Ограждение котлованов шпунтом. Шпунтовое ограждение котлованов – мы за безопасное производство Устройство шпунтовых стен из бревен

Шпунтовые заграждения были разработаны для укрепления стен котлованов во время проведения строительных работ. Такое ограждение надежно уберегает рабочих и технику от обвалов грунта.

На территории Российской федерации метод статического вдавливания шпунта стали использовать только в конце 90-х годов 20 века. При возведении защитных сооружений из шпунтовых профилей в Америке и Европе большая часть строится именно таким методом.

Изначально шпунты были выполнены из дерева. Отличительной чертой шпунтованной доски являлось наличие шипа и паза на боковых сторонах доски. Они предназначались для надежного соединения отдельных досок в единый щит.

С развитием строительного мастерства и ростом масштаба строительства на смену деревянным шпунтам пришли железобетонные. Такая конструкция может являться не только временным ограждением, но и в дальнейшем нести опорную нагрузку при возведении постройки.

Недостатком такого типа шпунтов является их низкая устойчивость к сложным грунтам из-за чего они часто уходят в сторону, когда упираются в твердое препятствие. Также часто появляются трещины, так как железобетон очень чувствителен к изгибу.

Самым экономным вариантов является вдавливание металлических шпунтовых свай.

После того, как закончены работы в котловане и сваи больше не нужны, металлические шпунты Ларсена можно вытащить и использовать при строительстве других объектов. Это сильно удешевляет метод.

Способы погружения шпунта в грунт

Основными в современном строительстве являются 3 способа погружения шпунта:

  1. Погружение забивкой ;
  2. Статическое вдавливание.

Погружение забивкой

Этот способ использовался еще для забивки первых свай в строительном деле. Основным достоинством является его технологическая простота и доступность всего необходимого оборудования.

К минусам стоит отнести необходимость в мощных и энергозатратных установках. Также при работе такого оборудования производится сильный шум и высокое ударное воздействие на грунт.

Полезный совет

Все вибрационные нагрузки оказывают негативное влияние на состояние соседних построек, создавая трещины в фундаменте и стенах.

В случае, если шпунт попадет на какое-то препятствие при забивке ударным способом, то он может деформироваться, а вместе с ним и крепежный замок шпунта.

Вибропогружение шпунта

Вибропогружение шпунта более экономичный вариант в плане энергозатрат. Также уровень создаваемого шума и вибраций заметно ниже, чем у ударной технологии. Что положительно сказывается на возможности проведения работ рядом с жилыми зданиями и охраняемыми объектами культуры.

Но сам механизм погружения под воздействием вибрации делает невозможным использование такой техники рядом с тоннелями метрополитена или крупных трубопроводных и иных магистралями.

Статическое вдавливание шпунта

Самая современная технология это статическое вдавливание шпунта Ларсена.

Отличный вариант при необходимости проведения работ в густозаселенном районе крупных городов или рядом с архитектурными памятниками.

Особенно этот метод будет актуален в зонах с ветхими зданиями, оползневых зонах, где любое ударное воздействие может привести к чрезвычайной ситуации.

Шпунтовое ограждение котлована в Шереметево, выполненное специалистами «АрктикГидроСтрой»

Шпунтовое ограждение в г. Москва, выполненное специалистами «АрктикГидроСтрой»

Шпунтовое ограждение котлована из шпунта Ларсена с распорами, выполненное специалистами «АрктикГидроСтрой»

Вдавливание шпунта, выполненное специалистами «АрктикГидроСтрой»

Вибропогружение трубы и шпунтовых свай при строительстве временнного моста, выполненное специалистами «АрктикГидроСтрой»

Достоинства метода статического вдавливания

Основные плюсы использования при погружении шпунтовых свай метода вдавливания являются:

  • Подходит для работы рядом с жилыми домами и объектами культуры;
  • Возможность проводить работы рядом с крупными трубопроводами и линиями метро из-за полного отсутствия вибрации и ударных нагрузок на грунт;
  • Высокая скорость возведения заграждения и экономия бюджета строительства;
  • Осадка всего заграждения проходит равномерно, как и процесс погружения в грунт;
  • Использование современной спецтехники позволяет вести контроль погружения в режиме онлайн и вносить необходимые коррективы;
  • Данная технология является дружелюбной по отношению к окружающей среде;
  • Итоговая несущая способность всех свай, которые были установлены методом статического вдавливания выше в среднем на 10%, чем у свай установленных классическим ударным способом.

Технология установки шпунта методом вдавливания

При статическом методе вдавливания шпунтовой сваи, её устанавливают на планируемое место погружения, после чего гидравлическим приводом вдавливают в землю. Современная техника позволяет оказывать давление от тонны до нескольких десятков тонн.

За счет малой площади в сечении шпунтовая свая гораздо легче врезается в грунт, чем классическая железобетонная.

Полезный совет

Погружение шпунта методом вдавливания позволяет избежать ограничений при работе около жилых построек из-за полного отсутствия вибрации и шума. Что особенно актуально при проведении работ в черте крупных городов.

Смотрите на видео, как устанавливается шпунт в нашей компании:

Используемая техника и оборудование

Основной силой, которая используется во время процедуры погружения свай вдавливанием, является постоянная статическая нагрузка. Для таких целей используют сверх мощное строительное оборудование.

Все сваевдавливающие машины сконструированы по принципу бокового клинового захвата шпунта и погружения его в скважину, которая подготавливается заранее.

Современная электроника помогает вовремя скорректировать угол погружения шпунта и получить в итоге идеально ровный ряд свай. Также существует возможность создания шпунтовых заграждений круглой и угловой конфигурации.

Наибольшее распространение на рынке услуг по вдавливанию шпунтов получили несколько видов техники:

  • Гидравлическая сваевдавливающая установка (СВУ) TITAN DTZ В основном используется для создания свайного фундамента под здание. Максимальное усилие составляет 320 тс;

  • При работе в плотной городской застройке или необходимости организации большой свайной площади используют установку SUNWARD ZY J120, которая полностью бесшумная, экологически чистая и подходит для всех видов свай;

  • СВУ-В-6 это полностью самостоятельная и автономная установка, способная выполнить весь перечень работ со шпунтами и передвигаться к нужному месту установки.

Типы шпунтовых ограждений

На данный момент на рынке представлены следующие типы шпунтовых ограждений:

  • Шпунт Ларсена - это самый популярный на данный момент вид шпунтов. Технологически он представляет из себя металлический профиль различных форм, выполненный из высококачественного металла. Шпунты Ларсена бывают в форме желоба или имеют Z-образную форму. Боковые стенки имеют специальные закругления, которые выполняют роль замков для соединения отдельных шпунтов в цельную конструкцию. В итоге такие шпунты образуют прочную и монолитную стену, которая надежно защищает от обвалов и прочих происшествий;

  • Стандартный металлический шпунт- используется в случаях, если статическое вдавливание шпунта Ларсена выходит слишком затратным. После монтажа железные шпунты извлекаются из земли и могут быть повторно использованы, если не были повреждены при установке.

  • Бетонные шпунты - дороже железных, но после строительства они продолжают выполнять опорную функцию. Наиболее часто их используют при строительстве многоэтажных объектов.
  • Деревянные - уже практически не используются, так как не способны выдерживать высокие нагрузки и не могут быть использованы повторно.

Наши преимущества в устройстве шпунтового ограждения

Наши специалисты всегда готовы бесплатно проконсультировать вас по любому вопросу шпунтового ограждения, а также сориентировать в ассортименте шпунтовых свай.

Мы оказываем услугу по поставкам шпунтов б/у и извлечению уже использованных шпунтов Ларсена.

Мы накопили большой опыт по реализации самых разнообразных объектов любой сложности. Время начала работ от момента подачи заявки составляет 48 часов.

Ключевой особенностью сотрудничества с нашей компанией является то, что мы продаем шпунты Ларсена с возможностью обратного выкупа. Такая процедура поможет вернуть вам до 80% изначальной стоимости.

СТО-ГК "Трансстрой"-019-2007

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Шпунт типа "Ларсен". Применение в транспортном строительстве


Дата введения 2007-04-10

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН РОО "Научно-техническая ассоциация ученых и специалистов транспортного строительства", ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ОАО ЦНИИС)" (кандидаты техн. наук Н.А.Ефремов, Л.Н.Лосев, инженеры Д.М.Долганов, М.Б.Смирнов, Р.В.Ступников) по заказу ООО "Группа компаний "Трансстрой".

2 ВНЕСЕН Департаментом развития технологии и стандартизации ООО "Группа компаний "Трансстрой"

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ООО "Группа компаний "Трансстрой" распоряжением от 09 апреля 2007 г. N ГК/ПН-15.

4 СОГЛАСОВАН ОАО "ЛенморНИИпроект" (исх. N ОГС от 13.02.2007 г.), Ассоциация "Гидропроект" (исх. N 3.2.4-20/284 от 28.12.2006 г.), ОАО "СоюзморНИИпроект" (исх. N 8/17 от 11.01.2007 г.), "Подводречстрой-4" Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ (исх. N 264 от 28.12.2006 г.), ОАО "Трансмост" (исх. N 09/10-125 от 31.01.2007 г.), Департаментом капитального строительства ОАО "РЖД" (исх. N ЦУКСи-20/643 от 15.03.2007 г.)

5 Разработка стандарта организации предусмотрена статьей 13 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ .

6 Настоящий стандарт разработан в соответствии с СТО-ГК "Трансстрой"-002-2006 "Правила построения, изложения и обозначения при разработке стандартов организации Группы компаний "Трансстрой".

7 В настоящем стандарте использованы ТУ 14-102-8-03*, профили "LARSSEN" фирмы "HOESCH" (Германия) и "ESP VL" фирмы "NIPON STEEL" (Япония).
________________
* ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, не приводятся. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

8 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГУП "Стандартинформ" 11.04.2007 г. N 200/103119 и ООО "Группа компаний "Трансстрой" 24.04.2007 г. N ГК/ 218.

9 ДЕРЖАТЕЛЬ ПОДЛИННИКА - ООО "Группа компаний "Трансстрой"

10 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на производство работ по строительству капитальных и временных транспортных сооружений различного назначения из шпунта типа "Ларсен" по ТУ 14-102-8-03 "Шпунт Л5-У. Нижнетагильский металлургический комбинат (НТКМ)".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ Работы погрузо-разгрузочные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.

ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.

ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.

ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств.

СНиП II-23-81 Стальные конструкции.

СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты.

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты.

СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии.

СНиП 3.07.02-87 Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения.

СНиП 12-01-2004 Организация строительства.

СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

СП 53-101-98 Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций.

ВСН 34-91 Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений.

ТУ 14-102-8-03 Шпунт Л5-У. Нижнетагильский металлургический комбинат (НТКМ).

При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты".

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анкерная крепь: Крепь из металлических стержней, расположенных в грунтовом массиве, скрепляющая и удерживающая грунты от обрушения.

3.2 анкерная свая (плита): Свая (плита), закрепленная в грунтовом массиве и служащая для удерживания шпунтовой стенки и анкерной крепи.

3.3 больверк: Шпунтовая стенка морского или речного причального сооружения в виде забитых шпунтовых свай, связанных поверху специальной конструкцией.

3.4 вибропогружатель: Строительная машина виброударного действия для погружения шпунтовых свай в грунтовый массив.

3.5 грунтовый массив: Массив грунта, обеспечивающий общую устойчивость шпунтовой стенки по схеме глубинного сдвига и вращательного перемещения.

3.6 заанкерованная шпунтовая стенка: Стенка из шпунтовых свай, снабжённых одним или несколькими ярусами анкерной крепи.

3.7 незаанкерованная шпунтовая стенка: Стенка из шпунтовых свай без анкерной крепи.

3.8 свайный молот: Строительная машина ударного действия для забивки шпунтовых свай в грунтовый массив.

3.9 шпунтовые работы: Совокупность технологических операций (работ), выполняемых со шпунтовыми сваями при возведении шпунтовой стены.

3.10 шпунтовая свая (шпунтина): Отдельный монтажный элемент шпунтовой стены, стальной шпунт типа "Ларсен".

3.11 шпунтовая стена: Сплошная тонкая вертикальная или наклонная стена из забитых в грунт шпунтовых свай (шпунтин); предназначена для восприятия, в основном, горизонтальных нагрузок и, прежде всего, давления находящегося за ней грунта.

3.12 ПОС: Проект организации строительства.

3.13 ППР: Проект производства работ.

4 Классификация (Основные параметры и размеры)

4.1 Стенка из стального шпунта типа "Ларсен" с анкерным креплением (рисунок 1) предназначена для удерживания грунтового массива от сдвига или его вращательного перемещения. Стенка состоит из шпунта типа "Ларсен", "шапочного" или колесоотбойного бруса, распределительной балки, анкерных тяг и анкерных свай.

Рисунок 1 - Шпунтовая стенка из шпунта "Ларсен" с анкерным креплением

Рисунок 1 - Шпунтовая стенка из шпунта "Ларсен" с анкерным креплением

1 - массив грунта; 2 - шпунт типа "Ларсен"; 3 - шапочный брус; 4 - распределительная балка; 5 - анкерная тяга; 6 - анкерная свая

4.2 Заанкерованная стенка из шпунта типа "Ларсен" снабжена анкерными устройствами, препятствующими перемещению верхнего конца шпунта. Конструкция заанкерованной стенки может иметь один или несколько ярусов анкеров.

Глубина забивки и сечение шпунта, конструкция анкерной крепи, анкерных свай и число ярусов анкеров принимается в соответствии с проектом.

Наиболее распространены стенки из шпунта типа "Ларсен" с одним ярусом анкеров, возводимые при глубине водотока 5-14 м.

4.3 Безанкерная стенка (рисунок 2) имеет более простую конструкцию. Стенка состоит из забитого в грунт ряда шпунтин, верх которых объединён шапочным брусом.

Свободную высоту безанкерной стенки и глубину забивки шпунта определяют расчётами, в соответствии с требованиями проекта. В ординарных условиях свободная высота безанкерной стенки не превышает 6,5 м.

Рисунок 2 - Шпунтовая стенка из шпунта типа "Ларсен"

Рисунок 2 - Шпунтовая стенка из шпунта типа "Ларсен"

1 - массив грунта; 2 - шпунт типа "Ларсен"; 3 - шапочный брус

4.4 Шпунт изготавливают длиной от 6 до 24 м. Для производства шпунта используют углеродистую сталь с пределом текучести до 420 МПа и нормируемой ударной вязкостью при температуре минус 40 °С.

4.5 Шпунт изготавливается на Нижнетагильском металлургическом комбинате.

4.6 Сортамент и характеристики шпунта типа "Ларсен" и шпунтовых стен приведены в приложении А.

4.7 Отечественные шпунтовые стенки, выполненные из горячекатаного корытного шпунта типа "Ларсен", не уступают аналогичным зарубежным профилям "LARSSEN" фирмы "HOESCH" (Германия) и "ESP VL" фирмы "NIPON STEEL" (Япония), что подтверждают результаты сравнительного анализа, приведенные в Приложении Б настоящего Стандарта.

4.8 Сравнительные характеристики шпунтовых стен из шпунта типа "Ларсен" приведены в приложении Б.

5 Транспортирование и хранение шпунта, анкерных тяг и свай

5.1 Шпунт типа "Ларсен", анкерные тяги и сваи могут перевозиться транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте конкретного вида.

5.2 В пределах акватории шпунт типа "Ларсен", анкерные сваи и тяги следует транспортировать на палубных баржах, понтонах, имеющих необходимую плавучесть и остойчивость, проверенных расчетом на восприятие сосредоточенных нагрузок от массы шпунта. Разрешается транспортировка шпунта на палубе плавкранов на расстояние до 4 км по защищенной от волнения акватории.

5.3 Транспортирование и хранение шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай в части воздействия климатических факторов внешней среды должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150-69 . Допускается хранение шпунта, анкерных свай и тяг на открытом воздухе.

5.4 Шпунт типа "Ларсен" допускается хранить в штабелях, высота которых исключает остаточные деформации конструкций.

5.5 При хранении, погрузке, транспортировке и разгрузке шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай должны применяться подкладки и строповочные устройства, исключающие остаточные деформации и повреждения замков и обеспечивающие сохранность их формы.

5.6 При хранении шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки конструкций. По желанию заказчика могут быть нанесены следующие типы маркировки:

- цветные маркировки в голове каждой шпунтины, определяющие профиль, длину и марку стали;

- наклейки, содержащие название заказчика, место назначения, номер заказа, тип и длину профиля.

5.7 Размеры проходов и проездов в месте хранения конструкций между штабелями или отдельными конструкциями должны соответствовать требованиям строительных норм.

6 Приемка, подготовка и складирование шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай

6 Приёмка, подготовка и складирование шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай

6.1 Каждая партия шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай, поступившая на строительную площадку, должна сопровождаться документацией (паспортом) согласно требованиям СНиП 12-01-04 , ВСН 34-91 , ГОСТ 7566-94 , ТУ и иметь сертификаты соответствия, отвечающие требованиям Федерального Закона "О техническом регулировании" (N 184-ФЗ, глава 4).

6.2 Документ (паспорт) о качестве шпунта типа "Ларсен", анкерных тяг и свай должен содержать:

- наименование предприятия-изготовителя, его адрес и товарный знак;

- обозначение шпунта, анкерных свай и тяг;

- номер паспорта и дату его составления, информацию о марке стали шпунта, анкерных тяг и свай;

- параметры изделий;

- тип антикоррозийного покрытия и его характеристики;

- количество поставленных изделий;

- паспорт, подписанный начальником ОТК или другим ответственным представителем предприятия-изготовителя;

К документу о качестве прилагаются:

- исполнительные чертежи отгружаемых изделий;

- ведомость документов о качестве материалов, применяемых для изготовления изделий;

- копии или номера дипломов (удостоверений) о квалификации газорезчиков и сварщиков, изготовивших изделия;

- ведомость результатов контроля качества сварных соединений в изделиях.

6.3 Допускаются к приемке шпунт и анкерные тяги, если их размеры и формы профилей отличаются от проектных в пределах, указанных в соответствующих ТУ и нормативных документах.

6.4 Защитное антикоррозийное покрытие шпунта анкерных тяг и анкерных свай должно иметь не более двух отслоений площадью поверхности до 20 см на 1 м. Отклонения по толщине защитного покрытия не должны превышать ±10%. При проверке качества защитных покрытий рассматриваются документы, характеризующие составляющие компоненты в отношении соблюдения сроков их годности.

6.5 Для электрической сварки шпунта, анкерных тяг и свай на строительной площадке следует применять сварочные материалы в соответствии с требованиями проекта и СНиП II-23-81 .

6.6 Сварные соединения надлежит выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 14771-76 .

6.7 Сварочные стыки шпунта типа "Ларсен" выполняют в соответствии с проектом из условия обеспечения равнопрочности стыкового соединения основному сечению. Сварочные стыки соседних шпунтин допускается иметь не ближе 2 м один от другого, при этом напряжения на данном участке не должны превышать 50% расчётных.

6.8 Перед погружением на всех шпунтинах проверяют геометрические размеры замковых соединений, прямолинейность формы и возможность взаимного беспрепятственного прохождения соседних замковых соединений.

6.9 Геометрические размеры замков шпунта рекомендуется проверять на стенде и с применением шаблонов длиной не менее 2 м. Выявленные дефекты замков шпунта типа "Ларсен" (изгибы, вмятины) надлежит исправлять механической правкой. Для одной шпунтины допускается замена одного дефекта замка на участке длиной не более 0,5 м.

6.10 На каждой шпунтовой свае должен быть нанесён несмываемой краской порядковый номер, указана длина и глубина погружения сваи в грунт по проекту.

6.11 Шпунт типа "Ларсен" обычно поставляется без монтажных отверстий. При необходимости шпунтовые сваи могут быть снабжены монтажными отверстиями по центральной линии сваи. Монтажное отверстие шпунтовой сваи типа "Ларсен" стандартного размера имеет диаметр 50 мм и выполнено в 250 мм от торца на продольной оси корытного профиля.

6.12 Все подъёмно-транспортные операции надлежит выполнить в соответствии с требованиями ППР, соблюдая меры предосторожности против повреждения антикоррозийного покрытия, замков и возникновения прочих дефектов элементов конструкции.

Перевод элементов шпунтовых стен из горизонтального положения в вертикальное должен осуществляться с помощью траверс.

6.13 Места складирования запаса элементов необходимо выбирать возможно ближе к копрам или кранам. Элементы следует перекладывать в штабели с таким расчётом, чтобы не производить перекантовку при строповке.

Места складирования элементов шпунтовой стены должны быть удобными для проезда кранов и транспортных средств и производства погрузо-разгрузочных работ.

7 Подготовительные работы

7.1 Сооружения с применением шпунта типа "Ларсен" следует возводить в соответствии с требованиями рабочей документации, СНиП 3.01.01-85 , СНиП 12-01-04 , ВСН 34-91 , ПОС, ППР, а также настоящего стандарта организации. Все отступления от проектной документации должны быть предварительно согласованы с проектной организацией.

7.2 Погружению шпунта типа "Ларсен" должно предшествовать выполнение и принятие по акту следующих работ:

- проверка наличия комплекта проектно-сметной документации на объекте; ознакомление ИТР и рабочих с проектной документацией по возведению шпунтовой стены и ППР;

- разбивка и закрепление главных осей сооружения, вынос в зону работ высотного репера, создание строительной сети, закрепление в натуре границ строительной площадки;

- приёмка (входной контроль) шпунта типа "Ларсен" и других элементов шпунтовой стены и соответствующая подготовка их к погружению;

- подготовка и опробование механизмов и машин (грузоподъёмных средств, молотов, вибропогружателей) и вспомогательных устройств (шаблонов, направляющих, кондукторов), предусмотренных к использованию на строительстве шпунтовой стены;

- промеры глубин на строительстве причального сооружения в зоне возведения шпунтовой стены с целью проверки соответствия подводного откоса проекту и уточнения объема работ по засыпке застенного пространства. В случае значительного отклонения фактического профиля откоса от проектного необходимо привести его в проектное положение дополнительной разработкой или досыпкой грунта;

- подготовка грунтового основания (снятие и складирование растительного слоя), обследование (в том числе геофизическими методами и т.п.) грунтового массива на наличие камней и валунов в створе погружения шпунта и анкерных свай (если они приняты в проектной документации в виде стальных труб);

- водолазное обследование дна акватории у причала с целью выявления и удаления предметов, которые могут препятствовать погружению шпунта и анкерных свай;

- устройство в соответствии с ППР подъездных дорог, площадок складирования, линий электроснабжения, наружного освещения строительной площадки, служебно-бытовых помещений и спасательного поста.

7.3 При возведении шпунтовой стены в морских условиях, на реке или другом водном объекте дно акватории обследуют силами водолазов или иными методами: подводными телевизионными установками и тому подобным оборудованием. В случае обнаружения каких-либо предметов, препятствующих погружению шпунта в грунт, выполняют мероприятия по устранению этих препятствий.

7.4 Пробное погружение и извлечение шпунта типа "Ларсен" (если оно предусмотрено в проекте) выполняют по программе, составленной проектной организацией, с целью отработки технологии производства работ, уточнения конструкции строповочных устройства, кондукторов, шаблонов, режима работы основного и вспомогательного оборудования, определения длины и несущей способности свай типа "Ларсен".

8 Выбор оборудования для погружения шпунта и анкерных свай

8.1 Способ погружения шпунтовых свай типа "Ларсен" и применяемое оборудование должны соответствовать решениям ПОС, ППР и проектной документации для данного сооружения и указаниям настоящего Стандарта. Погружающее оборудование следует выбирать, руководствуясь принятым методом производства работ, указаниями проектной документации, местными технологическими и природными условиями настоящего раздела Стандарта.

8.2 Комплект оборудования для возведения шпунтовой стены выбирают на основе результатов анализа исходных данных, основными из которых являются:

- назначение шпунтовой стенки, требования к обеспечению её безопасности, временные и эксплуатационные нагрузки;

- инженерно-геологические условия на площадке строительства;

- характеристики шпунтовых свай типа "Ларсен", в том числе длина, площадь поперечного сечения;

- гидрометеорологические условия (глубина воды, скорость течения, колебания уровня воды, роза ветров, защищённость акватории от волнения);

- местные технические условия (наличие оборудования, электроэнергии, транспортных путей и т.п.);

- принятая технология производства работ (последовательность забивки шпунта, время выполнения работ и т.п.).

8.3 При возведении сооружений, содержащих шпунтовые стены, шпунт типа "Ларсен" погружают в грунт молотами или вибропогружателями. Допускается также комбинированная схема погружения шпунта в грунтовый массив (вибропогружение с добивкой молотом).

8.4 Тип молота для забивки шпунта типа "Ларсен" и анкерных свай следует выбирать в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87 (Приложение 5) и Приложения В настоящего Стандарта.

Тип вибропогружателя для погружения шпунта типа "Ларсен" и анкерных свай следует выбирать в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87 (Приложение 6) и Приложения Г настоящего Стандарта.

8.5 Критерием правильности выбора погружающего механизма является успешное пробное погружение не менее трех шпунтовых свай типа "Ларсен" в наиболее характерных пунктах площадки возведения сооружения.

8.6 В случае тяжелых условий погружения шпунтовых свай типа "Ларсен" и анкерных свай (отказ при забивке менее 0,2 см или скорость вибропогружения менее 2 см/мин) необходимо осуществлять дополнительные мероприятия, облегчающие погружение шпунта, в том числе подмыв шпунтовых свай, устройство грунтовой прорези.

9 Погружение и извлечение шпунта и анкерных свай

9.1 Шпунт типа "Ларсен" при возведении шпунтовой стенки сооружения следует погружать с применением направляющего устройства, конструкцию которого разрабатывают в зависимости от типа сооружения, местных условий, ПОС и ППР.

В качестве направляющей при сооружении шпунтовой стены рекомендуется использовать устройство (рисунок 3) в виде двух параллельных балок, расставленных на расстояние (Приложение А) плюс зазор не более 0,01-0,02 м. Балки направляющих изготавливают из профильной стали и крепят болтами к уже забитым шпунтовым сваям, а спереди - к временным вертикальным сваям или специальным переставным опорам.

Рисунок 3 - Инвентарные подмости-кондуктор для забивки шпунта типа "Ларсен"

Рисунок 3 - Инвентарные подмости-кондуктор для забивки шпунта типа "Ларсен"

1 - направляющие шпунтины; 2 - маячные сваи; 3 - забитый шпунт типа "Ларсен", 4 - деревянные предохранители; 5 - деревянные подмости, 6 - перильное ограждение; 7 - крепление направляющих

Рисунок 4 - Устройство для защиты анкерных тяг и шпунта и направляющий экран для отсыпки каменной призмы

Рисунок 4 - Устройство для защиты анкерных тяг и шпунта и направляющий экран для отсыпки каменной призмы

1 - шпунт типа "Ларсен"; 2 - распределительный пояс; 3 - анкерная тяга; 4 - защитная конструкция; 5 - направляющий экран; 6 - деревянные насадки; 7 - анкерная свая

Плавучие направляющие, как правило, закрепляются не менее чем на четырёх прикольных сваях. Величина их предельного перемещения не должна превышать 0,02 м.

Если длина шпунтовой сваи типа "Ларсен" при забивке превышает в два раза расстояние от дна акватории до направляющих, их устраивают в два и более яруса. Расстояние между ярусами принимают не менее 3 м.

Для обеспечения сохранности антикоррозийного покрытия каждую шпунтовую сваю при погружении надлежит оснащать переставными обрезиненными роликами.

9.2 Шпунтовые сваи типа "Ларсен", как правило, погружают захватками. Длина захватки зависит от производительности оборудования и гидрологических условий на площадке строительства и определяется в проектной документации.

9.3 При погружении первой шпунтовой и анкерной сваи необходимо особое внимание уделять соблюдению вертикальности или заданного наклона. Правильность забивки шпунтовой и анкерной сваи контролируют в двух плоскостях и в последующем контроль повторяют не реже, чем через каждую вторую шпунтину или анкерную сваю.

9.4 При наличии слабых грунтов в грунтовом массиве и в основании шпунтовой стенки возможен уход ранее погруженной шпунтовой сваи ниже проектной отметки. Для предотвращения этого явления шпунтины, погруженные до проектных отметок, рекомендуется объединять с помощью сварки.

9.5 Более мощное оборудование для забивки шпунта или дополнительные средства, например, подмыв, следует применять, если шпунтина не достигает проектной отметки. При этом предпочтение следует отдавать молоту с более тяжёлой ударной частью.

9.6 При погружении шпунта и анкерной сваи вибропогружателем необходимо обеспечить жесткую и постоянную связь шпунтины и вибромашины. Для погружения шпунтовых свай типа "Ларсен" предпочтение следует оказывать вибропогружателям с гидравлическими наголовниками.

9.7 В процессе вибропогружения шпунта следует осуществлять контроль за положением каната и крюка крана, на котором подвешен вибропогружатель.

При работе с вибропогружателем, оснащенным амортизатором, скорость спуска крюка крана должна исключать зависание вибромашины.

При работе с вибропогружателем без амортизатора скорость спуска крана не должна являться причиной торможения погружения шпунтовой сваи.

9.8 При погружении шпунтовых свай типа "Ларсен" вибропогружателем, снабжённым амортизатором, недопогружение шпунтин может быть устранено путём одно-двукратного подъёма шпунтины на 0,5-1 м и последующего погружения.

Если недопогружение вызвано встречей шпунта с препятствием, процесс погружения следует прекратить и решать вопрос совместно с представителем проектной организации.

9.9 При производстве работ по погружению шпунтовых свай типа "Ларсен" и забивке анкерных свай следует вести журнал погружения шпунтовых и анкерных свай. По данным журнала составляется сводная ведомость погружения шпунта. К журналу следует прилагать плановые и профильные схемы проектного и фактического положения шпунтовой стены и анкерных свай.

9.10 Срезку шпунтовых свай допускается проводить только с разрешения представителя авторского надзора и (или) заказчика, о чем в журнале производства работ должна быть произведена соответствующая запись.

9.11 Забивку шпунтовых свай и анкерных свай молотами и их погружение вибропогружателями следует производить с применением специальных наголовников в виде распределительных плит, снабжённых в верхней части кольцевой обоймой для размещения в ней амортизатора, а в нижней части - системой выступов для фиксации головы шпунтовой сваи и определения положения относительно молота.

Наголовник предназначен для равномерного перераспределения нагрузки на шпунтовую сваю при ударе молота и для смягчения ударного импульса.

9.12 Плановые размеры плиты наголовника и её нижняя поверхность должны обеспечивать плотный контакт с торцовой поверхностью шпунта по всей площади.

9.13 Амортизатор изготавливают из цельного бруска ствола дерева, из резины или набирают по высоте из отдельных элементов квадратного сечения.

Ориентировочный срок службы амортизатора из твердых пород древесины - до 8000 ударов, и до 5000 ударов при его выполнении из сосны.

9.14 Минимальный отказ шпунтовой и анкерной сваи при забивке должен составлять 0,2 см, но не менее приведенного в паспорте фирмы-изготовителя молота и в инструкции по его эксплуатации.

9.15 Подмыв облегчает условия погружения шпунтовых и анкерных свай до проектных отметок. Этот метод допускается к применению на площадке строительства, если расстояние между шпунтовой стенкой и существующими сооружениями составляет не менее двукратной глубины погружения шпунтовых свай.

9.16 Применение подмыва наиболее эффективно в сочетании с вибропогружением шпунтовых свай. Параметры подмыва следует определять на основе соответствующих гидравлических расчётов с учётом скорости размыва грунта и расхода воды для его гидротранспорта.

9.17 Для извлечения шпунтовых свай типа "Ларсен" рекомендуется применять краны грузоподъёмностью 500 кН и более, краны, оснащенные вибропогружателями, шпунтовыдергиватели ударного действия, молоты двойного действия.

Рекомендуется также комбинированный способ выдергивания шпунтовых свай типа "Ларсен" в сочетании с подмывом.

9.18 Сопротивление грунта при выдергивании шпунтовых свай типа "Ларсен" слагается из сопротивления в замках, веса шпунта и трения по боковой поверхности и в замках.

Эффективность выдергивания шпунта повышается при предварительном промачивании грунтового массива на участке работ.

10 Водоотвод и устройство дренажа

10.1 Для повышения надежности работ на этапах возведения и эксплуатации шпунтовых стен должен выполняться комплекс мероприятий по организации отведения поверхностных и грунтовых вод с площадки строительства.
автоматически обновлена

Шпунт Ларсена используется в промышленном строительстве на протяжении более сотни лет. Компактный профиль с округлыми кромками в форме желоба представляет собой металлическую сваю для укрепления разнообразных строительных конструкций, превышающих ее во много раз. Шпунты надежно соединяются замками, обеспечивая герметичность, а устойчивость к коррозии и прочность делает их незаменимым элементом в строительстве.

Для забивки шпунтов используются различные технологии , такие как:

Выбор конкретной технологии определяется геофизическими особенностями и местоположением стройплощадки.

Технологии забивки шпунтов

Вибрационный и виброударный способы

Шпунтовое ограждение такими способами производят на песчаных и мягких грунтах при помощи вибропогружателей (электромеханических машин вибрационного действия).

Ограждение котлована вибрационными методами забивки наиболее эффективно на водонасыщенных несвязных грунтах. Более универсальный виброударный метод погружения осуществляется при помощи вибромолотов, в зависимости от вида привода они бывают с двигателем внутреннего сгорания, пневматические, электрические, гидравлические.

Вдавливание и вибровдавливание

Установки, воздействующие на сваю массой или одновременно и массой, и вибрацией, обычно состоят из двух механизмов, которые оборудованы опорной плитой, наголовником, направляющей рамой, передающими давление и вдавливающим полиспастом. Плюсом такого способа является легкость монтажа на стройплощадке, а минусом – малая маневренность и, следовательно, низкая производительность.

Более эффективным оказывается метод вибрационного вдавливания шпунтов. Воздействие вибропогружателя и лебедки агрегата приводит к погружению шпунта Ларсена за счет массы вибропогружателя, собственной массы, массы трактора, которая передается на сваю вдавливающим канатом. Одновременно с этим на шпунт воздействует вибрация от низкочастотного погружателя с подрессорной плитой.

Смотрите так же:

Погружение шпунтов завинчиванием

Этот метод наиболее эффективен для создания фундаментов для мачт линий электропередач, он осуществляется при помощи механизмов, оснащенных четырьмя выносными опорами (аутригерами), приводом вращения и наклона, гидросистемой, пультом управления и вспомогательным оборудованием.

Эти машины втягивают винтовую сваю вместе с инвентарной металлической оболочкой внутрь и погружают ее в грунт под заданным углом. Вращение во время погружения комбинируется с осевым усилием.

Технология погружения подмывом

Перед началом погружения грунт взрыхляется и отчасти вымывается струями воды из укрепленных на шпунте трубок. В этом случае у острия сваи уменьшается сопротивление грунта, стальной шпунт размывается водой. При необходимости подмывные трубки располагаются сбоку или по центру, при боковом расположении они могут быть деформированы или заполнены грунтом.

При этой технологии важно контролировать равномерность размыва, чтобы шпунты не отклонялись от проектного положения. Вода в трубки подается под давлением от 0,5 МПа. Эта технология неприменима при угрозе просадки построек, находящихся поблизости.

Нормативные документы

Как и все остальные строительные процессы, забивка шпунтов выполняется в полном соответствии с нормативными документами, в которых описаны основные правила по проведению и приемке работ. Организация процесса погружения шпунтов в обязательном порядке должна быть описана в технологической карте и ППР – проекте на производство работ, который детально изложен в СНиП 3.01.01 - 85 и вспомогательном пособии к этому документу.

Значительное количество справочников, нормативов и законов представлено на портале «Помощь по ГОСТам » (сайт гостхелп ру).

Наиболее востребованными при составлении сметы , проектной документации, ведения журналов являются:

  • СНиП 3.02.01 - 87 и СП 45.13 330-2012 «Земляные сооружения, фундаменты и основания»
  • СП 50.101-2004 «Проектирование и устройство фундаментов и оснований зданий и сооружений» и другие документы

Необходимо отметить, что производство шпунта Ларсена и шпунтовых ограждений должно выполняться в полном соответствии с ГОСТом Р 53 629-2009 , в котором указаны все стандарты, параметры материалов, оборачиваемость изделия.

На данной странице приведена информация о шпунте Ларсена. Вы узнаете области применение данного металлопроката, его разновидности и технические характеристики. Мы рассмотрим технологию обустройства шпунтового ограждения и спецтехнику, используемую для погружения шпунта .

Лучшим способом защитить котлован на стройплощадке от оползней и воды, или, наоборот, укрепить берега водоема является погружение шпунта Ларсена.

Информация о шпунтах

Строительная арматура может использоваться на различных типах грунтов – вязких, илистых, глинистых, мелкозернистых. Для изготовления металлических шпунтов используется прочная сталь с высоким содержанием углерода, а для усиления несущих конструкций и устойчивости к коррозии, применяется материал с добавками меди.

Пластиковые шпунты, изготовленные из поливинилхлорида, обладают большой долговечностью и экологичностью, кроме того, ограждения из них дешевле, чем металлические или железобетонные. Среди преимуществ шпунта Ларсена – удобство и простота монтажа, не требующие использования значительной рабочей силы.

Видео погружения шпунта Ларсена


С прочными замками используется для возведения мостов, опор, берегоукрепления. Профиль Л5, обладающий большей прочностью, способен выдерживать мощное давление за счет крепкого сцепления свай, служит для предотвращения движения земляных пластов или оползней. Шпунт Л5 УМ обеспечивает более надежное соединение шпунтовых свай. Для отдельных работ является более выгодным и экономичным профиль чешского производства VL 606. Другим вариантом рационального подхода является использование шпунта б/у, который прошел отсортировку и дефектацию, и за счет своих высоких технологических свойств пригоден к многократному использованию.

Смотрите так же:

Шпунт Ларсена Л4 технические характеристики

Производством шпунта Ларсена модели Л4 на территории СНГ занимаются две организации - Российская горно-металлургическая компания и Украинская фирма "ДМК". Л4 - один из наиболее распространенных типов шпунта, который, в том числе, широко представлен на вторичном рынке.

Важно : данный шпунт изготавливается из стали марки СТ3КП, реже - 16ХГ. У шпунта Л4 есть аналог, обладающий идентичными техническими характеристиками - VL606 из стали S270GP (производства чешской компании "Евраз").

Рис

Длина шпунта Л4 варьируется в диапазоне от 5 до 23 метров, конструкция имеет следующие характеристики:

  • Полезная ширина профиля (между боковыми замками) - 40 см;
  • Вес 1 погонного метра шпунта - 74 кг;
  • Вес 1 кв. м. - 185 кг;
  • Толщина наклонных граней (s) - 9.5 мм;
  • Толщина центрального профиля (t) - 14.8 мм;
  • Величина сопротивления одиночного шпунта - 405 см3/м;
  • Величина сопротивления 1 п.м. шпунтовой стенки - 2200 см3/м;
  • Сила инерции 1 п.м. шпунтовой стенки - 38 837 см/м.
  • Номинальная прочность стенки - 518 кН/м.


Рис

Шпунт Ларсена Л5 технические характеристики

Производители шпунта Ларсена марки Л5 на территории СНГ - Российская горно-металлургическая компания и Украинский завод "ДМК". Зарубежный аналог - VL607, чешской фирмы "Евраз". Шпунт Л5 изготавливается из стали СТ3КП, он широко распространен на первичном и вторичном рынке.

Важно : Л5 является усиленной версией шпунта Л4, он обладает увеличенной толщиной центрального профиля и наклонных стенок, за счет чего достигается большая устойчивость шпунтовой стенки в грунте.

Технические характеристики шпунта Л5:

  • Длина - от 5 до 24 м;
  • Полезная ширина профиля (между боковыми замками) - 420 см;
  • Вес 1 погонного метра шпунта - 100 кг;
  • Вес 1 кв. м. - 238 кг;
  • Толщина наклонных граней (s) - 113 мм;
  • Толщина центрального профиля (t) - 21 мм;
  • Величина сопротивления одиночного шпунта - 461 см3/м;
  • Величина сопротивления 1 п.м. шпунтовой стенки - 2962 см3/м;
  • Сила инерции 1 п.м. шпунтовой стенки - 50950 см/м.
  • Номинальная прочность стенки - 698 кН/м.

Рис

Шпунт Ларсена ГОСТ

Отдельного государственного стандарта качества в России на шпунт Ларсена не существует, номинально данный металлопрокат попадает под требования ГОСТ № 4781-85 "Профили стальные горячекатаные для шпунтовых свай", однако производство шпунта Ларсена ведется в соответствии с техническими условиями:
  • ТУ №14-2-879-89 "Прокат металлический горячекатаный шпунтовой Ларсен";
  • ТУ №14-102-147-93 "Шпунт Ларсена Л5 корытообразного типа".

Важно : требования к стали, из которой изготавливается шпунтовый профиль, приведены в ГОСТ №27772 "Прокат для строительных металлических конструкций", согласно которому для производства шпунта может использоваться сталь, обладающая классом прочности 320, 270 и 240.

Маркировка шпунта, технология отбора образцов для химического анализа металла и правила его приемки указаны в ГОСТ №7566 "Металлопродукция".

Проверка устойчивости шпунта к растягивающему давление осуществляется согласно ГОСТ №1497, к сгибающему давлению - по ГОСТ №14019, к ударным нагрузкам на изгиб - по ГОСТ №9454.


Рис

Используемая техника

Для погружения шпунта Ларсена привлекаются копровые установки , оборудованные навесными дизельными молотами либо вибропогружателями .

Важно : копровые установки представляют собой самоходные машины на базе колесного либо гусеничного транспорта, которые укомплектованы лебедочным механизмом для подтягивания и поднятия шпунта, копровой мачтой - для фиксации шпунта в вертикальном положении, и погружающим устройством.

Наиболее распространена ударная забивка шпунта , которая осуществляется дизельными либо гидравлическими молотами. Забивка шпунта с помощью молотов - самая быстрореализуемая и дешевая в финансовом плане технология его погружения, однако не ее применение накладывается ряд ограничений - забивать шпунт нельзя в условиях плотной городской застройки из-за деструктивного воздействия процесса забивки на фундаменты рядом расположенных зданий.


Рис


В дизельных молота ударная часть опускается на погружаемую конструкцию в свободном падении, а ее поднятие в осуществляется за счет детонации топливной смеси в камере сгорания, энергия от которой подбрасывает боек вверх. Все дизель-молоты, в зависимости от формы корпуса и направляющих элементов, классифицируются на две группы - трубчатые и штанговые.




При использовании вибрационных механизмов шпунт погружается в грунт за счет прикладываемых к нему низкоамплитудных колебаний, под воздействием которых почва под шпунтиной разуплотняется и профиль опускается под своим весом и массой вибропогружателя .

Важно : вибрационное погружение шпунта отличается высокой продуктивностью - монтаж одного профиля длинной 9 метров при использовании среднечастотного вибропогружателя занимает не более 2-3 минут.

Технология вдавливания

Вдавливание шпунта Ларсена - одна из наиболее щадящих технологий его погружения. При ее реализации на фундаменты близстоящих зданий не передаются динамические нагрузки, которые возникают в процессе работы молотов, и не происходит разуплотнение почвы, что свойственно вибропогружению.

Копровые установки , имеющиеся у нас в штате, позволяют быстро и качественно осуществлять забивку шпунта. Обращайтесь, мы готовы дать консультацию по любому вопросу.

Наша компания занимается забивкой свай -











Шпунтовое ограждение применяется для укрепления и упрочнения склонов, котлованов, инженерных или гидротехнических сооружений. По сути, представляет собой прочную искусственную стену, которая предотвращает возможное смещение грунта. Может выдерживать большие нагрузки, не подвергается негативному влиянию влаги, перепадов температур и так далее. Широко применяется возле различных акваторий для защиты от подтопления строений.

Если необходимо вырыть котлован на нестабильных грунтах, то шпунтовое ограждение защитит от возможного смещения почвы

Для чего используется ограждение

В процессе возведения построек на неровных или нестабильных грунтах может происходить обрушение склона или стен котлована, сдвиги почвы, проникновение грунтовых вод на стройплощадку, что может повредить соседние строения. Чтобы обезопасить работников, технику и строительную площадку используются ограждения из шпунта. Они незаменимы в случаях, когда требуется провести укрепление грунта, особенно возле любых водоемов, чтобы защитить объекты от следующих ситуаций:

    размыва берегов;

    смывов и обвала пород;

    заиливания и обмеления;

    обрушения берегового откоса.

    обеспечить защиту от подвижек грунта .

Все подобные явления можно заблаговременно предупредить и защитить различные постройки, используя шпунты. Эта технология считается одной из лучших благодаря простоте и эффективности. Установка шпунтов занимает минимум времени, а само ограждение отличается высокой эффективностью, прочностью, сопротивлением любым типам нагрузки (растяжение, изгибы, статистика). Стоимость возведения стены ниже использования, например, буронабивных свай. Шпунты многоразовые, могут демонтироваться и использоваться на других объектах, что делает их экономически выгодными.

Шпунты изготавливаются из высокопрочного металла и могут применяться много раз

Сфера применения

Шпунты – это самое эффективное, быстровозводимое и экономичное ограждение, поэтому такая конструкция применяется повсеместно. Это может быть шпунтовое ограждение котлована, что позволяет создавать водонепроницаемые и абсолютно герметичные стены. Может применяться для укрепления подъездных дорог на загородный участок, насыпей, склонов. Широко применяется в качестве укрепления и обустройства набережных и береговых линий.

Часто ограждение используется для обустройства гидротехнических объектов. В определенных случаях применяется для качественной защиты коммуникаций. С его помощью можно обустроить ограждения свалок, коллекторы сточных вод и так далее.

При строительных работах возле воды, шпунтам зачастую нет альтернативы

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Устройство ограждения из шпунта

Ограждение представляет собой отдельные элементы (шпунтовые сваи), которые собираются в одну конструкцию. С боков всех элементов находятся пазы, которые позволяют легко и быстро их соединять в одну конструкцию.

Сваи могут делаться из различных материалов, которые отличаются долговечностью и характеристиками:

    Пластиковые . Делаются из композитов и ПВХ, многоразового использования, однако в большинстве случаев устанавливаются в качестве постоянных элементов ограды береговых объектов. Они считаются недорогими, однако являются не очень прочными.

    Железобетонные . Устанавливаются только один раз. Отличаются энергозатратной установкой, не выгодным демонтажем. Могут применяться в качестве дополнительного укрепления фундамента.

    Деревянные . Недорогой, но непрактичный вариант. Со временем гниют из-за влияния влаги, используются только раз. Не могут применяться как усиливающий каркас фундамента.

Шпунтовое ограждение может быть изготовлено из разных материалов, но не все они могут быть выгодными для использования

    Металлические . Самый экономичный, долговечный, универсальный и функциональный вариант. Производятся из легированных или высокоуглеродистых сталей. Многоразового применения, отличаются простотой монтажа, имеют небольшой вес, компактные, имеют высокие показатели на статические нагрузки, высокопрочные.

В большинстве случаев применяют профильный шпунт, однако существует и трубчатый из металла. Он представляет собой толстостенные трубы с большим сечением, которые внутри полые. Имеют высокую несущую способность и очень устойчивы. Применяют на нестабильных грунтах, где отмечаются сильные нагрузки на конструкцию. Могут комбинироваться с профильным шпунтом для максимального усиления участков.

Монтаж шпунтового ограждения из труб

Технология ограждения

Устройство шпунтового ограждения котлована происходит по одной технологии. Процесс погружения и постройка необходимой стенки осуществляется в соответствии с проведенными расчетами, которые указываются в соответствующем проекте. В самом проекте прописывается способ крепления, глубина ограждения и тип шпунта. Перед проектными расчетами обязательно проводится гидротехническая оценка грунта.

Установка осуществляется по следующему принципу:

    проводится разметка и дальнейшая установка специальных направляющих;

    доставляется оборудование , может потребоваться бурение скважин;

    элементы погружаются в грунт, устанавливаются на своих местах;

    осуществляется крепление по подготовленному проекту.

Установка шпунтового ограждения чаще проводится при помощи спецтехники

Погружение свай может проводиться несколькими методами. Одним из вариантов является вдавливание специальными установками. В другом случае используются вибропогружатели. Также может применяться гидравлический молот. Самым дешевым способом погружения считается забивка, однако у него есть отрицательные стороны – подвижки грунта, повреждения расположенных близко сооружений. Поэтому он не подходит для применения возле промышленных комплексов или в городах. Самым деликатным способом является вдавливание, может использоваться в условиях плотной застройки. Вибропогружение подходит для мягких грунтов, может применяться практически везде, отличается производительностью.

Видео описание

В этом видео показано как проводится монтаж шпунтовых труб методом вибропогружения:

Для установки свай применяется специализированное оборудование и техника, которые могут использоваться даже на небольших объектах. Минимизация нагрузки на почву и упрощения погружения свай происходит с использованием вспомогательных технологий, например, лидерное бурение. Также упростить рабочие процессы можно при помощи подмыва с применением гидравлического оборудования. В некоторых случаях используется комбинированное погружение. Часто при обустройстве котлованов применяется забирка из досок, которая в дальнейшем выступает опалубкой для бетонирования. Для забирки применяется обрезная доска или стальной лист, при использовании на грунтах с большим количеством грунтовых вод надо дополнительно позаботиться о водоотведении.

В некоторых случаях может потребоваться усиление готовой стены. Для этого могут устанавливать диагональные подкосы, которые подпирают сваи, а сами они опираются на плиту фундамента или дно котлована. В других случаях необходимо использование распорок в виде горизонтальных балок, они упираются в стенки, и не позволяют ей опрокидываться. Иногда оптимальным решением является применение распределительного пояса – это горизонтальные балки, крепятся к шпунтам по всему периметру, укрепляют стену и распределяют нагрузку.

Шпунтовое ограждение при необходимости усиливается дополнительными балками и распорками

Технология монтажа

Отличий между вибрационной и ударной технологии погружения практически нет. Единственное различие – это особенности функционирования навесного оборудования. Стропирование и последовательность являются абсолютно идентичными.

Монтаж ограждения происходит по следующей технологии :

    материал поставляется на объект;

    краном шпунт распределяется по периметру строительного объекта;

    проводится разметка контура , используется сваебойный аппарат;

    производится стропирование и перемещения шпунта к месту монтажа;

    на шпунт монтируется наголовник погружателя, ограждение ставится на место забивки;

    шпунт вертикально выравнивается , осуществляется направляющее погружение;

    строповка демонтируется, шпунт погружается на глубину, указанную в проекте.

Таким образом погружается каждый шпунт. Робота проводится до того момента, пока не будет получено замкнутое ограждение по периметру котлована.

Когда все шпунты заглублены в грунт, можно приступать к рытью котлована, не опасаясь обрушения его стен

Расчеты и стоимость ограждения

Расчеты требуются для определения конфигурации, размера стены и дополнительного укрепления. Это позволит добиться необходимой прочности и устойчивости всей конструкции. В процессе расчетов учитываются показатели опрокидывающего воздействия, сил удерживающих стен, коэффициент работы конструкции в почве и надежности стенки. Последний может иметь разные отличия в зависимости от типа ограждения и особенностей грунта.

При определении прочности учитывается устойчивость метра стены к нагрузкам, сопротивление обвязки, нормативное сопротивление и коэффициент работы конструкции в грунте. Последним показателем является устойчивость замков к разрыву, где учитывают горизонтальные нагрузки, радиальное усилие, коэффициент условий работы и нормативную устойчивость замков к разрыву (меняется от типа стали).

Видео описание

О правилах монтажа безопасного шпунтового котлована:

Конечная стоимость котлована зависит от ряда важных факторов. В первую очередь учитывается тип применяемого материала, например, доски, трубы, металлические сваи, шпунт «Ларсена». На стоимость также влияет тип применяемого оборудования (сваебоя), которое применяется для забивки шпунта. Основной статьей расходов является объем проводимых работ. При этом общая стоимость может быть увеличена в результате необходимости применения по периметру удерживающих досок, которые выступают в качестве опор для укрепления стенки.

Элементы металлического шпунта сцепляются друг с другом как паззлы

Кратко о главном

Шпунтовое ограждение – это прочное и долговечное решение для обустройства строительных котлованов и укрепления берегов возле водоемов. Такое усиление стен котлованов позволяет им выдерживать большие нагрузки, а сами шпунты не боятся влияния влаги, высоких или низких температур. Считается одним из самых экономных вариантов, поскольку некоторые виды шпунта могут использоваться многоразового. Также существуют шпунты, который устанавливается только один раз. Для производства шпунта используется металл, дерево, пластик или железобетон. В зависимости от применяемого материала меняются характеристики самого ограждения. Перед использованием проводятся расчеты, которые помогут добиться самого лучшего результата.