Имена олимпийских богов древней греции. Боги, которым поклонялись в древней греции

Боги Древней Греции отличались от остальных божественных сущностей, представленных в любой другой религии того времени. Их делили на три поколения, но слуху современного человека более привычны имена второго и третьего поколения богов Олимпа: Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия.

Согласно преданиям, с момента начала времен власть принадлежала верховному богу Хаосу. Как понятно из имени, в мире не было порядка и тогда богиня Земли Гея вступила в брак с Ураном, отцом Неба и родилось первое поколение могучих титанов.

Кронос, по отдельным источникам Хронос (хранитель времени), был последним из шести сыновей Геи. Мать души не чаяла в сыне, но Кронос был весьма своенравным и амбициозным богом. В один из дней Гее открылось предсказание, что один из детей Кроноса убьет его. Но до поры она хранила в своих недрах и предсказательницу: слепую полукровку титанид и саму тайну. Со временем мать Гея устала от постоянных родов и тогда Кронос оскопил своего отца и свергнул с небес.

С этого момента началась новая эра: эра олимпийских богов. Олимп, чьи вершины упираются в небосвод, стал домом для поколений богов. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о предсказании. Не желая расставаться с властью верховного бога, Кронос стал проглатывать всех детей. Его супруга, кроткая Рея, приходила в ужас от этого, но сломить волю супруга не могла. Тогда она решилась на обман. Маленький Зевс сразу после рождения был тайно передан лесным нимфам на дикий Крит, куда никогда не падал взор жестокого отца. Достигнув совершеннолетия, Зевс свергнул отца и заставил его отрыгнуть всех проглоченных им детей.

Громовержец Зевс, отец богов

Но Рея знала: власть Зевса не бесконечна и ему, как и его отцу, также суждено умереть от рук сына. Знала она и то, что титаны, заключенные Зевсом в мрачном Тартаре, скоро освободятся и именно они примут участие в свержении Зевса, отца олимпийских богов. Только один уцелевший из титанов мог помочь Зевсу сохранить власть и не стать похожим на Кроноса: Прометей. Титан обладал даром видеть будущее, но он не ненавидел Зевса за жестокость по отношению к людям.

В Греции считается, что до Прометея люди жили в постоянной мерзлоте, были похожи на диких существ без разума и интеллекта. Не только греки знают, что по легенде Прометей принес огонь на землю, украв его из храма Олимпа. В итоге громовержец заковал титана и обрек на вечные муки. У Прометея был единственный выход: договор с Зевсом – тайна сохранения власти за громовержцем была раскрыта. Зевс избежал брака с той, которая могла родить ему сына, способного стать предводителем титанов. Власть навеки закрепилась за Зевсом, никто и ничто не смел посягать на трон.

Чуть позже Зевсу приглянулась нежная Гера, богиня брака и хранительница семьи. Богиня была неприступна и верховному богу пришлось жениться на ней. Но через триста лет, как гласят летописи это срок медового месяца богов, Зевс заскучал. С того момента его похождения описываются довольно занятно: громовержец проникал к смертным девушкам в самых разных видах. Например, к Данае в виде ослепительного дождя из золота, к прекрасной из всех Европе в виде породистого быка с золотыми рогами.

Изображение отца богов всегда было неизменным: в окружении сильной грозы, в могучих руках молнии.

Его почитали, приносили постоянные жертвы. Описывая нрав громовержца, всегда особенно говорится о его непоколебимости и суровости.

Посейдон, бог морей и океанов

О Посейдоне говорят мало: брат грозного Зевса занимает место в тени верховного бога. Считается, что Посейдон не отличался жестокостью, наказания, которые бог морей посылал людям, всегда были заслужены. Самая красноречивая из легенд, связанных с владыкой воды, легенда об Андромеде.

Посейдон насылал штормы, но при этом рыбаки и моряки чаще молились ему, нежели отцу богов. Перед путешествием по морю ни один из воинов не рискнул бы покинуть гавань, не помолившись в храме. Жертвенники обычно курились несколько дней в честь владыки морей. По легендам Посейдона можно было увидеть в пене бушующего океана, в золотой колеснице, запряженной конями особой масти. Этих лошадей подарил брату мрачный Аид, они были неукротимы.

Его символом стал трезубец, дающий безграничную власть Посейдону на просторах океанов и морей. Но при этом отмечается, что бог обладал неконфликтным характером, старался обходить ссоры и склоки. Всегда был предан Зевсу, не стремился к власти, чего нельзя сказать о третьем брате – Аиде.

Аид, владыка царства мертвых

Мрачный Аид – необычный бог и персонаж. Его боялись и почитали едва ли не больше самого владыки сущего Зевса. Сам громовержец испытывал чувство странного страха, едва видел сверкающую колесницу брата, запряженную конями с демонским огнем в глазах. В глубины царства Аида никто не смел ступить, пока не будет такой воли владыки подземного мира. Греки боялись произносить его имя, особенно если рядом был больной человек. В некоторых записях, хранящихся в библиотеке Александрии, говорится о том, что люди перед смертью всегда слышат страшный, пробирающий вой хранителя врат ада. Двуглавый, по некоторым заметкам трехглавый, пес Цербер был неумолимым стражем адских ворот и любимцем грозного Аида.

Считается, что когда Зевс делил власть, он обидел Аида, дав ему царство мертвых. Прошло время, мрачный Аид не притязал на престол Олимпа, но в легендах описано достаточно часто, что владыка мертвых постоянно искал способы испортить жизнь отцу богов. Аид рисуется по характеру как злопамятный и жестокий человек. Именно человек, даже в летописях той эпохи, писалось о том, что Аид наделен больше других человеческими чертами.

Зевс не имел полной власти над царством брата, он не мог вывести или освободить ни одной души без разрешения Аида. Даже в тот момент, когда Аид похитил прекрасную Персефону, по сути племянницу, отец богов предпочел отказать опечаленной Деметре, нежели потребовать у брата вернуть дочь матери. И лишь верный ход самой Деметры, богини плодородия, вынудил Зевса спуститься в царство мертвых и убедить Аида заключить договор.

Гермес, покровитель хитрости, обмана и торговли, вестник богов

Гермес относится уже в третьему поколению богов Олимпа. Этот бог внебрачный сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Майе, еще до рождения сына, было предсказание, что ее сын будет необычным ребенком. Но даже она не могла знать, что проблемы начнутся с младенчества маленького бога.

Бытует легенда о том, как Гермес, улучив момент, когда Майя отвлеклась, улизнул из пещеры. Очень ему приглянулись коровы, но эти животные были священными и принадлежали богу Аполлону. Ничуть этим не смущаясь, маленький плут украл животных, а чтобы обмануть богов, ввел коров так, чтобы следы вели из пещеры. И тут же запрятался в люльку. Разгневанный Аполлон быстро раскусил хитрости Гермеса, но юный бог пообещал сотворить и отдать божественную лиру. Гермес сдержал слово.

С того момента златокудрый Аполлон никогда не расставался с лирой, все изображения бога обязательно отражают этот инструмент. Лира так тронула своими звуками бога, что он не просто забыл про коров, но и подарил Гермесу свой жезл из золота.

Гермес самый необычный из всех детей олимпийцев уже тем, что он единственный, кто мог свободно быть в обоих мирах.

Его шутки и ловкость любил Аид, именно Гермес часто изображается как проводник в мрачное царство теней. Бог приводил души до порогов священной реки Стикс и передавал душу молчаливому Хирону, вечному перевозчику. Кстати, ритуал захоронений с монетками на глазах, связан именно с Гермесом и Хироном. Одна монетка за труды богу, вторая перевозчику душ.

Одноклассники

Имена греческих богов и богинь на слуху и в наши дни – мы знаем мифы и легенды о них, можем использовать их, чтобы передать образ. Часто в современных литературных произведениях упоминают некоторые известные еще со времен древней Греции мотивы. Рассмотрим краткую информацию о греческих богах и богинях, мифологии этой страны.

Греческие боги

Греческих богов и богинь существует много, мы же остановимся на тех из них, имена которых в некоторой степени знакомы широкому кругу людей и в наши дни:

  • Аид – знаменитый владыка мира мертвых, которое в мифах часто называют царством Аида;
  • Аполлон – бог света и солнца, прекраснейший юноша, которого до сих пор упоминают в качестве образца мужской привлекательности;
  • Арес – агрессивный бог войны;
  • Вакх или Дионис – вечно юный бог виноделия (которого, кстати, иногда изображали в виде тучного мужчины);
  • Зевс – верховное божество, властитель над людьми и остальными богами.
  • Плутон – бог подземного царства, который владел несметными подземными богатствами (в то время, как Аид повелевал душами умерших).
  • Посейдон – бог всей морской стихии, который мог легко распоряжаться также землетрясениями и бурями;
  • Танатос – бог смерти;
  • Эол – повелитель ветров;
  • Эрос – бог любви, сила, которая способствовала возникновению упорядоченного мира из хаоса.

Как правило, греческие боги и богини символически изображались людьми, живущими на Олимпе, прекрасными и могущественными. Они не были идеальны, их связывали запутанные отношения и простые человеческие страсти.

Богини древней Греции

Рассмотрим самых известных древнегреческих богинь. Их набирается немало, и каждая из них ответственна за что-то свое:

  • Артемида – богиня природы, покровительница охоты и охотников;
  • Афина – знаменитая богиня мудрости и войны, покровительствующая наукам и знаниям;
  • Афродита – богиня любви и красоты, считалась эталоном женского совершенства;
  • Геба – божество вечной юности, которая участвовала в пирах Олимпийцев;
  • Геката – чуть менее известная богиня снов, мрака и колдовства;
  • Гера – верховная богиня, покровительница брака;
  • Гестия – богиня огня вообще и домашнего очага в частности;
  • Деметра – покровительница плодородия, помогающая земледельцам;
  • Метида – богиня мудрости, мать самой Афины;
  • Эрида – воинственная богиня разбора.

Это далеко не полный список всех греческих богов и богинь, однако сюда вошли наиболее известные и узнаваемые из них.

Греческая мифология всегда притягивала внимание своим разнообразием. Имена греческих богов и богинь стали появляться во множестве баллад, историй и кинофильмов. Особую роль всегда уделяли богиням Эллады. Каждая из них обладала своим шармом и изюминкой.

Имена греческих богинь

Список этот довольно широк и разнообразен, однако есть те богини, которые сыграли важнейшую роль в греческой мифологии. Одной из них была Аврора, чье имя все чаще стали давать дочерям. Дочь Гипериона и Теи, богиня зари и жена титана Астрея. Греческие имена богинь и их образы всегда тщательно продумывались и несли особую смысловую нагрузку. Аврора приносила людям дневной свет и зачастую изображалась крылатой. Нередко она восседала на колеснице, запряженной конями в красно-желтых попонах. Над головой ее изображался нимб или венец, а в руках она держала горящий факел. Особенно ярко ее образ описывал Гомер. Поднимаясь рано утром со своего ложа, богиня выплывала на своей колеснице из недр морей, озаряя ярким светом всю Вселенную.

Знаменитые греческие имена богинь также включают Артемиду – дикую и безудержную юную деву. Она изображалась в прочно подоткнутом платье, сандалиях, с луком и копьем за спиной. Охотница по натуре, она возглавляла своих подруг нимф, а сопровождала их всегда свора собак. Она была дочерью Зевса и Латоны.
Артемида родилась на тихом острове Делос в тени пальм вместе со своим братом Аполлоном. Они были очень дружны, и зачастую Артемида приходила к горячо любимому брату в гости, чтобы послушать его великолепную игру на золотой кифаре. А с рассветом богиня вновь отправлялась на охоту.

Афина - мудрая женщина, чей образ был самым почитаемым среди всех жительниц Олимпа, прославивших греческие имена. Богинь-дочерей Зевса немало, но только она родилась в шлеме и панцире. Она отвечала за победу в войне, была покровительницей знаний и ремесел. Она отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой. Многие считали, что по силе и мудрости она была равной своему отцу. Рождение ее было довольно необычным. Ведь когда Зевс узнал, что может родиться ребенок, превосходящий его в могуществе, он съел мать, носившую его дитя. После чего его одолела сильная головная боль, и он призвал своего сына Гефеста разрубить голову. Гефест выполнил просьбу отца, и из расколотого черепа на свет вышла мудрая воительница Афина.

Говоря о греческих богинях, нельзя не затронуть прекрасную Афродиту – богиню любви, пробуждающую это светлое чувство в сердцах богов и смертных.
Стройная, высокая, излучающая невероятную красоту, изнеженная и ветреная, она имеет власть над всеми. Афродита есть не что иное, как олицетворение неувядающей юности и божественной красоты. У нее есть свои прислужницы, которые причесывают ее золотые сверкающие волосы и одевают в красивые одежды. Там, где проходит эта богиня, моментально распускаются цветы, а воздух наполняется удивительными ароматами.

Знаменитые греческие имена богинь прочно вошли не только в греческую мифологию, но и в мировую историю в целом. Многие нарекают их именами своих дочерей, веря, что они приобретут те же качества, которыми обладали великие богини.

Кто знает всех богов и богинь древней Греции?? ? (назовите!!!)

Free as a wind **

Боги древней Греции
Аид – бог – владыка царства мертвых.




Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари) , брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
Вакх - одно из имен Диониса.
Гелиос (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари) . В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света.


Гипнос - божество сна, сын Никты (Ночи) . Его изображали в виде крылатого юноши.



Зефир - бог западного ветра.
Иакх - бог плодородия.
Кронос - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был сверг-нут с престола Зевсом. .






















Эол - повелитель ветров.


Эфир - божество неба

Лариа и руслан ф

1. Гея
2. Океан
3. Уран
4. Хемера
5. Хронос
6. Эрос
7. Циклопы
8. Титаны
9. Музы
10. Рея
11. Деметра
12. Посейдон
13. Лето
14. Пан
15. Гестия
16. Артемида
17. Арес
18. Афина
19. Афродита
20. Аполлон
21. Гера
22. Гермес
23. Зевс
24. Геката
25. Гефест
26. Дионис
27. Плутон
28. Антэй
29. Древняя Вавилония
30. Персефона

Николай пахомов

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.
Первое поколение богов
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса - Гея (Земля) , Никта (Нюкта) (Ночь) , Тартар (Бездна) , Эреб (Мрак) , Эрос (Любовь) ; боги, появившиеся от Геи - Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море) . Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.
Дети Геи (отцы - Уран, Понт и Тартар) - Кето (владычица морских чудовищ) , Нерей (спокойное море) , Тавмант (морские чудеса) , Форкий (страж моря) , Эврибия (морская сила) , титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба - Гемера (День) , Гипнос (Сон) , Керы (несчастья) , Мойры (Судьба) , Мом (Злословие и Глупость) , Немезида (Возмездие) , Танатос (Смерть) , Эрида (Раздор) , Эринии (Мщение) , Эфир (Воздух) ; Апата (Обман) .

Наталья

Аид – бог – владыка царства мертвых.
Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним.
Аполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши.
Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры.
Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды
Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
Вакх - одно из имен Диониса.
Гелиос (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света.
Гермес - сын Зевса и Майи, один из самых, многозначных греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия.
Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников.
Гипнос - божество сна, сын Никты (Ночи). Его изображали в виде крылатого юноши.
Дионис (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове.
Загрей - бог плодородия, сын Зевса и Персефоны.
Зевс - верховный бог, царь богов и людей.
Зефир - бог западного ветра.
Иакх - бог плодородия.
Кронос - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был сверг-нут с престола Зевсом..
Мом - сын богини Ночи, бог злословия.
Морфей - один из сыновей Гипноса, бог сновидений.
Нерей - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
Океан - титан, сын Геи и Урана, брат и супруг Тефиды и отец всех рек мира.
Олимпийцы - верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп.
Пан - лесной бог, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровите-лем пастухов и мелкого скота.
Плутон - бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира.
Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
Понт - одно из старших греческих божеств, порождение Геи, бог моря, отец многих титанов и богов.
Посейдон - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра,
он повелевал бурями и землетрясениями.
Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.
Сатиры - козлоногие существа, демоны плодородия.
Танатос - олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.
Титаны - поколение греческих богов, предки олимпийцев.
Тифон - стоглавый дракон, рожденный Геей или Герой. Во время битвы олимпийцев и титанов был повержен Зевсом и заключен под вулканом Этна на Сицилии.
Тритон - сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину - рог.
Хаос - бесконечное пустое пространство, из которого в начале времен возникли древнейшие боги греческой религии - Никта и Эреб.
Хтонические боги - божества подземного мира и плодородия, родственники олимпийцев. К ним относились Аид, Геката, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Персефона.
Циклопы - великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи.
Эвр (Евр) - бог юго-восточного ветра.
Эол - повелитель ветров.
Эреб - олицетворение тьмы подземного мира, сын Хаоса и брат Ночи.
Эрот (Эрос) - бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах - самовозникшая сила, способствовавшая упорядочению мира. Изображался в виде крылатого юноши (в эллинистическую эпоху - мальчика) со стрелами, сопровождающего мать.

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Артемида
Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Афина
Родилась из головы Зевса, после того как тот проглотил океанииду Метиду, превратившуюся в муху. Афина была богиней мудрости, наук, победоносной войны и процвета­ния, а также покровительствовала Афи­нам. Гнев ее был смертельно опасен. Ее символы - сова и оливковое дерево.

Афродита
Дочь Зевса (по другой версии, возникла из морской пены), жена Гефеста, богиня чувственной любви и красоты. Имела множество поклонников среди богов и смертных. Выданная замуж за Гефеста, она вступает в связь с Аресом, и муж золотыми сетями ловит обоих. Она также спровоцировала Троян­скую войну, пообещав отдать Елену Парису, если он назовет ее прекраснейшей богиней. Ее символы: розы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.

Геба
Дочь Зевса и Геры подносила бет на пирах нектар и амброзию. Полагали, что она стала женой греческого героя Геракла, когд; вознесся на Олимп.


Гера
Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и жена 3 Как покровительница женщин и брака, она была гордой и ревнивой и тратила много времени, преследуя любовниц мужа е наказывая их. Ее символы -гранат, павлин и кукушка.

Гестия
Богиня домашнего очага, была очень популярна, так как защищала жилище и его обитателей. В каждом доме был жертвенник, где семья приносила ей дары. Спокойная и нежная, никогда не участвовала в ревнивых ссорах, которые часто вспыхивали на Олимпе. Уступила свое место на Олимпе Дионису.


Деметра
Богиня земледелия и плодородия, почиталась и как покровительница семьи. Когда ее дочь Персефону похитил Аид, она затосковала так сильно, что все на земле увяло, и лишь с возвращением дочери Деметра и вся природа ожили. Ее символ – сноп пшеницы.

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.