Судовое противопожарное оборудование. Активная противопожарная защита судна Какие системы пожаротушения применяются на судах


Согласно последней статистике в мире около 20% уничтоженных кораблей - жертвы пожаров. В России только в Северо - Западном Федеральном округе с 2008 по 2012 год тушить пришлось 82 пожара на речных и морских судах. Большая часть этих пожаров произошла в доках и на стоянках.

Почему происходят пожары на судах? Ведь рядом с пожаром, буквально в нескольких метрах имеется неисчерпаемый природный источник воды. Казалось бы, - возьми эту воду и потуши пожар. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь вмешиваются два фактора, которые блокируют это простое решение.

Фактор первый - скорость распространения.

Пожар на корабле распространяется молниеносно в силу конструктивных особенностей судов: низкие потолки, узкие проходы, металлические перегородки, легко пропускающие температуру в соседние отсеки, вентиляционные люки и шахты, полые конструкции с горючим теплоизоляционным наполнителем, быстро-воспламеняемые лакокрасочные покрытия и отделочные материалы, - все это приводит к тому, что пожар за 10 - 15 минут быстро набирает силу и охватывает уже сотни квадратных метров, а за 30 минут он охватывает уже все этажи много-палубного теплохода. Для борьбы с таким пожаром потребуются уже тонны и тонны воды или пены.

Фактор второй - потеря плавучести.

Использование воды приводит к быстрому наполнению трюма, постепенному крену и, как результат, к полному уходу на дно всего имущества, которое мы так активно пытались спасти. При использовании воды необходимо постоянно ее откачивать, что значительно усложняет задачу, а во многих ситуациях является просто технически невозможным.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: на водном транспорте нужны новые подходы и новые, более приемлимые и эффективные технологии в пожаротушении. Одним из таких решений является применение на судах объемнго аэрозольного тушения (АОТ).

Судовые противопожарные системы АОТ - эффективный способ защиты от пожаров судов Морского и Речного Флота.



Судовая система аэрозольного объемного тушения АОТ разработана МППА "ЭПОТОС" и сертифицирована для защиты речных и морских судов. Противопожарная система судна устанавливается на пассажирских судах речного или морского флота, буксирах, грузовых танкерах и служит для защиты:

  • главных и вспомогательных двигателей, машинных отделений;
  • генераторов электроэнергии, работающих на горючем топливе;
  • помещений пожарных насосов;
  • распределительных щитов (главных и аварийных);
  • электродвигателей различного назначения (в том числе гребных двигателей);
  • систем вентиляции судового оборудования;
  • помещений с резервуарами топлива, различных масел и смазочных материалов, сбора подсланевых вод, коффердамы;
  • помещений для хранения сжиженных или сжатых газов, других легковоспламеняющихся материалов или веществ.

Система АОТ. Испытания и сертификация.

Противопожарная судовая система сертифицирована и соответствует Техническому регламенту «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», Техническому регламенту «О безопасности объектов морского транспорта», Правилам классификации и постройки морских судов, а также Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания.

Элементы судовой противопожарной системы АОТ прошли испытания и сертификацию Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), Российского Речного Регистра (РРР). Генераторы огнетушащего аэрозоля "ТОР - 1500" и "ТОР - 3000", являющиеся исполнительными элементами системы, соответствуют международным требованиям и стандартам для судовых противопожарных систем на основе конденсированного огнетушащего аэрозоля - ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270 (IMO).

В частности, генераторы огнетушащего аэрозоля, входящие в состав системы, выдержали сертификационное испытание на коррозию, ударную деформацию (падение с высоты 2 м на жесткое основание и на копре – 1000g), вибрацию с диапазоном частот 10 - 150 Гц и максимальной амплитудой вибрационного ускорения 29,43 м/сек, температурную проверку (нагрев 250 Сº в течение 10 минут).

Натурные огневые испытания системы АОТ (на соответствие ТУ и циркуляра IMO MSC 1/Circ/1270 от 04.06.08) были проведены в июне 2011 г. в испытательной центре лаборатории «Пламя» Военно-Морского Инженерного Института (ГОУ ВПО) МО РФ в г. Пушкин - 4. Для дистанционного управления судовой противопожарной системой был применен сертифицированный блок управления и сигнализации БУС собственного производства, входящий в состав системы АОТ.

В ходе проведения огневых испытаний системы были потушены модельные очаги класса А и В: тлеющие материалы (древесина), дизельное топливо в металлических поддонах (включая струю дизельного топлива под низким давлением с малым расходом). Высокая огнетушащая способность судовой противопожарной системы АОТ была подтверждена натурными испытаниями в Южной Корее на соответствие ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270(IMO), которые проводились в испытательном центре компании Koryo Pyrotechnics Co.Ltd. На основании данных испытаний фирмой был получен Сертификат Греческого Морского регистра.

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

Системы пожарной сигнализации;

Противопожарные системы судна;

Переносные средства борьбы с пожаром.

Системы пожарной сигнализации делятся на три группы:

Системы обнаружения пожара;

Системы оповещения о пожаре;

Системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Все судовые стационарные системы и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные.

Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объемного тушения.

Общесудовые противопожарные системы;

Системы защиты помещений энергетической установки.

Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все ее классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объемного пенного тушения пожара в электростанции.

Отдельным направлением активной противопожарной защиты является создание следующих противопожарных средств:

Переносные пожарные насосы;

Пожарные стволы и пеногенераторы;

Огнетушители;

Пожарный инструмент.

Разработка элементов конструктивной противопожарной защиты, а также создание и совершенствования систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе тщательного анализа известных случаев взрывов и пожаров на судах, действий личного состава по борьбе с пожаром и количественной оценки различных вариантов противопожарной защиты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: Первичные и стационарные средства пожаротушения на судах речного флота

Подготовил:

Тарасова А. Д

Проверил:

Митяев И. И.

г. Печора 2015г

Введение

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

3. Огнетушители

Заключение

Используемая литература

Введение

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

При обнаружении пожара необходимо сообщить об этом как можно большему количеству людей на судне. Весьма важно, чтобы на ходовом мостике знали о местонахождении очага пожара и о его размерах. Небольшой пожар может быть быстро потушен одним человеком, его обнаружившим, но все равно при любом пожаре нужно привлечь внимание людей. Для этого можно и громко кричать «Пожар!», и громко стучать в переборки, и приводить в действие сигналы пожарной тревоги, если они имеются поблизости. Тот, кто обнаружит пожар, должен быстро принять решение, тушить ли пожар ему сразу самому или, выйдя из помещения, сообщить о пожаре остальным.

Чем больше людей знают о пожаре, тем больше сил может быть сосредоточено на его тушение. Если у вас возникнет сомнение, тушить пожар самому или извещать остальных, то в этом случае целесообразно известить других о пожаре!

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации - на капитане или командире.

Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:

· прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих - на рабочем месте;

· проведением ежегодного повторного инструктажа;

· проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам

· пожарной безопасности;

· соблюдением правил пожарной безопасности;

· регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;

· подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;

· оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

§ Водяные:

§ Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;

§ Водяных завес;

§ Водяного распыления или орошения;

§ Газовые - на основе углекислоты или инертных газов;

§ Порошковые.

В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

§ Водяные - используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;

§ Пенные - устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;

§ Газовые и порошковые - используются для защиты от возгорания класса С.

Первичные средства пожаротушения

Огнегасительные вещества: вода, песок, пена, порошок, газообразные вещества, не поддерживающие горение (хладон), инертные газы, пар.

Средства пожаротушения:

огнетушители химической пены;

огнетушитель пенный;

огнетушитель порошковый;

огнетушитель углекислотный, бромэтиловый

Противопожарные системы

система водоснабжения;

пеногенератор

Огнегасительные средства и их свойства.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Огнегасительные средства по доминирующему принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждения: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства изоляции: огнетушащие пены (химическая, воздушно-механическая), огнетушащие порошковые составы, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки, флюсы, графит), листовые материалы (покрывала, щиты).

Средства разбавления: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газоводяные смеси, продукты взрыва ВВ.

Средства химического торможения реакции горения: галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего, достигается наибольший эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 - 50%, а также продолжительность тушения пожара.

Однако следует иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, ограничивающих её применение. Так воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

Электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

Материалов, хранящихся в месте с карбидом кальция и негашеной известью;

Металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Вместе с тем она является причиной значительного ущерба, если при тушении пожара подают необоснованно большое число стволов, применяют внутри помещений без не перекрывных кранов или оставляют без присмотра действующие стволы и т.д. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда оказывается причиной их обрушений.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии хранится под давлением, при переходе в газообразную фазу она превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота - инертный газ, без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 л газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Как огнетушащее средство углекислота может применяться при тушении пожаров электроустановок, двигателей, а также для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро, аппаратуры вычислительных центров и др. Не используют её для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пена бывает низкой кратности (менее 10), средней (от 10 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, препятствует выходу паров жидкости и тем самым прекращает горение.

Химическая пена получается в пеногенераторах путём смешения пеногегераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щёлочного и кислотного растворов. Состоит из углекислого газа (80%), воды (19,7%), пенообразующего вещества (0,3%). Обладает высокой стойкостью и эффективностью в тушении многих пожаров. Однако вследствие электропроводности и химической активности пену не применяют для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей различного назначения, других аппаратов и агрегатов.

Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразователя с воздухом. Она обладает необходимой стойкостью, дисперсностью, вязкостью, охлаждающими и изолирующими свойствами, которые позволяют использовать её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий, при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пена средней и высокой кратности). Для подачи пены низкой кратности применяют воздушно-пенные стволы СВП, а для подачи пены средней и высокой кратности - пеногенераторы ГПС.

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов, в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: общего назначения, способные создавать огнетушащее облако - для тушения большинства пожаров и специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха - для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основным недостатком ОПС является склонность их к слеживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что обуславливает необходимость работы в специальной одежде, а также предохранительными для органов дыхания и зрения средствами. пожарный безопасность судовой огнетушитель

Водяной пар. Эффективность тушения невысокая, поэтому применяют для защиты закрытых технологических аппаратов и помещений объёмом до 500 м3 (трюмы судов, трубчатые печи нефтехимических предприятий, насосные по перекачке нефтепродуктов, сушильные и окрасочные камеры), для тушения небольших пожаров на открытых площадках и создания завес вокруг защищаемых объектов.

Тонкораспылённая вода (размер капель менее 100 мк) получается с помощью специальной аппаратуры: стволов-распылителей, гидротрансформаторов, работающих при высоком напоре (200-300 м). Струи воды имеют небольшую величину ударной силы и дальность полёта, однако орошают значительную поверхность, более благоприятны к испарению воды, обладают повышенным охлаждающим эффектом, хорошо разбавляют горючую среду. Они позволяют не увлажнять излишне материалы при их тушении, способствуют быстрому снижению температуры, осаждению дыма.

Галоидоуглеводороды и составы на их основе эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твёрдых горючих веществ и материалов при любых видах пожаров. По эффективности они превышают инертные газы в 10 и более раз. Галоидоуглеводороды и составы на их основе являются летучими соединениями, представляют собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, которые плохо растворяются в воде, но хорошо смешиваются со многими органическими веществами. Они обладают хорошей смачивающей способностью, неэлектропроводны, имеют высокую плотность в жидком и газообразном состоянии, что обеспечивает возможность образования струи, проникновения в пламя, а также удержание паров около очага горения.

Эти огнетушащие вещества можно применять для поверхностного, объёмного и локального тушения пожаров. С большим эффектом их можно использовать при ликвидации горения волокнистых материалов, электроустановок и оборудования, находящихся под напряжением; для защиты от пожаров транспортных средств, машинных отделениях судов, вычислительных центров, особо опасных цехов химических предприятий, окрасочных камер, сушилок, складов с горючими жидкостями, архивов, музейных залов, других объектов особой ценности, повышенной пожаро и взрывоопасности. Галоидоуглеводороды и составы на их основе практически можно использовать при любых отрицательных температурах. Недостатками этих огнетушащих средств являются: коррозионная активность, токсичность; их нельзя применять для тушения материалов, содержащих в своём составе кислород, а также металлов, некоторых гидридов металлов и многих металлоорганических соединений.

3. Огнетушители

Огнетушители - это техническое устройство, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители являются надёжным средством для тушения загораний до прибытия пожарных подразделений. Промышленностью выпускаются несколько типов ручных, передвижных и стационарных огнетушителей.

Углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5 предназначены для тушения небольших начальных загораний различных веществ и материалов, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Огнетушители можно эффективно использовать при температуре от -25 до +50 градусов С.

Углекислотно-бромэтиловые огнетушители предназначены для тушения небольших начинающихся пожаров различных веществ, в том числе и приборов, находящихся под напряжением. Нельзя тушить этими огнетушителями горящие щелочные и щелочно-земельные материалы, которые горят без доступа воздуха. В качестве заряда используется состав, состоящий из бромистого этила (97%) и сжиженной углекислоты (3%). Заряд огнетушителя обладает высокими смачивающими свойствами и значительно эффективнее заряда углекислотного огнетушителя. Огнетушитель, заряженный веществом ОП-7 или ОП-10, применяется для тушения спирта, эфира, ацетона и др. подобных жидкостей.

Порошковые ручные огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, щёлочно-земельных материалов, электроустановок под напряжением. Порошковый огнетушитель ОП-10, ОП-50 изготовлен из металлического баллона ёмкостью 10, 50 литров. В качестве заряда применяется порошок ПСБ.

Средства тушения пожаров

Для подавления процесса горения можно снижать содержание горючего компонента, окислителя (кислорода воздуха), снижать температуру процесса или увеличивать энергию активации реакции горения.

Огнетушащие вещества . Наиболее простым, дешевым и доступным является вода , которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоёмкостью и теплотой испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств воды к ней можно добавлять поверхностно активные вещества. Воду нельзя применять для тушения рады металлов, их гидридов, карбидов, а также электрических установок.

Пены являются широко распространенным, эффективным и удобным средством тушения пожаров.

В последнее время для тушения пожаров все более широко применяют огнетушащие порошки . Они могут применяться для тушения пожаров твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуют применять в начальной стадии пожара.

Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Они оказывают разбавляющее действие. К наиболее широко используемым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различные галогеноуглеводороды. Эти средства используются, если более доступные огнетушащие вещества, такие как вода, пена оказываются малоэффективными.

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка - наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела.

Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно - пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Первичные средства пожаротушения . К ним относят огнетушители, ведра, ёмкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.

Огнетушители являются одним из наиболее эффективных первичных средств пожаротушения. В зависимости от заряжаемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяются на пять видов: водные, пенные, углекислотные, порошковые, хладоновые.

Первичные средства пожаротушения предназначены для применения в начальной стадии пожара или возгорания. К таким средствам относятся специальные емкости с водой и песком, лопаты, ведра, ломы, багры, асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок, огнетушители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения регламентируется "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ-01-93). При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.

Бочки для хранения воды должны иметь объем не менее 0.2 м3 и комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0.5; 1.0 или 3.0 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Емкости для песка, входящие в конструкцию пожарного стенда, должны быть вместимостью не менее 0.1 м3. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок размером не менее 1.0x1.0 м предназначены для тушения небольших очагов пожара при воспламенении веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей размеры полотен могут быть увеличены (2.0x1.5 или 2.0x2.0 м).

Огнетушитель, как первичное средство пожаротушения, и в наше время остается наиболее распространенным, эффективным и доступным в применении изделием.

Огнетушители порошковые

ОП-5(г) с объемом корпуса 5 литров и ОП-10(г) (объем 10 литров) предназначены для тушения загорания твердых горючих материалов (класс пожара А), жидких горючих материалов (класс пожара В), газообразных веществ (класс пожара С) и электроустановок напряжением до 1000 В. Возможна многократная перезарядка.

Огнетушители могут использоваться в жилых, служебных, складских помещениях, небольших хранилищах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, автопарках, автобазах, гаражах, торговых палатках, садовых домиках и на транспортных средствах.

Срок службы - 10 лет. Периодичность перезарядки - 4 года.

Огнетушители углекислотные

Предназначены для тушения загораний веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000В, жидких и газообразных веществ (класс В, С).

Огнетушители делятся на переносные и передвижные. К переносным относят огнетушители, носимые человеком, огнетушащая способность которых отвечает минимальным техническим требованиям, установленным в нормативно-технической документации. К передвижным относят огнетушители, оборудованные устройством для перевозки.

Углекислотными огнетушителями предпочтительно оборудовать противопожарные щиты в лакокрасочных цехах, на складах, АЗС и на территории промышленных предприятий.

Огнетушитель ОУ-8М соответствует требованиям международной конвенции СОЛАС по охране человеческой жизни на море, имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства. Используется на объектах морского и речного флота.

Огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от -40 до +50 градусов цельсия.

Огнетушители воздушно-пенные

Используются при тушении пожаров класса А и В (дерево, бумага, краски и ГСМ). Запрещается применение для тушения электроустановок, находящихся под напряжением!

В отличие от закачных огнетушителей, в ОВП-10 (б) вытесняющий газ хранится в баллончике. для приведения огнетушителя в рабочее состояние необходимо нажать кнопку на его головке и выждать 5 с, пока создаётся рабочее давление внутри корпуса.

Эксплуатируются при температуре от +5 до +50°С.

Огнетушащий состав -- раствор пенообразователя (ОВП).

Заключение

Практика морского судоходства знает немало печальных примеров, когда пожар, возникший на корабле, приводил к его гибели. Обилие воды за бортом не является гарантией того, что с огнем можно легко совладать, в особенности, если он охватил горючий груз или запас топлива. Кроме того, специфика морских условий такова, что экипаж при возникновении пожара может рассчитывать только на себя.

Используемая литература

1)Учебник «Борьба за живучесть судна и спасательные средства».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные знаки пожарной безопасности. Конструкции и применение ручных углекислотных, пенных и порошковых огнетушителей. Изучение расположения огнетушителей, пожарных кранов, схемы эвакуации при пожаре, аварийных выходов, ручных пожарных извещателей.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Основные причины пожаров на производстве. Первичные средства пожаротушения, их конструкция, принцип действия, эксплуатация. Виды огнетушителей, их характеристика. Действие персонала в случае возникновения пожара. Наружное противопожарное водоснабжение.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Характеристика воздушно-механической пены, галоидированных углеводородов, огнетушащих порошков. Классификация пожаров и рекомендуемые огнетушащие средства. Химические, воздушно-пенные, углекислотные, углекислотно-брометиловые и аэрозольные огнетушители.

    лабораторная работа , добавлен 19.03.2016

    Проверка соответствия конструктивных, объемно-планировочных решений, инженерных сетей, эвакуационных путей и выходов здания. Первичные и автоматические средства пожаротушения и пожарной сигнализации. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Пожарная защита и способы тушения пожаров. Огнетушащие вещества и материалы: охлаждение, изоляция, разбавление, химическое торможение реакции горения. Мобильные средства и установки пожаротушения. Основные виды автоматических установок пожаротушения.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Обзор особенностей пенного пожаротушения. Достоинства пены как средства тушения. Изучение видов воздушно-механических пен и способов пенообразования. Дозаторы для пенообразователя. Методы тушения пожаров и применяемые при этом огнегасительные вещества.

    реферат , добавлен 19.05.2016

    Пренебрежение нормами пожарной безопасности как причина проблемы пожаров на объектах. История возникновения установок пожаротушения. Классификация и применение автоматических установок тушения пожара, требования к ним. Установки пенного пожаротушения.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Характеристика современных технологий пожаротушения, основанных на тушении тонкораспыленной водой и тонкораспыленными огнетушащими веществами. Основные технические характеристики ранцевой и передвижной установок пожаротушения и пожарных автомобилей.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Общие требования пожарной безопасности к сельскохозяйственным машинам. Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций на полях при уборке зерновых культур. Первичные средства пожаротушения и противопожарные мероприятия при уборке урожая.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Основные требования пожарной безопасности. Памятники культуры и деревянного зодчества. Меры пожарной безопасности при устройстве новогодних елок. Основные средства пожаротушения и сигнализации. Порядок действий при пожаре. Разработка путей эвакуации.

Судно представляет собой закрытую систему, к которой предъявляются повышенные требования в плане пожарной безопасности. Вне зависимости от вида, назначения, района плавания, вида двигателя, материалов корпуса/надстройки и других параметров водный транспорт должен иметь эффективное оборудование для пожаротушения . Это обеспечит безопасность персонала/пассажиров и минимизирует ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

Система пожаротушения на судне проектируется с учетом возможных причин пожара - от особенностей конструкции корабля до характера перевозимых грузов и человеческого фактора. Наиболее действенными являются автоматизированные системы, обеспечивающие объемное распыление пожаротушащего вещества (воды, пара, пены, аэрозоля) на открытых и скрытых путях распространения пламени.

Судовые системы пожаротушения: основные требования

По нормам Российского речного и морского регистра судоходства системы объемного пожаротушения на пассажирских и грузовых судах речного/морского флота, а также на буксирах и других видах водного транспорта должны обеспечивать эффективную противопожарную защиту таких объектов, как:

  • машинные отделения, котельные, генераторные, насосные, распределительные щиты;
  • вентиляционные системы в помещениях для механического и электрооборудования;
  • коффердамы и отсеки для цистерн под топливо, масло, сбор подсланевых вод;
  • кладовые для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
  • помещения общего назначения (для пассажиров и персонала).

В последнее время для обеспечения безопасности судов все чаще применяются установки аэрозольного пожаротушения , что обусловлено их преимуществами перед другими видами огнетушащего оборудования.

Особенности аэрозольного объемного пожаротушения

Аэрозольная система пожаротушения включает в себя генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА ), датчики (дыма, огня, температуры), узлы автозапуска, светозвуковые оповещатели. При обнаружении признаков пожара происходит запуск генераторов, которые выбрасывают в помещение облако газоаэрозольной смеси. Состав быстро гасит пламя и долго сохраняет огнетушащую концентрацию, исключая возможность повторного воспламенения.

Достоинства аэрозольного пожаротушения для водного транспорта

  • Высокая противопожарная эффективность - модульная система охватывает все отсеки судна, генераторы подбираются по размерам помещения (защищаемый объем зависит от модели и составляет 2,2-134 м3).
  • Отличные эксплуатационные характеристики - после установки генераторы не требуют периодической перезарядки, рабочие температуры модулей варьируются в диапазоне +/-50 °C, бесперебойно функционируют на объектах с уровнем влажности до 98%.
  • Экономическая эффективность - аэрозольные установки имеют наиболее низкую цену среди всех видов огнетушащего оборудования, не требуют затрат на обслуживание и обустройство отдельного помещения под станцию пожаротушения.
  • Простой монтаж - прокладка кабелей для автоматизации системы ведется по существующим трассам, генераторы не нуждаются в подключении к инженерным сетям, поэтому работы можно проводить без вывода судна из эксплуатации.
  • Экологичность - аэрозольная смесь не содержит токсинов и агрессивных химикатов, не причиняет ощутимого вреда людям и не наносит ущерба дорогостоящим корабельным агрегатам и электрооборудованию.

АО НПГ «Гранит-Саламандра» - ведущий мировой производитель аэрозольных огнетушащих установок. Мы оказываем полный комплекс услуг - от продажи оборудования до разработки проектных решений и профессиональной установки аэрозольных систем пожаротушения на любых судах.

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«НИКОЛАЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА МАКАРОВА»

Кафедра судостроения

РЕФЕРАТ

с дисциплины

Судовые система судна

на тему: «Противопожарная система судна»

Студента _ V _ курсу _ 5 11 2 групи

Черняєв Максим Ігорович

(прізвище та ініціали)

Керівник

д.т.н. профессор_Зайцев В.В.___

(посада, вчене звання, науковий ступінь, прізвище та ініціали)

Херсон - 2014

Введение…………………………………………………………………………3

1 Общие понятия современных противопожарных системю………………..4

2 Виды противопожарных систем…………………………………………......6

2.1 Водяная противопожарная система……………………………………..6

2.2 Спринклерная система пожаротушения………………………………..8

2.3 Дренчерная система пожаротушения…………………………..……...10

2.4 Система пенного пожаротушения………………………………...........11

2.5 Система порошкового пожаротушения ………………………………..12

2.6 Система СО2-пожаротушения ………………………………………..13

2.7 Система аэрозольного пожаротушения……………………………….14

Заключение…………………………………………...………………………..16

Список использованной литературы………………...………………………17.

ВВЕДЕНИЕ

Судовые системы – это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами.

Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах. На гражданских судах обычно предусматривают:

  • Трюмные системы – осушительная, водоотливная, перепускная, нефтесодержащих трюмных вод.
  • Балластные системы – балластная, дифферентная, креновая, замещения.
  • Системы пожаротушения – водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объёмного химического, инертных газов, порошкового пожаротушения.
  • Системы бытового водоснабжения – пресной бытовой воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды.
  • Сточные системы – сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб.
  • Системы микроклимата – вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного).
  • Системы холодильных установок – холодильная.
  • Системы хозяйственного пароснабжения .
  • Системы сжатого воздуха .
  • Системы охлаждения судового оборудования .
  • Система гидравлики .

Вспомогательные – измерительная, воздушная, переливная, система связи, сигнализации, управления.
Специальные системы :
Танкера – грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения.
Спасатели – грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов.
Промысловые – рыбьего жира, тузлука, рыбоподачи.

1 Общие понятия современных противопожарных систем

Современные системы противопожарной защиты основаны на использовании новейших средств и способов обнаружения и тушения пожаров и снижению потерь от использования огнетушащих средств. К ним следует отнести, прежде всего, применение тонкораспыленной воды и воды аэрозольного распыла, пены высокой кратности. Все стационарные установки перечисленных типов предназначены для тушения пожаров в замкнутых объемах.

В современных установках тушения пожаров спринклерного дренчерного типа использование оросителей, например, «Аквамастер» и аналогичных им, позволяет получать капли воды, подаваемой на тушение, средним диаметром 100–150 микрон. На рынке в последнее время появились не только оросители, устанавливаемые вертикально, но и с горизонтальной установкой. Давление воды в таких установках на выходе из оросителя должно быть в пределах 0,5–1,2 МПа (5–12 кг/м2). Применение тонкораспыленной воды позволяет в 1,5–2 раза сократить количество подаваемой на тушение воды и повысить эффективность ее применения.

Применение воды аэрозольного распыла (перегретой воды) позволяет тушить со средним диаметром капель около 70 микрон и ликвидировать пламенное горение практически всех горючих материалов, не реагирующих с водой с выделением большого количества тепла и горючих газов. Время тушения пламени твердых горючих материалов и жидкостей, как правило, не превышает одной минуты. Применение установок такого типа сдерживается тем обстоятельством, что для получения воды аэрозольного распыла необходимо или иметь емкость, в которой вода постоянно находится при температуре 150–170 °С, или специальное оборудование, позволяющее за короткое время нагреть воду до необходимой температуры.

В настоящее время все большее распространение для защиты замкнутых объемов находит применение пена высокой кратности (кратность пены 400 и более). Применение установок пожаротушения пеной высокой кратности позволяет за короткое время заполнить защищаемый объем пеной и ликвидировать горение. Для получения пены высокой кратности следует применять только те пенообразователи, на которые в сертификате указано, что они позволяют получать пену высокой кратности. Применение таких установок позволяет значительно уменьшить количество пенообразователя и воды, хранимых в резервуарах насосной станции пенного пожаротушения, а следовательно, и затраты.

Все большее применение находят лафетные стволы с дистанционным управление и пожарные роботы. Пожарные роботы по всем параметрам соответствуют установкам автоматического пожаротушения: обеспечивают автоматическую пожарную сигнализацию защищаемой зоны, определяют координаты загорания и производят автоматическое тушение пожара распыленной водой или пеной низкой кратности. Площадь, которую защищает один пожарный робот, составляет от 5 000 до 15 000 м2 при расходе воды или раствора пенообразователя из одного ствола от 20 до 60 л с”1.

Наибольшее применение в настоящее время находят лафетные стволы с дистанционным управлением и сканирующие стволы. Они применяются для орошения несущих конструкций и ферм в машинных залах электростанций, в цехах машиностроительных и других предприятий. Сканирующие стволы подают струи воды по заранее заданной программе, режим подачи воды (скорость и траектория движения ствола). Стволы этого типа являются наиболее дешевыми, и отчасти по этой причине их применение значительно шире. Применение роботизированных лафетных стволов частично сдерживается по причинам их высокой стоимости и необходимости постоянного обслуживания, которое требует привлечения высококвалифицированных специалистов.

Применение пожарных роботов других типов и с применением других видов огнетушащих веществ пока во всем мире незначительно; так, их применение сдерживается по тем же причинам, что и роботизированных стволов. Но вместе с тем следует ожидать, что применение пожарных роботов в достаточно скором времени возрастет с появлением их новых типов и конструкций, а также снижением стоимости.

Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов все большее применение находят современные средства и способы с применением пены низкой кратности, получаемой с использованием фторированных пленкообразующих пенообразователей. Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах довольно широкое распространение получил подслойный способ подачи пены низкой кратности. Однако следует отметить, что данный способ применим далеко не всех случаях. Не следует применять этот способ для тушения пожаров горючих жидкостей, имеющих высокую вязкость, а также полярных жидкостей, которые разрушают подаваемую пену с высокой скоростью. Проблематично тушение подслойным способом высокооктановых бензинов, в которых содержание полярных жидкостей достигает 18–20%. Для тушения пожаров полярных жидкостей и смесевых топлив следует применять подачу пены низкой кратности сверху с использованием пенообразователей предназначенных для этой цели.

Для тушения пожаров в резервуарах, оборудованных понтоном, следует применять комбинированный способ подачи пены низкой кратности в резервуар. При этом способе пена подается на поверхность горючей жидкости и под слой горючей жидкости одновременно. Применение такого способа подачи пены позволяет ликвидировать горение практически во всех случаях, включая такие, когда понтон находится в нижнем положении, например, при выводе резервуара из эксплуатации для проведения ремонтных работ.

2 Виды противопожарных систем

Стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые . Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение.
2.1 Система водяного пожаротушения – основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры.

Водяная противопожарная система (ВППС предназначена для:

  • обеспечения забортной водой высокого давления потребителей комплекса систем борьбы за живучесть (БЗЖ) - систем орошения и водораспыления, системы защиты вахт и сходов;
  • обеспечения забортной водой высокого давления в качестве рабочей воды эжекторов системы осушения трюмов;
  • обеспечения забортной водой системы "забортной воды", предназначенной для обслуживания мытьевой системы при санобработке л/с и обслуживание смыва в гальюнах.

ВППС выполнена по кольцевой схеме (см. рисунок) с семью боевыми перемычками и состоит из:

Рисунок 1 – Схема водяной противопожарной системы

  • трех турбонасосов ТПЖН-150/10 производительностью 150 куб.м/час и напором 10 м.вод.ст, расположенных в носовом машинно-котельном отделении (МКО), помещении вспомогательного котла (ПВК) и кормовом МКО и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 3, 4 и 5;
  • четырех электронасосов НЦВ-160/80 производительностью 160 куб.м/час и напором 80 м.вод.ст, расположенных попарно в насосных отделениях № 1 и 2 и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 1,2,6 и 7;
  • семи боевых перемычек, к каждой из которых подключен один пожарный насос. Отбор воды на потребители, указанные выше производится ТОЛЬКО от перемычек;
  • восемнадцати главных разобщительных клапанов с дистанционным управлением из поста энергетики и живучести (ПЭЖ) с помощью электропривода, служащих для разобщения ВППС в боевом режиме и переключения участков ВППС для подачи воды в другие перемычки при выходе из строя каких-либо насосов или участков системы. Эти клапаны помечены на схеме восклицательным знаком;
  • системы дистанционного контроля и управления, состоящей из местных контрольных манометров, расположенных у насосов, дистанционных манометров, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ и запасном ПЭЖ (ПДУ КМКО), а также датчиков давления, подключенных к каждой перемычке и служащих для автоматического запуска дежурного электропожарного насоса при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см в повседневном режиме. Кроме того, в систему дистанционного контроля и управления входит пускорегулирующая аппаратура электропожарных насосов.

ВППС работает в двух режимах:

  • боевой режим - в этом режиме все главные разобщительные клапаны ЗАКРЫТЫ и работают ВСЕ семь насосов. При этом обеспечивается автономное питание перемычек с их потребителями. При выходе из строя насоса, обслуживающего перемычку и исправном состоянии любой бортовой ветви "кольца" с помощью переключения соответствующих клапанов нерабочая перемычка подключается к работающим.
  • повседневный режим - в этом режиме на стоянке работает ТПЖН № 2, на ходу - ТПЖН № 1 и 3. Все электронасосы, не находящиеся в планово-предупредительном осмотре или ремонте (ППО и ППР) находятся в дежурстве - готовности к автоматическому запуску при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см.

Нормальное значение давления в ВППС составляет 7-8 кГс/кв.см.

В целом данное конструктивное исполнение ВППС считается классическим и наиболее надежным даже по сравнению с исполнением аналогичной системы на кораблях более поздних проектов. Наиболее сильными сторонами такого решения являются:

  • очень короткие боевые перемычки, расположенные поперек корпуса корабля (минимизирован объем потенциального критического повреждения);
  • наличие трех турбопожарных насосов. Исходя из концепции обеспечения работоспособности паросиловой энергетической установки (ПСУ) при отсутствии электроэнергии на корабле (полное самообеспечение), подача воды в ВППС так же будет происходить несмотря на отсутствие электроэнергии.

Слабым местом конструктивного решения является низкое расположение боевых перемычек и бортовых ветвей "кольца", т.е боевые перемычки вместе с отводами к потребителям попадают в поражаемый объем при подводных взрывах. При расположении перемычек вблизи или на уровне палубы непотопляемости (нижней палубы) этот недостаток мог бы быть изжит.
2.2 Спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение – в ограничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа.
Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;

Обозначения: 1 - Распределительный трубопровод; 2- Универсальный сигна-лизатор давления; 3-Щит управления и контроля; 4- Пневмобак или импульсное устройство; 5- Контрольно-пусковой узел; 6 – Нормальная задвижка; 7 – Электродвигатель; 8 – Насос; 9 – Станция пожарной сигнализации; 10 – Компрессор.

Рисунок 2 – Схема спринклерной установки водяного пожаротушени

2.3 Дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям – мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения
применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубыи другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.
Дренчерные установки предназначены для одновременного тушения пожара по всей защищаемой площади, создания водяных завес, а также орошения строительных конструкций, резервуаров с нефтепродуктами и технологического оборудования.

Дренчерная установка может состоять из одной или нескольких секций. Каждая из них обслуживается самостоятельным контрольно-пусковым узлом. Автоматическое включение дренчерных установок может обеспечиваться одной из следующих побудительных систем:

  • при наличии клапана группового действия – гидравлической или пневматической системой со спринклерами, системой пожарной сигнализации и побудительным трубопроводом, тросовой системой, имеющей легкоплавкие замки;
  • при наличии задвижек и вентилей с электроприводом – системой пожарной сигнализации с электрическими пожарными извещателями .

2.4 Система пенного пожаротушения применяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения.
На судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.

Обозначения: 1 – Автоматический водопитатель(Пневмобак); 2- Трубо-провод от основного водопитателя; 3-Емкость с пеноообразователем; 4- Распределительный водопровод; 5- Запорно-регулирующее устройство; 6 – Пенный ороситель; 7 – Сигнально устройство; 8 – Контрольно-пусковой узел.

Рисунок 3 – Схема пенной спринклерной установки пожаротушения

2.5 Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга.
Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.
Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным словием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так,
чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.

По способу управления установки порошкового пожаротушения подразделяются на:

  • Автоматические установки – обнаружение пожара осуществляется посредством установки автоматической пожарной сигнализации с последующим поступлением сигнала на запуск АУППТ.
  • Установки с ручным запуском (местный, дистанционный) – подача сигнала на запуск АУППТ осуществляется вручную из помещения пожарного поста, станции пожаротушения, защищаемых помещений.

Автономные установки – функции обнаружения пожара и выдачи порошкового состава осуществляются независимо от внешних источников питания и управления (как правило, этой функцией снабжены модули пожаротушение для повышения надежности срабатывания при отказе внешних систем).

Обозначения: 1 – Корпус огнетушителя; 2- Клапан пневматический; 3-Баллон со сжатым газом; 4-Направляющая труба с грузом; 5-Тросс; 6 –Рукоятка ручного пуска; 7 –Легкоплавкий замок; 8 – Насадок.

Рисунок 3 – Схема автоматического порошкового огнетушителя.

2.6 Система СО2-пожаротушения используется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и
грузовые помещения судна. Установка С02-пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе расширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.

Перед вводом в действие установки СО2-пожаротушения защищаемое помещение должно быть загерметизировано, за 20 с до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое табло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.

2.7 Системы аэрозольного пожаротушения предназначены для ликвидации пожаров внутри помещений, связанных с использованием огнеопасных жидкостей, в трюмах кораблей, картинных галереях, музеях, архивах, кабельных туннелях, на различных электроустановках, находящихся под напряжением, а также во всех случаях, когда свойства участвующих в горении веществ и материалов не позволяют применять для пожаротушения воду или воздушно-механическую пену, или когда использование установок газового пожаротушения дает больший экономический эффект. Установки газового пожаротушения подразделяют: по способу тушения, по способу пуска и по способу хранения огнетушащего средства.

По способу тушения данные установки делят на установки объемного и локального пожаротушения. Способ объемного тушения основан на равномерном распределении огнетушащего средства и создании огнетушащей концентрации во всем объеме помещения, что обеспечивает эффективное тушение в любой точке помещения, в том числе и труднодоступной. Установки объемного тушения применяют в закрытых помещениях, в которых возможно быстрое развитие пожара. Установки локального (местного) тушения применяют для тушения пожаров агрегатов и оборудования при невозможности или нецелесообразности тушения в объеме всего помещения. Принцип локального пожаротушения заключается в создании огнетушащей концентрации в опасном пространственном участке помещения. Локальное тушение может осуществляться как с помощью автоматических установок, так и ручными средствами.

По способу пуска установки газового пожаротушения бывают:

  • с тросовым (механическим);
  • пневматическим;
  • электрическим;
  • комбинированным пуском.

По способу хранения огнетушащего средства в баллонах установки подразделяют на установки:

  • под давлением;
  • без давления.

Обозначения: 1- Узел отключения автоматического пуска; 2-Побудительная труба; 3-Побудительные баллоны; 4-Клапан распределительного устройства; 5-Сигнализатор давления; 6 –Выпускные насадки; 7 –Насадки побудительной системы(сприклеры); 8 – Кран ручного включения; 9 – Запорный клапан ; 10 – Секционн ый предохранитель; 11-Пусковые воздушные баллоны; 12-Баллоны с огнетушащим средством.

Рисунок 5 – Схема газовой системы пожаротушения.

Заключение

В последние годы в Украине высокими темпами проводят реконструкцию, капитальный ремонт и техническое переоснащение промышленных и общественных зданий сооружений под объекты различного назначения. Это также касается и объектов водного транспорта. В крупных, средних и даже малых городах, где есть водоемы (река, море, озеро) для обустройства гостиниц, ресторанов, офисных помещений используют судна. Для этих целей используют стояночные, пассажирские, постоянно или временно эксплуатируют у причала (берега), а также выведены из эксплуатации судна.

Пожарная безопасность на судах является чрезвычайно важной. Суда являются автономными, их помещения с разной степенью пожарной опасности располагаются рядом, в их конструкциях есть горючие материалы, в помещениях есть источники зажигания, пути эвакуации ограничены. Названные факторы, повышают пожарную опасность судов. В связи с этим вопросы обеспечения безопасности людей при авариях или пожаров на судах является особенно актуальным.

Суда проектируют и строят по специальным правилам, в отличие от зданий и сооружений. Нормы безопасности в этих правилах постоянно совершенствуют с учетом мирового опыта. В Украину классификацию гражданских судов и технический надзор за ними осуществляет национальное классификационное общество - Регистр судоходства Украины. Согласно Правилам Регистра судоходства Украины, «стояночные суда - несамоходные плавучие сооружения с корпусом понтонного типа или судового образования, которые обычно эксплуатируют у причала (берега)». Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что оно находится под наблюдением предусмотренным Правилами классификационного общества за его техническим состоянием. По условиям эксплуатации и символом класса судно должно полностью или в определенной степени соответствовать требованиям Правил, которые на него распространяются по назначению. В Правилах Регистра содержатся требования к пожарной безопасности на судах , а именно к конструктивным элементам противопожарной защиты судна, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, а также к противопожарному оборудованию и обеспечению.

Список использованной литературы

2. http://sea-library.ru/bezopasnost-plavanija/196-uglekislotnoe-pozharotuschenie.html

3. http://www.ooo-ksu.ru/pozharotushenie.html

4. http://admiral-umashev.narod.ru/ttd_14.html

5. http://www.engineerclub.ru/sistemi13.html

6. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRzkui:l!xoxyls:!vumgwz@lto9

7. http://ksbsecurity.com/protivopozharnye-sistemy/

8. http://crew-help.com.ua/stati_out.php?id=58&tema=an

9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=51665

10. http://seaspirit.ru/shipbuilding/ustrojstvo-sudna/sudovye-sistemy.html

11. Чиняев И.А. Судовые системы

М.: Транспорт, 1984, 216c. 3-e издание переработанное и дополненное.

12. Александров А.В. Судовые системы

Под редакцией Войткунского Я. И. - Л.: Судостроение, 1985. — 544 с.


10

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3704. Основы теории судна 1.88 MB
Пособие для самоподготовки Остойчивость морского судна Измаил – 2012 Пособие по курсу Основы теории судна разработано старшим преподавателем кафедры СВиЭС Домбровским В.Чимшыр В Пособии рассмотрены вопросы контроля и обеспечения остойчивости морских судов представлен перечень вопросов решаемых судоводителем по поддержанию судна в мореходном состоянии и даны краткие пояснения по каждому вопросу. В приложениях материалы пособия изложены в последовательности необходимой для понимания изучающим курс Основы теории судна.
15302. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА 99.52 KB
Основные технико-эксплуатационные характеристики судна. Класс судна Регистра Украины. Определение водоизмещения координат центра тяжести и посадки судна.
14893. Определение места судна по двум пеленгам 322.02 KB
Определение места судна по двум пеленгам. Нанести на линии пути счислимое место судна на момент взятия пеленгов. В точке их пересечения получим обсервованное место судна на момент взятия пеленгов. На точность обсервованного места оказывают влияние следующие факторы: очерёдность пеленгования ориентиров; скорость судна; систематическая погрешность ошибка в поправке компаса.
14892. Определение места судна по двум горизонтальным углам 215.78 KB
Определение места судна по двум горизонтальным углам. Измерить три угла между направлениями на три ориентира по схеме как показано на нижеприведённом рисунке. Зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ измерения второго угла. Два измерения первого угла усреднить...
14891. Основы определения места судна методом обсерваций 293.02 KB
Основы определения места судна методом обсерваций. Определение места судна только методом счисления пути не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Погрешности счисления накапливаются и точность места судна снижается пропорционально пройденному по счислению расстоянию. Обсервация это определение места судна по измерениям навигационных параметров навигационных ориентиров с известными координатами.
1476. РАСЧЕТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА КОНДЕНСАТНОЙ СИСТЕМЫ СУДНА 287.64 KB
Конденсатно-питательная система предназначена для отбора конденсата из главного и вспомогательного конденсаторов, приема и выдачи, хранения, подготовки и подачи питательной воды к паропроизводящим установкам и агрегатам и на органы регулирования управления.
17692. Разработка принципиальной технологии постройки корпуса судна 269.83 KB
Габариты цеха 96х34х12 и количество пролетов 1 создают для рабочих трудности как при сборке и сварке секций так и при специализации каждого пролета. Один пролет усложняет задачу размещения на производственной площади рабочих зон для формирования закладных днищевых плоскостных палубных бортовых и криволинейных носовая кормовая секций; - в связи с увеличением числа пролетов необходимо и увеличение числа...
20558. Разработка технологии изготовления сварной металлоконструкции «Секция настила рефрижераторного судна» 1.34 MB
Области применения сварки непрерывно расширяются. Сварка стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий в промышленности строительстве транспорте сельском хозяйстве и т. Некоторые только осваиваются возможности их еще познаются и основное применение их в перспективе.
20574. ШТУРМАНСКАЯ ПРОРАБОТКА МАРШРУТА ПЕРЕХОДА СУДНА ПРОЕКТА CF-7200A-1 ПО МАРШРУТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ‒ КАЛИНИНГРАД 413.88 KB
Написание пояснительной записки и представление руководителю для ознакомления. Анализ требований к современному состоянию морских карт руководств и пособий для плавания. Описание порядка комплектования судна картами и пособиями для плавания. Подбор карт руководств пособий для плавания.
4138. Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів 4.28 KB
Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів Способом яким долається нерезультативність системи абсолютної більшості вже у першому турі виборів є альтернативне голосування преференційне або абсолютне голосування за якого виборці голосують за одного кандидата але вказують при цьому порядок своїх переваг для інших. Така система запроваджена у Австралії при виборах Палати представників нижньої палати австралійського парламенту.