Святой кирилл. Житие святых равноапостольных кирилла и мефодия, учителей словенских

Святой равноапостольный Кирилл (в схиме – Константин), учитель Словенский, родился в Солуни (иначе по-гречески – Фессалониках) – области Греции, называемой Македонией, приблизительно в 826 – 827 году. Он и его старший брат Мефодий были выходцами из знатной семьи помощника стратига Солуни (одна из самых высоких военных должностей), родовитого болгарина Льва Друнгария.

Воспитываясь вместе с сыном императора, он получил и такое же великолепное образование, имея к тому большие способности и желание. Он знал множество языков, которые давались ему очень легко (или и в этом проявляя свои дарования). Известно, что его также называли «Философом» за особое прилежание в изучении философии и богословия, прежде всего, трудов Григория Богослова.

Когда пришло время выбора жизненного пути, он отказался от предлагаемого ему выгодного брака, избрав путь священника, и, ввиду своей учёности и любви к книгам, был назначен хранителем библиотеки Константинопольского Патриарха при храме Святой Софии.

В этой должности он пребывал недолго. Служение Господу для него было важнее всех выгод и привилегий, и он ушёл в один из причерноморских монастырей. Однако монастырское затворничество также длилось недолго, потому что его учёность была необходима в миру, а по воле Господней ему уготована была проповедническая деятельность, которая позволила затем обоих братьев – Кирилла и Мефодия – причислить к лику равноапостольных святых. И по патриаршему повелению он, помимо воли, был возвращён в Константинополь для преподавания философии в Магнаврской академии.

Он очень был дружен с Фотием – тогда ещё только будущим патриархом, и тот брал его с собой для переговоров об обмене пленными во время войн с арабами, с которыми постоянно происходили стычки из-за сопредельных земель. Блестящий ум и учёность Кирилла поражали мусульманских учёных мудрецов. В спорах с еретиками-иконоборцами он одержал верх над их главным вдохновителем – еретиком Ананием.

Тем не менее душа его лежала к иному, монашескому образу жизни, и по прошествии времени он устремился к своему старшему брату Мефодию, подвизавшемуся в уединении на горе Олимп. Здесь он начал изучать славянский язык, но снова Волею Божией его уединение было прервано Фотием, который к тому времени уже занял патриарший престол. В 858 году Фотий призвал святого Кирилла вместе со святым Мефодием к участию в его миссионерском походе на север – в Таврию к хазарам. Во время миссии случилось с братьями чудо. Божьим промыслом во время остановки в крымском Херсонесе им стало известно, что в море находятся честные мощи священномученика Климента, Папы Римского, позже они увезли часть обретённых мощей в Константинополь.

Этому событию были посвящены три сочинения святого Кирилла: «История», «Похвальное Слово», «Гимн». Ни одно из них не дошло до нашего времени, однако сохранилась более поздняя компиляция на церковно-славянском языке «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

Там же в Херсонесе, иначе называемом в раннем славянском варианте Корсунь, случилась важная встреча святого Мефодия с человеком, который говорил по-русски, и там же он нашёл записанные на русском языке Евангелие и Псалтирь. Так он начал изучение русского языка.

Путешествие святых братьев в Хазарию было отмечено многими богословскими и философскими беседами и прениями с мусульманами и иудеями. И с хазарами братья много беседовали о христианской вере. Вера, разумность речей святого Кирилла были столь убедительны, что хазарский князь и весь его народ обратились в христианство. Почувствовавший благодать веры истинной князь хотел одарить братьев богатыми подношениями, но те отказались, попросив взамен отпустить с ними всех пленённых хазарами греков.

По окончании путешествия братья разлучились: святой Мефодий остался в монастыре Полихронии, что располагался около малоазийского города Кизика, а святой Кирилл занялся делами обучения грамоте и просвещения. Однако совместных трудов они не прекращали: при помощи брата и учеников – Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили новую алфавитную систему – глаголицу или, как мы её теперь называем по имени создателя, кириллицу. Затем святой Кирилл занялся переводом на древнеболгарский язык Священного Писания и перевёл Евангелие, Псалтирь и Деяния апостолов, а также несколько книг по богослужениям.

Часто путешествуя, он знал, что многие христиане народов Востока – Кавказа, Грузии, Сирии, Крыма уже совершают богослужения на родном языке, что естественно, ибо большинство паствы не владело греческим, и богослужение для людей превращалось в набор непонятных речей. Это навело его на мысль перевести весь ход богослужений на славянский язык.

Воплотить идею проведения богослужений на близком славянам языке братья решили в Моравии – области Чехии. Это был важный политический ход: уже христианская при князе Ростиславе Моравия была предметом большого территориального интереса баварско-немецкой епархии, но при этом выступала против экспансии со стороны Людовика Немецкого.

Три года братья работали в моравских землях, заручившись согласием и поддержкой и Константинополя, и моравской светской власти – обращали язычников, вели беседы с уже обращёнными верующими, укрепляя их и просвещая в вере Господней, переводили богослужебные выдержки из Священного Писания и включали их в богослужение, уже переведённое на славянский язык. Это вызывало большое неприятие со стороны западного духовенства, которое в стремлении прекратить такое активное наступление византийского влияния на Моравию инициировало новое военное наступление на неё под предводительством Людовика II Немецкого. Дальнейшие действия братьев могли стоить Моравии независимости, и они предпочли вернуться в Константинополь, взяв при этом с собой нескольких своих учеников-последователей, и посвятить их в иерархические чины, чтобы те по возвращении на родину могли продолжить дело учителей.

Борьба между Римом и Византией обострялась. В конце 866 года Болгария сменила греко-византийскую иерархию на новую римскую. Поскольку путь через Болгарию в Константинополь был закрыт, братья следовали долгим путём через Венецию, где у них произошёл спор из-за так называемой «трёхъязычной ереси». Сторонники ереси утверждали: богослужение можно вести лишь на греческом, латинском или еврейском языках, всё иное – незаконно и безбожно. Во время этого спора святые Кирилл и Мефодий узнали, что император Михаил убит, патриарх Фотий низложен. Это были события 867 года. Узнав об этом, братья отправились в Рим, где уже был новый папа Адриан II, имея при себе часть останков святого Климента, Папы Римского.

Однако новый папа встретил их радушно, с радостью принял священный дар – часть честных мощей священномученика Климента, похвалил и славянский перевод Священного Писания, и саму идею о богослужении на славянском языке. Он также освятил славянские богослужебные книги и даже позволил провести службы на славянском языке в некоторых римских церквах, что даёт нам возможность судить о нём как о человеке мудром и терпимом.

Римская светская жизнь, сохранившая черты нравов империи времён язычества, неприятно поразила благочестивых и добродетельных святых братьев – оказывается, послы низверженного Фотия усвоили худшие уроки поведения и манеры жизни римского высшего общества, чем унижали честь патриарха, пославшего их и доверившего им блюсти достоинство Византии.

Святой равноапостольный Кирилл, который от рождения не отличался крепким здоровьем, занедужил и скончался в 869 году в довольно раннем возрасте – 42 лет. Но перед тем, предчувствуя скорую кончину, он принял схиму и просил святого Мефодия пообещать ему, что тот продолжит начатое ими в Моравии дело по распространению среди славян-христиан богослужения на церковно-славянском языке и все дела, совместно начатые.

Поскольку везти далеко на родину прах было по многим, в том числе территориальным, причинам невозможно, святому Мефодию пришлось нарушить волю брата и завещание матери и совершить погребение его в базилике святого Климента, мощи которого так счастливо открылись им в Крыму. И, наверное, на то была Воля Божья, поскольку для святых иной воли нет – ни в земном, ни в горнем житии.

Значение иконы

Икона святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, напоминает нам о первообразе просветителя, одного из величайших умов первого тысячелетия христианства. Его духовные подвиги, совершаемые все недолгие годы его земной жизни, неутомимая деятельность просветителя принесли прекрасные плоды, легли в основу развития православия и укрепления его в мире через богослужение и славянскую богослужебную литературу, открывающую всем славянам путь к познанию православной веры.

Служение обоих братьев было равно апостольскому – те же долгие миссионерские путешествия с их тяготами и опасностями. Мы сегодня плохо можем себе представить, как далеки были те условия от комфорта наших дней, тем более для двух священников, которые вели чрезвычайно скромный и благочестивый образ жизни. Их проповедь верующим, обращение язычников – всё дало возможность причислить их к лику равноапостольных святых, и оба они окружены любовью и уважением во всём христианском, прежде всего православном, мире.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы совершаем память святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского. Что же это за человек, и какой след оставил он после себя в мировой истории и в истории православной Церкви?

Два брата Кирилл и Мефодий про происхождению были славянами, как и мы с вами, хотя родились в Македонии в городе Солуни. Получили они блестящее образование, и с четырнадцатилетнего возраста святой Кирилл воспитывался с сыном императора. Позднее он принял сан пресвитера и по возвращении в Константинополь состоял библиотекарем Соборной Церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл очень сильно преуспел в науках и даже был послан на споры с еретиками, иконоборцами и мусульманами, доказывая истину нашей веры.

Каждый спроси сам у себя, сможет ли он доказать истинность своей веры, если будет говорить с кем-то на улице. Что мы сам знаем о той вере, в которой мы находимся? Что мы для этого делаем, чтобы могли спокойно ответить на все вопросы не только наших детей: а зачем идти в церковь, а что такое вера, а кто есть Святая Троица, почему наш Бог Святая Троица? Что мы сами можем сказать, и что мы можем сказать на доводы тех людей, которые будут не просто с какой-то целью спрашивать, а именно при людях нас унизить, доказать их превосходство над нашей верой. А ведь в те времена, в давние времена тысячу лет назад любой разговор о вере заканчивался переходом из веры в веру. Тот человек, который оказывался сильным в споре, на правах сильного требовал от других перехода в веру.

Сейчас это заканчивается разговорами. У нас нет такого насилия духовного, а раньше было. И вот это отсутствие духовного насилия, пребывание в таком спокойном море (нас ничего не беспокоит, не трогает, мы живем в православной стране, у нас рядом церковь) делает из нас людей, которые ничего не делают для того, чтобы узнать, в чем мы живем. И мы зачастую людям проигрываем. Начинаешь разговаривать с людьми, задаешь элементарные вопросы, и не могут люди дать элементарных ответов. Вот даже сейчас дети пели «Отче наш» на церковно-славянском языке, который был составлен святыми Кириллом и Мефодием. Они не пели на русском языке. Они пели именно на том языке, на котором был составлен в 863-м году от Рождества Христова. Почему именно на том языке почему это важно, я скажу вам позднее.

Что же сделали святые Кирилл и Мефодий? Они были посланы в 867-м году императором Михаилом в миссионерское путешествие на проповедь у хазар, которые жили как раз на юго-востоке нынешней Руси, там, где Корсунь, где Херсон. Остановившись в Херсоне, они сподобились обрести мощи священномученика Климента, святителя первого века. Убежденные проповедью святого Кирилла, хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. А в Корсуне святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами и человека, говорящего по-русски. И он стал учиться у этого человека читать и говорить на этом языке, потому что в Македонии, где он жил, немножко другое славянское наречие. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, исповедуя евангельское учение.

В 867-м году началось самое главное дело братьев. Вскоре пришли послы к императору от Моравского князя Ростислава, который был притесняем немецкими миссионерами-епископами, которые требовали отправления всех служб в храмах на латинском языке. И император попросил святых Кирилла и Мефодия, так как они обладали большими познаниями в науке, составить новую церковную письменность для славян. То есть до этого настоящей церковной письменности у славян не было. Все писали как-то по-разному, были буквы, но не было церковного языка, именно того языка, за чистоту которого Церковь сейчас ратует. И всем поползновениям людей, требующих исключить из Церкви церковно-славянский язык и заменить его на русский, Церковь препятствует. Потому что это тот богодухновенный язык, который нам дали святые Кирилл и Мефодий. Используя нашу славянскую письменность, они составили именно эту церковную азбуку, этот язык, на которой мы с вами говорим в храме. Раньше говорилось на этом языке везде, но существует, асе знают, разговорный язык А есть именно церковный язык, он понятен для славян. Вот что сделали святые Кирилл и Мефодий — они создали богодухновенную церковную письменность. И отказываться от этого преступление.

С помощью своего брата святого Мефодия, учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили церковную азбуку и перевели на церковно-славянский язык все книги богослужения: Евангелие, Апостолы, Псалтирь, избранные службы. Это произошло в 863-м году. Это вызвало очень сильную злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужения на латинском языке. И что сделали епископы Европы, они не стали придумывать нового языка. Латинский язык был до Рождества Христова. Они просто перевели на него с еврейских, греческих письмен церковные книги. Он и сейчас считается официальным языком, на котором проводятся службы. А что сделали Кирилл и Мефодий? Они создали новый язык. Вот в этом как раз их величие и польза для всего нашего мира православного.

Святой Константин отвечал немецким епископам, которые требовали от него, что надо в храмах говорить на еврейском, греческом и латинском. Он так сказал: вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но святой пророк и царь Давид вопиет: пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вся языцы. Всякое дыхание да хвалит Господа. И в Евангелии сказано: шедше научите все языки. Немецкие епископы конечно были посрамлены, но озлобились и подали жалобу в Рим на святых Кирилла и Мефодия. Они были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого папы римского Климента, святые прибыли в Рим и встретились с Папой Адрианом. Он их с почетом встретил и утвердил богослужение на славянском языке. Потому что Церковь у нас одна, мы прославляем Бога неважно какой мы национальности и где мы живем. Поэтому все было принято и получено благословение на это. Но уже после этого болезненный и слабый Кирилл заболел и принял схиму с именем Константин. Он скончался в возрасте 42-х лет.

Деяния святых Кирилла и Мефодия заложили основу всей культуры и духовной жизни русского и всех славянских народов. На церковно-славянском языке служат в Болгарии, в Сербии, в Румынии, в Молдавии. Едва только появившаяся русская литература обогатила своей высотой, своей глубиной всю мировую письменность. Появились произведения митрополита Иллариона, игумена Даниила, князя Владимира Мономаха и других талантливых писателей. Вклад святых братьев исключителен тем, что они своими трудами сблизили все славянские народы.

Это то малое, что можно сказать о памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Эти святители не нуждаются, чтобы защищать их труды. Нам надо защищать самих себя, способны ли мы их величие уяснить. Как нам надо вести себя, чтобы не потерять то, что нам когда-то подарили святые Кирилл и Мефодий. Молитвами святых Кирилла и Мефодия, Господи, спаси нас всех грешных. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)

День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского отмечают 27 февраля . Сложно переоценить значение деятельности этого святого для всех славянских народов, ведь ему принадлежат изобретение азбуки и перевод богослужебных книг.

Равноапостольный Кирилл (мирское имя Константин) родился в Салониках в 827 году в семье родовитого, но опального полководца. Осиротев в 12 лет, Константин попадает под опекунство значительного византийского чиновника и получает блестящее образование у лучших учителей Константинополя.

Юноша отличался обширными знаниями во многих областях, особенно отличившись в изучении иностранных языков, за что получает прозвище Философ. Учителя и близкие люди пророчили ему блестящую карьеру, а опекун дает благословение на обручение Константина со своей крестной дочерью. Но молодой человек все чаще вспоминал свой детский сон, где выбрал себе невесту по имени София, то есть Премудрость. Знания и мудрость были настолько желанны для Константина, что он решает пренебречь выгодами мирской жизни и удаляется в один из черноморских монастырей.

Через некоторое время Философа вернули в столицу, где он начинает преподавательскую и миссионерскую деятельность, в которых достигает больших успехов. После убийства своего опекуна, Константин вместе с учениками находит убежище в монастырских стенах, настоятелем которых был его брат Мефодий.

Братья проповедуют христианство разным народам, обращая в Христову веру болгар, скифов и кочевников-хазар. В 862 году Константина и Мефодия направляют в моравские земли для пояснения христианских постулатов на местном языке. В Моравии Солунские братья в течение трех лет вводят славянскую азбуку, переводят на славянский язык Библию, обучают моравцев чтению и письму на родном языке.

Но не всем была по душе деятельность ученых братьев. В высших духовных кругах существовало мнение, что богословские тексты можно произносить только на трех языках: еврейском, латыни и греческом. Поэтому в Риме Константина и Мефодия посчитали еретиками, и повелели ехать с повинной к Римскому Папе. По пути в Рим, братья стали просветителями еще в одном славянском государстве - Паннонии, где ввели богослужение на славянском языке.

По приезду в Рим, изобретатели славянской азбуки сумели убедить Римского Папу в правильности своей деятельности, но победа омрачилась состоянием здоровья Константина, подорванным долгим волнительным путешествием. За 50 дней до кончины святой становится монахом, приняв имя Кирилл. Под этим именем он и обрел вечную славу равноапостольного просветителя. Последние слова, обращенные к брату, призывали Мефодия продолжать их нелегкое дело.

В народной традиции день святого Кирилла был связан с сельскохозяйственным культом. Считалось очень благоприятным для будущего урожая удержать снег на грядках, для этого его предварительно утаптывали. Так же Кирилла называли указателем летней погоды. Крепкие морозы предвещали знойный август. Солнечная погода предупреждала о пришествии морозов, а громкий щебет синиц о скором тепле.

Не пользующееся популярностью в наши дни христианское имя Кирилл имеет весьма богатую историю и могущественных духовных покровителей. Происхождение его древнегреческое, в буквальном переводе означает «господин», или «владыка». Мужчины, носящие это имя, должны знать о своем покровителе и помнить о необходимости почитать день святого Кирилла.

Праведники с именем Кирилл

Православной Церковью, начиная с IV века, к причислено три десятка праведников, носивших это имя и живших на территории Византии, Западной Римской империи и России. Одним из первых в этой персоналии значится Кирилл, патриарх египетского города Александрии. Он был прославлен ориентировочно в 451 году. Наиболее известные наши соотечественники - это преподобный Кирилл Радонежский, отец Сергия Радонежского, принявший в конце жизни монашеский постриг, и Кирилл Белозерский. Святой Кирилл является основоположником идеи просвещенного монашества и всеобъемлющего социального служения церкви.

Чаще всего мальчиков при крещении называют древним христианским именем в честь святого Кирилла, просветителя славян. Каждый святой в обязательном порядке имеет свой иконографический образ. День празднования небесного покровителя именуется днем Ангела. Да и самого небесного покровителя иногда именуют ангелом-хранителем. Термин этот условный и не совсем корректный. Это совершенно иная личностная нематериальная сущность. Одним из проявлений почтения к своему небесному покровителю является молитвенное обращение посредством его иконописного образа. Икона - это окно в высший мир. Она должна способствовать внутренней концентрации человека.

Осторожно, фетишизм

На деле получается совсем другая картина. На бесчисленном количестве сайтов предлагается приобрести иконы святых и Богородицы с подробной инструкцией, от чего именно тот или иной образ помогает. Более того, можно встретить якобы компетентных верующих, которые посоветуют, кому и в каком случае следует молиться. Этим принижается возвышенный смысл иконы до обыденного предмета религиозного культа. Причинами являются как невежество духовенства, так и банальное стремление к наживе: клиенты платят за результат. В некоторых храмах можно увидеть ценник, аналогичный предложениям в светской сфере услуг, предлагающий отслужить молебен святому едва ли не с гарантированным результатом: о потерянной вещи, об удачном поиске жениха, чтобы не болели зубы и т. п. Этому способствует и некомпетентность верующих, которые отождествляют святой образ с медикаментозным средством в аптеке. Купил парацетамол, проглотил - и стало легче. Весьма пагубное заблуждение, способное со временем повлечь негативные последствия. Ведь огонь может не только согреть, но и жестоко обжечь. Можно всю жизнь иметь при себе огромные сокровища и не суметь ими правильно воспользоваться. От огромного количества икон не добавится благодати, но, напротив, небрежное и недостойное к ним отношение может быть наказано. Священный образ требует соответствующего почитания. Следует знать, что молитва перед любой иконой может помочь в облегчении всякой неприятности.

К иконе не должно быть отношение подобно книге или фотографии, хранящейся на полке, которой можно время от времени пользоваться. Уж если приобрели святой образ, то даже самая маленькая икона требует соответствующего благоговейного отношения. Почитая иконы святых, прежде всего нужно изучать земную жизнь архетипа. Это сближает внутренний мир молящегося человека с небесным покровителем. А с другой стороны, находящаяся в ином измерении личность расположена несколько особым образом к микрокосмосу земного человека, проявляющему к ней благоговейное внимание.

Икона небесного покровителя

Непременно следует иметь в доме икону своего небесного ходатая, то есть того святого, в честь которого назван человек. Не просто хранить где-нибудь в серванте за стеклом, как некий сувенир. При взгляде на икону ежедневно следует обращаться с молитвой к покровителю, хотя бы краткой. Предпочтительно также проявить внимание к близкому по роду занятий праведнику - покровителю трудовой деятельности. Например, святой Кирилл, просветитель славян, в силу понесенных трудов при земной жизни, традиционно считается покровителем учителей и учащихся. Равно как и апологет древней церкви, патриарх Александрии Кирилл заслужил славу великого проповедника и писателя. Икона святого Кирилла - ангела-хранителя и покровителя православных теологов, пользуется трепетным почитанием у богословов.

Выдающаяся личность Ближнего Востока

Святой Кирилл был неординарным церковным деятелем, а с другой стороны - типичным представителем своей эпохи. Точная дата его рождения неизвестна. Происходил он из знатной греческой семьи. В Александрии существовала своеобразная династическая преемственность в иерархии. Начало традиции было положено патриархом Афанасием, преемником которого стал его племянник Петр. Так и Кирилл занял кафедру после смерти своего дяди Феофила. Как сообщает церковный историк Сократ Схоластик, интронизация Кирилла сопровождалась массовыми беспорядками в городе. За престол боролись многие партии, в том числе и еретики. Утихомирить граждан получилось только благодаря вмешательству войск. Святой Кирилл был весьма деятельной личностью и, обжившись на кафедре, стал претендовать на обладание полномочиями светского властителя. Тогда это было велением времени. Первые христианские общины не только занимались проповедью учения среди иноверных и духовным окормлением паствы, но и несли громадную нагрузку социального служения обществу.

В V веке Церковь боролась с многочисленными еретическими учениями. По повелению Кирилла в Александрии были закрыты все приходы новациан. Современники свидетельствуют, что святой Кирилл не только вел бескомпромиссную борьбу с ересями и остатками языческой идеологии, но и отличался агрессивным антисемитизмом. Преследование иудеев привело к столкновениям с римским наместником Орестом. Авторитет Египетской кафедры позволил патриарху открыто бороться с ересью Нестория, который в 428 году занял Константинопольскую кафедру. Именно по инициативе Кирилла был созван III Вселенский собор, утвердивший почитание Пресвятой Девы Богородицей. Александрийской поместной Церковью он управлял в течение 32 лет и скончался в 444 году. Кириллом было написано немало догматических трактатов. Самыми выдающимися экзегетическими трудами являются толкования книг ветхозаветных пророков, Евангелия от Луки, и послания

Иконографический образ Кирилла Александрийского

Традиция христианской живописи имеет древнейшие корни сиро-палестинского происхождения. На иконах принято изображать святых в соответствии с образом их земной жизни. Как правило, живописный образ создается к моменту церемонии причисления к лику святых. Иногда между преставлением праведника и его канонизацией проходит не один десяток лет, и образ на иконе не вполне может соответствовать портретному сходству. К сожалению, в связи с бушевавшей в VIII веке на территории Византии иконоборческой ересью, многие древние иконы были безвозвратно утрачены. Не сохранились и древнейшие образы, на которых изображен великий патриарх Александрии, святой Кирилл. Икона в современном исполнении изображает святого в богослужебном облачении, соответствующем его архиерейскому служению. Обязательной деталью композиции является Евангелие в руках. В соответствии с иконографической традицией, подчеркивая благоговейное отношение к Священному Писанию, святой держит книгу не открытой рукой, а через ткань облачения.

Святые Афанасий и Кирилл Александрийские

Память святого Кирилла, патриарха Александрийского, празднуется 22 июня по новому стилю. Однако церковь установила еще одно почитание - 31 января. В этот день празднуется торжество Кирилла совместно с другим выдающимся учителем церкви, его предшественником на кафедре Афанасием Александрийским. Совместное празднование определено в память признания их заслуг и подвигов в защиту догматического учения Церкви. Святые Афанасий и Кирилл - два великих представителя александрийской богословской школы. Их труды имеют важное значение не только для внутрицерковного пользования, но и весьма актуальны для социологов, историков и психологов.

Апостол Восточной Европы

Величайший вклад в культуру нашего отечества внесли два брата, Кирилл и Мефодий. Святой равноапостольный Кирилл до принятия монашеского пострига носил имя Константин. Он и его родной брат Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи. Их отец был военачальником в греческом городе Солунь (совр. Салоники). Константин получил блестящее классическое образование при дворе императора, за что получил прозвище философа. Прославились они в связи с беспрецедентными трудами по просвещению Для эффективного воздействия христианской проповеди ими была составлена и введена в обращение новая азбука для славянских племен, говорящих на родственных языках. По имени одного из создателей, этот памятник был назван кириллицей. На славянский язык братьями были переведены многие богослужебные книги и Евангелие. Для возможности совершения богослужения на понятном для славян наречии Константин был посвящен в сан епископа. Незадолго до смерти, последовавшей в 869 году, он принял монашеский чин.

Следует отметить, что духовенство русской, сербской, болгарской и некоторых других восточнославянских церквей вот уже более тысячелетия пользуется оригинальной письменностью. И если современные языки родственных народов уже малопонятны друг для друга, то язык богослужений абсолютно идентичен. Подвиг проповеднической деятельности Константина-Кирилла приравнивается церковным сознанием к подвигу апостолов, поэтому при канонизации святому был присвоен титул «равноапостольный», а дни празднования на установлены 24 мая и 27 февраля. В каждом православном учебном заведении на почетном месте находится икона святого Кирилла, ангела-хранителя и покровителя учащихся и преподавателей.

Изображения просветителя славян

Художественные образы великого учителя имеют широкое распространение. В православных храмах Восточной Европы можно встретить аутентичные фрески, на которых изображен святой Кирилл. Икона имеет несколько канонически утвержденных изводов. Константин-Кирилл чаще всего изображается в облачении монаха-схимника. он принял особой строгости - схиму. При совместном написании двух братьев-просветителей Кирилл изображается только в монашеском облачении. Поскольку святой был посвящен в духовный сан, встречаются иконы, где он пишется в богослужебных одеждах епископа. Неизменно в руках святого находятся либо свиток со славянской азбукой, либо открытая книга, чаще всего с первыми строками писания. Кирилл преставился, будучи 42 лет от роду. В современной традиции примерно в таком возрасте он и изображается. На немногих сохранившихся древних иконах славянский ангел-хранитель святой Кирилл представляется в виде старца с довольно длинной, раздвоенной на конце бородой.

День тезоименитства

Предстоятель Русской Церкви, Святейший патриарх всея Руси Кирилл принял это имя при монашеском постриге. Новое имя нарекается в знак отречения от прошлой жизни и начала новой, аскетической, подчиненной совершенно другим мировоззренческим принципам. При этом небесным покровителем будущего иерарха в иночестве стал просветитель славян святой Кирилл. Патриарх Московский показывает пример почитания своего небесного покровителя. Согласно христианским канонам, в день своего Ангела непременно следует причаститься святых Христовых Таин. 24 мая православный мир отмечает праздник славянской письменности и культуры. В день своего небесного покровителя святейший патриарх Кирилл в обязательном порядке совершает Литургию, по возможности в храме, посвященном святому. Также и всякий верующий, носящий имя Кирилл, если он действительно желает чтить своего небесного покровителя, должен в этот день принять участие в общественном богослужении или хотя бы зайти в храм, чтобы поставить свечку.

Духовный разговор

Независимо от того, верует человек или нет, законы духовного мира действуют. Аналогию можно провести с законами физики. Даже если человек никогда в жизни не слышал о законе Ньютона и константе ускорения свободного падения, всемирное тяготение действует, и пренебрегающие им могут сильно пострадать. Мир метафизики еще ждет своих исследователей и первооткрывателей, а пока следует прислушаться к тысячелетнему опыту церкви. Обращение к святым принято именовать молитвой. Существуют канонические молитвы для богослужебного употребления, которыми могут пользоваться верующие и в домашнем обиходе. В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия. Сохранение и распространение веры невозможно без проповеди. Успех оратора зиждется на таланте, всестороннем образовании и преданности делу. Таковым в церковном сознании и представляется для всех стремящихся к просвещению святой Кирилл - ангел-хранитель. Молитва к равноапостольному праведнику выражает просьбы о даровании помощи в преодолении братских раздоров между народами и сохранении отеческих преданий и традиций.

Во все времена рождались особые праведники, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу и прославляли Его вплоть до своего последнего дня. Кирилл Александрийский относится именно к таким святым людям, которые очень много сделали для Церкви и становления христианства в целом. Этот образованный и умнейший человек своего времени прошел довольно сложный путь, на котором его поддерживала только вера в Бога и стремление к праведности.

Начало деятельности Кирилла Александрийского

Святой Кирилл - один из самых ярких церковных деятелей Александрии. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно святой родился в четвертом веке до нашей эры. Родственники Кирилла Александрийского были довольно известными людьми в Египте. Их семья относилась к древнему роду патриархов, где кафедра переходила от дяди к племяннику. Большое влияние на Кирилла оказал его дядя Феофил. Он дал ребенку очень хорошее образование, а в семью были вхожи политическая элита и самые видные церковные деятели Александрии, с которыми мальчик имел удовольствие общаться.

Пять лет святой Кирилл провел в Нитрийской пустыне и изучал Священное Писание. Он с юных лет слыл набожным человеком, ведущим праведный образ жизни. Феофил быстро оценил способности племянника и приблизил его к себе. Юноша помогал патриарху во многих церковных делах, выказывая большую мудрость и духовную проницательность.

Новый патриарх: раскол Александрии

В 412 году святой Кирилл получает духовную власть в Александрии по праву преемственности. Но этот факт не помешал другим претендентам вступить в борьбу за патриаршество. Особенно отличился архидиакон Тимофей, который всячески пытался опорочить Кирилла. В городе начались волнения, участились вооруженные столкновения. Но все же на патриарший престол путем голосования был избран племянник благочестивого Феофила.

Сразу же после обретения духовной власти святой Кирилл стал очень жестко обличать светскую власть, которая допустила проявления многочисленной ереси среди народа и довела его до нищенского состояния. Все чаще в словах патриарха звучал гнев на правителей Александрии, которых абсолютно не интересовала жизнь своего народа. Они вели распутное существование, погрязнув в праздности и лености. Смелые речи, которыми святой Кирилл обличал светскую власть, воспринимались как угроза для знати. Это вызвало новые серьезные волнения в Александрии, целью которых было сместить патриарха и назначить нового преемника. Но Кирилл уже давно заручился поддержкой нитрийских монахов, готовых в любой момент выступить в поход за веру. Постепенно народ успокоился и принял нового патриарха.

Борьба с мракобесием

В житие святого Кирилла особо выделена его борьба с бесовщиной и темными силами. Своей первой задачей патриарх считал ограждение Церкви от всего того, что может поколебать ее. И в первую очередь для этого было необходимо очистить души паствы от заблуждений и темных сил. Нужно сказать, что в эти времена население Александрии довольно четко разделилось на христиан, иудеев и язычников. Последние постоянно вносили смуту в души верующих и соблазняли их колдовством. Популярна стала астрология и поклонение языческим божествам.

Самые древние языческие капища располагались в селении Мануфин, куда и направился патриарх Кирилл. Он за несколько дней разрушил все капища, но сама земля этих мест была пропитана бесовщиной. Как излечить ее, святой не знал. Он принялся молиться Богу и провел в таком состоянии несколько дней. Внезапно к нему явился Ангел и повелел перенести на эту землю мощи святых великомучеников Кира и Иоанна. Именно так Кирилл и сделал, на месте бывшего капища он приказал построить христианский храм. Мощи святых стали исцелять от болезней, что приводило в храм сотни паломников. А многие сомневающиеся благодаря этому чуду укрепились в вере.

Изгнание иудеев

В Александрии иудеи составляли довольно обширную общину. Они постоянно бесчинствовали и создавали беспорядки на улицах города. Префект Орест поддерживал иудеев, которые не гнушались убийствами, а чаще всего загоняли христиан в ростовщическую долговую яму и превращали их в рабов. Святой Кирилл не единожды выступал против данной практики, но всегда натыкался на яростную защиту иудеев Орестом.

Коварное убийство доверенного человека патриарха Александрийского Иеракса, которого подвергли жестоким мучениям, привело к самой кровавой распре в истории Александрии между иудеями и христианами. Задумав полностью истребить христиан, иудеи договорились в одну ночь перебить всех иноверцев, которые им встретятся. Отличительной чертой иудеев было пальмовое кольцо на пальце. В эту ночь погибли несколько тысяч ни в чем не повинных людей, что разгневало Кирилла Александрийского. Он приказал вывести из города всех иудеев без исключения. В древней истории это был самый крупный исход евреев из христианского города.

Несторийская ересь: сражение за умы христиан

В 428 году на Константинопольскую кафедру был избран Несторий. Он начал проповедовать свое толкование Священного Писания и личности Иисуса Христа. Кирилл Александрийский не единожды пытался вразумить его и растолковать ошибки в проповедях. Но Несторий продолжал свою деятельность, и патриарху Александрийскому пришлось обратиться с обличительными письмами в другие церкви и к разным патриархам. Начались гонения на православных христиан, которых святой Кирилл пытался защитить всеми возможными способами.

Собравшийся в 431 году Собор внимательно выслушал обе стороны и признал учение Нестория еретическим, но он не подчинился решению и продолжил свои проповеди. В результате его деятельности возникла смута, которая привела к снятию сана с еретика. Он был выслан из Александрии и скончался в Ливийской пустыне. По некоторым данным, Несторий умер в больших мучениях - в его языке завелись черви. Это должно было послужить назиданием всем еретикам, хулившим православие.

Итоги деятельности Кирилла Александрийского

Патриарх находился во главе христианской Церкви тридцать два года. За это время он многое сделал для того, чтобы укрепить в вере христиан и избавить православие от ошибочных течений и язычества. Святой Кирилл умел очень тактично подойти к людям, которые заблуждались в вере и каких-то трактовках православия. Он умело направлял их и возвращал на путь истинный.

За всю свою жизнь патриарх Александрийский оставил множество различных трудов о православии. Особое место в его деятельности занимало толкование значения Троицы, также несколько томов было посвящено обличению еретического учения Нестория. В 444 году мудрый старец покинул этот мир.

Наследие святого Кирилла

Канонизация Кирилла Александрийского сделала из египетского патриарха святого. Его жизнь и деятельность изучается всеми православными христианами, а труды не единожды перепечатывались и издавались.

Верующие, которые желают укрепиться во Христе и не поддаться искушению, утверждают, что в этом случае хорошо помогает молитва Кириллу Александрийскому. Этот тропарь можно читать каждое утро и вечер, а также в минуты особых душевных волнений и сомнений. Православные утверждают, что в случаях, когда в семью приходит беда и очень сложно увидеть в печальных событиях Божью руку, данная молитва не только успокаивает, но и придает сил, чтобы стойко выдержать все испытания и благодарить за них Бога. Текст:

Православия наставниче,
благочестия учителю и чистоты,
вселенныя светильниче,
архиереев Богодухновенное удобрение,
Кирилле премудре,
ученьми твоими вся просветил еси,
цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Дни памяти святого Кирилла

В православной церкви установлены специальные дни, в которые принято упоминать патриарха Александрийского. Память святого Кирилла празднуется дважды. Первая дата отмечается 31 января, а вторая тесно связана с еще одним святым.

Довольно часто святые Афанасий и Кирилл Александрийские упоминаются вместе. Им читают совместный акафист и поминают в один день - 22 июня. Дело в том, что Афанасий был родоначальником патриаршей семьи, и именно с него пошла традиция передавать духовную власть от дяди к племяннику. В свое время он тоже сделал многое для христианской Церкви и православия. Если вы хотите укрепиться в вере и избавиться от сомнений, то вам на помощь придут эти святые. Молиться им можно в любой церкви и даже дома. Как утверждают православные, сила молитвы перед иконой Святого Кирилла возрастает в несколько раз.

Тех, кто родился с 21 января по 20 февраля, ангелы-хранители святые Афанасий и Кирилл Александрийские уберегут от бед и несчастий. Считается, что в этот период времени рождаются особо духовные люди, которые в дальнейшем становятся борцами за справедливость.

Патриарх Кирилл: икона

Икона святого Кирилла писалась за многие столетия несколько раз. Самого патриарха на ней изображали по-разному. Чаще всего - в виде старца с суровыми и аскетичными чертами лицами, глаза которого полны мудрости и печали. Он облачен в парадные одежды, а в левой руке держит Священное Писание. Правая рука святого слегка приподнята.

В более раннем исполнении икона Святого Кирилла выглядит немного иначе. На ней патриарх благословляет свою паству правой рукой, а в левой держит свиток с текстом из Священного Писания.

Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории

В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей.

Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха.

В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.

Возрождение Кирилловской церкви

В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми.

Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей.

В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.

Сокровища Кирилловской церкви

К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.

После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.

Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.

Загадки церкви святого Кирилла

Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным.

К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились. По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения. Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли.

Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла. Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным.

Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.

Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения. Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.

Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.