Зачем человеку общение, или функции общения. Что дает человеку общение? Зачем человеку общение краткий

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения . Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения" .

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности). Мотивы, обслуживающие данную потребность, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими: от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Например, вступая в определенные отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и добродетельного человека и т.д.

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. to affiliate – присоединять). Аффилиации проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер .

Исследователи склонны выделять некоторые существенные черты человеческих потребностей:

  • – объективность происхождения;
  • – их исторический характер;
  • – зависимость от практической деятельности;
  • – социальная обусловленность.

Человеческие потребности весьма многообразны, к ним относят: сохранение вида; потребность в деятельности; потребность смысла жизни; потребность в свободе, труде, познании, общении.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

  • 1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
  • 2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  • 3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
  • 4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
  • 5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или болеетого – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка .

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример 1.8

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих .

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям. Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась .

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

  • внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;
  • внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

  • – агрессия (направленная на других или на себя);
  • – рационализация;
  • – снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример 1.9

Если ребенку запретить строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать в воздухе .

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех.

Для изучения фрустрации могут использоваться "Методика неразрешимых задач" и "Методика прерванного действия" .

Рассматривая проблему потребности в общении, следует обратиться к вопросу о статусе ее существования. В связи с этим дискутируется вопрос о том, существует ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же она является одной из разновидностей последних.

Большинство авторов, например, Η. Ф. Добрынин. А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, К. Обуховский, М. Ainsworth, считали потребность в общении специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей . При этом на практике ее нередко сводили к таким частным потребностям, как потребность во впечатлениях , в безопасности и др.

В данном вопросе более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой, которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения . В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  • 1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • 2) принадлежности к социальной общности;
  • 3) сопереживании и сочувствии;
  • 4) заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  • 5) оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  • 6) установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • 7) постоянном обмене опытом, знаниями;
  • 8) оценке со стороны других, уважении, авторитете;
  • 9) выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем .

Однако это еще не все проблемные вопросы, связанные с потребностью в общении. Так, до сих пор остается открытым вопрос о природе ее происхождения: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Относительно этого вопроса имеются две противоположные точки зрения. Например, такие ученые, как Λ. В. Веденов и D. Campbell считали, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения .

Также Б. Ф. Ломов указывал на то, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, она диктует поведение людей нс меньше, чем витальные потребности .

Точку зрения о врожденности потребности в общении не разделяли такие известные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Так, М. И. Лисина, приводя в пример наблюдения над младенцами, указывала на то, что эта потребность формируется прижизненно как результат контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.10

В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться .

Подобные исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов и четырех критериев становления потребности в общении: а) первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; б) второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в) третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; г) четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Согласно М. И. Лисиной, все указанные этапы становления потребности в общении и исследование М. Ю. Кистяковской означают, что данная потребность формируется прижизненно, являясь результатом контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.11

Исследование М. Ю. Кистяковской, проведенное в условиях госпитализма, показало, что дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко "продвинуть" его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру .

По М. И. Лисиной, потребность в общении (коммуникации ) есть стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей: 1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать; 2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др. ) М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации) .

Анализируя работу М. И. Лисиной, Е. П. Ильин подчеркивал, что потребность в собственно общении – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Поэтому не случайно выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как потребность в аффилиации (контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать). Кроме того, потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах; о стремлении к общению подростков, связанному с уровнем притязаний; о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков, и др.

Итак, потребность в общении, считает А. А. Леонтьев, – независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Далее А. А. Леонтьев развивает свою мысль и указывает на то, что первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику .

В работе Η. П. Ерастова представлена классификация мотивов общения, в основе которой лежат различные виды потребностей:

  • мотив-потребность;
  • мотив-интерес;
  • мотив-привычка;
  • мотив-каприз;
  • мотив-долг .

При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Η. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:

  • – взаимодействующие, которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;
  • – противодействующие, которые исключают друг друга, противоположны по направленности: один желает узнать правду, а другой не хочет се говорить;
  • – независимо протекающие, не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов . В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать: 1) организацию совместной деятельности; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений .

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

  • 1) оказание помощи другому человеку;
  • 2) получение помощи;
  • 3) поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • 4) поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • 5) самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • 6) приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • 7) изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению. Это

может быть либо постоянный, либо ситуативный партнер по общению. Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение.

Пример 1.12

Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие.

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.

М. И. Лисина в своей работе пишет, что основной функцией общения является организация совместной деятельности с другими людьми для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования .

В соответствии с содержанием общения Б. Ф. Ломов выделил следующие его функции:

  • информационную (передача-прием информации, знаний и умений);
  • экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
  • регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению – реципиента с целью изменения или сохранения его поведения (например, руководитель дает распоряжение подчиненному), активности, отношения друг к другу либо его эмоционального состояния, свойств его личности (при воспитательных воздействиях));
  • социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);
  • социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Стоит отметить, что в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение .

Для обозначения функций межличностного общения выделим его предметную область:

  • 1) объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");
  • 2) передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");
  • 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга") .

В соответствии с предметными областями можно назвать следующие функции межличностного общения:

  • 1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  • 4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • 5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера .

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

  • 1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.
  • 2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.
  • 3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  • 4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия .

Кроме указанных классификаций функций общения хочется остановиться еще на некоторых, наиболее распространенных. Среди них выделяют классификации Е. В. Андриенко, В. Н. Панферова, Е. И. Рогова, О. Г. Филатовой.

При рассмотрении общения в определенной системе отношений Е. В. Андриенко выделяет три группы функций общения:

  • 1) психологические функции, обусловливающие развитие человека как индивида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных процессов (аффективность);
  • 2) социальные функции, детерминирующие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах, формах;
  • 3) инструментальные функции, определяющие многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Интерес в этом плане представляет общение человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира (например, с природой). Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, малоизученных в современной науке (например, развитие наблюдательности, любознательности и любопытства) .

Как отмечает Е. В. Андриенко, концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

О. Г. Филатова в своей работе указывает на следующие функции общения:

  • инструментальная (передача информации для совершения определенных действий);
  • трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и пр.);
  • экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • самовыражения;
  • социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
  • социализации .

В работе Е. И. Рогова мы найдем следующие пять основных функций общения:

прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

– формирующая (проявляется в процессе развития человека и становления его как личности);

подтверждающая (только в процессе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах);

  • – организации и поддержания межличностных отношений;
  • – внутриличностная (в диалоге с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки) .

Согласно классификации В. Н. Панферова существует шесть функций человека как субъекта общения:

  • 1) коммуникативные функции осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. При этом информация заключается в форму различных знаков, образующих язык общения. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "канал – знак";
  • 2) информационные функции обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "знак – значение";
  • 3) когнитивные функции направлены на интерпретацию отношения "знак – значение" в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "значение – смысл", связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
  • 4) эмотивные функции проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "смысл – отношение";
  • 5) конативные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, с побудительными силами человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Данные функции проявляются в рамках проблемы "отношение – поведение", эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
  • 6) креативные функции направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Эти функции в процессах общения проявляются в решении проблем, возникающих в системе соотношений "поведение – личность" .

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. На важность регулятивной функции указывал и Б. Ф. Ломов (классификацию по Б. Ф. Ломову см. выше). Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда ощущают себя нужным кому-то или страдают от одиночества.

Почему общение жизненно необходимо?

А почему люди поселяются рядом друг с другом, стремятся вместе проводить время, работать и отдыхать? Потому что удовлетворяя потребность в общении, мы реализуем и другие наши социальные потребности, самая главная среди которых – желание получить поддержку. Когда она есть, возникает ощущение принадлежности к обществу значимых людей, уверенность в том, что они принимают нас.

В этом случае мы полностью удовлетворены общением и оказанной социальной поддержкой, особенно если в нее включаются такие важные аспекты, как:

Эмоциональная поддержка. Когда мы уверены в том, что нас любят и о нас хотят заботиться друзья, близкие и любимые нами люди, что они относятся к нам с искренней симпатией и расположением.

Информационная поддержка. Когда мы с легкостью получаем нужные сведения об окружающем мире и о том, как лучше всего строить свои отношения с ним.

Оценочная поддержка. Когда мы имеем возможность сравнивать наше отношение к событиям и людям с оценками других людей, делать выводы о том, правильно ли мы воспринимаем те или иные явления, и поэтому можем изменить свое отношение к ним.

Инструментальная поддержка. Когда мы получаем конкретную помощь, в которой иногда нуждаемся – физическую, материальную. Она выражается в каких-то определенных действиях, которые приносят нам ощутимую пользу.

Эмоциональный обмен. Есть и другая важная сторона общения – передача своих мыслей, чувств, состояний другим людям. Это помогает уменьшить тяжесть горестных переживаний и увеличивает ощущение радости, восторга, счастья.

Последствия дефицита общения

Изоляция и невозможность реализовать общение как свою потребность порождает феномен одиночества – тягостное эмоциональное состояние. Оно переживается как отчаянное ощущение своей ненужности, непривлекательности, отверженности, как чувство глубокой печали, тревоги, ожидание какой-то опасности, порой и необоснованное. Некоторые чувствуют себя одиноко на людях, когда качество социальных отношений их не устраивает, когда они не включены ни в какие социальные группы и контакты.

Уединение и острая тяга к общению

Но это не означает, что потребность в общении требует от человека постоянного взаимодействия с другими людьми. Если есть прочные дружеские связи, чувство эмоциональной поддержки от окружающих, человек не только спокойно переносит временное уединение, но и сам иногда стремится к нему. Нам всем бывает нужно побыть наедине с самим собой. Это тоже естественная потребность, более того, если человек не страдает от того, что в течение нескольких часов лишен общества – это говорит о его зрелости.

Но пока эта зрелость не достигнута, потребность в общении бывает очень острой – например, у ребенка. Известно, что младенцы, еще не умея говорить, уже тянутся к взрослому, стараются привлечь его внимание. Они демонстрируют оживление и радость, когда контактируют с ним, отличают приветливый голос от раздраженного, улыбаются в ответ на улыбку и могут заплакать, увидев нахмуренное лицо.

Дети хуже адаптируются и вырастают подозрительными, недоверчивыми и угрюмыми, если с самого раннего возраста оказались лишены любви и нежности. Это подтверждают и исследования, а значит, именно удовлетворяя свою потребность в общении, человек становится отзывчивым и добрым, дружелюбным и открытым.

А поэтому важно учиться гармоничному общению, реализовывать свои желания и вырастать в целостную, зрелую личность.

Общение - это процесс взаимодействия между людьми. Оно представляет собой особую деятельность, которая направлена на установление контакта. При этом данный контакт может иметь место как между отдельными индивидами, так и быть межгрупповым. Современный человек не может обходиться без общения ни в одной жизненной сфере. Это не зависит от того, любит он шумные компании или нет, является по своему складу характера интровертом или экстравертом.

Главные функции

Ответ на вопрос о том, зачем человеку общение, подскажет история первобытного общества. Ведь именно благодаря коммуникации древних людей, которая производилась путем жестов и отдельных звуков, возникли названия предметов, а затем и речь, письменность. Благодаря взаимодействию между людьми возник социум, начали устанавливаться различные правила поведения. Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает обмениваться информацией, понимать друг друга, является той отличительной чертой, которая делает нас людьми.

Изучение особенностей человека разумного дает ответ на вопрос о том, зачем человеку общение. Краткий ответ - для обмена информацией. Несмотря на то, что коммуникация существует и в мире природы, у человека она обретает совершенно особую форму. Общение помогает людям развиваться духовно, создавать культурные ценности. Этим не может похвастаться ни одно животное.

Коммуникация - основа деятельности

Отвечая на вопрос о том, зачем человеку общение, нужно отметить, что потребность в нем людей определяется их повседневной жизнью. Нам постоянно приходится находиться в обществе, будь то семья или рабочий коллектив, школьный класс или пассажиры в автобусе. Общение выступает как регулятор деятельности во время взаимодействия людей. Это хорошо понимал Дж. Рокфеллер, который считал умение успешно выстраивать коммуникацию таким же дорогим товаром, как кофе или сахар. Банкир говорил о том, что был готов платить за этот навык больше, чем за какой-либо другой товар.

К чему приводит воспитание вне социума

Если бы человек рос без общения, он никогда не мог бы превратиться в полноценную личность, стать цивилизованным. Человеком он был бы только внешне. Это доказывает большое количество случаев воспитания так называемых детей-маугли. Самое большое их количество было зарегистрировано в Индии. В период с 1843 по 1933 год таких случаев было зафиксировано 15. Один из них - Дина Саничар, живший среди волков. Его вернули в человеческое общество, научили ходить (до этого он очень быстро передвигался на четвереньках), использовать посуду, одеваться. Однако говорить его так и не смогли заставить. Подобных случаев немало. Одичавших детей находят среди обезьян, волков, леопардов, панд. Их общие признаки - нарушения речи или же полная неспособность говорить, боязнь людей, неумение пользоваться столовыми принадлежностями. Это показывает, зачем человеку общение, каковы его основные функции в отношении формирования психики.

Нередко психологи отмечают, что тот человек, который достаточно много времени провел с животными, идентифицирует себя с «собратьями». Например, девушка в возрасте 18-ти лет, которую раньше воспитывали собаки, сумела научиться говорить. Однако она по-прежнему утверждала, что она - собака. Подобные истории также дают ясно понять, зачем человеку общение.

Обретение опыта

В процессе коммуникации с одними людьми, деловой беседы с другими и конфликта с третьими происходит развитие личности. Человек проявляет себя там, где это нужно, приобретает ценный жизненный опыт. Постепенно он усваивает необходимые модели поведения, учится правильно реагировать на обстоятельства и ситуации.

Школьникам поручают дать ответ на вопрос, зачем человеку общение, в 6 классе. В этом возрасте учащиеся могут понимать, что недостаточно только реакции индивида на различные ситуации, возникающие при коммуникации. По сути, когда человек вступает в общение, он проводит эксперимент, каким образом разные люди будут реагировать на одни и те же его слова или поведенческие акты. В результате к нему приходит опыт. Делая выводы, человек постепенно становится мудрым. Понимая причины, движущие поведением людей, он выбирает верную стратегию своего поведения. Его действия уже диктуются не одними лишь эмоциями. Ведь в одном случае партнер по общению заслуживает строгого слова, резкости, а в другом - милосердия и сострадания.

Удовлетворение одной из базовых потребностей

Основной предмет, в рамках изучения которого школьнику может пригодиться ответ на вопрос "зачем человеку общение" - обществознание. В процессе подготовки к данному уроку учащийся может отметить, что у каждого человека имеется потребность во взаимодействии с другими людьми. Человек по своей природе представляет собой социальное существо. Другие люди ему нужны так же остро, как кров или пища. Двое могут часами обсуждать какие-то повседневные вещи, причем через некоторое время никто и не вспомнит, что же было темой разговора. Ведь глубинной целью этой беседы было не обсуждение платья коллеги или курса доллара, а удовлетворение потребности в общении. С помощью коммуникации с себе подобным человек получает возможность регулировать свое эмоциональное состояние. Психологи утверждают, что общение представляет собой один из важнейших факторов, оказывающих влияние на психику. Весь спектр человеческих эмоций от любви до ненависти также возникает в процессе общения друг с другом.

Воздействие на других

Зачем человеку нужно общение в повседневной жизни? Одной из его целей является воздействие на других людей. Вряд ли можно отыскать хотя бы одного человека, который не пытался бы каким-либо образом повлиять на своего ближнего. Это необязательно должно проявляться в проповеди религиозного учения или в политической пропаганде. Каждый из нас может убеждать своих друзей или родственников в том, что тот или иной фильм недостоин просмотра, что такой-то ресторан стоит обязательно посетить, что лучшим местом отдыха является природа. Собеседование по поводу работы также представляет собой коммуникацию. Ее цель - убедить менеджера в том, что кандидат действительно достоин занимать ту или иную должность.

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Польза общения как такового очевидна и не вызывает сомнений, к тому же быть человеком общительным важно для успешной адаптации в обществе, помимо интеллектуального развития в целом. К примеру если родители будут много общаться со своим маленьким ребенком, который пускай даже разговаривать еще не научился, они значительно поспособствуют его развитию, и соответственно это станет залогом его счастливой жизни. Но в этой статье дорогие друзья, речь пойдет об общении между людьми всех возрастов и главным образом о пользе такого общения, в котором как не странно некоторые не видят никакого смысла. С философской точки зрения смысл есть всегда и у всего, а с точки зрения психологии, общение настолько полезно, насколько человек может эту пользу из общения извлечь, причем из любого общения, с абсолютно любым человеком.

Да, я в своих предыдущих статьях не раз писал о том круге окружающих вас людей, общение с которыми будет для вас положительным, и о тех людях, которых необходимо избегать. Но подобно тому, как в нашем с вами мире нет ненужных элементов и нет ничего лишнего, не может быть и ненужного и бессмысленного общения, надо лишь дорасти до того уровня, на котором вы с пользой для себя можете общаться со всеми без исключения. Для человека находящегося на самой низкой ступени социального развития, общение с себе подобными является конечно же повседневностью. И я не случайно настаивал на избегании такого общения, которое должно замещаться общением с людьми более высокого статуса, ведь польза от общения со слабыми и глупыми людьми, может быть только у человека находящегося на очень высокой ступени своего развития.

Быть может это покажется странным, однако суть тут заключается в том, чтобы видеть одного и того же человека с разных точек, и соответственно воспринимать все что он говорит таким образом, чтобы видеть в этом пользу и перспективу для себя. Если вы неудачник, то вам необходимо общение с успешными людьми, чтобы вырасти до их уровня, поскольку общение с себе подобными, вам не даст ничего. Правда есть такие люди, которые любят общаться с теми, кто слабее их самих и они поучают от этого удовольствие, видя, что не все-то у них у самих так плохо, есть и такие, кому еще хуже. Это конечно не способствует их собственному росту, хотя определенные выводы из такого общения сделать можно, но о них позже, пока же давайте вернемся с тем, кто более успешен по жизни и к пользе общения для них.

Так же как неудачнику мало что дает общение с себе подобными, так и человеку у которого есть все и который расположен наверху социальной пирамиды, общение с равными себе так же мало что дает, а если выше нет больше никого, то что же остается? А остается друзья, только одно, общаться с людьми находящимися в самом низу, то есть с теми самыми неудачниками, пользы от общения с которыми якобы нет вообще. Они ведь только и могут, что жаловаться на свою судьбу и рассказывать о свои проблемах, решения которых, разумеется нет, в чем же здесь может быть польза в таком случае? Но, во-первых, проблемы одних, это возможности для других, а во-вторых, проблемы вытекают из ошибок, анализ которых всегда более прост на чужом примере. Любой человек, с которым вы общаетесь в своей жизни, выдает вам информацию, применение которой зависит от вашего собственного уровня развития, где-то вы можете увидеть то, что не видели раньше, где-то можете найти знакомые вам по своим собственным действиям – действия, а следовательно и понять то, к чему это все может принести.

Если говорить просто, то люди делятся в таком случае на две категории – польза общения с одними заключается в том, что от них вы можете узнать о том, как вам правильно поступать, а другие соответственно могут научить вас тому, как поступать не следует, делая это прежде всего своим собственным примером. Но это в общих чертах, а вот для человека, который знает о том, как поступать не следует и о том, как надо делать правильно, то есть человеку находящемуся наверху, общение с неудачниками может открыть глаза на такие вещи, которые он просто не видит. В ряду своего благополучного социального положения, люди перестают чувствовать очень многие вещие, которые бы им чувствовать не мешало. Подобно тому, как человек с завышенной самооценкой, перестает видеть многие угрозы для себя, будучи чрезвычайно уверенным в своих собственных силах, человек находящийся в тепличных условиях, тоже многого может не ощущать, в том числе он не может понимать своего собственного поведения.

Если вы общаетесь с бомжом, вы можете не только понять то, каких ошибок не следует совершать в жизни, дабы не оказаться на его месте, но и в том числе вы можете заметить совершенно неоправданный риск, который часто приводит к быстрому падению с очень большой высоты, которое для некоторых людей становится трагичным. Человек, находящийся в самом низу социальной пирамиды, имеет животный нюх, который помогает ему выживать, но по мере улучшения им своих жизненных условий, он этот самый нюх теряет. Ведь выживать и улучшать условия своей жизни, вещи принципиально разные. В одном случае человек боится за свою жизнь, а в других тянется к комфорту. Общение с человеком, для которого жизнь очень тяжела, дает человеку, находящемуся на более привилегированном положении в обществе, возможность разбудить в себе все свои природные чувства, которые лежат в основе инстинкта самосохранения. Это даст такому человеку преимущество, как над людьми его положения, так и над теми, кто сильнее него, ведь их положение, делает их менее чувствительными ко многим вещам и событиям.

Но до этого надо дорасти, ведь если вы не видели жизнь с разных высот, то вам крайне сложно будет получить пользу от общения с теми, кто рисует вам эту жизнь мрачными красками. Вы не будете иметь объективную точку зрения в отношении тех, кто сильнее вас, кто находится выше вас, и кого вы ненавидите за это. Можно себе, конечно, представить ту картину, которую видят другие люди, увидеть в ней изъяны, понять в чем суть того, что они видят и в чем польза, но у многих ли такое воображение имеет место быть? А тут ведь еще и желание соответствующее нужно иметь, чтобы ставить себя на место других, дабы лучше их понять. В большинстве случаев, очень тяжело поставить себя в положение другого человека и даже желания такого не возникает. Мы больше поверхностно любим о ком-то и о чем-то судить, не вникая в детали, особенно в неприятные, которые не позволяют сделать простых и однозначных выводов.

Помните сказку «О рыбаке и рыбке»? Вот такой безудержной жадности, которая в ней показана, мы все подвержены. Только вот смысл этой жадности каждый видит по-своему. Для кого-то она является нормой, для кого-то пороком, для кого-то мерилом своей осознанности, когда человек имеет чувство меры. Но часто люди забывают, что чужой пример имеет отношение и к ним, что они такие же слабости демонстрируют, как и тот, кого они осуждают. И отнюдь не короткая память, тому виной, что люди забывают о том положении, в которое сами себя могут вогнать, потеряв над собой контроль и очутиться у разбитого корыта. Дело в том, что мы всегда считаем себя лучше других, мы не видим в себе тех же проблем и слабостей, какие есть в других людях, мы мыслим ограничено, судим обо всем со своей колокольни, тем самым ограничивая свои возможности.

Чтобы увидеть другую жизнь, нужно общаться с теми, кто этой другой жизнью живет, даже если они вам не очень нравятся, по тем или иным причинам. Общаясь с людьми более сильными, чем мы сами, мы ведь не только учимся мыслить у них более практичным образом, порой избавляясь от своих наивных иллюзий, мы еще и чувство реальности можем потерять, забыв о том на какой ступени находимся. Грубо говоря, связь с влиятельным человеком может позволить нам почувствовать себя особенными. В каком-то смысле это плюс. Другое дело, что связь с человеком, это одно, а понимание его, совершенно другое. Любой человек вас чему-то научит, если вы с ним будете общаться, но если вы не услышите его, если вы сделаете выводы о его словах задолго до того, как он вам их произнесет, то вы просто упустите очередной кусочек пазла для своей картины мира. А без этих кусочков, картина мира неполноценна, следовательно, вы не рациональны в своих суждениях, у вас могут возникнуть желания перескочить на несколько ступеней вверх, потому что вы хотите все и сразу, не понимая, что у тех у кого есть это все, не прыгали по ступеням, а поднимались по ним последовательно.

Если же вы хотите понять психологию человека, которая даст вам очень много, то общаться вы должны со всеми без исключения, ведь в разных условиях, мысли, поведение, отношение к жизни у людей разные. И переключить людей с одной волны на другую, можно только имея представление об этой волне. Подобно тому, как я сыграл роль человека, не имеющего ничего в этой жизни, для своего клиента, которому надо было несколько преобразить картину мира, каждый сам для себя может это делать, дополняя свой образ мышления теми ассоциациями, которые возникают при определенных условиях в жизни. Иногда синица в руках перспективнее журавля в небе, иногда наоборот, но как же прожить столько жизней, чтобы иметь достаточно опыта для понимания абсолютно любого положения, быть может, проще общаться с другими людьми, и учиться на их опыте?

Ведь каждый новый собеседник в вашей жизни – это человек с определенной судьбой, это тот самый жизненный опыт, который нам самим накопить ни какой жизни не хватит, а общаясь со всеми подряд, мы будем узнавать и о жизни, и о людях все больше и больше. Так что друзья, на какой бы социальной ступени вы не находились, пользу от общения со всеми людьми вы всегда сможете извлечь, другое дело, что у вас могут быть свои приоритеты в общении, в зависимости от опять-таки вашего социального положения. Если вы не совсем успешны и жизнь ваша кажется вам мрачной, пользу от общения со слабыми людьми вам извлекать рановато, вы разве что можете не делать так, как они вам советуют, ибо их советы приведут вас к тому же положению, в котором они сами находятся.

А вот общаться с людьми более высокого социального положения, для вас на этом этапе, будет более предпочтительным вариантом, эта порция общения у вас должна быть заметно больше. Правда людям стоящим выше вас не всегда можно верить, верить вообще никому нельзя, но тем не менее, общение с ними будет для вас очень полезно, а о доверии мы поговорим с вами как-нибудь в другой раз, в следующих моих статьях.