Окна украшены резными. Узоры на наличники окон трафарет. Резные наличники своими руками: пошаговые фото. Трафареты и шаблоны

Мастер-класс по рисованию оконного наличника в графике.


Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56
Назначение: данный мастер-класс предназначен для учащихся 4 классов, для педагогов, родителей и всех интересующихся людей.
Цель: выполнение зарисовки оконного наличника в графике.
Задачи:
- формировать основы изобразительной грамотности;
- совершенствовать графические умения;
- развивать пространственное мышление, воображение и фантазию;
- развивать уважительное отношение к истории и культурным традициям России.
Материалы: лист бумаги для рисования, простые карандаши, ластик.
Прививать любовь к искусству наших предков, которое и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас, мы будем вместе с вами на уроках рисования. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное путешествие в город Томск.

Томск, один из старейших городов Сибири. В XVII веке Томск - крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников. В XVIII Томск становится торговым центром обширного края. В конце XIX века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны. И один из красивейших в стране.


Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.


В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Резьба глухая, ажурная, прорезная, пропильная, объемная - из нее-то и получалось деревянное кружево.


Для томских домов периода эклектики характерно обилие высоких окон, фронтончики вместо фронтонов (они в первую очередь декоративный элемент, не влияющий на конструкцию). Их обычно украшали солярными знаками.



Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре-тить во многих местах необъят¬ной России. Но в Томске искусство деревянной домовой резьбы достигло редкостной силы, обрело уникальные черты - Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике!


Резной оконный наличник - элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой, тем самым защищая её от разрушающих воздействий окружающей среды.
Томские наличники имеют отличительные особенности: живое дерево и отсутствие всякой краски, объёмная резьба с растительным орнаментом.


Наличник не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна - глаза избы, а глаза, как известно - зеркало души... Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.


Оконные наличники - символ красоты давно ушедшего, деревянного мира. Резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Это элемент традиционной, народной архитектуры тепло принимаемый всеми!
Попробуем нарисовать резной наличник. Возьмём лист бумаги и простые карандаши.
Рисовать будем без линейки, развивая твёрдость руки и глазомер.


Начнем с прямоугольника в центре листа – это оконный проём.


Проведём внутри прямоугольника линии параллельно данным на одинаковом расстоянии – это рама.


Покажем оконный переплёт – проводим внутри линии, толщина такая же как у рамы.


Вокруг рамы показываем доску – наличник. Форма и размеры могут быть разными. Мы выбираем вариант томских наличников – не большой ширины и характерным закруглением в верху.


Традиционно доска украшалась деталями объёмной резьбы (выполнялись отдельно, тщательно моделировались и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набивались на основу). Мы начинаем моделировать украшение доски и нарисуем одинаковые узоры по углам.


Дальнейший узор может состоять из сочетания геометрических элементов. Важно рисовать узор справа и слева на одинаковом расстоянии – симметрично.


Завершив моделировать боковые части наличника переходим к верхней. Начнём с обозначения центра, затем развиваем растительный узор то в право, то в лево.


В нижней части наличника намечаем центр и направление завитков.


Развиваем растительную тему по всей нижней части доски.
Деревянные узоры присутствуют не только на доске, но и за её пределами. Начнем рисовать их с низу. Задаём траекторию растительного кружева.


Добавляем параллельные линии, усложняем узор.


Рисуем профилированный карнизный пояс сверху. Добавляем симметричные линии-завитки для навершия наличника.


Каждый завиток прорисовываем второй параллельной линией, усложняем узор.


Теперь нарисуем дополнительные узоры по бокам наличника.


Осталось добавить горизонтальные линии – это доски (брёвна) стены.


Для тонировки фона используем твёрдый карандаш. Заштриховываем, используя приём «растяжка» - сверху бревна светлее, снизу темнее.



Наличник тонируем слегка, оставляя узор белым (ведь он набивается сверху доски)


Мягким карандашом тонируем прямоугольники - внутреннее пространство дома.


Почти всегда, вглядываясь в окна, можно увидеть занавески, разные по рисунку и по-разному задрапированные. Я предлагаю показать занавески приёмом стирания ластиком.


Ребятам нравиться работать с ластиком, но его периодически нужно чистить (потереть о другой лист бумаги)


Очень трудоёмкая и кропотливая работа завершена, теперь настало время полюбоваться результатом!

Наличники на окна, созданные своими руками, замечательное украшение фасада дома (готовые трафареты и шаблоны будут приведены в статье ниже). Они делают дом не похожим ни на один другой, визуально изменяют его пропорции.

Сегодня, обладая определёнными навыками, можно самостоятельно создать изящные наличники на окна в деревянном строении. Причём они могут изготавливаться не только из древесины, но и из прочих материалов.

Специфика

Когда хозяин решает монтировать наличники, он стремится устроить в своих владениях традиционный декор.

Наличники обладают такими достоинствами:

  1. Превосходная декоративная функция. Так визуально увеличивается постройка.
  2. Дополнение совокупного стиля архитектурного замысла.
  3. Создаётся оборона пространства между проёмом окна и плоскостью стены от влаги и пыли.
  4. Снижаются тепловые потери и уровень шума.
  5. Выделяются индивидуальные черты дома и стилистика избранной эпохи.

Есть у наличников и недочёты:

  1. Древесина нуждается в определённой обработке от повышенной влажности и деформации.
  2. Изделия нуждаются в регулярном уходе и обработке.
  3. Они не гармонируют с окнами из металлопластика. В этом случае наличники делаются в одной цветовой гамме.

Самостоятельное создание шаблонов

Сегодня имеется множество наличников. Их типы определяются способами их монтажа к окну. По такому критерию есть две разновидности:

  1. Телескопические. Их специфики: Г-подобные выступы, совпадающие с пазами оконной коробки.
  2. Накладные. Монтаж происходит на оконную раму. Крепёж – строительный клей или гвозди с шурупами.

К сведению: готовые образцы создаются в полную величину. Они распечатываются с соблюдением требующихся параметров.

Изысканным решением считается монтаж резных изделий. Самостоятельно реализовать такие замысла можно только при наличии специального оборудования.

Популярные материалы

  1. Самый распространённый материал для наличников – это древесина. Изделия из неё имеют изящный и гармоничный облик.
  2. Часто задействуют и пластиковые версии. Они характеризуются мощной устойчивостью к температурным перепадам и воздействию ультрафиолета. Пластиковые варианты продаются уже в готовом виде.
  3. Ещё один популярный материал – это МДФ. Он готовится из древесных отходов. Он более экологичен, чем пластик. К тому же изделиям из него свойственен облик, напоминающий натуральную древесину.
  4. Полиуретан. Вариации из него отличаются высокой практичностью. Из этого материала часто делают фасадную лепнину.

Нюансы правильного выбора древесины

Как уже было отмечено, дерево – самый популярный материал для наличников. И эксплуатационные характеристики деревянных наличников зависит от сорта применяемой древесины.

Здесь обычно уделяют внимание таким вариантам.

  1. Твёрдые лиственные. К таким сортам относятся , дуб и бук. Они очень прочны. Но на них довольно проблематично создавать узоры.
  2. Мягкие лиственные. Это: липа, осина и ольха. Они легче поддаются обработке. На их поверхности узоры творятся даже вручную. И такие поверхности основательно обрабатываются специальными средствами.
  3. Черешня и яблоня. Они оптимальны для сотворения мелких компонентов, которые можно присоединить к основе.
  4. Сосна и берёза. Их также легко обрабатывать. И у них отменные рабочие качества.
  5. Различные сочетания сортов дерева. Применение здесь специальных защитных составов для мощной пропитки обязательно.

С помощью древесины высокого качества получается красивое оригинальное оформление оконного проёма.

Нюансы создания шаблонов своими усилиями

Основа работы сводится к созданию трафаретов и дизайна.

Самостоятельная распечатка трафаретов – дело вполне посильное для каждого. Важно добиться сочетание выбранного орнамента со всем стилем. Не допускается смешивание геометрических и растительных узоров.

В работе над наличниками учитываются следующие тонкости:

  1. Должна быть гармония цветовой палитры стен и декоративных элементов.
  2. Обязательно правильно подбирается подходящий параметр. Наличники не должны получаться очень широкими или маленькими.
  3. Подбирается качественная версия покрытия. Применяются особые лакокрасочные средства.
  4. Необходим шаблон для изготовления наружных резных составляющих.
  5. На заготовке правильно располагается рисунок. Детали следуют вдоль древесных волокон.

Когда удаётся добиться цветового сочетания наличников и плоскости стен, получается целостный и гармоничный фасад.

Стадии изготовления

Перед созданием оконного декора по фотографиям подбираются резные наличники. Заранее нужно сделать шаблон. Он должен получиться одинаковым для оформительской работы всех проёмов.

Обычно применяются такие методы сотворения узоров:

  1. Накладная резьба . Она имеет обособленные элементы узора. Они присоединяются к одной основе.

Монтаж накладных компонентов следует на основание с соблюдением шаблонного рисунка.

  1. Прорезная резьба . Здесь делают сквозной орнамент. Он внешне напоминает древесное кружево.

При всех методах работы присутствие трафаретов обязательно. Так они выглядят:

Совет: на простые узоры не обязательно делать масштабный трафарет. Хватит и тетрадного листка.

Еще в работе обязательно наличие такого инструментария:

  1. Лобзик.
  2. Ножовка (ориентирована для древесины).
  3. Ножи и стамески.
  4. Дрель.
  5. Фрезеровальная техника

Наличники необходимо создавать из подготовленных материалов. Рабочие стадии таковы:

  1. Осуществляются скрупулёзные замеры.
  2. Выбранное дерево должно быть сухим. Если оно мокрое или влажно, то обязательно доводится до сухих кондиций. Ширина досок определяется параметрами оконного проёма. В толщину материал достигает минимум 3 см, если выполняется прорезная резьба, и хотя бы 1 см, когда осуществляется накладная резьба.


Все заготовки предварительно обрабатываются защитным составом.
Их вырезка идёт с применением шаблонов. А вырезка орнаментов проходит с использованием лобзика. У этого инструмента лучше применять разные типы пилок.

Для работы электрическим лобзиком нужны определённые навыки и особая аккуратность. Созданные отверстия обязательно нужно затереть. Отличное средство для этого – наждачная бумага. После мощной шлифовки деталь обрабатывается специально пропиткой.

Далее происходит монтаж всех подготовленных деталей к основанию. Здесь нужно задействовать клей или специальные гвозди. В такой работе от применения саморезов лучше отказаться. Они вызовут растрескивание изделий.

Специфики монтажа

Созданный наличник можно присоединить на нужную позицию такими методами:

  1. На глухой шип. Установка таких деталей идёт на внутренней стороне. Специально под них следует сделать в раме отверстия. На шип наносится и распределяется равномерно клей. Шип внедряется в паз. Такое крепление уберегает наличники от пыли и влажности.
  2. С использованием сквозного шипа. Стыковой участок здесь основательно обрабатывается лаком.

Указанные методики оправданны при работе с деревянным окном. Для присоединения на металлопластик задействуется специальный мощный жидкий клей.

Требующийся уход

Поставленные наличники нуждаются в постоянном внимании и уходе. Для обработки используются специальные препараты — мощные пропитки. Они создают качественную защиту от:

  • древесных вредителей;
  • появления трещин;
  • внезапного возгорания.

Резные варианты обязательно покрываются грунтовкой, затем лаком или краской. Интенсивность таких обработок – 1 раз в 3-5 лет. Так будет серьёзно развит эксплуатационный срок изделий, а заодно и сохранится их привлекательный облик.

При установке пластиковых или металлических изделий какой-то тщательный уход не нужен. Для изделий необходимо устроить качественную защиту от коррозии. Также требуется периодическое обновление краски.

Таким образом, самостоятельно изготовить наличники необычайной красоты с изящными узорами очень даже возможно. Необходимы определённые навыки столяра, плотника и работы с инструментами. Так вы очень оригинальным методом украсите оконные проёмы и внесёте изящную изюминку в выбранную архитектурную стилистику.

Как изготавливаются резные наличники техникой прорезной резьбы, смотрите в следующем видео:

Наличники – способ декоративного оформления оконных проемов. Однако, помимо украшения, они являются незаменимой функциональной частью, помогая закрыть щели, неровные скосы и другие погрешности.

Кроме того, они помогают сохранять тепло внутри помещения, предотвращают попадание в него осадков и пыли, а также уменьшают уровень проникновения уличного шума.

Выбор узора

Можно купить готовые наличники (самые простые или же необычные, которые готовятся на заказ). Не существует промышленного производства этих деталей, они изготавливаются мастерами на заказ в столярных мастерских. А можно проявить всю свою фантазию и собственными руками создать уникальные и неповторимые наличники. Самое главное – это наличие желания и огромного терпения!

Узоры, которые будут украшать готовое изделие, также можно найти, обратившись к тематическим источникам на бумаге или расположенным в интернет-сети. Кроме того, существует немало фирм и дизайнеров, которые готовы справиться с реализацией всех мыслей заказчика в готовый узор.

Создание рисунка можно произвести и своими руками. Лучше выбирать такие узоры, которые не перенасыщены мельчайшими деталями. Желательно, чтобы общий вид изображения легко разбирался на достаточном отдалении. Рисунки верхней и нижней части должны выполняться в едином стилистическом направлении.

Если не имеется достаточного опыта столярных работ, лучше отдавать предпочтения узорам, не требующим сложного исполнения. Тематика их может быть самой разнообразной – флора и фауна, стихии природы, солнечные знаки и т.д.


Примеры для вырезания элементов из дерева

Необходимые материалы и инструменты

Наличники могут быть изготовлены из самого разного материала:

  • Дерево (предпочтительнее всего);
  • Металл;
  • Пластик;
  • Пенопласт;
  • Полиуретан и т.д.

Кроме того, для работы также пригодится и некоторый инструмент, запастись которым следует заранее:

  • листы наждачной бумаги различных номеров;
  • электрический лобзик, с помощью которого возможно создание практически любого узора;дрель и набор сверл к ней;
  • набор стамесок;
  • различные по исполнению ножи.


Эскиз наличников

Определившись с узорами, которые будут использованы, необходимо приступить к созданию эскиза будущих наличников. Выполняя эскиз, нужно прорисовывать все элементы, включая:

  • нижнюю планку или поясок, выполняющий роль подоконника;
  • раму или вертикальные рейки;
  • верхнюю резную доску.

Кроме обязательных элементов прорисовываются также и все декоративные компоненты – диадемы, вазончики и другие.


Эскизы наличников на окна

Изготовление трафарета

По готовым эскизам и узорам будет создан трафарет. Существует несколько вариантов его создания (перенесения эскиза на материал).

С помощью графического редактора можно отредактировать абсолютно любое резное изображение. Для начала его нужно отыскать и обработать с помощью специальной программы – фотошопа. На любом компьютере присутствует стандартное приложение, которое позволяет редактировать, рисовать и раскрашивать. Именно здесь есть возможность создавать собственные изображения.

Если есть фотография конкретного узора, можно сделать его ксерокопию. После этого нужно задать необходимые параметры и получить готовый шаблон желаемого рисунка или фигуры в натуральную величину.

Также можно сканировать изображение для дальнейшей его распечатки на компьютере. Некоторые люди готовы тратить длительное время на создание эскизов. Для начала необходимый орнамент расчерчивается на равносторонние прямоугольники, при этом используется масштабирование.

Таким образом можно получить наиболее правильный трафарет наличников – даже пропорции узоров могут быть изменены собственноручно по своему усмотрению.

Чаще всего для создания трафарета используются листы плотного картона. Свой собственный шаблон должен быть создан для каждого элемента, узора или орнамента.

Следующий этап – перенесение шаблона на деревянную заготовку. Это может быть сделано с использованием самого обычного грифельного карандаша или шариковой ручки. Также шаблоны реально подготовить, воспользовавшись копировальной бумагой.

Чертеж закрепляется с помощью канцелярских кнопок и не съезжает. Далее, из полученного трафарета, происходит вырезка всех необходимых элементов.

Изготовление наличников

Для изготовления наличников своими руками потребуется цельная деревянная рама, которая состоит из нескольких частей, соединенных между собой. В первую очередь необходимо подобрать нужный материал.

Бук, береза, орех, дуб и ольха – наиболее часто используются именно эти породы дерева. Перед проведением основных работ выбранный материал поддается обработке водоотталкивающей смесью, красится или может быть покрыт лаком.

Нужно помнить о том, что наличники на всех окнах должны быть одинаковыми. Форма, размеры, узор – все должно быть идентично. Их внешний вид должен гармонировать с общим дизайнерским решением строения. Стиль выполнения резьбы может быть самым разнообразным – классический, фольклор, кантри и т.д.

  • Снятие всех необходимых замеров с оконных проемов.
  • Затем подготавливается пиломатериал. Толщина доски должна соответствовать следующим размерам: не меньше 30 мм, если используется прорезной способ, и не менее 10 мм для накладного способа нанесения узора. Сухие доски нужно строгать со всех сторон.
  • Следующий этап – вырезание заготовок.
  • Затем происходит вырезание узоров и сверление отверстий.
  • Потом проделанные отверстия поддаются обработке с помощью наждачной бумаги , пылесосом удаляется вся скопившаяся пыль и грязь.
  • Если при изготовлении была использована накладная техника нанесения узоров, то скрепление всех деталей происходит с помощью гвоздей без шляпок. Также можно произвести фиксацию при помощи клея. А вот использовать саморезы категорически не рекомендуется!

Установка наличников

После выполненных работ по изготовлению наличника необходимо позаботиться о том, чтобы правильно провести его монтаж.

Крепление может осуществляться двумя способами:

  • Глухой шип – в этом случае все крепежи находятся в наличниках, а в раме для них подготавливаются соответствующие по размеру отверстия. Шип должен быть обработан с помощью клея, затем он вводится в паз. Это позволяет сохранять внешний вид таким, какой он есть.
  • Сквозной шип – этот способ проще в установке, но в надежности он значительно уступает первому. Здесь крепеж монтируется там, где его будет непросто заметить. А место соединения деталей закрывается каким-нибудь декоративным элементом.

Вставать в гнезде шип должен плотно, но без применения особых усилий. Шипы могут быть зафиксированы и с помощью , изготавливаемых из дерева твердых пород. Клей же не могут выполнять свои функции продолжительное время из-за агрессивного воздействия природных сил.

Всегда необходимо брать во внимание то направление, куда открываются окна. Если они открываются в наружном направлении, наличник размещают выше оконных створок на 30 мм. Кроме того, не должно создаваться препятствий для полного открытия рамы.

Правила изготовления наличников

Если исходным материалом является дерево, то ширина доски должна составлять 30-40 мм. Кроме того, могут быть использованы листы металла, пластика и другие.

Ширина материала должна быть достаточной для того, чтобы скрыть края стен, а также защитить их от негативного воздействия влажности воздуха.

Расположив резные элементы вдоль древесных волокон, их растрескивание будет предотвращено. Особенно это актуально при использовании хвойных пород дерева. Также следует помнить о том, что у ажурных наконечников и изгибов толщина значительно меньше, чем у конструкции в целом, именно поэтому они наиболее хрупкие.

После установки всей конструкции не должны возникать помехи для комфортного открытия и закрытия окон. Для этого внутренний размер наличника должен быть больше на пару сантиметров размера рамы. Нижняя часть обязательно крепится под небольшим углом, что обеспечивает нормальный сток воды. Планка нижней части делается на 1 см шире верхней.


  1. Использование трафаретов при вырезании деталей – обязательно, иначе невозможно будет добиться задуманного результата!
  2. Если не хочется делать большие затраты сил и времени , рекомендуется изготовление плоских наличников.
  3. Материал для изготовления наличника должен быть устойчив к изменениям температуры и повышенной влажности. Поэтому для изготовления фасадных элементов не рекомендуется использование и фанеры.
  4. Также материал, выбираемый для изготовления наличников , должен уверенно противостоять и ветровой нагрузке.
  5. Для всех наличников необходимо соблюдать единство общего стиля.

Резные наличники на дверях и окнах украшают дом, делают его непохожим на окружающие. Даже если здание построено по типовому проекту, оно может стать неповторимым.


Как по чертежу сделать шаблон?

Чтобы сделать красивые наличники на окна своими руками, потребуются шаблоны. С их помощью рисунок переносится на поверхность древесины.

Начинается создание шаблона с выбора рисунка . Вариантов найти можно много, при желании можно скопировать узор с фотографии. Способов увеличения чертежа до размеров шаблона существует несколько. Если рисунок в электронном формате, то его можно обработать в графическом редакторе.

Если же чертеж уже напечатан, то стоит воспользоваться одним из двух методов. Первый - ксерокопирование. Все копирующие аппараты могут печатать с изменением масштаба и пропорций. Второй способ - вручную. Его можно назвать традиционным. Узор просто перерисовывается с увеличением по клеточкам.

Получившийся увеличенный чертеж переносят на картон, а потом из него вырезают готовые шаблоны наличников на окна. Для каждого узора или элемента делают отдельный шаблон. Затем его кладут на доску, из которой будет выпиливаться наличник и обводят карандашом.


Делаем наличники на окна своими руками


Проект

Проектирование - основа любого процесса. Если требуется сделать резные наличники на окна своими руками, то также следует начинать с проектирования. Выполняется чертеж фасадной части здания со всеми его деталями и выполняется чертеж резных элементов . Это позволяет представить внешний вид здания. Если есть программа визуализации, то можно сделать объемный проект дома.

Наличники своими руками: чертежи.

Наличники на окна своими руками. Фото

На этом этапе подготавливаются материалы и инструменты. Лучшим материалом являются сосновые доски с минимальным количеством сучков.

Сделать наличники на окна своими руками можно, применяя:

  • лобзик, имеющий плавный пуск;
  • перьевое сверло диаметром 12мм;
  • шуруповерт;
  • шлифовальную машинку.


Выпиливание

После того как трафареты наличников на окна были обведены, следует приступать к процессу выпиливания. Сначала выпиливают внутренние ажурные элементы. Для этого по контуру изображения высверливают отверстия. Сверло должно располагаться перпендикулярно доске.

После выпиливания внутреннего контура, переходят к внешнему.

Лобзик ведут от одного конца будущего наличника к другому. Заранее выполняют надпилы, чтобы облегчить процесс.

Результатом становится готовая деталь. Для другой стороны окна требуется сделать ее зеркальное отражение.


Шлифовка

Чтобы поверхность приобрела эстетичный внешний вид, ее обрабатывают шлифмашинкой. Используется наждачный круг с зернистостью 80. После этого деталь можно окрашивать.

Грунтовка и окраска

Древесина чувствительна к гниению и повреждению насекомыми, поэтому перед окраской ее тщательно обрабатывают антисептиком . Чем меньше пропусков, тем дольше будут служить наличники.

После нанесения состава детали просушиваются. Сухие поверхности окрашивают. Оптимальным вариантом является водоэмульсионная краска для древесины. Цвет выбирается во время проектирования. В данном случае используется белый и вишневый.

Красят двумя кистями. Широкой прокрашивают внешнюю поверхность, а узкая предназначена для боковых частей и труднодоступных мест.

Элементы прокрашивают тщательно, в два слоя. Второй слой наносят, когда высохнет предыдущий.

Завершающим слоем является лаковое покрытие. Для этой цели лучше взять акриловый состав , имеющий водную основу.

Лак наносят в один слой, старясь избежать потеков. Сушат детали на открытом воздухе.


Сборка

Все детали собирают в общую композицию перед монтажом на окне. Такая последовательность удобнее.

Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото

репление осуществляется по эскизу на саморезы. Их вкручивают с изнаночной стороны, чтобы не портить внешний вид наличников.


Монтаж

Непосредственно монтаж наличников на окно выполняется с использованием лесов. Это безопаснее и удобнее, чем лестницы. Крепят модуль на место при помощи саморезов.


Варианты трафаретов наличников

При выборе узоров для наличников следует обращать внимание на целый ряд моментов. Среди них сочетаемость с общим внешним видом дома. Если деревянные наличники на окна своими руками изготавливаются впервые, то лучше выбрать более простой вариант.






Шаблоны наличников своими руками

Раньше в каждом регионе существовали свои традиции в оформлении окна. Их можно использовать и сейчас, если хочется напомнить о культурном наследии.


Роль наличников

Элементы отделки окна часто называют наличниками, но правильное их название обналичка. У обналички имеется множество функций. Рассмотрим основные из них:

  • декоративная - внешний вид окон и всего фасада выглядит завершенным, с помощью наличника можно визуально изменить пропорции дома;
  • правильный орнамент помогает выразить личные предпочтения или традиции;
  • с помощью наличников все постройки на участке объединяются в единый архитектурный ансамбль;
  • благодаря наличникам влага и мусор не попадают в щели между стеной и рамами;
  • уменьшаются теплопотери, поскольку щели вокруг окон дополнительно перекрываются.

При изготовлении наличников следует учитывать, что дерево со временем разрушается. Продлить ему жизнь помогут антисептические составы.

К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.


Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)


Наличники на окнах , вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен - берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…


Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти.

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени - двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома - пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в "обло". Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез "червой". Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора - "корабельной" рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных "корабельной" резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски - так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.