Как сделать перерасчет по газу если зарегистрирован. Платежки за газ завышены: перерасчет тарифов и списание долга. Порядок расчета платы за потребленный газ

Современная экономическая ситуация диктует свои условия пользования энергоресурсами. Грамотный потребитель должен непременно знать, как оптимизировать собственные расходы на коммунальные услуги и эффективно использовать ресурсы. Платить меньше позволяет право на перерасчет за газ, который можно произвести без счетчика и с ним.

Порядок расчета платы за потребленный газ

Существует два способа расчета суммы за потребленный газ:

  • определение объема потребленного газа согласно показаниям прибора учета;
  • расчет по нормативам потребления.

Второй способ применяется в тогда, когда приборы учета отсутствуют, неисправны или не соответствуют установленным требованиям и их показания не могут считаться корректными. За состоянием приборов учета обязан следить поставщик газа, для этого законодательством предусмотрены проверки оборудования 1 раз в полугодие, но не чаще 1 раза в месяц. Основанием для внеплановой проверки может послужить заявление потребителя. Что входит в проверку:

  1. Техническое состояние прибора учета.
  2. Сохранность пломб.
  3. Техническая исправность бытовых газовых приборов.

Важно! Потребитель должен самостоятельно контролировать состояние счетчика, так как в случае выявления нарушений требований во время плановой проверки, объем израсходованного газа будет рассчитан по действующим нормативам за период со дня последней проверки, но не более шести месяцев.

В случае, когда гражданин не предоставляет данные за потребленный газ по счетчику, начисления производится по среднемесячным данным потребления за последние 12 месяцев. Если прибор учета установлен менее 12 месяцев назад, то берутся средние показатели за месяцы фактической работы счетчика. Тот же порядок действует, если абонент проживает или пользуется помещением менее года. Но такой способ расчета не может длиться более трех месяцев подряд.

Перерасчет за газ

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что плательщик может требовать изменения платежа за коммунальные услуги согласно установленным правилам. Сделать перерасчет за газ, если в помещении нет прибора учета, можно на следующих основаниях:

  1. Изменение количества зарегистрированных жильцов.
  2. Временное отсутствие зарегистрированного жильца.

В случае, когда жилец отсутствовал свыше пяти дней, он в праве заплатить только за те дни, когда он фактически пребывал в квартире. Исключаются полные календарные дни, когда жилец отсутствовал, не считая дней прибытия и убытия.

Поставщик обязан сделать перерасчет позднее, чем через пять дней после того, как жилец подал письменное заявление. Если плательщик обращается с заявлением на осуществление перерасчета за газ до начала периода отсутствия, то поставщик производит перерасчет за тот отрезок времени, который обозначен заявителем. Этот отрезок времени не может превышать шесть календарных месяцев. Когда потребитель отсутствует более шести месяцев, то в этом случае ему следует в письменной форме заявить о продлении периода временного отсутствия.

Важно отметить! Если потребитель обращается с заявлением на перерасчет после возвращения, то это должно быть сделано не позднее, чем 30 дней со дня прибытия. В этом случае поставщик газа делает перерасчет с учетом ранее осуществленных жильцом платежей за период перерасчета.

В каких случаях производится перерасчет по счетчикам

Ранее было сказано, что перерасчет может инициировать организация поставляющая газ, если по результатам проверки прибора учета будут выявлены нарушения. Но потребитель вправе потребовать перерасчет, если самостоятельно обнаружил нарушения в работе счетчика. Для этого ему необходимо вызвать специалистов газовой службы для демонтажа прибора учета и отправить его на проверку в экспертную организацию. Та обязана предоставить заключение по результатам экспертизы, которое в последствии может послужить основанием для изменения начислений.

Документы, необходимые для подачи заявления на перерасчет газа

Если перерасчет производится на основании изменения количества прописанных жильцов, то в этом случае к заявлению прилагается справка по форме 9 или, как еще ее называют, «справка о составе семьи». Справку выдают в ЖЭК или паспортном столе. Ее может получить любой человек, который имеет постоянную или временную регистрацию в той квартире, куда приходят квитанции на оплату. Данный документ содержит следующие сведения:

  • ФИО всех зарегистрированных людей в квартире;
  • их даты рождения;
  • даты получения регистрации в квартире;
  • кем приходятся зарегистрированные жильцы собственнику.

В справку могут быть включены данные о гражданах, которые ранее имели регистрацию в жилом помещении. Тогда в ней будут указаны даты снятия их с регистрационного учета.

Если перерасчет производится на основании временного отсутствия плательщика, то в этом случае к заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердили бы факт и продолжительность периода. Такими документами являются:

  1. Справка из лечебного или санаторно-курортного учреждения, если гражданин находился на лечении.
  2. Командировочный лист или иной документ, подтверждающий направление на служебную командировку: приказ, распоряжение и пр.
  3. Справка о временной регистрации по месту пребывания или ее копия.
  4. Проездные билеты или их копии, где указаны ФИО жильца квартиры.
  5. Справка, предоставленная организацией, которая осуществляет охрану квартиры, где указан промежуток времени, когда помещение непрерывно охранялось. Плательщик имеет право предоставить другие документы, которые, по его мнению, подтверждают факт отсутствия и его продолжительность.

Правила, которые позволяют экономить газ

Не всем потребителям известно, чтобы сэкономить на оплате газа, необходимо соблюдать простые бытовые правила:

Установка приборов учета или счетчиков. Так потребитель гарантировано оплачивает только тот газ, который он израсходовал. Этот способ экономии актуален в том случае, когда в квартире количество фактически проживающих граждан меньше числа тех, кто в ней зарегистрирован.

Соблюдение правил пользования газовой плитой. Для экономии газа, необходимо контролировать, чтобы пламя не обогревало стенки кастрюли или другой емкости, используемой при приготовлении пищи. Это объясняется тем, что на языках пламени самая высокая температура, поэтому они должны быть расположены непосредственно под дном. Еще одним простым правилом является регулировка пламени в процессе приготовления пищи или нагрева воды. Если, согласно рецепту, блюдо, после закипания, должно томиться на малом огне, эту рекомендацию не стоит игнорировать. Существует специальная посуда для использования на газовых плитах, которая помогает не расходовать лишний газ. Примером может послужить обыкновенный чайник со свистком, который сообщит, что вода уже закипела и плиту можно отключить.

Экономия на подаче горячей воды. Существует два вида бойлеров, которые обеспечивают нагрев воды с использованием газа: накопительный и проточный. Принцип действия накопительного бойлера в том, чтобы в нем всегда находилась горячая вода, для этого она подогревается по мере остывания. Второй же тип нагревает воду только по мере необходимости, то есть водонагреватель включается только тогда, когда открывается кран с горячей водой. Это и обеспечивает экономный расход газа. Недостаток проточного бойлера в том, что он дает воду умеренной температуры. По настоящему горячую воду можно получить только из водонагревателя накопительного типа.

Экономия на отопительной системе. Если потребитель желает сэкономить газ на отоплении жилого помещения, то ему следует позаботиться о теплоизоляции, ведь. Это касается не только щелей и тонких стен, но и оконных и дверных проемов, которые должны быть тщательно утеплены. Еще одним главным условием является грамотный выбор нагревательного котла, чтобы работая, он обеспечивал достаточное тепло, но не был слишком мощным, так как тогда придется платить лишние деньги за газ.

Интересно! Одним из простейших способов избежать потери тепла является установка между стеной и батареей теплоотводного экрана из фольги.

Использование специальных устройств. Сегодня существует множество «умных» приборов, которые позволяют сэкономить газ. Среди них системы отопления, которые автоматически регулируют температуру помещения. Такие системы могут учитывать расположение людей и снижать температуру там, где их нет. Еще одним таким устройством являются автоматические датчики. Их несколько разновидностей. Одни учитывают температуру внешней среды и, если та повышается, снижают температуру в доме. Другие поддерживают температурный режим в помещении, изменяя интенсивность подачи газа. Специальный прибор под названием рекуператор встраивается в систему вентиляции, чтобы избежать потери тепла через вентиляционные трубы.

Чтобы платить меньше за коммунальные услуги, необходимо стать грамотным потребителем. Изучить свои права и обязанности, а также способы эффективного использования ресурсов может абсолютно каждый. Соблюдая простые правила, плательщик может без труда экономить свои средства.

Перерасчет платы за газ имеет, как показывает практика, некоторые особенности. Размер и порядок начислений зависят от субъекта Российской Федерации и не всегда соответствуют федеральному законодательству.

Порядок перерасчета платы за газ: что говорит законодательство

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354).

Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД:

  • непосредственно управляющими МКД;
  • выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
  • в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
  • УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение (в т. ч. поставка бытового газа в баллонах) отнесено к коммунальным услугам. Жилищные отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в соответствии со ст. 5 и 8 ЖК РФ регулируется специальным законодательством с учетом требований Жилищного кодекса.

  • Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ

Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа - исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

Урегулирование указанных правоотношений между поставщиками газа и непосредственными потребителями необходимо в силу требований Жилищного кодекса. В частности, при временном отсутствии граждан плата за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемая исходя из нормативов потребления, в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ определяется с учетом периода временного отсутствия потребителей в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Норматив потребления коммунальных услуг - месячный расчетный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем. Ответственность за соответствующее требованиям состояние внутридомовых инженерных систем и оборудования, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в МКД несут собственники помещений или УО, заключившая с ними договор на управление МКД.

  • Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86–97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано.

В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Так, например, в постановлении правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» указано, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). При представлении в филиал ГУП газового хозяйства Московской области справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире, комнате) норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.

  • Заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями

Согласно приказу министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 № 195 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.).

При этом практика в отношении действительности подобных региональных нормативных правовых актов является неоднозначной.

Так, например, собственник комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части примечания упомянутого приказа минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. Свои требования заявитель обосновал тем, что он проживает по месту регистрации в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета газа, и поэтому оплачивает услуги газоснабжения в адрес ОАО «Самарагаз» по нормативу по месту регистрации.

Как сделать перерасчет платы за газ: опыт регионов

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Самарский областной суд решением от 22.03.2013 удовлетворил заявленные требования, отметив, что Правилами № 306 установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги газоснабжения в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи. Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7 решение Самарского областного суда от 22.03.2013 оставлено без изменения.

В Московской области действует постановление правительства МО от 23.01.2014 № 9/1 «Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области». Указанное постановление содержит весьма интересную норму, согласно которой при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них зарегистрированных граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим ценам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). Это правило, установленное постановлением правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43, также обжаловалось, однако недействительным признано не было (решение Московского областного суда от 24.01.2013 по делу № 3–8/13). Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример

Собственник помещений в МКД обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» о возложении обязанности сделать перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании неосновательного обогащения в связи с тем, что в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован, не проживает и услугой газоснабжения не пользуется, поскольку собственник зарегистрирован и постоянно проживает в другом городе. Прибором учета газа жилое помещение не оборудовано. На неоднократные обращения к ответчикам о перерасчете и возврате излишне уплаченных денежных средств получен отказ.

Признавая доказанным факт неиспользования коммунальной услуги газоснабжения в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что собственник постоянно проживает и работает в другом городе, в квартире не зарегистрирован.

Апелляция с такой позицией не согласилась, отметив, что истец, зарегистрированный и проживающий в другом городе, либо иные лица не лишены возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении, требования по перерасчету потребления газа в котором стали предметом спора. Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления услуги газоснабжения, суду истцом не предоставлено.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие, в связи с чем суд посчитал невозможным применение к рассматриваемым правоотношениям положений о перерасчете платы за коммунальные услуги, предусмотренных пп. 86–97 Правил № 354, и отказал в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Мурманского областного суда от 18.12.2013 по делу № 33–4178).

Рассматриваемый пример - это классический случай возложения обязанности доказать «наличие отсутствия», что объективно не всегда возможно. При этом суд посчитал, что постоянное отсутствие в жилом помещении в данном случае не может считаться основанием для перерасчета платы по правилам о временном отсутствии, согласно которым заявление на перерасчет можно подать до начала периода временного отсутствия или по окончании такого отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения домой. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия потребителя.

Пример

Д. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о непроживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о непредоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33–1190/2014).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Как не платить за газ для населения по завышенным тарифам? Нужно ли оплачивать газ по новым платежкам? Как заставить газоснабжающую организацию сделать перерасчет квитанции за газ? Как бытовому потребителю списать часть существующего долга за газ?

«Юридический портал Украины» (www.сайт) приводит реально работающую процедуру для снижения имеющейся суммы задолженности и последующего правового принуждения обл(гор)газа (далее — «облгаз») к снижению газового тарифа, которой уже воспользовались многие украинцы. Чтобы добиться справедливой тарификации газоснабжения - воспользуйтесь инструкцией нашего юриста по жилищным делам и вопросам ЖКХ.

Облгазы Украины выставляют населению завышенные платежки по необоснованному тарифу за газ до тех пор, пока потребитель их оплачивает. Реструктуризация долгов по газоснабжению, как и сниженная (индивидуальная) тарификация, возможна только при условии активной позиции потребителя газа. Рассмотрим правовые основания и порядок действий подробнее.

Причины завышенных платежек за газ

Основными причинами незаконного завышения тарифа в газовых квитанциях являются:

  • включение в тариф за газоснабжение доплат, которые начисляются газосбыточными организациями
  • расчет объема использованного газа с применением повышенных норм потребления природного газа
  • с 2020 года украинские потребители стали получать две квитанции за газ: первая — платежка за потребленные кубометры, а вторая — плата за распределение (доставку) природного газа

Существует ряд и других, менее распространенных, причин. Ко всем случаям завышенных сумм в платежках подходит образец заявления о перерасчете (снижении) размера газового долга, приведенный в этой статье.

Граничные нормы потребления газа

23 января 2019 года Министр социальной политики Украины впервые официально признал незаконность использования завышенных граничных норм потребления газа для квартир без счетчика.

Главная причина возникшей правовой коллизии между заявлением Минсоцполитики и позицией облгазов (которые используют завышенный тариф) следующая: установка газовых счетчиков для населения включена в стоимость газа, поэтому снабжающая организация обязана оборудовать каждую квартиру индивидуальным прибором учета за свой счет. Если газовый счетчик не был установлен по любой причине, кроме отказа потребителя, расчет по максимальной норме использования газа является незаконным и гражданин имеет право требовать вернуть чрезмерно уплаченные денежные средства.

Некоторые владельцы квартир без газового счетчика получают новые платежки по завышенному тарифу. Например, вместо нормы 3,29 кубических метра газа на одного человека в месяц, для расчета фактического потребления применяется норма более 3,3 кубометра. При этом на практике среднестатистический жилец многоквартирного дома реально потребляет для приготовления пищи не больше 3 куб. м газа на протяжении месяца. Остальное - это «свободные» объемы газа, которые остаются неучтенными и могут быть повторно перепроданы другим потребителям.

Таким образом завышенные нормы потребления приводят к тому, что население оплачивает газ дважды - «за себя и за того парня» (в роли последнего обычно выступает промышленный потребитель). Поэтому двойные тарифы квитанций за природный газ населению очень выгодны газосбыточным организациям. Избежать расчета потребленного газа по двойным тарифам можно с помощью установки индивидуального счетчика, причем осуществлять его приобретение и установку в квартире конечного потребителя должна газоснабжающая организация за свои средства.

Если индивидуальный прибор учета отсутствует - нужно добиваться его немедленной установки за счет поставщика услуг (потребители имеют право на бесплатную установку счетчиков). В противном случае, если облгаз не установил счетчик - требуйте снижения газового тарифа, реструктуризации суммы долга и перерасчета размера ежемесячного платежа за газ (пример заявления см. ниже).

Незаконное начисление доплаты

Кроме манипуляций с тарифной сеткой газосбыточные организации могут незаконно начислять такие виды доплат за газ:

  • доплата в связи с увеличением нормы потребления на человека (возникает задолженность за прошедшее время, которую требуют погасить)
  • включение в тариф потерь снабжающей организации из-за расширения газа при высоких температурах и уменьшении его объема при низких
  • увеличение тарифа за счет включения в него расходов поставщика услуг на модернизацию газотранспортных сетей и оборудования
  • плата за доставку (распределение) природного газа

Внимательно проверьте полученную квитанцию за газ и убедитесь в отсутствии незаконного начисления доплат. Если тарифы в платежке и общая сумма оплаты за газоснабжение рассчитаны с учетом доплаты - требуйте перерасчета размера задолженности.

Способы снижения стоимости газа

Уменьшить сумму в газовой платежке возможно только двумя путями:

  • установить в своей квартире счетчик (при условии адекватных тарифов на газ)
  • добиться снижения стоимости газа, проведя перерасчет норм его потребления

Подробнее о в текущем году.

Снизить размер ежемесячной платы за газ и пересчитать сумму долга можно такими способами:

  • обратиться в газоснабжающую организацию с заявлением о пересчете ежемесячных платежей и задолженности за газ
  • подать исковое заявление в суд о снижении начислений, применении меньших норм потребления и уменьшении тарифа
  • подать заявление об отмене дополнительного счета для отдельной оплаты услуг по распределению (доставке) природного газа

При этом важно знать, что первый способ является обязательным в любом случае. Для обращения потребителя в суд с заявлением о перерасчете платежек за газ требуется предварительно написать заявление в облгаз и получить отказ. Следует отметить, что части потребителей удается получить положительное решение уже на первом этапе процедуры спора (не желая доводить до суда, облгазы идут на уступки). Однако для позитивного исхода дела потребителю необходимо проявить инициативу.

Образец заявления в обл(гор)газ

Составить заявление в гор(обл)газ можно по примеру такого обращения:

Загрузить в Киевгаз (pdf)

Скачать в Киевгаз (docx)

Описание нарушений может быть другим — формулировка зависит от замечаний потребителя.

В Украине наиболее распространены такие формы заявлений-претензий в обл (гор) газы:

  • завышение тарифа при расчете сумм в газовой квитанции
  • плохое качество (калорийность, теплота сгорания) газа

С указанными выше претензиями к снабжающим компаниям одинаково часто сталкиваются как домохозяйства, оборудованные газовыми счетчиками, так и собственники квартир без счетчиков газа.

Если на уровне региональных газосбыточных компаний законные требования потребителей не удовлетворяются, следующим этапом защиты нарушенных прав будет судебная процедура (иск в суд). Для составления искового заявления в суд потребуется юридическая помощь адвоката по коммунальным вопросам и делам ЖКХ (получить бесплатную консультацию можно ниже).

Любой человек, где бы он ни проживал, каждый день пользуется коммунальными услугами. К ним относится водоснабжение, канализация, электроэнергия, отопление и, конечно же, газоснабжение в тех домах, где оно предусмотрено. Для того, чтобы регулярно оплачивать такие коммунальные услуги необходимо знать не только тарифы и порядок оплаты, но и нормы оказания этих услуг, права и обязанности пользователя и поставщика. Именно поэтому необходимо изучить основные нормативы и требования, чтобы не только знать о том, сколько платить, но и о том, что за эти деньги должны предоставить.

Без природного газа жить вполне можно. Практически половина жилых многоквартирных домов в нашей стране оснащены электрическими плитами. Надо отметить, что это, помимо прочего, еще и более безопасно. Однако другая половина все же готовит себе пищу на газу, а кроме того, использует газовые колонки для подогрева воды и газовые котлы для отопления. Именно для таких граждан, мы постарались объединить в этом материале основные правила пользования природным газом, порядок предоставления этой коммунальной услуги и правила определения тарифов. Чтобы каждый собственник жилья или просто жилец мог знать, как ему действовать в любой ситуации

Нормы предоставления услуги по централизованному снабжению населения природным газом

Требования к порядку и нормам предоставления услуги по газоснабжению определены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Газоснабжение - это коммунальная услуга по централизованному обеспечению природным газом жилых домов, как многоквартирных, так и частных. Поскольку газ является источником повышенной опасности , в плане пожаров или взрывов, то обеспечение этой услугой происходит по строгим правилам. Технически газоснабжение представляет собой распределительную сеть природного газа в населенном пункте, в которой по газопроводу природный газ поставляется напрямую к газовому оборудованию абонентов. Таким образом, существует магистральный газопровод и городская или поселковая газовая сеть . В этой сети газ находится под определенным давлением. Такое давление должно быть сбалансировано, вне зависимости от того, сколько газа потребляют абоненты, поэтому в системе установлены специальные устройства – газгольдеры, которые компенсируют неравномерность потребления газа. Ведь при падении давления, абоненты не смогут пользоваться своими газовыми приборами, а при увеличении давления возникает опасность взрыва.

Поэтому, надо сразу сделать отступление и сказать о том, что любые манипуляции с газовыми трубами и газовым оборудованием должны производить только профессиональные газовщики, а не «сантехник дядя Вася» или умелые руки хозяина жилья. С газом не шутят. Ведь при неправильном монтаже водопровода или подключении электропроводке квартире угрожает только локальный потом или короткое замыкание. А вот за неправильное подключение или самовольные манипуляции с газовым оборудованием можно заплатить жизнями себя, своих родных и соседей. Поэтому, нужно помнить, что если давление в газовой сети вдруг упало, или газовщики выполняют аварийное или плановое отключение газа, необходимо перекрыть поступление газа к плите, колонке или газовому котлу. Для этого в каждой квартире или доме установлен специальный вентиль. Включать газ в этой ситуации можно только после команды газовщиков. Поскольку в момент подачи газа в сети может возникнуть избыточное давление и это может привести ко взрыву.

Так вот, газоснабжение жилого дома - это упорядоченная система абонентских ответвлений, которые соединены с городской газовой сетью. Что представляет собой абонентское ответвление? Это система, состоящая из нескольких системообразующих точек: ввод газа непосредственно к абоненту, внутридомовой газопровод и ввод газа в сам дом. Примечательно, что существует возможность перекрыть подачу природного газа к каждому жилому дому в отдельности. Для этого существует особая задвижка, расположенная на расстоянии не менее двух метров от линии застроек. Такое отключающее устройство располагается в специальном колодце, комплексно, по одному на каждое жилое здание.

В жилой многоквартирный дом газопровод входит через лестничные клетки. При этом в каждую квартиру через технические коридоры подведены газовые трубы, выходящие на кухню. Технические коридоры в доме является обязательными, поскольку ввод газа напрямую в системы вентиляции, лифтовые шахты или квартиры является недопустимым. Газовые стояки должны устанавливаться в кухнях и на лестничных клетках вертикально. Установка или перенос газовых коммуникаций их в другие части квартиры, к примеру санузлы, лоджии или коридоры является недопустимым. При установке газового котла или колонки является обязательным подключение их к вентиляционной системе.

Надо отметить, что любая газопоставляющая организация обязана заключать с абонентами договор не только на поставку природного газа, но и на обслуживание газовых приборов . Такое обслуживание является обязательным и отказаться от него нельзя. Оплачивается оно ежегодно, из расчета газовых приборов в квартире, в соответствии с установленным тарифом, который можно узнать из договора или на сайте поставщика. Ежемесячно специалисты компании обязаны производить осмотр газовых приборов абонента и составлять акт об их состоянии и исправности. В случае неисправности, газовый прибор должен быть отключен от газоснабжения до его ремонта или замены.

В некоторых многоквартирных домах, где отсутствует внутренний газопровод, однако уставлены газовые плиты, разрешается использовать жидкий газ в баллонах. Реализацию таких баллонов с газом объемом 50-80 литров осуществляет только газовая компания. Они поставляются проверенными, а жильцы при их подключении обязаны соблюдать нормы техники безопасности. Они устанавливаются на кухне непосредственно рядом с газовой плитой. Одного баллона газа ориентировочно хватает, на один или несколько месяцев, в зависимости от интенсивности использования.

Каким образом платить за газ?

Правила и нормы расчета платы за газоснабжение приведены в приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно этим правилам, плата за газ подразделяется на две категории:

1. Абонентская плата за газ, непосредственно предоставленный в жилое/нежилое помещение;

2. Плата за газ, предоставленный в многоквартирном доме на общедомовые нужды.

Как следует из новых правил расчета за коммунальные услуги, включая газоснабжение, оплата за некоторые виды услуг может осуществляться как по нормам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета. Оплата за газ, в частности, зависит от количества человек, зарегистрированных в квартире. Также может быть установлен индивидуальный счетчик. Установкой такого счетчика занимается исключительно газовая компания. Она же осуществляет его проверку и обслуживание. По договору с абонентом. Платить же за газ жильцы могут, как непосредственно газовой компании, если с ней заключен абонентский договор, так и компании, обслуживающей дом, в составе единой квитанции за коммунальные услуги. Тарифы на газоснабжение всегда устанавливаются централизовано, местными органами власти, уполномоченными на утверждение коммунальных тарифов. Как и на остальные коммунальные услуги, на оплату газа, в случае необходимости может быть предоставлена субсидия.

Расчет размера оплаты за газ, предоставленный в жилом помещении:

При наличии газового счетчика

Размер оплаты за газ в квартире или частном доме, оборудованном индивидуальным прибором учета природного газа определен в пункте 42 Правил предоставления коммунальных услуг. Для этого существует и приведена в документе специальная формула №1:

В которой:

  1. - это общее количество природного газа, потребленного за расчетный период абонентом в жилом помещении, определенное в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета,
  2. - это тариф на газоснабжение, установленный местным органом власти, в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации.

В результате получается стоимость потребленного газа, которую абонент должен уплатить.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом/нежилом помещении:

  • Показания по газовому счетчику за календарный месяц составили 100 кубических метров
  • Установленный тариф на услугу газоснабжения в регионе для населения в многоквартирных домах утвержден в размере 4,5 рубля за 1 кубический метр потребленного газа.

Итого: 100 х 4,5 = 450 рублей

При отсутствии газового счетчика

Размер оплаты за коммунальную услугу по использованию природного газа для отопления в квартире или доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа осуществляется также, в соответствии с пунктом 42 правил предоставления коммунальных услуг, по формуле № 5:

В которой:

  1. - это общая площадь квартиры или дома,
  2. - это норматив потребления газа на отопление жилых помещений,
  3. - это количество жильцов, которые постоянно и временно проживают в квартире или доме,
  4. - это норматив потребления газа для приготовления пищи,
  5. - это норматив потребления газа для подогрева воды при отсутствии центрального горячего водоснабжения,
  6. - это тариф на газ, который установлен местным органом власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этой формулы видно, что газ можно использовать как для приготовления пищи, так и для отопления и горячего водоснабжения. Если какая-либо функция при этом не используется, ее можно просто убрать из формулы. В многоквартирных домах чаще всего используется только функция приготовления пищи на газу. Поэтому и рассчитывать стоимость газа нужно только исходя из количества проживающих людей и норм для газовых плит.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом помещении:

Если квартира просто оборудована газовой плитой, и не оборудована газовым водонагревателем и отоплением.

  • В квартире проживает 4 человека
  • Установленный в регионе норматив потребления природного газа для приготовления пищи составляет 12,58 куб. метров на 1 человека
  • Установленный в регионе тариф на природный газ составляет 4,5 рубля за 1 куб. метр.

Размер платы за газоснабжение по данной квартире за один месяц составит:
4*(4,5*12,58) = 226,44 рубля

Общедомовые нужды на газ обычно рассчитываются исходя из показаний общедомового прибора учета и выставляются отдельной строкой в квитанции на оплату коммунальных услуг и обслуживание дома. Узнать все нормы и тарифы, а также воспользоваться специальными калькуляторами для расчетов, чаще всего можно на сайтах газовых компаний в сети интернет.

Нужно ли платить за техническое обслуживание газового оборудования

Этот возникает вопрос у потребителей такого коммунального ресурса, как природный газ. В свое время, для того чтобы предотвратить аварийные ситуации, было принято Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 года, в котором оговорена возможность отключения потребителя от общей газовой системы, если он не имеет договора на оказание услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В состав проводимого ТО должны входить:

Услуги по визуальной проверке ВДГО (его целостности и укомплектованности);

Проверка герметичности соединений – прибором-газоанализатором либо мыльной эмульсией;

Проверка целостности и укомплектованности газового оборудования;

Разъяснение особенностей потребления природного газа;

Принятие неотложных мер по устранению, в случае выявления неисправностей.

Ст. 26 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указано, что поставщикам газа запрещено навязывать дополнительные услуги, помимо услуг именно по газоснабжению. Проверка же оборудования должна проводиться не реже 1 раза в полгода и осуществляться абсолютно бесплатно. Заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, возможно. Однако, оно не должно произойти в результате навязывания, иначе будет иметь место нарушение ст.16 ФЗ "О защите прав потребителей". Контроль за соблюдением законности в этой сфере возложен на Роспотребнадзор, а также Федеральную антимонопольную службу, которая имеет полномочия привлекать организацию - нарушителя по ст. 14.6 КоАП РФ.

С незапамятных времен, техническое обслуживание проводилось бесплатно, до тех пор, пока на все внутридомовые газовые сети и оборудование находились на балансе газораспределительных организаций. С 1997 года, когда газовое оборудование перестало быть опасным объектом, что повлекло к нарушению системы контроля за состоянием ВДГО.

В 2006 году Федеральной службой по тарифам, затраты на обслуживание ВДГО вообще изъяли из розничной цены за потребление природного газа. Плата за техническое обслуживание и ремонт газовых систем и оборудования стала взиматься отдельно, согласно договорам, заключаемых ТСЖ и управляющими компаниями. Порой работы по техническому обслуживанию проводились специалистами, не имеющими образования и специального оборудования, что не раз приводило к возникновению аварийных ситуаций. Ситуация изменилась с появлением в 2008 году вышеупомянутого Постановления Правительства № 549, а также, в 2009 году, приказа Министерства регионального развития РФ № 239 устанавливающего порядок содержания и ремонта ВДГО.

В связи с принятием этих документов, потребитель стал отвечать за состояние оборудования и ему была вменена обязанность заключения договоров с соответствующей организацией. Правовое поле постепенно заполнялось и другими упорядочивающими законодательными и нормативными актами. В 2013 году принято постановление правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», также приказ Ростехнадзора № 613, который четко обозначил «правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Вместе с тем, несмотря на все меры по упорядочиванию и регламентированию ТО, навязать услугу не может никто. Если потребитель считает, что дополнительный платеж ему навязывают, то он вправе обратиться в региональное отделение ФАС либо в территориальное управление Роспотребнадзора, где его обращение обязательно рассмотрят.