Piase Kokkino" и вместе коснуться красного цвета, в противном случае их ждет неминуемая драка.

Гаити

В Гаити много суеверий связано с собственной матерью. Например, если вы прошлись в одном ботинке, подметаете пол ночью, ходите на коленях или едите верхушки арбузов, то в преждевременной смерти матери виноваты именно вы.

Индия

В Индии много странных суеверий, связанных с уходом за собой. Например, им нельзя стричь ногти по ночам, а также во вторник и субботу, плохой приметой также является мыть волосы в четверг и субботу. По поводу происхождения этих суеверий имеются разные доводы, предполагается, что подметание ночью может привести к потере мелких ценностей, исторически сложилось, что четверг является выходным днем для парикмахеров, а суббота это день Сатурна (планета Шани), которого очень почитают древние индусы.

Япония

В Японии каждый ребенок знает, что надо прятать свой живот во время грозы и особенно перед сном. Считается, что если вы не будете осторожны, то Raijin (бог грома) украдет и съест ваш пупок.

Корея

В Южной Корее считается, что работающий вентилятор в закрытой комнате, может убить тебя во сне. Поэтому многие вентиляторы в Корее оснащены таймером выключения

Литва

Как и в России, считается очень плохой приметой свистеть в помещении, так как это может вызвать крошечных бесов, котоыре потом будут терроризировать вас

Малайзия

Считается плохой приметой сидеть на подушке, так как это может вызвать зуд, волдыри и прочие недуги, связанные с мягким местом. Скорее всего это связано с тем, что никто не любит спать на подушке, на которой кто-то сидел.

Нигерия

Считается, что если мужчину ударить метлой, то он станет импотентом или его гениталии просто отпадут

Оман

Чтобы "очистить" свой новый автомобиль, необходимо включить аудиокнигу "Коран" и проигрывать её через акустическую систему своего автомобиля в течение 1-2 недель. Эта мера призвана защитить автомобиль и его владельца от сглаза.

Филиппины

Слепой дождь означает свадьбу tikbalang (демонов-лошадей)

Катар

Cчиталось, что пауки могут погасить пожар в доме, поэтому их нельзя убивать.

Руанда

Женщинам запрещено есть мясо коз, так как из-за него у них может вырасти борода.

Швеция

Будучи в Швеции, вы можете заметить как люди, идущие по улице, могут странным образом менять направление своего движения. Канализационные люки в Швеции отмечены буквами "К" (обозначающую пресную води и по совпадению "любовь") и "А" (обозначающую сточные воды и несчастную любовь). Поэтому считается, каких букв на канализационных люках ты встретишь больше, такая любовь у тебя и будет. Однако это "заклятие" можно снять тремя поглаживаниями по спине.

Турция

Считается плохой и даже отвратительной жевать жвачку в ночное время суток, так как по ночам она превращается в плоть умерших людей

Во многих американских домах, особенно в штате Вермонт, чердачные окна сделаны под наклоном, так как считается, что ведьма не сможет влететь в такое окно.

Вьетнам

Школьники и студенты никогда не едят банан перед различными тестами и экзаменами, так как бананы скользкие. Во Вьетнаме слово "скольжение" очень созвучно со словом "провал".

Уэльс

Если вы сделать и носить шапку из ореховых веточек и листьев, то вы имеете право на исполнение одного желания

Йемен

Беременная женщина может определить пол её будущего ребенка, просто подбросив змею в воздух. Если змея упадет на землю горизонтально, то будет девочка, если вертикально - мальчик

Зимбабве

В Зимбабве всем правит черная магия, поэтому все приметы и суеверия связаны именно с ней. Например, жених может наложить на свою невесту заклятие от измены. Если его будущая жена все-таки захочет изменить ему с кем-то, то она станет неразлучно сцеплена со своим любовником. предполагается, что это является серьезным сдерживающим фактом против измен.

ПРОВЕРЕНО МНОГОВЕКОВОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПРАКТИКОЙ...

В ряду бытующих в народной среде жанров устного поэтического творчества особое место принадлежит приметам и поверьям. И не столько в силу их таинственного, мистического характера, сколько немалого практического значения, реального их в повседневной жизни прежнего общества, и, на наш взгляд, не потерявших своей актуальности и сегодня.

Поверья и приметы существуют издревле у разных народов. К примеру, у многих народов на Востоке люди с большими ушами считались мудрецами, а в Японии до сих пор существует поверье, что человек, у которого верхние края ушей находятся выше уровня бровей, обязательно станет известной личностью.

В ряде стран мира и поныне существует система отбора людей при приеме на работу, основанная на предварительном изучении формы лба, строения щек, линий рта соискателя. У каждого народа сохранилось также немало примет, связанных с особенностями внешнего облика человека, его индивидуальными физическими характеристиками, по их мнению, оказывающими влияние и во многом определяющими всю его дальнейшую судьбу.

Например, широкий открытый лоб является признаком счастья. Человек со сросшимися бровями, согласно примете, найдет свою суженую по соседству, человек же с широко расставленными бровями обретет ее в дальних краях.

Вера в то, что та или иная примета обязательно сбудется, в определенной мере объясняет характер, психологию, традиции и обычаи народа, его ментальность, систему мировосприятия. Бытующие в народной среде поверья и приметы не просуществовали бы столь долгое время, не будь они проверены многовековой жизненной практикой.

Пожалуй, у каждого народа найдется поговорка, гласящая, что. Нельзя не признать, в связи с этим, что правильное понимание и разумное следование многим приметам помогают людям избежать опасностей и болезней, сохранять здоровье и психологическую стабильность. Кроме того, ряд примет и поверий служили и служат поныне своеобразным нравственным ориентиром общества, так как мысли и идеи, заложенные в них, вобрали в себя многовековой жизненный и духовный опыт народа, прошли проверку временем.

Такие широко известные поверья и приметы, как, и многие другие красноречиво говорят о той роли, которую они играют сегодня в жизни современного человека.

Ниже мы приводим некоторые из них, связанные с астрономическими объектами и природными явлениями.

Если птица засыпает, стоя на одной лапке, следующий день будет прохладным или же пойдет дождь.

Если лягушка вылезает из воды и укрывается в траве, то на следующий день пойдет дождь.

Погода испортится, если ласточки с криком летают над поверхностью воды.

Курица громко кудахчет к ветреной и пыльной погоде.

Если утром цветок шиповника не раскроется, день будет очень жарким.

Погода будет жаркой, если с раннего утра птицы укрываются под листьями деревьев.

Если в августе фрукты источают сильный аромат, осень будет урожайной.

Если лягушки в арыках не затихают до самого рассвета, наступающий день будет жарким.

Если месяц народился на севере, то весь месяц будет прохладным, если на юге - жарким.

Зима будет холодная, если скорлупа орехов, а также кожура осенних дынь и арбузов толстые.

Осень будет урожайной, если кожура спелого винограда блестящая.

Если первый осенний иней держится долго - зима будет снежной.

Если лучи солнца при заходе имеют красноватый оттенок, следующий день будет теплым.

Выпавший в ноябре и долго не сходящий первый иней говорит о предстоящей холодной зиме.

Если перелетные птицы летят высоко - зима наступит позднее обычного, если низко - то рано.

Если на небе звезды редки, на следующий день погода испортится.

Погода следующего дня будет ясной, если на небосводе Млечный путь виден отчетливо.

Если же Млечный путь еле виден - погода будет дождливой.

Если осенью по воздуху летает паутина, то зима будет сухой и холодной.

Холод продержится долго, если дрова, принесенные с улицы, горят, потрескивая.

Если вишня осенью зацветает вторично, то в декабре снега не жди.

Погода следующего дня будет холодной, если в погожий день гусь стоит на одной лапке.

Если утки не улетают с перелетными птицами, зима будет теплая.

Если в Новруз будет пасмурно, то такая погода продержится до июня.

Если в Новруз идет снег или дождь - год будет урожайным.

Урожай фруктов будет богатым, если в Новруз ветки фруктовых деревьев сочатся.

Урожай зерновых будет обильным, если в Новруз погода будет холодная.

Частые весенние грозы обещают богатый урожай грибов.